Пол в смотровой яме. Как сделать смотровую или овощную яму в гараже своими руками. Фото смотровой ямы в гараже

26.06.2019

Гараж должен иметь надежный и качественный пол, так как этот элемент ст роения, один из основных, принимает на себя все нагрузки, которые всегда существенно выше, нежели в других технических и жилых помещениях. Бетонирование пола в гараже - это очень ответственный процесс, и проводить его необходимо грамотно, не отступая от существующих технологий.

Лучше всего устраивать смотровую яму и полы сразу же при заливке фундамента, так как в этом случае действия не ограничиваются стенами, и землеройной технике – полная свобода, и бетоновозом можно подъехать достаточно близко, что избавит строителей от проблем с доставкой раствора к месту работы. Но в этом случае, необходимо знать прогноз погоды на ближайшую неделю, выбирая только погожие дни, чтобы работа не была испорчена дождем , или предусмотреть временный навес из пленки .

При устройстве такой основы, необходимо соблюдать все предъявляемые к ней требования, чтобы она не растрескалась и не рассыпалась при воздействии на помещении должен соответствовать следующим качествам:

Надежность и прочность (необходимо ориентироваться на массу автомобиля, который будет стоять в гараже, и опираясь на данные, соответственно укреплять пол и его покрытие);

Так как в этом помещении неминуемо будет использоваться большое количество технических жидкостей и горюче-смазочных материалов, порой, имеющих очень высокую химическую активность, пол должен иметь к ним хорошую устойчивость;

Влагостойкость и способность в какой-то мере компенсировать избыточность влажности;

Во избежание застаивания воды на отдельных частях гаража, пол должен иметь либо идеальную ровность поверхности, либо небольшой уклон в сторону въезда. Подобная конфигурация, кроме того, значительно облегчит уборку помещения;

Огнестойкость и жаростойкость покрытия, так как в помещении всегда будут находиться легковоспламеняющиеся средства , и от риска их возгорания никуда не деться;

Долговечность покрытия – его устройство – дело достаточно трудоемкое , то есть его нужно заливать на десятилетия вперед .

Для того чтобы добиться долговечности и особой прочности, некоторые владельцы поверх устроенной стяжки дополнительно укрепляют его плиточным покрытием. Для этого процесса применяется специальная прочная напольная керамическая плитка или даже тротуарная небольшой толщины, но имеющая защитное покрытие.

Кроме практической стороны, дополнительное покрытие будет играть и декоративную роль, и облегчит уборку, так как с керамической плитки легче убрать жирные пятна от масла или бензина.

Но бетонная стяжка все равно остается самым популярным способом устройства гаражных полов. Если впоследствии придет желание дополнить основу напольным покрытием, то для этого все равно пригодится заранее устроенная стяжка, поэтому ее нужно сразу делать качественной.

Материалы для бетонного пола

Если решено полностью весь процесс пр овести самостоятельно, не прибегая к покупке готового раствора, необходимо иметь дома некоторые инструменты и приобрести строительные материалы:

Для устройства подушки на грунт необходим песок;

Для утепления и плотности основания стяжки потребуется керамзит или щебень средней величины фракций;

Для укрепления стяжки армированием понадобится арматурная сетка, а для установки маячков можно использовать гладкий арматурный прут Ø 12 мм;

Для защиты стяжки от влажности почвы или даже от проникновения под не талых , ливневых или грунтовых вод, нужно обязательно уложить под нее гидроизоляцию. Она может быть устроена из рубероида, а если стяжка заливается на черновое бетонное основание – то из толстой полиэтиленовой пленки или же с применением специальных пропитывающих составов;

Непосредственно для стяжки будет необходим песок, гравий и цемент ;

Для приведения стяжки в идеальный вид можно использовать саморазравнивающийся наливной состав, хотя в большинстве случаев для гаража – это чрезмерное расточительство;

Кирпич для обкладки стен смотровой ямы;

Металлический уголок для укрепления краев ямы;

Из инструментов необходимо иметь бетономешалку, если раствор приготавливается самостоятельно, правило, лопату, несколько шпателей различной ширины, уровень, трамбовку. Если все же задумано финишное покрытие из саморазравнивающегося состава (например, полиуретановое, наиболее применимое в гаражных условиях), то потребуется ракля для разравнивания наливного пола, а для устранения воздушных пузырьков из него понадобится игольчатый валик.

В случае когда армирование будет также проводиться самостоятельно, возможно, нелишним будет приглашение специалиста-сварщика, если, конечно, сам хозяин не обладает требуемыми навыками сварочных работ, или у него нет нужного оборудования.

Смотровая яма

Любой автомобилист согласится, что смотровая яма просто необходима для проведения ремонтных или профилактических работ в гараже, поэтому о ней тоже неплохо бы подумать заранее.Яма должна иметь определенную глубину, в зависимости от роста владельца, надежное , гидроизолированное дно и прочные стены. Ее устройство идет поэтапно:

  • Как говорилось выше, котлован ямы может быть вырыт заранее, вместе с котлованом фундамента с помощью землеройной техники - в этом случае работа пойдет гораздо быстрее. Но можно его выкопать и вручную, после возведения крыши и стен, до основного устройства пола. В этом случае есть только одно преимущество - это то , что работе не сможет помещать ненастная погода, и ее можно делать не торопясь. Но это достаточно трудоемкий процесс, и без помощника, хотя бы для поднятия и оттаскивания вынутого грунта, обойтись будет достаточно сложно.
  • После выравнивания краев и удаления лишнего грунта, можно приступать к работе над дном.

Его нужно хорошо уплотнить с помощью трамбовки, затем засыпать гравийной смесью, устроив из нее подушку в пять-десять сантиметров. Для контроля за ровностью и толщиной пола по периметру ямы устанавливаются колышки с нужной отметкой, их размещают друг от друга на расстоянии 70 ÷ 90 см.

  • Гравийная смесь также подлежит тщательной трамбовке. Следующей засыпается песчаная подушка, которая должна иметь толщину в 10 ÷ 12 см. Процесс тр амбовки вновь повторяется.
  • На подготовленную основу дна и стен ямы устраивается гидроизоляционный слой, он должен выходить за края ямы на 40- 50 сантиметров. Листы пленки гидроизоляции должны быть скреплены между собой специальным водостойким скотчем, если этот материал не укладывается цельным куском. Роль гидроизоляции вполне можно доверить толстой полиэтиленовой пленке . Пренебрегать этим процессом не стоит, так как влага, находящаяся в грунте, с легкостью может разрушить бетонный слой на стенах и полах ямы.
  • Далее, нужно определиться с материалом для стен ямы. Ее можно выложить кирпичной кладкой и затем заштукатурить, а можно укрепить стены только бетонным раствором.

1.Если выбирается первый вариант, то арматурную сетку нужно укладывать только на дно, которое заливается стяжкой толщиной 30 - 40 мм. Только после ее застывания стены могут быть обложены кирпичом и заштукатурены.

2. Если выбор пал на второй вариант,арматура устанавливается и на дно, и на стены, причем в вертикальной плоскости потребуется ставить двойной слой арматуры, с такимрасстоянием между решётками, которое предопределит толщину будущих стенок.

  • На арматурную решетку пола ямы заливается бетонный раствор. В него лучше добавить не песок, а песчано-гравийную смесь - такой раствор получится более надежным . Выводить пол смотровой ямы до идеала не обязательно , но выровнять на глаз все же нужно, чтобы по нему удобно было ходить.
  • После застывания пола, на нижнюю часть стены устанавливается опалубка из досок, примерно на высоту в 0,5 м , и туда заливается бетонный раствор. Далее, после его хорошего схватывания, опалубка поднимается еще на 50 сантиметров и снова заливается бетоном. И так повторяется до самого верха ямы. На последнем этапе этой операции опалубка должна возвышаться над поверхностью ямы ровно настолько, чтобы сравниться с планируемым уровнем финишного пола в гараже. Для того чтобы опалубка держалась, между стенками закрепляют распорки из деревянных досок. На фото хорошо видно, как должна выглядеть яма после завершения процесса заливки ее стенок. Снимается опалубка только лишь после полного затвердевания раствора.
  • По внешней стороне ямы также устанавливается опалубка на высоту будущего пола и шириной от края ямы в 15- 20 сантиметров. В нее укладывается арматура и заливается раствор.
  • После схватывания раствора в этой окаймляющей яму зоне, по периметру укрепляется металлический широкий, 80 ÷ 100 мм, уголок, который попросту вмуровывается в раствор, а на углах соединяется сваркой. сваркой.

Зацементированной яме нужно немало времени, порядка 4 недель, чтобы обрести полную готовность. Однако, ждать вовсе незачем, нужно сразу переходить к основной заливке всего пола гаража.

Подготовка пола гаража к заливке стяжки

Прежде чем приступать к цементным работам, нужно тщательно выровнять основание по всей площади гаража, выбрать и удалить весь лишний грунт, на место которого будет укладываться уплотнительная подушка. Только соблюдая все правила подготовки, можно получить надежный прочный пол, поэтому нужно рассмотреть весь процесс по по рядку.

  • Если в гараже устроена смотровая яма, вокруг нее нужно разрыхлить грунт, чтобы он легче снимался. Снятый грунт выносят из гаража. Поднятие полов цементным раствором, с учетом толщин всех гравийных и песчаных подушек, нужно планировать до уровня верхнего края ямы, т.е . финишное покрытие должно обязательно быть вровень с ней.
  • Далее проводится тщательная трамбовка всей поверхности грунта.
  • После этого по всей площади помещения распределяется гравийная смесь ровным слоем, который должен составлять не меньше 80 ÷ 120 мм. Гравий также нужно хорошо утрамбовать, а сверху него уложить слой керамзита или щебенки средней фракции, который тоже уплотняется.
  • Следующим этапом идет настилка гидроизоляционного материала. Для него используется в данном помещении использовать рубероид. Листы рулонного материала укладываются внахлест на 100 ÷150 мм, и соединяются между собой герметично специальным скотчем или влагостойким герметиком, но лучше всего – провести соединение методом наплавления с использование газовой горелки. Гидроизоляционный материал должен иметь напуск на стены от 20 до 25 см. По углам помещений покрытие нужно герметизировать с особой тщательностью. Здесь могут быть определенные проблемы из-за сложной конфигурации сопряжений достаточно плотного материала – рубероида, но при старании и и спользовании деревянных брусков для плотного прижима по углам все должно получиться.
  • По периметру всего помещения снизу стены нужно закрепить демпферную ленту, которая должна быть выше предполагаемого пола на полтора - два сантиметра. Она поможет сохранить стяжку в целости при перепадах температур, когда происходит расширение материала.
  • Затем на гидроизоляцию укладывают арматурную сетку. Ее нужно скрепить стальной проволокой или сваркой, закрепить к основанию скобами.
  • Сверху сетки устанавливаются маячки, которые выставляют по уровню, ориентируясь на высоту ямы. В некоторых местах пола маячками могут служить даже сами края смотровой ямы – вмурованный металлический уголок. Маячки закрепляют на нужном уровне цементным раствором или же с помощью сварки.

Работа по по дготовке поверхности под заливку бетона завершена. Теперь нужно дождаться схватывания раствора под маячками, чтобы разравнивание не вызвало их смещения. Если они закреплялись на сварку, то к процессу заливки стяжки можно переходить безо всякой паузы.

Заливка стяжки

  • От того, как будет проведен самый ответственный этап работы, будет зависеть долговечность и прочность бетонного покрытия, и эстетичность вида гаража. Для бетонного раствора, которым будет залит пол гаража , чаще всего делают не тонкий, а грубый раствор, поэтому вместе с песком к цементу обильно добавляют гравийную смесь.
  • Удобнее всего воспользоваться готовым раствором, который заказывается в компании, занимающейся этой деятельностью, заранее и на конкретно назначенное время. Бетон не только доставят вовремя, но и зальют им заранее подготовленную основу – современная техника предоставляет такую возможность. Раствор можно заказать в нужной консистенции и с использованием определенных заказчиком материалов.
  • По мере ее заливки на металлическую сетку, раствор распределяют по по верхностис помощью совковой лопаты.
  • Когда высота заливки раствора будет чуть выше установленных маячков, его разравнивают с помощью правила.
  • Обычно полы гаража имеют значительную площадь, и поэтому заливаются в несколько этапов, даже если работа идет с применением уже готового раствора. Поэтому площадь разделяют на несколько частей и заливают каждую из них отдельно. Однако даже в таком случае не нужно разделять их опалубкой, иначе в этом месте обязательно образуется шов, который ослабит прочность пола.
  • Если раствор будет изготавливаться самостоятельно с помощью бетономешалки, то процесс заливки займет намного больше времени и сил, так как придется замешивать его небольшими порциями и носилками или строительной тачкой доставлять к месту работы.
  • Для самостоятельного изготовления раствора используют следующие пропорции: 3 части гравия, одна цемента и 3 песка. Все составляющие забрасывают в бетономешалку и перемешивают, постепенно добавляя воду, доводя раствор до средней густоты.
  • Если пол заливается раствором самостоятельного приготовления, то площадь пола тем более разделяется на небольшие зоны, которые заливаются по отдельности и сразу же разравнивается.
  • Толщина стяжки для устройства пола в гараже должна быть не менее 70 ÷ 100 мм, поэтому замешивание такого количества бетона вручную займет немало времени. В этом случае целесообразно задействовать несколько помощников.
  • При разравнивании густого раствора нужно обязательно протыкать разравниваемый бетон штыковой лопатой для удаления из смеси скопившегося во время замешивания воздуха. Это действие проводится для того, чтобы в стяжке не осталось пустот, которые могли бы ослабить ее прочность.
  • После полного окончания работы над стяжкой, ее оставляют застывать не менее чем на шесть - десять дней, в зависимости от ее толщины.
  • По прошествии этого срока по по верхности пола можно смело ходить, и в это время нужно тщательно провести контроль за качеством стяжки. При обнаружении изъянов, от них можно избавиться с помощью наливного саморазравнивающегося раствора или смеси, изготовленной самостоятельно из цементного раствора, смешанного с песком, строительным клеем и специальной фиброй. Этот раствор должен иметь достаточно жидкую консистенцию, чтобы его можно было разлить по по верхности, распределить скребком (раклей), а сверху пройтись игольчатым валиком для удаления воздушных пузырьков.

Пользоваться гаражом можно лишь через 30- 35 дней после завершения основной заливки стяжки. Демпферную ленту, выступающую по бокам стяжки необходимо впоследствии подрезать до уровня пола.

Упрочнение стяжки

Не стоит забывать и о том, что в наше время существует несколько методов упрочнить стяжку - это делается в процессе ее застывания. Один из таких способов - топпинг-система . Используют ее в тот промежуток времени, когда стяжка предварительно схватилась и по ней уже можно ходить, оставляя следы не глубже 1 ÷ 3 мм, но она еще не потеряла влажность.

Затирка топпинга "вертолетом"

В это время по по лу рассыпают специальную смесь для упрочнения - топпинг . Ее необходимо распределить ровным слоем по по верхности и некоторое время подождать, чтобы она впитала в себя жидкость из покрытия (цементное молочко), после этого полы тщательно затираются с помощью специальных машин, которые часто в просторечье именуют «вертолетами ». Процесс затирки проходит до тех пор, пока уплотняющая смесь не вотрется в верхний слой стяжки. Затем смесь топпинга вновь рассыпается на пол и оставляется на 3- 6 часов - она должна вытянуть из стяжки оставшуюся влагу, а после этого полы опять затираются. Далее, каждый владелец сам решает, достаточно ли отшлифована поверхность пола гаража или стоит еще провести один или несколько этапов подобной затирки для упрочнения пола.

При устройстве и эксплуатации полов в гараже нужно учесть некоторые нюансы:

  • Очень важно правильно устроить выезд из гаража, и лучше всего, чтобы он был объединен со стяжкой пола и имел небольшой склон. Этот участок также необходимо армировать, а затем хорошо упрочнить.
  • Поверхность стяжки после затирки, если в ней не применялся упрочнитесь , лучше всего покрыть краской, или положить на него прочную напольную плитку. Это дополнение защитит и укрепит стяжку, облегчит уборку, а также придаст полу определенную респектабельность. Перед покраской или укладкой плитки поверхность нужно покрыть грунтовкой и дать ей хорошо просохнуть, и только потом приступать к декорированию.

Видео: пример заливки бетонного пола в гараже:

Как говорилось выше, полы в гараже должны иметь высокую прочность и надежность - чтобы сделать их один раз не прибегать к ремонту множество лет. Поэтому к вопросу их устройства нужно подойти со всей аккуратностью и серьезностью , соблюдая все нюансы технологических процессов - только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Сделав в своём гараже смотровую яму, вы намного расширите свои возможности, касающиеся самостоятельного ремонта и обслуживания своего авто. Причём, вопреки общепринятому мнению, ремонтировать машину, стоящую на яме, зачастую гораздо удобнее, чем с использованием подъёмника.
К тому же для постройки смотровой ямы в гараже своими руками вам не потребуется покупки дорогостоящего оборудования. Хотя при размешивании цементного раствора, например, намного удобнее использовать миксер, но, во-первых, он не так дорог, а, во-вторых, все работы можно произвести и вручную.
Но обо всём – по порядку, и, в первую очередь, необходимо определить оптимальные размеры смотровой ямы в гараже.
И ещё – будем исходить из того, что гараж уже построен, то есть применение землеройной техники, которое значительно бы упростило задачу строительства смотровой ямы, исключено.

Все размеры смотровой ямы каждый автовладелец определяет самостоятельно


Начнём с того, что всё, что будет сказано ниже, относится к обычному автолюбителю, владеющему легковым автомобилем и обычным гаражом. Владельцы грузового и пассажирского автотранспорта, как правило, уже имеют свои станции техобслуживания, либо пользуются платными услугами специализированных автосервисов, оборудованных всем необходимым. Поэтому все рекомендации будут касаться размеров смотровой ямы для легкового автомобиля.
Вам же придётся делать всё самостоятельно, включая и расчёт размеров ямы, при этом учитывая размеры гаража и автомобиля, поэтому, не указывая точных размеров, ограничимся рекомендациями, с учётом которых вы самостоятельно произведёте необходимые расчёты.
Прежде всего, определитесь с расположением ямы. Поставленный на неё для ремонта автомобиль не должен мешать закрыванию ворот, упираться в верстак. Вход в саму яму должен быть доступен, и, как минимум, водительская дверь должна беспрепятственно открываться.
Может быть, для соблюдения этих условий придётся произвести перепланировку гаража – перенести верстак, убрать лишние предметы и т.п.

Ширина смотровой ямы

Прежде всего, вам нужно будет измерить расстояния между внутренними поверхностями колёс. Но отступ от краёв колёс до краёв ямы рассчитывайте таким образом, чтобы автомобиль было удобно поднимать домкратом. Не секрет, что днища и пороги современных авто достаточно быстро теряют жёсткость, что затрудняет их подъём домкратом.
Поэтому, по возможности, при расчёте отступа, предусмотрите возможные варианты поддомкрачивания авто таким образом, чтобы домкратом можно было воспользоваться или установив его на край ямы, или на прочную доску, положенную поперёк её.
Кроме того, предусмотрите возможность того, что при смене авто у того окажется меньшая ширина колеи.
Обычно ширину ямы делают 80 см, но, повторимся, вы можете чуть подкорректировать эту величину.

Глубина смотровой ямы

Глубину обычно делают «в рост» человека. Это позволяет заниматься ремонтными работами, не удерживая подолгу спину в «скрюченном» положении, что очень утомляет. При необходимости, во время ремонтов узлов, расположенных более высоко, можно использовать заранее приготовленную устойчивую подставку.

Как выкопать смотровую яму в гараже

Часто копать смотровую яму приходиться вручную


Размеры котлована под смотровую яму определяются материалом, из которого вы решите сделать её пол и стены.
Кроме того, необходимо обеспечить засыпку наружных стенок ямы песком, глиной или граншлаком, а под заливку пола (или выкладку его из кирпича) обязательно нужно подготовить дно котлована, сначала засыпав его крупным гравием или шлаком, а потом – несколькими слоями утрамбованного песка. Если вы планируете оснастить смотровую яму вентиляцией, во время выкапывания котлована позаботьтесь и об обеспечении места для установки вентиляционных труб.
Начало копки может быть осложнено необходимостью удаления покрытия пола гаража (под размер котлована).
Наиболее трудным в этом случае представляется удаление бетонного пола – понадобится и отбойный молоток(либо профессиональный перфоратор), и «болгарка» - для резки арматуры.
Скорость самой копки, в первую очередь, зависит от свойств грунта.
Но перед тем, как перейти к описанию различных способов строительства ям, рассмотрим наибольшее затруднение, могущее стать помехой – это высокий уровень грунтовых вод.

Смотровая яма в гараже с грунтовыми водами

Грунтовые воды в смотровой яме

Высокий уровень грунтовых вод – серьёзное препятствие для постройки смотровой ямы.
Предложим вашему вниманию способы справиться с проблемой, разработанные в народе:

  • яма выполняется как железная коробка, сваренная из листового металла толщиной 5 мм и «якорится» приваренными перпендикулярно швеллерами;
  • вариант тот же, но с выведенной наружу дренажной трубой, вваренной снизу. При этом пол можно сделать двойной, сделав настил из досок выше уровня трубы;
  • сделать смотровую яму из бетона с маркой водонепроницаемости W6, обеспечив дополнительно гидроизоляцию смотровой ямы наиболее качественными материалами;
  • сделать с внешней стороны так называемый «приямок», оборудовав его дренажным насосом;
  • -оборудовать яму дренажным насосом, включающимся автоматически – от поплавкового выключателя.

Смотровая яма из бетона и других материалов

Заливка смотровой ямы бетоном


Заливку следует осуществлять также таким образом, чтобы слой бетона полностью закрывал арматуру.

Постройка начинается с заливки пола. Предварительно его нужно засыпать щебнем, после чего смоченным песком. Общая толщина подсыпки должна составлять около 20 см, причём песок необходимо тщательно утрамбовать.
Гидроизоляцию смотровой ямы лучше всего сделать сразу, до заливки пола, чтобы она защищала весь «бетонный короб». Для этого её укладывают по всему объёму котлована и фиксируют наверху – для чего материал (полиэтилен, рубероид или более «прогрессивное» покрытие) приобретают и укладывают с запасом – чтобы иметь возможность прижать его сверху по периметру ямы.
Далее следует сделать армирование пола смотровой ямы, либо использовав готовую арматурную сетку, либо связав её самостоятельно. Арматуру нужно положить на подставки 5-8 см толщиной – иначе, после заливки, она окажется лежащей на подсыпке и не будет играть своей укрепляющей роли. Заливку следует осуществлять также таким образом, чтобы слой бетона полностью закрыл арматуру.
Бетон легко разравнивается инструментом, представляющим доску, закрепленную под углом на черенке.
Перед началом последующих работ бетонный пол должен «выстоятся», то есть полностью просохнуть. При условии, что работы производятся в летнее время, на это уйдёт около 5-7 дней. В жаркую погоду лучше всего укрыть его плотной синтетической тканью и периодически поливать первые дня два – так вы сможете избежать образования микротрещин и добьётесь максимальной прочности стяжки.

Стены

Кирпичная кладка стен смотровой ямы

Дальнейшие ваши действия зависят от того, из какого материала вы будете возводить стены смотровой ямы.
Наиболее распространённые варианты:

  • смотровая яма из шлакоблоков;
  • смотровая яма из кирпича.

Если вы решили сделать стены ямы из бетона, то необходимо позаботиться о материале для опалубки (и, конечно, для арматуры). Кроме того, вы можете сделать армирование смотровой ямы сразу во весь её размер – так вы добьётесь большей прочности. Но следует учесть несколько нюансов:

  • материал для опалубки (ОСП, фанера) должен обладать достаточной прочностью. Для ориентира – строители при возведении монолитных сооружений из железобетона используют фанеру 18-20 мм толщиной. Впрочем, для заливки смотровой ямы, имеющей меньшую толщину стен, можно воспользоваться 10 мм фанерой, поставив распорки между внутренними стенками не реже, чем через полметра;
  • заливку стен желательно производить «ступенчато» – начиная снизу, в 3-4 ступени. Так, без строительного вибратора, вы добьётесь максимального заполнения раствором пространства между листами опалубки;
  • постоянно следите за тем, чтобы гидроизоляция плотно прилегала к листам опалубки (со стороны бетона) – так вы обеспечите лучшую его защиту и исключите возможные протекания раствора – зачем терять стройматериалы зря;
  • во время заливки последующей «ступени» предыдущую смачивайте водой – для лучшей адгезии и чтобы избежать щелей и протечек;
  • по длине ямы щиты опалубки для смотровой ямы можно стянуть резьбовыми шпильками.

При возведении стен ямы из шлакоблоков или кирпича главное – контролировать их размеры и горизонтальность при помощи строительного уровня. В плане гидроизоляции и прочих требований к качеству их возведение не так сложно. Можно лишь рекомендовать армировать через 2-3 слоя стену, прокладывая меж слоёв арматуру.

Оснащение


Вентиляция

Для сооружения вентиляции достаточно использовать сантехнические ПВХ трубы. Чтобы обеспечить их «врезку» в смотровую яму, достаточно при заливке стен бетоном или закладке кирпичом оставить необходимые по размеру отверстия. Например, при заливке бетоном вставить соответствующие по диаметру обрезки древесины. Высоту приточной трубы рекомендуется делать на расстоянии 15 см от пола, а вытяжку – на расстоянии 25 см от верхнего края.
Многие автовладельцы (и владельцы небольших автосервисов) вообще не делают вентиляции. Для того, чтобы пол в яме был чистым, они попросту засыпают его древесными опилками, что тоже весьма способствует его чистоте и сухости.

Освещение

Для освещения категорически запрещается использования сети 220 Вольт, и это справедливо – в процессе ремонта авто можно по неосторожности «заехать» в осветительный прибор металлическим инструментом, что может закончиться для мастера плачевно. Но и усложнять жизнь, планируя при постройке ямы установку стационарных осветительных приборов, тоже неразумно.
Достаточно вывести под полом (при постройке ямы) несколько розеток от трансформатора 12-36 вольт и сделать в разных местах (согласуясь со своим опытом) источники питания безопасные для жизни. Можно ещё сделать металлические закладные пластины, для светильников на магните.

Лестница в смотровую яму

Лестницу, как показывает практика, лучше делать из дерева – при ремонте авто на неё нередко попадают технические жидкости, а с помощью опилок и ветоши деревянная лестница становится «безопасной», то есть нескользкой.

Чем закрыть

Как показывает практика, для этой цели лучше всего подходят обрезки досок 25-30 мм. Но наиболее творческие натуры соединяют эти доски тросом, что позволяет скатать весь настил, подобно коврику.
Впрочем, если яма постоянно «в работе», зачем её закрывать?

К акому автомобилисту известно, как нужна порой смотровая яма в гараже ! Бывает, ерундовая поломка, устранить раз плюнуть, а попробуй, доберись. Или масло поменять — пять минут дел, а приходится тащиться на СТО и платить сумму, совсем несоизмеримую с работой. Стоит, пожалуй, пролить немножко пота, поработать несколько выходных и навсегда избавиться от подобных трудностей. Как сделать смотровую яму в гараже своими руками вы и узнаете здесь.

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Видео-версия статьи

Начинаем работу. Разметка смотровой ямы

Как и для всех, даже самых простых сооружений, строительство нашей ямы начинаем с разметки, то есть с определения очертаний и размеров будущей ямы. Это необходимо, тем более что устраивать яму мы будем в уже построенном, а то и действующем . Что, согласитесь, усложняет нашу задачу, хотя бы из-за стеснённых условий работы.

Разметку котлована выполним исходя из того, что грунт, образующий стенки котлована, будет иметь определённый уклон, при этом размеры смотровой ямы должны выдерживаться в пределах, делающих работу удобной.

Это с одной стороны. С другой, выполняя парковку, водитель не должен обливаться холодным потом от страха, что машина провалится. Для страховки от соскальзывания, мы предпримем определённые шаги, но об этом дальше.

Исходя изо всех упомянутых требований, определим ширину ямы «в чистоте» (то есть по ширине рабочего пространства) в 70 см. Этого достаточно для удобной работы, причём, даже для крошки «Daewoo Matiz» (колея 128 см) останется пространство для манёвра порядка 20 сантиметров (между ямой и колесом). А для «Жигулей», с их колеёй 132 см, ширину можно сделать и больше. Сантиметров на пять – десять, но и это неплохо.

Длину определяем исходя из личных понятий об удобстве работы, а так же размеров гаража, но делать её меньше двух метров вряд ли оправдано.

На полу гаража рисуем (либо обозначаем колышками) прямоугольник нашей ямы, затем, добавляем по всем четырём сторонам толщину стен и, руководствуясь качествами устойчивостью грунта, даём приблизительный запас на уклон земляных стенок. Для плотных суглинков эта величина приблизительно равна 20-30 см.

Глубину, определяем из требований эргономики, причём применительно именно к себе любимому. Ясно, что согнувшись, либо стоя на цыпочках, много не наработаешь. Поэтому, рассчитываем нашу яму таким образом, что бы от макушки головы, до днища машины было расстояние 25-30 см.

Если вы хотите обустроить свой гараж таким образом, чтобы он обладал максимальной функциональностью, то его пространство необходимо дополнить смотровой ямой. При этом вы сможете не только хранить в нем свой автомобиль, но и складировать вещи, ремонтировать и осматривать машину.

Особенности смотровой ямы

Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, размеры нужно выбрать еще на первом этапе. Но важно подумать, так ли уж вам необходима такая составляющая. Еще два десятилетия назад наличие этого элемента в гараже не обсуждалось, однако с развитием СТО появилась категория автовладельцев, которые не видят смысла самостоятельно производить обслуживание машины. Смотровая яма в гараже своими руками из железа может быть обустроена. Но если вы не хотите тратить время и силы на самостоятельный технический осмотр, то она вам будет не нужна. Некоторые утверждают, что углубление в гараже может негативно повлиять на элементы машины, ведь со дна поднимаются испарения. Это верно только лишь в том случае, когда работы производятся не по технологии. Ведь важно утеплить яму, сделать ее удобной для собственного использования. Снабдив подпольное пространство герметичной крышкой, вы можете быть уверены в том, что даже плохо утепленная яма не будет источником испарений.

Когда нет возможности обустроить смотровую яму

Смотровая яма в гараже своими руками может быть обустроена не во всех случаях. Это будет зависеть от линий залегания подземных вод. Если их уровень выше 2 метров, то проведение подобных работ будет нецелесообразно, это обусловлено тем, что пространство будет наполняться водой. Но если есть необходимость, даже самые критические условия могут быть преодолены методом наличия хорошей дренажной системы, а также качественный гидроизоляции. Смотровая яма в гараже своими руками из бетона достаточно часто строится, ее тоже необходимо дополнить дренажом, но эта задача достаточно сложна, заниматься ею должны исключительно знающие люди на этапе возведения гаража. Если предстоит создавать данную систему на существующей застройке, это может сопровождаться приложением большого количества сил и средств. Помимо прочего, такие манипуляции не всегда оказываются эффективными.

Если залегание грунтовых вод под существующей постройкой указывает на то, что от ямы стоит отказаться, то к данной подсказке необходимо прислушаться. Альтернативным решением может выступить оборудование лежачей ямы, которая вполне может заменить полноценную в некоторых случаях. Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, то необходимо пригласить соответствующих специалистов, которые будут способны проанализировать уровень залегания подземных вод. Если вы решили потратить наименьшее количество денежных средств на проведение данных манипуляций, то осуществить проверку можно самостоятельно, однако это займет гораздо больше времени. Для этого следует выкопать котлован, однако сразу же бетонировать его не стоит. Нужно дождаться сезона паводка, подойдет и сильный дождь. После этого вы сможете оценить его последствия.

Габариты смотровой ямы

Если вам кажется, что смотровая яма - достаточно стандартная часть гаража, вы можете ошибаться. Такое устройство может обладать несколькими вариантами. Его можно совместить с погребом и подвалом, сделать узкое углубление, которое будет эксплуатироваться с помощью приставной лестницы, а также устроить лежачую яму, которая была упомянута выше. Габариты следует выбрать в зависимости от мастера, который наиболее часто будет пользоваться ямой. Важно учесть и размеры автомобиля, а также его предполагаемое размещение. Ширина не должна оказаться меньше 80 сантиметров, в качестве оптимального параметра можно выбрать 1 метр. В глубину яма должна иметь размеры от 1,8 до 2 метров. Этот параметр является самым важным, а зависеть он будет от роста человека. Наиболее подходящим вариантом считается глубина, которая больше роста мастера на 15 см. Наиболее часто в качестве длины использует размер пределах 2 метров. Если будет обустраиваться смотровая яма в гараже своими руками, то при планировании необходимо учесть, что упомянутые показатели приведены не для самого котлована. Выкапывать его необходимо с припусками в 50 см на ширину и длину. Что касается глубины, то увеличить ее нужно на 25 см. Если вы планируете теплоизолировать стены, то размеры котлована необходимо увеличить на ширину утеплителя, наиболее часто этот показатель равен 50 миллиметрам.

Обустройство пола

После того как котлован будет подготовлен с учетом выбранных размеров, можно заняться полом. Если грамотно подходить к проведению строительства, то вопросов с сыростью в процессе эксплуатации возникать не будет. Таким образом, необходимо учесть, что смотровая яма в гараже, своими руками обустроенная, должна быть снабжена вентиляцией. Для этого в полу оставляется отверстие, через которое под землю и на поверхность вводится гибкий шланг. Он представляет собой воздуховод, на который надевается крышка. Первоначально необходимо засыпать подготовку для бетона. Она будет представлена двумя слоями, первый из которых предполагает наличие гравия, тогда как второй - песка. Первый слой засыпается толщиной в 10 сантиметров, второй - в 5 сантиметров. Каждый из них должен быть полит водой и хорошо уплотнен. Поверхность пола следует обработать глиной и уложить слой гидроизоляции. Далее монтируется арматура и производится бетонирование. Как только слой раствора наберет свою прочность, следует положить еще один слой гидроизоляции, только после мастер может начинать финишную отделку.

Альтернативный вариант обустройства пола

Если вы не хотите чрезмерно утруждать себя, то можно пойти более легким путем, для этого дно смотровой ямы достаточно выложить кирпичом. Однако этот подход можно считать рациональным только лишь в том случае, если подземные воды располагаются на достаточной глубине. Это обусловлено тем, что хорошей гидроизоляции при этом добиться не удастся.

Выбор материалов для гидроизоляции

Если вами будет обустраиваться самодельная смотровая яма в гараже своими руками, размеры ее вы можете выбрать самостоятельно. Однако важно подумать и над гидроизоляцией. На рынке таких материалов представлено великое множество, но следует учесть, что выбранный вами должен обладать эффективностью. Это особенно важно по той причине, что яма будет подвергаться сильным нагрузкам в вопросе переизбытка влажности. Однако важно исключить вариант переплаты. Руководствуясь упомянутыми соображениями, из ряда имеющихся продаже материалов можно особенно выделить полимерные мембраны, которые представлены в однослойном варианте. Их толщина может варьироваться от 1,5 до 2 миллиметров. Что касается двухслойных мембран такого типа, то их толщина максимально может быть равна 3,1 миллиметра. Этот материал характеризуется стойкостью и долговечностью. Но он обладает наиболее внушительной ценой по сравнению с другими. Вернее, обойдется дорого установка, которая предполагает необходимость наличия специальных инструментов и определенных навыков.

Если есть желание сэкономить, то следует выбирать битумные материалы, к ним относятся рубероид и битумная смазка. Устанавливать их достаточно легко, однако не стоит рассчитывать на срок службы, который превышает 20 лет. Сооружаемая смотровая яма в гараже своими руками, размеры которой были упомянуты выше, может быть гидроизолирована битумными составляющими. Материал реализуется в рулонах, его вы сможете нарезать по необходимым габаритам, а после наклеить с обеспечением нахлеста в 15 см. Можно осуществить склеивание методом нагревания или с помощью битумного растворителя. Альтернативным решением двух вышеупомянутых способов считается гидроизолирующая смазка. Она изобретена сравнительно недавно и стоит недорого. Наносить ее достаточно просто. Поверхность должна быть влажной, тогда материал полностью пропитает бетон и защитит его от переизбытка влажности.

Утепление смотровой ямы

Смотровая яма в гараже своими руками (фото которой представлены в статье) утепляется достаточно редко. Специалисты утверждают, что неопытные мастера напрасно пренебрегают данной манипуляцией.

В особенности это касается тех гаражей, которые отапливаются. Если произвести теплоизоляцию, то вы минимизируете расходы на обогрев.

Утеплитель необходимо наклеивать на кирпич или бетон, после стены и пол могут быть подвергнуты декоративной отделке. Если при проведении гидроизоляционных работ вы можете сомневаться в выборе определенного материала, то в роли утеплителя специалисты советуют использовать пенополистирол. Однако важно учесть маркировку. Таким образом, для пола отлично подойдет ПСБ-С-35, тогда как для стен может быть использован ПСБ-С-25.

Строительство стен

Если обустраивается смотровая яма в гараже самодельная, то для ее стен можно выбрать одно из двух наиболее распространенных решений. Одно из них предполагает использование бетона, тогда как другое - применение кирпича. Если есть желание, то оба варианта могут быть оштукатурены или обложены плиткой, а также стекловолокном. Подготовка перед использованием бетона или кирпича выглядит одинаково. Поверхность стен покрывается слоем глины, на которую застилается плотный полиэтилен. На следующем этапе производится монтаж опалубки, толщина при этом должна быть равна пятнадцати сантиметрам.

Когда выполняется самодельная смотровая яма в гараже своими руками, возведение стен должно сопровождаться выполнением двух условий. Одно из них предусматривает необходимость наличия страховочной рейки. В качестве ее задачи выступает предотвращение попадания колеса машины в яму. Помимо прочего, она препятствует попаданию воды с колес непосредственно в яму. Ее следует выполнить в виде планки, которая напоминает по форме буквы Т. В ее основе содержится металл, а укрепить элемент необходимо к опалубке, расположив его вровень с поверхностью пола. Эта планка будет выступать в качестве опоры для крышки. Среди дополнительных составляющих - ниши и выступы в стене, они станут полками для различных инструментов и нужных вещей. Мастер сможет оценить удобство таких выступов при первом же использование ямы по назначению.

Освещение

Если будет выстраиваться смотровая яма в гараже своими руками, освещение ей просто необходимо. Некоторые мастера выступают против наличия осветительных приборов внутри. Ряд автолюбителей использует переносные лампы, которые обладают мощным аккумулятором. Однако если учесть уровень комфортности, то о наличие внутреннего освещения стоит задуматься. Если есть желание обустроить все по правилам, то стоит руководствоваться СНиПом, которые указывают на то, что напряжение в розетке внутри ямы не должно превышать 36 В. Для такого напряжения можно найти специальные лампы. Использовать стандартные 220 вольт внутри категорически запрещено, так как они могут стать угрозой для жизни.

Крышка ямы

Когда обустраивается смотровая яма в гараже своими руками, из досок можно создать надежную крышку. Для этого следует использовать древесину, толщина которой равна 50 мм. Однако будет достаточно толщины в 35 миллиметров. Обусловлено это тем, что доски не будут испытывать постоянной нагрузки. Крышка может выполняться из разных материалов, это будет зависеть от того, из чего формировалась окантовка ямы. Если это стальной уголок, то крышку можно выполнить из нескольких щитов. В их нижней части можно зафиксировать маленькие ролики. Щиты могут быть сформированы из деревянных планок, ширина которых варьируется от 30 до 35 миллиметров. Когда выполняется смотровая яма в гараже своими руками из кирпича, то крышку можно сформировать по принципу роллет. Для этого следует использовать доски, толщина которых равна 40 миллиметрам, тогда как длина будет соответствовать ширине ямы. На каждой доске с двух концов нужно сделать пазы, в которые продевается стальной трос. Между ним и планкой следует установить пружины, которые будут обеспечивать мобильность. Трос фиксируется на последней доске, тогда как с противоположного конца устанавливается ручка. Необходимо будет только лишь немного потянуть за неё, что позволит открыть яму настолько, насколько это необходимо для проведения определенного рода работ. Вообще же для изготовления любой части ямы и ее составляющих можно использовать почти все материалы.

Проведение техобслуживания или мелкого ремонта автомобиля многие стараются делать сами. Чтобы не лежать под машиной на спине, необходима смотровая яма в гараже.

Размеры смотровой ямы в гараже


Это все далеко не догмы. Каждый делает так, как считает нужным. Некоторым глубокие ямы кажутся неудобными и они делают их практически ровно в рост, а иногда и ниже — в 1,5 метра. Если учесть клиренс авто, от пола ямы до дна авто получится порядка 1,7-1,8 метра. Можно сделать и так.

Еще момент по длине. Иногда длинную яму сделать не удается. Тогда ее делают примерно вполовину длины автомобиля, загоняя его передом или задом, в зависимости от того, какая часть машины нуждается в осмотре или ремонте.

Теперь о том, где располагать яму в гараже. Обычно ее немного смещают к одной из стен, оставляя широкую сторону под установку оборудования, складирование запчастей и т.д. При этом от края ямы до ближней стены должно быть не менее 1 метра.

На этом параметры все. Только обратите внимание, что речь шла о чистовых размерах ямы. При разметке котлована необходимо будет добавить толщину на стенок, а копать глубже на высоту стяжки пола (если будете ее делать).

Из каких материалов делают

Смотровая яма в гараже (ее стенки) выкладывается кирпичом, тяжелыми строительными блоками, делают из монолитного бетона. Если говорить о кирпиче, то лучше использовать керамический кирпич: он не боится влажности. Стенки делают в полкирпича или в кирпич. Толщина стенка в зависимости от способа кладки получается 12 см или 25 см. Это необходимо учесть при разметке котлована.

Использовать кирпич можно на сухих, плотных грунтах. Уровень подземных вод должен быть низким. Если вода подходит высоко, лучше стенки ямы делать из армированного бетона.

Строительные блоки также необходимо выбирать те, которые не боятся повышенной влажности. Это бетонные блоки. Остальные если использовать, то с обязательной наружной гидроизоляцией, и то это не гарантия того, что они не рассыпятся, особенно если грунтовые вода располагаются близко.

С бетонной смотровой ямой все проще: бетон влаги не боится, от нее он только крепче становится. Для заливки стен используют бетон марки М 250, для пола достаточно М 200. Почему так? Потому что при зимнем пучении основная нагрузка приходится именно на стенки. Чтобы они не «сложились» требуется запас прочности, что достигается армированием и использованием бетона высокой прочности. Кстати, чтобы избежать пучения грунта под гаражом, надо хорошо сделать отмостку, чтобы вода уходила, а не впитывалась в грунт.

Толщина стенки при заливке смотровой ямы бетоном от 15 см. Стеки должны армироваться. Для этого используют готовую сетку с толщиной проволоки 5-6 мм и шагом 150 мм (если подземные воды глубоко) или вяжут каркас из арматуры диаметром 10-12 мм. Шаг установки арматуры — 20 см. Для большей прочности делать можно единый прут на дно и стены, изогнув его соответствующим образом.

Способы гидроизоляции

Смотровая яма в гараже может быть защищена от проникновения влаги двумя способами: при помощи наружной гидроизоляции, которая выполняется исключительно в процессе строительства, и внутренней, которую можно сделать и во время эксплуатации.

Наружная защита

Если в месте строительства гаража грунтовые воды находятся глубоко, ниже чем 2,5 метра и даже весной или после обильных дождей выше не поднимаются, можно обойтись и без гидроизоляции. С другой стороны, гидрологическая ситуация постоянно меняется, и там где раньше было сухо, может появится вода. Если смотровая яма в гараже уже построена, наружную гидроизоляцию не сделаешь. Остается только использовать пропитки глубокого проникновения чтобы уменьшить гигроскопичность стенок. Потому, если есть возможность, наружную изоляцию сделайте в любом случае.

Как предотвратить попадание влаги в смотровую яму в гараже? Чаще всего используют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и т.п.). Их укладывают полотнищами, застилая котлован от одного края до другого, с выпуская по 10-15 см с каждой стороны ямы на пол гаража. Полотнища укладывают внахлест. Они должны перекрываться не менее чем на 15 см. Чтобы получить более герметичный стык, их склеивают двухсторонним скотчем, можно в две полосы — в начале и конце «перехлеста». Пленку хорошо расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам котлована. При дальнейших работах важно не повредить мембрану.

Внутренняя гидроизоляция

Внутренняя гидроизоляция — это обычно пропитка стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность — составом для бассейнов. Он создает водонепроницаемую плотную пленку, очень напоминающую резину. Она и имеет голубой цвет и после застывания хорошо моется. Обрабатывать этим составом лучше стенки два раза, а можно и больше.

Еще вариант — грунтовка глубокого проникновения на основе цемента. Содержащихся в ней полимерные частицы блокируют капилляры, по которым влага проникает сквозь толщу материала. Одна такая обработка в разы снижает гигроскопичность материала. В случае с водой в яме гаража необходима, как минимум, двукратная обработка (а лучше еще и больше).

Устройство кессона

Есть еще один вариант спастись от грунтовых — сделать металлический кессон. Варят из листового металла короб соответствующих размеров, обрабатывают антикоррозионными составами, затем устанавливают в котлован. Если сварные швы сделаны герметично, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. При большом количестве вода может выдавить кессон. Говорят, что он «всплывает».

Чтобы избежать такой ситуации, к бокам кессона снаружи приваривают уголки, пруты, которые уходят на 1-1,5 метра в грунт. Чтобы при этом объем земляных работ не был очень уж большим (котлован с учетом этих распорок получается большой), можно схитрить. Перед установкой кессона вбить в грунт уголки или металлические стержни, выпустив их концы наружу. Приварить их к корпусу кессона можно после установки. Котлован все-таки придется делать больше (варить надо снаружи), но его размеры будут все-таки меньше. Второй плюс такого способа — стержни будут забиты в плотный грунт, а значит — будут лучше держать кессон.

Еще один способ исключить»всплытие» кессона — сделать на некоторой высоте в стене дырку. Если вода поднимется до ее уровня, она начнет заливаться внутрь. Воду впоследствии можно откачать, главное, чтобы все осталось на месте. Устроенная по такому принципу смотровая яма в гараже, простояла более 20 лет — пока не проржавел металл.

Приямок для сбора воды

Если яма уже построена, а обмазочная гидроизоляция или пропитка не дали требуемого результата, надо или устраивать дренажную систему вокруг гаража, или собрать воду в одном месте. Для этого в гаражной смотровой яме, в одном из ее концов, делают приямок. В нем скапливается вода, откуда ее выкачивают насосом. Чтобы работала система в автоматическом режиме, ставят датчик наличия воды, который при срабатывании включает насос.

Под приямок делают опалубку, заливают бетоном. Потом делают гидроизоляцию приямка вместе с гидроизоляцией всей ямы. Для надежности можно поставить внутрь еще и металлический кессон.

Так как полностью от сырости в этом случае избавиться не получается, на пол ямы сбивают дощатый настил. Чтобы доски на гнили, их можно пропитать отработкой. Если не нравится ее запах, возьмите специальную пропитку для древесины, имеющей непосредственный контакт с грунтом (Сенеж Ультра, например).

Утепление смотровой ямы в гараже

Если вы много времени проводите в гараже, то и отопление у вас, скорее всего будет. Чтобы прогревалось все быстрее, имеет смысл яму утеплить. Лучше всего для этих целей подойдет ЭППС (экструдированный пенополистирол). Он выдерживает значительные нагрузки, не боится сырости, не гниет, на нем не размножаются грибки и бактерии.

Толщина ЭППС для создания ощутимого эффекта — от 50 мм. Закладывают его между грунтом и стенкой ямы. Тогда снаружи-внутрь яма будет выглядеть так:


Пенополистирол можно закладывать и под стяжку на дне смотровой ямы. Поверх него обычно укладывают армирующую сетку, а затем заливают бетон.

Как сделать смотровую яму в гараже

После того как вы определились с размерами и тем, из какого материала будете делать стенки, какой они будут толщины, можно приступать к разметке котлована. Это можно сделать при помощи колышков,вбитых по периметру. Второй вариант — между кольями, вбитыми по углам, натянуть бечевку/веревку. По разметке начинаем копать котлован. Землю обычно выносят и временно складируют возле ворот.

Из кирпича: пошаговый фотоотчет

Попутно с земляными работами отслеживайте влажность грунта. Если вы достигла проектной глубины (необходимая + толщина стяжки пола), а влаги так и нет, можно обойтись и без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать сразу стелить пленку.

Ровняем стенки. Идеальной геометрии добиваться не надо, но заметных горбов и ям быть не должно. Дно котлована тоже выравниваем, трамбуем, хорошо уплотняя грунт. Используют обычно ручную трамбовку. На дно насыпают слой щебня (два раза по 5 см), каждый слой тоже тщательно трамбуют. Далее идет слой песка. Его достаточно 5 см. Песок смачивают, трамбуют до высокой плотности — чтобы нога не отпечатывалась. Далее настилаем гидроизоляционную пленку.

Ее хорошо разравниваем, заправляя в углы. Полотнища укладываем с перехлестом в 15 см, которые проклеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не скатывались, прижимаем подручными материалами — досками, камнями.

На дно укладываем слой утеплителя, на него — армирующую сетку из проволоки. Все это заливаем бетоном марки М 200. Толщина слоя — не менее 5 см. Чтобы при укладке проще было ориентироваться, на пленке делаем отметки, по которым можно контролировать толщину слоя.

Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут следующие — цемента 1 часть, песка — 3, щебня средней и мелкой фракции — 5 частей.

Строится смотровая яма в гараже: пол залит бетоном

Ждем несколько дней, пока бетон не наберет 50% прочности. Точный срок зависит от температуры. Если она в районе +20°C, ждать придется дней 5-6. Если +17°C это уже две недели.

Приступаем к выкладке стенок. Решено делать в полкирпича. Использовали кирпич б/у, пошло порядка 850 штук (размер ямы 4,2*0,8*1,7 м). До уровня локтя выкладывали стенки по кругу.

На уровне 1,2 метра от пола решено сделать нишу для инструмента. Высота ее в 3 ряда кирпича, верх перекрыт обработанной доской.

Чтобы не пришлось выкладывать нишу из кирпича, вставлен вкладыш из металла. Сварен короб, подходящий по размерам.

Далее стенки выгонялись почти в уровень с полом гаража. Часть стен была заменена двумя отрезками швеллеров. В низ при необходимости упираются домкраты. На верхний ряд укладывается металлический уголок с полкой 50 мм, толщина стали 5 мм.

Уголок разворачивается так, чтобы одна его полка была свешены вниз, вторая закрывала часть верхней поверхности кирпича. Чтобы при нагрузке стенка не обрушилась, к этому уголку приваривают закладные, которые затем связываются с армирующим поясом бетонного .

Заливка пола в гараже — уровень бетона по верхней кромке уголка

Особенности изготовления стенок из бетона

При отливке бетонных стенок необходимо изготовить опалубку. Проще ее делать из листового материала — строительной влагостойкой фанеры толщиной от 16 мм, ОСП. Сбивают щиты необходимого размера, укрепляют брусками по наружной стороне. Они необходимы, чтобы под давлением бетона фанера или ОСП не выгибались. Сначала ставят наружные части опалубки. Если стенки котлована ровные, проблем не возникнет. Их просто прислоняете, ставите ровно.

Затем выставляется внутренние щиты опалубки. Между ними должно быть расстояние не меньше 15 см. Чтобы в процессе заливки стенки не деформировались, между ними ставят распорки.

Заливку желательно проводить за один раз. Залитые порции надо обязательно штыковать или обрабатывать погружным вибратором для бетона. Снимают опалубку через два-три дня. После можно установить уголок с приваренными закладными прутами (полосами) и приступать к заливке пола.