Назначение и виды отделки древесины и древесных материалов. Декоративно-прикладное искусство Декоративное назначение

25.07.2019

Декоративные штукатурки (от итал. s tucco ) были придуманы, чтобы имитировать самые красивые и дорогие природные материалы, использовавшиеся для отделки, - полудрагоценные камни и мрамор, перламутр, шелк и экзотические породы древесины. Искусно выполненная «подделка» выглядела зачастую не менее эстетично, а стоила при этом в разы дешевле.

Сегодня сфера применения декоративных штукатурок значительно расширилась - их используют не только в роскошных и просторных классических интерьерах, но и в достаточно скромных по объему и отделке помещениях, которые необходимо оформить в экостиле («под саман» или т. п.), стилях минимализм и лофт (с покрытиями, имитирующими бетон или кирпичную кладку), этностиле (с включением марокканских дизайнерских мотивов или др.)

К эксплуатационным достоинствам этих материалов относят способность по ходу нанесения закрывать мелкие трещины и сглаживать неровности - чем более толстым слоем накладывают штукатурную массу на поверхность, тем ниже требования к подготовке основы.

Еще одно преимущество - долговечность и стойкость готового покрытия к механическим воздействиям и истиранию. Ну и главное отличие декоративной штукатурки от большинства других видов отделки - ее художественность. С помощью этого материала невозможно создать две абсолютно одинаковые поверхности - пусть в мельчайших деталях, но они будут отличаться.

Классификация

По способу создания декоративного слоя можно выделить три типа штукатурок. К материалам первого типа , самым простым в применении, относят составы, не требующие дополнительной обработки после нанесения.

Такие штукатурки просто кладут обычным шпателем или распыляют с помощью пневматического оборудования, в результате чего образуется эстетичная слегка шероховатая или рельефная поверхность.

Второй тип - продукты, содержащие определенный процент минеральных гранул, благодаря которым на поверхности создается абстрактный рисунок. Технология их применения такова: массу наносят на поверхность, а потом разравнивают гладилкой, в результате чего твердые гранулы смещаются, образуя бороздки, характер которых зависит от направленности движений мастера.

Декоративность штукатурок третьего типа обеспечивает дополнительная обработка - например щеткой, губкой или структурным валиком, с помощью которого на сыром материале тиснят рисунок.

Кроме того, штукатурки различают по характеру образуемой поверхности, выделяя два основных типа - гладкие и рельефные . В рамках каждого из них имеется множество подвидов.

Разбор на составляющие

В состав декоративной штукатурки входят основа, наполнитель и модифицирующие добавки. Основа может быть водная (считается более экологичной) и органическая (чаще всего - на синтетических смолах или растворителях).

В качестве наполнителя традиционно используют мраморную, гранитную или кварцевую крошку. Фракция крошки варьируется - чем она мельче, тем более тонким и гладким получится покрытие, чем крупнее, тем толще будет слой и выразительнее рельеф.

Некоторые производители изменили традициям и вместо каменной крошки используют в качестве наполнителя полимерные частицы, что придает штукатурке оригинальный современный вид.

Добавки призваны улучшать определенные качества материала - например делают его более эластичным, водостойким и т. д.


Введение

1. Штукатурка

9. Штукатурка сграффито

11. "Венецианская" штукатурка

Заключение


Введение


Штукатурка имеет санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное назначение.

Санитарно-техническое назначение штукатурки заключается в получении ровных и гладких поверхностей основных конструкций здания, подготовленных под окраску или облицовку, для устранения возможности оседания пыли на них и облегчения очистки их от загрязнения.

Защитно-конструктувное назначение штукатуркиотраждающих и несущих конструкций зданий и сооружений (жилых, общественных, производственных и вспомогательных в промышленном и сельскохозяйственном строительстве) заключается в защите конструкций от вредных атмосферных воздействий и сырости, повышении сопротивления теплоотдаче, уменьшении звукопроводности, защите от действий химических веществ или от проникания рентгеновских лучей.

Декоративность штукатурки заключается в создании специальной фактуры на поверхности штукатурного слоя путем подбора состава раствора по материалу (заполнитель и вяжущее) и цвету, способа его нанесения и последующей обработки отделочного слоя различными инструментами и приспособлениями.


1. Штукатурка


Перед оштукатуриванием проводятся соответствующие подготовительные работы. Для определения степени отклонения поверхностей и граней от вертикали к горизонтали все части фасада выверяются. Особое внимание обращается на положение откосов и сливов, оконных проемов. Все дефекты устраняются путем срубания выступающих частей или увеличения толщины штукатурки.

Высококачественная штукатурка под краску и декоративная штукатурка выполняются по маякам. Провешивание поверхностей и устройство маяков производятся обычными способами.

Так как при выполнении декоративных штукатурок требуется повышенная жесткость и прочность оснований, особенное внимание при подготовке поверхностей обращают на тщательность заделки отверстий, гнезд, борозд, выбоин и т. д. Леса рекомендуется крепить через оконные проемы во избежание пятен в местах заделки пробок.

Дальнейшая подготовка поверхности фасада здания сводится к нанесению и разравниванию подготовительного намета, служащего основанием для декоративного отделочного слоя.

Подготовительный слой, состоящий из одного слоя обрызга и одного или нескольких слоев грунта, наносят по маякам.

Для приготовления растворов используют известь первого сорта, цемент марок 200 и 250 и среднезернистый песок. Составы растворов могут быть 1:3: 10; 1:2:8; 1: 1: 6 и т. д. (цемент: известь: песок). Цементные растворы с добавками извести в качестве пластификатора применяют по бетонным поверхностям, поверхностям из естественного камня, а также для штукатурки по металлической сетке.

В теплое время на сквозняках штукатурный намет быстро высыхает, поэтому нанесенный грунт необходимо увлажнять в течение 4-5 дней не менее 2-3 раз в день. В жаркую погоду поверхность грунта завешивают рогожами или фанерой. Исправление повреждений и заполнение пропусков в подготовительном под декоративную штукатурку слое следует производить не позднее, чем за 4 дня до нанесения накрывочного слоя.

Поверхность грунта под декоративный слой необходимо хорошо уплотнить и выровнять в одну плоскость с маяками. Для увеличения прочности сцепления с декоративным слоем поверхность грунта нарезается в горизонтальном направлении волнистыми бороздами (на расстоянии около 35 мм одна от другой) глубиной не менее 3 мм. Для нарезки применяют царапку. С целью обеспечения равномерности тона декоративной накрьшки необходимо готовить и применять раствор для грунта постоянного состава и консистенции.

Оштукатуривание фасадов производится сверху вниз. После вытягивания венчающего карниза приступают к оштукатуриванию стен. По ходу работ отделывают оконные откосы и наличники, вытягивают междуэтажные пояски, отделывают пилястры и т. д.

Особо тщательно необходимо вести работы по натирке лузгов и усенков. Цоколь оштукатуривают последним. Работы по оштукатуриванию фасадов ведутся с лесов, которые крепят в доступных для последующей заделки местах.

Приготовляют, транспортируют и наносят раствор на поверхность приемами и механизмами, принятыми при производстве штукатурных работ.


2. Современные виды штукатурок


Штукатурка типа КНАУФ "Гольдбанд". КНАУФ "Гольдбанд" - сухая штукатурная смесь на основе гипсового вяжущего со специальными добавками.

Предназначена для высококачественного оштукатуривания вручную стен с твердым и прочным основанием (бетон, кирпич, цементная штукатурка), а также поверхностей из пенополистирола, ЦСП, внутри помещений с нормальной влажностью, а также на кухнях и в ванных комнатах.

Штукатурка "Гольдбанд" (Золотая лента) - это хорошо адаптирующаяся высококачественная штукатурка для всех стеновых поверхностей внутри помещений (включая квартирные кухни и ванные). Применяется для однослойного оштукатуривания ручным способом всех шероховатых подоснов и рифленых или затвердевших наметов из любых штукатурок, кирпичных кладок и пенобетона.

Штукатурка "Ротбанд" представляет собой однослойную адгезионную (сцепляющую) штукатурку на гипсовой основе, наиболее подходящую для оштукатуривания вручную стен и потолков, и предназначенную для нанесения на обычные твердые основания (кирпич, бетон и т. п.) внутри помещений.

Штукатурка гипсоизвестковая МР 75GF "Гипс-Кальк-Путц" является однослойной штукатуркой для стен и потолков. Наносится, как правило, с помощью непрерывно работающих штукатурных машин (например, PFTGH; PFT MONO JET) на все обычные твердые основания под штукатурку (бетон, кирпич и т. п.).


Декоративные штукатурки - это пластичные материалы, позволяющие создавать на стенах различные рельефы, толщиной от 1 до 10 мм и даже объемные картины. От обычной штукатурной массы их отличает наличие декоративных добавок (наполнителей), например, кусочков слюды, кварцевого песка, белых цементов, камня.

Декоративные штукатурки продаются уже готовые к использованию или же в виде сухих смесей, которые разводят водой непосредственно перед применением. Неоспоримым достоинством декоративных штукатурок является то, что они не требуют идеальной подготовки основания и за счет своей рельефной поверхности скрывают мелкие изъяны стен.

Инструменты для декоративных штукатурок:

а)скарпель - для наковки поверхности каменных штукатурок;

б)шпунт - для наковки поверхности каменных штукатурок;

в)цикли - стальные пластины длиной до 200 мм шириной до 100 мм с нарезанными зубчиками различной формы и крупности. Назначение - нанесение рисунка;

г)гвоздевая щетка - это терка размером 150 х 200 мм с набитыми в нее гвоздям. Назначение - процарапывание по затвердевшему раствору;

д)гребенка - это кусок бруска с вбитыми в него гвоздями в один ряд. Назначение - процарапывание пластичной штукатурки;

е)валики - бывают резиновые, деревянные. Назначение - накатывание фактур по пластичному раствору;

ж) царапки. Назначение - нанесение шероховатости на поверхность;

з) троянка. Назначение - нанесение шероховатости на поверхность


Рис. 1. Инструмент для фактурной обработки декоративных штукатурок: а - скарпель


Рис. 1. Инструмент для фактурной обработки декоративных штукатурок: б - цикли, в - шпунт, г - гвоздевая щетка, д - гребенка.

штукатурка декоративный фактурный набрызг

Рис. 1. Инструмент для фактурной обработки декоративных штукатурок: е - валики и валик-шовник, ж - царапка, з - троянка.


4. Растворы для декоративных штукатурок


Составы растворов для цветных известково-песчаных штукатурок приведены в табл. 1. Цветные известково-песчаные растворы приготовляют следующим образом: в растворосмеситель заливают жидкое известковое тесто, затем засыпают цемент.

После перемешивания их в течение 1-2 мин в растворосмеситель засыпают песок, каменную пыль или мелкую крошку и раствор перемешивают еще в течение 3 мин.

Окрашивают раствор, вводя в него состав, состоящий из пигмента и части извести, предварительно перетертый в краскотерке.


Таблица 1. Растворы для цветных известково-песчаных штукатурок

Цвет штукатуркиСоставляющиеКоличество, % по весуБелыйИзвесть-пушонка10Портландцемент белый портландцемент белый и песок мраморный7Песок мраморный70Мука мраморная13Светло-серыйИзвесть-тесто20Портландцемент5Песок кварцевый74Перекись марганцаIТерракотовыйИзвесть-пушонка15Портландцемент10Молотый кирпичный щебень (цемянка)15Сурик железный2Песок кварцевый белый58ЗелёныйИзвесть-пушонка15Портландцемент15Пигмент зеленый5Окись хрома5Крошка зеленого мрамора (офикальцит) крупностью 0,5-2 мм60Светло- зеленыйИзвесть-тесто22Портландцемент белый2Песок кварцевый74Окись хрома2ЖелтыйИзвесть-пушонка10Портландцемент20Мраморная мука10Охра4,5Мумия0,5Горный желтый песок15Мраморный песок крупностью 0,5-2 мм40Желтый насыщенныйИзвесть-тесто20Портландцемент белый6Охра золотистая6Песок кварцевый (типа люберецкого)68КремовыйИзвесть-пушонка12Портландцемент8Охра золотистая (журавская)2Песок белого мрамора крупностью 0,5-2 мм18Песок белого известняка крупностью 0,5-2 мм60Примечание. Портландцемент обычный и белый марок 300-400.


5. Цветные известково-песчаные штукатурки


Известково-песчаные штукатурки составляют с наполнителем из природных мелкозернистых кварцевых или искусственных песков. Основное вяжущее этих штукатурок - известь. Цемент может быть добавлен в небольших количествах в качестве гидравлической добавки.

Для подготовительного слоя используют в этом случае также известковый раствор или раствор с небольшой добавкой цемента.

Верхний декоративный слой наносят после отвердения грунта (примерно через 6-7 дней) без устройства маяков.

Толщина этого слоя зависит от характера последующей обработки поверхности и величины зерен наполнителя: с мелкозернистым наполнителем - 4 мм; со средне-зернистым - 6-8 мм; с крупнозернистым - 8-10 мм. Наносят декоративный слой за один или два раза (в зависимости от толщины слоя) на вполне затвердевший, слегка смоченный грунт и разглаживают обычными приемами.

При выполнении известково-песчаных штукатурок из пластичных растворов с мелкозернистыми заполнителями и при значительном объеме работ их можно наносить обычными распылительными форсунками пневматического действия.

После разравнивания нанесенный декоративный слой тщательно и равномерно уплотняют полутерками и терками для устранения усадочных трещин. Фактурную отделку поверхности выполняют нанесением накрывочного слоя набрызгом; обработкой по пластичному или полузатвердевшему раствору. Обработка по полупластичному раствору. После схватывания нанесенного известково-песчаного раствора для получения гладкой штукатурки его затирают терками или заглаживают гладилками. Затирают поверхность равномерными спиралеобразными движениями терки (вкруговую) или одинаковыми по длине размахами терки (вразгонку). Циклюют поверхности для получения зернистых фактур под песчаник через 1,5-2 ч после нанесения отделочного слоя. Для образования рисунка лекала, обычные или фасонные правила располагают в заданном положении. В зависимости от направления движения циклей и вида правил поверхность приобретает тот или иной рельеф (рис. 2). После циклевания штукатурку очищают мягкой сухой щеткой или кистью.


Рис. 2. Инструменты и виды отделки известково-песчаной цветной штукатурки: а - лекала и правила для образования рисунка, б - поверхности, отделанные циклями, в - вытягивание борозд малкой


Мелкую насечку получают в результате торцевания отделочного слоя гвоздевой, щетинной или резиновой щетками для получения фактур под природный камень (песчаники, туфы).

Отделка по пластичному раствору. Для получения фактуры в виде крупных бросков раствор наносят штукатурной лопаткой с сокола на подготовленный и смоченный водой грунт. Лопаткой берут равные порции раствора, наносят их один около другого или чередуя ряд крупных с рядом мелких. Иногда крупные и мелкие порции набрасывают в шахматном порядке.

Отделку "под волны" и "травертин" выполняют лопаткой на свежую или ранее затертую цветную штукатурку, насеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его кельмой.

Получается волнистая поверхность. Фактуру "под валуны" получают следующим образом. Нанесенный пластичный цветной раствор быстро разравнивают полутерком и торцуют жесткими волосяными или щетинными кистями. При торцовке кисть держат перпендикулярно поверхности.

При отделке "под дюны" на поверхности грунта наносят цветной раствор и быстро разравнивают его полутерком. К только что разровненному раствору приставляют с небольшим нажимом терку и сразу же отрывают ее.

Прилипший к терке раствор вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости, вид которых напоминает песчаные дюны.

Отделку "под борозды" выполняют так: на подготовленный слой наносят пластичный тестообразный раствор, который сначала разравнивают полутерком, а затем, пока он не схватился, обрабатывают малкой с вырезанными на ней полукруглыми зубьями, скошенными на одну сторону. Малку ведут по правилу (рис. 3, а).

Фактуру "под губку" получают следующим образом. Нанесенный слой сметанообразного раствора быстро разравнивают полутерком, после чего поверхность раствора торцуют смоченной в мыльной воде и слегка отжатой губкой (рис. 3, б).

Фактуры, выполненные штампами (рис. 3,в) и валиками (рис. .4). Штампы и валики в зависимости от рисунка делают размером 10-50 см, глубина вырезного рисунка не должна превышать 5 мм.

Перед накаткой или штампованием огрунтованную поверхность делят на захватки или части (карты) с помощью шнура и линейки (из расчета возможности обработки нанесенного раствора в течение 1-2 ч).

Поверхность смачивают водой и наносят пластичный малоподвижный раствор на всю карту. Разравнивают и заглаживают раствор полутерком или стальной гладилкой. Как только он схватился, его обрезают по линии захватки. Штампы и валики смазывают мыльной эмульсией, керасиностеариновой смесью и др. Затем поверхность обрабатывают штампом или валиком.


Рис. 3. Фактуры; а - под ракушечник; 6 - под чешую; в - выполненные штампом


Рис. 4. Обработка штукатурки валиком


6. Выполнение наборных и комбинированных фактур


Наборную фактуру выполняют вдавливанием в свеженанесенный отделочный слой отсортированного и промытого щебня, гальки, осколков каменных пород (на одну треть или половину высоты). Затем их обрызгивают с лопатки жидким цветным раствором 5-10 мм. Обрызг можно наносить с веника или через сетку. Комбинированные фактуры выполняют чаще за две-три рабочие операции как обычной штукатурной лопаткой и веником, так и с помощью валиков и штампов. Отделочный слой наносят и разравнивают без затирки. По несхватившемуся раствору прорезают борозды разной глубины, длины и формы с последующим набрызтом сметанообразного цветного раствора с веника, щетки или через сетку.


7. Нанесение накрывочного слоя набрызгом


Набрызг со щетинной щетки (рис. 5, а) применяют для получения мелкозернистой фактуры; производится в несколько слоев. Каждый последующий слой наносят после схватывания предыдущего.

Щетку погружают на глубину до 1 см в жидкий раствор и проводят по волосу правильцем - линейкой, получаются мелкие брызги, падающие на поверхность и придающие ей вид шагрени. Заполнитель в растворе - мелкий песок.

Набрызг с веника (рис. 5, б) дает среднезернистую фактуру. Отделочный слой наносят также в несколько приемов и доводят до толщины 8-10 мм; заполнитель - песок средней крупности.


Рис. 5. а - набрызг со щетинной щетки; б - набрызг с веника


Рис. .5. в - набрызг через сетку, г - фактура, полученная при набрызге хлопьями, д - фактура, полученная при набрызге крупными бросками

Набрызг через сетку (рис. 5, в) дает крупнозернистую фактуру. Ячейки сетки могут быть от 3 до 10 мм в зависимости от требуемой крупности набрызга. Сетка должна быть все время на одинаковом расстоянии от обрабатываемой поверхности (около 15 см). Слой наносят также несколько раз до получения толщины 8-10 мм.

При набрызге хлопьями (рис. .5, г) вначале наносят накрывочный слой темного цвета толщиной около 5 мм, гладко затирают его; немедленно после покрытия первым слоем наносят второй слой из светлого раствора с проволочного веника, располагая броски таким образом, чтобы между ними просвечивался нижний темный фон.

При набрызге крупными бросками (рис. 5, д) штукатурной лопаткой с сокола броски делают по возможности одинаковых размеров и укладывают один около другого.


8. Обработка декоративного слоя штукатурки


Наборная фактура (рис. 6) получается путем вдавливания гальки или кирпичной щебенки в свежий штукатурный слой с последующим обрызгиванием их жидким цветным раствором.

Обработка штукатурки в полупластичном состоянии производится главным образом при отделке гладких поверхностей фасадов зданий чаще всего методом циклевания. Циклевка поверхности штукатурки выполняется стальными пластинками, отрезками пилы с мелкими зубьями, гвоздевыми и проволочными щетками. К циклевке поверхности приступают через 3-6 ч после нанесения накрывочного слоя.


Рис. 6. Наборная фактура


Смятие поверхности циклей и прилипание к ней раствора являются признаками неготовности декоративного слоя к обработке. Циклевание пересохшей поверхности также затрудняет процесс работы.

Теразитовые штукатурки обрабатывают в основном циклями, но можно и щетками. Шероховатость фактуры зависит от крупности заполнителя, входящего в состав раствора.

Обработку накрывочного слоя цветной известково-песчаной штукатурки в пластичном состоянии рекомендуется производить штриховкой циклями, размер зубьев которых не более 2-3 мм.

Обработка штукатурок в затвердевшем состоянии под фактуру, имитирующую облицовку природным камнем, производится ударными и абразивными инструментами. Применяется она при отделке фасадов капитальных зданий, цоколей, оград и т.п. Работа ведется при достаточно окрепшей поверхности штукатурки спустя 7-8 дней после нанесения накрывочного слоя. Наковка бучардой применяется для образования фактур каменной штукатурки (под шубу). Обработка под тесаный камень производится при помощи скарпеля и молотка, обработка штриховкой под борозды выполняется троянкой.

Полностью затвердевшую штукатурку можно обрабатывать пескоструйным аппаратом.


9. Штукатурка сграффито


Сграффито - это особый вид декоративного оформления зданий с получением двухцветного или многоцветного рельефного рисунка на оштукатуренной поверхности. На основной слой штукатурки наносят несколько отделочных цветных слоев штукатурки, затем верхние (наружные) слои по заданному рисунку частично выцарапывают до обнажения нижележащего слоя. Сграффито можно выполнять также путем нанесения пластичного цветного штукатурного раствора по шаблонам-трафаретам.

Выполнение сграффито заключается в подготовке поверхности штукатурки (нанесении накрывочных слоев), перенесении на нее контура рисунка и выцарапывании верхних слоев. Приемы нанесения грунта и материалы те же, что и при обычном оштукатуривании. На затвердевший, но еще не совсем сухой основной слой штукатурки (грунт) наносят нижний цветной отделочный слой. После его схватывания наносят верхний цветной слой.

Трафарет рисунка изготовляется из картона. Нанесенный на него контур рисунка накалывают шилом. После того, как верхний слой цветной штукатурки перестал пачкать, трафарет с рисунком накладывается на предназначенное для него место, затем берут марлевый мешочек, наполненный толченым углем или сухой краской (контрастной к цвету верхнего слоя), и постукивают им по трафарету. Проходя через отверстия, краска образует на стене точечный контур (рис. 7).


Рис. 7. Выполнение штукатурки сграффито


После перенесения рисунка приступают к выцарапыванию соответствующих мест верхнего слоя штукатурки до нижележащего слоя. Работа ведется специальными инструментами: царапкой, ложкой, долотами (прямое, косое, копьевидное), зубчаткой и косарем, стальной стекой. Выцарапывание рисунка можно производить до тех пор, пока штукатурка остается пластичной и легко соскабливается (рис. 8). При тонкослойном сграффито верхний слой наносят при помощи кисти. Материалом в этом случае служит жидкий известковый раствор с добавлением щелочестойких пигментов и небольшого количества очень мелкого заполнителя.


Рис. 8. Инструменты для процарапывания рисунка.

10. Штукатурка цементная декоративная КНАУФ-Диамант 260


Содержимое песка (25 кг) перемешать с -6,1 л воды вручную или с помощью дрели с миксернои насадкой без образования комков. Выдержать 15 минут и еще раз перемешать. Следует замешивать столько раствора, сколько необходимо для одной замкнутой поверхности. Сухую смесь КНАУФ-Диамант 260 перемешивать только с водой.

Обладает водоотталкивающими свойствами, устойчива против неблагоприятных погодных условий, для наружных и внутренних работ.

При обработке образуется равномерная шероховатая или зернистая структура в виде "шубы", может окрашиваться. Применяется при оштукатуривании фасадов зданий и в помещениях с повышенной влажностью по поверхности цементных штукатурок, например КНАУФ-Унтерпутц УП 210, КНАУФ-Зокельпутц УП 310, КНАУФ - ЛУП 222 и бетона, а также в системах наружной теплоизоляции зданий по армирующему слою раствора штукатурно-клеевой смеси КНАУФ-Севенер, внутри помещений по гипсовой штукатурке КНАУФ-Ротбанд. КНАУФ-Гольдбанд, КНАУФ-МП 75, гипсокартонным листам.


. "Венецианская" штукатурка


Этот вид штукатурки необходимо уметь сделать так, чтобы была иллюзия мраморного покрытия.


12. Причины низкого качества штукатурки


Недостаточная прочность штукатурки может быть вызвана плохим качеством вяжущих материалов, большой загрязненностью песка, примесями глины, ила и неправильным подбором состава раствора. Несоблюдение требований технических условий также может вызвать дефекты штукатурки - вспучивание, отлупы. Эти дефекты являются результатом нанесения растворов на сырые поверхности. Обычно это наблюдается при известковых или известково-гипсовых штукатурках, вяжущие которых легко размокают и теряют прочность. Во избежание этого дефекта оштукатуривание следует вести по хорошо просушенным поверхностям, а оштукатуренные поверхности предохранять от увлажнения.

Высолы, пятна и полосы на поверхности штукатурки также вызываются тем, что оштукатуривание велось по непросушенным поверхностям. Высолы - это налет солей и других химических веществ на поверхности штукатурки, появляющийся при испарении влаги через штукатурный намет. Высолы могут появляться и при оштукатуривании поверхностей в зимнее время растворами с химическими добавками.

Усадочными трещинами называют множество трещин разных размеров на поверхности штукатурки. Появление их вызывается рядом причин: применением жирных растворов, плохо перемешанных растворов, слишком быстрым высыханием нанесенного намета (при сквозняках, на солнце и при искусственном просушивании штукатурки), применением растворов, начавших схватываться до их использования, нанесением последующего слоя штукатурного намета на не схватившийся слой.

Трещины на всю толщину штукатурного слоя могут появиться при оштукатуривании поверхностей до окончания осадки здания, при оштукатуривании недостаточно Жёстких (плохо закрепленных) конструкций, при отсутствии сеток в местах сопряжений каменных и бетонных поверхностей с деревянными, при оштукатуривании пересушенных деревянных конструкций, а также деревянных поверхностей с широкими не надколотыми досками.

Слабое сцепление штукатурного слоя с поверхностью является следствием недостаточной шероховатости оштукатуриваемых поверхностей, их загрязнением, запылением и чрезмерной толщиной слоя обрызга и выполнением его густым раствором.

Сетка трещин на поверхности штукатурки, повторяющая расположение штукатурной драни или швов кирпичной кладки, вызывается малой толщиной штукатурного намета или же применением широкой драни, которая коробится под штукатуркой.

Расслаивание штукатурного намета наблюдается после нанесения штукатурного слоя на пересушенный слой без предварительного смачивания его водой или же на загрязненный и запыленный слой.

Дефект может быть также вызван нанесением последующего слоя штукатурки из более прочного слоя на менее прочный (например, нанесение цементного слоя на известковый). Небрежное выполнение штукатурных работ приводит также к образованию на поверхности полос, борозд, неровностей и т.п.


Заключение


Высокое качество строительных работ является обязательным условием выполнения заданий. Особенно важное значение имеет качество отделочных работ, которые являются завершающим этапом возведения каждого здания или сооружения.

Штукатурка, если она качественно выполнена и правильно эксплуатируется, может сохраняться длительное время (десятки и даже сотни лет). Этого можно добиться, хорошо зная причины появления дефектов. Ими могут быть плохое качество материалов, несоблюдение технических условий при работе и приемке строительных и монтажных работ, несоответствие материалов и растворов данному виду штукатурки и условиям эксплуатации. Плохое качество материалов приводит к появлению дутиков и недостаточной прочности штукатурного слоя. Дутики - вздутые места на поверхности штукатурки - бывают иногда с отходящими радиальными трещинами. Дефект вызывается наличием в штукатурном растворе небольших частиц незагасившейся извести. Гашение частиц происходит уже в штукатурном слое, сопровождаясь увеличением объема, что и приводит к образованию вздутий. Чтобы избежать этого, следует применять хорошее известковое тесто, перед приготовлением раствора которое необходимо процеживать через мелкую сетку с размером ячейки не более 1,5 х 1,5 мм.

При приемке декоративной штукатурки следят, чтобы ее цвет и фактура соответствовали заданию и установленным образцам. Допускаются незначительные изменения тона без резких границ (не более чем на 10 % площади глухих участков стен), незначительное различие в тоне или интенсивности цвета на участках, разделенных резкими границами, и малозаметные следы стыков на отдельных участках. Пятна площадью более 25 см (например, от мест заделок крепления лесов) не допускается.


Список использованной литературы


Журавлев И.П., Лапшин П.А. Штукатур. Мастер отделочных строительных работ. - Ростов н/Д: Феникс; ОАО "Московские учебники". 2005.

2.Ивлиев А.А., Кальгин А.А., Спок О.М. Отделочные строительные работы. М.: Academ А., 1998.

3.Лебедев М.М., Лебедева Л.М. Справочник молодого штукатура. М.: Высшая школа, 1989.

Мороз Л.Н. Маляр. Технология и организация работ. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Скиба В.И., Осипов В.В. Гипсокартон. Отделка квартиры, коттеджа, офиса. Евроремонт. Р- остов н/Д: Феникс, 2005.

Чмырь В.Д. Материалы для малярных и штукатурных работ. - М.: Высшая школа, 1990.

Шепелев A.M. Штукатурные декоративно-художественные работы. - М.: Высшая школа, 1990.

Шепелев A.M. Штукатурные работы. М.: Высшая школа, 1988.


Назначение штукатурки бывает: санитарно-техническое, защитно-конструктивное и декоративное. В зависимости от материалов изготовления стен (бетон, камень, кирпич, дерево) и в зависимости от требований к различным конструкциям применяются разные виды штукатурок.

Санитарно-техническое назначение
Выравнивание поверхностей стен, потолков, перегородок, откосов, арок, колонн, ниш, коробов и подобных элементов. Применяется для получения ровных и гладких поверхностей, хорошо подготовленных под внутреннюю отделку: шпаклёвку (обычную и декоративную), окраску, оклейку обоями, пробкой, укладку плитки, наклеивание пенопласта и минеральной ваты.

Защитно-конструктивное
Этот вид предназначен для выравнивания и защиты несущих и ограждающих конструкций зданий, фасадов от негативных атмосферных воздействий и сырости, уменьшения теплопотерь стен дома, повышения звукоизоляционных качеств. Так же фасадная штукатурка защищает от проникновения через стены дома в квартиру различного рода вредных химических веществ из воздуха и осадков и препятствует проникновению рентгеновских лучей. Такая штукатурка обязательно должна соответствовать по нормативам противопожарной безопасности, влажностному и температурному режиму, подходить под климатические условия района и обязательно защищать здание от негативного воздействия на него агрессивных сред.

Влажностные режимы помещений внутри квартиры.

Сухой – менее 50 %
Нормальный – не менее 50 – 60 %
Влажный – от 61 до 75 %
Мокрый – от 75 % и более.

При необходимости применяются специальные виды штукатурок: гидроизоляционные, акустические, рентгенозащитные, кислотостойкие, огнезащитные.

Декоративное назначение штукатурки
Название говорит само за себя. Этот вид штукатурки предназначен для нанесения красивого декоративного и последнего слоя штукатурки на стены, перегородки, потолки, колонны, арки, откосы, ниши и короба. Фактура поверхности создаётся благодаря различным составам и добавкам в штукатурную смесь, конечно же при помощи различных вспомогательных инструментов. Сегодня такой огромный выбор готовых фактурных штукатурок для внутренних и наружных работ, что трудно остановить свой выбор на каком то виде. Раньше такого не было и все декоративные штукатурки приготавливались вручную с добавлением в раствор различных заполнителей и пигментов для окрашивания, причём для её выполнения необходимы были специальные инструменты.

Цветные делаются из известково-песчаных растворов. Для придания штукатурке цвета в раствор добавляется различные пигменты.

Каменные готовятся на цементом растворе с добавлением каменной крошки разной величины.

Терразитовые приготавливаются на растворе из цемента и извести-пушонки, куда добавляются песок, мраморная крошка и слюда.

Сграффито делается из двух – трёх цветных растворов. Благодаря этому возможно наносить разнообразные не чёткие и чёткие цветные рисунки и орнаменты.

Для правильного выбора материала для отделки стен важно знать, какие виды штукатурки существуют, их принципиальные отличия и ориентировочную стоимость. Вместе с экспертами заполняем все пробелы в этой теме.


Фото 1 - Декоративная штукатурка Istinto от HAGERI

Типы штукатурки

Различают фактурные (структурные) и обмазочные отделки, т.е. обычная штукатурка и облицовочная чистовая − материалы разные. Толстослойная обмазочная − базовая, она используется для выравнивания стен под кафель, под плитку или окраску. Обмазочная отделка − это основа, подготовительный слой, который не является финишным покрытием стены.

Структурной можно декорировать поверхность, заодно и неровная стена станет по вертикали. Этот тип материала считается финишным покрытием.


Фото 2 - Декоративное покрытие итальянского производства, штукатурка INTONANTICO

Фактурные отделки одинаково хороши как для внутренних работ (отделка стен, потолочная и отделка конструктивных элементов интерьера), так и для наружных работ (фактурная уличная отделка для фасадов зданий − материал эстетически привлекательный и ударопрочный).

Смеси разделяют по видам связующего вещества, по структуре самого покрытия, по области применения, способу нанесения.

ВАЖНО! При покупке ориентируйтесь на материалы средней ценовой категории известных брендов. Перед покупкой дорогой отделки лучше заранее проконсультироваться у специалиста (венецианка стоит недешево − цена финишной смеси ИМПЕРИАЛЕ составляет от 8400 руб/4 кг, при расходе смеси − 0,20 кг/м²).


Фото 3 - Венецианская штукатурка Империале (Imperiale) Clavel
Фото 4 - Венецианская штукатурка в интерьере ванной комнаты от AR-1 | architecture & design

Типы штукатурок по структуре

  • фигурная короед (Reibeputs) − 3966 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • шуба (Rollputz) − 5104 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • барашек (Kratzputs) − 4524 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • штукатурная краска (Streichputs) − 4478 руб/25 кг (FEIDAL) .

Фактурность покрытия зависит от размера и формы зернистого наполнителя, используемого в работе инструмента, а также технологических приемов нанесения материала.


Фото 5 - Наружная отделка ресторана штукатуркой короед от РемОтделка

Назначение и виды штукатурок по виду связующего вещества

Минеральная на основе цемента

Это сухая смесь, для нанесения которой необходимо разведение с водой. Этот тип применяется практически по всем минеральным основаниям поверхностей.

Отличительная черта: она паропроницаемая и негорючая. Цементная отделка − рациональный выбор материала для наружного утеплителя.

Среди штукатурок на основе цемента можно выделить подвиды:

  1. цементно-известковая (натуральная цементно-известковая выравнивающая ОСНОВИТ СТАРТВЭЛЛ-21 , цена 335 руб/25 кг; выравнивающая цементно-известковая Polimin ШВ 1 , цена 207 руб/25 кг);
  2. цементно-песчаная (наружная цементная водонепроницаемая для предварительного выравнивания стен и потолков Вебер Ветонит ТТ , цена 514 руб/25 кг);
  3. гипсовая отделка − самая легкая (экологическая универсальная КНАУФ Rotband , цена 523 руб/30 кг).

Фото 6 - Штукатурка Старатели цементно-песчаная универсальная

Среди гипсовых распространенный подвид − отделка стартовая (черновая), использовать которую можно при работе с прочными и твердыми основаниями в помещениях с нормальным уровнем влажности, а также в кухнях и ванных для подготовки поверхности к дальнейшей отделке (простая немецкая ХП Старт КНАУФ , цена 312 руб/25 кг).

ВАЖНО! Несмотря на высокую степень водонепроницаемости, во влажных помещениях показана специальная санирующая отделка Ceresit CR 62 WTA − гидрофобная смесь, цена 2310 руб/25 кг.

Акриловая на основе акриловых смол (полимерная)

Это готовая смесь, для нанесения которой не требуется затворения благодаря начальному водно-дисперсионного состава смеси. Её можно наносить на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия. Она уступает минеральному по показателям паропроницаемости, но по климатической устойчивости лучше.

Фото 7 - FRANCESCO SILOXAN (Франческо силоксан) - фасадная штукатурка «Короед»

Ceresit CT 64/2 (Церезит CT 64) — зернистая акриловая текстурная отделка «короед», цена 2321 руб/25 кг или Kreisel ACRYLPUTZ/2 (Крайзель Акрилпутц) — интерьерная акриловая «камешковая», цена 2526 руб/25 кг, или защитно-отделочная Dune (Дюна) от Clavel − негорючая отделка без запаха.

Силикатная с основой на жидком калийном стекле

Этот состав продается в готовом виде. Смесь с жидким стеклом, помимо минеральных оснований, может быть нанесена на силикатные покрытия. Этот тип отличает высокая паропроницаемость.

Цветовая гамма скромнее, чем у акриловых, и материал стоит на порядок дороже полимерных смесей. Силикатные типы можно наносить исключительно поверх силикатных грунтовок.

ВАЖНО! Перекрашивать и ремонтировать такие покрытия можно только силиконовыми или силикатными материалами. По западным стандартам такие материалы очень токсичные.


Фото 8 - Защитно-отделочная штукатурка Dune (Дюна) от Clavel

Силиконовая с основой на силиконовых смолах

Это готовая финишная отделка. Наносить ее можно на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия; показатели паропроницаемости и водо-, грязеотталкивающие свойства материала очень высокие, из всех выше перечисленных этот материал − самый долговечный.

Существенный, но вполне ожидаемый недостаток — высокая цена.

Моделирующая силиконовая отделка «барашек» 4986 руб/30 кг или CAPAROL Amphisilan-Fassadenputz K 20 силиконовая «камешковая» — 6662 руб/25 кг.


Фото 9 - Силиконовая штукатурка Quick-mix SXK

Виды штукатурки по способу нанесения

Для ручного нанесения

Отделка вручную: на поверхность стен сначала наносят маячную смесь, в неё вдавливают маяки и в промежутках между рейками накидывают основной состав, выравнивают правилом, затирают и шлифуют.

ВОЛМА-Слой для ручного нанесения, цена 517 руб/30 кг.


Фото 10 - Отделка стен в кантри интерьере от Higgins Architects

Машинная

Это специальные виды, предназначенные для нанесения раствора машинным способом (в несколько слоев при толстослойном выравнивании стен: первичное напыление, затем − основной состав).

Машинный метод удобный для работ с большими площадями либо когда скорость работы имеет первоочередное значение.

Такие материалы идут с маркировкой «МН». Машинная штукатурка − это высококачественная смесь, т.е. в результате работы бригады заказчик получает идеально ровную поверхность.

ВАЖНО! Монолитная отделка, выполненная таким способом, не трескается. Машинная штукатурка − это не только настенная отделка, но и потолочная (максимальный слой 15 мм).

ВОЛМА-Слой МН , цена 369 руб/30 кг.

Виды декоративной штукатурки


Фото 11 - Интерьер спальни в стиле фьюжн от Жени Ждановой

Декоративная отделка — самое дорогое звено во всей серии. Декоративные структурные отделки могут имитировать практически любую поверхность, сохраняя при этом важные физические свойства. Декоративная отделка − это дышащая влагостойкая штукатурка, зачастую моющаяся и ударопрочная.

К декоративным относят три типа:

  1. рельефная;
  2. венецианская;
  3. гладкая.
  • Рельефная отделка

Это долговечный материал, наносить который можно на любые поверхности, и при этом стеновая поверхность практически не требует предварительной подготовки.


Фото 12 - Очень стильно выглядит рельефная штукатурка в бороздками в интерьере от Design Direction

Из-за разницы в размере гранул и зерен, входящих в состав рельефной отделки, можно создавать любые поверхности:

  • грубая отделка под мазанку (Bousillage Rustique от Clavel , рустованная под старину, имитирующая саман, цена 5297 руб/7 кг);
  • под кожу крокодила (Safari от Clavel , цена 9029 руб/5 кг);
  • имитация камня (Riviera от Clavel с фиброволокнами, цена 8321 руб/25 кг или Травертино − имитирующая травертин, цена 10474 руб/25 кг);
  • пластичная (Provence Antique от Clavel , цена 14850 руб/25 кг, к слову, может имитировать практически любую поверхность − и мелкий дождик, и лепестки роз).

Фото 13 - Декоративная штукатурка Safari от Clavel
Фото 14 - Декоративная штукатурка с эффектом натуральной кожи рептилий от Eric Roseff Designs

Искусственная поверхность при правильной технологии нанесения будет практически неотличима от натуральной: неважно, будет это кора дерева или благородный мрамор.

ВАЖНО! Венецианка − водоотталкивающая отделка, так что влажная уборка не навредит дорогостоящему покрытию.

Венецианская штукатурка

− сложный в работе дорогостоящий отделочный материал, создающий уникальные поверхности. Вся прелесть венецианки в оптическом эффекте, создаваемом благодаря отливу света в слоях отделки.

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта - посуду, одежду, мебель, декорировали их резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное - оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное - касается всех в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское - творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина - это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка - прикладного.

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы - резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям - предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока - Ирана, Индии - пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани - муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.