Чин погребения спасителя. Богослужения Великой Пятницы. Чин выноса и погребения Плащаницы. Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Христе мой

12.07.2020

В пятницу утром на Великих (Царских) часах снова последовательно читаются Страстные Евангельские эпизоды.

Затем служится Вечерня с выносом Святой Плащаницы, малое повечерие с каноном Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы» .

Служба отражает событие снятия с креста по просьбе Иосифа Аримафейского Тела умершего Иисуса. И потому при завершении службы хор начинает петь длинную стихиру, в которой слышны древние традиции плача над покойником: «Тебе́ оде́ющагося све́том, я́ко ризою…»

В алтаре в это время священник кадит священную Плащаницу, лежащую на престоле. Затем ее поднимают над головами и несут к людям в храм в знак снятия с креста тела Иисуса.

По отпусте вечерни ― целование Плащаницы

Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не принимает пищу). И великой скорби.

Предлагаем текст службы с параллельным переводом на русский и толкованиями.

Читать:

Служба Боготелесного погребения Спасителя

В пятницу вечером служится Утреня с чином погребения Плащаницы.

С началом пения тропарей зажигается паникадило, отверзаются Царские врата. Духовенство выходит на середину храма. Совершается полное каждение всего храма, которое начинается троекратным каждением вокруг Плащаницы, в зна´мение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мiра (Быт. 1:2).

Сразу после тропарей совершается древний чин - пение «непорочных». Этот чин получил своё название от первых слов 118 псалма, который составляет 17 кафисму: «Блажени непорочнии…»

В этом чине после каждого стиха (отдельного предложения) заупокойной 17 кафисмы духовенством торжественно читаются похвалы - краткие, но ёмкие стихословия в честь принявшего Свою смерть на Кресте за нас Спасителя.

Части «непорочных», соответствующие «славам» кафисм (они называются «статии») разделяются малыми ектениями. Их 3 - во образ Пресвятой Троицы - после каждой статии. После малой ектении священник произносит особый возглас: эти возгласы произносятся только 2 раза в году - в чине погребения Спасителя и в чине погребения Богородицы.

Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма. По возвращении в храм начинается чтение пророков, послание апостола и Евангелие. Оно о том, как священники и иудейские фарисеи просили Пилата опечатать гроб Спасителя и поставили там свою стражу.

Несут на руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход сопровождается погребальным перезвоном колоколов.

Перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.

В Страстную пятницу верующие с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.

Святой и Великий Пяток (Царские Часы)

Значение

Чин последования Часов очень древний. Еще с апостольских времен памятники той эпохи указывают на 3-й, 6-й и 9-й часы, как на часы, в которые христиане собирались на молитву. С наступлением дня, в самый первый час его, они обращались к Богу поя псалмы, что и послужило установлению 1-го часа. В третьем часу (по нашему в 9 ч. утра) они вспоминали сошествие Святого духа на Апостолов и призывали Его благодать. Шестой час был посвящен воспоминанию о Распятии Спасителя, совершившемуся в это же время. Девятый час – воспоминанию о Его крестной смерти Служба каждого часа состоит из 3-х псалмов, тропарей и некоторых молитв. К Царским Часам прибавляется еще чтение Евангелия и пророчеств.

На 1-м часе Евангелист Матфей повествует о том, как совет сотворили все Архиереи на Иисуса, чтобы предать Его смерти и, связавши Его, предали Понтию Пилату – правителю (Мф. 27). На 3-м часе читается Евангелие от Марка о мучениях Христа в претории Пилата. 6-й час вспоминает распятие Господа нашего Иисуса Христа. 9-й час – Его смерть.

Этим соединением часов в одно целое осуществляется основной замысел установления часов, как молитвенного прославления священных времен и сроков, ознаменовавших и освятивших дело нашего спасения.

Таким образом, как Литургия Великого Четверга есть Литургия всех Литургий, так и Царские Часы Великой Пятницы можно назвать Часами часов.


Вечерня и Вынос Плащаницы

Значение

В первые века христианства, святая и великая Пятница называлась Пасхой Распятия или Пасхой Крестной, по слову Апостола Павла: «Пасха наша – принесенный в жертву за нас Христос» (1Кор. 5:7). Лишь со IIвека начала отделяться от этой Пасхи Пасха Воскресения, Пасха общего торжества и радости.

Великая Пятница была всегда днем самого строгого поста и печали, «днем скорби, в который постимся». Апостольские послания заповедуют могущим проводить этот день в совершенном посте без пищи. Поэтому в Великую Пятницу, после часов, в знак печали, Литургия не служится, а совершается торжественная вечерня.

Начало вечерни приурочивается ко времени между 12-ю и 3-мя часами пополудни (то есть ко времени между 6-м и 9-м часом, когда совершилось распятие и смерть Господа Иисуса Христа). Посреди церкви возвышается крест – распятие, к которому подходят приложиться молящиеся.

Первые же песнопения вечерни переносят нас к великим и страшным мгновениям, протекавшим у Голгофы. То, к чему шло в ночь на пятницу последование Страстей, ныне исполняется: «Страшное и необычайное таинство ныне происходящее видим: Неосязаемый удерживается; связывается Освободивший Адама от проклятия; Испытывающий (видящий насквозь) сердца и утробы (сокровенные мысли) подвергается неправедному испытанию (допросу); в темнице затворяется Затворивший бездну; Пилату предстоит Тот, Кому с трепетом предстоят Небесные силы; рукою создания получает пощечину Создатель; на древо (на крестную смерть) осуждается Судящий живых и мертвых; во гробе заключается Разоритель (Победитель) ада» (последняя стихира на Господи воззвах).

Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает наше сердце нестерпимой болью: Боже Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси. Предательством Иуды, отречением Петра, унижением перед Каиафой, судом у Пилата и оставлением учениками не кончились страдания Сына Божия. Пригвожденный ко кресту распятый и умирающий мучительной смертью, Он был оставлен Своим Небесным Отцом.

Никакое человеческое слово не может выразить эту мысль: Богооставленность Единородного от Отца Сына Божия. «Не разлучаясь от человечества, Божество сокрылось так в душе Распятого Богочеловека, что человечество Его предано было всем ужасам беспомощной скорби» (Архиепископ Иннокентий). Правда, оставаясь вездесущим, Он был во гробе плотски (плотью), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (всё наполняющий) Неописанный (Неограниченный, Вездесущий). Но, несмотря на вездесущие, богооставленность Его полна великого трагизма, ибо Ему, Единому от Святой Троицы, дано было до конца испытать всю глубину преисподней и тяжесть адских мук.

Склоняется к вечеру день, и подходит к закату земная жизнь Богочеловека. Совершается вход с Евангелием и как-то особенно утешительно раздается в эти минуты тихая вечерняя песнь Свете тихий (букв. с греч. – приятный, радостный). Этот Тихий Свет, освещающий мир в течение Своей краткой земной жизни, ныне заходит. Этот Тихий Свет есть тот же неизреченный свет Божества, который удостоился видеть пророк Моисей на Синае; тот нестерпимый свет, после которого он должен был положить покрывало на лицо свое, ибо оно сияло лучами славы, оттого, что Бог говорил с ним.

Об этом видении славы говорит чтение Исхода, а следуемое за ним чтение Иова снова показывает образ Христа в многострадальном Иове, прославленном Господом за свое долготерпение. В 3-й паремии пророк Исаия пророчествует о Христе и дает образ Его как «Отрока, не имевшего ни вида, ни величия. Вид Его умален больше всех сынов человеческих. Сей грехи наши носит и за нас страдает. Он изранен был за грехи наши и замучен за беззакония наши, наказание за (весь) мир наш было на Нем, и страданием Его мы исцелились. Он приведен на заклание, как овца и как безгласный агнец перед стригущим, так и Он не отверзает уст своих».

Моисей и Исаия вступают как бы в духовное прение, противопоставляя друг другу один – несказанную славу, другой – несказанное уничижение Господа. Обе эти крайности теряются в необъятности бесконечного существа Божия, ибо ограниченному человеческому разуму равно непостижимо, как состояние уничижения Господа, так и Его слава.

Прокимен Апостола возглашает пророчество Давида о смерти Господа и об оставлении Его Отцом: Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. И читается, послание Апостола Павла, разрешающее таинственное недоумение обоих пророков и примиряющее славу и бесславие Господа своим словом о кресте, которое для погибающих юродство есть, а для... спасаемых, – сила Божия... потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.


Перед чтением Евангелия зажигаются свечи, которые так и остаются зажженными до конца этой службы. Евангелие говорит нам о смерти и погребении Спасителя, а следующая за тем стихира повествует об Иосифе Аримафейском, пришедшим обвить плащаницей Его пречистое Тело. И непосредственно за этим, точно из горнего мира принесенная весть, раздается стих: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Господь воцаряется, хотя и умирает; Господь воцаряется, хотя и снисходит во ад; Господь воцаряется и ад всесмехливый (все осмеивающий) (следующая стихира) при виде Его ужасается: затворы его сокрушаются, ломаются врата, гробы отверзаются и мертвые, радуясь, восстают.

Этому таинственному снисхождению Господа во ад и прославлению Его и посвящены 2-я и 3-я стихиры. Последняя стихира от горних высот и из адской преисподней приводит нас снова ко гробу нашего Спасителя. Его, одеющагося светом яко ризою, Иосиф снял с древа с Никодимом, и, виден мертва нага непогребена, благосердый плач восприим, рыдая глаголаше: Увы мне сладчайший Иисусе, Которого солнце, увидев висевшим на кресте, мраком покрывалось, и земля от страха колебалась, и завеса церковная раздиралась. И ныне вижу Тебя, добровольно приявшего смерть ради меня. Как погребу Тебя, Боже мой, и какой плащаницей обовью? Какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу, какие песни воспою Твоему исходу, Щедре?

Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, взывая: Господи, слава Тебе; После этой песни священнослужитель, сопровождаемый мирянами (изображая Иосифа с Никодимом), поднимает Плащаницу с Престола и выносит ее на середину церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив; и вонями во гробе ноне покрыв положи. По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: стоявшим у гроба женам-мироносицам Ангел предстал, предваряя их о нетлении Пречистого Тела Христа.

На повечерии Великой Пятницы, которая следует непосредственно за вечерней и Выносом Плащаницы, читается или поется канон на Плач Богородицы. В нем Церковь освещает сокровенный, внутренний смысл того, что народ выразил в известном народном сказании «Хождение Богородицы по мукам».

В дивных словах открывает нам Церковь то, что оставление Сына Божия Отцом и Его снисхождение во ад разделила с Ним и Его Пречистая Матерь. И если история умолчала о том, и люди прошли мимо Агницы Божией, зревшей заколение Своего Агнца, то церковная поэзия в сей день приносит Той, сердце Которой пронзалось ныне острым оружием, дивный дар своих песен, жемчужное ожерелье из слез.

Тропарь песни 7-й говорит как бы от лица Богоматери: «Приими ныне и Меня с Тобою, Сыне Мой и Боже Мой, чтобы и Мне сойти с Тобою во ад, Владыка, не оставляй Меня одну». «Радость уже отныне никогда Меня не коснется» (тропари 9-й песни), рыдающе говорила Пренепорочная. «Свет Мой и радость Моя ушел во гроб; но не оставлю Его одного, здесь же умру и спогребуся с Ним». «Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое», – вопияла Пречистая со слезами. «Воскресни и утоли Мою печаль – все можешь, что захочешь, Владыка, и творишь, хотя и погребен добровольно».

Матерь Божия, присутствовавшая с Сыном на браке в Кане Галилейской и умолившая Его претворить воду в вино, еще тогда верила, что все может сотворить Ее Божественный Сын, ибо сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». И теперь, видя Его уже умершим, знала Она о Воскресении Того, о Ком провещал Ей Архангел Гавриил в день светлого Благовещения. И в ответ на веру Ее «Матери тайно речет Господь: «Желая спасти Мое творение, Я восхотел умереть, но воскресну и Тебе возвеличу как Бог неба и земли». Этой таинственной беседой Сына и Матери заканчивается канон.



Погребение Плащаницы

Вечерня Великой Пятницы является преддверием утрени Великой Субботы, во время которой Церковь совершает обряд Погребения Господа Иисуса Христа. Утреня начинается обычно поздно в ночь на субботу. Но бывает также, что совершается и вечером.

После шестопсалмия и великой ектении, вновь повторяются три тропаря, которыми закончилась Вечерня Пятка: Благообразный Иосиф, Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, Мироносицам женам и начинается пение Непорочных. Эти Непорочны представляют собою особое стихословие 118-го псалма. У иудеев был обычай во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта.

Согласно Евангельскому рассказу, и Христос с учениками вышел из дома, где совершалась вечеря, при пении псалма, по всей вероятности, именно 118-го: И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Стихом Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим отпевал Себя Господь, Грядущий на страдание и смерть; Этот стих, отныне, всегда поется Церковью при погребении умерших.

В Непорочных, разделенных на три статии или отдела, Ветхий и Новый Завет таинственно перекликаются между собой; происходит как бы некий диалог между Христом и Церковью. Животе, како умираеши, – спрашивает Церковь, и Христос отвечает словами 118-го псалма, являющегося пророчеством о Нем Самом. Он именно Тот, Который ни одной ноты не нарушил в Законе Господнем, Который до конца исполнил все, предреченное о Нем, Который всем сердцем возлюбил Заповеди Божии, больше злата и всех сокровищ мира возлюбил их.

На каждый стих псалма Церковь отвечает «похвалами» Христу Богу и величанием Его страданий и погребения. Стихи псалма – Непорочны – обычно поются, а Похвалы возглашает священник или чтец. Похвалы заканчиваются обращением к Святой Троице о помиловании мира и прошением к Божией Матери: Видеть Твоего Сына воскресение, Дево, сподоби Твоя рабы.

В этих словах в первый раз выступает воскресный мотив и уже зрится восходящая заря воскресения. Хор радостно поет воскресные тропари (Ангельский Собор удивися зря Тебе в мертвых вменившася и др.) с припевом Благословен еси Господи, возвещающие о том, что время рыдания кончилось, ибо уже слетает ко гробу Жизнодавца блистающий Ангел, чтобы провещать мироносицам о Воскресении Спаса.

Но еще не отвален камень от гроба, и Евангелие, обычно читаемое на утрени о Воскресении, в эту утреню Великой Субботы не читается и, по окончании «Похвал», опуская Евангельское чтение, поется исключительный по своей красоте канон Волною морскою. Ирмос первой песни этого канона говорит о том, что потомки спасенных когда-то при переходе через Чермное море иудеев, скрывают под землей (погребают) Того, Кто некогда скрыл волною морскою их гонителя и мучителя – фараона.

Этот канон есть надгробная песнь Отверзшему нам «врата жизни» Своим погребением. Многочисленные образы пророчеств Аввакума, Исаии, Ионы о воскресении мертвых и восстания сущих во гробех и радости всех земных, встают в этом каноне как богодухновенные прозрения веры древних людей, видевших из тьмы веков Ветхого Завета невечерний свет Богоявления и Воскресения Христова.


Прегрешение Адама было «человекоубийственно, но не богоубийственно»... Поэтому Христос – Бог, облекшись в плоть человеческую, отдал на страдания и смерть перстное существо плоти, чтобы Своим Божеством преложить тленное в нетление и тем избавить человеческий род от смерти и дать людям вечное воскресение.

Это последнее действие любви Божией – положение Себя во гроб, во исполнение слов Христа о пшеничном зерне которое, павши в землю, должно умереть, чтобы ожить, есть завершительный акт Боговоплощения и как бы новое миротворение. Ветхий Адам погребен и восстает Новый. «Сия Суббота есть преблагословенная, в ней же почил Господь от всех дел Своих», говорится в каноне.

В первом миротворении Господь, свершив все дела, и в 6-й день создав человека, почил в 7-й день от всех дел Своих и назвал его «суббота» (что значит день упокоения). Совершив «умного мира делание», и в 6-й день восставив истлевшее грехом человеческое естество, и обновив его своим спасительным крестом и, смертью, – Господь, и в настоящий 7-й день, почил сном упокоения. «Снисходит Божие Слово, с плотью во гроб, сходит и во ад с нетленною и божественною Своей душою, отделившейся смертью от тела».

«Но не удерживается душа Его во аде»: «Царствует ад, но не вечно... ибо Ты положил Себя во гробе, Державный, и Своею животворящей рукою расторг ключи смерти и проповедал там от века спящим истинное избавление, Сам став первенцем из мертвых». Канон заканчивается дивной песнью: Не рыдай Мене Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно (бесконечно) яко Бог, верою и любовию Тя величающыя. За это обещание благодарной любовью отвечает после этого церковное песнопение:

Всякое дыхание да хвалит Господа. Радостной надеждою звучат слова стихиры: «Воскресни, Боже, судящий землю, ибо Ты царствуешь во веки». Но еще не кончился день субботы и напоминают об этом полные догматического смысла слова последней стихиры: Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть (промыслом определенный на смерть), плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един благ и человеколюбец.

После этого Церковь прославляет Ту, Которой мы обязаны своим спасением: Преблагословенна еси, Богородице Дево... Слава Тебе, показавшему нам свет, – возглашает священник, и поется Великое Славословие. Эта песнь – Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение – воспетая когда-то Ангелами у пещеры родившегося в мир Спасителя, здесь, у гроба Его, звучит особенно торжественно.

При пении Святый Боже, священник, облаченный во все священные одежды, совершает троекратное каждение Плащаницы и обносит Ее вокруг храма под погребальный звон колоколов. Этот обряд и есть Погребение Христа. По возвращении крестного хода поется тропарь Благообразный Иосиф, и следует, полная глубокого и трепетного смысла, паремия, Иезекиилево чтение, предваряемое прокимном: Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего.

И была на мне рука Господня... и поставил меня среди поля, полного костей человеческих, и были они сухи зело. И рече ко мне Господь: Сыне человечь, оживут ли кости сия? И сказал я: Господи Боже, Ты веси сия. И повелел Господь пророку изречь пророчество костям: «Так говорит Господь: кости сухие, слушайте слово Господне. Вот Я введу в вас дух жизни и дам вам жилы и возведу на вас плоть и покрою вас кожей и дам дух Мой вам, и оживете и узнаете, что Я есть Господь». И когда говорил пророк - произошел шум и движение, и стали сближаться кости: кость к кости, каждая к составу своему. И росла на них плоть, и покрывала их кожа, но духа не было в них. И повелел Господь: «Прореки о Духе, сын человеческий, и скажи Духу: Прииди Дух от четырех ветров и вдунь в мёртвых сих, чтобы они ожили». И пророк изрек пророчество, и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои – собор мног зело.

И сказал Господь через пророка, обращаясь как 6ы ко всему роду человеческому: «Вот я отверзу гробы ваши и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам Дух Мой вам, и живы будете, и поставлю вас на земле вашей, и узнаете, что Я Господь: сказал и сотворю» В этом, полном силы и мощи, описании всеобщего воскресения во плоти рода человеческого уже слышится труба Архангела, возвещающая о наступлении новой жизни будущего века. Исполняются ветхозаветные чаяния и предчувствия. Услышаны воздыхания. И торжественно звучит слово Апостола: Христос искупил нас от клятвы (проклятия) закона, сделавшись Сам вместо нас клятвою, (как написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение, данное Аврааму, через Христа Иисуса распространилось на язычников (на все народы), чтобы нам через веру получить обещанного Духа.

Последующее Евангелие снова напоминает нам о стоящем пред нами гробе, о приложенной к камню печати и стерегущей его страже. Вновь совершается целование Плащаницы, и Церковь ублажает Иосифа приснопамятного, ночью к Пилату пришедшего и просившего дать ему Сего Странника, Который не имеет где главы приклонить. Вместе с Иосифом, давшим последнее земное упокоение Господу верующие поклоняются Страстям Христовым, и этим поклонением заканчивается утреня Великой Субботы.

Или Неделе ваий. В эти дни служится литургия святителя Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней.

В к утрене и литургии – благовест в будничный колокол.

К – звоны для двунадесятых праздников, то есть благовесты и трезвоны праздничные.

Начиная с , заметно меняется устав богослужений. Первые три дня – в понедельник, вторник и среду – совершается литургия Преждеосвященных даров, а в четверг и субботу – литургия Василия Великого (в пятницу литургии не положено). На 3-м, 6-м и 9-м часе с понедельника по среду читается Тетроевангелие.

В эти дни изменения в уставах служб не влекут за собой изменения в порядке совершаемых звонов. В о часовых звонах в Типиконе есть указание: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, яко же есть обычай (выделено мной. – Н.З. ), и собравшеся в церковь, поем 3-й час с кафисмою и поклоны». По такому же образцу совершаются часы во вторник и среду. Звоны здесь остаются такими же, как и в период Четыредесятницы, то есть совершается часовой звон и звон в двои перед вечерней ради литургии Преждеосвященных даров.

В по окончании чтения Тетроевангелия как завершающего этапа совершается чин прощения, после которого служится в последний раз в этом году литургия Преждеосвященных даров, и с этого момента в храме уже не совершается земных поклонов. Не будет более и постных звонов, так как со следующей утрени начинаются звоны в колокола праздничные.

К утрене «в 7-й час нощи клеплет параекклисиарх».

В Уставе Московского Кремля к этой службе предписано было совершать звон в «Реут» (в тот период он был воскресным и полиелейным колоколом), а в Чиновнике новгородского Софийского собора – в большой колокол. В современной практике это благовест в полиелейный колокол.

К часам в «при часе же 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, и поем часы вкупе 3-й, 6-й и 9-й…» (1-й час совершается в составе утрени). К литургии в соединении с вечерней «во 8-й час дне ударяет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, благословившу иерею начинаем вечерню».

В настоящее время часы, вечерня и литургия совершаются вместе, и звон целесообразно произвести только перед часами в виде благовеста в полиелейный колокол.

В тот же день вечером в храмах служится утреня с чтением 12-ти Евангелий. Она именуется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа».

В Типиконе указывается: «Во 2-й час нощи клеплет параекклисиарх». По примеру Кремлевского и Новгородского уставов в этот день перед началом службы совершается благовест в праздничный колокол. Кроме того, в праздничный колокол ударяют перед началом каждого чтения Евангелия столько раз, каким по счету является читаемое Евангелие: перед первым чтением – один удар, перед вторым – два удара и так далее до двенадцатого. «По прочтении 12-го Евангелия после 12-ти ударов тотчас звон», – указано в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского.

В конце службы звонов не положено, однако во многих храмах совершают трезвон, поскольку молящиеся разносят по домам так называемый «четверговый огонь». Совершать или не совершать трезвон в этом месте – следует уточнить у настоятеля храма.

В к царским часам в Типиконе предписано: «Звон в двои един долгий». В Московском Кремле к этой службе звонили в «Реут», в Оптиной пустыни – в полиелейный колокол, в новгородском Софийском соборе – «по молебенному». В московском храме Христа Спасителя, как в старом, так и в современном, совершается редкий благовест в воскресный колокол.

Звонарям в данном случае также целесообразно обсудить вид звона к часам с настоятелем храма.

В к вечерне, на которой совершается вынос Плащаницы, благовестят редким ударением в праздничный колокол. В момент выноса Плащаницы из алтаря – перезвон по единому удару в каждый колокол от большого до малого. По поставлении Плащаницы посередине храма – краткий трезвон.

В Типиконе указывается: «При часе 10-м дне клеплет в великое, и собравшеся в церковь, начинаем вечерню». Здесь следует заметить, что в Типиконе вынос Плащаницы описан в чине субботней утрени, к тому же там совсем нет речи о перезвоне, поэтому указания относительно звонов мы можем встретить только в чинопоследованиях более современных, где чин выноса Плащаницы совершается на вечерне. Например, в Учебном уставе протоиерея Константина Никольского указывается: «Ударяют в каждый колокол особо по однажды… в Великую пятницу перед выносом Плащаницы, во время пения “Тебе одеющагося” и на утрене в Великую субботу при пении великого славословия перед несением Плащаницы около церкви».

В на вечернем богослужении (утреня Великой субботы), когда совершается чин погребения, завершающийся шествием с Плащаницей вокруг церкви, также звонят благовест перед началом службы в большой колокол и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы в центре храма – трезвон.

С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы , то есть до благовеста к пасхальной службе – «Да молчит всяка плоть человеча…»

Тем не менее, считаем целесообразным привести цитаты из Типикона относительно звонов.

«Во святую и . В 7-й час нощи ударяет параекклисиарх в тяжкая и великая, и собравшеся в церковь, поем утреню по обычаю.

Во святую и великую субботу вечера. О часе 10-м дне клеплет в великое».

Перед полунощницей (фактически – перед ночной пасхальной службой): «И взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било».

В настоящее время – редкий благовест в праздничный колокол.

Краткий обзор

, (утром и днем): звоны те же, что и в Четыредесятницу.

: к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол.

: к часам, вечерне и литургии – благовест в полиелейный колокол.

К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12-го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель).

: к царским часам – редкий благовест в воскресный колокол.

К вечерне (выносу Плащаницы) – благовест редким ударением в праздничный колокол. Во время выноса Плащаницы – перезвон по единому удару в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы – краткий трезвон.

К утрене – благовест в большой колокол. Во время шествия с Плащаницей вокруг церкви – перезвон (такой же, как и днем). По поставлении Плащаницы – краткий трезвон.

: утром и днем, по установившейся традиции, звонов не совершается.

К полунощнице (около 23:00–23:30) – редкий благовест в праздничный колокол.

Великий Пяток или Пятница Страстной седмицы является самым скорбным днем церковного года, поскольку в этот день совершается воспоминание крестной смерти и погребения Спасителя.

Царские часы
Особенностью богослужения этого дня является то, что в храмах не бывает литургии. Это связано с воспоминанием крестных страданий Спасителя. Вместо Божественной литургии служится молитвенное последование Царских часов. Это название возникло в Русской Православной Церкви: это было связано с тем, что русские цари обязательно посещали это богослужение. Во время Царских часов читаются отрывки из Ветхого Завета, в которых пророчески предсказываются страдания Христа, которые Он претерпел за весь род человеческий.
На службах Страстной пятницы священнослужители одеты в черные облачения.

Вынос плащаницы
Великая вечерня начинается в этот день раньше обычного, около пятнадцати часов, поскольку это, согласно Евангельским повествованиям, был час смерти Спасителя. После этого богослужения совершается чин выноса плащаницы.
Плащаницей называется плат с иконой, на которой изображен лежащий во гробе Спаситель. Плащаница делается из дорогой ткани, обычно из бархата, а изображение вышивается, и лишь лик и тело Христа делается живописным. По краям Плащаницы также вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».
Этот богослужебный предмет не использовался в древней Церкви, а получил свое распространение в более позднее время. Плащаница имеет значение иконы дня, потому имеет определенную иконографию. Так, кроме гроба с телом Христа изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу. Рядом с Ней стоят Иоанн Богослов, жены-мироносицы, а также тайные ученики Христа - Никодим и Иосиф Аримафейский. На этом иконописном изображении нашел отражение евангельский рассказ о погребении Спасителя. Евангелист Матфей так повествует об этом событии: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Мф. 27, 57-61).
Чин выноса плащаницы состоит в том, что священнослужители поднимают плащаницу с престола и в сопровождении мирян выносят ее на середину церкви, где помещают священный плат на возвышенном месте, украшенном цветами. На середину плащаницы кладется Евангелие. После выноса плащаницы поется канон, посвященный распятию и плачу Богородицы над гробом. После того, как служба завершилась, верующие подходят к плащанице для поклонения и целования.

Погребение плащаницы
Вечером в пятницу совершается утреня, которая уже относится ко дню Великой субботы. Она начинается как надгробная служба, на которой поют специальные погребальные песнопения и совершают каждение. Однако на этой службе уже повествуется о приходе жен-мироносиц ко гробу Спасителя, и таким образом, начинают звучать первые слова о благой вести Воскресения Христова. Во время утрени совершается также крестный ход с плащаницей, который обходит с пением «Святый Боже» вокруг храма при погребальном звоне колоколов. После этого плащаница подносится к царским вратам, а потом возвращается на центр храма, где находится до позднего вечера Великой субботы. В это время верующие также могут подходить для поклонения плащанице.

Пост в Страстную пятницу
День Великой пятницы ознаменован особенно строгим постом. В этот день верующие люди используют в пищу только хлеб, овощи и другие продукты растительного происхождения. В прошлом некоторые благочестивые христиане ничего не вкушали в пятницу, что, конечно, трудноисполнимо в условиях современной жизни. Существовала также традиция оставлять всякую работу, чтобы полностью посвятить все внимание посещению богослужений и молитвенно сосредоточиться на событиях этого дня.

Тропарь, глас 1:
Распеншуся Тебе, Христе, погибе мучительство, / попрана бысть сила вражия: / ниже бо Ангел, ниже человек, / но Сам Господи спасл еси нас, слава Тебе.

Кондак, глас 8:
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим. / Того бо виде Мария на древе, и глаголаше: / аще и распятие терпиши, / Ты еси Сын и Бог Мой.

Молитва (Тропарь):
Яко овча на заколение / веден был еси, Христе Царю, / и яко агнец незлобивый / пригвоздился еси Кресту, от беззаконных мужей, / грех ради наших, Человеколюбче.

Вечерня с выносом Плащаницы совершается на утрене Великой субботы, то есть днем Страстной пятницы. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма — во «гробе» — на возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие. Днем на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней. "Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева.

Утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.


Напоминаем, что в нашем храме (в Никольском приделе) хранится Святыня - копия подлинной плащаницы Христа Спасителя.


Копия Туринской Плащаницы в нашем храме.


ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ