Анализ «Свои люди – сочтемся» Островский. «Главные действующие лица пьесы А.Н.Островского "Свои люди — сочтемся!" Краткая характеристика героев свои люди сочтемся

22.12.2021

Сочинение

Подлинную литературную известность А. Н. Островскому принесла комедия «Банкрот», опубликованная в журнале «Москвитянин» в 1850 году под названием «Свои люди - сочтемся!». В этой комедии сильно чувствуется влияние Гоголя. В основу сюжета положен довольно распространенный в купеческой среде тех лет случай ложного банкротства с целью обмана кредиторов. Главный герой комедии - богатый московский купец Самсон Силыч Большое, желавший «надуть» заимодавцев, но сам пострадавший от обмана собственного приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзи-на, на которого он переписал весь свой капитал и за которого отдал свою дочь Олимпиаду Самсонов-ну. Оказавшись в долговой тюрьме, БОЛЬШОЕ убеждается, что стал жертвой куда большего мошенника, чем он сам. Зять и дочь не хотят выкупить отца из тюрьмы, так как жалеют денег для кредиторов. В комедии выведен ряд характеров, совершенно незнакомых русской литературе до Островского. Помимо самого Вольтова, его жены, Агра-фены Кондратьевны, дочери, приказчика Под-халюзина это и весьма колоритные образы московской свахи Устиньи Наумовны, спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную плату различные официальные документы. Все это был совершенно новый, иной мир. Не случайно Острбвский получил прозвище «Колумб Замоскворечья». Сюжет комедии представляет собой бесконечную цепь обманов, и на первых порах никто из персонажей не вызывает сочувствия, как и в гоголевском «Ревизоре». Но в финале комедии Островский неожиданно придает образам Самсона Силыча и его жены драматические нотки, пробуждая зрительское сострадание к чувствам родителей, обманутых собственными детьми, оказавшимися настолько безжалостными, что готовы оставить родного отца в тюрьме. Если старшему поколению купцов, представленному образами Большова и Аграфены Кондратьевны, еще свойственны какие-то призрачные представления о нравственности, распространяющиеся хотя бы на своих близких, то для детей уже ничто не свято, даже родственные отношения.

Открытием для читающей публики оказался не только купеческий патриархальный мир, окрещенный Добролюбовым выражением «темное царство», но и тип купца-самодура, превращающего собственную блажь в закон жизни для окружающих. Даже слово «самодур» было придумано Островским.

Комедия «Свои люди - сочтемся!» была запрещена для постановки на сцене самим Николаем I.

Другие сочинения по этому произведению

Монолог Липочки как средство характеристики героини. Отзыв по пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Подхалюзин - характеристика литературного героя

Главной темой произведения становится вечный конфликт между отцами и детьми. Проявление безразличия к собственным детям привело к печальному финалу. Образ и характеристика Большова в комедии Островского ‹‹Свои люди -сочтемся!›› с цитатами покажут читателю наглядный пример того, как невежество и корысть могут сыграть против человека злую шутку.

Большов Самсон Силыч – зажиточный купец. Женат. Жаден и расчетлив. Отец Олимпиады. Отрицательный персонаж.

Образ

Самсон Силыч вполне успешный купец. Не каждый может похвастаться, что у него в собственности три торговых лавки в Москве. В семье у него тоже все в порядке. Всю жизнь прожил в браке с одной женщиной, матерью его единственной дочери, Аграфеной Кондратьевной. Воспитывает дочь Олимпиаду Самсоновну, которую все домашние называют не иначе как Липочка.

Происхождения он самого простого, крестьянского. Так же, как и супруга. Не сразу он стал уважаемым купцом. До того как податься в торговлю, Большов занимался продажами голиц для рабочих.

Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не поневщица – из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.

Характеристика

Создается впечатление, что Большов целеустремленный и всего добился упорным трудом, но это не так. Он просто удачно попал в струю, чем без раздумий воспользовался. Формирование его внутреннего характера и умственного развития остались на прежнем уровне. Самсон Силыч просто пытается соответствовать тем людям и той среде, в которой живет, не более.

По натуре своей Большов черствый и холодный. Он постоянно грубит в разговоре не только подчиненным, но и близким людям, считая, что это правильно. Даже в общении с дочерью проявляет полное равнодушие, ставя превыше всего собственный интересы и выгоду. Это особенно видно в тот момент, когда он настаивал на замужестве Олимпиады с приказчиком. Девушка была категорически против, но слово отца в этой семье закон.

Захотел выдать дочь за приказчика и поставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу.

Только он может распоряжаться судьбой собственной дочери. Ее мнение ему абсолютно безразлично.

Он властен и жесток по отношению к окружающим. Его деспотичность проявляется при каждом удобном случае. Всем, кто ниже по статусу, он ясно дает понять, кто хозяин положения. Все его детство прошло среди унижений и упреков и сейчас он в полной мере наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других. Ему это доставляет ни с чем ни сравнимое удовольствие.

Заняв крупную сумму денег, Большов изначально не планировал ее возвращать. Прикрываясь ложным банкротством, он пытается таким образом скрыться от сумасшедших долгов перед кредиторами. В итоге переписывает состояние приказчику Подхалюзину, которое по его словам будет неплохим приданым для дочери.

Ему свойственно упрямство.

Коли ему что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова.

Подлость и хитрость.

Коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!

Напрасно Большов ожидал от дочери и зятя поддержки. Он до последней минуты надеялся спастись благодаря семейным узам, но не тут-то было. Что посеешь, то пожнешь. Вырвавшись из-под родительской опеки, дочь смогла избавиться от этого ига, тяготившего ее. У нее нет к отцу ни жалости, ни сострадания. Оказавшись на грани отчаяния, обманутый дочерью и приказчиком, он понимает, что совершил непоправимую ошибку, получив по заслугам. Нельзя требовать от детей любви, честности, благородства, если у самого отсутствуют моральные качества.

Змеи вы подколодные!...

Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне!

Ведь я злостный – умышленный...ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!


Матерый купец попался в собственную ловушку. Он не учел, что всегда найдутся люди хитрее и предприимчивее. Такими людьми оказались Рисположенский и Подхалюзин без труда сумевшие обмануть его.

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди - сочтемся». В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь - не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка - купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий - Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация - отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка - логический итог - обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди - сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди - сочтемся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Ее появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» ее варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем - противостояние двух поколений , «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России - купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном - удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь - не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине - «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При проведении в пьесе «Свои люди - сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы - решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

Жанр

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 50.

Пьеса Николая Островского « Свои люди – сочтемся» щедро насыщена гоголевскими традициями. Она, подобно «Мертвым душам», метко описывала недостатки и пороки, но не дворянского, а уже купеческого мира. В основу сюжета легла обычная распространенная в тех годах история о мошенничестве в среде купечества.

Двуличие и метаморфозы героев комедии

Самсон Большов – знатный купец в городе, он занимает у своих товарищей большую суму денег, но не имеет никакого желания ее отдавать, чтоб еще больше приумножить свое состояние.

Воспользовавшись тем, что в Москве уже довольно широкого распространения получила тенденция объявления себя банкротом, Большов придумал гениальную на его взгляд аферу, заручившись поддержкой своей дочери Липочки.

Девушка страстно мечтала выйти замуж. Но в ее понимании жених должен отвечать всем запросам высшего общества: быть благородного происхождения, модно одеваться, иметь состояние.

Но отец приготовил для дочери другую партию – приказчика Лазаря Подхалюзина. Брак с непримечательным Лазарем вызывает у Липочки настоящую истерику, ведь ее девичьи мечты необратимо крушатся.

Однако девушка не может идти против воли своего отца и выходит за него замуж. Тем временем, Большов воплощает свою аферу в жизнь – он переписывает на имя Подхалюзина все свое имущество, объявляет себя банкротом и отправляется в тюрьму.

Но в тюрьме Большов не страдает, ведь он свято верит в свой предварительный договор с дочерью и Подхалюзиным: они должны были сразу внести залоговую суму за его освобождение.

Но Подхалюзин и Липочка решают не тратить деньги на свободу отца и не платят за него выкуп. Таким образом, молодое семейство без тени зазрения расходует отцовское благосостояние, тем временем пока их отец сидит в заключении.

Двуличие Липочки

Липочка, которая на первых страницах романа предстает перед нами светлой и доброй девушкой, в ходе развития сюжета оказывается достойной своего жадного алчного отца.

Для Большова, который не смотря на свое желание разбогатеть обманным путем, все таки существуют понятия чести и семейного родства. Он даже подумать не мог, что его родная дочь сможет бросить его в беде.

Но у Липочки были совсем другие взгляды на жизнь: она без сомнений идет в сговор с мужем, которого ранее ненавидела и делит с ним семейные богатства.

Двуличие Подхалюзина

Приказчик Подхалюзин, во время службы у Большова, мастерски завоевывает его доверие к себе. Более того, играя роль покорного слуги, ему удается манипулировать купцом.

Ради денег приказчик готов на многое, в том числе и изменить свой образ жизни, чтобы максимально соответствовать запросам Липочки. Жизненная мудрость не помогает Большову раскусить истинные планы своего будущего зятя, и он без сомнения передает ему все свое состояние.

Из множества героев, только Большов вызывает у читателя подобие жалости. В своем поступке он руководствовался желанием еще больше разбогатеть, но не следует забывать, что он сохранил в своей душе понятия доверия, чести, семейных отношений, как надежного жизненного оплота.

К сожалению, это не было присуще двуличным Липочке и Подхалюзину, которые в погоне за деньгами потеряли все духовные ценности.

В пьесе очень ярко показаны изменения жизненных ориентиров главных героев. Ради материального достатка они предают родного человека, обрекают его на мучения, страдания и позор.

Сочинение

БОЛЬШОВ - герой комедии А.Н.Островского «Свои люди - сочтемся» (1849, первонач. назв. «Банкрот»). Б.- первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов, Хлынов, Восми-братов, Бессудный, Барабошев, Каркунов - различные вариации одного человеческого типа «самодуров», названных демократической критикой в числе важнейших художественных открытий Островского.

Б.- «купец богатейший», соблазнившись тем, что «все кругом мошенники», задумывает ложное банкротство. С помощью спившегося стряпчего он отписывает все свое имущество приказчику Подхалюзину, а для закрепления сделки выдает за него замуж дочь: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Упрямство Б. доводит его до крайности в нежелании платить кредиторам: «Да я лучше все огнем сожгу, а уж им ни копейки не дам». Об этом качестве характера Б. Подхалюзин говорит: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова».

Б. последнего акта, обманутый Подхалюзи-ным, прошедший через «страм» и унижение «ямы», изменился. В нем пробудился стыд, появилось сознание греха: «Каково мне по Ильинке-то итти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской: как мне взглянуть-то на нее, на матушку?» В построении этого акта критика отметила «искусное введение в комедию драматического элемента» (И.А.Гончаров). А сцена отказа Б. в помощи со стороны неблагодарных дочери и зятя дала основание назвать Б. «замоскворецким королем Лиром». Разумеется, шекспировская тема была решена драматургом в пределах национального, конкретно-исторического, характерного типа.

Другие сочинения по этому произведению

Монолог Липочки как средство характеристики героини. Отзыв по пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Подхалюзин - характеристика литературного героя