Конспект развитие речи посуда подготовительная группа. Конспект проведения занятия в подготовительной к школе группе на тему. Употребление предлога «с»

07.07.2019

татьяна степанова
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Посуда»

Тема : Тема : "Посуда ".

Цель :формирование словаря.

Задачи : обогащение речи детей , закрепление знаний детей о назначении посуды , упражнять детей в образовании однокоренных слов в согласовании существительных с прилагательными,формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды . Воспитывать у детей чувство помощи, желание сделать доброе дело, доставить радость своим друзьям.

Оборудование : картинки с изображением посуды , Малыша и Карлсона, наборы игровой чайной, столовой и кухонной посуды , почтовый ящик, конверт.

Ход НОД.

Добрый день, ребята. Сегодня я получила письмо. Давайте вместе его откроем и узнаем от кого же оно (открываем письмо и достаем оттуда письмо и картинку с Малышом) .Вы знаете кто это (ответы детей) .

Затем педагог читает письмо" Ребята! Добрый день. Вы все знаете что мой лучший друг Кврлсон большой обжора. И я решил сделать ему сюрприз. Когда Карлсон улетел по своим делам,я обставил его кухню-поставил стол,стулья, шкафы, газовую плиту. Когда Карлсон прилетел он полетал по кухне, посмотрел и спросил меня : -А в чем же мне варить еду? Ребята,помогите мне разобраться какая же посуда нужна Карлсону на кухне. Ну что,поможем Малышу разобраться с посудой (ответы детей) .

Скажите, так какая же посуда нужна на кухне чтоб сварить суп? А в чем можно пожарить яичницу? Что еще можно жарить в сковороде (ответы детей) .Молодцы! Все что вы тут мне назвали называется кухонной посудой (показ картинок кухонной посуды ? А кто знает для чего нужен вот такой ковшик с дырочками (картинка дуршлага (ответы детей) .Да, через него промывают макароны и он называется дуршлаг. Давайте вместе повторим. (проговаривают это слово) .А вот это что за лист такой? (показ противня) .Для чего он нам нужен на кухне? Конечно же, на нем пекут булочки, пироги и называется он противень. Давайте вместе повторим это слово (проговаривают это слово) .Вы уже говорили, что суп варят в кастрюле. А скажите мне,если суп сварили из картофеля,то как он будет называться? Из гороха? Из риса? Из курицы? (ответы детей) .Дети,посмотрите что вся кухонная посуда сделана из металла , значит она какая? А если она сделана из алюминия (ответы детей) .Давайте еще раз повторим что же относится к кухонной посуде (ответы детей) .Ребята, ну сварит суп себе Карлсон в кастрюле. А кушать он его из чего будет, из кастрюли (ответы детей) .Конечно же, из тарелки. Тарелки,из которых кушают суп, называются -суповые тарелки. Давайте повторим. (дети повторяют вместе) .Еще есть мелкие тарелки, из которых кушают вторые блюда. А вот это называется супницей (показ картинки) .Кто скажет, почему она так называется? (ответы детей) .Конечно же, для того чтоб поставить на стол большое количество супа,его переливают в супницу. Ведь кастрюля на столе будет смотреться некрасиво. Давайте вместе повторим -супница (дети проговаривают это слово) .Скажите, а куда кладут салат? Селедку? Во что насыпают соль? Перец? Во что мы положим хлеб? А салфетки? Молодцы. Ребята, все что вы сейчас назвали называется -столовая посуда (показ картинок столовой посуды ) .Посмотрите как её много. Представьте, как тяжело её мыть маме. Давайте мы поможем маме (проводится физминутка "Мамины помощники") .Ой, тут в письме еще что то есть. Давайте- ка посмотрим. Какое- то приглашение.

Я захотел устроить бал,

И гостей к себе позвал.

Взял муку, взял творог

И испек рассыпчатый пирог.

Оказывается, Карлсон решил позвать гостей к себе. Попить чаю с пирогом,который он сам испек. Ребята, подскажите же какую посуду надо поставить на стол к чаю? (ответы детей) .Во что нальем варенье? Во что положим сахар? А масло? Где будут лежать конфеты? Из чего будем пить чай? Скажите, а на что поставим чашки? А чай из чего будем разливать? Как вы думаете, вот такая посуда для чая как будет называться? Правильно. Такая посуда будет называться чайной (показ чайной посуды ) .Скажите,а если гости будут пить не чай,а кофе то как такая посуда будет называться (ответы детей и показ картинки кофейной посуды ) .Ребята,я хочу вам сказать что вот такие наборы посуды называются сервизами. Давайте повторим (дети повторяют) .Если это чайный набор то как будет называться сервиз? Столовый набор? Кофейный набор (ответы детей сопровождаем картинками с сервизами) Сервизы бывают изготовлены из различных материалов. Вот сервиз сделанный из пластмассыm как будет называться? Из глины? Из стекла?Из керамики? Из дерева?. Смотрите, тут в письме еще что то есть. Понятно. Малыш пишет что они с Карлсоном разрезали нечаянно картинки с изображением посуды и никак не могут их собрать. Поможем (проводим игру с разрезными картинками) .Ребята, у вас всех раз в году бывает день рождения. Подумайте и скажите чем вы будете угощать гостей и какую посуду поставите на стол . (ответы детей) .Ребята, я вам предлагаю отправить посылку нашим друзьям в которую мы положим чайный, кофейный, столовый сервизы,а также кухонную посуду . Подойдите к столу и возьмите ту посуду ,которую я вам предложила (дети выбирают посуду и складываю ее в посылку) .Молодцы. А еще я хочу вам предложить устроить в группе выставку сервизов . Для этого вы дома с родителями найдете картинки с изображением чайных, кофейных и столовых сервизов и принесёте их в группу . И мы с вами оформим выставку. А сейчас пришел почтальон и он заберет нашу посылку и отправит Малышу и Карлсону. (отдаем посылку почтальону и п говорим до свидания) .

Программное содержание:

— Закрепить познания детей о посуде.

— Учить называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану.

— Правильно строить предложения, полно отвечать на вопросы.

— Развивать память, внимание, мелкую моторику.

— Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.

— Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Коммуникация.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

Здоровье.

Первичные представления о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Физкультминутка «Я чайник-ворчун», пальчиковая гимнастика «Посуда», зрительная гимнастика в стихах.

Социализация.

Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

Познание.

Решение задач, развивающих речь:

Игра «Сравни»

Игра «Четвертый лишний»

Игра «Из чего сделана посуда»

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Чтение художественной литературы.

Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

Художественно-эстетическое развитие.

Штриховка карандашом.

Оборудование:

Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Словарная работа: сахарница, конфетница, фарфоровая, кухонная, чайная.

Предварительная работа: рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства, чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин», отгадывание и разучивание загадок о посуде, игры: «Что в чём?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвёртый лишний» и др.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам надо отгадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон, он чашкам отдает поклон. (чайник)

2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы, глубокая и мелкая, зовут ее …(тарелкою)

3. На кухоньке нашей мы варим в ней кашу, картошку, бульоны, супы, макароны… (кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет она и жарит и печет, не приготовить нам еды на кухне без …(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана, бережет его она… (хлебница)

6. Ее за ручку мы берем, чай, кофе из нее мы пьем… (чашка)

7. Сама не ем, а людей кормлю… (ложка)

8. Сделаны из стекла, предназначены для чая, сока, молока… (стаканы)

9. Имеет 4 зуба, каждый день появляется за столом, а ничего не ест (вилка)

10. Новая посуда, а вся в дырках… (дуршлаг)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно, все загадки о посуде! Наше путешествие будет в страну «Посуда». Давайте вспомним, какая бывает посуда.

— Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда).

— Из какой мы кушаем? (Столовая).

— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда).

Вот такая разная посуда бывает. А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей, превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками, разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда:

На неё еду кладут, из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты: сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд- варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

— Как она называется? (Федорино горе).

— Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский — показать портрет писателя).

— Почему вся посуда убежала? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажите.

Игра «Собери посуду»

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник…)

Воспитатель: Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни»

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Воспитатель: Молодцы. Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг. Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глинная

Нож из стали – стальной

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка: «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте)

Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши)

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу. (прыжки на месте)

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду»

Масло сливочное положим…(в маслёнку) .

Сахар насыпаем…(в сахарницу).

Молоко нальем …(в молочник).

Соль у нас в …(в солонке).

Перец …(в перечнице).

Хлеб положили в …(в хлебницу).

Фрукты …(в вазе).

Сухари …(в сухарницу).

Сок налили …(в кувшин).

Селедку в …(в селёдочницу).

Конфеты к чаю у нас в …(в конфетнице).

Воспитатель: Молодцы. Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Воспитатель: Молодцы!

Зрительная гимнастика в стихах.

Раз –налево, два – направо, три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Ребята, а Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нём, описывают. Игру начинает воспитатель (дает образец описания).

— название предмета посуды

— из чего сделана

— как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Воспитатель: Молодцы, вы правильно и подробно рассказали о посуде. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете? (ответы детей) . А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все сядем за столы. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Накроем стол для Кузи. Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Посуда»

Программное содержание :

1 Уточнить и расширить представление детей о посуде, ее видах (кухонная, столовая, чайная, ее назначении.

2 Совершенствовать умение детей образовывать относительные прилагательные, упражнять в согласовании слов в предложении.

3 Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

4 Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

5 Закреплять умение детей показывать с помощью мимики выражение лица.

6 Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование:

Игрушечная посуда разных видов

Мебель для посуды

Коллекция чайников сделанных из разных материалов

Чайники для подарка по количеству детей

Магнитная доска

Рисунок котла

Шапочка-маска «чайник»

Салфетки по количеству детей

Конверты с предметными картинками посуды: сахарница, конфетница, чайная пара, чайная ложечка, заварной чайник по количеству детей

Ход занятия:

Ребята, вы знаете, что у нашего Домовенка Кузи сегодня день рождение. Давайте сделаем ему сюрприз и накроем стол. А, мы помним, что домовые любят чистоту и порядок. Посмотрите, какой кругом беспорядок. Кто-то разбросал всю посуду и кухонную, чайную, столовую. Давайте, мы ее быстренько уберем. А чтобы было быстрее, мы разделимся на три группы, и будем убирать посуду. Давайте ее разложим по группам.

Захар и Вова, вы какую посуду будете убирать? (кухонную)

Настя, А ты? (столовую)

Витя и Данила, а вы? (чайную)

После того, как дети разложили посуду по своим местам, воспитатель подходит к первой группе детей и спрашивает:

Какую посуду вы убрали? (кухонную)

Какие предметы вы туда положили? (сковородку, кастрюлю, дуршлаг, разделочную доску, таз)

Какую посуду убрали вы? (столовую)

Что вы туда поставили? (тарелку глубокую, тарелку мелкую, солонку, перечницу, хлебницу)

А какую посуду убрали вы? (чайную)

А что вы туда поставили? (чашку, блюдце, сахарницу, конфетницу, заварной чайник)

А чтобы накрыть стол к чаепитию для домовенка, какая посуда нам понадобится? (чайная)

А ведь любое чаепитие не обходится без чайника. Давайте пройдем, сядем на стульчики.

Беседа с детьми о чайники:

А ведь чайник появился тогда, когда люди стали пить чай – вкусный и полезный напиток. Родина чая – Китай, поэтому и чайник появился там же. До этого воду кипятили в котлах, а холодную жидкость наливали из кувшинов. Но из широкого котла в маленькую чашечку наливать очень неудобно, можно пролить мимо, да при этом ещё и обвариться.

А кувшин на огонь не поставишь. Вот и была изобретена новая посуда – чайник.

Сейчас в магазине можно увидеть много различных чайников.

Посмотрите и у меня на столе много чайников. Они все разной формы, цвета, размера. Сделаны из разного материала.

Если чайник из железа, то он какой? (железный)

Из стекла? (стеклянный/

Из пластмассы? (пластмассовый)

Из фарфора? (фарфоровый)

Из глины? (глиняный)

А что общего между ними? (имеют носик, ручку, крышку)

А нужны нам чайники, чтобы кипятить воду, а ещё, чтобы заваривать чай.

Давайте, мы Кузе сделаем приятное и подарим ему заварной чайник.

Проходите садитесь за столы.

Ой, что это? Отскочил осколок. Как неприятно, обидно, даже стало грустно. Покажите мне свою грусть.

А чтобы нам не грустить, нужно чайничек починить. Вот у меня сколь много разных осколков, нужно подобрать правильный.

Посмотрите у вас на столах лежат чайнички и у них тоже отскочили осколочки. Давайте и ваши чайнички тоже починим. Ох, сколько стало много красивых чайников. Как хорошо и прекрасно радостно. Покажите свою радость.

А Кузя придет и удивится. Покажите, как удивится Кузя?

Давайте, чайники для Кузи положим на этот стол.

А с вами поиграем в игру «Веселое чаепитие». Вставайте в круг.

Теперь Настя с помощью считалки выберет чайник:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем чайник выбирать.

Шесть, семь, восемь –

В центр круга вас попросим!

Выбранный ребенок встает в центр круга и изображает чайник. Для этого он ставит левую руку на пояс – это ручка чайника, а правую дугообразно поднимает вверх, изображая носик чайника. Остальные дети, стоящие по кругу выполняют роль чашек.

Начинает чайник закипать:

Буль – буль, буль – буль. (произносит в медленном темпе)

Кипит наш чайник –

Буль – Буль –буль – Буль

Буль –буль –буль –буль. (произносят в быстром темпе)

Вскипел и загудел

А теперь вот так

Ну-ка чашки не зевай-

Наливаем в чашки чай.

При этих словах дети, выполняющие роль чашек, соединяют руки в виде кольца и держат их перед собой. «Чайник» подходит к каждой «чашке» и, нагибая, свой «носик», наливает в чашку чай.В этот момент, все дети произносят звук (с-с-с, имитирующий звук льющейся воды.

Когда чай будет налит в каждую чашку, дети-чашки под музыку идут по кругу и поют «Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля», а ребенок-чайник стоит в центре круга хлопает в ладоши и подтанцовывает.

Дети остались в кругу. Воспитатель читает стихотворение:

Игра «Мы на стол поставим».

Во что кладут сахар (сахарницу)

Во что конфеты (конфетницу)

Во что хлеб (хлебницу)

Во что налито молоко (в молочник)

Во что налито кофе (в кофейник)

Во что кладут масло (в масленку)

Во что кладут селедку (в селедочницу)

Салат (салатницу)

Мы с вами заигрались и совсем забыли накрыть на стол.

Проходите на свои места. Возьмите салфетку, переверните ее. А теперь в середину поставьте чайную пару, с лева от неё чайную ложечку, в верхнем левом углу заварной чайник, в правом верхнем углу сахарница, в левом нижнем углу канфетница.

Теперь Кузя с друзьями может пить чай.

Ребята, давайте подумаем хорошо или плохо, если бы не было посуды.

Игра «хорошо-плохо».

Да ребята, без посуды нам пришлось бы плохо. Давайте, мы будем за ней ухаживать, убирать на место, помогать дома маме.

Ой, ребята,посмотрите кто к нам пришёл. Кузя здравствуй.

Здравствуйте ребята. Я пришёл угостить вас сладостями, ведь у меня сегодня Д.Р. Смотрю, у вас уже и стол накрыт.

Мы знали, Кузя, что у тебя сегодня Д.Р. и решили подготовить тебе сюрприз.(дети дарят Кузе чайники)

Как хорошо, что, мы Кузе сделали приятное. Какое у вас сейчас настроение?

(Хорошее.) А давайте частичку нашего настроения подарим нашим гостям. Улыбнёмся им. А позже, мы пригласим остальных ребят и в честь Кузиного праздника устроим чаепитие.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (логопедическая старшая группа). Тема: «Посуда».

Задачи:

  1. Расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда».
  2. Развитие связной речи.
  3. Употребление предлогов – с, — в.
  4. Образование единственного и множественного числа существительных.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Учить выделять звук в слове (начало, середина, конец слова).

Материал к занятию:

  • предметные картинки по теме «Посуда»; картинка «Федора», пиктограммы-символы, незаконченные рисунки, «звуковые домики».

План занятия:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия.

Дружба начинается с улыбки. Сейчас мы все вместе возьмёмся за руки и посмотрим, друг другу в глаза и подарим, молча самую добрую улыбку.

2. Активизация словаря по теме «Посуда».

К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло? («Федорино горе». Чуковский). Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры,
посуде с ней было горе:
Федора её не любила -
пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила),
оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)-
вот посуда и убежала.
Её вы Федоре вернуть помогите,
задания Федоры решите.

3. Лексико-грамматические упражнения.

На доске размещаются пиктограммы — символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра « Жадина». На столах детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково».

Образование уменьшит ельно-ласкательной формы существительных: нож-ножичек, ложка — ложечка, вилка — вилочка и т.д. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один — много».

Называние предметов в единственном и множественном числе, (стакан — стаканы, ложка — ложки и т.д.)

г) Игра «Хлопки».

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда». Когда все слова будут разделены на слоги, картинки логопед убирает со столов.

3. Беседа по теме.

– Ох, Федоре тяжко было — всё о посуде она позабыла.

На доске вывешивается картина – схема, помощью которой дети классифицируют посуду по назначению.

В какой посуде жарят? В какой посуде варят? Из какой посуды едят? Из какой посуды пьют? В какой посуде кипятят воду? С помощью, какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время приготовления? Что едят ложками? Что едят вилками? Что режут ножом? Назовите чайную посуду, столовую, кухонную.

Горелка одна включена. Какая по счёту она? Части чего вы видите в духовке? Правильно поставила Федора посуду в духовку? Что ставят в духовку? Чтобы подогреть чай, сварить суп, куда нужно поставить посуду? На конфорку.

4. Психогимнастика.

Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

5. Употребление предлога «с».

Составление предложений. Чай вскипел. Вы хотите попить чаю. С чем мы будем пить чай.

Дети говорят полными предложениями: Я буду пить чай с конфетами. Я буду пить чай с сахаром. Я буду пить чай с печеньем.

6. Игра «Где живут продукты?»

А где живёт сахар? (в сахарнице), соль живёт в (солонке), сухари живут в (сухарнице), масло живёт в (маслёнке), перец живёт в (перечнице), чай живёт в (чайнике). Кофе живёт в (кофейнике), селёдка живёт в (селёдочнице). Конфеты живут в (конфетнице). Салат живёт в (салатнице).

7. Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх-вниз), приседать — вставать (4 приседания).
Прыгать и скакать (прыжки на месте).

8. Игра «Чего не хватает?»

Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра «Чего не хватает?» (носика у кувшина, ручки у кружки, ручки у кастрюли).

9. Развитие фонематического слуха.

Звуковой анализ.

Какая посуда была сломана? (Кувшин, кружка, кастрюля). Назовите звук, с которого начинаются эти слова.. «К». Характеристика звука, (согласный, глухой, твёрдый).

Игра «Звуковые домики».

Логопед называет слова, а дети определяют место звука «к» в слове, кладут синий кружочек в соответствующее окошечко домика. Слова: кастрюля, чайник, маслёнка, конфетница, стаканы, носик, кофеварка, горшок, кувшин, тарелка.

10. Развитие связной речи.

Дети, скажите, какое настроение у Федоры? Весёлое или грустное? Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда. Подарим Федоре чайник. Но прежде, чем подарить Федоре чайник, давайте расскажем, какой он.

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Дети, ориентируясь на таблицу, рассказывают сказку: «Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»

Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

11. Итог занятия.

Ритуал прощания, все дети берутся за руки.

Улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и скажите волшебные слова: «Добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой.

Шабалина Светлана Витальевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №139,
г. Иркутск

Нина Малышева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Посуда»

Цель : расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Посуда » .

Задачи :

Расширять знания детей о окружающем мире, уточнять представления о посуде ,

Закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Закреплять умения согласовывать существительные и числительные в числе и падеже,

Учить составлять простые распространённые предложения,

Воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки, закреплять навык образования сложных слов.

Оборудование : компьютер, песочный стол, предметные картинки с изображением посуды .

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

О чём говорится в загадке?

Сама не ем,

А людей кормлю (посуда ) .

Сегодня мы с вами поговорим о посуде .

1. Посмотрите за окно, какое сейчас время суток?

Дети : утро.

Какие вы знаете части суток ещё?

Дети; день, вечер, ночь.

Правильно, сколько всего?

На протяжение всего дня мы с вами пользуемся посудой :

утром- …. на завтраке

днём - … за обедом

вечером – за ужином.

2. Назовите, какую вы знаете посуду ?

Для чего делают посуду ?

Где делают посуду ?

Из чего делают посуду ?

3. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть посуду , а вы мне назовите, из чего она сделана :

Стакан из стекла - стеклянный

Кастрюля -

Сковорода-

4. Посмотрите как много у меня картинок, я буду вам показывать картинки, а вы мне назовёте ласково :

Показываю картинки :

чашка - чашечка

кастрюля-

5. Физкультминутка.

Вы наверное устали и надо нам немножко отдохнуть

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни - разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес . (сделать большой круг)

6. Дид. игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных) .

Какой суп из. (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей?

Какая каша из. (пшена, геркулеса, манки.?

Какое варенье из. (яблок, сливы, абрикоса, малины.?

Какой сок из. (моркови, груши, апельсина.?

7. А сейчас мы с вами поиграем в игру на песочном столе, игра наша необычная : я буду вам загадывать загадку, а вы мне нарисуете ответ на песке :

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

В шахту спустится шахтер,

Принесет воды во двор. (Ведро)

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет. (Чашка)

Неприступная на вид, подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри, угощение возьми. (Сахарница)

Чистопородный

Боярин дородный

Всему народу

Отпускает воду. (Самовар)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её(Кастрюлей)

Молодцы, посмотрите, сколько посуды у нас на песке .

8. Дид. игра «Чего не стало?»

Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды .

Затем просит детей закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Дети называют отсутствующий предмет.

9. Игра по формированию понимания предлогов «Ложка и стакан»

Перед взрослым и перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их : «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан».

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

10. Развитие связной речи «Писатель»

Цель : закрепление умения составлять описательный рассказ по плану :

Что это?

Из каких частей состоит?

Материал.

В какое время суток используют?

11. Задания для самокоррекции

-«Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 2-3 частей.

Дорисовать фломастером посуде недостающие детали .

Итог :

Мы сегодня с вами поговорили о посуде , из чего бывает сделана, для чего нужна, продолжим наш разговор о посуде на занятиях по лепке, рисованию и аппликации.

Молодцы, вы сегодня все очень хорошо работали.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Посуда бывает разной» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД по развитию речи, лексическая тема «Посуда», с играми на развитие мышления во второй младшей группе Цель: Познакомить детей со словообразованием в названных предметов посуды. Задачи: учить детей правильно согласовывать слова в предложении;.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у зайчика». Посуда Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. «В гостях у зайчика» Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов.

Конспект НОД по развитию речи «Жила-была посуда» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Жила-была посуда…» Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Крыловский район. Конспект.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда» Программное содержание: Активизировать словарь по теме "Посуда". Развивать умения употреблять существительные во множественном числе, изменять.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Посуда» Цели: 1)Закрепить с детьми название посуды; 2) Учить образовывать имена прилагательные,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности к презентации