Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна
Игра «Гол»
Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет
Дополнительный материал
(может быть использован и для проведения дополнительных занятий по усмотрению педагога)
1. Чтение сказки Н.В. Новоторцевой "О Веселом Язычке".
Познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, небом.
Познакомить с основными движениями языка.
"Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д "). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", – подумал Язычок".
2. Упражнения для развития артикуляционного аппарата.
Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
1) Статические упражнения для языка
"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
"Иголочка", «Стрелочка", "Жало". Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
"Горка", "Киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
"Трубочка". Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
2) Динамические упражнения для языка
"Часики", "Маятник". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
"Футбол", "Спрячь конфетку". Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
"Почистить зубы". Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
"Гармошка". Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
"Оближем губки". Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
3) Упражнения для губ
"Улыбочка". Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
"Заборчик". Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
"Трубочка". Вытягивать губы вперед длинной трубочкой. "Хоботок". Вытягивать сомкнутые губы вперед.
"Бублик", "Рупор". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Чередование положений губ:
"Заборчик» – «Бублик", "Улыбка» – «Хоботок".
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.
Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:
2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].
17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.
25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.
2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.
Методический материал для педагогов и родителей
Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Квака любит улыбаться
Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей
Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза
Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют.
Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:
— гласные А, О, У, И;
— согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
— дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.
Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.
Упражнение «Мы шагаем по мосту»
Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.
Упражнение «Машина»
Би-би-би – гудит машина
«Моторчик» — кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами
Игры по развитию общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
Упражнение
1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.
Упражнение
Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!
Подвижные игры с речевым сопровождением
Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.
Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Логоритмические игры с самомассажем
Лягушата.
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки-тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
Игры-подражания с речевым сопровождением.
Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.
Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.
Упражнение «Птичий двор»
Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Упражнение «Соседи»
Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.
Упражнение «Лесной шум»
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум Дети берут неотточенный ребристый
Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат. карандаш и катают его между ладонями
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит, поочередно: перед собой,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. затем возле каждого уха.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Положить карандаш, ладошки под голову.
Тс-с-с пальчик к губам.
Использованная литература:
1. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004
3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
4. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003
Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.
Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.
Артикуляционная гимнастика различается по видам:
После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.
Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».
Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».
Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».
Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».
Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.
Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.
Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.
Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.
Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.
Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.
И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.
Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:
Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.
Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!
Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест: