Цитаты со словом «экклезиаст. Речения экклезиаста Какие крылатые выражения из экклезиаста можно найти

04.07.2020

Не тот является еретиком, кто согласно своему пониманию следует Писанию, но тот, кто следует указаниям Церкви вопреки своей совести и пониманию, основанному на Писании.

На самом деле, не имеет значения - Кришна или Христос - имя одно и то же. Главное следовать наставлениям ведических писаний, которые рекомендуют повторять имя Бога в текущей эре.

Христианские святыни и в наши дни ни от кого не спрятаны. Они не занавешены тайной от наших современников. Церковь по-прежнему проповедует Христа и Евангелие Царства. Только слушать эту проповедь становится некому.

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов.

Я сказал братьям, что «Книга Мормона» - самая верная из всех книг на Земле и замковый камень нашей религии, и человек станет ближе к Богу, живя по ее учениям, чем по учениям любой другой книги.

В связи с непониманием славянского текста не только Писаний, но и многих молитв в церкви можно наблюдать одно утешительное явление: непонятный текст часто как бы делается понятным через его церковный напев.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым («Письма о добром»).

Открыв антологию религиозных текстов, я сразу напал на такое изречение Будды: «Ни один предмет не стоит того, чтобы его желать». Я тотчас же закрыл книгу, ибо что еще читать после этого?

Коль скоро великий смысл нашей религии в единении духовного и человеческого, как странно бывает видеть некоторые духовные трактаты, начисто лишенные человеколюбия.

Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.


Екклесиаст (др.-евр. qohelet - «Проповедующий в собрании») - памятник древнееврейской афористической литературы, датируемый IV или III вв. до н. э. (попытки датировать его более поздним временем не выдерживают критики). Возник в среде профессиональных книжников (позднейшая приписка дает образ автора книги: «кроме того, что Экклезиаст был мудр, он еще учил народ знанию, и взвешивал, и испытывал, и слагал многие речения»). Зачин книги называет автора «сын Давидов, царь в Иерусалиме»; для читателя это могло означать одно - царь Соломон, и если здесь недоразумение, то запланированное и спровоцированное. Автор время от времени как бы играючи примеряет литературную маску, описывая свои попытки найти удовлетворение в царской роскоши и свое разочарование. Вообще говоря, обычай приписывать сборники афоризмов «мудрым» царям былого искони существовал в древнеегипетской литературе и из нее перешел в древнееврейскую: так, Соломону была приписана «Книга притчей Соломоновых». Но здесь перед нами другое: автор не просто надписывает над своей книгой имя Соломона, но по-настоящему «входит в образ» великолепнейшего из царей Иудеи, вводя неоднозначное сопряжение двух планов - исповедально-личного и легендарно-исторического. Традиционный образ Соломона взят как обобщающая парадигма для внутреннего жизненного опыта. Эта сознательность приема, этот вкус к вдохновенному, содержательному, многозначительному «разыгрыванию» читателя - черта столь же редкая на общем фоне древневосточной литературы, сколь характерная для Э. Основной мотив Э. - бесполезность попыток всесторонне охватить жизнь, подчинить ее себе на практике или исчерпать ее мыслью. Все эти попытки - hebel - «дуновение» (как мы бы сказали, «фук» - подул, и нет!), т. е. «тщета», или «суета». Суета сует, - сказал Экклезиаст, - суета сует и все - суета! Что за польза человеку от всех трудов, над чем трудится он под солнцем? Поколение уходит, поколение приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, заходит солнце, спешит к своему месту и вновь восходит... ... Что было, то будет, и что вершилось, то вершится, и ничего нового нет под солнцем. (Пер. С. Аверинцева). Характерно, что автор жалуется не на что иное, как на ту самую стабильность возвращающегося к себе космоса, которая была для греческих поэтов и философов источником утешения, даже восторга; природные циклы не радуют его своей регулярностью, но наводят на него скуку своей косностью. «Вечное возвращение», которое казалось пифагорейцам возвышенной тайной бытия, здесь оценено как невыносимая и неизбывная бессмыслица. В этом специфика скепсиса Э.: автор мучительно сомневается (а значит, остро нуждается) не в мировой гармонии, а в мировом смысле, он утратил не божественный космос, а священную историю. «Глупости», которая надеется управлять жизнью, и традиционной «премудрости», которая надеется объяснить жизнь, Э. противопоставляет мудро-недоверчивое участие в жизни с ее непрочными, но подлинными радостями (срв. древнеегипетскую «Песнь арфиста» и совет корчмарки богов в эпосе о Гильгамеше). Для Э. сохраняет свое значение идея неизъяснимоести, непостижимости, запредельности Бога. Он не сомневается в Боге, но сомневается в религии как одной из разновидностей человеческой деятельности (а потому - человеческой «суеты»). Бог есть, но едва ли с Ним можно разговаривать и что-нибудь знать о Нем; действие Бога в мире понято как полная противоположность человеческому действию, предел «суетным» попыткам что-то исправить, познать или высказать в слове. Такой синтез мистики и фатализма с дерзким и трезвым здравомыслием предвосхищает духовный склад, который в течение веков будет характерным для философской поэзии Востока. Попытки найти в Э. сколько-нибудь существенные следы эллинистического влияния не увенчались успехом. Гораздо более несомненно воздействие древних традиций афористической литературы Египта и особенно Месопотамии. Вольнодумные тенденции не помешали Э. войти в канон Библии (после споров, запечатлевшихся в «Мишне» - части Талмуда).

РЕЧЕНИЯ ЭККЛЕЗИАСТА
(Перевод И.И. Вегери)

© И.И. Вегеря, 2006

C текстом вступительной статьи и комментариями к переводу вы можете ознакомится на сайте Деметриус (http://www.demetrius-f.narod.ru/index.html).

Глава 1

1 Речения Экклезиаста. «Сын возлюбленный! Царь Иерусалимский!

2 Самое легкое, - полагает Экклезиаст, - самое неуловимое – [это] любая душа!

3 Чем остается человек после всех дел, которыми утруждался под солнцем?

4 Поколение уходит, и поколение приходит - но земля вечной остается.

5 И является как солнце - ведь приходит [и] солнце к месту погибели - сиять он туда.

6 Умерший на юге также проходит по кругу - на севере, совершив круг, принимает другой вид скитающаяся душа, как на круги [самим] собой возвращается ветер.

7 Все реки исчезают в море - но морю нет переполнения, и к месту, откуда реки текут – туда же они возвращаются, чтобы течь.

8 Любые реченья - плоды трудов; не имеет способностей всякий изрекать. Не удовлетворяется глаз созерцанием, и не посвящается ухо молвой,

9 отчего, что существует - имеет то гибель, и как то сотворено было, что сотворено - если нет ничего нового под солнцем.

10 Суть изречения, что гласит: «Присмотрись к чему-либо новому – оно уже существовало в веках, которые были прежде нас» , -

11 [в том, что] нет памяти о прошлом; и даже повторно которые существуют - не имеется в них памяти о народе, в котором были последний [раз].

12 Я, Экклезиаст, был царем более чем Израиля в Иерусалиме.

13 Поэтому даю я разума моего разыскание, согласно которому, чтобы испытать мудрость в каждом, кого сотворил под небесами Он, событие пагубное посылает Господь сынам человека, чтобы иметь свидетельство о нем.

14 Видел я всякие дела, совершаемые под солнцем - и здесь всего неуловимее желанье души.

15 Обманщик - не имеющий сил быть правдивым или недостающее не умеющий сосчитать?

16 Подчинял я народ разумом своим в речи моей - вот [что] сделало великим меня; но прибавился я мудростью от всякого, кто жил прежде в Иерусалиме - и разум мой увидел множество мудрости и знания.

17 Но дал [ли] я, разум мой, чтоб познал ты мудрость или познал заблуждения? - ибо глупость, знаю я, даже такая бывает желанна душе.

18 Когда в великой мудрости много гнева – то прибавляющий знание увеличивает страдание.

1 Сказал я в сердце своем: пойдем же, испытаю я тебя пиршеством – дабы увидеть: в благом доселе также присутствует пустота.

2 О веселии говорю: безумствующее - но на пиршестве как это исполняется?

3 Увижу сам влекущихся к вину плотью – значит, разум мой увлекся мудростью, которая покрывает невежество. До сих пор что видел я? - нет той благости в потомках Адама, от которого ведут под небесами исчисление дней живущих.

4 Я возвеличивался делами моими: строил свои дома, разбивал свои виноградники,

5 устраивал свои рощи и сады, и насадил в них дерево всякое плодовое,

6 делал самолично водоемы, чтобы водами орошать из них лес, взрастающий деревами.

7 «Выкуплю я рабов и рабынь - и потомки семейств будут моими; как и стадная корова или овца - обогащать будет меня всякий, кто был прежде в Иерусалиме.

8 Возвращу также свое серебро и золото, которое собственность царская; и земли сделаю свои певцами также воспетыми, как услада потомков Адамовых - жена и наложницы».

9 Но возвеличусь я - когда прибавлю всему, что было прежде меня в Иерусалиме, также мудрость мою – опору мою.

10 Ибо все, чего искали глаза мои - не получил я от них, не удержал я сердцем моим от каждого пира, что сердце мое взвеселило бы за все труды мои; поэтому это будет вознаграждением моим за весь труд мой.

11 Ведь отвращался я от всех дел моих, которые совершили руки мои, ибо дело, над которым трудился я в отделывании, также доныне любое напрасно, и жаждущей душе нет удовлетворенья под солнцем.

12 Но обратился я, чтобы познать мудрость – а безумия и глупость, истинно, зачем человеку, который пришел после царствования: вместе с благом уже совершены им [они].

13 Ведь знаю я, что сущность превосходства мудрости над глупостью - как преимущество рассвета над сумерками.

14 Мудреца [и] глаза лучше, чем глупца, в потемках блуждающего. Хотя знаю: также и меня участь общая постигнет как любого из них -

15 разве говорю я себе: если участь глупца также меня постигнет - то зачем мудро поступаю я? В такое время лучше, если скажу себе, что также [и] то пустяк,

16 что нет памяти о мудреце вместе с глупцом в вечности, в которой давних времен пришельцы все позабыты. Потому-то как станет умерщвлять себя мудрец вместе с глупцом?

17 Тогда ненавижу я жизнь - когда неугодным ярмом мне дело, которое исполняю под солнцем, ибо все напрасно, когда сокрушен дух!

18 А возненавижу я всякий труд, которым я трудился под солнцем - что оставлю я от него человеку, который будет после меня?

19 И кто знает, мудр был или глуп - но одолевал я любое горе свое, когда трудился. Ведь когда поступаю мудро под солнцем - даже и горе ни по чем.

20 Ибо ограждаю я отчаивающееся сердце мое от любой беды [тем], чем тружусь под солнцем.

21 Истинно, бывает: человек, когда работник он опытный и умелый – тогда в благоденствии; а человеку, который не трудится так - дается ему судьба, как и сам, никчемная и пагуба великая.

22 Но сколько случается: с человеком во всем горе его - и бесполезно сердцу его, что он труженик под солнцем.

23 Истинно, все дни его скорбны и горек труд его - даже ночью не унимается сердце его; по-прежнему его безысходно существование.

24 Нет радости человеку, когда ест и пьет - но знает душа его благая в горе его, как это знаю и я, что от руки Господней сие.

25 Ибо кто [же] карает и кто услаждает извне манной меня?

26 Истинно, человеку, который благ, прежде Он дает мудрость и разуменье; а радость, что грешнику пошлет случай отнять и накопленное передать благому пред Господом - столь же она никчемна, сколь и желанна душе!

Глава 3

1 Всему время, и срок всякому делу под небом:

2 время рождаться, и время умирать;

Время насаждать, и время искоренять насаженное;

3 время убивать, и время исцелять;

Время проламывать [стены], и время строить;

4 время плакать, и время смеяться;

Время скорбеть, и время плясать;

5 время тощать и время тучнеть;

Время обнимать, и время уклоняться объятий;

6 время жаждать, и время терять;

Время поклоняться, и время отвергать;

7 время кроить, и время сшивать;

Время молчать, и время ораторствовать;

8 время любить, и время ненавидеть;

Время войне, и время миру.

9 Что [же] пользы труженику от [того] что он труженик?

10 Знаю я - вместе с трудом благо дает Господь сынам человеческим в страдании их.

11 Во всем поступал прекрасно - во времени тому также вечность будет дана за это; сердцем [же] к Нему не благоговеющий - не обретает [этого]; человек - творение, которое сотворил Господь от начала и до конца.

12 Знаю я, что нет счастья ему; истинно: либо радоваться - либо творить добро в жизни своей.

13 Ведь, как и всякому человеку, который ест, и пьет, и созерцает приятное, любое дело его - дар Божий ему.

14 Знаю я, что всем, кто занимается сотворением Господа: существует Бог Богов в вечности, свыше от него нет воздаяния и от него нет наказанья, - также Господь сотворит, чтоб ужаснулись пред ликом Его.

15 Мало ли, кем был давно он, и чему произойти давно случилось - а Господь взыщет за прошедшее.

16 И снова увижу под солнцем место суда там беззаконного - ибо место оправдывать там беззаконие.

17 Cкажу я: сердце мое праведно. Но вместе с беззаконием будет судить Господь, истинно, время всякого вожделения, которое впереди всякого деяния, там.

18 Говорю я в сердце моем об обычаях потомков Адама - что избрал их Господь, потому что видел, что они скоты сами по себе.

19 Потому-то участь потомков Адама и участь скота - также участь общая: им - что смерть одного поэтому, что смерть другого. Если душИ, единственного из всего, в чем преимущество человека над скотом, нет - истинно, всяк обращается в ничто.

20 Всяк идет в место общее; все произошло из глины - и все возвращается в глину.

21 [А] кто знаток души? Сынов человеческих возносит Он вверх, а души скота сводит Он под землю.

22 Поэтому знаю я, что нет лучшего, чем радоваться человеку делам своим - потому что его судьба в них; ибо Кто впускает его - будет рассматривать, как кто жил, в последствии.

Глава 4

1 И оглянусь я, и увижу все притеснения, которые совершались под солнцем; и если слеза угнетенных тогда была безутешна - то в руке притеснителей их могущества теперь отсутствие им в утешенье.

2 Поэтому блаженнее, по мне, мертвые, что давно умерли, нежели живущие, которым богатства жизни сладостны.

3 Но блаженнее их обоих - кто до сего времени не существовал, кто не знал деяния пагубного, которое вершим мы под солнцем.

4 Ибо видел я только страдание, и вся прибыль от дела - истинно, это зависть всякого ближнего - такая же для него никчемная, как вожделенье души.

5 Глупец, сложив руки, разве что истребит плоть свою.

6 Лучше изобилие, руку отягощающее, нежели полные пригоршни страдания - но вожделенье души,

7 когда оглядываюсь я, то вижу ничтожнейшим под солнцем.

8 Есть одно – так нету другого; даже сына и брата нет ему из-за этого. А нет окончанья любой работе его - также и глаз его не насыщается богатством. «И кому я работник, чтобы лишать душу мою удовольствия?» - также сей пустословит, ибо труд неугоден ему.

9 Счастливы двое - от единства, которым являются они; плата [же] за счастье - труд их.

10 Ибо хотя ниспровергнуты, единство восстанавливается в соитии это - но горе единству, если получается, что нет половины, дабы восстановить его.

11 Также если ложатся двое - то быть зачатию у них; а один - как зачнет?

12 А если скрепляется единство - двое остаются им впредь, ибо нить тройная не скоро рвется.

13 Счастливее отрок бедняка или мудреца - нежели царя состарившегося или обезумевшего, который не вразумлен, чтоб наставлять, еще.

14 Когда по происхождению приходит царствовать - истинно, даже царственное ему рожденье бывает несчастием.

15 Знаю я: все живущие странники. Под солнцем с юношею вторым кто будет стоять вместо него?

16 Нет конца всякому народу - всякий почитает благом существовать пред лицом его; но наследникам не радуются его - ибо также его пуста и мечтательна душа!

Глава 5

4:17 Побереги ноги твои: благому ходить в дом Господень ведь ближе, чем призывающему приносить глупые жертвы, когда они не знают, какое приготовляется бедствие.

5:1 Не упредишь меча ты - поэтому сердце твое не спешит пусть обратить речь к лику Господню. Ведь Господь в небесах, а ты на земле; потому правильнее, чтоб были речи твои кратки.

2 Ибо приходит сон во многих случаях, когда обращение невежды многоречиво.

3 Тем самым, когда даешь обет Господу, не задерживаешь, чтобы исполниться ему; потому-то не прошенье глупцов - а которое даешь ты, исполняется.

4 Лучше, когда не даешь обета, нежели когда даешь обет - но не вознаграждаешься.

5 Не позволяй устам твоим относительно того, что вовлечена в грех плоть твоя - , чтоб Господу говорил ты: по подобию ангела если - грешна она почему? Гневаться станет Господь из-за слов твоих и сокрушит дело рук твоих.

6 Хотя начальник [и] сонлив, и бесполезно, когда речи длинны - но страшен бывает Господь!

7 Когда угнетение бедняка и попрание закона и справедливости видишь в стране - не удивляешься [ли] ты на своеволие? А ведь наместник высшему наместнику подчинен - как наместники [эти] Богу над ними.

8 Да и полезна земля любая ее царю полем возделанным.

9 Любящий серебро - не ест серебра. А кто любит многолюдность: без урожая - также и [вкруг] него пустота.

10 C умножением же имущества - умножаются и вкушающие от него. А какова выгода владельца его? Ну разве что созерцать глазами это.

11 Сладок сон трудящегося - хотя короток; но хотя много вкушал и пресыщен богач - не дается в спокойствии ему спать.

12 Имущество тяжким недугом видится мне под солнцем: богатство сохраненное - владельцам его оно же во вред.

13 И потеря богатства ему - событие пагубное: как новорожденный не имеет в руке ничего.

14 Подобно [тому], как вышел из утробы матери нагим - возвращается обратным путем, в чем пришел; и ничего не уносит от труда своего, что мог бы унести в руке своей.

15 Но даже этот тяжкий недуг всему соразмерен: каким пришел – таким же образом [и] уходит. И что за польза ему, что трудился душой?

16 Как и любого - дни его тьмою будут поглощены. Но что гневаться слишком - таков же недуг его, как ветви отломленной.

17 Вот что познал я: счастлив, кто наряжается, чтобы вкушать, и пить… Но казаться счастливцем всякому работнику своему, который трудится под солнцем в исчисленные дни жизни своей, которую дал ему Господь – истинно, становится судьбою его.

18 Как и любой - человек, которому дает его Господь богатство или имение, которое дано во владение ему, чтобы кормиться от него, влачит ношу свою; но получать радость от работы своей - вот дар Божий ему.

19 Поэтому не много вспоминается дней живущим, когда Господь вознаграждал радостью сердце его.

Глава 6

1 Имущество - беда, которую я вижу под солнцем; но бОльшая есть подле человека.

2 Муж, когда даст ему Господь богатство и земли, и почет - тогда нет недостатка душе его ни в чем, чего пожелает. Но не дает власти ему Господь истреблять с Ним. Если [же] мужа иноплеменного ему истребляет он понапрасну - то недуг тяжек его.

3 Ведь было бы рождений человека сто - но годы многие сохраняется живым, кто велик, каким бывал в часы сна - и душа его не насыщается от блага [этого], ибо даже погребения не имеет он. [Так] скажу я: счастливее, нежели он, выкидыш.

4 Если бесплотен входящий - во тьме блуждает, где мраком имя его покрыто.

5 Даже солнца не видя - не знает покоя он из-за этого.

6 И хотя сохраняемого живым тысячелетни шаги - но счастья не знает никакого в месте едином для всякого умершего.

7 Всякое несчастие человека - от уст, а также души его ненасытной.

8 Истинно: чем лучше мудрец, нежели невежда? [Тем], что бедственность знает [того], чтобы идти против живущих.

9 Лучше созерцать - нежели быть движимым человеку, как и этот, напраслиной и жаждой души!

10 Зачем [же], как заведено издавна, было выкрикивать имя его, если было известно, что он человек, что не способен поступать справедливо? Совместно чтоб утвердиться c ним!

11 Поэтому были дела возвеличены многие попусту - как сверх человеческие.

12 Да и, кто научал, сколько доброго в человеке в жизнеописании дней жизни пустой его, которое сделалось им защитою? Почитать Благим кто провозгласил человека? Что произошло вслед за этим под солнцем?

Глава 7

1 Лучшее там, нежели умащение, благо, ибо день смерти - начало времени рожденья его.

2 Лучше [ли] уходить в доме плача, чем уходить в доме пиршества? - благой является кончина всякая человека, если жизни предавался с умом он.

3 Бывает благополучный гневливее, нежели истолченный - истинно, плохой видом внешности добрее бывает сердцем.

4 Сердце ли мудрецов из рода Авелева или сердце глупцов в доме пиршества?

5 Лучше выслушивающий угрозу мудрец - нежели муж созванный воспевать невежд.

6 «В самом деле, чем ни откровение - хворост под котла подставкою, - смеется невежда. - Да также [и] тот пуст».

7 Ибо отрывок оглупляет мудреца, и губит разума его дар.

8 Полезнее потомству изречение изначальное его - [как] полезнее постоянные ветра, нежели буйные ветры.

9 Не спеши душой гневаться - ибо гневу в груди невежд пристанище.

10 Нет изречения, как вышло, что дни первые произошли, лучшего, чем эти - но не умело ты вопрошаешь об этом.

11 Хороша мудрость унаследованная, но лучше - быть созерцающими солнце.

12 Истинно, как защита - мудрость, так [же] защита - [и] серебро; но предпочтительней разумение мудрости, ибо сохраняет живым хозяина своего.

13 Узнаёт через деянье Господь: когда кто терпел, чтоб оставаться праведным, [а] кто уклонялся от Него.

14 Время благое случается благому и время пагубное увидеть; также одно соразмерно другому дает Господь - согласно порядку, по которому не встречает случайного человек в последствии от Него ничего.

15 Вместе со всяким познал я времена напраслины на себе: имущество праведника гибнет от праведности его - а имущество нечестивца сохраняется злодеяньем его.

16 Не будешь праведен, возвеличившись, и не станешь проявлять мудрости - [да] лучше как погубить себя?

17 Не будешь нечестив, возвеличившись, и не будешь глуп - отчего же умрешь не в час свой?

18 Лучше, кого схватишь - на него, ибо также [претерпишь] от него, не накладывай руку; но, благоговеющий Господа, отпусти вместе со всем их.

19 Мудростью бывает сильнее мудрец, нежели десяток властителей, которые существуют в городе.

20 Хотя человека нет праведного на земле, который делал бы добро и не грешил.

21 Также любых слов, за которые бывают преследуемы, не позволяй себе, чтобы не дал ты услышать подданному твоему унижающего тебя.

22 Ибо также движения многие знает сердце твое, которых даже ты будешь проклинать последствия.

23 Всей этой искушенный мудростью, сказал я: познаю я мудрость, которая является древнее, нежели моя.

24 Древен сколь бы кто [ни] был - а тайну тайн кто постиг из них?

25 Обратился и я, чтобы сердце свое познать и найти, которую искал, мудрость - но мышлением как понимать беззаконие чресел? Ибо невежественное заблуждение,

26 что приобретение мне горшее, нежели смерть, женщина, что она силки, что сети сердце ее и оковы - руки ее; благой пред Богом рождается от нее - а грешник улавливается ею.

27 Видя это, удовлетворился я, - сказал Экклезиаст, - одним единственным удовлетворительным объяснением.

28 Чего еще ищет душа моя - чем [бы] не удовлетворился я? Драгоценный камень, единственный из тысячи, искал я - но жены среди всех них не нашел.

29 Одиночество, изображенное таким [образом], нашел я, которое сотворил Господь человеку приятным - но ими овладели помыслы умножаться.

Глава 8

1 Кто также мудр и кому знакомо толкование речения – опытность человека да рассеет тьму поверхности этой, а сила поверхность эту пусть переменит.

2 Мои, именно мои слова, царь сохранил– пусть из-за слов седмицы Господней.

3 Не бойся от поверхности этой уйти ты - не оставайся посреди речения извращенного. Истинно всякий, кто жаждет - делает.

4 Какое дело царю властвующему, если кто станет говорить ему, что делаешь ты?

5 Сохраняющий завещание, не познает дела неугодного – ибо время, которое справедливо, оценивает разум мудреца.

6 Истинно, любой произвол бывает временным - и справедливо, если горе человека велико из-за этого.

7 Если нет ему знания как когда поступать, но благороден - есть кому советовать ему.

8 [А] нет человеку властному духа, чтоб сдерживать душу, или нет тирану вовремя смерти - тогда нет избавления от войны, и не спасает беззаконного советник его.

9 Все это познал я - когда отдавал себя всякому делу, которому делаться под солнцем время, когда владычествует человек над народом как товарищ ему.

10 И потому указал я: нечестивцев погребать чтоб несли или вне местности посвященной умершим, или безымянными; в городе, который справедливо устроили - также такому не место.

11 Когда не вынесен приговор делу неправедному немедля по справедливости - переполняется сердце сынов человеческих им сотворенным злом.

12 Потому-то преступление делается пагубнее стократ, когда длительно оно. Хотя также знаю я, что быть лучше имеющими страх Божий, чем устрашать от лица Его.

13 Ибо благой, не являясь нечестивцем - также не продлевает дни покровительства [тому], кто не имеет страха пред Господом.

14 «Имущество бесполезно, что приготавливается на земле: что имущество праведников, которое добыча к их собственному, нечестивцам; что имущество нечестивцев, которое добыча к их собственному, праведникам», - изречение мое, которое также ему пустота.

15 Потому-то сдерживаюсь я в пиршестве, в котором нет блага человеку под солнцем; ибо, хотя, вкушая и напиваясь, и взвеселяется - но он одалживает сам у дела своего дни жизни своей, которую дал ему Господь под солнцем.

16 Если отдал я сердце свое, чтобы познать мудрость и обозреть деяние, коим была сотворена Всевышним земля – ведь также днем и ночью сна в глазах Он не видел -

17 то [и] познаю всякое сотворенье Господне; ибо не способен человек отыскать деяние, которое свершилось бы под солнцем по своеволию. Какой [ни] трудился человек отыскать - но не находил. «И даже мать, - говорит мудрец, - знать не может, что понесла».

Глава 9

1 Но вместе со всем этим принес я в сердце мое, что в преисподней все те, кто праведны: и мудрецы, и рабы их - от руки Господа ни любви, ни ненависти не познать человеку любому пред ликом Его.

2 Каждый подобен потому каждому, и стезя одна для праведного: и нечестивец, чтоб стать благим, и непорочный, и осквернившийся - равно закалывает жертву; а от кого нет Ему заколотой жертвы, если был благ - становится нарушителем клятвы данной, которой проклятья страшится.

3 Этот - злодей во всем, что [им] совершалось под солнцем, - а участь одна со всяким; поэтому также сердце потомков Адама исполнено зла; но глупость в сердце (их) у этих живущих, а следствие этого - в умерщвленных.

4 Истинно, кто? - кто вступает в завет, о всяком живущем имеет упование, что псом живым ему лучше, нежели львом мертвым.

5 Потому что живые знают, что умирают - но посмертных нет у них знаний никаких, которых нет [в] новом их воплощении, ибо стерта память у них.

6 Как и любовь их - также ненависть их, также их ревность давно уничтожена, ибо судьбы нет им снова долгое время - в ком-либо чтоб воплотиться под солнцем.

7 Пришелец - вкушай в пиршестве хлеб твой и пей сердцу приятное вино твое, ведь издавна благословил Господь десятину тебе.

8 Во всякое время имеешь одежды ты белые, и елей на челе твоем не убывает.

9 Созерцай живущих с жертвою всесожжения, которая любезна тебе, во все дни жизни пустой твоей. Что принесено тобою под солнце? - все дни бесцельны твои. Но это судьба твоя среди живущих и беда твоя, которой ты страдалец под солнцем.

10 Все, что достает рука твоя, чтоб возжигать ей, - богатство тебе создает; но нет дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости в могиле, в которую тебе сойти – разорение.

11 Я [же] возвратился, чтоб созерцать, под солнце - но не быстрых бег, и не храбрецов битву, и даже не мудрецов пиршество, а также не отличенных богатством, и равно не известных миловидностью - но время, когда порабощение происходило всех их.

12 Истинно, также не опытный человек: время ему рыбу ловить - да сеть плоха, и подобно птичкам пойманы сетью они. Пленены потомки Адама - во времени пагуба, словно оно нападало на них внезапно.

13 Также сию познал я мудростью под солнцем, что величие может быть против меня.

14 Стража [же] невелика, и людей в ней немного - но подошел к ней царь великий - и поворачивается вспять ею, если соорудить впереди ей укрепленья большие.

15 И будет достаточно в ней каждый бедняк мудр, чтобы защитил он город мудростью собственной - хотя Адама не вспомнит каждый бедняк сам.

16 Хотя говорил я: лучше мудрость нежели сила, и - мудрость бедняка для домашних углов, и речи его не выслушивают -

17 речи мудрецы спокойнее выслушивают, нежели крик властный глупцов.

18 Лучше мудрость, нежели орудия войны - но промах один губит [часто] благочестивость чрезмерную.

Глава 10

1 Мухи - [если] покойник смердит; [если] источает елейное умащение - делаются редки; [прежде] чем [за] мудрость быть почитаемым - глупостью не выделяйся.

2 Разум мудреца - в право его, а разум невежды - в лево ведет руку его.

3 И как и направлением, которым глупец продвигается разумом собственным скудным - также выказывает во всем невежество он.

4 Разве душа властелина, поднявшаяся против тебя, земли твоей Господом была остановлена? Когда кротость останавливала грешников великих?

5 Существование зла рассматриваю я под солнцем как грех, который исходит от лица властелина.

6 Позволяет глупец, в верхах начальниками чтоб богатеи низкородные восседали, -

7 вижу я: подданные на конях и начальники отдаляются - словно подданные сопредельной страны.

8 Вырыт был ров - в него сбрасываема, как обломок каменной стены, укоряющая его медь:

9 вырывающий камни огорчается от них; проламывающий бревнами подвергается опасности от них.

10 Вот притупилось железо - и тому нет лику смиренья; хоть полчищами превосходил - но превосходство уравняла мудрость.

11 Пока разит медь - бездействует заклинание, и бесполезен мужу язык.

12 Слова из уст мудреца приятны - но речи невежды губят его.

13 Прежние дела, со слов его, безумие; но последствие клинка его - безумие худшее.

14 Однако глупец превозносит слова не знакомого человека. Зачем [тот], который есть? Хотя каким будет следующий за ним - кто скажет ему?

15 Беда глупцам - утомит их, кто не сведущ как хозяйствовать в городе.

16 Горе тебе, страна, когда царь твой юноша и начальники твои с утра обжираются!

17 Благо тебе, страна, когда царь твой - потомок свободнорожденных, а начальники твои во время вкушают для укрепления силы - а не на попойке.

18 Лентяев бывает унизительна участь - если от бездействия рук плачет семейство.

19 «По шутке поступают: война и вино взвеселяет живущих», - чтоб пристыдить, вопиет каждый.

20 Также мыслью твоею, царь, не умаляйся; если до покоев спальных своих сила умаляется богача - истинно, птица небесная подхватывает молву, и впереди господина крылатое несется реченье.

Глава 11

1 Росток зерна хлебного твоего возле потоков водных - истинно, изобильных времен достиг ты благодаря этому.

2 Дает участок семи и даже восьмикратно. Но не знаешь, какая может приключиться беда на земле.

3 Разве переполненные тучи дождем на земле производят опустошение? – но если бывает ниспровергнут лес на юге, или хотя [бы] в северной местности, когда бывает ниспровергнут лес, [что] там был.

4 Преграды ветрам нет – посев, что выглядел как густой лес, не жать.

5 Точно так как нет тебе разумения, каков путь ветра - подобно слепцам в чреве беременной, также не сведущ ты, имение Господь кому приготавливает все.

6 Надсмотрщик посева - род твой; но иноплеменного не притесняй рукой твоею, ибо нет тебе знания, когда этот будет удачливее того или тот. Ибо разве оба одинаково счастливы,

7 и сладок рассвет, и желанно глазам созерцать солнце?

8 Истинно, если годы величия проживает человек - всякий из тех радуется, кто помнит времена незнатности; истинно много будет всех, кто станет приходить попусту!

9 Радуется юноша, сверстник твой, который был приятен сердцу твоему в дни юности твоей, и ходит по путям твоим на виду глаз твоих, чтоб быть узнаваемым. Но свыше всем им дан ты Господом по закону.

10 Поэтому изгоняй гнев из сердца своего - но не уделяй внимания другу, приносящему весть тебе, ибо детство и юность безвозвратно прошло.

Глава 12

1 И помнит Творец тебя в дни юности твоей. Доколе был благ - не приходили дни печальные; но наступают времена, о которых будешь говорить: нет мне в них любящего.

2 Доколе был благ - не затмевалось солнце; но [вот] рассвет - а луна и звезды, ибо пленили [его] толщины иного тела.

3 Вот время, когда устрашились стерегущие дом, и пригнулись мужи доблестные; и замерли мелющие, ибо потускнели и стемнели окна,

4 и запирались ворота на улицу с низким скрипом жерновным; и поднимался крик птиц, и звучало тише всех дочерей пенье.

5 Даже гордец устрашился этим, которому ужасы в обыкновение - и презирая бдительность, что растолстевшая саранча, также ломал каперс; если [же] идти человеку к дому долгое время – то [те] ходили кругами по улице стенающими.

6 Свидетельство, за которым не ходит пусть далеко толпа жаждущая - что изломана чаша золотая, что разбито ведро у источника, что расколот ворот над колодцем.

7 «И пусть возвращается прах в землю, из которой произошел - но душа возвращается к Господу, который ее дал, -

9 Итак, Заключение. Поскольку был Экклезиаст мудр - еще научил [он] знанию народ; ибо вслушиваясь и всматриваясь, составил притчу великую.

10 Стремился Экклезиаст достичь изречений желанных - поэтому записанное точно хранит речения истинные.

11 Речения мудрые, подобные рожну с гвоздями вбитыми, владельцам свитков переданы хранителем первым.

12 Но кроме них, потомок мой, остерегайся делать книгам приращения без конца: когда изучение чтения черезмерно - утомляется плоть.

13 Оборотная сторона речения каждого находится в согласии с Господом, наводящим страх - ведь заповеди Его сохранил истинно он всякому человеку.

14 Ибо всякое произведение Господом дается по справедливости - со всем тайным: хоть хорошим, хоть и дурным.

Книга Екклесиаста

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй.

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.

И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

Кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?

Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей?

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых.

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех… Во множестве слов - много суеты.

Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.

Мудрость лучше воинских орудий.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, ине у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Нет лучше для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его.

Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово… Слова твои да будут немноги.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание. ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущий ее с раннего утра исполняется радости.

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Нет памяти о прежнем; дай о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

Сердце мудрого знает и время и устав. для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?

Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!

Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

О чем эта книга Не кажется ли вам, друзья, что автор и издатели слегка погорячились? Судьба книжки на хирургические темы всегда внушает изрядные опасения. Будет ли она прочитана - вот в чем вопрос.Милейшее занятие - полистать на досуге что-нибудь о вкусной и полезной пище,

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Книга. На вид вполне обыкновенная, потрёпанная, без титульного листа, указания имени автора, названия и года издания. Один из самых крутых сказочных предметов, так как на любой странице вы, если грамотный, прочтёте все, что пожелаете; Где хранится меч-кладенец, под каким

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

О чем эта книга На западном берегу Нила, возле древних Фив, стоят две полуразрушенные статуи. Они изображают фараона Аменхотепа III, но в античности одна из них была известна как «Колосс Мемнона» - в честь эфиопского воина-полубога, который со своим войском пришел помочь

Из книги Как учить чужой язык? автора Хрипко Антон

О чем эта книга Всем очевидны две взаимоисключающие истины.Первая: язык хорошо бы знать. В принципе, любой.Лучше европейский, особенно английский.Вторая: чужой язык выучить невозможно. То есть некоторые, конечно, его знают, но это исключения (в России таких 1,3 % населения -

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

Книга джунглей (The Jungle book)Сборник рассказов (1895)Книга состоит из двух частей. Некоторые из рассказов повествуют о Маугли, о его жизни в джунглях среди диких зверей. В двухлетнем возрасте маленький сын дровосека теряется в джунглях. За ним по пятам рыщет хромой тигр Шер-Хан и

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КН) автора БСЭ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Книга Екклесиаста или Проповедника 529 Суета сует, – всё суета! // Суета суетствий, всяческая суета. Еккл. 1:2 Отсюда: «Суета сует и всяческая суета». 530 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Еккл. 1:4 531 И возвращается ветер на круги свои. // На круги своя

Из книги Копирайтинг: по зову Сети. Из солдат в генералы автора Панда Петр

О чём эта книга? Как бы мне хотелось начать эту книгу с заверения о том, что, прочитав ее, вы сразу же станете создавать шедевры сетевого творчества. Да, это вполне реально и даже обязательно, но лишь с небольшой оговоркой: вы должны понять, что это именно ВАША книга. Да,

Из книги Учебник виртуального пилота автора Саломахин Сергей Юрьевич

Книга 1 ПИЛОТАЖ Печатается в авторской редакции в соответствии с представленным оригинал-макетом Дизайн обложки Я. Я. Ананьевой Подписано в печать 03.10.08. Формат 60x84 1/16,.Усл. печ. л. 9,30. Тираж 100 экз. Заказ № 1477.Издательство Мордовского университета Типография

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

О чем эта книга Задача книги - научить вас полному контролю над байком. По меткому выражению старшего инструктора California Superbike School Коби Фэйра, "полностью контролировать" - значит заставить байк быть в нужном месте в нужное время. Цель такого контроля вы определите сами -

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Книга Екклесиаста, или Проповедника Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не

Из книги Лучшие мысли и изречения древних в одном томе автора Душенко Константин Васильевич

Книга Екклесиаста, или Проповедника Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет,

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

0.0. Эта книга Эта книга – сборник лучших материалов проекта

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир 10 октября 2018

Священная книга христиан, Библия, состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета. Книга уникальная, писалась различными людьми, их было около 40, все разных профессий, от пастухов и рыбаков до министров и царей. Для христиан также важно то, что авторы писали под влиянием Бога, поэтому Библию еще называют Словом Божьим. Одним из таких богодухновенных писателей был царь Соломон, написавший мудрую книгу Экклезиаста.

Сын Давида

Царь Соломон был не единственным ребенком у второго царя Израиля, даже не первенцем. Он был третьим сыном, но Давид предназначил ему престол, поставив соправителем еще при своей жизни. В результате сложных исторических перипетий он наследует престол отца. В мировой истории сын Давида остался как человек, чье имя стало синонимом мудрости. Из трех книг, написанных им, особо выделяется Экклезиаст, цитаты которого прочно вошли в число самых популярных высказываний.

Проповедник


Весь Ветхий завет, как и книги Соломона, написан на еврейском языке, но название этой книги звучит на греческом. В оригинале она называется "Кохелет", что переводится как "говорящий в собрании, проповедник". Даже самые отъявленные атеисты знают 2-3 цитаты из Ветхого завета Библии. Экклезиаст и для знающих, и для поверхностно знакомых со Святым Писанием стоит отдельно от прочих сочинений. Это заметно по общей атмосфере книги. Основная идея Соломона - "все суета сует". Возможно ли счастье на этой земле, может ли человек достигнуть полного умиротворения? Ответы на эти вопросы Соломон дает отрицательный. Хотя ведь не должен человек его силы и статуса быть таким разочарованным в жизни, однако Соломон ощущает себя именно таким.

Книга Экклезиаста

Цитаты "Нет ничего нового под Солнцем" и "суета сует" являются самыми распространенными из книги Проповедника. Определяют они во многом не только духовный смысл книги, но и жизненный путь человека. Предельная степень выражения показывает бессмысленность всего происходящего в жизни. Почему же Соломон, всемогущий царь, которому был подчинен богатый Израиль, так считает? Ответ на этот вопрос он также дает сам, сравнивая жизнь с бессмысленным круговоротом событий каждого человека. Книга Экклезиаста цитатами дает ответы на очень многие вопросы о смысле жизни,

Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.

В чем смысл жизни?

В этой цитате Экклесиаста скрыт смысл о том, что трагедия человека в том, что он понимает бессмысленность всего происходящего, и такое понимание болезненно, потому что смысл любого действия - пытаться что-то изменить, но с мыслями о суетности всего сущего далеко не уйти. Но если вдуматься в следующие слова Экклезиаста, получит ли удовлетворение человек, если будет игнорировать такие размышления о бренности всего? Если он будет развлекаться, пытаясь украсить свою жизнь яркими красками? Ведь веселье само по себе приятно, что может быть радостнее, чем удовлетворять свои нужды. Но и тут Соломон с тем же выводом: все суета. Удовольствия также не смогут спрятать за своей мишурой ощущения бессмысленности жизненного круговорота. Это видно по цитате Экклезиаста

Я пытался пить из дырявого сосуда, Господь, но вода вытекла из него. Я перестал пить, а вода бежала и смеялась надо мной, в то время как я плакал.

Царь Израиля приходит к выводу о том, что все в этой жизни зависит не от человека. Именно власть Бога дает все, даже само стремление к счастью. Экклесиаст цитатой

все, что делает Бог, пребывает вовек.

делает вывод неизбежности Божьего суда.

Соломон-правитель


Одно из главных дел, что в любом случае оставило Соломона навечно в истории, даже если бы он ничего не совершил, - возведение главного культового сооружения Израиля - Храма Бога, который строился 7 лет, а праздник по поводу его завершения длился две недели. С самого начала Храм был главным израильским святилищем, для посещения которого люди шли со всех сторон света. Гора, на которой он был поставлен, стала называться Храмовой горой, а сам храм - Домом Бога. Во время вавилонского пленения, когда в результате войны с Вавилонией Иудея потерпела поражение, храм был разрушен. В период правления мудрейшего царя основное свое богатство Израиль получал за счет контроля торгового пути из Сирии в Египет. Но однажды случился эпизод, благодаря которому казна Израиля пополнилась за счет самого царя.

Соломон и женщины


Слух о необычайной мудрости распространился далеко за пределы государства, и вот царица Сабейского царства (современный Йемен) захотела убедиться в верности рассказов лично. Царица Савская прибыла ко двору Соломона, чтобы задать ему сложные вопросы. Ответами царя и его подарками царица была более чем удовлетворена. Согласно книге Царств, после посещения царицей Сабей в Израиле начался период роста благосостояния. А впоследствии каждый год Израиль получал 666 талантов. Учитывая, что еврейский талант 44,8 кг, то сумма очень внушительная. Впоследствии многие стали говорить о незаконной любовной связи двух правителей, так это или нет, доподлинно не известно. В Экклезиасте цитаты о женщине наполнены негативным смыслом, что заставляет предположить довольно-таки болезненный разрыв каких-то отношений. Явно речь идет не о чем повседневном, ибо тот же Соломон в Притчах говорил:

Утешайся женою юности твоей

предлагая этим человеку искать отдохновение и покой в семье. Здесь же слова наполнены болью и горечью. Отношения Соломона к женщинам - это тема очень сложная и объемная. Будучи восточным царем, он имел 300 наложниц, заключил около 700 династических браков. Но не опыт отношений с ними заставил его сказать о том, что женщина горше смерти. Пытаясь понять причину всех несчастий, Проповедник делает вывод, что очень сильно может повредить человеку запретная любовь. Неожиданно Экклезиаст приходит к мысли, что нравственно женщины хуже мужчин. Потому что он не встретил ни одну женщину, которая была бы совершенна в моральных качествах. Вполне объяснимые слова с точки зрения людей того времени, когда к женщине не относились как к равноправному партнеру.

Нетрудно даже представить себе тот факт, что Соломон, говорящий это, был расстроен результатом отношений с какой-то женщиной, оказывающей сильное влияние на его сердце.

Пути к счастью


Получается, что все цитаты Экклезиаста такие печальные, разбивающие надежды? Возможно ли пробраться через их негатив и увидеть радость жизни? По мнению самого Проповедника, абсолютное счастье недостижимо, но есть возможность найти благо, относительное счастье, которое будет лучшим в жизни.

Когда человек поймет, что все в мире происходит от Бога, что все подчиненно Ему, он достигнет этого равновесия в жизни.

Ибо всякое дело Бог при-ведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

Эта цитата Экклезиаста подводит итог над его пессимистическими размышлениями, позволяя предположить, что период уныния закончился, но мудрые слова, высказанные им, остались в веках.