Параллельное соединение придаточных. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

13.10.2019

Урок: «Виды подчинения придаточных предложений»

Цели урока : научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Задачи урока :

Образовательные:

Расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;

Повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения;

Повторить виды придаточных предложений;

Формировать навыки и умения грамотного письма;

Закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

Развивать умение систематизировать, анализировать;

Развивать внимание и речь, логическое мышление;

Развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе);

Воспитательные:

Воспитывать потребность в знаниях;

Воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1.Организационный момент .

Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня у нас новая тема урока, связана она со сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций.

Посмотрите внимательно на задание 13 одного из вариантов ГИА. Оно звучит так:

13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________. (на доске)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений»

Каковы же наши цели и задачи?

Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением.

2. Орфографическая разминка (Тест каждому с последующей проверкой)

У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты)

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. заросли ( -роС- – о, -раСТ-, -раЩ)

2. роса

3.мерка

4. запоздалый

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. беззаветно

2. пробираться (-е-/-и-:)

3. приступить

4. проредить

Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем.

Бер- – -бира-: уберу – убираю

Дер- – -дира-: удеру – удираю

Мер- – мира-: умереть – умирать

Пер- – -пира-: запереть – запирать

Тер- – -тира-: утереть – утирать

Блест- – -блиста-: блестеть – блистать

Стел- – -стила-: стелить – застилать

Жег- – -жига-: зажег – зажигать

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

1. обнаженный,

2. посвятить

3. поражать

4. равнина ( равн- – -ровн-)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение.

Ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое, прямое: Разровняй складочки.

3.Синтаксическая разминка.

1 задание (устно)

1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Согласование на управление.

книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).

2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Примыкание на управление.

отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)

3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Управление на примыкание.

ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)

4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Управление на согласование.

Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)

2 задание (на листах, предложение записано на доске, один работает у доски)

- Запишите сложноподчинения предложения, выделите грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного.

[ Вид у него был такой ], (как будто его кто – то обидел ).(определительное)

[ Х ], (какой…)

[ Была ночь ],(когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу)

(1придаточное – определительное, 2 – определительное, 3 - изъяснительное)

Какая? Какого? Почему ?

[ Х ], (когда…) , (где..), (потому что ….)

Чем отличаются эти предложения? (в 1-м одно придаточное, во 2-м три придаточных.

Вывод: Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений.

4.Изучение новой темы

Проведем исследование. Вспомним материал по физике «Виды соединения проводников»

Какие виды соединений проводников существуют? (Последовательное и параллельное)

Как соединяются проводники при последовательном соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда).

Как соединяются проводники при параллельном соединении?

(Все проводники соединяются в двух точках - узлах. При параллельном соединении начала всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а концы – к другой).

Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.

Мы отметили, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных предложений. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.

Возможны три вида подчинения придаточных предложений :

1) последовательное подчинение,

2) параллельное подчинение,

3) однородное подчинение.

1.Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Рассмотрим (Все предложения на доске)

[ Я боюсь ], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который…).

чего? Какой?

[ Х ], (что…) , (который…)

(Последов., если убирается часть цепи или предложения,нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения)

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

2.Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).

(1 – времени, 2 – цели)

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

когда? С какой целью?

(когда…) , [ Х ], (чтобы…)

(Параллел. ,если убирается часть цепи или предложения,не нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения)

3.Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом , то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос .

[ Я неожиданно почувствовала ], (как напряжение спало ) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Что ?

[ Х] ,(как..)и (как..)

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

5. Закрепление

Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений

1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

[ …натягивал], ( пока…не убедился ), ( что… )

Последовательное подчинение

2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

Когда?

[ …, (когда…), (когда…)…успокоился ]

Однородное подчинение

3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.

Когда? Что?

(Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)

Параллельное подчинение

6.Оценка учебно – познавательной деятельности

ФИ

задания

итог

Задание 1.

1)Арсину ничего не оставалось делать, как начать стаскивать с себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую малицу. 2) Когда в избушке стало совсем тепло, Тая вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.

Задание 2 . Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1). Еще не было подвижки льда, и забереги оставались пока узкими и мелкими: даже отсюда было заметно, что вода едва достигает брюха животных. 2) Рядом с некоторыми важенками семенили только-только появившиеся на свет оленята. 3) Арсин видел, как нерешительно малыши пускались вплавь, как усиленно при этом хоркали важенки, делая сигнал следовать за ними.

Задание 3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на остров переправляется довольно большое стадо, которое движется все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину)

Задание 4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.

1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда шел. 2)Опомнился лишь на берегу широкого Мелексимского сора, километрах в двадцати от прежнего места.3)Поднял голову: солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину)

Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам.

7.Итог урока

Подведем итог урока:

Назовите способы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении?

Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения?

(Чтобы расставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания)

8.Домашнее задание:

1. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

2. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.

Б) Параллельное (неоднородное).

В) Последовательное.

3. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

4. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

5. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному - второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что …), (союзное слово который …).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное - придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда …), [ … ], (союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как …) и (союз как …).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и . Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?

  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?

    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?

    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение

Соединение предложений при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Макар и не заметил раньше, что на равнине как будто стало светать (Короленко).

Раз разные, то это параллельное подчинение. От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Среди предложений 712 найдите СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с однородными придаточными (7) Артист же, вышедший на сцену, сам становится рабочим инструментом. Среди предложений 6 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Найдите СПП с последовательным подчинением придаточных 1.Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия.

Сложноподчиненное предложение

СПП - это предложение, части которого связаны подчинительными союзами.Подчинительные союзы - что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие. СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение. От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. 3. Придаточное от главного всегда отделяется запятыми.

Комбинированное подчинение. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном.

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

Сложноподчинённые предложения усложнённой структуры

Гораздо чаще в текстах встречаются предложения из трех и более частей, в которых используется несколько придаточных. Стрелочками мы показываем, откуда именно мы задаем вопрос к придаточному (с конца предыдущей части, с начала или с середины). Из данной схемы видно, что вторая часть разрывает первую, так как вопрос задается с середины главного предложения. В данном примере однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз И, при этом в обеих частях повторяется союз КАК. Обратите внимание на пунктуацию при однородных придаточных. В предыдущих предложениях придаточные части присоединялись с помощью одинаковых союзов.

И в этот день, когда граф уже ушел, Александр старался улучить минутку, чтобы поговорить с Наденькой наедине (А. Гончаров). Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться (Л.Н. Толстой).

Состоит из трёх обычных предложений: 1-ое — главное, другие — придаточные дополнительные. В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что в том случае). Не считая того, сочинительный альянс а, который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом в том случае (а в том случае). По общим правилам они должны делиться запятыми, однако дальше следует 2-ая часть двойного союза в том случае… Каковы правила постановки символов препинания в сложноподчинённом предложении? Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении? Где отыскать упражнения по теме «Сложноподчинённые предложения»?

Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений). Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым). 2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных. 13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Пытаюсь привить любовь к сложным предложениям и детям. Говорю, что можно дать на разбор одно предложение и понять, насколько хорошо ученик знает Синтаксис.

Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Приставки в слове «позиция» уже содержат указание на место придаточной части в предложении. Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она… И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова «memoires», и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.

Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение». Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана. 1-е придаточное – изъяснительное. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня – придаточное определительное. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом – придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла – придаточное уступки.

И все, что с ним связано, изучается в школьном курсе русского языка, а также входит в экзаменационную работу.

Варианты подчинения зависимых частей (последовательное подчинение придаточных в том числе) будут рассмотрены ниже.

Сложноподчиненное предложение: типы придаточных

Сложноподчиненным является предложение, где есть две или более грамматические основы, одна из которых главная, остальные - зависимые. Например, костер погас (главная часть), когда наступило утро (зависимая часть). Придаточные, или зависимые, части могут быть разных видов, все зависит от вопроса, который задается от главного предложения к зависимому. Так, при вопросе какой зависимая часть считается определительной: лес (какой?), в котором мы гуляли, поредел. Если к зависимой части заедается вопрос обстоятельства, то придаточная часть определяется как обстоятельственная. Наконец, если вопрос к зависимой части - один из вопросов косвенных падежей, то придаточная называется изъяснительной.

Сложноподчиненное предложение: несколько придаточных

Нередко в текстах и упражнениях встречаются где несколько придаточных. При этом разными могут быть не только сами придаточные, но и способ их подчинения главному предложению или друг другу.

Способ подчинения придаточных предложений
Название Описание Пример
Параллельное подчинение К главному предложению относятся зависимые части разного типа. Когда лед тронулся, началась рыбалка, которой мужики ждали всю зиму. (Главное предложение: началась рыбалка. Первое придаточное обстоятельственное: началась (когда?); второе придаточное определительное: рыбалка (какая?).
Однородное подчинение К главному предложению относятся зависимые части одного типа. Всем известно, как строилась БАМ и как дорого за нее заплатил народ. (Главное предложение: всем известно. К нему относятся оба придаточных изъяснительных: как строилась БАМ и как дорого за нее заплатил народ. Придаточные являются однородными, так как относятся к единому слову - известно, к ним задается один вопрос: известно (что?)
Последовательное подчинение К главному предложению относится одно придаточное, от которого зависят другие придаточные. Он догадывался, что фильм, который они посмотрели, не понравился им. (От главного предложения он догадывался зависит одно придаточное: что фильм не понравился им . От придаточного, относящегося к главному предложению, зависит другое: который они посмотрели.

Определить параллельное, однородное, последовательное подчинение придаточных - задача, вызывающая трудности у обучающихся. Решая данный вопрос, необходимо в первую очередь найти главное предложение, а затем, задавая от него вопросы, определить характер подчинения.

Соподчинение и последовательное подчинение

В сложноподчиненных предложениях, в которых несколько предикативных основ, может быть соподчинение придаточных. Соподчинеными являются придаточные, зависящие от единого главного предложения. Последовательное подчинение отличается от соподчинения. Дело в том, что в сложносочиненных предложениях с последовательным подчинением от главного предложения зависят не все придаточные, то есть в них нет соподчинения.

Нелегкой является задача по определению типов придаточных, особенно в предложениях с последовательным подчинением. Вопрос в том, как найти последовательное подчинение придаточных.

  • Внимательно прочитать предложение.
  • Выделить грамматические основы.
  • Определить, является ли предложение сложноподчиненным. Другими словами, выяснить есть ли главная и зависимые части, или части сложного предложения равноправны.
  • Определить придаточные части, относящиеся непосредственно к главному предложению.
  • Придаточная часть, не связанная по смыслу с главным предложением, будет относиться к другой, зависимой от главного предложения части. Это последовательное подчинение придаточных частей.

Следуя данному алгоритму, можно быстро найти предложение, указанное в задании.

Главное - знать ответ на вопрос, последовательное подчинение придаточных - что это? Это сложноподчиненное предложение, где от главного предложения зависит такая придаточная часть, которая является главной для другого придаточного.

Структура предложений с последовательным подчинением придаточных

Наиболее интересным в структурном плане является сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Цепочка взаимозависимых придаточных может находиться как за пределами главного предложения, так и внутри него.

День, который они провели в солнечном городе, где находится много исторических памятников, запомнился им навсегда.

Здесь главное предложение день запомнился им навсегда опоясывает связанные друг с другом придаточные. От главного предложения зависит придаточная определительная часть который они провели в солнечном городе. Эта придаточная часть является главной для придаточной определительной части где находится много исторических памятников. Следовательно, это последовательное подчинение придаточных. В другом предложении Он видел, как хозяин ругал своего кота за то, что тот поймал цыпленка главное предложение расположено за пределами придаточных.

Примеры последовательного подчинения придаточных

Последовательное подчинение придаточных частей употребляют как в разговорной речи, так и в письменной. Такие предложения встречаются в произведениях художественной литературы. Например, у А.С. Пушкина: Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей, что и было...причиною проступку Корсакова, который на другой день приезжал извиняться перед Гаврилою Афанасьевичем ; у Л.Н. Толстого: Вспомнил, как один раз он думал, что муж узнал, и готовился к дуэли..., в которой он намеревался выстрелить на воздух ; у И.А Бунина: А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось..., что эта тишина - тайна, часть того, что за пределами познаваемого.

В данном виде СПП простые предложения образуют своеобразную цепь: От главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й.

В следующих примерах вопросы к следующей придаточной будут ставиться в скобках.

А Николай пошел на службу(зачем?), чтобы чтобы никто не сказал, что он не любит свою работу(какую?), которую он действительно не любил.

СПП с запятой на стыке 2-х союзов имеет последовательное подчинение.

Он сказал, что, когда придет отец, пойдем в парк. (Предложение разобрано ниже.)

Разбор: Он сказал (что?)-> пойдем в парк(когда?)-> когда придет отец.

Бессоюзное предложение

Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причи­ну, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

Виды сложных бессоюзных предложений.

Наиболее широко распространена классификация видов бессоюзных предложений по лексическому значению. В соответствии с этим выделяют следующие СБП:

- пояснительные СБП:

На улице творилось что-то непонятное: внезапно послышался невероятный шум.

- СБП со значением последовательности:

Из-за туч выглянуло весеннее солнце, быстро потеплело.

- дополнительные СБП:

Он решил выйти на работу: нужно было выйти вместо заболевшего напарника.

- СБП со значением условия:

Вернусь домой – выгоню всех приживал.

- СБП со значением причины:

Раздался шум открывающейся двери: Вика вернулась с учебы.

- СБП со значением времени:

Солнце взошло – птички весело зачирикали.

- СБП со значением сопоставления:

Делу время – потехе час.

- СБП со значением следствия:

Телевизор сломался: произошел скачок напряжения.

Прямая речь и ее оформление на письме.

Оформление прямой речи

1. Прямую речь нужно выделять кавычками.

3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или восклицательный знак и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с большой буквы. Предложения с прямой речью:

"Я тебя никому не отдам", – взволнованно прошептал Антон.

"Кто там?" – испуганно спросил Пашка.

"Бежим скорее!" – крикнул Сережа.

2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов – точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так.