Примеры целей в жизни человека. Чего может достичь человек

02.08.2020

Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. По словам научного деятеля, мудрость должна нами расцениваться, как предельная высота того, чего способен достичь человек. Мудрость испытывает потребность в знаниях, однако не сводится исключительно к их наличию.

Кто-то может быть осведомлен обо всех известных

видах бабочек, однако при этом в экологии не разбираться совершенно, как и не интересоваться ею. Соответственно, этим “кем-то” упускается связь между отдельно взятой бабочкой и всем миром в целом.

По твердому убеждению Б. Бим-Бада, мудрости должны обучать в школе, то есть, приучать к воздержанию от таких утверждений, которые имеют под собой недостаточно обоснований, а также – к осторожности суждений. По мнению научного сотрудника, мудрость не является просто знаниями, так как данное понятие содержит в себе что-то большее: интуицию и отвращение к самообману.

С позицией автора сложно не согласиться, мудрость выступает в роли более чего-то масштабного, нежели просто знания. Мудрость еще считается и совокупностью навыков, наличием богатого опыта и способностью к здравомыслию. Лев Толстой в произведении “Война и Мир” создал образ мудрого персонажа по имени Платон Каратаев, благодаря взглядам на жизнь которого, Пьер выжил в плену. Мудрость Платона научил его, что жить нужно просто, ценить все, что имеешь, ведь глупо пребывать все время в состоянии поиска счастья: человека должен радоваться свету солнца, каплям дождя и тому факту, что он живет.

А. де Сент-Экзюпери написал произведение “Маленький принц”, где Старому Лису отвел роль учителя мудрости для Маленького принца. Благодаря ему главный герой обучился постижению мудрости человеческих отношений. С целью понимания человека важно научиться вглядываться в его внутренний мир, одновременно, прощая мелкие недостатки.


Другие работы по этой теме:

  1. В чем заключается мудрость? Вот проблема, которую поднимает Б. М. Бим-Бад. Автор в своем тексте размышляет о том, что такое мудрость. Он убежден: это “высшее,...
  2. В данном тексте затронуто большое количество важных нравственно-психологических проблем. Одной из них является вопрос о том, что свойства души человека определяют его успешность в жизни....
  3. Принесение в жертву своих личных интересов для того, чтобы сделать более благополучной жизнь других людей называется самопожертвованием. Человек считается существом высокоорганизованным, знакомым с такими понятиями,...
  4. В данном тексте российский педагог Б. М. Бим-Бад, поднимает проблему воспитания культуры, которая является очень важной и актуальной в наше время. Сущность данной проблемы заключается...
  5. Профессор Ольга Борисовна Сиротинина занялась поиском ответа на вопрос, касающийся того, какая речь может претендовать на звание хорошей. Будучи ученым и доктором филологических наук, она...
  6. Прозаик, публицист и критик С. Л. Львов поднимает в своем произведении вопрос о роли близких в становлении личности. Думаю, эта проблема всегда будет актуальной, поскольку...
  7. Нами создан адронный коллайдер и отправлены к границам Вселенной летательные аппараты, однако наша планета до сих пор таит в себе множественное число секретов и загадок,...

Сначала человечество нехотя признало, что способности человека к чему-либо содержатся в его генетическом коде, затем согласилось, что и свойства характера также заложены там с самого рождения. Исходя из этого, нам придется согласиться, что и наилучшая для каждого человека профессия также указана в генетическом коде человека, поскольку в решающей степени определяется именно сочетанием наилучших способностей с благоприятными для нее свойствами характера.

Можно лишь удивляться, что при современном развитии науки для подавляющего большинства людей нахождение наилучшей для себя профессии все еще остается проблемой. Впрочем, у существования этой проблемы есть свое достоверное объяснение, которое гласит, что в огромном мире социальных систем все происходящее определяется интересами социальных групп и сообществ. Если говорить о современной России, то ни одна социальная группа в явной форме свой интерес к решению этой проблемы не выражает, а дети представителей всех групп в поисках своего места в жизни играют с «судьбой в рулетку», ставя на что попало. Кто-то из них выигрывает, а большинство нет. Но при современном уровне развития знаний практически любой человек, если вовремя за это дело возьмутся его родители, а потом и он сам, может найти для себя свою наилучшую профессию или хотя бы очень подходящую и добиться делового успеха . Но, если указанную проблему каждый человек в состоянии однажды для себя решить, то за ней открывается другая, еще более сложная, но менее явная. Попробуем ее показать.

Как найти ответ на вопрос: чего может достичь человек, если будет трудиться по правильно выбранной для себя наилучшей профессии? Пожалуй, самый простой ответ: все зависит от того, как много он будет в жизни трудиться, насколько ему повезет, тем самым все перевалив на роль всевозможных случайных факторов в нашей жизни. Конечно, случайные факторы могут оказать серьезное влияние на что угодно, в том числе и на нашу жизнь, но имеют ли они решающее значение для человека, вовремя нашедшего свою профессию? Вряд ли, наверняка есть еще и вполне систематические влияния, факторы и явления.

Рассмотрим простой пример двух выдающихся атлетов (борцов, штангистов или боксеров), которые стали чемпионами мира или даже олимпийскими чемпионами. Конечно, это выдающиеся, талантливые спортсмены, которые занимаются своим делом, что успешно и доказали в тяжелой борьбе с соперниками. Но один из них тяжеловес, а второй выступает в легчайшем весе. Теперь представим, что будет, если они проведут соревнование между собой за звание абсолютного чемпиона? Скорее всего, победит тяжеловес. Поэтому когда-то были введены весовые категории в некоторых видах спорта, чтобы разделить спортсменов в соответствии с их природными данными и возможностями.

Пример приведен из спорта, а в большинстве профессий никто людей по каким-либо их природным данным не разделяет.

Никому не придет в голову разделить юристов или финансистов по весу и росту и даже по модному в некоторых странах коэффициенту интеллекта IQ. Все конкурируют на равных. Однако природа недаром заложила в каждого человека свой набор свойств, а не только способности и характер. По аналогии можно сказать, что среди талантливых людей любой профессии встречаются и тяжеловесы, и легковесы, не говоря уже о средневесах, и у них от природы разные возможности для будущего успеха в профессии. Причем в той самой профессии, которая для каждого из них была определена по природным факторам, как наилучшая. Выходит, что если какая-то профессия является для данного человека наилучшей, то это вовсе не означает, что он обязательно станет лучшим среди других людей, которым данная профессия также подходит лучше всего.

Потенциал профессионального развития

Для достижения успеха нужно много трудиться. Но главное ли это? Сколько бы ни трудился легковес в рассмотренном выше примере, победить талантливого тяжеловеса ему не дано. Хотя именно трудолюбие может оказаться тем фактором, который и выдвинет вперед к успеху одного из талантливых спортсменов в рамках определенной весовой категории.

Приходится признать, что если для успеха в профессии необходимо соответствующее сочетание способностей и свойств характера, то для выдающегося успеха понадобятся уже особые сочетания человеческих свойств и влияющих факторов.

Рассмотрим, как это выглядит на практике. Среди множества различных факторов наибольшее значение имеют следующие четыре, показанные на рис. 1.3. Эти факторы в решающей степени формируют потенциал профессионального развития.

Рис. 1.3.

Характер человека проявляется своими свойствами в семи основных радикалах уже в самом раннем детстве и всю жизнь влияет на всю его деятельность и образ жизни. Характер является либо фактором, благоприятствующим успешности, либо ограничивающим успешность при занятии конкретной деятельностью. Но это всегда проявляется индивидуально для каждого человека с учетом его природных способностей. Хотя психологические профили двух разных людей, построенные с учетом расположения в их характерах основных семи радикалов, могут хорошо подходить для занятий определенной профессией, но между собой существенно различаться, а расположение радикалов в характере у обоих, по степени их влияния, окажется одинаковым. Следование двух и более основных радикалов может быть в профиле в одинаковом порядке, например, на первом месте у двух людей находится истероидный радикал, на втором - гипертимный и на третьем - эмотивный радикал, но степень их выраженности в характерах может существенно отличаться. Рассмотрим рис. 1.4 и 1.5. На них показаны примеры психологических профилей двух людей, хорошо подходящих к профессии артиста.


Рис. 1.4.

Истероидный радикал у первого человека выражен относительно слабее, чем у второго, зато у него более сильно выражен гипертимный радикал. Именно доминирование этих двух радикалов в характере позволяет в решающей степени, при наличии соответствующих способностей, успешно заниматься артистической профессией. Но можно полагать, что в силу различного сочетания степени выраженности двух определяющих радикалов, в разных видах искусства и разных амплуа эти люди будут добиваться не одинакового успеха, хотя для них артистическая профессия является хорошо подходящей.


Рис. 1.5.

Отмеченное выше обстоятельство справедливо не только для артистов, но и для представителей любых других профессий. Различное сочетание доминирующих основных радикалов и разная степень их выраженности в характере будут либо способствовать развитию успеха, либо мешать его достижению.

Выявить профессиональную ориентацию человека или профиль его способностей к определенным типам профессий сложно, особенно когда у него произошла коррекция представлений о способностях к видам профессий, что нередко происходит под влиянием семьи, знакомых, обучения, выполняемой работы и других обстоятельств. Тогда в сознании формируется иное представление о своих способностях, чем те, что были отпущены природой. При этом широко практикуемое применение различных тестов выявления способностей к профессиям или профориентации, например, построенных на попарном сравнении профессий различных типов, дает искаженную или скорректированную против реальности картину, которая подтверждает неверное представление об имеющихся способностях к типам профессий. Вместе с тем, выявление имеющихся способностей реально и перспективно, но необходимы более «изящные», «нелобовые» методики, чем те, что исследователи обычно применяют.

В плане реализации потенциала профессионального развития человека нас в первую очередь интересует его способность к восприятию возникающих задач, организации их выполнения и эффективному достижению результатов, т. е. проявление делового темперамента. Установить, от чего зависит деловой темперамент человека, не просто. То ли от свойств характера, то ли от состояния здоровья, то ли от его внутренней энергии, то ли от всего этого вместе и чего-то еще. Но для нас особенно важно, что это одна из особенностей человека, которой он может быть одарен в той или иной мере и для практической реализации которой необходим внутренний запас энергии.

Энергетический потенциал - важнейшая составляющая для любого делового успеха. Внутренний запас энергии у людей может существенно различаться. Каждый человек получает от природы нечто похожее на аккумулятор энергии. Одним природа дает аккумулятор большой емкости и хорошо его заряжает, другим - меньшей емкости, а кому-то и совсем маленький и плохо заряженный. Но не менее важно и то, что будет происходить с этим аккумулятором дальше. Одни люди пользуются своей энергией и не заботятся о ее своевременном пополнении. Однажды обнаруживается, что энергия у таких людей раньше вроде была, но теперь ее на дело не хватает. Зато другие энергию расходуют осмотрительно и регулярно ее пополняют. Им всегда хватает энергии на важнейшие дела. Таким образом, можно сказать, что энергетический потенциал человека, являющийся фактически его запасом энергии, имеет две составляющие - природную, т.е. то, что было дано человеку, и сознательно поддерживаемую т.е. то, что он сам накапливает и собирает из разных источников.

Следует отметить, что запасом своей энергии человек может управлять, повышая свой энергетический уровень, но мало кто умеет эффективно этим пользоваться. Это требует усилий и времени, регулярной работы над собой. Иногда нужный результат появляется не быстро. Однако в практике автора были случаи, когда специалисты всего за 3-6 месяцев не только восстанавливали свой нарушенный энергетический потенциал, но и существенно его поднимали.

  • Москвин В.А. Профессиональное развитие личности на пути к деловому успеху. Практические рекомендации. - М.: РИОР, 2011. - 136 с.
  • Некоторые аспекты, связанные с потенциалом профессиональногоразвития, рассмотрены также в главе 3.
  • Пономаренко В.В. Технологии скрытого управления людьми. - М.:ACT; Олимп, 2008. - 506 с.

В чем заключается мудрость? Как соотносятся понятия информация, знание, мудрость? В чем заключается опасность одобрения безосновательных мнений? Эти и другие вопросы рассматривает в своем тексте Б. М. Бим-Бад. Но более детально автором рассматривается проблема отстаивания безосновательных мнений.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор приводит в пример своего знакомого директора школы, который с гордостью рассказывает о том, что в его школе дети без подготовки пишут сочинения на сложные философские темы. При этом учеников поощряют за высказывание своего мнения и за отстаивание этих незрелых мыслей. Автор возмутился этим подходом к обучению: «А как же интеллектуальная честность? Сомнение? Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие?». Проблема отстаивания безосновательных мнений является актуальной и в наше время, существует множество людей, которые имеют свои мнения по поводу различных проблем, но зачастую эти мнения оказываются ошибочными. Эта проблема имеет место быть в различных ситуациях, например, при учебном процессе или же во время спора двух и более людей.

За доказательством этой точки зрения обращусь к художественной литературе. Так, герой произведения И. С. Тургенева Евгений Базаров не терпит необоснованных мнений, он уважает науку и требует, чтобы каждое утверждение было доказано. Он ненавидит самоуверенных людей, что доказывает его спор с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров требует Кирсанова подкрепить его мнения научными фактами, здравыми рассуждениями. Таким образом, Базаров действительно полагает, что необоснованные мнения приводят к излишней самоуверенности.

Приведу еще один литературный пример. Герой произведения Артура Конан-Дойля Шерлок Холмс является мастером разгадывания преступлений. Он может с помощью доказательств проверить любое мнение, любое свидетельское показание. По мнению Шерлока Холмса, отстаивание безосновательных мнений приводит не только к излишней самодеянности, но и к более серьезным последствиям.

Таким образом, нельзя одобрять все высказанные мнения, их необходимо доказывать или опровергать, а иначе это может привести к самоуверенности, самонадеянности и более серьезным последствиям.

Хочу рассказать историю из жизни. Это реальный факт, свидетелем которого мне довелось быть и наблюдать за развитием событий в течение многих лет.

Как-то между двумя людьми, которых я хорошо знал, состоялся разговор. Это были мои коллеги по работе: Назовем их Виктор - начальник цеха одного из крупнейших заводов моего города и Сергей - начальник техбюро этого же цеха. Находясь в командировке, коллеги тесно общались в течение нескольких дней, и у них было достаточно времени, чтобы вести долгие беседы о работе, о жизни, об увлечениях и пр. И вот, в одном из разговоров о работе, о целях и путях их достижения Сергей задал вопрос Виктору:
- Зачем ты так стараешься и рвешься в руководство заводом, ведь там столько трудностей и хлопот, столько нервотрепки и разочарований. Неужели тебе не хватит того, что ты уже имеешь. Зарплата хорошая, власть есть, семья одета и накормлена. Мне бы вполне хватило всего того, что есть у тебя.
На это Виктор ответил:
- Знаешь в чем между нами с тобой разница? Дело в том, что ты не хочешь идти дальше того, что имеешь. Значит ты достиг своей вершины. Ты всегда будешь тем, кто ты есть в данный момент. Ты будешь расти профессионально и развиваться по горизонтали. Это твой путь, который ты избрал для себя. А я хочу расти вверх. У меня более высокие амбиции.

Я об этом разговоре узнал случайно, просто, однажды болтая с Сергеем во время обеденного перерыва, но в мою память врезались слова Виктора.

Наши головы покрылись сединой. Сергей так и проработал все оставшееся время технологом. Он действительно развивался по горизонтали и совершенствовался в своем мастерстве. Его уважали в технических кругах завода. С его мнением всегда считались и обращались за советом. Но он прожил свою жизнь скромно, часто отказывая себе в желаниях.
Его низкие доходы ограничивали его кругозор, не позволяли более широко глядеть на мир. Ему часто приходилось терпеть несправедливость и унижения от менее умных, но более удачливых людей. В душе его зародилась и укрепилась неудовлетворенность своим положением, своей судьбой. Он часто высказывал это в беседах с коллегами.

Виктор же сохранял и развивал свое желание расти вверх. Это желание у него превратилось в страсть. Он поставил себе высокую цель и действовал. Его действия были направлены на достижение своей цели. Этого не могли не заметить руководители завода, и первый успех не заставил себя долго ждать. Ему предложили повышение. Дальше - больше. Однако, были и падения. Когда он достиг уже большой высоты на карьерной лестнице и занял пост первого заместителя Генерального директора завода, его вдруг сняли с должности и вообще не нашли места на заводе. Появились сильные противники, которые имели влияние на Правительство страны. Виктор около года не участвовал в жизни завода, но продолжал интересоваться его делами, продолжал вращаться в кругах своих бывших коллег, оставался в курсе всех событий. Он не потерял своей квалификации, а, наоборот, продолжал ее повышать. От цели своей не отказался и продолжал действовать.

Сочетание цели, страстного желания ее достичь и действия в этом направлении сделали свое дело. Нашлись люди в руководстве завода, в правительстве страны, которые вернули этого человека на завод и, впоследствии, поставили его директором завода. Жизнь Виктора стала на много ярче и насыщенней. Кругозор расширился. Он своими глазами увидел весь Мир. Ну и материальное положение предоставило ему и его семье совершенно новые возможности.

То, что я сейчас рассказал, это всего один пример из множества случаев, когда люди, поставив перед собой определенную цель, имея страстное желание добиться ее, действовали. И, благодаря своим действиям, они достигали поставленных целей.

Людей, которые проходят всю цепочку: мысль - идея - желание - цель - вера - принятие решения - действие - победа, в современном мире очень мало. Статистика говорит, что их всего около 5% от общего населения Земли. Однако, это не догма. Эту цифру можно изменить в большую сторону. Это доступно каждому человеку. Все зависит от него самого, от его выбора - кем ему быть.

Человеческие возможности далеко еще не исчерпаны.
Взгляните, чего могут добиваться люди, которые ставят цели и действуют. Казалось бы - это невозможно! Но Ваши глаза Вас не обманывают. Это результат упорных действий в сочетании с верой и страстным желанием добиться своего.

У этого парня врожденный ДЦП. И вот, что делает с человеком четкое видение цели и действие -

А этот человек доказал всем и, прежде всего себе, что если поставить перед собой цель и действовать, не отступая перед трудностями, то можно добиться невозможного.

Знакомьтесь, Майлз Хилтон Барбер - слепой летчик.

И, наконец, чего могут добиться люди, если упорно стремиться к своей цели...

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3)______ самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Так как ювелирные изделия позволяют воссоздать картины жизни и быта древних славян, они представляют для археологии большую ценность.

2. Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий.

3. Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество.

4. Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего потому, что они дают представление о жизни и быте древних славян.

5. Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Поскольку

3. Наоборот,

4. Другими словами,

5. Вопреки этому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, я, ср.

1. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора(акт прокурорского надзора).

2. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

3. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.). П. - образ предмета или явления.

4. Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете. * Представления не имею (разг.) - совершенно не знаю, не осведомлён. Куда он ушёл? - представления не имею.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

загнУтый

облегчИть

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Чтобы приготовить маринад для рыбы, запечённой в углях, нужно СТРЯХНУТЬ семена из четырёх-пяти стручков кардамона, добавить щепотку шафрана и растереть их в ступке с солью.

2. Девочка резким движением откинула чёлку со лба и неожиданно спокойно и ДОВЕРЧИВО посмотрела Алексею в глаза.

3. ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.

4. Аналитики утверждают, что в наступившем году на рынке ценных бумаг можно ОЖИДАТЬ значительных изменений.

5. Конспектирование ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА

более ВОСЕМЬСОТ миллионов

ЯРЧЕ солнца

ПОЕЗЖАЙТЕ поездом

пара ТУФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Орден Святого Андрея Первозванного был учреждён Петром I в 1698 году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок. .ймлять

приг..рать

благораспол..жение

соприк..снувшись

оч..ровать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнух, о..бросил

пр..обрёл, пр..дача

во..хождение, ра..вод

пр..дедушка, п..днос

пр..следовал, пр..зыв

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл..вый

придирч..вый

выдёрг..вать

замш..вый

подчёрк..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

ка..вшийся

бор..шься

встреч..нный

настраива..мый

движ..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ ужина путешественники легли спать.

2. Работать пришлось в (НЕ)ИССЛЕДОВАННОЙ ещё местности.

3. Пришлось подписать далеко (НЕ)ВЫГОДНЫЙ контракт.

4. Семён Ростиславович казался (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.

5. Без труда (НЕ)ВЫЛОВИШЬ и рыбку из пруда.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.

2. (В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову.

3. В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.

4. Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.

5. Басни Крылова в (ТО)ВРЕМЯ явились совершенно новым явлением в русской литературе (ПО)СРАВНЕНИЮ с баснями Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

3. Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования она получила широкое признание.

4. Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

5. Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

16

Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Старый сад (1) казалось (2) один освежал эту (3) когда-то (4) оживлённую деревню и был живописен в своём запустении.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) П.И. Чайковский создал лучшие свои оперы (4) более всего вдохновляла композитора.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обычно в мае месяце проходит похолодание, которое совпадает с цветением черёмухи (так называемые «черёмуховые холода»).

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость.

(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта.

(4)Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (6)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.

(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(11)Знания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)Знание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)Знание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(14)Знание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему- либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (18)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.