Диктант гость тургенев. Диктанты. Александр Васильевич Суворов происходил из небо. Не и ни с разными частями речи

04.07.2020

И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны, так тенисты,
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой...
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами.
И падает тяжелый желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч;
Там хорошо........................................................

(Из поэмы, преданной сожжению.)


Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, für sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату... Слушайте. Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шипели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает. Но вот вы отъехали версты четыре... Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!.. А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца... Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень... Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой... Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух. — Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря. — А вон, в овраге, колодезь. Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее!.. Вы добежали, вошли... Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!.. Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката... Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете. Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость... А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет... Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна. А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни... Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин... А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глохнет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед... И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму... А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней... Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; по как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине... Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом... Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец — безграничная, необозримая степь! А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом!.. А первые весенние дни, когда кругом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки... Однако пора кончить. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль... Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.

Диктант 1. Тема «Лексика и фразеология»

Поражать воображение, исчезает вдали, неизвестный солдат, изобретение книгопечатания, палитра и мольберт художника, поласкать ребёнка, работать спустя рукава, антонимы и синонимы, медвежья услуга, экономить средства, бордовая свёкла, обедаем на террасе, диалектные слова, жаргонное выражение, бить баклуши, особенности профессии, архаизмы и историзмы, ракетная техника, атмосфера Венеры, тришкин кафтан, реформа календаря.

Диктант 2. Тема «Словообразование»

Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.

Диктант 3. Тема «Гласные в приставках»

Преподаватель математики, сверхинтересный фильм, непреодолимая преграда, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков.

Диктант 4. Тема «Имя существительное»

Троллейбусное депо, в пламени свечи, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, нога в стремени, обходчик путей, страховой агент, заявление Анастасии Никитичны, зачинщики беспорядков, факты истории, с полным выменем, договорённость о продолжении, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, писатель-деревенщик.

Диктант 5. Тема «Правописание гласных в суффиксах существительных»

Кусочек, зайчонок, кирпичик, горошек, мешочек, девчонка, пальчик, ларёчек, носочек, сачок, галчонок, ларчик, дурачок, ноченька, каблучок, ежонок, кружочек, мышонок, овражек, корешок, сухарик, лодчонка, родничок, личико, песочек, бочонок, творожок, порожек, старичок, фонарик.

Диктант 6. Тема «Имя прилагательное»

Счастливого пути, о раннем взрослении, нисколько не нужный, гигантский скачок, серо-зелёный оттенок, свежего воздуха, искусный мастер; не далёк, а близок; заячья избушка, зловещим предзнаменованием, неряшливая одежда, похож на отца, дальневосточное направление, юго-западный ветер, нездоровый румянец, садово-огородные культуры, легче лёгкого, громадный айсберг, талантливый пианист; не горький, а сладкий; далеко не глупый.

Диктант 7. Тема «Правописание суффиксов прилагательных»

Ветреный вечер, костяная нога, ключевой водицей, клюквенный морс, кольцевая автодорога, истинная дружба, французские фильмы, кухонная утварь, ослиное упрямство, в ежовых рукавицах, орлиный взгляд, парчовое одеяние, иссиня-чёрные волосы, стеклянная посуда, отечественная продукция, январские концерты, юная девушка, ткацкий станок, безветренный день, современное оборудование, кожаная курточка, свиное сало, чугунная сковорода, индусские обычаи.

Диктант 8. Тема «Имя числительное»

Столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, к обеим сторонам, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи девятом году.

Диктант 9. Тема «Местоимение»

Скучаю по вас, никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.

Диктант 10. Тема «Глагол»

Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яичницу, ему нездоровится, позвонит в квартиру, попробовать салат, предостеречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.

Диктант 11. Контрольный словарный диктант

Перочинный ножик, растаяли в апреле, за тридевять земель, ракета-носитель, румяные щёчки, январского холода, собачья жизнь, в июле тысяча четыреста девяносто восьмого года, кое у кого, в приключенческой повести, мягко стелет, восемнадцать солдат, неразборчивый почерк, догоним троллейбус, дачная терраса, незнакомый пятиклассник, сваришь триста граммов фасоли, участницы состязаний, куличики из песка, атмосфера доверия, тёмно-бордовая кофточка, циферблат наручных часов, коллекция бирюзы, искусный рассказчик, натирает паркет, выставите оценки, ничуть не резкий, в тридцать шестой квартире, подражает известному артисту, свежий творожок, превращается в карету, свиной пятачок, пробираться сквозь бурелом, прийти в негодование, изысканный орнамент, дозвонишься Марии Юрьевне, соколиная охота, одесский юмор, о старинной рукописи, расцвет искусства.

Контрольные диктанты

Диктант 1. «В мае»

Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная. Кротко синеет майское небо, гладкие молодые листья ракит блестят, широкая ровная дорога вся покрыта той мелкой травкой, которую так охотно щиплют овцы. Жаворонки сотнями понимаются, поют в вышине.

Бежит жеребёнок с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью; слышится его тонкое ржанье. Мы въезжаем в берёзовую рощу. Крепкий запах приятно стесняет дыхание.

Из-за круглых вершин яблонь и сирени виднеется тесовая крыша. Ямщик поворачивает, въезжает в раскрытые ворота, и мы останавливаемся перед крылечком тёмного домика.

(По И. Тургеневу)

Грамматические задания

I вариант

1. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слова «синеет» (1-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) четвёртого предложения текста: «Бежит жеребёнок с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью; слышится его тонкое ржанье».

II вариант

1. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слова «неверных» (2-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) последнего предложения текста: «Ямщик поворачивает, въезжает в раскрытые ворота, и мы останавливаемся перед крылечком тёмного домика».

Диктант 2. «Петькин заяц»

Тихо в лесу под вечер. Горят румянцем заката покрытые инеем вершины берёз. Каждый лёгкий шум слышится ясно, отчётливо и далеко по лесу разносится. Закаркали вороны. Куда спешат, крыльями хлопают, куда слетаются? Лежит заяц, еле дышит, жалобно вокруг поглядывает. Смертельная тоска гложет маленькое заячье сердечко.

Вдруг затрещали кусты, над кустами шапка большая, мохнатая колышется. Всё ближе да ближе подходит. Заяц мёртвым прикинулся и дух затаил, а богатырь-то подошёл, забрал зайца да в тёплый тулуп запихнул.

Выборочный диктант

719. Последователи Пифагора

Все математики, с которыми мне приходилось общаться в школе и после школы, были людьми неаккуратными, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчёт того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, навряд ли абсолютно точно. Возможно, у самого Пифагора так оно и было, но его последователи, наверное, об этом забыли и мало обращали внимания на свою внешность. И всё-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. (Ф. Искандер.)

(71 слово. Вводные слова со значением неуверенности.)

Задание Выпишите служебные слова, распределив их по колонкам в соответствии с частереч-ной отнесенностью. Какую роль они выполняют в тексте?

Обучающий диктант

720. Яблоко раздора

Все боги Олимпа пировали на роскошной свадьбе. Лишь одна богиня раздора Эрида не участвовала в веселье: её не пригласили на пир. Одиноко бродила она около пещеры, где веселились боги, глубоко затаив в сердце обиду. Придумала Эрида, как отомстить богам, как их поссорить. Она взяла золотое яблоко и написала на нём: «Прекраснейшей». Тихо подошла невидимая Эрида к пиршественному столу и бросила яблоко.

Увидели боги яблоко и прочли надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между тремя из них: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой. Ни одна не хотела уступить сопернице. Обратились они к царю богов и людей Зевсу и потребовали разрешить их спор. (По Н. Куну.)

(109 слов. Приставки. Непроизносимые согласные. Суффиксы прилагательных и глаголов.)

Задание Выпишите служебные слова, распределив их по соответствующим частям речи. Каково значение фразеологизма, которым назван данный текст?

Для справок. Яблоко раздора - причина ссоры.

Проверочный диктант

721. Пикник

В среду, уже с четырёх часов, станция была битком набита участниками пикника. Все чувствовали себя весело и непринуждённо. Приезд Василия Терентьевича на этот раз окончился так благополучно, как никто даже не смел ожидать. Ни громов, ни молний не последовало, никого не попросили оставить службу, и даже, наоборот, носились слухи о прибавке в недалёком будущем жалованья большинству служащих. Кроме того, пикник обещал выйти очень занимательным... Ясная и тёплая погода, прочно установившаяся в течение последней недели, никак не могла помешать поездке. (А. Куприн.)

(79 слов. Не и ни. Однородные члены.)

Задание Выпишите все служебные части речи, распределив их по группам: предлоги, союзы и частицы.

Предлоги

Обучающие диктанты

722. Вражда

Собаки не любили ворон, считали их появление у своей миски актом агрессии и тотчас же устремлялись на защиту своей еды. Но бросавшаяся навстречу собакам ворона уводила их в сторону, и они преследовали её с громким лаем.

Когда же дятел, далеко заметный благодаря своей пёстрой красно-чёрно-белой раскраске, приближался к собачьей миске, собаки не поднимали никакого шума, и он, гордо оглядываясь, просто лез в собачью миску и чувствовал себя очень спокойно. (По Н. Тихонову.)

(69 слов. Приставки. Притяжательное прилагательное. Суффиксы глаголов. Однородные члены.)

Задание Выпишите в две колонки- непроизводные и производные предлоги. От какой части речи образованы производные предлоги?

723. Волшебный подарок

В продолжение нескольких недель учителя не могли нахвалиться Алёшей. Все уроки знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли не дивиться чрезвычайным его успехам. Алёша внутренне стыдился этих похвал. Ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как вовсе того не заслуживал.

В течение этого времени Чернушка к нему не являлась, несмотря на то что Алёша, особенно в первые недели после получения конопляного семечка, не пропускал почти ни одного дня без того, чтобы её не звать. Сначала он очень о том горевал, но потом успокоился, думая, что она, вероятно, занята важными делами. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал. (По А. Погорельскому.)

(117 слов. Приставки. Не с разными частями речи. Гласные на конце наречий.)

Задание Подчеркните производные предлоги и объясните их правописание.

Проверочные диктанты

724. Знойный день

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время поднимается вверх спокойной могучей стеной. И цвет его был ещё синее, ещё гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зелёной листвы. В траве, кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях - повсюду заливались цикады, воздух дрожал от их звенящего однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А. Куприн.)

(78 слов. Безударные гласные в корнях. Суффиксы прилагательных. Сложные прилагательные. Однородные члены с обобщающим словом. Сложные предложения.)

Задание К какой части речи относятся выделенные слова? Назовите их морфологические признаки.

725. Приготовление подарков

Почти месяц после того, как мы переехали в Москву, я сидел на верху бабушкиного дома, за большим столом и писал стихи. Напротив меня сидел рисовальный учитель и окончательно поправлял нарисованную чёрным карандашом головку какого-то турка в чалме. Володя, вытянув шею, стоял сзади учителя и смотрел ему через плечо. Головка эта была первое произведение Володи и нынче же, в день ангела бабушки, должна была быть поднесена ей. (Л. Толстой.)

(66 слов. Гласные после шипящих. нн в страдательных причастиях.)

Задание Подчеркните производные предлоги с существительными. В каком падеже употреблены имена существительные? Сравните сочетания на верху дома и сзади учителя: какое из них с предлогом? Подберите синоним к слову сзади.

Обучающие диктанты

726. Рыбы-животные

Рыбы-животные отличаются от рыб, живущих вблизи поверхности, тем, что они обитают на большой глубине, то есть являются глубоководными. Они часто лишены плавательного пузыря, или он очень мал. Плавучесть их обеспечивается в основном за счёт жира. Большинство таких рыб, или животных, имеют большой рот, благодаря чему они захватывают и процеживают значительный объём воды. Постоянно живущие на большой глубине животные часто лишены органов зрения, и поэтому они не могут видеть, зато у них есть органы, приспособленные для того, чтобы они могли ориентироваться и искать пищу. Кроме того, живущие глубоко под водой организмы чаще бесцветны или грязновато-серого цвета. Это помогает им быть малозаметными для своих врагов.

(102 слова. Гласные в корнях. Сложные прилагательные. Краткие причастия. Причастные обороты.)

Задание Выпишите производные предлоги с существительными при них. С какими падежами существительных они употребляются? Укажите, от слов какой части речи они образованы.

727. Новые знакомые

Познакомился Вася с арестантами только нынешним летом благодаря тому, что за ним не было никакого надзора. До этого времени он их очень боялся и, забегая в верхний сад, старался прошмыгнуть мимо них в почтительном отдалении и обязательно бегом. Тогда он считал всех этих людей в серых шапках, роющих в саду землю или развозящих в тачках песок, способными на всякие злодейства, готовыми даже, как уверяла его ещё давно няня Агафья, когда он капризничал, увести мальчика и потом его зажарить и съесть, хотя бы он был и адмиральский сын. Эти слова няни в своё время произвели глубокое впечатление на Васю, несмотря на то что ни от кого он не слышал их подтверждения. (По К. Станюковичу.)

(110 слов. Приставки. Падежные окончания существительных. Гласная перед суффиксом -л- в глаголах. Суффиксы причастий. Причастные обороты.)

Задание Подчеркните производные предлоги. Подберите слова-омонимы, от которых предлоги образованы. Придумайте с омонимами предложения и графически обозначьте их синтаксическую функцию.

728. Охотничья пора

Опушки желтеют, и листья с тихим печальным шелестом опадают на светло-зелёные озими, на грязь разъезженной лесной дороги. Брат, в своей бараньей охотничьей шапке похожий на черкеса, стоит посредине двора и поглядывает то на небо, то на собак. Он бодро хлопает плетью и поворачивается к Маше. Чёрные глаза его весело блестят. Лицо Маши из-под накинутого на голову платка кажется таким печальным и милым в своём тревожно-внимательном выражении, с каким она смотрит то на брата, то на небо. Собаки, почуяв приближение охотничьей поры, каждое утро визжат у крыльца и просятся в поля, среди которых заверялся хутор. Он весь спрятался в деревьях, только белая труба домика да окна с белыми рамами глядят из-за густой, ещё зелёной сирени. (По П. Романову.)

(106 слов. Ь и ъ. Сложные прилагательные. Суффиксы причастий. Личные окончания глаголов. Однородные члены.)

Задание Подберите к предлогам в тексте синонимичные из следующих: между, возле, около, подле. Сравните их. Есть ли между синонимичными предлогами какое-либо (смысловое или стилистическое) различие?

Контрольный диктант

729. Меншикова башня

В течение времени, когда Россией правил Пётр Первый, имя Александра Даниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отличался ни знатностью рода, ни богатством. В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм невиданной высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь Меншиковой башней.

Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчёт пожара решили, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемуся временщику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предсказание сбылось. Вскоре Меншиков был лишён всех званий и богатств и сослан.

(118 слов. Прописная буква. Непроизносимые согласные. Падежные окончания существительных. Суффиксы прилагательных. Не я ни с разными частями речи. Производные предлоги. Однородные члены. Сложные предложения.)

Союзы

Обучающие диктанты

730. В Ялте

Чехов тосковал по Москве, по северу. Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не осталось в жизни. Где-то очень далеко, за Харьковом, за Курском и Орлом, лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе кипарисов и сладкого приморского воздуха. От этого воздуха часто болела голова. Милым казалось всё: и леса, и речушки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещённые мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком.

Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нём масляными красками вечернее поле со стогами сена... Этот этюд Чехов вставил в камин и часто смотрел на него во время работы. (По К. Паустовскому.)

(113 слов. Падежные окончания существительных. Суффиксы прилагательных. Однородные члены после обобщающего слова.)

Задание Подчеркните сочинительные союзы. Что они соединяют: однородные члены или предложения?

731. Плёс

Левитан искал место для этюдов, но хороших мест не было. Он всё чаще хмурился и жаловался на усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе. С этого момента начался светлый промежуток в его жизни. Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон да мычание стада, а по ночам - колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. (К. Паустовский.)

(125 слов. Приставки. Буквы к и нн. Суффиксы глаголов. Не и ни. Однородные члены. Неполное предложение.)

Задание Подчеркните сочинительные союзы. Что они соединяют? Какие смысловые отношения (соединительные, противительные и т. д.) выражают эти союзы?

Проверочный диктант

732. Тревога

Спокойно дышит грудь, а на душу находит страшная тревога. Воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток. Всем своим прошедшим, всеми чувствами, силою, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом не мешает: ни солнца нет, ни ветра, ни шуму... (По И. Тургеневу.)

(69 слов. Непроизносимые согласные. Личные окончания глаголов. Однородные члены при обобщающем слове.)

Задание Подчеркните сочинительные союзы. Какие из них имеют синонимы?

Обучающие диктанты

733. Знакомство со звёздами

Прежде Серёжа не обращал внимания на звёзды, они его не интересовали, потому что он не знал, что у них есть названия. Но мама показала ему Млечный Путь, Сириус, Большую Медведицу и красный Марс. Серёжа хотел знать все названия, но мама не помнила их, зато показала ему горы на Луне, и он как будто прикоснулся к звёздам. (По В. Пановой.)

(56 слов. Прописная буква в астрономических наименованиях. Сложные предложения.)

Задание Подчеркните одной чертой сочинительные, а двумя - подчинительные союзы. Объясните происхождение союза зато. Какой он по функции и по значению? Каким союзом его можно заменить в тексте?

734. Самовоспитание

Раз мне пришла в голову мысль, что счастье зависит не от внешних причин, а от нашего отношения к ним. Человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив. И чтобы приучить себя к труду, я, несмотря на страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы Татищева или уходил в чулан и верёвкой больно стегал себя по голой спине, так что слезы невольно выступали на глазах. (Л. Толстой.)

(66 слов. Приставка при-. Не. Однородные члены.)

Задание Подчеркните сочинительные союзы одной чертой, а подчинительные - двумя. Какие смысловые отношения выражают те и другие союзы? Для справок. Лексикбн (устар.) - словарь.

Выборочный диктант

735. Перемирие

Как-то раз, во время Масленицы, Нехлюдов был так занят разными удовольствиями, что хотя несколько раз на день заезжал к нам, но ни разу не поговорил со мной. Меня это оскорбило, так что он снова мне показался гордым и неприятным человеком. Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом и что не имею к нему никакой особенной привязанности.

В первый раз, как он после Масленицы снова хотел разговориться со мной, я сказал, что мне нужно готовить уроки, и ушёл. Но через четверть часа кто-то отворил дверь в классную, и Нехлюдов подошёл ко мне. «Я вам мешаю?» - сказал он. «Нет», - отвечал я, несмотря на то что хотел сказать, что у меня действительно есть дело. (Л.Толстой.)

(116 слов. Не и ни с разными частями речи. Прямая речь.)

Задание Выпишите подчинительные союзы в две колонки: простые и составные. Какие смысловые отношения они выражают между частями сложных предложений? Объясните происхождение союзов что и чтобы.

Частицы

Обучающие диктанты

736. Волшебный дар

Скажи мне, чего ты желаешь? - продолжал король. - Если я в силах, то непременно исполню твоё требование.
- Говори смело, Алёша! - шепнул ему на ухо министр.
Алёша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошее; но так как ему казалось неучтивым заставлять дожидаться короля, то он поспешил с ответом.
- Я бы желал, - сказал он, - чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.
- Не думал я, что ты такой ленивец, - отвечал король, покачав головою. - Но делать нечего, я должен исполнить своё обещание.

Он махнул рукою, и паж поднёс золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко. (А. Погорельский.)

(109 слов. Суффикс -ец. Неопределенные местоимения. Не с разными частями речи. Неопределенная форма глагола. Сложные предложения. Навыки записи прямой речи без кавычек.)

Задание Подчеркните частицы, укажите их разряд по значению.

737. О В. Гиляровском

Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. Поэтому так ценны для нас работы такого писателя, как Гиляровский, - летописца быта и комментатора своего времени. (К. Паустовский.)

(62 слова. Прописная буква. Падежные окончания и суффиксы существительных со значением деятеля.)

Задание Подчеркните частицы и объясните их правописание. Какие значения придают они словам в тексте?

Не и ни с разными частями речи

Обучающие диктанты

738. Язык России

Ты никогда не станешь тусклым,
Не охладеешь ни на миг.
Я кланяюсь тебе по-русски,
Язык прапрадедов моих.
(А. Марков.)

(17 слов. Личные окончания глаголов. Наречие. Обращение.)

Задание С какими частями речи употреблены частицы не и ни! Одинаково ли значение этих частиц?

739. Пустыня

Пустыня - это жёлтое и голубое. Раскалённый песок жжёт сквозь подошвы. В пустыне всё непривычно и непонятно. Проливные дожди, которые высыхают, не долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Хорошей погодой называют не солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Зонт защищает здесь не от дождя, а от солнца. Идёшь. Струйки песка засыпают позади твой след. (По Н. Сладкову.)

(56 слов. Удвоенные согласные. Личные окончания глаголов. Тире между главными членами.)

Задание

740. Что такое плюрализм?

Поиск истины - это всегда выбор из множества вариантов. Чем выбор шире, тем труднее это сделать, но тем он и точней. Плюрализм - это и есть множественность, разнообразие мнений. Однако здесь не всё просто. Терпеть мнение, в корне противоположное твоему, не каждому под силу. Тем более не под силу отстаивать своё мнение, если силы неравны. Попробуй подойди к известному в школе хулигану и силачу, скажи ему, что он не прав. Ведь накостыляет и останется при своём. Понятно, что это и не плюрализм вовсе, а единовластие, произвол и принудительное единомыслие. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

(90 слов. Сложные слова. Тире в простом предложении.)

Задание Обозначьте и объясните орфограмму «Не с разными частями речи».

741. Вдали от дома

Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в заготзерно, стоявшее неподалёку от райцентра, еду мне посылали довольно часто. Но вся беда в том, что мне её не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут - кажется много, хватишься через два дня - пусто. (В. Распутин.)

(76 слов. Сложные существительные. Неопределенные местоимения. Личные окончания глаголов.)

Задание Подчеркните частицы, определите их разряд по значению и объясните правописание.

742. Необычный диспетчер

Самой большой любовью и почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович. Важно, точно распорядитель-диспетчер, ходил он по аэродрому. Можно было подумать, что без Василия Ивановича не может отправиться ни один самолёт.

Однажды лётчик Ермаков летел над лесами. Неожиданно мотор закапризничал, и пришлось спускаться на болото. Ему удалось благополучно сесть между деревьями, не повредив машину. К своей неудаче лётчик отнёсся спокойно. Он хорошо знал, что товарищи не оставят его и непременно скоро разыщут. Провизии с ним было немного, но было охотничье ружьё и патроны. Он не боялся погибнуть.

Бродя по болоту, он однажды поймал журавлёнка. Это был длинноногий, уже оперившийся птенец, не умевший летать. (По И. Соколову-Микитову.)

(105 слов. Нн в прилагательных и наречиях. Ь в глаголах. Деепричастные и причастные обороты.)

Задание Объясните орфограмму "Не и ни с разными частями речи".

Проверочный диктант

743. Свидетель былого

Мы часто говорим «времена Чехова» или «времена Толстого». Но воздух этого недавнего времени, его окраска, его характер, слагавшиеся из неисчислимых черт, - всё это почти потеряно для нас. Новое поколение уже не может ощутить чеховское время как нечто совершенно конкретное.

Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущения прошлого, как встреча с живым его свидетелем. Особенно с таким своеобразным и талантливым свидетелем, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский - человек неукротимой энергии и неукротимой доброты.

Это был весёлый и неутомимый труженик. Всю жизнь он работал, и в любую работу он вносил настоящую русскую смекалку, живость ума, даже некоторую удаль. Не было, должно быть, ни одного явления, которое не казалось бы ему смертельно любопытным и заслуживающим пристального внимания. (К. Паустовский.)

(111 слов. Суффиксы прилагательных. Падежные окончания существительных. Краткие причастия. Вводное словосочетание. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание Объясните орфограмму «Не к ни с разными частями речи».

Дефисное написание частиц

Обучающие диктанты

744. Больной гепард

Легко сказать - накормить больного зверя. Уж кто-кто, а я-то хорошо знала, как это трудно сделать. Попробуйте-ка что-нибудь дать, если он не только не ест, но даже не встаёт. И если не принять какие-то меры, гепард может погибнуть. Тут-то мне в голову пришла мысль: а что, если просто войти в клетку и попробовать его покормить с рук? У меня было какое-то внутреннее убеждение, что зверь меня не тронет. И всё-таки, прежде чем войти в клетку к гепарду, я сделала некоторые приготовления. (По В. Чаплиной.)

(82 слова. Не с разными частями речи. Неопределенные местоимения. Сложные предложения.)

Задание Объясните орфограмму «Дефисное написание частиц». Со словами каких частей речи они употребляются и какой оттенок значения в них привносят (смысловой или стилистический)?

745. Семейная реликвия

В то же время с улицы слышались стук дрожек, шум дачного поезда, военная музыка. И вдруг среди всего этого гомона раздалось какое-то ужасно знакомое шипение, что-то щёлкнуло, завелось, и один за другим чётко забили, как бы что-то отсчитывая, прозрачные пружинные звуки. Что это? Позвольте, но ведь это же часы! Те самые знаменитые столовые часы, которые, как гласила семейная легенда, папа выиграл на лотерее-аллегри.

Как Петя мог о них забыть? Ну да, конечно, это они! Они отсчитывали время. Они «били»! Но мальчик не успел сосчитать сколько. Во всяком случае, что-то много: не то десять, не то одиннадцать. (В. Катаев.)

(97 слов. Приставки. Буквы нн в прилагательных. Повелительная форма. Вопросительные и восклицательные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «Правописание частицы -то». Найдите в тексте слова, омонимичные этой частице, и укажите, какой частью речи они являются.

Для справок.
Реликвия - вещь, хранимая как память о прошлом.
Аллегри - лотерея с немедленной выдачей выигрышей.

Творческий диктант

746. Народная мудрость

Ложась спать, Вася сказал матери счастливым, усталым, полусонным голосом:
- Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!
- Выходит, старый-то друг не лучше новых двух... - заметила мать, прикрывая сына одеялом.

Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времени, вновь и вновь возникают в памяти и не дают тебе жить. В конце концов Машка даже и не друг ему, Васе, а просто старая, дряхлая черепаха, и ему вовсе не хочется думать о ней. И всё-таки думается ему не о том, какой вот он молодец, что сумел раздобыть двух весёлых малышей, с которыми так интересно будет завтра играть, а всё о той же никудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо... (Ю. Нагибин.)

(109 слов. Приставки. Личные окончания глаголов. Диалог.)

Задание Выделите в тексте частицы и объясните их написание. О какой пословице вспомнила Васина мама? Как вы ее понимаете? Справедлива ли она? Напишите небольшое сочинение, подтверждающее или опровергающее эту пословицу .

Контрольные диктанты

747. Калиныч

Калиныч был человек самого весёлого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства, но за барином наблюдал, как за ребёнком. Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, он свёл нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Ка-линыч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам отправился вырезать нам сот. (По И. Тургеневу.)

(105 слов. Корни с чередующимися гласными. Удвоенные согласные. Приставки. Сложные слова. Служебные слова.)

748. После землетрясения

С рейда город Мессина выглядел по-сицилийски красиво, заманчиво, однако Пете на миг почудилось что-то тревожное в расположении и количестве домов. Их оказалось гораздо меньше, чем могло быть. Между ними угадывались какие-то мёртвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях. Лишь когда высадились на пристань, Петя увидел, что больше половины города представляет собой руины.

Тогда он вдруг вспомнил слова, которые три года назад с ужасом повторял весь мир: мессинское землетрясение.

Разрушение города и гибель десятков тысяч людей произошли в течение нескольких минут и не оставили после себя ни крепостных башен, ни мраморных колоннад, ничего, кроме жалких обломков квартирных перегородок с клочьями обоев, дранки, битого стекла и скрученных железных кроватей, поросших теперь дерезой и паслёном. Это был первый разрушенный город, который видел Петя. (Б. Катаев.)

(119 слов. Приставки. Суффиксы прилагательных. Дефисное написание местоимений и наречий. Служебные части речи.)

Для справок.
Дереза - степное кустарниковое растение.
Паслён - травянистое растение с белыми цветками или зелеными ягодами.

Творческий диктант (по всем служебным частям речи)

749. В знойный полдень

Мы сидели в тени, но и в тени было душно. Тяжёлый, знойный воздух словно замер. Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было. Солнце так и било с синего, потемневшего неба. Прямо перед нами, на другом берегу, желтело овсяное поле, кое-где поросшее полынью, и хоть бы один колос шевельнулся. Немного пониже крестьянская лошадь стояла в реке по колени и лениво обмахивалась хвостом. Изредка под нависшим кустом всплывала большая рыба, пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою лёгкую зыбь. Кузнечики трещали в порыжелой траве... Мы сидели неподвижно, подавленные жаром. Вдруг позади нас, в овраге, раздался шум: кто-то спускался к источнику. (И. Тургенев.)

(105 слов. Приставки. Суффиксы существительных и прилагательных. Наречия. Не.)

Задание Выпишите в три колонки служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Словам каких частей речи они могут быть омонимичны?

Междометия

Обучающий диктант

750. Чайная

Дом, где помещалась чайная, пожалуй, исключение. Ничего нового не видно в нём. Мы устремились в дверь, но, увы, она была заперта изнутри. Тогда я в отчаянии полез в открытое окно и увидел пустую комнату, застланную газетами. На табуретке стояла женщина и большой кистью водила по потолку. (В. Солоухин.)

(46 слов.)

Задание Подчеркните междометие, укажите, с какой целью оно употреблено в тексте. Приведите еще междометия, выражающие различные эмоции

Урок 31

ТЕМА: «Обстоятельство».

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверить и систематизировать сведения об обстоятельствах за 5-7 кл.

Научить различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения.

Закрепить навыки написания приложений в тексте.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

3. Мини-диктант

Иван Сергеевич Тургенев - один из талантливейших писателей-романистов, классиков русской литературы. Родился он в городе Орле, славящемся своими живописными окрестностями. Отец Тургенева до женитьбы был подполковником-кирасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Петровне Лутовиновой по расчёту. Когда Тургеневы поселились в имении, то помещик-самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставил он всем окружающим.

Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернеров-иностранцев: французов, немцев, швейцарцев. Всё русское, по помещичьему обычаю, с презрением изгоняли, считая такое воспитание никак для барских детей не подходящим. К счастью, один крепостной сумел вовремя привить мальчику любовь к русским писателям. Сам книгочей, он говорил юному Тургеневу: «Разве можно, милый Ваня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пишут на русском Державин и Херасков?»

4. Работа с учебником

Чтение § 27.

Упр. 143 (по заданию).

Упр. 144 (выборочно по заданию)

5. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме

Записать под диктовку предложения, объяснить орфограммы; подчеркнуть члены предложения, определить, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Неисчи слима армия врагов че ловека в лесу, в поле, в садах и огородах.

2) Отправиться в дальнюю доро гу - значит подвергнуть испытанию свои силы.

3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно. (устное объяснение выполненного задания)

6. Работа с записями на доске

Спишите стихотворение, подчеркните грамматические основы, выделите обстоятельства, надпишите сверху, чем они выражены.

Упр. 145(устно), 146 (устно).

Упр. 148 (по заданию). Обстоятельства времени.

7. Подведение итогов

§ 27 упр. 149, 150, 151 (устно).

Урок 32

ТЕМА: «Обстоятельство» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

Научить различать виды обстоятельств.

Повторить правописание не с различными частями речи.

ТИП УРОКА: повторение и закрепление ЗУН по теме «Обстоятельство».

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторение орфографии

Ребята, что вы знаете о правописании отрицательной частицы не с именами существительными и прилагательными? Другими частями речи?

Учитель совместно с детьми вспоминает правило:

Частица не пишется слитно, если

1) без не - слово не употребляется: ненависть, нелепый, нечаянно, невзвидеть...

2) если в сочетании с приставкой не - существительные, прилагательные, наречия на приобретают противоположное значение: неприятель, неспециалист, неуверенно ...

3) В неопределенных и отрицательных местоимениях, употребленных без предлога: некто, нечто ;

4) в наречиях: невдалеке, неспроста ...

5) в предложных сочетаниях: несмотря на, невзирая на ...

5) С прилагательными, причастиями и наречиями на при пояснительных словах весьма, крайне, очень, совершенно, почти и т. п. (весьма неудачный день, крайне необдуманный ответ ...)

Запишите предложения с доски, раскрыв скобки. Выделите приставки. Произведите взаимопроверку.

4. Работа по теме урока

Запишите под диктовку предложения, подчеркните обстоятельства, сверху надпишите их вид.

Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками.

Долго бродила Олёнка по лесу, болоту в березняках.

В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки.

Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.

5. Работа по учебнику

Упр. 152 (по заданию.)

Упр. 155 (выборочно), 156 (выборочно), 158 (выборочно).

6. Мини-диктант

Задание: подчеркнуть обстоятельства, сверху надписать, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх.

2) Мы пошли на вал - возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.

3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.

4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой.

5) В 1812 г. в России бушевала народная война.

6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками.

7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

(взаимопроверка)

7. Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

§ 27 упр. 158 (доделать), 159.

Урок 33

ТЕМА : «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, коррекции знаний.

ЦЕЛЬ УРОКА:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

Истории известно, что в путешествии русские люди поистине неутомимы и неустрашимы. Испытанные путешественники считают, что земной шар вовсе не просторен и совсем не велик.

Наши современники объезжают земной шар не более чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в совершенно неисследованные места, без устали бороздят никому не знакомые моря и изучают никем не виданные острова, бесстрашно проносятся над некогда неприступной ледяной шапкой Арктики.

Некоторым людям начинает казаться, что ни у полюсов, ни в недрах обожженной неумолимым солнцем Африки, ни в девственных лесах Бразилии, ни в каком-нибудь горном ущелье Тибета, еще недавно неведомом, - нигде науке не удастся найти никаких особенных тайн. Разумеется, такие взгляды ни в какой мере не убедительны, так как совершенно необоснованны.

Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а всё ещё неисследованное и недоступное окружает их со всех сторон. Как высоко ни поднимался человек ввысь, как низко ни опускался он вглубь земли, а находятся пространства, где человек ещё не бывал. Они расстилаются как над нами, так и под нами.

Грамматическое задание

1. Разберите по членам выделенное предложение. Укажите, чем выражены члены предложения.

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).

Урок 34

ТЕМА: «Синтаксический разбор двусоставного предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

Закрепить порядок и структуру разбора двусоставного предложения.

Повторить функцию главных и второстепенных членов предложения.

Повторить орфограмму «Ы, И после приставок».

ТИП УРОКА: повторение и закрепление ранее изученного материала.

НА ДОСКЕ:

Подытожитьитог

раз..грать по нотам

до..сторическое событие

пред..дущий отчёт

меж..здательское объединение

сверх..зысканные манеры

небез..нтересный случай

поступить в пед..нститут

приобрести спорт..нвентарь

вз..мать налоги

без..мянный палей

дез..нформировать противника

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Повторяем орфографию

Запишите под диктовку слова и вспомните, на какое они правило, где у них ошибкоопасное место?

Безымянный, контригра, мединститут, сверхинтересный, изысканный.

Спишите с доски слова, вставляя гласные -ы - или -и - (проверка с объяснением по цепочке всем классом).

П р и м е ч а н и е

и...ы...

1. После русских инояз. приставок 1. После русских приставок на со-

на гласную (пои стине) гласную, кроме меж-, сверх- (сыг-

рать, межиздательский)

2. После инояз. приставок на со-2. В приставке из, если она идет

гласную (дез-, контр-, пан-, пост-, после другой приставки, оканчи-

суб-, супер-, транс-) (дезинформа- вающейся на согласную (небезыз-

ция) вестный)

3. В сложных словах (сани нспектор)

4. После числительных двух-, трех-,

четырех- (трехимпульсный)

4. Работа по теме урока

Работа с учебником § 28 (изучение плана разбора).

Разбор предложений из упр. 160 (2 устно, 2 письменно).

Составить и записать предложения:

двусоставное нераспространённое.

двусоставное распространённое.

двусоставное, осложнённое однородными членами (главными; второстепенными).

Разобрать эти предложения по образцу (письменно).

Упр. 161 (устно).

5. Закрепление темы

Вопросы:

Что такое двусоставное предложение?

Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?

Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?

Чем может быть выражено подлежащее?

Какими второстепенными членами распространяется грамматическая основа?

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Определить типы сказуемого и способы их выражения.

При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза.

Тропа - единственный путь через тайгу.

В холодных мокрых сумерках слонялись по набережной люди.

Окна дворца были распахнуты настежь.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.

Погода будет славная.

Птицы перестали щебетать.

Урок 35

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки, коррекции знаний учащихся.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Проверить уровень усвоения изученного.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Написание диктанта

Диктант

I

Людская природа, к сожалению, не часто являет высокие образцы творения. Этот же, в красном, был само совершенство. При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза, поражавшие разумом, насмешливостью, отвагой и искренностью.

Он шёл навстречу долгорукому. Быстро, красиво, легко, безупречно, с каким-то неповторимым достоинством нёс своё тело. Полуулыбка слегка раздвигала золотистые усы, смягчая суровые кольца ассирийской бороды. Была в ней радость встречи с такими вельможными гостями и одновременно лёгкое стеснение.

Всё молчало. В наступившей тишине малейший звук способен был испортить торжественность этой неожиданной встречи. Первой нарушала молчание княжна Ольга. Вытянувшись из седла навстречу, бросив поводья, забыв про всё на свете, она захлопала своими белыми рукавчиками, закричала с нескрываемой радостью: «Князь Иван! Князь Иван!»

(116 слов )

(П. Загребельский )

II

Создатели авторучки - древние египтяне. Среди сокровищ знаменитой гробницы Тутанхамона учёными обнаружена медная ручка со вставленной в неё свинцовой заострённой трубочкой, а внутри трубочки - тростинка. Её заполняли тёмной жидкостью, которая, просачиваясь по волокнам стебля, накапливалась на заострённом конце. При письме оставался чёткий след на папирусе.

Затем наступило время гусиного пера, которое веками скрипело по пергаменту манускриптов, брызгало кляксами на рецептах алхимиков, подписывало указы королей.

Но перо нужно было часто макать в чернила, что отнимало много времени. Тогда стали вставлять в металлическую трубку с одной стороны заглушку, а с другой - гусиное перо. Трубку заполняли чернилами.

В наше время соперник «перьев-самописок» - шариковая ручка. И кто знает, какая ручка ждёт нас завтра.

(110 слов )

(По С. Попову )

Урок 36

ТЕМА: Изложение «Характеристика человека».

ЦЕЛИ УРОКА:

Развивать связную речь учащихся.

Отработать умения создавать текст-описание, грамотно при менять описательные обороты речи, определения, обстоятельства.

Обогащать словарь учащихся, развивать умение находить опорные слова в тексте.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа

Какие виды текстов вы знаете?

Что определяет тема текста?

Что определяет основная мысль текста?

При описании внешних и внутренних качеств человека какими частями речи вы будете активно пользоваться?

3. Работа с учебником

Упр. 164 (устно).

Упр. 162

1) чтение текста,

2) подготовка к изложению текста

Предварительные вопросы:

Что такое синтаксис?

Как вы понимаете значение слова «биография»? (Описание жизни человека, важных этапов его жизненного пути.)

Кто такой М. В. Ломоносов? (Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения.)

Что такое синтаксис?

Что изучает языковедение? (Изучает особенности, структуру языка, новообразования и изменения в языке.)

Во время повторного чтения текста выпишите опорные слова, ключевые слова (в помощь ученикам на столе учителя лежит «Толковый словарь» С. Ожегова, «Орфографический словарь».)

Чтение текста.

(На доске записываются слова: традиция, языковед, синтаксис, грамматика, эксперимент, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, «Русский синтаксис в научном освещении».)

3. Подведение итогов урока

4. Сообщение домашнего задания

Урок 37

ТЕМА: «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения».

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА:

Проверить прочность знаний учащихся по определению односоставного и двусоставного предложений.

Уметь определять типы выражения главных членов в односоставном предложении.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Работа с записями на доске

Прочитайте предложения. Определите грамматическую основу каждого предложения.

Сколько главных членов в грамматической основе первого предложения? Чем выражено сказуемое?

Сколько главных членов во втором предложении?

В третьем (и т. д.)?

Как называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена?

Запишите односоставные предложения в тетрадь.

4. Работа с учебником

§ 30

Чтение правила

Упр. 171 (по заданию). Коллективная проверка.

Анализ распространенных и нераспространенных односоставных предложений.

5. Закрепление материала

Запись под диктовку. (Задание: подчеркнуть грамматическую основу, надписать, чем выражена грамматическая основа.)

Так неспешно идёт жизнь, дни, вечера, ночи, праздники, будни.

Ярмарка. Крещенский мороз. И зима, зима. От снега все мягкое.

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 30 упр. 172, 173.

Урок 38

ТЕМА: «Назывные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

Дать понятие назывного предложения.

Научить детей определять назывные предложения, создавать самим назывные предложения.

Повторить написание словарных слов.

НА ДОСКЕ:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Словарный диктант

Массив, классика, русский, металл, классический, Россия, микроэлемент, колоссальный, рессора, идеал, компаньон, суббота, идеальный, зодчий, терраса, искусный, корректор, трасса, искусство, перрон, фейерверк.

4. Работа с учебником

§ 31

Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

Чтение теоретического материала.

Упр. 174.

5. Работа с записями на доске

Прочитайте предложения. Определите, двусоставные или односоставные эти предложения. Спишите назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; укажите, какой частью речи он выражен.

6. Работа по карточкам

Найдите назывные предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражен главный член предложения.

1) Всё мысль, да мысль! Художник бедный слова!

О жрец её! Тебе забвенья нет;

Все тут, да тут и человек и свет,

И смерть, и жизнь, и правда без покрова.

Резец, орган, кисть! Счастлив, кто влеком

К ним чувственным, за грань их не ступая!

Есть хмель ему на празднике мирском!

(Е. Баратынский )

2) Радость и горе в живом упоенье,

Думы и сердце в вечном волненье,

В небе ликуя, томясь на земли,

Страстно ликующей,

Страстно тоскующей,

Жизни блаженство в одной лишь любви...

(Из Гёте )

3) Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин )

4) Впереди неизвестность пути...

Благословенно, неизгладимо,

Невозвратимо... прости!

(А. Блок )

5) Восемь часов утра, но здесь все на местах.

(Серебровская )

6) Вот оно, моё стадо рыжее.

(С. Есенин )

7. Подведение итогов урока

Назывные предложения - это односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным в им. пад. или словосочетанием сущ. + числит.

Эти предложения часто используются в художественной литературе и публицистике. Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место, время и т. д., назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.

Структурную схему назывных предложений образует имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено отглагольным существительным: Толчок. Приземление. (Наровчатов)

Основным значением назывных предложений является утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений.

8. Сообщение домашнего задания

§ 31 упр. 275, 180.

Александр Васильевич Суворов происходил из небо-

гатого дворянского рода. Родился он и вырос в поместье

Кончанское (бывшая Новгородская губерния). По воспо-

минаниям родственников, мальчик не отличался ни здо-

ровьем, ни хорошим сложением. Казалось бы, какие тут

могли быть мечты о военной службе! Но, к досаде родите-

лей, ребёнок рано пристрастился к военным наукам.

Разумеется, этому отчасти способствовали увлекатель-

ные рассказы о Петре I отца, его гостей и просто случай-

ных посетителей имения.

Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания

великих полководцев прошлого: Александра Македон-

ского, Ганнибала, Юлия Цезаря- и в мечтах неодно-

кратно видел себя на бранном поле. В его детской появ-

ляются военные предметы и всё относящееся к военному

делу: планы сражений, географические карты, глобусы.

В целях тренировки он приучает себя вставать на рассве-

те, купаться до заморозков, часами (кто из знавших его

мог бы этому поверить?) оставаться на морозе в лёгкой

Ни уговоры, ни убеждения, ни угрозы родителей -

ничто не могло отклонить Александра от намеченной це-

ли. Настойчиво и целеустремленно он продолжал гото-

вить себя к суровой походной жизни, но вначале ни от

кого не получал поддержки для осуществления своей

мечты. Наоборот, все, казалось, готовы были отговорить

его от бессмысленных мечтаний (так некоторые из род-

ных называли его планы).

Но мальчик был непоколебим и, по-видимому, с иск-

лючительным упорством добивался своего. Родители на-

конец уступили. Александр был приписан в рядовые Се-

мёновского полка. С этого момента начинается новая,

полная трудов и величия жизнь гениального русского

полководца.

Иван Сергеевич Тургенев - один из талантливейших

писателей-романистов, классиков русской литературы.

Родился он в городе Орле, славящемся своими живопис-

ными окрестностями. Отец Тургенева до женитьбы был

подполковником-кирасиром. Женился он на немолодой,

некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Петров-

не Лутовиновой по расчёту. Когда Тургеневы поселились

в имении, то помещик-самодур дал волю своему крутому

необузданному нраву. Много горя и тяжких пережива-

ний доставлял он всем окружающим: и жене, и детям, и

крепостной дворне.

Мать Ивана Сергеевича, женщина грубая и властная,

едва ли многим уступала своему мужу в жестокости и

вспыльчивости. Постоянные окрики, наказания розга-

ми, даже кнутом, надругательства над крепостной при-

слугой - вот что в детстве неоднократно приходилось

наблюдать будущему писателю.

Домашнее воспитание детей шло исключительно под



руководством гувернёров-иностранцев: французов,

немцев, швейцарцев. Всё русское, по помещичьему

обычаю, с презрением изгоняли, считая такое воспита-

ние никак для барских детей не подходящим. К

счастью, один крепостной (память о нём всегда будет

жить в истории литературы) сумел вовремя привить

мальчику любовь к русским писателям. Сам книгочей,

он говорил юному Тургеневу: «Разве можно, милый Ва-

ня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пи-

шут на русском Державин и Херасков?»

Дальнейшее образование Тургенев получил сначала

в пансионе, потом в университете. Увлекался он преиму-

щественно гуманитарными науками: историей и филосо-

фией, древними языками и литературой.

В Берлине Тургенев близко сошёлся с виднейшими

представителями русской общественной мысли того

времени: Грановским, Станкевичем, Бакуниным - и

под их влиянием стал западником. Течение это, как из-

вестно, противопоставляло себя славянофильству, или

славянолюбству, и было более либеральным, а следо-

вательно, более свободным от крайностей крепостни-