Переселение мухаммеда из мекки. Ночь Хиджры: из Мекки в Медину. Начало проповеди и религиозная деятельность

26.05.2021

В числе важнейших вех в истории ислама - переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.

О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению (Милади).

Хиджра в Эфиопию

Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама - в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.

В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).

Предпосылки переселения в Медину

В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.

Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.

Хиджра

В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) - (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.

В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.

После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев - ансаров.

Последствия

В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий - христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи - .

Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.

Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.

hиджра – переселение Пророка Мух аммада, мир Ему, вместе со сподвижниками из Мекки в Медину, ставшее одним из поворотных событий за всю историю Ислама. Всевышний повелел Пророку, мир Ему, совершить переселение в город Яс риб (Медину), где и было основано государство, давшее миру пример праведного правления – по Закону, ниспосланному Творцом.

Переселение произошло спустя 13 лет после получения Пророком, мир Ему, Откровения от Алла hа Всевышнего.

Сказано в Священном К ур`а не (Сура «Ат-Тау ба», Аят 40):

﴿إِلاَّ تَنصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللهُ إِذْ أَخْرَجَهُ الَّذِينَ كَفَرُواْ ثَانِيَ اثْنَيْنِ إِذْ هُمَا فِي الْغَارِ إِذْ يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لاَ تَحْزَنْ إِنَّ اللهَ مَعَنَا فَأَنزَلَ اللهُ سَكِينَتَهُ عَلَيْهِ وَأَيَّدَهُ بِجُنُودٍ لَّمْ تَرَوْهَا وَجَعَلَ كَلِمَةَ الَّذِينَ كَفَرُواْ السُّفْلَى وَكَلِمَةُ اللهِ هِيَ الْعُلْيَا وَاللهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ﴾

Это означает: «Даже если вы [жители Мекки] не поддержали Пророка Мух аммада, мир Ему, то Алла h даровал Ему поддержку. Пророк Мух аммад по повелению Алла hа покинул Мекку, чтобы не было вреда от неверующих. Когда Он вместе со своим сподвижником Абу Бакром был в пещере, то сказал ему: «Не огорчайся, Алла h с нами», (т.е. Алла h поддерживает нас). Алла h даровал Ему спокойствие и в поддержку послал Ангелов. Алла h даровал преимущество мусульманам, и слово истины было возвышено над словами язычников – словами несправедливости и угнетения. Воистину, Алла h Всемогущий, Справедливый».

Пророк Мух аммад, мир Ему, призывал к справедливости, добру, культуре и нравственности, а также Он запрещал зло, нарушения и угнетение. Выполняя повеление Создателя, Пророк, мир Ему, и его последователи покинули Мекку и переселились в Медину. Еще до Переселения часть жителей Мекки приняли Ислам, из них: Абу Бакр Ас -С ыддык , ‘Умар Аль-Фарук , ‘Ус ман ибн ‘Аффа н, ‘Алий ибн Абу Та либ, Биляль Аль-Х абаший и другие. Но те, кто остались в неверии, стали вредить Пророку, мир Ему, и Его сподвижникам. Притеснения верующих усиливались. Некоторые сподвижники по велению Пророка Мух аммада, мир Ему, переселились в Х абаша (Эфиопию) для распространения Ислама. Их было около восьмидесяти. Среди них были ‘Ус ман ибн ‘Аффан и Джа‘фар ибн Абу Т алиб, да благословит их Алла h.

Пророк Мух аммад, мир Ему, был покорным Алла hу. Несмотря на то, что Посланник терпел много зла от язычников, Он не воевал с ними, так как Его миссией было призывать к Исламу, и Бог не повелел тогда противостоять язычникам силой. Например, когда Пророк, мир Ему, молился возле Ка‘бы, человек по имени ‘Ук ба ибн Абу Му‘ыт бросил на спину Пророка помет верблюдицы. А также язычник Абу Джаhль хотел убить Пророка Мух аммада, мир Ему, но Абу Бакр остановил его и сказал:

"أَتَقْتُلُونَ رَجُلاً يَقُولُ رَبِّيَ اللهُ؟"

Это означает: «Ты что! Хочешь убить человека за то, что он говорит: «Мой Бог – Алла h»?!»

Язычники издевались над Пророком: бросали в Него камни, пытались унизить и даже сломали нашему Пророку зуб. Но Пророк Мух аммад получил явную поддержку и великую помощь от Алла hа. Он не прекращал призыв и поступал только так, как повелел Ему Всемогущий Творец.

Переселение Пророка не было ради отдыха и прекращения призыва к Исламу или бегством от язычников. Он переселился, подчиняясь повелению Алла hа, как Пророк, мир Ему, сказал об этом:

“مَا لي وَلِلدُّنْيَا وَمَا لِلدُّنْيَا وَلي، إِنَّمَا أَنَا كَرَاكِبٍ اسْتَظَلَّ تَحْتَ شَجَرَةٍ ثُمَّ رَاحَ وَتَرَكَهَا”

Это означает: «Мирские блага не интересуют меня, и я не увлечен ими. Воистину, я как путешественник, который остановился отдохнуть под тенью дерева, а затем продолжил свой путь, покинув это место».

Ни один из Пророков не прекращал призывать к Исламу, и даже не ослабевало их старание в этом, несмотря на большие трудности и угнетения. Язычники удивлялись тому, какое великое терпение было у Пророка Мух аммада, мир Ему, и сказали его дяде Абу Т алибу: «О, Абу Та либ! Чего хочет твой племянник? Если он хочет быть самым влиятельным, то мы предоставим ему эту возможность, и ни одно решение не будем принимать без согласования с ним. Если он хочет богатства, то соберем и дадим ему столько, что он будет самым богатым из нас. А если он добивается власти, то выдвинем его нашим главой». На что наш любимый Пророк ответил своему дяде:

"وَاللهِ يَا عَمُّ لَوْ وَضَعُواْ الشَّمْسَ بِيَمِينِي وَالْقَمَرَ بِشِمَالِي مَا تَرَكْتُ هَذَا الأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلَكَ دُونَهُ"

Это означает: «О, дядя! Клянусь Алла hом! Даже если бы мне дали в правую руку солнце, а в левую – луну, с условием, чтобы я прекратил этот призыв, то я не сделал бы этого, пока Аллаh Всевышний не дал бы мне выполнить свою миссию или пока не достигнет меня смерть».

В то время, когда язычники собирались вокруг Ка‘бы Пророк, мир Ему, рассказывал им об Исламе. Однажды туда пришли люди из племен Аль-Ау с и Аль-Хазрадж из местности Яс риб (будущий город Медина). Они отозвались на Его призыв и приняли Ислам. На следующий год их стало еще больше, и когда они покидали Мекку, Пророк отправил с ними Ибн Умм Мактум и Мус ‘аб ибн ‘Умайр, которые стали учить людей Исламу и чтению К ур`ана. Когда увеличилось количество анс ар, то есть поддерживающих Пророка Мух аммада в Яс рибе, Алла h повелел Ему и Его сподвижникам переселиться туда. Это произошло через 13 лет после ниспослания Пророку первого Откровения.

Мусульмане стали покидать Мекку группами. Язычники же, увидев это, испугались и решили убить Пророка Мух аммада, мир Ему. Для этого они выбрали самых сильных мужчин из разных племен, дали каждому в руки меч и приказали поджидать Пророка, мир Ему, у дверей Его дома. Язычники договорились убить Пророка, мир Ему, нанеся удар одновременно. Таким образом они рассчитывали, что родственники Пророка, мир Ему, не смогут отомстить за Него, так как в этом убийстве участвовали все племена.

Но их план не удался. Алла h Всевышний дал знать Пророку, мир Ему, что Его хотят убить. Ангел Джабра`иль сказал Пророку, мир Ему, чтобы Он не ночевал этой ночью в своей постели и сообщил Ему о Повелении Алла hа переселиться в Медину. Пророк Мух аммад, мир Ему, велел ‘Алий ибн Абу Та либу лечь на Его постель вместо Него. А также Он поручил вернуть хозяевам (мекканцам) вещи, оставленные Ему на сохранение.

Когда настала ночь переселения, неверующие поджидали Пророка, мир Ему, у двери Его дома. Посланник Алла hа, мир Ему, выходя из дома, взял горсть земли и, посыпая ею головы язычников, читал первые 9 А ятов Суры «Я си н»:

﴿يَس. وَالْقُرْءَانِ الْحَكِيمِ. إِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ عَلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ. تَنْزِيلَ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ. لِتُنْذِرَ قَوْمًا مَا أُنْذِرَ ءَابَاؤُهُمْ فَهُمْ غَافِلُونَ. لَقَدْ حَقَّ الْقَوْلُ عَلَى أَكْثَرِهِمْ فَهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ. إِنَّا جَعَلْنَا في أَعْنَاقِهِمْ أَغْلاَلاً فَهِيَ إِلىَ الأَذْقَانِ فَهُمْ مُقْمَحُون. وَجَعَلْنَا مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدًّا وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدًّا فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ﴾

Это означает: «Я си н. Алла h даровал К ур`а ну особое значение и мудрость. Алла h клянется К ур`аном. Воистину, наш господин Мухаммад, мир Ему, – один из Посланников. И Он следует Истинному Пути и не заблуждается. К ур`ан ниспослан Всемогущим и Милостивым Творцом для верующих, чтобы Пророк Мух аммад, мир Ему, предостерег народ, который не был научен их родителями, из-за чего они оставались беспечными невеждами. Сбылось предупреждение, что большинство из них не уверовали. Воистину, их шеи закованы в железные оковы до самого подбородка, и их головы задраны вверх. Алла h создал преграду перед ними и позади них и сделал так, что они не видят».

Таким образом, язычники не смогли увидеть, как Пророк Мух аммад, мир Ему, вышел из дома и ушел. Не дождавшись Пророка, мир Ему, они вошли в дом и увидели там ‘Алий ибн Абу Та либа. Тогда они пустились вслед за Пророком Мух аммадом, мир Ему, чтобы убить его.

Пророк Мух аммад, мир Ему, выбрал себе в спутники для переселения своего лучшего друга и любимого сподвижника Абу Бакра Ас -С ыддык а, да будет ему милость Аллаhа! Они вместе укрылись от преследователей в пещере Саур. Абу Бакр, видя, что в пещере много дыр и щелей, откуда могли выползти змеи и скорпионы, порвал свою верхнюю одежду на куски и заткнул ими щели и дыры. Но осталась одна дыра, которую ему пришлось закрыть своей ногой. Пророк Мух аммад, мир Ему, лег отдохнуть, а Абу Бакр охранял Пророка и беспокоился за Него, чтобы Ему не было вреда. В это время змея укусила Абу Бакра в ногу, но, несмотря на сильнейшую боль, он не сдвинулся с места и не убрал ее. От сильной боли у него на глазах появились слезы. Одна слеза капнула на Пророка, и Он проснулся. Увидев, что случилось с ногой Его спутника, Он смазал рану своей чистой благословенной слюной, и нога Абу Бакра сразу перестала болеть, и по Воле Алла hа он получил исцеление.

Алла h Всевышний дал поддержку Пророку Мух аммаду, мир Ему, и сохранил Его от коварства язычников. По Воле Алла hа паук сплел паутину на входе в пещеру, а голубь свил гнездо перед самым входом, отложил в него яйца и высиживал их. Поэтому язычники подходя к пещере подумали, что она заброшена и там никого нет. В Священном К ур`ане сказано (Сура «Ат-Тау ба», Аят 32):

﴿يُرِيدُونَ أَن يُطْفِؤُواْ نُورَ اللهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللهُ إِلاَّ أَن يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ﴾

Это означает, что язычники хотели «потушить» свет Истины – уничтожить призыв к Исламу, убив Пророка. Но Алла h даровал защиту Своему любимому созданию и дал возможность истинной Вере подняться и быстро распространиться по всему миру, несмотря на ухищрения противников и завистников.

После этого Пророк Мух аммад, мир Ему, вместе с Абу Бакром продолжили путь в Медину.

А в это время мусульмане Медины с нетерпением ждали прибытия Пророка Мух аммада, мир Ему. Люди толпами приходили на окраину города, на дорогу к Мекке. Некоторые взбирались на деревья и всматривались вдаль в надежде увидеть Пророка, мир Ему. И так проходили часы и дни, и каждый день, не дождавшись Его, люди опечаленными возвращались домой.

Однажды в полдень, когда усилился зной, и некоторые люди уже стали возвращаться в город, вдруг один человек громко закричал: «Вот идет тот, кого вы так долго ждали, о, жители Медины!». И сразу все вернулись обратно – туда, где встречают и провожают прибывших из Мекки гостей. Встречая любимого Пророка, мир Ему, они повторяли:

"طَلَعَ الْبَدْرُ عَلَيْنَا مِنْ ثَنِيَّاتِ الْوَدَاعِ"

«Взошла для нас полная луна, ясный месяц!

И мы встречаем Его на месте встречи почетных гостей!»

Так произошло переселение нашего Пророка Мух аммада, мир Ему. С того момента мусульмане распространили на весь мир Истину, а также свою высокую культуру, развитую науку, понятия о добре, морали, нравственности, совести, человеческих ценностях и справедливости.

Пусть Алла h дарует нам укрепление Веры, больше религиозных знаний, возможностей для соблюдения Шари‘ата и даст нам знать больше об истории жизни нашего любимого Пророка, мир Ему, чтобы еще лучше следовать Его учению.

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Эмиграция , переселение (ар. هِجْرَةٌ [хиджрат̈]‎) - переселение из одного места в другое с целью свободного вероисповедания.

Условия

Главное условие переселения - намерение совершить его ради Господа. Под переселением под­разумевается расставание со всем, что любо и дорого человеку, ради обретения довольства Все­выш­него Аллаха. Переселенец расстаётся со своей родиной, бросает своё имущество, по­ки­да­ет родных и возлюбленных в надежде приблизиться к Аллаху и оказать поддержку Его рели­гии .

Согласно исламскому вероучению, если человек совершил переселение или был вынужден покинуть своё жилище, подвергся лишениям на пути Аллаха, если он сумел совместить веру и переселение, расстался с родной землёй и своим богатством в надежде снискать благоволение своего Господа, то Господь простит ему прегрешения и введёт его в Райские сады .

В понятие хиджра обычно вкладывают религиозное значение, связанное с переселением пророка Мухаммада ﷺ и первых мусульман из Мекки (совр. Саудовская Аравия), где началось зарождение ислама, в Йасриб (ныне Медина), в котором существовала атмосфера, позволяющая свободно исповедовать свои вероубеждения. Однако к хиджре, помимо этого, относятся любые переселения мусульман, совершаемые из-за религиозных соображений, некоторых исторических событий, а также отдаление от грехов и отказ от их совершения.

Переселение пророка Ибрахима

Согласно сообщению из Священного Корана первое переселение совершил пророк (Авраам) , долгое время призывавший к поклонению Единому Богу. После того как Ибрахим , благодаря Божьему чуду спасся от наказания царя (Нимрода) и язычников, собиравшихся сжечь его на огромном костре, он решил переселиться в безопасные места Шама: Он сказал: «Я ухожу к моему Гос­по­ду, Который поведёт меня прямым путем» ; Я собираюсь совершить переселение ради своего Господа. Во­ис­ти­ну, Он - Мо­гу­ще­ст­вен­ный, Мудрый. . Ибрахим вместе со своей женой Сарой прибыли в Харран, где он продолжил при­зы­вать людей к ис­тин­ной религии . Примечательно, что, после переселения, Ибрахим , который долгие годы не имел детей, в пре­к­лон­ном возрасте был одарён Господом потомством .

Люди пещеры

Одним из примеров следования идее единобожия и сохранения этих вероубеждений посредством переселения, стала история «людей пещеры» (асхаб аль-кахф ), которая была записана в Ракиме. Это были юноши, которые спрятались в , опасаясь искушения со стороны своих соплеменников . В Священном Коране подробно рассказывается история этих юношей, которые ради сохранения сво­их вероубеждений укрылись в одной из горных пещер [ ; ; ]. Поэтому сура в Коране, в которой описываются эти со­бы­тия, получила название аль-Кахф («Пещера»).

Переселение мусульман в Эфиопию

Сура аль-Ахкаф была ниспослана накануне первого переселения мусульман в Эфиопию. Она стала для мусульман своего рода идей­ным вдохновением к совершению хиджры. Переселение было обосновано тем, что что уверовавшие мусульмане Мекки подверга­лись гонениям и унизительным оскорблениям со стороны язычников. В наиболее ожесточенную фазу гонения вошли уже в пятом году пос­ле начала пророчества Мухаммада ﷺ . Выбор на эту страну пал в связи с тем, что правителем этой страны был негус Асхама . В его владениях не была замечена тирания и никто не подвергался гонениям за свои вероубеждения. Согласно некоторым источникам, пер­вая группа мусульманских переселенцев из 15 человек отправилась туда в 615 году (за 7 лет до хиджры в Медину) под ру­ко­вод­ст­вом ‘Усмана ибн Маз‘уна . Спустя определённое время в Эфиопию отправилась вторая группа мусульман во главе с Джа‘фаром ибн Абу Талибом . Встревоженные этим переселением, язычники отправили к негусу своих представителей с целью получить раз­ре­ше­ние вернуть их обратно в Мекку. Однако, в отличии от язычников аргументы и доводы мусульман, показались негусу более убе­ди­тель­ны­ми и он решил не выдавать их курайшитам.

Хиджра из Мекки в Медину

Переселение из Мекки в Медину, стало одним из переломных этапов в распространении ислама. Хиджре притеснённых мусульман предшествовал ряд фактов, позволивших создать условия к совершению этого серьезного шага.

Первой благодатной почвой для совершения хиджры стало принятие ислама жителями Медины (шесть человек) во время сезона . Вернувшись на родину, они стали причиной того, что в городе не осталось ни одного дома, в котором не говорили бы о Божь­ем посланнике. Во время следующего сезона паломничества в Мекку прибыло уже 12 человек. Они встретились с пророком Му­хам­ма­дом ﷺ в ‘Акабе, что находится в долине Мина, вблизи Мекки, и принесли ему клятву (бай‘а ) верности . Это событие про­изо­шло спустя 12 лет после начала пророческой миссии Мухаммада ﷺ и получило название «Первой клятвы верности при ‘Акабе» . В 13-м году от начала пророчества (июнь 622 года) для совершения обряда хаджа прибыло более 70 мусульман из Медины . Они тайно встретились с Пророком ﷺ и поклялись защищать его и его приближённых так же, как самих себя. Это событие получило название «Второй клятвы верности при ‘Акабе».

Клятва включала 5 пунктов:

На протяжении всего этого времени Пророк ﷺ поддерживал контакты с мединскими мусульманами и отправил туда своих спод­виж­ни­ков (Мус‘аба ибн ‘Умайра и ‘Абдуллаха ибн Умм Мактума ) для ознакомления горожан с основами исламской религии. К мо­мен­ту переселения мекканских мусульман в Медину, ислам был уже значительно распространён среди жителей города, и они уже бы­ли готовы принять своих подвергшихся гонениям единоверцев из Мекки .

Когда жители Медины принесли присягу на верность и защиту пророка Мухаммада ﷺ , посланник Всевышнего дал разрешение на переселение мусульман Мекки, которых в последующем назвали «мухаджирами». Переселение осуществлялось небольшими груп­па­ми, тайно, дабы избежать преследований .

В Коране сообщается, что мухаджиры, которые пожертвовали своим имуществом и усердствовали на пути Аллаха, превосходят всех остальных людей и им обещаны прекрасное жилище в мирской жизни и вознаграждение в Последней жизни [ ; ].

Наряду с этим, тем, которые уверовали, но не совершили переселения в Медину, не следовало рассчитывать на поддержку мухаджиров и ансаров, потому что они остались в стороне в тот период, когда мусульмане испытывали острую нужду в помощниках. Это указание распространялось до тех пор пока эти мусульмане не совершат переселение. При этом если они попросят верующих о помощи в борь­бе против врагов, с которыми они сражаются ради религии, то мусульмане должны были прийти к ним на помощь и сражаться вместе с ними. Однако, если мусульмане, которые не совершили переселения, вели войну ради достижения мирских целей, то остальные му­суль­ма­не не должны были воевать на их стороне и оказывать им поддержку. Они также не должны были воевать на их стороне, если те сражаются с противником, который подписал мирный договор с остальными мусульманами . Особый статус мухаджиров и ме­дин­ских ан­са­ров пе­ред Господом проявился в том, что после определённых упущений некоторых из них, Всевышний принял их [ ; ]. Мухаджиры также относились к числу тех, кому отдавали приоритет в распределении трофеев .

Современный взгляд на хиджру

Некоторые толкователи Корана опираясь на аят: Тем, кого

Лексическое значение слова «хиджра» - переселение из одного места в другое. В исламской теологии этим термином обозначают переселение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году по григорианскому летоисчислению. Этот же термин используют для обозначения переселения какой-либо исламской группы или общины, притесняемой по религиозным признакам.

Хиджра в исламской истории

Первая мусульманская община, существовавшая в городе Мекке, испытывала огромные трудности в отправлении своих религиозных культов в результате системного притеснения со стороны языческого большинства. Во время хаджа в 622 году в Мекку прибыло 75 мусульман из Медины. Они приняли ислам от Мусаба бин Умайра, которого пророк за год до этого отправил в будущую столицу мусульманского государства с целью распространения ислама. 75 мединских мусульман тайно встретились с пророком у местечка Акаба, где они дали пророку присягу и обязались защищать его и всех его последователей также, как они защищают себя и свои семьи. Это была вторая присяга у Акабы, называемая «присяга войны», так как мединские мусульмане обещали защищать интересы исламской общины, в том числе и посредством оружия. Присяга, данная пророку за год до этого, группой мусульман, состоявшей из 12 человек, называется «присягой женщин», так как во время данной присяги мединцы обещали соблюдать предписания ислама, но не решились встать на защиту пророка, боясь конфронтации со стороны своих соплеменников, исповедовавших языческие культы. Именно после второй присяги у Акабы пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к решению вместе со всеми членами мусульманской общины Мекки совершить переселение в город Медину. Пророк, обратившись к своим последователям, объявил: «Мне было показано место вашего переселения, оно у оазиса, находящегося между двух гор». Таким образом, пророк дал разрешение на совершение переселения. Вторая присяга у Акабы была дана пророку в последний месяц зуль-хиджа 12 года его пророческой миссии. Со следующего месяца мухаррам (июль 622) началось переселение мусульман.

Жители Мекки исламского вероисповедания при переселении в Медину были вынуждены оставить все свое имущество, богатство, дома, родных, близких. Все это было сделано ради того, чтобы восторжествовало учение ислама. Мусульман, переселившихся из Мекки, мединцы назвали «мухаджирами» - переселенцами. Мусульман города Медины, встретивших и приютивших мекканских переселенцев, назвали «ансарами» - помощниками. Мухаджиры и ансары часто упоминаются в Коране.

В течение месяцев мухаррам и сафар мусульмане со своими семьями покинули Мекку. Они уходили из Мекки тайно, небольшими группами. Мекканские переселенцы массово селились в деревне под названием «Авали» в предместьях Медины.

Отважный сподвижник пророка Умар (да будет доволен им Аллах) отказался уходить из Мекки тайком, повесив на плечо свой меч, он начал совершать ритуальный обход вокруг Каабы. Во время совершения обхода он громким голосом обратился к многобожникам, говоря: «Вот я ухожу в Медину. Если кто-то хочет, чтобы его мать проливала по нему слезы, если кто-то хочет оставить своих жен вдовами, а детей сиротами, пусть преследует меня». Умар переселился в Медину за 15 дней до того как переселился пророк.

За короткий период мусульмане ушли из Мекки. Пророк оставил с собой лишь Абу Бакра и Али. Когда Абу Бакр спросил у пророка разрешения на переселение, пророк ответил ему таким образом: «Не спеши, Аллах даст тебе благого спутника». Также, помимо пророка, Абу Бакра и Али в Мекке остались те, кто не смог совершить переселение. Это были мусульмане, насильно удерживаемые членами своей семьи под домашним арестом, дабы они не ушли от них вместе с пророком, а также рабы и рабыни. На тот момент пророк находился в очень опасном положении.

Переселение пророка

А) Договор у Дар – ан Надва

В результате двух присяг, данных у Акабы, в Медине началось интенсивное распространение новой исламской веры, что очень сильно озаботило язычников. Масло в огонь подливало и переселение, совершавшееся на тот момент мусульманами. Язычники понимали, что если пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сможет, покинув Мекку уйти в Медину, он непременно возглавит набирающую силу мусульманскую общину. Дело в том, что через Медину проходил караванный путь, ведущий из Мекки в Сирию. Естественно, мекканской знати не хотелось, чтобы этот важный, с точки зрения торговли пункт контролировали люди «предавшие религию своих отцов». Они также опасались того, что из-за всех многолетних притеснений и угнетений, совершенных в отношении мусульман в Мекке, мусульмане, собрав силы, могут им отомстить. Главы племени Курайш, осознававшие всю серьезность ситуации, собрались в местечке Дар ан-Надва для того, чтобы решить, что делать с остававшемся на тот момент в Мекке Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Самое подходящее предложение, по мнению собравшихся, исходило от главного врага пророка Абу Джахля. Он сказал собравшимся: «Мы выберем по одному представителю от каждого рода племени Курайш. Они одновременно нанесут удар своими мечами по Мухаммаду и убьют его. Так, никому не будет известно, кто в действительности убил Мухаммада, от чьего удара он погиб. Таким образом, кровь Мухаммада будет разделена между всеми родами, хашимиты не смогут мстить всем родам за кровь своего родственника. Они будут вынуждены согласиться с выплатой компенсации за пролитую кровь. Так мы решим этот вопрос». Все собравшиеся приняли предложение Абу Джахля. Для совершения запланированного убийства было подготовлено 40 бойцов, представителей всех родов племени Курайш.

Б) Пророк в окружении

Ангел Джабраил заведомо сообщил пророку о планах многобожников. «Сегодня ты не ляжешь на свое ложе, сегодня ты покинешь свой дом» - сказал ангел. Таким образом, и пророку было разрешено совершить переселение. Пророк призвал к себе Али и сказал ему: «Я отправляюсь в Медину. Этой ночью ложись на мое ложе, укройся моим покрывалом. Пусть многобожники думают, что в постели лежу я, не выдавай себя, после же сразу уходи в Медину».

Согласно плану, избранные душегубы племени Курайш окружили дом пророка. Они планировали напасть на пророка утром, когда он выйдет из дома. Али лег на ложе пророка. Пророк же в этот момент набрал в ладонь горсть песка и, обходя свое жилище, сыпал этот песок на многобожников, окруживших его дом. На каждого из убийц попали песчинки, насыпаемые ладонью благословенного посланника Аллаха. Всех их охватил глубокий сон. При этом пророк читал первые 9 аятов суры «Ясин», где есть слова с таким смыслом: «И Мы выстроили перед ними и позади них стену, окружили их завесой, и они не видят». Так пророк прошел между многобожников, заснувших на задании. Наступило утро, курайшитские бойцы были твердо уверены, что их жертва в их руках. Не дождавшись выхода пророка из дома, они вломились в жилище благородного посланника Аллаха дабы осуществить свой подлый план. Но тут мекканский «спецназ» ждал сюрприз, вместо Мухаммада в постели находился его двоюродный брат Али. Негодованию многобожников не было предела. Они обыскали весь дом, но никого не нашли. Они обошли всю Мекку, но Мухаммада нигде не было.

Разъяренные враги ислама объявили о награде в 100 верблюдов поймавшему Мухаммада. Эта весть мгновенно разнеслась по всем улицам Мекки. Все наемные убийцы, следопыты, да и просто искатели приключений разом сорвались со своих мест и ринулись на поиски Мухаммада, которому удалось незаметно выйти из плотного кольца окружения. Поиски шли и в городе и за его пределами.

После того, как пророк преспокойно вышел из окружения, он под покровом арабской ночи направился к святой Каабе. После совершения ритуального обхода Каабы он обратился к своему родному городу, сказав: «О Мекка, ты самое лучшее место перед Аллахом на этой земле, и самое любимое место для меня. Если бы я не был вынужден тебя покинуть, я никогда бы этого не сделал». В полдень наступившего дня, он пришел в дом Абу Бакра и объявил о том, что они вместе с соизволения Аллаха отправятся в Медину. Абу Бакр, не сдерживая слез радости, указывая на двух верблюдов, которых он 4 месяца не выпускал наружу и кормил их листьями деревьев, сказал: «Выбирай, какого хочешь, о, посланник Аллаха».

В) Двое в пещере

Дождавшись наступления ночи, они вышли через заднее окно и, сняв свою обувь, на носочках, проследовали в южную часть города. Преодолев 3 мили за полтора часа, они достигли горы «Саур» и расположились в пещере, находящейся на вершине этой горы. Они прятались в этой пещере 3 дня (с ночи с четверга на пятницу до воскресенья) пока не закончились поиски по их поимке. Сын Абу Бакра Абдуллах навещал их по ночам и докладывал об обстановке в Мекке. Слуга Абу Бакра Амр бин Фухайра, пасший овец, вечерами приходил к горе «Саур» и приносил пророку и его спутнику молоко.

Следопыты, искавшие пророка и Абу Бакра, следуя по их следам, пришли к входу в пещеру. В пещере были слышны шаги и разговоры преследователей. Абу Бакр приподняв голову, увидел их ноги и взволнованно сказал пророку: «О, посланник Аллаха! Если они нагнутся, то увидят нас». На что пророк ответил: «Не бойся, Аллах нам поможет». Преследователи взглянули на вход в пещеру и увидели, что паук свил паутину и один белый голубь, свив гнездо, высиживал яйца. Курайшиты, решив, что осматривать пещеру в таком случае бессмысленно повернули обратно.

То, что пророк вышел в путь узнали в Медине. Мединцы каждое утро выходили из города и ждали прихода пророка. 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года мусульмане Медины также вышли за пределы города встречать пророка. Ожидание прервал обеденный зной, из-за которого последователи Мухаммада возвратились в свои дома. В этот момент один из евреев поднялся по своим делам на крышу своего дома и увидел вдали двух всадников на верблюдах, одетых в белые одеяния. Он воскликнул: «О, вы, которые целыми днями в ожидании смотрели на дорогу! Идет тот, кого вы столько ждали!»

Приход в Медину

А) Пророк в Кубе

Согласно древнему обычаю, существовавшему в Медине, если происходило какое-либо торжество или праздник все жители надевали на себя вооружение. Долгожданный приход пророка Мухаммада в Медину стал поистине великим событием для многострадальной исламской общины. Поэтому, мединцы, услышав радостную весть, тотчас надев на себя свое вооружение, отправились встречать пророка. Мусульмане встретили пророка в деревне Куба, находящейся в часе пути от Медины. Пророк основал в Кубе первую в истории ислама мечеть, где он вместе со своими последователями совершил молитву.

Б) Первая пятничная молитва

Спустя 14 дней после прибытия в Кубу пророк Мухаммад в пятничный день оседлав верблюда, вместе со встретившими его мусульманами направился в сторону Медины. К обеду они достигли долины «Рануна», принадлежавшей сыновьям Салима бин Ауфа. Пророк Мухаммад, прочитав здесь 2 проповеди одна за другой, совершил вместе с верующими первую в истории ислама пятничную молитву.

В) Медина встречает пророка

После совершения пятничной молитвы пророк продолжил свой путь в Медину. В этот день Медина переживала самый великий день в своей истории. Приход пророка стал настоящим праздником для мусульман. Толпы народа заполонили всю дорогу, идущую от деревни Куба до самой Медины. Женщины читали стихи, детские голоса пронизывали жаркий воздух арабского города громкими возгласами: «Пришел посланник Аллаха!», маленькие девочки веселились, ударяя в бубны. Никогда дотоле народ Медины не радовался так, как сейчас. Вся Медина в буквальном смысле ликовала от того, что сам посланник Аллаха стал одним из ее жителей.

Роль «Хиджры» в исламской истории

«Хиджра» спасла мусульман от угнетений и притеснений язычников, ислам получил возможность распространения, «хиджра» положила начало рождению мусульманского государства. Спустя 17 лет после «хиджры» во время правления праведного халифа Умара дата переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину была принята отправной точкой лунного летоисчисления. Данное летоисчисление на арабском языке называется по имени свершившегося события, то есть «Хиджри».

Пророк Мухаммад переселился в Медину в 13 году своего пророчества 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года. На тот момент пророку было 53 года.

Обязательна ли «хиджра» на сегодняшний день?

За каждое совершенное благодеяние Аллах дарует человеку духовную награду. Несомненно, что человек, совершивший переселение ради Всевышнего Аллаха, также достоин великой награды. Аллах в Коране сказал: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими» (Тауба 20). «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (Тауба 100). «Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали» (Нахль 41).

Амр бин аль-Ас обратился к пророку, говоря: «О, посланник Аллаха! Я готов дать тебе присягу при условии, что будут прощены все мои грехи совершенные прежде». На это посланник Аллаха ответил так: «О Амр! Неужто, ты не знаешь, что Аллах прощает все грехи тому, кто принял ислам?! Также и хиджра и хадж. Кто совершит их, тому Аллах простит ему все его прежние грехи».

Аллах является единственным истинным творцом всего сущего. Аллах создал этот мир для человека и подчинил ему то, что есть на этой земле. Человек же создан Аллахом для того, чтобы он поклонялся Ему и жил на этой земле согласно Его законам.

Аллах по этому поводу говорит в Коране: «О, Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне! (Анкабут 56).

Этот аят ниспослан по поводу мусульман проживавших в Мекке и не имевших возможности открыто исповедовать свою религию.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все королевства принадлежат Аллаху. Все рабы принадлежат Аллаху. Так селитесь же там, где есть для вас благо. (İbn Kesîr Tefsirü"l-Kur"âni"l Azim II14).

Все люди - это рабы Аллаха, и вся земля со всеми ее сторонами принадлежит лишь Аллаху. Земля настолько обширна, что она способна вместить всех людей, которых Аллах поселил на ней. Соответственно, если на территории, где проживают мусульмане, идет притеснение членов исламской общины по религиозному признаку, у них нет возможности поклоняться Аллаху, совершать свои религиозные обряды, или же их заставляют принимать иную веру, в этом случае данная территория считается не пригодной для проживания верующих мусульман. В данном случае мусульмане должны подыскать для себя более комфортное место для проживания. Самым предпочтительным местом проживания для мусульманина является та территория, где он может свободно поклоняться Всевышнему Аллаху.

Каждый человек любит свою родину, потому что он здесь родился, вырос, здесь его родня, его имущество, работа и много того, что связывает его со своим родным краем. Но как бы там не было, мусульманин должен жить там, где он свободно может исповедовать свою религию.

«Если мусульманин не может поклоняться единому Аллаху на месте своего проживания, или же он испытывает какие-либо трудности в отправлении религиозных культов, в этом случае ему необходимо покинуть данную местность и переселиться туда, где есть свобода вероисповедания. Главной задачей мусульманина является поклонение Аллаху, ради этой цели он должен приложить все усилия для совершения хиджры туда, где бы он мог выполнять свои религиозные обязанности» (Elmalı U.H. Y. Hak Dinî Kur"ân Dili V 3790).

Если на территории, где проживают мусульмане, существует религиозная терпимость по отношению к исламской религии и им позволяется веровать в Аллаха, строить культовые здания, религиозные учебные заведения и совершать свои обряды, то в данном случае совершать хиджру НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

По нашему мнению, Россия является наиболее подходящим местом для проживания граждан, в том числе исламского вероисповедания, так как ислам для России не является чуждой идеологией, а наоборот, это традиционная конфессия, представители которой веками проживали на территории нашей страны. За многие века совместного существования различных религиозных конфессий у россиян выработалось особое чувство добрососедства и уважения по отношению друг к другу.