Методы распорядительного воздействия. Методологические основы менеджмента

25.09.2019

К таким документам относятся:

  • устав предприятия или организации;
  • штатное расписание предприятия;
  • коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;
  • организационная структура управления;
  • положения о структурных подразделениях;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.

Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.

В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.

Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.

Формы распорядительного воздействия:

а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки , а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);

б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;

в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;

г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;

д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Методы делятся на три основные группы: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, цех, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Данная курсовая работа посвящена раскрытию сущности организационно-распорядительных методов управления.

Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. .

Актуальность изучаемого вопроса состоит в том, что иногда в организации можно наблюдать картину, когда многие благие начинания руководителя терпят неудачу именно потому, что цели их разработчика не совпадают с желаниями людей, которым по долгу службы и предстоит все это внедрять непосредственно в практику. Вообще управления, прежде всего, заключается в том, чтобы цели, выдвинутые руководителем, были восприняты подчиненными как свои, породили у них желание непременно воплотить в жизнь все задуманное. Для осуществления задуманных целей необходимо найти рациональные методы управления.

Цель данной работы: анализ организационно-распорядительных методов управления, оценка их эффективности и совершенствование этих методов в действующем производстве.

Объект исследования : процесс и методы управления на предприятии ОАО «Светлогорский ЦКК».

Задачи исследования:

1. Исследование теоретических основ управления. Определение сущности организационно-распорядительных методов управления.

2. Краткая характеристика предприятия ОАО «Светлогорский ЦКК»

3. Анализ организационно-распорядительных методов управления, применяемых в ОАО «Светлогорский ЦКК».

При написании курсовой работы применены общенаучные методы. Метод анализа и наблюдения. В изучении темы были использованы труды авторов, исследователей в области управления персоналом.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие организационно-распорядительных методов управления, их классификация

Организационно-распорядительные методы создают необходимые условия для функционирования организации. Посредством их создаются трудовые коллективы, формируются организационные структуры управления, упорядочиваются производственный и управленческий процессы. Они формируют работоспособную систему управления, которая адаптируется и изменяет внешнюю и внутреннюю среды предприятия, сохраняя саму себя; имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию.

Следует различать организационно-распорядительные и административно-распорядительные методы. В основе организационно-распорядительных методов лежат общие законы организации, а в основе административно-распорядительных - законы власти.

С помощью организационно-распорядительных методов реализуются все другие методы: экономические, административные и социально-психологические. Организационные методы представляют собой организационную форму всех прочих методов менеджмента.

Организационно-распорядительные методы (ОРМ) реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий. Они классифицируются по специфике рычагов организационного воздействия. В зависимости от роли в процессе управления выделяют три группы организационно-распорядительных методов (методов воздействия):

1. Организационные методы.

2. Распорядительные методы.

3. Дисциплинарные методы.

Методы организационного воздействия занимают центральноеместо. Их основное содержание заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними. К ним относятся:

1. Организационное регламентирование - это разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения в течение определенного периода (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка). С помощью организационных регламентов устанавливаются статус, цели, задачи, полномочия, ответственность, правила функционирования и критерии оценки деятельности объектов регламентирования: предприятия, структурного подразделения, должностного лица, управленческого процесса. По этому признаку выделяют общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование, а также регламенты управленческих процессов и отношений. .

В качестве объекта регламентирования могут выступать:

а) организация в целом (основные регламентирующие документы - устав организации и (или) учредительный договор);

б) структурное подразделение (основной регламентирующий документ - положение о подразделении);

в) должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ - должностная инструкция);

г) отношения между организацией и персоналом (в качестве регламентирующих документов выступают трудовые контракты и соглашения, правила приема на работу и увольнения);

д) технология выполнения управленческих работ (регламентирующими документами являются схемы документооборота в организации и структурном подразделении, технологический паспорт на операцию, процедуры управленческих процессов и т. д.).

Общеорганизационные регламенты - это положения, определяющие организационные особенности и порядок функционирования предприятия в целом. Например, устав предприятия и учредительный договор.

Функциональное регламентирование заключается в разработке положений, предусматривающих внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их цели, задачи, функции, взаимоотношения с другими подразделениями. К функциональным регламентам относятся положения об отделах и службах предприятия.

Должностное регламентирование - это определение штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются задачи, полномочия и ответственность должностных лиц, основания и требования к замещению управленческих должностей.

Управленческие процессы регламентируются стандартами предприятия и документированными процедурами. Отношения между организацией и персоналом - трудовыми контрактами и соглашениями, правилами приема на работу и увольнения.

Организационное регламентирование - жесткий тип организационного воздействия, который определяет организационную основу управления и предполагает разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения персоналом в течение определенного периода.

2. Организационное нормирование - считается менее жестким типом организационного воздействия; оно заключается в установлении технических, технологических, экономических, организационных, экологических норм и нормативов. Примером могут служить нормы выработки, обслуживания, управляемости, расходования ресурсов, размеры партий деталей, длительность производственного цикла и т. п. Нормирование устанавливает границы деятельности по нижним и верхним пределам. В самом общем виде процесс нормирования можно представить следующим образом: первичным шагом является разработка нормативов для каких-то стандартных условий, затем по специальной методике осуществляется «привязка» нормативов к реально существующим условиям (используются поправочные коэффициенты, таблицы и т. д.). На предприятиях применяются технические, организационные, трудовые, экономические, экологические нормы и нормативы.

3. Организационное инструктирование - является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в ознакомлении работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания и т. д. Обычно выделяют такие формы инструктирования, как ознакомление, объяснение, предостережение и др. Инструктирование может быть устным и письменным, коллективным и индивидуальным. Инструктирование - это методическая и информационная помощь, направленная на успешное выполнение работы. Оно может осуществляться по телефону, посредством электронной почты, путем личных контактов и т. д. К инструктированию также относится оформление помещения необходимой организационной документацией, например, оформление специальных стендов с указанием наименования организационных подразделений, схемы их расположения, порядка работы, внутриорганизационных инструкций.

Инструктирование преследует цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность .

Методы распорядительного воздействия направлены на обеспечение слаженной работы аппарата управления, на поддержание системы в заданном режиме работы в процессе текущей деятельности. Они применяются при необходимости вмешаться в процесс производства для устранения отклонений или для реализации открывшихся возможностей. Распорядительные методы - это способы текущей организационной работы, основой которых является решение конкретных ситуаций, не предусмотренных организационными методами. Основные формы распорядительного воздействия - приказы и распоряжения. Приказы и распоряжения содержат требования к работе, обязательные к исполнению. Приказы на предприятии издает директор, распоряжения - руководители структурных подразделений. Распорядительное воздействие требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью устанавливается единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Приказ -- это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации. .

Распоряжение -- это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с решением задачи или задания. Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения, т.е. оно обязательно только для конкретной задачи и сложившейся ситуации. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям (т.е. они оказывают тоже значительное влияние на персонал, но они не несут такой большой смысловой нагрузки). .

Указания и инструкции - локальный вид распорядительного воздействия. Они ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на определенное (очень ограниченное) число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на обучении подчиненных правилам выполнения трудовых операций и объяснении им функциональной значимости. .

В современном мире на практике, в основном, выделяют 3 вида инструкций:

· должностные - устанавливают права и функциональные обязанности персонала управления, методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения;

· методические - указывают порядок, формы и методы работ для решения определенной технико-экономической задачи;

· рабочие - определяют последовательность действий управленческого процесса, а также в них излагается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления. .

Методы дисциплинарного воздействия - это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию.

Дисциплинарное воздействие заключается в практической реализации заранее установленных правил, регламентирующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Можно выделить личную и коллективную, материальную и моральную, общую и специальную дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом, постановлениями правительства и локальными нормативными актами. Так, в ст. 198 Трудового кодекса определены меры дисциплинарного взыскания к работнику в рамках общей дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Кроме того, к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, могут применяться иные меры дисциплинарного воздействия: лишение премий, перенесение времени предоставления трудового отпуска на зимние месяцы и др. . Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, которые не должны противоречить правовым нормам Трудового кодекса.

Дисциплина -- это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

За совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей по его вине) руководитель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Правомерность, обоснованность и целесообразность применения мер дисциплинарного воздействия обеспечиваются соблюдением следующих законодательных требований (руководитель не может просто взять и применить дисциплинарные взыскания только по собственному желанию):

· дисциплинарная ответственность применяется только по факту совершения дисциплинарного проступка согласно перечню дисциплинарных взысканий, который является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию;

· налагать дисциплинарные взыскания могут только должностные лица, наделенные дисциплинарной властью по закону;

· наложению взыскания должно предшествовать письменное объяснение провинившегося, а в случае отказа от письменного объяснения должен быть составлен соответствующий акт;

· за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание;

· дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, доводится до сведения сотрудника под расписку в трехдневный срок и в необходимых случаях доводится до сведения всего персонала организации;

· действие дисциплинарного взыскания прекращается по истечении года со дня его наложения, если работник, не был подвергнут за это время новому взысканию, а также, может быть снято досрочно при положительном поведении сотрудника.

Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации, а также должностными лицами организации, которым в установленном законом порядке делегированы соответствующие права.

Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. В этих актах могут предусматриваться и более строгие меры взыскания, отличающиеся от тех, которые возлагаются на работников при общей дисциплинарной ответственности. Так, в частности, специальную дисциплинарную ответственность несут государственные служащие. На государственного служащего могут быть наложены взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также временного отстранения (но не более чем на месяц - до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности) от исполнения своих должностных обязанностей. Дисциплинарное воздействие применяется в случае невыполнения работником должностных обязанностей. Право на применение этих методов имеет только тот руководитель, который выступает в роли работодателя (подписывает приказ о принятии на работу)..

И все таки все организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы. Необходимость четкого и безусловного соблюдения дисциплины является законом функционирования больших технико-экологических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организационно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение которых приводит к возникновению и развитию разрушительных тенденций в системе. ОРМУ должны учитывать динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-следственных связей процессов и явлений в природе, обществе и мышлении.

Поэтому регламенты, нормы, инструкции также должны изменяться со временем, не отставая, но и не опережая возможностей общества..

В любом случае все методы управления дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований:

1. объективности (с точки зрения объекта управления);

2. научной обоснованности;

3. конкретности (для объекта управления);

4. системности;

5. соответствия правовым и морально-нравственным нормам (с учетом моральных норм объекта управления);

6. воспитательной направленности .

В системе менеджмента методы занимают особое положение ввиду того, что имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования из исходного состояния в желаемое. Методы - это способы осуществления управленческой деятельности. Методы должны обеспечивать:

Высокую эффективность деятельности фирмы, организации;

Активную творческую деятельность каждого работника;

Четкую организацию производственной и управленческой деятельности;

Слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала организации.

1.2 Место и роль организационно-распорядительных методов управления в системе управления предприятием

Исключительная роль методов менеджмента определяется тем, что они направлены на интересы отдельных работников и организаций в целом. Именно потому, что интересы управляют поступками и поведением людей, этот элемент системы менеджмента приобрел такое практически важное значение в управленческой деятельности. Из этого следует, что эффективность методов управления зависит от того, насколько они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют.

Функциональное назначение организационно-распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации - системы, выработку и осуществление реакции на внешние и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает жизнедеятельность фирмы. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме, так и в виде документа. Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений. .

Организационно - распорядительные методы предполагают однозначное действие руководителя, продиктованное приказом или распоряжением, или нормативным актом, для воздействия на персонал, т.е. на подчиненных.

Искусство же успешного менеджера заключается в том, что сумеет ли он определить правильное, а точнее оптимальное сочетание административных и экономических методов управления персоналом.

Организационные методы относятся к пассивным и являются базой для всех остальных методов управления. Необходимость этих методов обусловлена тем, что любая деятельность, прежде чем она будет осуществлена, должна быть правильно организована: спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, правилами поведения персонала в различных ситуациях. Таким образом, организационные методы создают каркас предприятия. Результатом использования организационных методов является внутрикорпоративные нормативные документы: устав предприятия, положение об организационной структуре, положение о подразделениях, должностные инструкции и др. .

Организационно - распорядительные методы могут оказывать влияние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обеспечивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помощью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанностей в аппарате управления, обеспечиваются дисциплина и организованность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.

Организационно-распорядительные методы, используемые на микроуровне, способствуют достижению целей предприятия и реализации ее стратегии путем использования таких видов деятельности, как:

· формирование оптимальной структуры;

· рациональная организация и координация трудовой деятельности работников;

· регламентирование компетентности и ответственности подразделений;

· назначение и перемещение в должности;

· распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;

· постановка контроля и санкций и т.д.

· Таким образом, организационно-распорядительные методы конкретизируют задачи, способы и сроки выполнения работы, а также ответственность работников. В этом они коренным образом отличаются от экономических и социально-психологических методов. .

2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СВЕТЛОГОРСКИЙ ЦКК»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Светлогорский ЦКК»

Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат образован в 1968 году, вводом в эксплуатацию первого цеха по производству гофрированного картона и ящиков из него. Таким образом, комбинат начал свою историю с производства гофрированного картона и ящиков из него с привозного сырья (картон и бумага).

В 1970 году введен в эксплуатацию картонно-бумажный цех по производству основы для битумирования и макулатурный цех для переработки макулатуры в сырье для производства бумаги. В это же время введена в эксплуатацию бумагоделательная машина.

В 1976 году введен в эксплуатацию цех склеенного картона для различных видов упаковок.

В 1979 году введен в эксплуатацию цех фильтровальных картонов. Данное производство осуществляется на привозном сырье, и производственный цикл не зависит от основного производства (производства гофрокартона).

В 1980 году введен в эксплуатацию цех бумажных мешков. Данное производство так же не зависит от основного производства.

В 1983 году введен в эксплуатацию первый поток целлюлозного производства. Предприятие начало производить собственную хвойную целлюлозу, служащую сырьем для производства картона и бумаги. Первый этап второго пускового комплекса целлюлозы завершен в декабре 2005 года.

В 2006 году введен в эксплуатацию лесопильный цех. Предприятия начало производить пиломатериалы. Данное производство работает на покупном сырье, и производственный цикл не зависит от основного производства.

Таким образом, с пуском производства целлюлозы комбинат начал осуществлять полный цикл производства основной продукции - гофрированного картона и ящиков из него.

В 1993 году комбинат преобразован в акционерное общество открытого типа ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат».

ОАО «Светлогорский ЦКК» входит в концерн «Беллесбумпром» на партнерских началах, являясь самостоятельным хозяйственным субъектом, обладающим правами юридического лица, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс. ОАО «Светлогорский ЦКК» является предприятием с частной формой собственности.

Основным видом деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК» является производство продукции из собственных и привозных полуфабрикатов.

Комбинат производит и реализует:

2-х, 3-х и 5-ти-слойный гофрокартон и ящики из гофрокартона;

Картон для плоских слоев гофрокартона;

Бумагу для гофрирования;

Коробочный склеенный картон;

Фильтровальный картон;

Бумажные мешки, соты и другие виды продукции.

Для обеспечения производства продукции комбинат использует два вида основного сырья - древесину и макулатуру. Применение технологии при проектировании и строительстве комбината позволяют из исходного сырья (древесины и макулатуры) получать готовую продукцию - гофрокартон и ящики из него. В этом процессе задействованы мощности целлюлозного завода, картонно-бумажной фабрики и фабрики картонно-бумажной тары.

Производство фильтровальных картонов и бумажных мешков обеспечивается привозными полуфабрикатами - мешочной бумагой и беленой целлюлозой.

ОАО «Светлогорский ЦКК» включает в себя ряд основных и вспомогательных производств, увязанных в одну технологическую цепочку.

В состав предприятия входят:

1. Целлюлозное производство включает в себя:

Древесно-подготовительный цех, где поступающая древесина окоривается, рубится на щепу, сортируется и подается на склад хранения, где обессмаливается.

Кислотный цех, где готовится раствор для варки целлюлозы.

Варочный цех. В варочный котел загружается щепа и закачивается варочный раствор. Варка целлюлозы осуществляется при повышенной температуре и давлении. Полученная целлюлоза размалывается на дисковых мельницах, промывается, сгущается и подается на картонно-бумажную фабрику.

Полученные в процессе производства щелока подаются на сжигание.

2. Картонно-бумажное производство

После получения целлюлозы начинается цикл производства бумаги и картона. Картонно-бумажное производство состоит из двух самостоятельных полностью механизированных и автоматизированных потоков:

Картонным с картоноделательной машиной К-07, обрезной шириной 4200 мм. Картоноделательная машина после усовершенствования предназначена для выработки 65 тыс. тонн/год картона для плоских слоев и картона коробочного;

Бумажным с бумагоделательной машиной Б-462, с обрезной шириной 4200 мм. Бумагоделательная машина предназначена для выработки 60 тыс. тонн в год бумаги для гофрирования.

3. Производство картонно-бумажной тары

4. Производство фильтровальных картонов

Картоноделательная машина К-14А предназначена для производства 7 тыс. тонн в год фильтровальных картонов.

Исходное сырье - специальные целлюлозы, покупаемые за рубежом.

Данное производство независимо от основного производства и занимает незначительный удельный вес в общем объеме производства.

5 Производство бумажных мешков

Две машины для производства бумажных мешков мощностью 22,5 млн. шт./год мешков.

6. Лесопильное производство. Установлен комплект импортного оборудования:

Линия GiGa02х2 фрезерно-круглопильная, профилирующая;

Линия подготовки сырья (торцовки, окорки, измерения диаметра и длины, сортировки пиловочника в сборочные боксы);

Линия пиломатериала (сортировка после ЛПЗ с электронной системой измерения 3-х параметров, линия формирования сушильных пакетов, линия формирования транспортных пакетов);

Сушильный комплекс.

7. Ряд вспомогательных производств, таких как ремонтно-механический цех, ремонтно-строительных цех, электроцех, транспортный цех, цех водоснабжения и канализации, тепловентиляционный цех, цех контрольно-измерительных приборов и лесобиржа, необходимых для обеспечения бесперебойной работы комбината.

Земельный участок ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» занимает 88,14 га и граничит с землями:

Размещение на промышленной площадке объектов произведено с учетом подхода внешних коммуникаций, расстояния между объектами обусловлены санитарными и противопожарными нормами, требованиями по прокладке инженерных коммуникаций.

Здания и территория предприятия полностью обеспечены всей необходимой инфраструктурой.

В целом предприятие имеет достаточно развитую инженерно-техническую инфраструктуру, обеспечено всеми видами энергетических ресурсов, оборудовано хорошими подъездными путями для автомобильного и железнодорожного транспорта, обеспечивающими связь с поставщиками сырья и материалов, а также отгрузку готовой продукции.

На комбинате внедрена (16.06.2004) и сертифицирована система менеджмента качества производства картона фильтровального, картона гофрированного и упаковки - ящиков из гофрированного картона на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Стратегической целью развития ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости, обеспечение прибыли, закрепление позиций на белорусском рынке, выход на новые рынки.

Приоритетным направлением деятельности является увеличение выпуска на комбинате товарной продукции - картона гофрированного и ящиков из него, пользующихся спросом у потребителей и отвечающей требованиям по качеству показателям, предусмотренным стандартами. С этой целью в 2010 году на предприятии планируется приобрести и установить новую автоматическую линию по производству гофроящиков, которая увеличит как ассортимент, так и объем выпускаемой продукции в планируемом году. .

2.2 Характеристика и анализ применяемых в практике управления ОАО «Светлогорский ЦКК» организационно-распорядительных методов и оценка их эффективности

На практике в ОАО «Светлогорский ЦКК» применяются административные, распорядительные и дисциплинарные методы.

Характеристику административных методов управления персоналом ОАО «Светлогорский ЦКК» мы начнем с правовых актов. Это необходимо, потому что для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Организационно-распорядительные методы управления базируются на:

· системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством), для обязательного применения на территории всей страны);

· системе нормативных документов вышестоящих структур управления (включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководителем этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством);

· системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий (имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования) ;

· системе оперативного управления (включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств).

Административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

· прямое административное указание , которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

· установление правил , регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм воздействия;

· виды и типы воздействия;

· адресат воздействия;

· постановку задания и установление критериев его выполнения;

· наделение исполнителей полномочиями и ресурсами;

· установление ответственности;

· мотивацию и инструктаж подчиненных;

· учет хода работы;

· координирование деятельности исполнения;

· контроль исполнения задания.

Система разрабатываемых в организации планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. (Таблица 2.2.1).

Составные части организационного воздействия просты и как будто очевидны. Однако на практике их постоянное соблюдение - дело не столь простое. Много трудностей в работе как раз возникает в силу того, что не выполняются самые элементарные приемы организационной работы.

Административная деятельность будет также облегчена, если имеется общий план работы учреждения и схема выполнения основных работ, отработаны процедура принятия и реализации основных видов решений. Для успешного администрирования необходима обстановка четкой трудовой дисциплины и высокой ответственности в организации. Чтобы избежать административной «перегрузки» надо не жалеть усилий на формирование делового климата организации. Все эти меры - на первых порах трудоемкие и, по-видимому, не дающие немедленных результатов - впоследствии существенно облегчат работу.

Таблица 2.2.1 - Административные методы управления, применяемые в ОАО «Светлогорский ЦКК»

Разновидность метода управления

Краткое описание метода

Конкретные реализации

Организационные воздействия

Основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала

Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о структурном подразделении, организационная структура управления, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников

Распорядительные воздействия

Направлены на достижение поставленных целей, соблюдение нормативных документов

Приказы, Распоряжения, Указания, Инструкции, нормирование труда, координация работ, контроль исполнения

Материальная ответственность и взыскания

Выражается в обязанности возместить ущерб, причиненный работником предприятию своим действием или бездействием

Возмещение ущерба, удержание из зарплаты, лишение премии

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Применяются при нарушении трудового законодательства, неисполнении или ненадлежащее исполнение трудовых, служебных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка.

Замечание, выговор, лишение премии, уменьшение трудового отпуска, понижение в должности, увольнение

    Понятие и классификация методов менеджмента

    Организационно-распорядительные методы

    Экономические методы управления

    Социально-психологические методы управления

1. Понятие и классификация методов менеджмента

Реализация функций и принципов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управления это совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей совокупности путём классификации по определённым критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

2. Организационно-распорядительные методы

Задача организационно-распорядительной или организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Организационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе, Искусство менеджера будет проявляться в умении определить оптимальное сочетание организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы решают те же задачи, что и экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, организационно-распорядительные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

Организационные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль исполнения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину. Руководитель или менеджер в этом случае является администратором. Не следует путать организационно-административные методы с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. с администрированием.

Объективной основой использования ОРМУ являются организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Никакие другие методы управления не могут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает чёткость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

ОРМУ – это решения, оформляемые как управленческие команды, обязательные для выполнения объектом управления. Условиями правильного и успешного применения ОРМУ служат: четкое распределение обязанностей и определение прав (делегирование полномочий), установление строгой ответственности руководителей и исполнителей, управляющих и управляемых подразделений в организации. Все это должно быть закреплено в соответствующих должностных инструкциях, положениях о целях, задачах и функциях различных звеньев и уровней системы управления. По способу воздействия их можно разделить на два вида: организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых подразделений. В основном оно выступает в форме различного рода нормативных актов длительного действия (положения, уставы, регламент, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.

Распорядительное воздействие – это единичные оперативные организационные команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию отклонений, возникающих в процессе управления

ОРМУ – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

    организационное проектирование

    регламентирование

    нормирование

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:

  • постановления

    распоряжения

Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство организационных отношений, составляющих часть механизма управления, реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации.

Выделяют три формы организационно-распорядительных (организационно-административных) методов:

    Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

    Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов).

Организационно-распорядительные (организационно-административ-ные) методы отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. Эти методы – методы принуждения.

Принятые в коллективе методы руководства оказывают влияние на формирование системы подчинения. Формы подчинения должны носить самый благожелательный прогрессивный характер и не вызывать таких эмоций, как унижение, неловкость, досада, раздражение и даже стресс.

Административное воздействие связано чаще всего с тремя типами подчинения:

    вынужденным и внешне навязанным, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается подчиненными как нажим «сверху»;

    пассивным, для которого характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

    осознанным, внутренне обоснованным.

Организационно-распорядительные методы управления ориентированы на осознание необходимости дисциплины труда, подчинение закону, старшему по должности и т.п. С помощью административных методов определяются права, обязанности и ответственность коллективов и отдельных работников; их взаимосвязи в процессе производства и управления; координация действий; оценка их эффективности и т.д.

Организационно-распорядительные методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или другой административный акт подлежит обязательному выполнению. Это требует принятия научно обоснованного решения и использования действенной системы контроля за исполнением приказов, распоряжений.

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят: - организационное проектирование, - регламентирование, - нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: - приказа, - постановления, - распоряжения, - инструктажа, - команды, - рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Применение только властной мотивации не позволяет полностью мобилизовать творческую активность коллектива и его отдельных членов на решение стоящих перед ними задач. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать методы, ориентированные на материальные и моральные мотивы.

Тема 8. Функции управления. Планирование в менеджменте

Ф ункции управления

Общие функции управления: планирование, организация, мотивация, и контроль.

В российском менеджменте на государственных предприятиях - планирование, организация, стимулирование и контроль.

Основные функции планирование, организация, координация, регулирование, контроль, мотивация.

Планирование включает набор целей предприятия и подразделений, а так же определяет средства для их достижения, учитывая специфику будущего окружения, в котором, как предполагается, будут реализовываться запланированные решения и действия. Функция планирования выполняет следующие виды действий:

    Выбор надлежащего образа действия из будущих альтернатив как для предприятия в целом, так и для каждого его подразделения;

    Выбор цели, к которой будет стремиться предприятие;

    Постановка задач перед подразделениями;

    Определение рационального пути к достижению этих задач и целей.

Функция планирования имеет 4 важные цели: 1) устранить отрицательные эффекты, неопределенности и изменения; 2) сосредоточить внимание на главных задачах; 3) добиться экономического функционирования; 4) обеспечить контроль.

Организация - это процесс упорядочения технических, экономических, социальных и организационных подсистем на всех иерархических уровнях, а так же формирование и поддержание на требуемом уровне управляющей подсистемы.

Функция организации реализуется на основе следующих принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывность и ритмичность.

Принцип пропорциональности заключается в соблюдении отдельных пропорций между различными частями аппарата управления, с тем, чтобы все функции выполнялись своевременно, гармонично, без возникновения узких мест.

Принцип параллельности предъявляет требования параллельного выполнения операций трудового процесса работниками аппарата управления с целью сокращения длительности цикла работ и отдельных процедур.

Принцип прямоточности состоит в рациональной организации трудовых процессов в аппарате управления, что достигается определением кратчайшего пути движения информации или документации от места возникновении до места использования.

Принцип непрерывности требует сведения до минимума всякого рода технологических перерывов процесса управленческого труда.

Принцип ритмичности предъявляет требования к аппарату управления для обеспечения равномерности работы всех его звеньев, подчинения единому ритму, подчинение всего трудового процесса определенному планомерному режиму, устанавливаемому плановыми и техническими документами.

Координация - это основа управления, так как достижение гармонии отдельных усилий, направленных на достижение целей, является главной задачей управления. Принципы, обеспечивающие осуществление функции координации, это рациональность (заключается в установлении продуманных связей между элементами координируемой системы), надежности (предполагает обеспечение наибольшей достоверности и надежности информации, используемой в процессе координации всей деятельности в системе управления), принцип четкости и оперативности (состоят в обеспечение четкости и быстроты реализации каждого элемента системы управления на сигналы прямой и обратной связи).

Этапы и стадии развития процесса управления.

Процесс управления предприятием был впервые разделен на этапы Анри Файолем в 1914 г. и в настоящее время включает следующие основные стадии: планирование, организация, руководство и контроль.

Планирование на предприятии необходимо для того, чтобы сформировать основные цели и определить пути их достижения, организация – оптимально распределить работу среди подчиненных, руководство – создать условия и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании, а контроль – оценить реальность поставленных целей и выяснить, каких результатов предприятие смогло достичь. Таким образом, процесс управления предприятием подразумевает, что функции контроля и планирования взаимосвязаны – благодаря контролю пересматриваются цели организации (рис 1).

Рис 1. Процесс управления предприятием

Контроль деятельности предприятия должен осуществляется посредством выявления отклонений между фактическими показателями и плановыми. Формирование плановых показателей деятельности предприятия – это основная функция бюджетирования (бюджетного планирования). Бюджет – это детализированный план деятельности предприятия, а контроль деятельности предприятия, по сути, представляет собой контроль исполнения бюджета.

Опыт внедрения системы контроля на ряде предприятий Волгоградской области позволяет заключить, что процесс контроля деятельности предприятия должен включать следующие этапы:

1. Определение ответственных за исполнение статей бюджета предприятия. Практика показала, что привлечение всех сотрудников предприятия для контроля за деятельностью предприятия является нецелесообразным. Достаточно закрепить за основными статьями расходов и доходов предприятия ответственных, которые и будут анализировать динамику отклонений;

2. Формирование набора индикаторов для анализа деятельности предприятия. Контроль каждой цифры бюджета может потребовать не только больших затрат предприятия, но и окажется неэффективным, поэтому для контроля деятельности предприятия необходимо использовать ряд индикаторов, посредством которых будут наглядно прослеживаться все благоприятные и неблагоприятные изменения происходящие на предприятии.

3. Подбор необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представление ее в удобной для анализа форме;

4. Определение отклонения факта от плана путем сравнения соответствующих показателей. Отклонения различают следующие: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивные, отклонения во временном размере;

5. Анализ отклонений и выявление причины их возникновения. Все причины можно разделить на две группы:

Внешние и внутренние факторы деятельности предприятия: (например, изменения положения предприятия на рынке, увеличение цен на сырье или энергоносители, вынужденные простои предприятия, форс-мажор и прочее);

Использование в процессе планирования или анализа некорректных данных (умышленное или связанное с некомпетентностью);

6. Принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении за контролем его исполнения (рис 2).

Рис 2. Схема анализа отклонений

Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению. Четкое следование вышеперечисленным этапам позволяет правильно организовать систему контроля деятельности предприятия. Контроль направлен на постоянное совершенствование деятельности предприятия, что является необходимостью современных предприятий.

Разработка бизнес-плана с использованием методов сетевого планирования и управления (СПУ)

Графики Ганта - прочерки во времени операции.

Метод Перт - метод оценки надежности, СПУ

В методе СПУ основное: параллельность работ (множество вариантов действия). Применяются в строительстве, ракетной промышленности, в крупных производственных компаниях, разработках бизнес-планов, сборка и демонтаж зданий

В сетевом графике можно подогнать весь комплекс работ под директивный срок, увеличив ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.). СПУ появились в середине 20 вв. Сетевая модель - комплекс всех ожидаемых взаимосвязанных работ. Сетевая модель, связанная с директивным периодом, преобразуется в сетевой график. Прямая работа (ΟΟ), - нормируется в различных ресурсах; Событие (Ο); Фиктивная работа (Ο- -)- не нормируется, 0, но без нее не возможно продолжить дальше работу.

Правило Ландоу: РНПР - раннее начало последующей работы; ПОПР - позднее окончание предшествующей работы. ПОПР-РНПР=Р (резерв времени).

Р=0 - событие выходит на критический путь(максимальный по продолжительности путь, который не позволяет срывать работу. К одному событию ведет одна прямая и сколько угодно фиктивных.

Применение сетевых матриц в процессе управления дает возможность представить этот процесс в наглядной форме, а так же выявить особенности ситуации, структуру необходимых работ и приемлемые средства и методы их выполнения, проанализировать взаимосвязи между исполнителями и работой, подготовить научно обоснованный скоординированный план выполнения всего комплекса работ по решению поставленной задачи. Такой план, основанный на анализе сетевой матрицы и определении критических работ, дает возможность перераспределять ресурсы для более эффективного их использования. Появляется так же возможность быстро обрабатывать при помощи средств вычислительной техники большие массивы отчетных данных и обеспечивать руководство фирмы своевременной и исчерпывающей информацией о фактическом состоянии работ, облегчающей корректировку принятых решений, прогнозировать ход выполнения работ на критическом пути и концентрировать на них внимание менеджеров различных уровней. Сетевая матрица решений представляет собой графическое изображение процесса менеджмента, где все операции, выполнение которых необходимо для достижения конечной цели, показаны в определенной технологической последовательности и взаимозависимости.

Для построения сетевого графика необходимо в технологической последовательности установить, какие работы должны быть завершены до начала данной работы, какие начаты после завершения данной работы, какие требуется выполнить одновременно с выполнением данной работы.

При кодировании сетевых моделей необходимо учитывать следующее: все события имеют самостоятельные номера; кодируются числами натурального ряда (без пропусков), номер последующего события присваиваются после присвоения номеров предшествующим событиям; стрелка (работа) должна быть всегда направлена от события с меньшим номером к событию с большим номером.

Макет американской версии бизнес плана.

Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т. е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях.

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

Подбор, расстановка и работа с кадрами;

Организационное регламентирование (нормирование);

Организационное планирование;

Делегирование полномочий и распределение ответственности;

Организационный инструктаж;

Организационное распорядительство;

Контроль исполнения;

Организационный анализ;

Организационное проектирование;

Обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:

Составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;

Разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;

Создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;

Периодическую аттестацию руководителей и специалистов;

Разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;

Принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:

Номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);

Организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т. п.);

Организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.);

Оперативно- календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;

Административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):

а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) должны быть оптимальными;

г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;

д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.

Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:

На уровне предприятия;

На уровне местных органов управления;

На федеральном уровне.

Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным.путем определить:

Какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;

Какова длительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;

Каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.

Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами труда и средств.

Делегирование полномочий и распределение ответственности занимает центральное место в системе организационно-распорядительных методов управления.

Полномочия - это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности.

Ответственность - это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.

При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).

Существуют следующие виды организационных полномочий:

1. Линейные - дают право непосредственного единоличного командования.

2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:

б) полномочия обязательного согласования - линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия - право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия - право отклонять решения линейного руководителя.

Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).

Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.

0рганизационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.

Организационный контроль предполагает контроль: исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования.

Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.