Любовная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения А.Пушкина *К* («Я помню чудное мгновенье»)

10.10.2019

1. Тема. Это стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. Тема этого стихотворения - любовь к девушке.

2. Основная мысль. В этом стихотворении Пушкин старается показать красоту своей любимой. Пушкин доносит до нас, что жизнь без любви скучна, мрачна и одинакова.

"В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...

3. Композиция. Стихотворение состоит из шести строф.В каждой строфе по 4 строки. Стихотворение можно разделить на три смысловые части, по две строфы каждая. В первой части говорится о первой встрече лирического героя с красавицей. Во вторых двух строфах говорится о жизни без любви, о том, как трудно жить без любви. В конце стихотворения душа лирического героя пробуждается из-за повторной встречи с любимой.

4. Ритм, рифма, размер. Рифма в стихотворении является перекрёстной, то есть первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой.Размер - четырёхстопный ямб. Стихотворение можно напеть, и мне кажется поставить на музыку.

5.Лирический герой.

Лирический герой восхищён красотой девушки. Он сравнивает её с "гением чистой красоты" и "мимолётным видением". Позже герой забывает "голос нежный" и "небесные черты ", и его жизнь становится обыкновенной:

"Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви."

Но потом, в жизни героя снова появляется девушка и для души открылись вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

6.Художественные средства языка. Пушкин использовал эпитеты, метафоры, сравнения. Эпитеты:"голос нежный", "небесные черты", "гений чистой красоты", "чудное мгновенье" - даны, чтобы показать отношение лирического героя к любимой девушке. Сравнения: "как мимолётное виденье", "как гений чистой красоты" - даны, чтобы возвысить образ девушки.

7.Моё мнение. Я считаю, что только Пушкин мог так рассказать о любви и любимой девушке. Для меня это очень светлое, милое, чудесное стихотворение.

Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Ход урока

1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»

Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу).

Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен.

Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения.

Анализ стихотворения.

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

1 строфа .

Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
Назовите эпитет. («Чудное».)
Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.

2 строфа.

Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. Замедленный темп в романсе.

3 строфа.

Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
Назовите эпитет. («Мятежный».)
Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа.

О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
В третьей части происходит духовное возрождение героя.

5 строфа .

Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа.

Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.)

И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением.

Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.)

Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный».

Выразительное чтение стихотворения двумя учениками.

2. Стихотворение «Мадонна»

Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено.

Ученик читает выразительно наизусть стихотворение.

Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.)

Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская».

Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.)

Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.)

Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.)

Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».)

Обратите внимание на уточнение «без ангелов».

Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.)

Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей.

Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.)

Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.)

Что значит «ниспослал»? (Подарил.)

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине.

Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше.

По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности.

Сколько строк в стихотворении? (14 строк.)

Сколько строф? (4 строфы.)

В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? (а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? (а – б – а – б: перекрёстная.)

По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? (По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.)

3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Выразительные средства:

  1. тропы: эпитеты, сравнения, метафора;
  2. синтаксическое средство: инверсия.

«Мадонна» (1830)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.

Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая.

Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы).

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Каждому известно стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина под названием «Я помню чудное мгновенье…». Сложно найти строки, наполненные любовью и восторгом по отношению к любимой женщине, которые превосходили бы данное произведение по своей нежности и трепетности.

История создания

Проводя анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может упомянуть несколько фактов о истории его создания. Написано оно было в деревне Михайловское в 1925 году. Русский критик Н. Скатов был убежден в том, что ни один поэт ни до, ни после Пушкина, не смог создать подобного образа любви. Одним из таких необычных произведений и является стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого и рассматривается в данной статье.

Произведение это посвящалось юной красавице по имени Анна Керн. В первый раз А. С. Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году. была супругой генерала Керна. Впервые увидел девушку Александр Сергеевич в гостях у общих знакомых. Тогда еще юный поэт был поражен обаянием девятнадцатилетней красавицы. А. С. Пушкин и Анна Керн всего лишь обменялись несколькими фразами - между ними не было никакой любовной связи.

Через несколько лет Александру Сергеевичу вновь довелось встретить молодую супругу генерала. Именно в тот момент и родились прекрасные строки, повествующие о необычайной силе любви, которая способна воскрешать.

О чем произведение?

Действие стихотворения начинается с описания одного вроде бы незначительного момента в жизни поэта. Описывается «мимолетное мгновенье», которое отпечаталось в памяти. Затем, посредством описания эмоций и переживаний, великий русский поэт погружает читателя в атмосферу реальной жизни. Одновременно более ясным и четким становится облик лирического героя стихотворения. Становится понятной его дальнейшая судьба:

«В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви».

Но явление «гения чистой красоты», которому адресовано произведение, дарит лирическому герою вдохновение и упоение.

Интонации

Работая над анализом стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может рассказать и об одной из характерных особенностей этого произведения. А именно, о сохранности одинаковой интонации на протяжении всего стихотворения. Несмотря на происходящие в жизни удары судьбы, шумную суету и различные трудности, она (интонация) остается неизменной.

И внезапно провидение преподносит лирическому герою еще одну встречу с его любовью. Только в этот момент интонации стихотворения начинают меняться. Лирического героя наполняет тихая и спокойная радость оттого, что он имеет возможность еще раз лицезреть дорогое его сердцу существо. Торжествующий голос его не стихает, но устремляется с еще большей силой в небеса:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Тема, жанр

Анализируя стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, школьнику стоит также указать тему и жанр произведения. В финале стихотворения читатель может снова увидеть мотив пробуждения, радости жизни, восторга, который удалось вновь обрести лирическому герою. Нет никаких сомнений в том, что в данном произведении доминирующим чувством является любовь, которая способна окрылить человека, подарить ему надежду в череде самых тяжелых жизненных бурь.

Итак, основной темой данного произведения является любовь. Жанр произведения - любовное послание. Однако в нем также можно найти и размышления философского характера о том, насколько значимым может быть всего лишь один миг, если он запомнился на всю жизнь. Каждое такое мгновение - ценность.

Художественные средства

Нельзя сказать, что в стихотворении много художественных средств. Но именно это и придает произведению и простоту, и одновременно изысканность. Эпитеты, которые использует великий русский поэт, отличаются и возвышенностью, и необычайной гармонией - «гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты».

Простота изображаемого автором образа достигается самыми привычными словами. Что касается страстности произведения, тех эмоциональных порывов, которые описаны в нем, то здесь Александр Сергеевич активно использует прием метафоры. Любовь не умирает, она живет вопреки всем жизненным обстоятельствам. «Прежние мечты» способен развеять «бурь порыв мятежный», но они все равно воскресают вновь. Также следует отметить и особую мелодичность произведения, достигаемую при помощи использования разнообразных синтаксических средств - анафор, рефренов, обрамлений.

Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» показывает, что в произведении используется рифмовка перекрестного вида. Прием аллитерации представлен сонорными согласными звуками «л», «м», «н». Все эти приемы способствуют созданию особой мелодики в этом необычном стихотворении.

Композиция

Все произведение написано четырехстопным ямбом. Что касается композиционных особенностей, то в стихотворении выделяются три равные части. Каждая из них связана друг с другом, при этом они самостоятельны по своему смысловому содержанию. В первой из этих частей содержатся воспоминания о прекрасной встрече поэта со своей любовью.

Вторая часть отличается большей драматичностью. Здесь наблюдается затухание нежных чувств, вплоть до полного наступления "тишины". Заключительная часть построена немного иначе. Здесь движение идет, напротив, вперед, по нарастающей душевного подъема.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»: план работы

Иногда школьникам необходимо не просто кратко проанализировать стихотворение, но сделать это согласно плану. Рассмотрим приблизительную схему:

  1. Автор и название произведения.
  2. История создания.
  3. Художественные средства.
  4. Ритм, размер.
  5. Особенности лексики.
  6. Вывод, мнение школьника.

Заключение

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого был проведен в данной статье, на сегодняшний день остается эталоном возвышенной любовной лирики. Оно представляет собой настоящий памятник чувственного порыва и глубоких поэтических переживаний. В стихотворении переплетаются образы любимой женщины и самой любви - это нечто светлое и хрупкое, что до боли знакомо каждому из живущих на земле.

«Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Анна покорила сердце поэта в Петербурге, во время одного из светских приемов, в доме ее тети Елизаветы Олениной. Эта встреча была короткой, так как Анна в то время была уже занята другим мужчиной и воспитывала ребенка от него. Согласно законам тех времен, было неприлично показывать свои чувства к женщине, состоящей в браке.

Спустя шесть лет, Пушкин снова встречает Анну, недалеко от Михайловского, куда он был сослан властями. На этот момент, Анна уже ушла от мужа, и Александр со спокойной душой мог признаться ей в своих чувствах. Но Анну Пушкин интересовал, лишь как известная личность и все. О ее романах давно было известно. После этих событий, отношения Анны и Александра прекратились.

Композицию стихотворения можно поделить на три части. В первом фрагменте говорится о встрече автора с великолепным созданием. Во втором фрагменте стихотворения речь идет о черной полосе в жизни Пушкина, его изгнании и других испытаниях, которые приготовила ему судьба. В последнем фрагменте описывается духовное облегчение лирического героя, счастье и любовь которую он снова испытывает.

Жанр произведения – любовное признание. В стихотворении читатель может наблюдать часть биографии А.С.Пушкина: первые две строфы – жизнь в Петербурге, затем ссылка на юг страны и последние строфы – Михайловское, куда он был также сослан.

Для описания внутреннего состояния своего лирического героя, А.С.Пушкин в стихотворении использует такие выразительные средства как: эпитеты, сравнения, метафоры.

Стихотворение написано с перекрестной рифмой. Размер данного произведения – пятистопный ямб. Читая стихотворение, можно наблюдать четкий музыкальный ритм.

«Я помню чудное мгновенье» – одно из лучших лирических произведений всех времен.

8, 9, 10 класс

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье (К ***) Пушкина

"Я помню чудное мгновенье" - более привычное название стихотворения Пушкина "К ***", написанное им в 1825 году.

Это стихотворение можно отнести к жанру любовное послание с небольшой ноткой философских размышлений. Несложно заметить, что в композиции прослеживаются этапы жизни поэта: первая и вторая строфа - время, проведенное в Петербурге; третья строфа - пребывание в южной ссылке; и ссылка в Михайловском - в четвертой и пятой строфе.

Размер стихотворения - пятистопный ямб, рифма в стихотворении перекрестная.

Темой стихотворения является неожиданная любовь лирического героя, вызванная "мимолетным видением чистой красоты". Эта девушка представляется в образе некоего "воздушного", неосязаемого существа. Герой же с этого мига пребывает в "томлениях грусти безнадежной", мечтая вновь встретить эту девушку с милыми чертами, что постоянно ему снится. Но по прошествию времени, все чувства утихают, и юноша забывает "голос нежный" и "небесные черты" той особы. И, потеряв все те эмоции и ощущения, герой пребывает в отчаянии, не в силах смирится с утратой. Бесконечное течение дней "во мраке заточения" становится невыносимым испытанием. Жизнь"без вдохновения" для поэта хуже смерти. И это вдохновение является в то же время и божеством, и любовью героя.

Но спустя долгое время "мимолетное виденье" вновь посетило героя, он воспрял духом и его душа наконец "пробудилась". Для него воскресли "божество, вдохновение, любовь", это дало лирическому герою силы снова начать жить с радостью. "Сердце бьется в упоение", на душе становится спокойно. И поэт снова начинает творить, вдохновляясь своей музой.

А.С.Пушкин попытался передать в этом стихотворении все те чувства, испытываемые творцом в процессе создания своих произведений. Да, порой случается так, что муза, в роли которой часто выступает любовь, покидает поэта, но это не является поводом оставлять все творчество. Душевный кризис, поражающий творца, однажды закончится, и вдохновение обязательно вернется.

Также в этом стихотворении высказывается идея о всесильности любви, которую невозможно окончательно потерять, ведь настоящая любовь будет жить несмотря ни на что, несмотря на невзгоды и жизненные обстоятельства. Эта история любви не является единичным случаем и выдуманной ситуацией, подобные вещи случаются со многими влюбленными, поэтому некоторые люди могут ассоциировать себя с образом главного героя стихотворения.

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

    Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотое

    С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.

  • Анализ стихотворения Сосны Фета

    Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

По мнению известного критика Н. Скатова, «никто ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви... Любви - в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости, любви в разнообразнейших состояниях...». Одно из таких мимолетных состояний, неповторимых частичек бытия поэт запечатлел в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Послание это написано под влиянием увлечения поэта юной красавицей, Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге в 1819 году. Затем, несколько лет спустя, им суждено было встретиться вновь. Именно тогда и родились эти строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты...»

Однако, безусловно, мы не можем рассматривать это по слание в чисто биографическом плане - это упрощало бы смысл и содержание его. Как замечает Я. Скатов, «К***» в данном случае «деликатное сокрытие определенного лица. Здесь есть обращение к...высокому, небесному и необъятному...». Да и сам образ героини у Пушкина обрисован фрагментарно, лишен каких-либо характерных, узнаваемых черт. «Мимолетное виденье», «гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «божество» - перед нами предстает некий идеал, совершенство.

Действие в стихотворении начинается с малого мгновенья, с одной странички в жизни лирического героя:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Затем через чувства и эмоции мы все больше погружаемся в эту жизнь, в ее атмосферу, проясняя для себя одновременно и внутренний облик героя:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.
Одновременно проясняется и непростая судьба героя: «Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои». Стоит заметить, что в этих строках исследователи зачастую ищут намеки на пушкинскую биографию. Однако думается, в большей мере речь здесь идет о самом мироощущении поэта. Жизнь, лишенная любви и красоты, для него может сравниться с «мраком заточенья», с духовным пленом.

Характерно, что в исповеди героя о «томленьях грусти безнадежной», о шумной суете жизни, об ударах судьбы везде сохраняются одинаковые, ровные, размеренные интонации. И вдруг судьба посылает нечаянную встречу И интонации героя постепенно начинают меняться: тихая, покойная радость встречи, сравниваемая с пробуждением души, внезапно переходит в резкий эмоциональный всплеск - все чувства героя оказываются живы в его душе, они вырываются и с огромной силой вновь охватывают его. И торжествующий голос влюбленного больше уже не затихает, а устремляется вперед и ввысь, в небеса:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Здесь возникает мотив вновь обретенного вдохновенья, восторга, вновь обретенной способности радоваться жизни, безусловно, любовь здесь доминирует над всеми человеческими чувствами, определяя все состояния лирического героя.

Послание написано четырехстопным ямбом, композиционно в стихотворении выделяются две части. Первая часть - это непростая судьба героя, его жизнь «в глуши, во мраке заточенья», «томленье грусти безнадежной», проникнутое воспоминанием о «чудном мгновенье», о своем былом впечатлении. Вторая часть - это реальное воплощение «чудного мгновенья», сохраненного в памяти.

Как замечает Н. Л. Степанов, смысловое и мелодическое единство, целостность стихотворению придают «интонационно-синтаксические подхваты и повторы, создающие... романсную напевность стиха». Так, одни и те же строки («Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты») повторяются в первой и пятой строфе. Повтор эпитета («голос нежный») присутствует во второй и третьей строфе. Замечаем сходство эпитетов во второй и третьей строфе: «милые черты» - «небесные черты».

Кроме того, отметим повтор слов в четвертой и шестой строфе. В прошлом жизнь героя была мрачной и унылой, «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви», - в настоящем же все чувства оживают, в сердце воскресает «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь». Это повторение уже подчеркивает контраст двух частей, контраст прошлого и настоящего героя. Однако в финале это противопоставление снимается, благодаря повторению сюжетной ситуации начала. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

В послании использованы инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.

«Я помню чудное мгновенье» - это шедевр пушкинской любовной лирики. Это стихотворение о вечной загадке Женщины, о красоте, о тайнах человеческого сердца. Но это еще и размышление о суетном и вечном, дума о прихотливости судьбы, о капризах счастья. «Тревоги шумной суеты» - это рутина повседневности, поглощающая чувства и впечатления лирического героя, наслаивающая в сознании его новые и новые эмоции. Любовь, красота и вдохновенье - это то, что вечно и неизменно.

  1. Новое!

    Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство....

  2. Стихи - это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами,...

  3. Новое!

    На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс. Это одно из наибо­лее музыкальных произведений раннего творчества М.И. Цве­таевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения...

  4. Новое!

    Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного...