Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон). Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу. Типологическая модель Э. Кречмера. Типы строения тела Кречмер типология

06.10.2021

Немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Биография

В 1906 году приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингенском университете, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхенском университете, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Эмиля Крепелина, затем на стажировке в госпитале «Eppendorf» в Гамбурге и в Тюбингене, у Роберта Ойгена Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914 году докторскую диссертацию по теме «Развитие бреда и маниакально-депрессивный симптомокомплекс».

Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в Бад-Маргентхайме. В 1918 году он перебрался в Тюбинген, где работал в качестве приват-доцента, в это время опубликовал свою работу «Сензитивный бред отношения» (1918), которую Карл Ясперс оценил как «близкую к гениальной». В 1926 году Кречмер был приглашен в качестве ординарного профессора психиатрии и неврологии в университет Марбурга. С 1946 года по 1959 год он работал в качестве профессора и директора Неврологической клиники в университете Тюбингена. После передачи клиники ученикам Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологии, которой руководил до своей смерти.

Вклад в науку

Среди публикаций Кречмера (их более 150) особое место занимают работы по соотношению телосложения и характера.

Научная теория о связи ду­шевных болезней с конституциональными особенностями человека, получившая широкое признание и жесткую критику в среде специалистов, составила содержательный стержень вышедшей в 1922 г. книги «Меди­цинская психология».

В начале 20-х годах он пережил особый творческий подъём, и в это время появилась основная его работа, принесшая ему всемирную известность - «Строение тела и характер» (1921), «Строение тела и характер», (2 изд., 1930). Здесь было описано обследование около 200 больных - на основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы строения тела (чётко выраженные - лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определённый - диспластический).

Эти типы телосложения он соотнес с описанными Крепелином психическими заболеваниями - маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определённая связь: к маниакально-депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении - с лептосомным.

Далее он сделал предположение, что те же особенности темперамента, которые являются ведущими при психических расстройствах, могут быть обнаружены, лишь при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмеру, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический,психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психотических заболеваний соответствует определённая форма психопатии, а также определённый темперамент здорового человека.

Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикник и психосоматик. Циклотимический характер, при чрезмерной выраженности может доходить, через уже анормальную циклоидную вариацию характера, до маниакально-депрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, которая трансформируется, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению.

В дальнейшем Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:

  1. Циклотимический - на основе пикнического телосложения
    1. гипоманический
    2. синтонный
    3. флегматичный
  2. Шизотимический - на основе лептомсомной конституции
    1. гиперестетический
    2. собственно шизотимический
    3. анестетический
  3. Вязкий темперамент - на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

В качестве основных свойств темперамента Кречмер рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови. В своей работе «Гениальные люди» (1929), для которой начал подготавливать материалы ещё в 1919 году, Кречмер сделал попытку переноса своего учения о типах конституции в область «наук о духе». Проводил исследования конституциональных особенностей преступников, на основе чего давал рекомендации о проведении с ними реабилитационной работы. В дальнейшем попытался подвести под своё учение биологический базис - на основе понимания конституции организма как определяемого индивидуальными особенностями работы системы желез внутренней секреции.

После войны, с 1946 г., Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику.

Начиная с 1946 года, Кречмер занимался также обширными исследованиями морфологии и физиологии развития, детской и юношеской психопатологией.

Большую известность принесла Кречмеру разработанная им ещё в 1923 году психотерапевтическая методика, «гипноз активный ступенчатый», основанный на проработке пациентом воображаемых образов. Ввёл понятие «ключевой психической травмы», как затрагивающей наиболее уязвимые сферы переживаний.

Сочинения

  • Об истерии . В этой книге, вышедшей впервые в 1923 году, Кречмер раскрывает механизм возникновения истерических расстройств. На русском языке книга не переиздавалась более семидесяти лет.
  • Строение тела и характер . Монография, изданная в 1921 году выдержавшая за короткое время множество изданий и переведённая на многие языки, в 1930 г. впервые опубликована на русском языке
  • Медицинская психология . Эта книга стала одним из первых учебников по медицинской психологии. В её основу Кречмер положил свою теорию конституциональной психологии, центральное положение которой - тесная связь строения тела и психической жизни человека.

Прямо противоположных исходных принципов, чем К.Сиго придерживался при создании своей схемы немецкий психиатр Э.Кречмер.
Размещено на реф.рф
Он считал, что наследственность, а не средовые факторы, является единственным источником морфологического разнообразия.

Э. Кречмер родился в 1888 г. в Германии. Был директором неврологической клиники в Марбурге, руководителем клиники Тюбингенского университета. В 1939 г. отказался занять пост президента Немецкой психиатрической ассоциации, выразив несогласие с теорией расовой неполноценности, проповедовавшейся официальной психиатрией гитлеровской Германии. Умер в 1964г.

Э. Кречмер опубликовал в 1921г. работу под названием ʼʼСтроение тела и характерʼʼ (в русском переводе книга вышла в 1924г., последнее переиздание – 1995г.). Он обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний – маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении – соответствует определенный тип телосложения. Это позволило ему утверждать, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Многочисленные клинические наблюдения побудили Э. Кречмера предпринять систематические исследования строения человеческого тела. Произведя множество измерений различных ᴇᴦο частей, автор выделил четыре конституциональных типа.

1. Лептосоматик (греч. leptos – ʼʼхрупкийʼʼ, soma – ʼʼтелоʼʼ). Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо яйцеобразной формы (анфас). Длинный тонкий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. astenos – ʼʼслабыйʼʼ).

2. Пикник (греч. pγκnos – ʼʼтолстый, плотныйʼʼ). Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие периметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости.

3. Атлетик (греч. athlon – ʼʼборьба, схваткаʼʼ). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена. Лицо в форме вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.

4. Диспластик (греч. dγs – ʼʼплохоʼʼ, plastos – ʼʼсформированныйʼʼ). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).

Выделенные типы не зависят от роста человека и ᴇᴦο худобы. Речь идет о пропорциях, а не об абсолютных размерах тела. Могут быть толстые лептосоматики, тщедушные атлетики и худые пикники.

Большинство больных шизофренией, по мнению Э. Кречмера, составляют лептосоматики, хотя встречаются и атлетики. Пикники же образуют наибольшую группу среди больных циклофренией (маниакально-депрессивным психозом) (рис. 5.2.). Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую склонность к эпилепсии.


Реферат
Тема: Конституционная типология характера Эрнста Кречмера

Содержание
Введение………………………………………………………… …………………...3
Глава 1. Теоретический анализ конституциональной
типологии предложенной Э. Кречмером

      Индивидуальность – как основополагающая составляющая личности………………………………………………………… …………………...5
      Подход Э. Кречмера к типологии индивида…………..………………………6
Глава 2. Исследование конституционной типологии характера
2.1. Программа наблюдения…………………………………………………… ….11
2.2. Интерпретация и анализ полученных результатов………………………….15
Заключение …………………………………………………… …………………...19
Список литературы …………………………………………………… ………….21

Введение
Люди еще в глубокой древности заметили различия не только в поле, возрасте, расовой и национальной принадлежности того или иного человека, но и в различных типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения приписывались различные нравственные и психологические особенности. Таким образом, было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа – Галена. Эта теория предполагает, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, – кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой).
Далее в зарубежной психологии проводились исследования психофизических признаков темперамента и характера Э. Кречмером, У. Шелдоном, В. Райхом, А. Лоуэном, К. Леонгардом, Э. Фромом, Я.Стреляу и др.
В бывшем СССР, а также в современной России данной проблемой занималась школа Теплова – Небылицына, а также В. С. Мерлин, К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и ряд других исследователей. С 1990-х годов, в связи с проникновением на территорию бывшего СССР достижений зарубежных ученых-психологов данное направление получило новое развитие.
Первая трудность, с которой сталкивается человек исследующий индивидуальность, это отсутствие необходимых способов, позволяющих точно исследовать уникальность единичного явления. Сегодняшние научные методы измерения рассчитаны на изучение систематически повторяющихся явлений, когда есть возможность сопоставлять с эталонами, пользоваться единицами измерений, системами координат и.т.д. Неповторимость, уникальность, индивидуальность явления лишает смысла задачу сопоставления, а потому выявить и измерить человеческую индивидуальность представляется крайне сложной задачей. Вероятно, на данном этапе развития научных исследований возможно лишь какое-то минимальное приближение к решению проблемы путём последовательного выделения человеческих типов как системы относительно гомогенных групп людей, обладающих сходными психофизиологическими характеристиками, которые могут быть использованы в качестве координат индивидуальности. Отличительной чертой типологического подхода к изучению индивидуальности является то, что при этом подходе точкой отсчёта служит не “норма”, а “тип”, понимаемый как единство природного и социального, как специально предложенный способ освоения индивидом своей природной сущности.
Типы, в основе которых лежат природные различия людей, взаимодействуют и дополняют друг друга, благодаря чему возрастают адаптационные возможности социума в целом. В данной работе нами рассмотрена типология индивидуальности в свете исследований учёного Э. Кречмера, который представил одну из лучших типологий за весь ХХ век.

Глава 1. Теоретический анализ конституционной типологии предложенной Э. Кречмером
1.1. Индивидуальность – как основополагающая составляющая личности
Мы много раз за свою жизнь слышали, как кто-то говорит о ком-то, что “Он индивидуален”. Однако не всегда, да и не все задумывались о том, что вкладывают люди в это понятия произнося его в повседневном общении. Ведь для того, чтобы понять смысл сказанного необходим контекст, в котором его следует понимать. Вот здесь и кроется корень различий понятия “индивидуальность” с точки зрения отдельного человека, который работает, как и миллионы его сограждан, и живёт, не особо задумываясь о смысле сказанных им слов и с точки зрения такой науки, как психология. К примеру, если рабочий - сантехник скажет о ком-то, что тот “индивидуален”, то, скорее всего под этим он будет подразумевать следующее: “этот человек, не похож на тех людей с которыми я общаюсь во дворе дома, на работе, он носит очки, не говорит даже приветствия, когда проходит мимо нашего стола, где все мы дружно играем в домино, он не такой как мы”. Согласитесь, довольно банально? Но, тем не менее, это одно из представлений индивидуальности в людском обществе. Ещё существует множество контекстов понимания у различных социальных слоёв, групп да и просто отдельно взятых людей, о том что такое индивидуальность. Однако, для того, чтобы разобраться в этом вопросе серьёзно, необходим научный подход, некоторые учёные решали эту проблему, и пришли к некоторым выводам, которые легли в основу их учений. Давайте посмотрим, что же подразумевается под индивидуальностью в психологии 1 .
Индивидуальность в психологии, это “человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Своеобразие это надо понимать проявляется в чертах темперамента, характера, в специфики интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.” Иными словами в психологии нет такого грубого разделения, что какая-то группа людей является плагиатом, а ходящий рядом человек не имеющий заметного отношения к ним и не делающий то же что и они является индивидуалистом. С точки зрения психологии, каждый человек уже индивидуален только потому, что ему присущи такие неделимые качества, которые отличают его от других, и такие же точно идентичные качества не могут быть найдены у другого отдельно взятого человека. Идентичность лишь схематична, она определяется общими качествами людей, но когда таковые качества представлены вместе, то это ясно даёт понять об отличиях одного человека от других. Основные параметры индивидуальности – психологический и физиологический 2 . Главным образом люди различаются по тому, как они мыслят, как относятся к вещам, как делают то или иное дело. А второй не менее важный фактор – визуальное различие во внешности (но не во внутреннем физиологическом строении). Однако одно определяет другое, в зависимости от своих внешних данных человек и ведёт себя в соответствии с ними. Например человек маленького роста и небольшой силы никогда не будет таскать неподъёмные для него грузы, предпочитая работу головой или без особых физических затрат. Поэтому я думаю в дальнейшем уместно говорить о психофизическом аспекте индивидуальности. Именно об этом можно много почерпнуть в идеях Кречмера.

1.2. Подход Э. Кречмера к типологии индивида

В работе «Строение тела и характер» 3 Э. Кречмер попытался увязать психологические особенности, с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе наблюдений он пришел к установлению связи между выделенными им типами телосложения, типами характера и психологическими особенностями личности.
Свою типологию Э. Кречмер строил на особенностях телосложения человека, он пытался найти признаки, по которым в клинике можно было бы проводить диагностику психических заболеваний.
В результате большого числа антропометрических исследований (измерений частей тела) Кречмер выделил четыре основных конституциональных типа 4:

    лептосоматик - отличается хрупким (астеническим) телосложением, высоким ростом, узкими плечами, плоской грудной клеткой, длинными и тонкими конечностями.
    пикник - человек с выраженной жировой тканью, полный, малого или среднего роста, с выступающим животом и круглой формой черепа.
    атлетик - характеризуется развитой мускулатурой и крепким телосложением; обычно имеет высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра.
    диспластик - человек с непропорциональным строением тела, характеризующимся различными деформациями.

Рис. 1. Конституциональные типы по Э. Кречмеру
Исследования, проведенные В. И. Куликовым, также подтверждают наличие полярных человеческих типов, которые имеют определенные морфологические и психологические особенности. В своей работе «Индивидный тест», «Словесный портрет» он описывает следующую группу морфологических признаков, относящихся к типам конституции человека выделенных Э. Кречмером.
Таблица 1. Морфологические признаки, выделенные Э.Кречмером

Тип Основные характеристики
Лептосомный Отличается узкосложенностью, которая проявляется во всех частях тела и видах тканей. Астеник имеет узкие плечи, таз, тощую шею, тонкие конечности. Благодаря такой вытянутости телосложения астеник кажется более высоким, чем он есть в действительности. Жировой и мышечный компонент развиты крайне слабо. Жироотложения у астеников практически нет. Кости также тонкие, но в относительном выражении оказываются преобладающим компонентом тела. Грудная клетка длинная, узкая и плоская, с острым надчревным углом (образованным нижними ребрами, сходящимися к грудине). Живот худой, впалый, плоский. Лицо узкое, вытянутое, со слабым "убегающим" подбородком и выступающим носом. подробно описывал форму носа астеников, например, говорил о его узости, остром опущенном кончике, что в действительности является скорее расовым, а не конституциональным признаком. Астенические особенности складываются в раннем детстве и остаются постоянными во всех возрастах. Ни в детстве, ни в старости астеники не проявляют склонности к накоплению жира или развитию мышц. Специфика этого типа, связанная с полом, проявляется в большей частоте низкорослости среди астеничных женщин.
Атлетический Характеризуется сильным развитием костного и мышечного компонентов. Плечи широкие, грудная клетка широкая и выпуклая. Надчревный угол близок к прямому. Живот упругий, с выраженным рельефом мышц. В целом туловище расширяется кверху. Шея массивная, кажется еще массивнее из-за большого развития трапециевидной мышцы. Кости массивные и толстые, что обусловлено значительным развитием мышц. Руки несколько удлиненные, с большим мускульным рельефом. Рост таких людей средний или выше среднего. Лицо атлетов грубоватое, высокое, несколько угловатое, с выраженным костным рельефом. Сильно развиты надбровные дуги, скулы выступают, нижняя челюсть широкая с большим "волевым" подбородком. Нос крупный, притупленный. Характерный комплекс атлетического типа складывается в период полового созревания, а после 25 лет становится еще отчетливее.
Пикнический Характеризуется склонностью к жироотложению при относительно слабом развитии мышечного и костного компонента. Грудь и живот пикника большие, широкие и объемистые. Шея короткая, толстая. Туловище, напротив, длинное. Грудная клетка выпуклая, заметно расширяется вниз, бочкообразная. Надчревный угол широкий. Живот толстый. Руки и ноги коротковатые, пухлые, со слабо развитой мускулатурой. Лицо пикников широкое, округлых форм, за счет обильного подкожного жира кажется уплощенным. Лоб широкий и выпуклый, нос средней величины, с прямой или вогнутой спинкой. Нижняя челюсть кажется шире за счет пухлых щек. Пикнический тип, в отличие от астенического и атлетического, достигает полного развития только после 30 лет, хотя склонность к развитию этого типа проявляется намного раньше.
Диспластический Характеризуется склонностью к жироотложению при относительно слабом развитии мышечного и костного компонента. Грубые очертания тела существенно различаются в зависимости оттого, имеет ли он жирный живот или толстую шею. Присоединение признаков других типов может совершенно затушевывать диспластическую картину, при тщательном рассмотрении и измерении обнаруживаются характерные диспластические компоненты. Комбинации с различными типами нередки - в этом случае данный тип имеет с вышеизложенные признаки.
Таким образом, можно сделать следующий, что выделение своих типов Э. Кречмер производил, руководствуясь методом наблюдения. Его конституциональная схема имела конкретное практическое предназначение – диагностирование людей по их морфологическим признакам. Он вполне справедливо считал, что существуют связи между психическими и конституциональными особенностями индивида. Вполне обоснованным при таком подходе выглядит и особое значение, придаваемое Кречмером описание телосложения - именно его можно с одного взгляда оценить при первой встрече с потенциальным клиентом. Лицо, по Э. Кречмеру, является "визитной карточкой индивидуальной конституции".
Таким образом, Э. Кречмер в соответствии с ранее выделенными типами телосложения различает три типа темперамента:
Таблица 2. Виды типов темперамента выделенных Э. Кречмером
Тип темперамента Описательные признаки

Шизотимик
Лептосоматическое, или астеническое, телосложение. Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.
Циклотимик Пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

Иксотимик
Атлетическое телосложение. При психических расстройствах проявляется предрасположенность к эпилепсии. Спокойный, маловпечатлительный, сдержанные жесты, мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

Разделение людей на типы, конечно, условно, однако оно помогает определить главные и второстепенные признаки, характерные для того или иного работника. При этом, правильный путь развития личности - это умение верно увидеть в себе и других сильные и слабые стороны всех трех компонентов, в соответствии с чем развивать ту сферу личности, которая наименее выражена. Следует, однако, помнить, что образ жизни и весь жизненный путь личности либо сохраняет, либо изменяет соответствие пикнического типа - эмоционально-коммуникативной психологической организации, астенического типа - когнитивной, атлетического - практической. Кроме того, абсолютно «чистых» типов телосложения меньше, чем смешанных (существуют еще пикнически-астенические, пикнически-атлетические, астенико-атлетические).
Знание типологии поведения работников имеют существенное значение для практики кадровой работы. Например, известно, что астеники - «мыслители» легче осваиваются на работах в проектных и конструкторско- технологических подразделениях (чертежники, техники, инженеры и т. д.), а также связанных с учетом и контролем (учетчики, операторы, контролеры, работники госприемки, бухгалтеры и т. п.). Использование пикников-коммуникаторов целесообразно в подразделениях производственно-экономической учебы, на работах, связанных с подбором, расстановкой и воспитанием работников, в службах социального развития. Например, совершенно очевидно, что более универсальными качествами доверительности может обладать эмоционально-коммуникативный тип работника по кадрам или заводского психолога. Атлетики-практики быстрее других осваиваются на различных высотах управления, поэтому их, при соответствующей подготовке, лучше использовать на должностях бригадиров и руководителей более высокого ранга, связанных непосредственно с производством материальных ценностей. Там, где требуется четкое выполнение обязанностей и бесприкословное подчинение, жесткая функциональная взаимозависимость членов коллектива, атлетик-практик будет на своем месте.

Глава 2. Исследование конституционной типологии
2.1. Программа наблюдения
Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного "глазения", которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается, прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.
Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать психологические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом 5 .
Наблюдение – это метод сбора первичной психологической информации о личности.
Данный метод дает наблюдателю:
- во-первых, возможность получить объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя, обеспечить фиксацию конкретных практических проявлений, свойств наблюдаемого объекта в формализованном виде;
- во-вторых, характеризуется широкой областью применения;
- в-третьих, позволяет объяснить, классифицировать, обобщить полученные факты, а не ограничиваться только их констатацией, описанием 6 . Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на систематизацию или классификацию 7 . В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но, тем не менее, взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.
Целью данной программы является изучение людей как носителей тех или иных известных психологических особенностей данных конкретных лиц с известными признаками, развитие профессионально важного качества специалиста-профессионала – наблюдательности.
Задачи:

    Теоретически отработать технику наблюдения и сформировать умения
следовать основным требованиям при организации наблюдения.
    Составить схему наблюдения личности и подобрать методики психологического наблюдения.
    Провести психологическое наблюдение.
    Интерпретировать полученные данные.
В данной программе использованы следующие методики наблюдения:
1. Схема визуального наблюдения 8 (см. таблица 3.).
2. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением 9 .

Таблица 3. Схема наблюдения

Наблюдаемый параметр Описание

Общее впечатление о человеке, его физические характеристики


Обстановка
Где, в каких условиях происходит наблюдение? Окружение, скопление людей или малолюдно, размер помещения.

Наблюдаемый
Кто он? (мужчина или женщина, предположительный возраст, рост, вес, тип телосложения по Э. Кречмеру)

Внешность и поведение
Походка: семенящая, нерасторопная, статная, вальяжная, спокойная, торопящаяся, спотыкающаяся, подпрыгивающая. Особые манеры (кусание ногтей, моргание, тики, одергивание и др.)
Внешний вид Одежда: опрятность, небрежность, явные особенности
Общая подвижность Движения Быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности;
Поза Оцепенелая, расслабленная, подавленная, жмущееся;
Социальное поведение Контактность: Смелый – несмелый – равнодушный - застенчивый;
Общее настроение
Довольный - недовольный, серьезный - спокойный-веселый, грустный, вспыльчивый;

Невербальные
проявления
Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением
Цель: оценка внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.
Бланк методики.
Поведение
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность.... 1
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.)................. 2
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования.................. .......................... 3
Частая смена настроений, раздражительность.............................. ............... 4
Мимика. Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты….……... 1
Мимика и пантомимика не отличаются от обычной....................... ............. 2
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре..................... .............................. . 3
Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция.................. .......... 4
Движения
Движения замедленные, вялые......................... .............................. ................ 1
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно.................... ............... 2
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет...... 3
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела....... 4
Статические позы
Позы неудобные, не меняющиеся, застывшие статические положения…. 1
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене.......................... 3
Позы неудобные, частая их смена ……………………………............. ........ 4
Речь
Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос........................ 1
Обычная речь.............................. .............................. .............................. ......... 2
Речь учащенная, громкая или выразительная, чем обычно…………….... 3
Окончания слов нечетки. Заметные изменения в интонации голоса…..... 4
Вегетативные сдвиги
Дыхание обычное или замедленное. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены……. 1
Дыхание обычное. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный........ 2
Интерпретация данных.
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному - фоновому - эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл - недостаточному эмоциональному возбуждению (предстартовой апатии); оценка 3 балла - повышенному по сравнению с обычным уровнем эмоционального возбуждения; оценка 4 балла - состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.

2.2. Интерпретация и анализ полученных результатов
Наблюдение проводилось (отчество, студенткой – название ВУЗА)
Перед осуществлением наблюдения была проведена техническая подготовительная работа:
заготовить регистрационные листы (или бланки, схемы);
точно знать, в какой форме будет вестись запись;
проверить наличие записывающих средств;
продумать ситуацию включения в наблюдение;
определить место, с которого можно наилучшим образом увидеть то, что интересует;
осуществить наблюдение и зафиксировать результаты.
Ход исследования:
На первом этапе проводилось визуальное наблюдение за личностью, далее полученные данные фиксировались в бланке методики наблюдения за эмоциональными проявлениями психики человека, и составлялся вывод по личности.
Результаты наблюдения:

      Первый наблюдаемый
Наблюдение происходило в зале ресторана, который достаточно просторный по своим размерам, где расположено 18 обеденных столов. Большого скопления людей в момент исследования не было, так как это происходила в 11 часов утра.
Наблюдаемый мужчина, предположительный возраст 40-43 года, рост чуть выше среднего, вес от 85 до 95 кг, вошел вальяжной, спокойной походкой. Тип телосложения по Э. Кречмеру - пикнически-атлетический. Замечено отклонение его индивидуальных значений от нормы – увеличение жировой ткани в телосложении. Телесных изъянов – диспропорций не выявлено.
Одежда выглядит небрежно, мужская сорочка не достаточно отутюжена, подушечка галстука не плотно прилегает к воротнику, стрелки и задняя часть брюк немного замяты. Движения целенаправленные, напряженные. Когда посетитель сел за стол кисти рук были сжаты в «замок» - психологические преграды. Замечено преобладание изделий из желтого металла на кистях рук. Что может свидетельствовать о нарциссизме.
При обращении к испытуемому с предложением услуг ресторана было выявлено, что он в общении смелый, но участвует формально с тенденцией к избеганию. Общее настроение у наблюдаемого можно охарактеризовать - недовольный, серьезный. Взгляд быстрый, не удерживаемый длительно, немного неуважительный.
Лицо округлое. Мимика не очень подвижна. При разговоре замечены пантомимические гримасы – плотное сжимание и выпячивание губ, вращение носом и подбородком.
Речь негромкая, тон немного фамильярный, акцента не выявлено, выговор правильный. Дикция четкая, плавная немного с растягиванием слов. Общая активность понижена. Выявлено что тип темперамента иксотимичный.
После формального знакомства было выявлено, что наблюдаемый Волков Александр Викторович, 1972 года рождения, проживающий в г. Сургут, занимает должность менеджера в ОАО «Сургутнефтегаз». В г. Ханты-Мансийск отправлен в командировку. Подробной информации о себе не сообщил, сославшись, на что посторонних это не должно интересовать.
      Второй наблюдаемый
Наблюдение происходило в зале ресторана, который достаточно просторный по своим размерам, где расположено 18 обеденных столов. В момент наблюдения было большое скопление людей, так как это происходила в 12 часов 30 мин.
Наблюдаема женщина, предположительный возраст 50-55 лет, рост средний, вес от 75 до 80 кг, тип телосложения по Э. Кречмеру - пикнический. Замечено отклонение его индивидуальных значений от нормы – увеличение жировой ткани в телосложении. Телесных изъянов – диспропорций не выявлено.
Походка быстрая, семенящая.
Одежда опрятная. Деловой юбочный костюм сидел отменно, был чист, аккуратен с ноткой кокетливости, о чем свидетельствовал развивающийся шарф во время походки.
Движения точные, целенаправленные. Женщина контактна.
Общее настроение было игривое, приподнятое.
Взгляд прямой – глаза в глаза.
Мимика подвижна, улыбчива.
Когда посетительница села за стол кисти рук разложила перед собой на стол с растравленными пальцами. Что свидетельствует о доброжелательности, открытости и контактности.
Речь быстрая, заискивающая, связная. Дикция четкая, внятная. Выявлено что тип темперамента циклотимичный.
После формального знакомства было выявлено, что наблюдаемый Скачкова Надежда Федоровна, 1961 года рождения. Занимает должность управляющего делами администрации городского поселения Покровское. Замужем, имеет двоих взрослых детей и одного внука. В г. Ханты-Мансийск приехала в командировку с коллегами по работе, остановились в гостинице «Славянская», в отличном номере с видом на главную достопримечательность города, памятник коренным народам севера.
и т.д.................

План ответа

    Подходы к типологии индивидуальности.

    1. Подходы к выделению

      Принципы построения

    Строение тела и характер.

    1. Типология Э. Кречмера

      Типология У. Шелдона

    Выделение общих психологических типов по К.Г. Юнгу

Ответ:

  1. Подходы к типологии индивидуальности.

    1. Подходы к выделению

Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого (Петухов). Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.

Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.

Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.

По другим основаниям выделяются два подхода: диагностико-коррекционный (ед изучения черта, свойство, она появляется либо из-за влияния среды, либо самого организма, работают с ней диагностикой и коррекцией), конструктивно-психологический (свойство появляется в своем развитии, в результате решения проблемы, источник его сама личность, работа психологическая помощь, консультирование).

Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.

Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.

Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном (от общего к частному) выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.

  • 9. Проблема формирования навыка, явления переноса и интерференции.
  • 2.Контроль за осуществлением действий и операций, смещается с пр-са на конечный рез-т.
  • 3.Упражнение.Тренировка упражнения- позволяет автоматизировать действия. Упражнение формирует навык и не даёт этому навыку пропасть!
  • 10. Действие и операция в структуре деятельности. Микроструктура и виды действий.
  • 11. Экстериоризация и интериоризация.
  • 12. Теория поэтапного формирования умственных действий п. Я. Гальперина.
  • 1.Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходи ориентация в задании первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
  • 13. Психологическая характеристика основных видов деятельности.
  • 14. Деятельность человека и поведение животных: сравнительная характеристика.
  • 15. Индивидуально-психологические особенности осуществления деятельности. Задатки и способности.
  • 16. Понятие об общении. Общение и совместная деятельность.
  • 2.Спецефическую(заключ в том, что у ребёнка при помощи общения формир. Сознание, речь, мышление, нравственные аспекты).
  • 17. Функции и мотивы общения.
  • 18. Стороны общения.
  • 1. Субъект а, каков он есть на самом деле.
  • 2. Субъект а¢, каким а сам себя представляет.
  • 3. Субъект а¢¢, каким его воспринимает партнер по общению.
  • 19. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры общения.
  • 20. Перцептивная сторона общения. Механизмы познания себя и собеседника в процессе общения (классификация, рефлексия, эмпатия).
  • 21. Явления стереотипизации и установки в общении.
  • 22. Роль каузуальной атрибуции в общении.
  • 2. Соответствие действия культурным нормам.
  • 23. Роль эффектов восприятия в общении: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект проекции.
  • 24. Межличностная аттракция.
  • 25. Интероктивная сторона общения.
  • 26. Социальная роль и социальная норма в системе межличностных отношений.
  • 2.Социальные нормы.
  • 27. Понятие конфликта в психологии. Виды и Функции.
  • 28. Характеристика структурных компонентов конфликта.
  • 29. Динамика развития конфликта.
  • 30. Стратегии разрешения конфликтов.
  • 31. Индивид и личность: определение и соотношение понятий.
  • 32. Структура личности.
  • 33. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  • 1.Осознание мотивов и смыслов. 2.Личностный выбор. 3.Формирование мотивов и смыслов.
  • 34. Характеристика самосознания как структурного компонента личности.
  • 35. Эмоционально-волевая сфера личности.
  • 36. Основные этапы развития личности в онтогенезе (а. Н. Леонтьев).
  • 37. Механизмы формирования личности.
  • 1) Появляются новые мотивы;
  • 2) Происходит соподчинение мотивов;
  • 3) Видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
  • 38. Методы изучения личности.
  • 39. Социализация личности как психологическая проблема.
  • 41. Понятие о темпераменте. Сферы проявления темперамента.
  • 42. История изучения темперамента.
  • 43. Учение и. П. Павлова о свойствах нервной системы.
  • 44. Психологическая характеристика темперамента.
  • 45. Общее представление о характере. Характер и личность.
  • 46. Сравнительная характеристика понятий “темперамент” и “характер”.
  • 47. Клинический и теоретический подходы к построению типологий характера.
  • 48. Конституционные типологии характера э. Кречмера, у. Шелдона.
  • 49. Понятие о психопатическом характере (п. Ганнушкин). Признаки психопатий.
  • 50. Понятие об акцентуации характера. Типологии акцентуированных характеров к. Леонгарда, а. Личко.
  • 48. Конституционные типологии характера э. Кречмера, у. Шелдона.

    Конституционная типология характера Э. Кречмер предложил типологию характера строить исходя из конституции человека. Он выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела (конституции) человека: астенический, атлетический и пикнический. И хотя достаточно глубокое обоснование этой классификации им не предложено, пользуются ею многие психологи и психиатры. 1. Астенический тип – это человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми конечностями, вытянутым лицом, слабой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. 2. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры, кожи. 3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слаборазвитых мышцах плечевого пояса и конечностей. Следует отметить, что в чистом виде описанные выше три типа конституции человека встречаются довольно редко. Чаще всего бывают смешанные типы: пикнически-астенический, пикнически-атлетический, астенически-атлетический. Э. Кречмер в своих исследованиях выявил, что тип строения тела коррелирует со склонностями к вполне определенным психическим заболеваниям. Так, маникально-депрессивным характером чаще всего отличаются люди с крайне выраженными чертами пикника, к шизофреническим заболеваниям более склонны атлетики и астеники. Первых он назвал циклотимиками, вторых – шизотимиками. «Душевное настроение у каждого из обоих типов темперамента, – отмечает Э. Кречмер, – постоянно колеблется между двумя другими аффективными контрастами: у циклотимиков, главным образом, между весельем и печалью, у шизотимиков – между повышенной чувствительностью и холодностью». Исходя из этого, было выделено шесть групп темпераментов в зависимости от того, имеет ли циклотимический темперамент тяготение к полюсу веселого или грустного настроения, а шизотимическии темперамент – к полюсу чувствительности или холодности или же наблюдаются у тех или иных средние данные по этим показателям. Циклотимики: 1. Гипоманики: пылко-подвижные, веселые. 2. Синтонные: практические реалисты, даровитые юмористы. 3. Тяжелокровные: медлительные, склонные к депрессии. Шизотимики: 4. Гиперастеники: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты. Здесь понятие «темперамент» дано в трактовке Э. Кречмера как слово, адекватное понятию «конституционный тип личности». 5. Шизотимные (среднее положение): хлоднокровно-энергичные, систематически-последовательные, спокойно-аристократические. 6. Анестетики: холодные, холодно-нервозные, взбалмошные чудаки, аффективно-слабые, тупые бездельники. Э. Кречмер отмечает, что циклотимики по своей жизненной установке «здесь и сейчас» и своему поведению в обществе склонны всецело отдаваться окружающему миру и настоящему моменту. Они являются людьми с открытым, сердечным и непосредственным характером независимо от того, кажутся ли они слишком предприимчивыми или созерцательными, неподвижными и медлительными. Из них выходят такие типы, как деятельные практики и чувствительные искатели наслаждений, реалисты и добродушно-сердечные юмористы, исследователи-эмпирики, решительные, идущие напролом натуры, ловкие организаторы и умелые посредники. Жизненная установка шизотимических темпераментов, напротив, состоит в самоудовлетворенности, в создании своей внутренней жизни, изолированной индивидуальной области, внутреннего мира, чуждого действительности, мира принципов, идей и грез. Здесь мы можем увидеть и большое количество дефектных типов – ворчливых оригиналов, эгоистов, безудержных кутил и преступников. Среди социально ценных типов можно обнаружить как тонко чувствующего мечтателя, отрешенного от жизни идеалиста, так и нежного, но в то же время и равнодушного аристократа. Изучением конституционной типологии характера занимались и отечественные психологи. Так, Н.Н. Обозовым выявлено, что астеники в целом боле устойчивы к стрессу, чем пикники. У пикников более слабая нервная система, у астеников – средняя, а у атлетиков чаще всего – сильная. Лица с астеническим телосложением чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах. У них открытое и субъективное мышление, а это требует при взаимодействии с ними предельной предупредительности и внимания. Астенические женщины, как правило, имеют проблемы в личной жизни в силу своей замкнутости и субъективного мышления. Напротив, женщины с пикническим телосложением легче справляются с затруднениями в личной жизни. А вот женщины с атлетическим телосложением, когда встречаются с подобными же им людьми, имеют определенные трудности в межличностном общении. Этот тип женщин стремится доминировать в отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение подавляет представителей других типов и вызывает агрессивность со стороны таких же, как они.

    Концепция темперамента, выдвинутая У. Шелдоном весьма популярна. В основе представлений Шелдона, чья конституциональная типология близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающий его функцией. Но эта зависимость замаскирована благодаря сложности нашего организма и психики, и потому раскрыть связь между физическим и психическим возможно при выделении таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени демонстрируют подобную зависимость.

    У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, которые он описал, пользуясь специально разработанной фотографической техникой и сложными антропометрическими измерениями. Оценивая каждое из 17 выделенных им измерений по 7-балльной шкале, автор пришел к понятию соматотипа (типа телосложения), который можно описать с помощью трех основных параметров. Заимствуя термины из эмбриологии, он назвал данные параметры следующим образом: эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия. В зависимости от преобладания какого-либо из них (оценка в 1 балл соответствует минимальной интенсивности, 7 баллов - максимальной). У. Шелдон выделил следующие типы телосложения. 1. Эидоморфный (7-1-1). Название связано с тем, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей такого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое,с избытком жировой ткани. 2. Мезоморфный (1-7-1). У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое по функциям определенных органов тело: противоположное мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой. 3. Эктоморфный (1 -1 -7). Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

    Если отдельные параметры выражены одинаково, автор относил данного индивида к смешанному (среднему) типу, оценивая его как 1-4-4.

    В результате многолетних исследований здоровых, нормально питающихся людей различного возраста У. Шелдон пришел к выводу, что этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.

    Он изучил 60 психологических свойств, причем его основное внимание было обращено на такие свойства, которые связаны с характеристиками экстраверсии - интроверсии. Они оценивались, как и в случае соматотипа, по 7-балльной шкале. С помощью корреляции были выделены три группы свойств, названные по функциям определенных органов тела: - висцеротония (лат. viscera - «внутренности»), - соматотония (греч. soma - «тело»), - церебротония (лат. сечевчит - «мозг»).

    По мнению У. Шелдона, у каждого человека имеются все три названные группы физических и психических свойств. Преобладанием же тех или иных и определяются различия между людьми. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон утверждает, что между типом телосложения и темпераментом имеется большое соответствие. Так, у лиц с доминирующими качествами эндоморфного телосложения выражены свойства темперамента, относящиеся к висцеротонии. Мезоморфный тип коррелирует с соматотоническим типом, а эктоморфный - с церебротоническим.

    "