Можно ли сказать что рисуя осенний вечер. Анализ стихотворения Тютчева "Осенний вечер". (Анализ стихотворения, стиха). II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер»

04.07.2020

План

1.Вступление

2.Особенности размера, рифмовки и идейного содержания

3.Художественные приемы и их роль в тексте

4.Вывод

Ф. И. Тютчев по праву считается одним из гениальнейших поэтов- пейзажистов девятнадцатого века. В его стихотворениях не просто изображается красота природы, а еще и проводится незримая параллель её и человеческого мира. И пусть большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности, однако среди его четырехсот стихотворений, каждое непременно является величайшим творением поэтической и философской мысли истинного творца. Данное произведение было написано поэтом в 1830г.

Текст создан пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Удивительна и сама структура стиха, ведь состоит он из одного сложносочиненного предложения, которое читается на одном дыхании. Бесспорно, сделано это не случайно. Образ осени, как момента подготовки к своего рода смерти - сну в природе, столь кратковременен, что как раз и призвана подчеркнуть подобная синтаксическая особенность.

Созданное в романтическом ключе стихотворение является образцом пейзажной лирики, но в то же время наполнено глубоким философским смыслом, который заключен в образной метафоричности осени, как поры определенной зрелости в человеческой жизни. Поэт сумел в унылом осеннем пейзаже разглядеть ту мгновенную красоту, порой неуловимую взором каждого человека, именно поэтому возникает понятие «светлость вечеров».

Использование эпитетов «умильная, таинственная прелесть» - подчеркивает красоту момента, загадочность, происходящих в природе изменений, которые мы воспринимаем как должное. Метафорический эпитет «зловещий блеск» говорит о том, что вся эта красота вот вот исчезнет, в этом и заключено коварство законов мироздания.

Использование ассонансов с «и», «а», «е», «у», создают определенную протяжность поэтических строк, привнося ощущение уныния в душу читателя. Аллитерации с « л», «с», «р» позволяют передать плавность движений, заключенную в падении листа, трепетании ветвей от порыва ветерка. Олицетворение «грустно-сиротеющая земля» так емко изображает осенний пейзаж, в котором сразу представляются оголенные кроны деревьев, словно кто-то нарочно украл эту красоту и убранство у мира.

Но, несмотря на то, что повсюду лирический герой наблюдает ущерб, принесенный осенней порой, в каждой детали он отмечает улыбку. И это неспроста, ведь общеизвестно, что за осенью придет зима, и долгожданная весна, когда природа вновь переродиться и предстанет во всем своем ослепительном блеске. Таков закон жизни, и именно в этом состоит её прелесть. Именно в последней строке поэт проводит параллель всех описанных природных ощущений с человеком. Ведь в жизни каждого из нас наступает своя осень, время мудрости, открытий самого себя, время, когда мы с кроткой улыбкой оглядываемся назад, время, когда мы начинаем ценить каждый миг нашей жизни.

Именно в человеческую осень мы осознаем, как быстротечна жизнь, что она проходит так же мгновенно, как и осень, что нет уж в нас былой красоты и пышности, которой так гордились ранее. Но и человек имеет в своей жизни своего рода весну, новое перерождение, которое он непременно ощутит в своих детях и внуках. Как тонко подмечены Тютчевым такие животрепещущие вопросы в данном стихотворении. Как умело он изобразил единым целым все живое и неживое, наделил их схожими чертами и ощущениями, словно нарочно напомнив нам - читателям об истинных ценностях.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев "Осенний вечер"

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева

Стихотворение «Осенний вечер» было написано Тютчевым во время его долгосрочного пребывания в Мюнхене, в 1830 году. Поэт скучал по родине и, в особенности, по русской речи. В своем произведении он выразил всю тоску и пустоту души. Заметно сильное увлечение автора русской поэзией 19 века. Свойственными ей одическом стиле повествования, использовании ярких эпитетов (зловещий, багровый) и неполногласных форм (дерев, ветр).

Условно, произведение можно разделить на несколько смысловых частей. Первая, представляет собой зарисовку пейзажа, появляется вступление и основная мысль стихотворения. За ней следует вторая часть, в виде развернутой, драматической картины. Она подробно описывает увядание природы и ее странную, отстраненную красоту. В финальной части проводится очевидная параллель между человеческой жизнью и миром природы.

Поэт подчеркивает неразделимую связь между процессами, протекающими в природе и в жизни человека. С помощью мастерски использованных олицетворений и метафор описывается человеческая осень. В понимании Тютчева, это глубокая зрелость, почти старость. Как за осенью придет безжизненная, суровая зима, так и вслед за старостью приходит неизбежная смерть. Автор пытается показать не только депрессивные, лирические мысли такого исхода событий. Он подчеркивает и положительные моменты: приятную тоскливость вечеров, таинственность происходящего и легкий шелест.

На протяжении стихотворения прослеживается состязание неизбежного увядания всего живого и несгибаемого оптимизма. Автор озабочен происходящими изменениями, он сопереживает им. И в тоже время, ему не хочется поддаваться грусти и меланхолии.

Особенность стихотворения «Осенний вечер» – в неразделимости таких понятий как живая и неживая природа. Поэт считает, что все явления в мире взаимосвязаны невидимой нитью. Все они цикличны: наступит новая пора и в цикле природы, и в жизни человека. За унылой осенью придет зима, по-своему прекрасная и неповторимая. Так и за зрелостью придет старость. Человек станет мудрее, научится ценить каждое мгновение.

Пейзажная лирика Тютчева – особая часть русского литературного наследия. Его поэзия на все времена, она находит живой отклик в сердцах читателей. Поражает их своей глубиной образов и неповторимой, философской образностью. Стихотворение «Осенний вечер» – одна из таких жемчужин в творчестве поэта.

Пейзажная лирика пользовалась большой популярностью среди русских поэтов XIX века. Читать стих «Осенний вечер» Тютчева Фёдора Ивановича - особое удовольствие, ведь этот шедевр всецело окутывает читателя атмосферой осенней «умильной прелести». Произведение было написано в то время, когда Фёдор Иванович пребывал в Мюнхене. Это обстоятельство объясняет ностальгический с лирико-романтическими интонациями тон стихотворения: автор тосковал по родине, и эта тоска вылилась осенними мотивами на бумаге.

Текст стихотворения Тютчева «Осенний вечер» отобразил всю палитру осенней природы: светлость вечеров, порывистый холодный ветер, пестрые деревья. Автор щедро «усыпал» текст звуками и красками, поэтому картинка, созданная его пером, в воображении читателя будто бы превращается в кадры из кинофильма. Основной прием, используемый Тютчевым в произведении, - контраст («светлые вечера», разноцветная листва и «грустно-сиротеющая земля», легкий шелест деревьев и порывистый вечер). Именно этот прием дал возможность лаконично воссоздать все капризы осени. Завершается стих строчкой о «божественной стыдливости страдания», которая перестраивает читателя с созерцания природы на философские раздумья.

Стихотворение учат на уроках русской литературы в старших классах как классический образец пейзажной лирики XIX века. На нашем сайте вы можете прочитать стихи онлайн или скачать их полностью по ссылке.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Осенний вечер"

Стихотворение Федора Тютчева «Осенний вечер» погружает читателя в удивительное состояние созерцательности, ожидания перемен легкой тревоги, грусти и надежды.

В начале стихотворения автор погружен в лирическое настроение. В первых двух строчках он отмечает прелесть, покой и тишину осеннего заката, наполненного тихим таинственным светом. Поэт умиляется, наблюдая мирную и, одновременно, исполненную тайного смысла картину увядания дня и жизни.

Но, уже к третьей строке, настроение поэта меняется. В закатном свете, падающем на листву, в ее колебании от легкого движения воздуха, ему видится скрытая угроза. Эффект тревожности достигается с помощью использования звукописи (зловещий блеск, пестрота, шелест) - обилие шипящих и свистящих создает резкий внезапный контраст с первыми строчками, а описания цвета (блеск, пестрота, багряный) лишь добавляет нотки беспокойства. Картинка, казалось бы, статичная, на самом деле наполнена внутренним напряжением, тревожным ожиданием чего-то неотвратимого.

Однако, в следующих двух строчках автор снова описывает покой, тишину, неподвижность. Солнце зашло, и на смену багряно-оранжевому свету приходит лазурь, а блеск последних лучей солнца заменяет легкая дымка тумана. На место неосознанной тревоги приходит более ясная грусть от расставания с дневным светом и летним теплом, олицетворяющими саму жизнь. Поэт и природа, окружающая его, готовы безропотно погрузиться в зимнюю летаргию.

Из покорного, сонного и неподвижного состояния их выводят внезапные порывы холодного ветра, предвестники будущей суровой зимы. Но обещание испытаний в будущем, тем не менее, вселяет в автора и читателя оптимизм и надежду на возрождение жизни.

Поэтому последние четыре строчки, в которых звучат слова увядание, страданье, изнеможение и ущерб, не вызывают тех печальных чувств, которые заложены в их смысл. Неизменность природных циклов дарит поэту, чувствующему себя и все человечество одним целым с миром природы, уверенность в собственном бессмертии, ведь за осенним увяданием и зимней неподвижностью обязательно последует весеннее пробуждение, так же, как утро, которое непременно наступит, когда закончится ночь.

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Небольшое по объему, оно насыщено яркими, разнообразными эпитетами, выражающими противоположные состояния, емкими образами, глубоким философским смыслом, внутренним движением. Резкая картинка сменяется размытой, свет - сумраком, тревога - покоем, на смену тишине приходит звучание и наоборот. Мастерство поэта выражается в том, как он вместил в небольшой объем такую массу чувств, мыслей и образов, не перегрузив композицию. Стихотворение осталось легким, воздушным, читается на одном дыхании и оставляет легкими чувства после прочтения.