Кран машиниста 394 устройство и назначение. Маневровые локомотивы. Эксплуатационное локомотивное депо

24.06.2020

Краны машиниста предназначены для управления прямодействующими и непрямодействующими тормозами подвижного состава.

К конструкции крана машиниста предъявляются следующие технические требования:

Для ускорения процесса зарядки и отпуска тормозов должно использоваться давление главных резервуаров;

Кран должен автоматически переходить с любого сверхзарядного давления в тормозной магистрали на зарядный уровень регулируемым темпом;

При поездном положении ручки кран должен поддерживать требуемое заданное давление в тормозной магистрали;

У крана должно быть положение перекрыши; желательно, два положения: с питанием и без питания утечек из тормозной магистрали;

Служебное торможение кран должен обеспечивать определенным темпом с любого уровня зарядного давления, как полное, гак и ступенчатое;

отпуск тормозов должен быть полным и ступенчатым;

При отпуске в поездном положении ручки крана должна быть автоматическая зависимость между значением начального скачка давления в тормозной магистрали и предшествовавшей ступенью торможения;

При экстренном торможении кран должен обеспечивать прямое сообщение тормозной магистрали с атмосферой.

Конструкция поездного крана машиниста усл. № 394 (395)

Поездной кран состоит из пяти пневматических частей: корпуса нижней части 1 (рис.1), редуктора зарядного давления 2, средней части 3, крышки 4, стабилизатора темпа ликвидации сверхзарядного давления 8 и электрического контроллера 6.

Конструкция пневматических частей поясняется на примере крана машиниста усл. № 395-000-2. В верхней части крана (рис.2) имеется золотник 6, соединенный стержнем 3 с ручкой 2 крана. Ручка крана закреплена контргайкой 1 и имеет на крышке 7 верхней части семь фиксированных положений. Стержень уплотнен в верхней части крышки манжетой 4.

Рис.1.

Средняя часть 9 представляет собой чугунную отливку, верхняя часть которой является зеркалом золотника. В корпусе средней части запрессована бронзовая втулка, являющаяся седлом алюминиевого обратного клапана 22.

В нижней части корпуса 14 находятся пустотелый впускной клапан 16 и уравнительный поршень 11, хвостовик которого образует выпускной клапан. Уравнительный поршень уплотнен резиновой манжетой 13 и латунным кольцом 12. Впускной клапан прижимается к седлу 75 пружиной 17. Хвостовик впускного клапана уплотнен резиновой манжетой 18, установленной в цоколе 19.

Рис. 2

В нижнюю часть корпуса ввернуты четыре шпильки, которые скрепляют все три части крана через резиновые прокладки 8 и 10, а также сетчатый фильтр 21. Редуктор зарядного давления и стабилизатор темпа ликвидации сверхзарядного давления крепятся к корпусу нижней части крана.

Рис. 3

Редуктор (рис.3) предназначен для автоматического поддержания определенного зарядного давления в уравнительном объеме крана при поездном положении ручки. Редуктор состоит из двух частей: верхней -- крышки 26 и нижней -- корпуса 30, между которыми зажата металлическая диафрагма 28. В верхней части корпуса расположено седло 27 питательного клапана 25, пружина 24 и заглушка 23. В нижнюю часть ввернут регулировочный стакан 32, с помощью которого изменяется усилие регулировочной пружины 31 на опорную шайбу 29.

Стабилизатор (рис.4) предназначен для автоматической ликвидации сверхзарядного давления из уравнительного объема крана постоянным темпом при поездном положении ручки. Стабилизатор состоит из крышки 33 с калиброванным отверстием диаметром 0,45 мм, возбудительного клапана 35 с пружиной 34, металлической диафрагмы 36, пластмассовой упорной шайбы 37, корпуса 38, регулировочной пружины 39 и регулировочного стакана 40 с контргайкой.

Рис. 4

Особенностью кранов машиниста усл. № 395 всех модификаций является наличие контроллера (рис. 5), который в кранах № 395-000, 395-000-4 и 395-000-5 служит для одновременного управления пневматическими и электропневматическими тормозами. В кране усл. № 395-000-4 контроллер помимо управления электропневматическими тормозами служит для выключения тяговых двигателей и включения -пневматической песочницы при экстренном торможении, а в кране № 395-000-3 -- только для выключения тяговых двигателей и включения песочницы при экстренном торможении.

Конструкции контроллеров кранов машиниста усл. № 395 отличаются числом микропереключателей, их расположением, числом проводов и типом штепсельного разъема. На кранах № 395-000-3 наружный диаметр контроллера меньше, чем на кранах других модификаций.

Краны машиниста № 395-000 с двумя микропереключателями и № 395-000-4 с тремя применяются на пассажирских локомотивах. Кран машиниста № 395-000-5 с двумя микропереключателями, включенными по схеме, отличной от схемы крана № 395-000, применяется на электро- и дизель-поездах, а кран машиниста № 395-000-3 с одним микропереключателем -- на грузовых локомотивах. У кранов машиниста № 395-000, 395-000-4 и 395-000-5 положения V3 и VA совмещены. В положении ручки VA кроме управления электропневматическими тормозами происходит разрядка уравнительного резервуара темпом 0,5 кгс/см2 за 15...20 с.

Золотник крана машиниста усл. № 395-000 не имеет отверстия диаметром 0,75 мм, поэтому в положении V3 разрядки уравнительного резервуара и тормозной магистрали не происходит.

Рис. 5 Контроллер крана машиниста

Работа крана

поездной кран машинист ремонт

Положения ручки крана и соответствующие им управляющие действия представлены в таблице № 1

Таблица № 1. Положения ручки крана машиниста

Положение ручки крана

Управляющее действие при пневматическом торможении

I - отпускное

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной

II -- поездное

Автоматическое поддержание в тормозной магистрали заданного давления. Автоматическая ликвидация сверхзарядки

III -- перекрыша без питания

Перекрыша без питания тормозноймагистрали

(уравнительный резервуар сообщен с тормозной магистралью)

IV -- перекрыша с питанием

Перекрыша с питанием тормозной магистрали (до давления, . равного в уравнительном резервуаре)

VA -- служебное торможение

Служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали медленным темпом (0.5 кгс/см2 за 15--20 с)

V -- служебное торможение

Торможение со служебной разрядкой тормозной магистрали с 5 до 4 кгс/см2 за 4--6 с

VI -- экстренное торможение

Разрядка тормозной магистрали в атмосферу с 5 до 1 кгс/см2 за время около 2,5 с

Техническая характеристика крана машиниста

Масса, кг……………………………………………22,2

Объем уравнительного резервуара, л……………..20

Диаметр уравнительного поршня, мм…………….100

Автоматичность перехода с 6,0 до 5,8, с………80-120

Время зарядки магистрального резервуара 55 л, с

При I положении до 0,5 МПа……………………..1,5

При II положении до 0,48 МПа……………………3,0

Чувствительность в поездном положении, МПа/см 2 ..0,015

Прибор, предназначенный для управления всеми тормозами поезда, установленный в кабине машиниста. Кран машиниста расположен на пути движения воздуха из главного резервуара в тормозную магистраль. Кран машиниста выполняет следующие функции: зарядку тормозов; ступенчатое и полное служебное торможение; экстренное торможение; ступенчатый и полный отпуск тормоза. На отечественном подвижном составе применяются краны машиниста двух систем: для пассажирских и грузовых локомотивов. См. рис.

Краны машиниста предназначены для дистанционного управления тормозами поезда и локомотива путем поддержания постоянного давления в тормозной магистрали при поездном положении, понижении давления в ней для торможения и повышения для отпуска и подзарядки. На тяговом подвижном составе применяют краны машиниста:
непрямодействующие с неавтоматическими перекрышами без питания тормозной магистрали в положении перекрытии (№ 334, 334Э);
прямодействующие с автоматическими перекрышами и питанием тормозной магистрали (№ 183, 184, 284 и 326);
универсальные с двумя неавтоматическими перекрышами — с питанием и без питания тормозной магистрали (№ 222, 222М, 394 и 395 нескольких модификаций).
По конструкции краны машиниста делятся на золотниково-поршневые (№ 334, 222; 394, 395 всех модификаций), клапанно-поршневые (№ 326) и клапанно-диафрагменные (№ 183, 284).

Т а б л и ц а 1. Краны машиниста


Номер крана

Год
выпуска

Где применяется

Конструктивные особенности

334 с золотниковым питательным клапаном № 350

На пассажирских паровозах

Отверстие диаметром 1,5 мм в зеркале золотника, уравнительный резервуар 8,2 л

а с 1959 г. с редуктором.Ν» 348

На вагонах метрополитена

Отверстие диаметром 2,2 мм в зеркале золотника, уравнительный резервуар 10 л

На электро — и дизель-поездах

Отверстие диаметром 1,8 мм в зеркале золотника, уравнительный резервуар 12 л, контроллер ЕК-8АР

1928 —
1953

На грузовых локомотивах

Клапанно-диафрагменная конструкция с семью фиксированными позициями сектора

Кран № 183 с устройством сигнализации обрыва (свисток, манометр)

Кран № 184 с ускорителем отпуска (промежуточная часть с резервуаром 20 л) и 10 фиксированными позициями сектора

На пассажирских и грузовых локомотивах

Конструкция золотниково-поршневая с резервуаром времени объемом 20 л, уравнительным резервуаром объемом 10 л и редуктором двойного действия

Кран № 222 с редуктором одностороннего действия № 394, 070, стабилизатором № 397 или 394.090 и уравнительным резервуаром объемом 20 л

Кран № 222 без резервуара времени, с уравнительным резервуаром объемом 8,2 л и контроллером для управления ЭПТ

Кран № 394 с контроллером и положением V3 без разрядки уравнительного резервуара

На грузовых локомотивах

Кран № 394 с дополнительным положением VA — разрядкой уравнительного резервуара с 5 до 4,5 кгс/см2 за 20 — 25 с

Кран № 394-2 с устройством аварийного режима — контроллером с одним микропереключателем для подачи песка и выключения тяговых двигателей в VI положении

Номер крана

Год
выпуска

Где применяется

Конструктивные особенности

На пассажирских локомотивах, оборудованных ЭПТ

Кран № 394-2 е контроллером и положением VA с медленной разрядкой уравнительного резервуара при управлении ЭПТ

Кран № 395 с подачей песка и выключением тяговых двигателей при VI положении — контроллер с тремя микропереключателями

На электро — и дизель-поездах

Кран № 395 с контроллером № 395-510 (два микропереключателя) и измененной электрической схемой для управления ЭПТ (вместо крана № 334Э)

Примечание Испытывается кран машиниста N° 035. у которого вместо средней части N° 394.220 с золотником № 394 230 и крышки № 394 210 применена промежуточная часть — клапанного типа с резиновым уплотнением клапанов. Корпус № 394-010, редуктор № 394-070 и стабилизатор используются от кранов № 394 и 395. Положения ручки крана машиниста № 035 аналогичны с краном 394.

Таблица 2 Сравнительная характеристика кранов машиниста

Краны машиниста

Элементы характеристики крана

№ 222, 222М, 394-2

№ 328, 395, 395-3, 395-4, 395-5

Положение ручки крана

Зарядка и отпуск (I), поездное (II). перекрыта (III). служебное торможение (IV), экстренное торможение (V)

Зарядка и отпуск (I). поездное (II), перекрыта (IV) с питанием и без питания (III), служебное торможение V, с медленной разрядкой магистрали (VA), экстренное торможение (VI). Элек — тропневм атическое торможение без разрядки (VA) или с медленной разрядкой, экстренное торможение с выключением тяги и подачей песка (VI)

Зарядка и отпуск (I), служебное торможение и отпуск
(семь позиций)

Таблица 3. Время разрядки уравнительного резервуара кранов машиниста № 334 и 334Э с разными калиброванными отверстиями


Диаметр отверстия, мм

Объем уравнительного резервуара, л

Время разрядки уравнительного резервуара, с

с 5 до 4,5 кгс/смг

с 5 до 4 кгс/см2

с 5 до 3,5 кгс/см


Рис. 1. Кран машиниста № 334Э:
1 — корпус крана; 2 — золотник; 3 — фиксатор положения ручки; 4 — пружина фиксатора; 5 — ручка; 6 — крышка; 7 — стержень ручки крана; 8 — манжета стержня; 9 — крышка камеры уравнительного поршня; 10 — уравнительный поршень; 11 — кольцо уравнительного поршня; 12 — седло направляющее клапана поршня; 13 — прокладка редуктора; I, 2А, II, III, IV, V — фиксированные положения ручки крана


Рис 2. Кран машиниста № 334Э с контроллером ЕК-8АР:
1 — корпус контроллера; 2 — медные сегменты; 3 — изоляционный рычаг; 4 — винт для крепления крышки; 5 — крышка; 6 — поводок; 7 — ручка крана; 8 — контактные пружинящие пальцы (три)

Таблица 4. Спецификация основных деталей кранов машиниста № 334-1, 334Э, редуктора № 348 и золотникового питательного клапана № 350


Обозначение по рисунку

Наименование детали

Материал

Кран машиниста № 334-1 (рис. 74) и 334Э (рис. 75)
Корпус крана

Чугун СЧ 18-36

Золотник

Бр.ОЦС 5-5-5

Кулачок ручки (фиксатор)
Пружина кулачка

Проволока II-1,2

Ручка крана

Латунь ЛК80-Зл

Крышка камеры золотника

334-1713В 334-1706

Чугун КЧЗО-6 Чугун СЧ 18-36

Стержень ручки

Чугун СЧ 18-36

Манжета стержня

Крышка камеры поршня

Чугун СЧ 18-36

Бр. ОЦС 5-5-5

Кольцо поршня

Латунь ЛК63-2

Седло клапана поршня

Латунь ЛК59-1

Прокладка редуктора

Редуктор М 348 (рис. 76)
Клапан в сборе

Проволока П-2

Чугун СЧ 18-36

Чугун СЧ18-36

Чугун СЧ 18-36

Фильтр в сборе

Латунь ЛС 59-1

Мембрана

Лента 12Х18Н9-Н-0.2·

0,15
Чугун СЧ 18-36

Регулирующий стакан

Проволока 11-6

Золотниковый питательный клапан № 350 (рис. 77)
Корпус

Чугун СЧ 15-32

Бр.ОЦС 6-6-3

Проволока 11-1,4

Крышка большая

Чугун СЧ15-32

Золотник

Латунь ЛС59-1

Клапан возбудительный

Латунь ЛС59-1

Пружина возбудительного клапана

Проволока 11-1,2

Обозначение по рисунку

Наименование детали

Номер детали по рабочим чертежам

Материал

Мембрана

Лента I2X18H9-0,2 — 0,15

Крышка диафрагмы

Чугун СЧ15-32

Проволока Н-5,0

Регулировочный винт

Чугун СЧ 15-32

Контргайка (колпачок)

Чугун СЧ 15-32

Втулка поршня

Латунь ЛК-70-1,5

Втулка золотника

Латунь ЛК80-3

Примечания 1. Кран машиниста № 3343-1 с контроллером ЕК-8АР см. рис. 75. 2. Контроллер ЕК-8АР см рис. 78.


Рис. 5 Редуктор № 348:
1 — клапан в сборе, 2, 12 — — пружины; 3 — корпус, 4 — — манжета, 5 — поршень, 6 — крышка; 7 — фильтр в сборе. 8 — клапан возбудительный. 9 — мембрана; 10 — гайка; 11 — регулирующий стакан


Рис. 77. Золотниковый питательный клапан № 350


Рис. 6. Контроллер ЕК-8АР:
1 — изоляционный рычаг; 2 — колодка; 3 — ручка крана машиниста; 4 — корпус контроллера; 5 — сегменты медные, укрепленные на корпусе; 6 три пружинящих пальца, укрепленных на колодке 2; 7 — крышка контроллера; 8 — гайка; 9 — стойка корпуса

Таблица 5. Положение ручки крана машиниста № 334Э при управлении пневматическим и электропневматическим тормозами


Положение ручки крана (см. рис. 75)

Пневматические тормоза

Электропневматические
тормоза

I — отпуск и зарядка

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной. Контакты контроллера разомкнуты. Тормозной и перекрыши провода обесточены

2А поездное

Давление в тормозной магистрали устанавливается и поддерживается 5,0 — 5,2 кгс/см2

То же, (см. табл. 133)

2 — поездное

Замкнуты провода № 15 и 14 (39, 40, 49). Провод перекрыши под напряжением, тормозной обесточен

III — перекрыта

Питательная магистраль разобщена от тормозной магистрали

Питательная магистраль разобщена от тормозной. Замкнуты провода № 15 и 14 (39, 40, 49). Провод перекрыши под напряжением, тормозной обесточен

IV — служебное торможение

Давление в тормозной магистрали понижается темпом служебной разрядки 1,0 кгс/см2 за 3 — 4 с (труба диаметром 3/8", отверстие диаметром 8 мм)

Давление в тормозной магистрали не понижается. Замкнуты провода № 15, 14 (39. 40. 49) и № 13 (37,38, 47). Ток поступает в провода перекрыши и тормозной

V — экстренное торможение

Тормозная магистраль сообщается с атмосферным отверстием сечением 4,5 см2 в корпусе (труба диаметром 3/4") темпом 1,2 кгс/см2 в 1 с

Тормозная магистраль сообщается с атмосферным отверстием сечением 4,5 см2 темпом 1,2 кгс/см2 в 1 с (труба диаметром 3U"). Замкнуты провода № 15, 14 (39, 40, 49) и № 13 (37, 38, 47). Ток поступает в провода перекрыши и тормозной

Таблица 6. Основные размеры кранов машиниста № 334 и 334Э


Таблица 7. Время зарядки уравнительного резервуара объемом 8,2 л при II положении ручки краиа машиниста № 334-1


Таблица 8. Основные размеры золотникового питательного клапана № 350

Таблица 9. Данные для определения зазора между поршнем и втулкой золотникового питательного клапана № 350


Зазор по диаметру, мм

Время падения давления с 5,0 до 3,0 кгс/см2 из резервуара объемом 10 л, с

Чувствительность клапана при данном зазоре, кгс/см2

Поршень не перемещается

Таблица 10. Основные размеры редуктора № 348


Примечание. Схема положения золотника и зеркала крана машиниста № 334 (334Э) приведена на рис. 79.


Рис. 7. Схема крана машиниста № 334 и 334Э:
Рис. 8. Схема крана машиниста № 334 и 334Э:
а — I положение (отпуск и зарядка); б — II положение (поездное); в — IV положение (служебное торможение); 1, 2,4, 5, 6,7 — каналы в золотнике; М — магистраль; Гр — — главный резервуар; УР — уравнительный резервуар; ЗК — золотниковая камера; Ат — атмосфера


Рис. 9. Кран машиниста № 394:
1 — корпус; 2 — редуктор; 3 — зеркало (средняя часть), 4 — крышка, 5 — ручка, 6 — стабилизатор


Рис. 10. Кран машиниста № 394-2

Таблица 11. Спецификация основных деталей кранов машиниста № 222 и 394 всех индексов (сокращенно в/и)


1 Обозначение ПО РИСУНКУ

Наименование

№ детали крана

Материал

Кран машиниста (рис. 81 и 82)
Контргайка (колпачок)

Чугун СЧ18-36

Чугун КЧ30-6

Стержень

Чугун КЧЗО-6

Манжета стержня

Шайба фасонная

Лист П-8г-08

Золотник в сборе

Латунь ЛС59-1

Чугун СЧ18-36

Прокладка

Средняя часть

Чугун СЧ 18-36

Прокладка

Латунь ЛС59-1

Кольцо поршневое

Чугун ЧС18-36

Седло клапана

Латунь ЛС59-1

Проволока II-2

Пружина золотника

Проволока II-1

Фильтр в сборе

Клапан в сборе

Редуктор (рис. 83) Заглушка

Проволока 11-1

Латунь ЛС59-1

Корпус редуктора (верхний)

Чугун ЧС18-36

Седло клапана

Латунь ЛС59-1

Мембрана

Лента 12Х18Н9-Н-0.2-

Опорная шайба

0.15
Латунь ЛС59-1

Корпус редуктора (нижний)

Чугун СЧ 18-36

Проволока 11-6

Упорка регулирующая

Стабилизатор (рис. 84) Корпус

Проволока П-1


Рис. 11. Кран машиниста № 222 (222М)

1 Обозначение ι по рисунку

№ детали крана

Наименование

Материал

Латунь ЛС59-1

Мембрана

Лента 12Х18Н9-Н-0,2 — 0,15

Упорная шайба

Чугун СЧ18-36

Проволока 2-1,2

Примечание. Схема каналов золотника и зеркала кранов машиниста № 394 и 395 при 1 и II положениях ручки крана приведена на рис. 85, а крана машиниста № 222М на рис 86. Каналы золотника обозначены цифрами, а зеркала — буквами.
Окончание табл. 39



Рис 12. Стабилизатор крана машиниста № 394 (395)

Рис. 13 Редуктор крана машиниста № 394 (395)
Таблица 12 Спецификация сборочных узлов кранов машиниста № 222, 328, 394 и 395 в/и


Примечание Ручка крана 5 из ковкого чугуна №222-50, из пластмассы АГ4 № 222-50-1

Таблица 14 Основные детали контроллеров кранов машиниста № 395-3, 395-4, 395-5 и 328

Номер детали крана машиниста

Наименование детали (рис 88)

Панель 6 контроллера в сборе
Крышка 8 контроллера

Штуцер кулачка

Кулачок 11 контроллера

Стержень 12

Гайка 7 стержня

Переключатель 13

Толкатель

Микропереключатель 14

Штепсельный разъем 10

Пружина 15 толкателя (лента 0,5χ6)

Примечание Кабель РПШ4Х1.5 дет 395-405


Рис 13 Схема крана машиниста № 394 (395)
а — I положение (зарядка и отпуск), б — II положение (поездное см. табл 44)


Puс. 15 Схема крана машиниста № 222М:
а — I положение (зарядка и отпуск): б — 2 положение (поездное, см. табл. 44)
Таблица 15. Положение ручки крана машиниста № 395
при управлении пневматическими и электропневматическими тормозами

Управление тормозами

Положение ручки крана (рис 89. б)

пневматическими

электропневматическими

1 отпускное

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной

Прямое сообщение питательной магистрали с тормозной и подачей напряжения постоянного тока к реле срывного клапана

2 — поездное

Автоматическое поддержание в тормозной магистрали заданного давления. Автоматическая ликвидация сверхзарядки

Автоматическое поддержание в тормозной магистрали заданного давления с подачей напряжения постоянного тока к катушке срывного клапана. Автоматическая ликвидация сверхзарядки


Рис. 87. Кран машиниста № 395:
а — внешний вид с контроллером; б — разрез по контроллеру; в — вид на панель контроллера сверху; I — корпус; 2 — редуктор, 3 — зеркало золотника (средняя часть); 4 — крышка с кронштейном для крепления контроллера; 5 — ручка крана; 6 — панель в сборе; 7 — гайка стержня; 8 — крышка; 9 — штуцер для крепления кабеля, 10 — штепсельный разъем № 371; 11 — кулачок контроллера; 12 — стержень; 13 — переключатель. 14 — микропереключатель; 15 — пружина толкателя
Продолжение табл. 42


Положение ручки крана (рис. 89, б)

Управление тормозами

пневматическими

электропневматическими

III — перекрыта без питания

Перекрыта без питания тормозной магистрали (уравнительный резервуар сообщен с тормозной магистралью)

Перекрыта без питания тормозной магистрали и с подачей напряжения постоянного тока к катушке вентиля пере — крыши

IV — перекрыша с питанием

Перекрыша с питанием тормозной магистрали (до давления, равного в уравнительном резервуаре)

Перекрыша с питанием тормозной магистрали с подачей напряжения постоянного тока к катушке вентиля перекрыши

VA — служебное торможение

Служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали медленным темпом (0,5 кгс/см2 за 15 — 20 с)

Электропневматическое торможение с разрядкой тормозной магистрали медленным темпом и с подачей напряжения постоянного тока к катушкам тормозного и вентиля перекрыши

Положение ручки крана (рис 89, б)

Управление тормозами

пневматическими

электропневматическими

V — служебное торможение

Торможение со служебной разрядкой тормозной магистрали с 5 до 4 кгс/см2 за 4 — 6 с

Торможение со служебной разрядкой тормозной магистрали и с подачей напряжения постоянного тока к реле тормозного и вентиля перекрыши

VI — экстренное торможение

Разрядка тормозной магистрали в атмосферу с 5 до 1 кгс/см2 за время около 2,5 с

Торможение с экстренной разрядкой тормозной магистрали и с подачей напряжения постоянного тока к катушкам тормозного и вентиля перекрыши

Примечание. Положение контактов микропереключателей кранов машиниста № 395 изображено на рис. 90.


Рис. 88. Панели кранов машиниста: а — № 395-3, б — № 395-4; в — № 395-5

Таблица 43. Контроллеры кранов машиниста № 395 и 328 (см. рис. 88 и 90)


Номер
крана

Чертеж панели контроллера в сборе

Номер
микропере
ключателя

Количество
микропере
ключателей

Номер
переключа
теля

Чертеж
разъема

Примечание. С 1979 г. на всех толкателях микропереключателей применяется фасонная плоская пружина дет. 395-321 из ленты У8А-ТШ-С-Н-05Х6 длиной 45,5 мм.

Таблица 44. Отверстия, каналы и выемки в зеркале и золотнике кранов машиниста № 222М, 394 и 395 в/и


Рис. 90. Электрические схемы контроллеров и положения микропереключателей кранов
а — № 395, б — № 395 4, в — № 395-5; г — № 395-3


Рис. 89 Золотник и зеркало золотника крана машиниста № 394 (395):
а — золотник снизу при нахождении ручки крана в поездном положении: б — зеркало золотника и градации положения ручки крана

Обозначение по рис 89, 91

Назначение

Выемка и отверстие диаметром 2,5 мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении ручки крана № 222М

Отверстие диаметром 1,5 мм в кране машиниста № 222М для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при переводе ручки крана из V в VI положение

Отверстие диаметром 2,8 мм в кране машиниста № 222М, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении ручки крана

Выемка и отверстие диаметром 2,3 мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении

Отверстие диаметром 4 мм для сообщения полости над уравнительным поршнем через обратный клапан с тормозной магистралью при III положении

Выемка и отверстие диаметром 2,5 мм для зарядки резервуара времени (заделаны) в кране машиниста № 222М

Отверстие диаметром 3 мм, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении

Выемка для сообщения полости над уравнительным поршнем с атмосферой при VI положении

Отверстие диаметром 0,7 мм, соединяющее резервуар времени с атмосферой (заделано) в кране № 222М

Канал, сообщающий питательную с тормозной магистралью» при I положении и тормозную магистраль с атмосферой при VI положении

Выемка, соединяющая питательную магистраль с возбудительным клапаном редуктора при I положении

Выемка для сообщения питательной магистрали с возбудительным клапаном редуктора при II положении

Выемка, соединяющая полость над уравнительным поршнем со стабилизатором при I и II положениях

Выемка для смазки

Отверстия диаметром 1 мм дли смазки

Отверстие диаметром 0,75 мм для медленной разрядки уравнительного резервуара при VA положении

Отверстие диаметром 16 мм, постоянно сообщенное с тормозной магистралью

Канал, сообщающий тормозную магистраль с атмосферой при экстренном торможении

Отверстие диаметром 5 мм, соединяющее полость над уравнительным поршнем с атмосферой при экстренном торможении


Рис. 91. Золотник и зеркало золотника крана машиниста № 222М:
о — золотник (вид условно сверху в поездном положении ручки крана); б — зеркало золотника и градации положения ручки крана
Окончание табл. 44

Обозначение по рис. 89, 91

Назначение

Канал с дугообразной выемкой, постоянно сообщен с питательной магистралью

Отверстие диаметром 1,6 мм для зарядки уравнительного резервуара

Выемка и отверстие диаметром 5 мм из полости над уравнительным поршнем

Отверстие диаметром 3 мм и выемка из уравнительного резервуара

Отверстие диаметром 3 мм из полости над мембраной редуктора

Выемка и отверстие диаметром 3 мм к возбудительному клапану редуктора

Отверстие диаметром 3 мм к обратному клапану из полости над уравнительным поршнем

Отверстие диаметром 3 мм из полости над уравнительным
поршнем

Отверстие диаметром 3 мм к стабилизатору

Отверстие диаметром 0,45 мм в корпусе стабилизатора

Смазочные канавки

Выемка в отверстие диаметром 3 мм к стабилизатору в кране № 222М

Отверстие диаметром 2 мм из полости над уравнительным поршнем крапа № 222М

Примечания 1. Отверстия и выемки в золотнике обозначены цифрами, а в зеркале — буквами.
2. Позиции 3, 4, 5, 6, 10, 11, 14, УР, РВ, РВа относятся только к крану машиниста № 222М.
Таблица 46 Нормы допусков и износа деталей кранов машиниста № 222, 328, 394, 395в/и, мм


Примечание. Размеры калиброванных отверстий в кранах машиниста (см. табл. 45).


Таблица 45 Калиброванные отверстия в кранах машиниста № 222, 222М, 328, 394 и 395 мм
Таблица 47. Время зарядки и разрядки уравнительного резервуара кранов машиниста № 222, 394, 222М, 328 и 395


Объем уравнительного резервуара л

Диаметр калиброванного отверстия в золотнике, мм

Время разрядки, с, резервуара при ручки крана с

уравнительного положении 5,5 кгс/см2

Время зарядка, с, уравнительного резервуара с 3,5 до 5 кгс/см2 при II положении ручки крана

Таблица 48. Изменение давления в уравнительном резервуаре крана № 394 (395) при IV положении ручки крана после торможения


Снижение давления в тормозной магистрали. кгс/смг

Максимальное завышение давления в уравнительном резервуаре при IV положении, кгс/см 2

Время, с, завышения давления в уравнительном резервуаре на величину, кгс/см2

Таблица 49. Перемещение ручки крана машиниста № 394 (395) из I во II и из II в 3 положение

Примечание. Угол поворота ручки крана из I положения: в 3 — 60°; в IV — 72°;
в VA — 79°; в V — 90° и в VI — 129°.

Таблица 50. Спецификация основных деталей крана машиниста № 326


Обозначение по рис. 92

Наименование детали

Номер детали по рабочим чертежам

Материал

Пружина клапана

Проволока ΙΙ-2

Латунь ЛС59-1

Чугун СЧ18-36

Втулка (седло клапана)

Латунь ЛС59-1

Втулка поршня

Кольцо поршневое

Латунь ЛК63-2

Чугун СЧ 18-36

Нажимная головка

Градационный хомут

183-29В или Г

Проволока 11-6

Чугун СЧ 18-36

Уплотнительное кольцо

Мембрана

Лента 12Х18-Н9-Н-2.0 — 0,15

Нажимная шайба клапана

Латунь ЛС59-1

Седло клапана

Возбудительный клапан

Пружина клапана

Проволока 11-0,8

Колпачок (упорка)

Прокладка

Примечание. Положение ручки крана № 326 изображено на рис. 93


Рис. 92. Кран машиниста № 326


Рис. 93. Положения ручки крана № 326 (принято: 1 кгс/см2 равен 0,1 МПа)


Рис. 94. Основные размеры отверстий в верхней части крана машиниста № 326

Таблица 51. Норма допусков и износа деталей возбудительной части крана машиниста № 326 (рис. 94)


Примечания. 1. Указанные размеры относятся и к кранам машиниста № 183, 184, 284.

  1. Нижняя часть крана № 326 аналогична нижней части кранов машиниста № 222, 394 и 395, но без редуктора и стабилизатора.
  2. Диаметры отверстий в верхней части крана указаны на рис. 94.


Рис. 95. Схема стенда для испытания кранов машиниста № 394:
1 — уравнительный резервуар; 2 — шланг; 3 — кран машиниста; 4 — разобщительный кран; 5 — штепсельный разъем; 6 — сигнальные лампы; 7 — кран с атмосферным отверстием 2 мм; 8 — резервуар объемом 55 л
Таблица 52. Технические условия на испытания кранов машиниста на стенде (рис. 95)

Конструкция крана. Кран состоит из шести частей: корпуса нижней (уравнительной) части, редуктора зарядного давления, средней (зеркала золотника) части, верхней (золотниковой) части, стабилизатора темпа ликвидации сверхзарядного давления и электрического контроллера.

В верхней части крана имеется латунный золотник 12, соединенный стержнем 17 с ручкой 13 крана, которая закреплена контргайкой 15. На крышке 11 верхней части имеется семь фиксированных положений. Стержень уплотнен в верхней части крышки манжетой 18. При любом положении ручки крана машиниста в полости над золотником всегда присутствует сжатый воздух давлением главных резервуаров для прижатия золотника к зеркалу золотника и исключения пропуска воздуха по притирочным поверхностям.

1 - цоколь, 2 - штуцер; 3, 8 - манжеты; 4, 18, 23, 30 - пружины, 5 - впускной клапан, 6 - втулка, 7 - уравнительный поршень, 9 - латунное кольцо, 10 - средняя часть, 11 - крышка, 12 - золотник, 13 - ручка, 14 - фиксатор, 15 - гайка, 16 - винт, 17 - стержень, 19 - шайба, 20 - шпилька, 21 - штифт, 22 - фильтр, 24 - питательный клапан, 25 - втулка, 26 - крышка редуктора, 27 - диафрагма, 28 - упорная шайба, 29 - корпус редуктора, 31 - регулировочный стакан, 32 - упорка, 33 - втулка, 34 - обратный клапан

золотник зеркало золотника

1 - выемка для смазки, 2 - отверстие 4мм для сообщения полости над уравнительным поршнем через обратный клапан с тормозной магистралью при III положении, 3 - отверстие 16мм, постоянно сообщенное с тормозной магистралью, 4 - выемка и отверстие 2,3мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении, 5 - отверстие 0,75мм для медленной разрядки уравнительного резервуара при VА положении, 6 - отверстие 5мм из питательной магистрали для зарядки полости над уравнительным поршнем при I положении, 7 - выемка для сообщения уравнительного резервуара с полостью над мембраной редуктора при II положении, 8 - выемка для сообщения питательной магистрали с питательным клапаном редуктора при II положении, 9 - канал, сообщающий питательную с тормозной магистралью при I положении и тормозную магистраль с атмосферой при VI положении и выемка, соединяющую питательную магистраль с питательным клапаном редуктора при I положении, 10 - отверстие 3мм, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении и выемка для сообщения полости над уравнительным поршнем с атмосферой при VI положении, 11 - выемка, соединяющая полость над уравнительным поршнем со стабилизатором при I и II положениях, 12 - отверстие 5мм, соединяющее полость над уравнительным поршнем с атмосферой при экстренном торможении, 13 - канал, сообщающий тормозную магистраль с атмосферой при экстренном торможении, 14 - отверстие 3мм к стабилизатору, 15 - смазочные канавки, 16 - отверстие 16мм, постоянно сообщенное с тормозной магистралью, 17 - канал с дугообразной выемкой, постоянно сообщенной с питательной магистралью, 18 - выемка и отверстие 3мм к питательному клапану редуктора, 19 - отверстие 3мм из полости над мембраной редуктора, 20 - отверстие 3мм и выемка из уравнительного резервуара, 21 - отверстие 3мм к обратному клапану из полости над уравнительным поршнем, 22 - выемка и отверстие 5мм из полости над уравнительным поршнем, 23 - отверстие 3мм из полости над уравнительным поршнем

Средняя часть 10 представляет собой чугунную отливку, верхняя часть которой является зеркалом золотника. В корпусе средней части запрессована бронзовая втулка, являющаяся седлом алюминиевого обратного клапана III положения.

В нижней части находятся пустотелый двухседельчатый впускной клапан 5 и уравнительный поршень 7, хвостовик которого является выпускным клапаном. Уравнительный поршень уплотнен ре зиновой манжетой 8 и латунным кольцом 9 и вставлен в бронзовую втулку (подъем - 4,5-6,1мм, ход вниз - 2,0-3,0мм). Впускной клапан прижимается к седлу 6 пружиной 4 (11кгс). Хвостовик впускного клапана уплотнен резиновой манжетой 3, установленной в цоколе 1. В нижнюю часть корпуса ввернуты четыре шпильки, которые скрепляют все три части крана через резиновые прокладки, а также сетчатый фильтр 22.

двухседельчатый седло уравнительного уравнительный поршень

клапан поршня

возбудительный питательный фильтр седло питательного обратный

клапан клапан клапана клапан

Редуктор зарядного давления и стабилизатор темпа ликвидации сверхзарядного давления крепятся к корпусу нижней части крана.

1 -заглушки, 2 - пружины клапанов, 3 - клапаны (питательный и возбудительный), 4 - крышки, 5 - втулки клапанов, 6 - мембраны, 7 - опорные шайбы, 8 - корпуса, 9 - регулировочные пружины, 10 - регулировочные стаканы

Редуктор одностороннего действия предназначен для автоматического поддержания установленного зарядного давления в уравнительном объеме крана машиниста при поездном положении ручки. Редуктор состоит из двух частей: верхней - крышки и нижней - корпуса, между которыми зажата металлическая мембрана. В крышке расположены питательный клапан, втулка (седло) питательного клапана, пружина (3кгс) и заглушка. В корпус ввернут регулировочный стакан, с помощью которого изменяется усилие регулировочной пружины (95кгс) на опорную шайбу.

Стабилизатор предназначен для автоматической ликвидации сверхзарядного давления из уравнительного объема крана постоянным темпом при поездном положении ручки. Стабилизатор состоит из крышки с калиброванным отверстием диаметром 0,45мм и корпуса, между которыми зажата мембрана. В крышке расположены возбудительный клапан с пружиной (3кгс), седло возбудительного клапана и заглушка. В корпус ввернут регулировочный стакан, с помощью которого изменяется усилие регулировочной пружины (16кгс) на опорную шайбу.

Краны машиниста № 394,395 имеют 7 положений:

I - отпуск и зарядка;

II - поездное (автоматическая ликвидация сверхзарядного давления, поддержание зарядного давления, отпуск тормозов;

III - перекрыша без питания ТМ;

IV - перекрыша с питанием ТМ;

V - служебное торможение;

VA - для управления тормозами длинносоставных поездов или VЭ - для управления ЭПТ;

VI - экстренное торможение.

Действие крана машиниста


ОК - обратный клапан, ГР - канал главного резервуара, ТМ - тормозная магистраль, Ат - атмосферные каналы, УР - канал уравнительного резервуара, С - канал стабилизатора, УК - канал уравнительной камеры, Р - канал редуктора, Д - канал диафрагмы, УП - уравнительный поршень, К 1 - отверстие 1,6мм для зарядки уравнительного резервуара, К 2 - отверстие 2,3мм для разрядки уравнительного резервуара, К 3 - отверстие 0,75мм для замедленной разрядки уравнительного резервуара, К 4 - отверстие 0,45мм стабилизатора



I положение ручки крана

Отпуск и зарядка. Сжатый воздух из питательной магистрали проходит в камеру над золотником и по двум широким каналам в тормозную магистраль. Первый путь - по выемке золотника, второй - по притирке открытого впускного клапана (10мм). Впускной клапан открыт хвостовиком уравнительного поршня, на который оказывает давление воздух камеры У1 над уравнительным поршнем (0,2л). В камеру У1 воздух проходит из питательной магистрали двумя путями: первый - через отверстие в золотнике (5мм), второй - через другое отверстие золотника (5мм), фильтр и открытый питательный клапан редуктора зарядного давления. Потоком воздуха из камеры над уравнительным поршнем по второму пути создается воздушный буфер, препятствующий ходу загрязненного воздуха из камеры над золотником под питательный клапан редуктора. По каналу с калиброванным отверстием диаметром 1,6мм (1,8мм при установке электропневматической приставки системы САУТ) из камеры над уравнительным поршнем заряжается уравнительный резервуар объемом 20л (время зарядки до 5,0кгс/см 2 30-35с). Канал питания уравнительного резервуара заужен для того, чтобы ручку крана можно было выдерживать в I положении более продолжительное время, сообщая в то же время питательную магистраль двумя широкими путями с тормозной магистралью. Суммарный объем уравнительного резервуара и камеры над уравнительным поршнем составляет 20,2л и называется уравнительным объемом.

Автоматическая ликвидация сверхзарядного давления. При поездном положении ручки крана машиниста уравнительный резервуар УP и камера над уравнительным поршнем У1 сообщаются золотником с камерой У2 над металлической мембраной редуктора (3мм) и камерой над возбудительным клапаном стабилизатора (3мм). Усилием пружины стабилизатора мембрана прогибается вверх и открывает возбудительный клапан. Воздух уравнительного объема проходит в камеру У3 над мембраной стабилизатора и по калиброванному отверстию диаметром 0,45мм выходит в атмосферу. Давление воздуха в камере У3 поддерживается постоянным (0,15кгс/см 2) соответствующее усилию регулировочной пружины стабилизатора. Так как истечение воздуха из уравнительного объема в атмосферу происходит все время при постоянном давлении в камере У3, то стабилизатор обеспечивает постоянный темп ликвидации сверхзарядного давления из уравнительного объема. Уравнительный поршень, находящийся под давлением воздуха уравнительного объема и тормозной магистрали, поднимается вверх и открывает выпускной клапан, по которому воздух из ТМ уходит в атмосферу. Темп ликвидации сверхзарядного давления из тормозной магистрали (3,5л в минуту) не зависит от утечки из нее.

II положение ручки крана

ликвидация сверхзарядного давления

Кран машиниста усл. № 394 предназначен для управления пневматическими тормозами. Вместе с электрическим контроллером кран применяется для управления пневматическими и электропневматическими тормозами пассажирских и грузовых поездов. Такому крану присвоен усл. № 395. На сегодняшний день данный тип крана в той или иной его модификации является основным для всех типов тягового подвижного состава.

Устройство крана. Кран состоит из пяти частей: верхней (золотниковой), средней (зеркала золотника), нижней (уравнительной), редуктора и стабилизатора, которые присоединены сбоку.

Верхняя, средняя и нижняя части связаны между собой четырьмя шпильками, ввернутыми в корпус нижней части с гайками. В местах разъема установлены резиновые прокладки. В крышке 23 размещен золотник 24 , фигурный выступ которого только при определенном положении входит в паз нижнего конца стержня 21 , что исключает ошибки при сборке. На квадратную часть стержня надета ручка 18 с разрезной головкой, закрепленная винтом 20 и гайкой 19 . В ручке находится фиксатор 17 , который пружиной прижимается к сектору крышки 23 с фиксирующими выемками. Стержень 21 в отверстии крышки уплотнен манжетой 22 . Между стержнем и золотником установлена пружина, которая прижимает золотник к зеркалу26 , а стержень к верхней крышке. Для смазывания золотника в процессе эксплуатации без разборки крана в крышке 23 выполнено отверстие, закрываемое пробкой (на рисунке не показано).

Средняя часть крана является зеркалом, к которому притирается золотник. На рабочую поверхность зеркала выходит 11 каналов, а в тело запрессовано седло для обратного клапана 16 . В корпусе 15 нижней части расположен уравнительный поршень 13 , уплотненный резиновой манжетой и латунным кольцом 14 . Нижний клапан 11 под действием пружины 10 прижимается к седлу 12 , запрессованному в корпус нижней части. Второй конец пружины через шайбу 9 опирается на гайку 7 с уплотнительной манжетой 8 . В гайке 7 выполнена трубная резьба для вывода трубопровода под пол кабины или постановки шумоглушителя. На корпусе нижней части крана находятся шпилька с гайкой для закрепления его в кабине машиниста, штуцер с резьбой для присоединения уравнительного резервуара, а также шпильки для прикрепления стабилизатора и питательного клапана (редуктора). Для очистки от загрязнений воздуха, поступающего к питательному клапану, в корпусе 15 размещен сеточный фильтр 27 .



Положение крышки 23 относительно средней части фиксируется штифтом. Чтобы не уменьшались сечения отверстий при затягивании гаек в прокладках установлены ниппели.

Трубопроводы от главного резервуара и тормозной магистрали присоединяются соответственно к отросткам нижней части посредством накидных гаек с уплотнительными прокладками.

Редукционный клапан прикрепляется к этой же части крана посредством двух шпилек. Он состоит из корпуса 29 с запрессованной втулкой, которая служит седлом и направлением для питательного клапана 30 . Сверху на последний действует пружина, опирающаяся на заглушку, ввернутую в корпус. Нижний торец питательного клапана 30 соприкасается с металлической диафрагмой 31 , которая зажата в резьбовом соединении между корпусами 29 и 34 . Снизу на диафрагму через грибок 32 и центрирующую шайбу 33 передается усилие регулировочной пружины. Второй конец этой пружины через вторую центрирующую шайбу опирается на регулировочный винт, имеющий насечку для вращения его вручную. На привалочном фланце редуктора сделано три канала: средний канал ПК ведет к верху питательного клапана, а правый Д - в полость, расположенную сверху диафрагмы редуктора. Левый канал УК предназначен для перетекания воздуха из-под питательного клапана в уравнительную камеру, расположенную сверху уравнительного поршня 13 .


Стабилизатор состоит из корпуса 5 с запрессованным седлом клапана 6 . Последний прижимается к седлу пружиной, второй конец которой опирается на заглушку. Нижним торцом клапан соприкасается с металлической диафрагмой, зажатой в резьбе между двумя половинами корпуса. Снизу на диафрагму через опорный грибок 3 передается усилие регулировочной пружины, второй конец которой затягивается регулировочным винтом 1 . Этот винт ввертывается в нижнюю часть корпуса стабилизатора и законтривается гайкой 2 . На привалочном фланце стабилизатора сделан один канал, через который воздух входит в полость, расположенную выше клапана. В полости, между клапаном и диафрагмой, имеется дроссельное отверстие для выпуска воздуха в атмосферу.

В кране машиниста усл. №394 на секторе крышки 23 имеются шесть углублений для фиксации положения ручки крана, а в кране усл. №394-000-2 - семь, что соответствует семи положениям ручки крана. Все остальные детали в обеих кранах машиниста одинаковые, кроме золотника 24 , где для крана усл. №394-000-2 добавляется отверстие диаметром 0,75 мм.

Регулирование крана (рис.1). Редукционный клапан крана регулируют вращением регулировочного винта 35 . При его завертывании давление увеличивается. Для управления тормозами пассажирских поездов давление устанавливают в пределах 5-5,2 кгс/см 2 , а грузовых 5,3-5,5 кгс/см 2 . Стабилизатор регулируют после ослабления контргайки 2 . Постановкой ручки крана в I положение повышают давление в уравнительном резервуаре до 6,1-6,3 кгс/см 2 , затем ее переводят во II положение, по секундомеру проверяют время снижения давления от 6,0 до 5,8 кгс/см 2 , которое должно быть в пределах 100-120 сек. Если это время больше нормы, то завертыванием регулировочного винта 1 затягивают пружину стабилизатора, а если меньше, то ослабляют нажатие пружины. По окончании регулирования затягивают контргайку стабилизатора.

Основным органом крана машиниста является золотник, который в зависимости от положения ручки крана имеет семь рабочих положений.

I - зарядка и отпуск для сообщения питательной магистрали с тормозной каналом сечением около 200 мм 2 ;

II - поездное для поддержания в тормозной магистрали зарядного давления, установленного регулировкой редуктора. Сообщение питательной магистрали с тормозной происходит каналами минимальным сечением около 80 мм 2 ;

III - перекрыша без питания тормозной магистрали, применяется при управлении непрямодействующими тормозами;

IV - перекрыша с питанием тормозной магистрали и поддержанием установившегося в магистрали давления;

VA - служебное торможение медленным темпом , применяется для торможения длинносоставных грузовых поездов для замедления наполнения тормозных цилиндров в головной части поезда, и как следствие, для уменьшения реакций в поезде;

V - служебное торможение с разрядкой тормозной магистрали темпом 1 атм. за 4-6 сек;

VI - экстренное торможение для быстрой разрядки тормозной магистрали при аварийной ситуации.

Отверстия и выемки в золотнике обозначены цифрами, а в зеркале золотника - буквами. Назначение каналов, отверстий и выемок приведено втаблице .

Назначение каналов, отверстий и выемок в золотнике и зеркале крана машиниста усл. №394

Обозначение Назначение
1 Выемка для сообщения уравнительного резервуара с полостью над мембраной редуктора при II положении.
2 Отверстие диаметром 5 мм из питательной магистрали для зарядки полости над уравнительным поршнем при I положении.
3, 4 Выемка и отверстие диаметром 2,5 мм для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при V положении.
5 Отверстие диаметром 1,5 мм для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при переводе ручки из V в VI положение.
6 Отверстие диаметром 2,8 мм для сообщения уравнительного резервуара с атмосферой при V положении.
7, 8 Выемка и отверстие диаметром 2,3 мм, соединяющие уравнительный резервуар с атмосферой при V положении.
9 Отверстие диаметром 4 мм для сообщения полости над уравнительным поршнем через обратный клапан с тормозной магистралью при III положении.
12 Отверстие диаметром 3 мм, сообщающее уравнительный резервуар с атмосферой при V положении.
13 Выемка для сообщения полости над уравнительным поршнем с атмосферой при VI положении.
15
16 Канал, сообщающий питательную магистраль с тормозной при I положении и тормозную магистраль с атмосферой при VI положении.
17 Выемка, соединяющая питательную магистраль с возбудительным клапаном редуктора при I положении.
18 Выемка для сообщения питательной магистрали с возбудительным клапаном редуктора при II положении.
19 Выемка, соединяющая полость над уравнительным поршнем со стабилизатором при I и II положении.
20 Выемка для смазки.
21 Отверстие диаметром 1 мм для смазки.
22 Отверстие диаметром 0,75 мм для медленной разрядки уравнительного резервуара при VA положении.
М Отверстие диаметром 16 мм, постоянно сообщенное с тормозной магистралью.
Ат1 Канал, сообщающий тормозную магистраль с атмосферой при экстренном торможении.
Ат2 Отверстие диаметром 5 мм, соединяющее полость над уравнительным поршнем с атмосферой при экстренном торможении.
ГР Канал с дугообразной выемкой, постоянно сообщенный с питательной магистралью.
УР1, УР2 Выемка и отверстие диаметром 5 мм из полости над уравнительным поршнем.
УР3, УР4 Отверстие диаметром 3 мм и выемка из уравнительного резервуара.
Р1 Отверстие диаметром 3 мм из полости над диафрагмой редуктора.
Р2, Р3 Выемка и отверстие диаметром 3 мм к возбудительному клапану редуктора.
К Отверстие диаметром 3 мм к обратному клапану из полости над уравнительным поршнем.
РВ1, РВ2 Выемка и отверстие к стабилизатору.
УР5 Отверстие диаметром 3 мм из полости над уравнительным поршнем.
УР6 Отверстие диаметром 2 мм из полости над уравнительным поршнем.
С Отверстие диаметром 3 мм к стабилизатору.
СМ Смазочные канавки.

Действие крана . Рассмотрим действие крана при различных положениях его ручки.

I положение - зарядка и отпуск . Воздух из питательной магистрали широким каналом поступает в тормозную магистраль и одновременно в полость над уравнительным поршнем, а оттуда через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм - в уравнительный резервуар. В полости над уравнительным поршнем давление повышается быстрее, чем в тормозной магистрали. В результате поршень опускается, отжимает от седла выпускной клапан и открывает второй путь зарядки тормозной магистрали.

II положение - поездное . При рассмотрении действия крана машиниста во II-м положении ручки можно выделить три варианта: 1-отпуск вторым положением ручки крана , 2-ликвидация сверхзарядного давления после зарядки и отпуска I-м положением; 3-поддержание постоянного зарядного давления .

Отпуск II-м положением ручки крана машиниста. Из питательной магистрали ГР через выемки в золотнике и зеркале золотника и открытый клапан редуктора воздух поступает в полость над уравнительным поршнем, а оттуда в уравнительный резервуар. Давление в полости над уравнительным поршнем становится больше давления в полости под уравнительным поршнем (тормозной магистрали). Уравнительный поршень опускается, отжимает выпускной клапан, и воздух из питательной магистрали ГР поступает в тормозную магистраль ТМ .

Особенности толчка высокого давления при отпуске вторым положением ручки крана. При постановке ручки крана машиниста во II-е положение после глубокой разрядки воздух широким каналом (диафрагма редуктора прогнута вверх) поступает в полость над уравнительным поршнем и не успевает перетекать в уравнительный резервуар и полость над диафрагмой редуктора через канал диаметром 1,6 мм. Поэтому в полости над уравнительным поршнем кратковременно создается давление больше зарядного, в результате чего уравнительный поршень резко перемещается вниз и пропускает воздух из питательной магистрали в тормозную широким каналом. При повышении давления в уравнительном резервуаре и полости над диафрагмой редуктора проходное сечение через клапан редуктора уменьшается, и воздух поступает в тормозную магистраль под зарядным давлением.

Ликвидация сверхзарядного давления после отпуска I-м положением ручки крана. Для ликвидации сверхзарядного давления постоянным темпом, не вызывающим срабатывания воздухораспределителей на торможение используется стабилизатор крана машиниста. Полость над уравнительным поршнем через отверстие диаметром 0,4-0,45 мм сообщается с атмосферой при постоянном давлении в полости в над диафрагмой (около 3-3,5 атм.), установленном пружиной стабилизатора. При этом происходит понижение давления в полости над уравнительным поршнем и уравнительном резервуаре темпом 0,1 кгс/см 2 за 90-120 сек. С другой стороны давление в тормозной магистрали и полости над уравнительным поршнем понижается из-за наличия утечек. Максимально допустимый темп утечек составляет 0,2 кгс/см 2 за 60 сек. Если снижение давления в полости над уравнительным поршнем будет происходить интенсивнее чем в полости под уравнительным поршнем, то уравнительный поршень переместится вверх и сообщит тормозную магистраль с атмосферой (сечение канала будет таким чтобы понижать давление в тормозной магистрали темпом 0,1 кгс/см 2 за 90-120 сек вместе с утечками). Если давление в полости над уравнительным поршнем будет снижаться медленнее, чем под уравнительным поршнем (тормозной магистрали), то уравнительный поршень переместится вниз и будет производить подпитку тормозной магистрали из питательной. Причем сечение канала подпитки будет таким, что давление в тормозной магистрали из-за утечек все равно будет понижаться, но не темпом утечек, а указанным выше 0,1 кгс/см 2 за 90-120 сек.

Поддержание постоянного зарядного давления. После того как стабилизатор понизит давление на 0,1 кгс/см 2 ниже зарядного в полости над уравнительным поршнем, уравнительном резервуаре и полости над диафрагмой редуктора, диафрагма редуктора под действием пружины прогнется вверх и воздух из питательной магистрали через клапан редуктора будет поступать в полость над уравнительным поршнем, уравнительный резервуар и полость над диафрагмой редуктора. В это же время выпуск воздуха через стабилизатор будет продолжаться. Таким образом поддерживается постоянное зарядное давление в полости над уравнительным поршнем. При наличии утечек в тормозной магистрали давление в полости под уравнительным поршнем станет ниже зарядного, уравнительный поршень переместится вниз и из питательной магистрали воздух будет поступать в тормозную.

III положение - перекрыша без питания тормозной магистрали. Полость над уравнительным поршнем и уравнительный резервуар через обратный клапан сообщаются с тормозной магистралью. Происходит выравнивание давлений в уравнительном резервуаре и тормозной магистрали. При наличии утечек в тормозной магистрали воздух из полости над уравнительным поршнем и уравнительного резервуара будет перетекать в тормозную магистраль. Из-за того, что объем уравнительного резервуара значительно меньше объема тормозной магистрали поступления воздуха из уравнительного резервуара будет явно недостаточно, чтобы восполнить утечки из тормозной магистрали. Полости над и под уравнительным поршнем оказываются связанными через обратный клапан, и, следовательно, давление в них будет одинаково. При этом уравнительный поршень занимает среднее положение, при котором тормозная магистраль разобщена с питательной магистралью и с атмосферой.

IV положение - перекрыша, с питанием магистрали. Все отверстия и выемки на зеркале перекрыты золотником. При этом при утечках из тормозной магистрали давление в полости над уравнительным поршнем становится больше давления под уравнительным поршнем, и поршень перемещается вниз, сообщая питательную магистраль с тормозной каналом, достаточным для питания утечек. Плотность уравнительного резервуара допускает темп утечек из него не более 0,1 кгс/см 2 за 3 мин, что значительно меньше темпа утечек из тормозной магистрали.

V положение - служебное торможение. Воздух из уравнительного резервуара и полости над уравнительным поршнем через отверстия и каналы в золотнике и зеркале золотника, калиброванное отверстие в золотнике диаметром 2,3 мм выпускается в атмосферу темпом 1 кгс/см 2 за 4-6 сек. Так как давление над уравнительным поршнем становится меньше, чем под ним, то уравнительный поршень переместится вверх и сообщит тормозную магистраль с атмосферой через выпускной клапан. Положение VА отличается тем, что в нем происходит разрядка уравнительного резервуара через отверстие 0,75 мм.

Дотормаживание. Так как объем уравнительного резервуара значительно меньше объема тормозной магистрали, то после перевода ручки крана из положения V в перекрышу, давление в полости над уравнительным поршнем (уравнительном резервуаре) может оказаться больше давления в полости под уравнительным поршнем (тормозной магистрали). В этом случае поршень опущен вниз и процесс разрядки тормозной магистрали продолжается до тех пор, пока давления в полости над и под уравнительным поршнем не выровняются.

VI положение - экстренное торможение. Воздух из тормозной магистрали широкими каналами в золотнике и зеркале золотника уходит в атмосферу. Одновременно воздух из полости над уравнительным поршнем и из уравнительного резервуара также выходит в атмосферу. Так как объем уравнительного резервуара и полости над уравнительным поршнем значительно меньше объема тормозной магистрали, то уравнительный поршень перемещается вверх, и открывает второй путь разрядки тормозной магистрали.