Роль выборов в политической жизни общества

23.09.2019

VI . Домашнее задание: Закрепите материал, устно ответить на вопросы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:

1.Избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как, по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? В случае если да, то в чем она состоит?

2.Как можно бороться с правонарушениями в избирательном процессе?

3.Следует ли устанавливать обязательное участие граждан в выборах и определять наказание за отказ от волеизъявления?

4.Вы знаете, что в разных странах используются различные избирательные системы. Какими преимуществами и недостатками обладают эти системы?

5.Какова роль политической культуры в избирательном процессе?

6.Как, по вашему, при каких условиях выборы могут способствовать повышению эффективности государственной власти и местного самоуправления?

Практикум по теме: Основы избирательного права.

Ответ: Является. Правда, доля участия одного человека в формировании властных структур в странах с многочисленным населœением мала. При этом порою случаются такие ситуации, ког­да победа того или иного кандидата на выборах обеспечивается очень небольшим перевесом голосов «за» - 20, 50, 90 голосов. Тогда-то и становится очевидным большой смысл участия в вы­борах именно каждого гражданина.

2. Один избиратель рассказал: «Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже». Второй в ответ поведал: «А я тоже не знал, за кого голосовать. И ни за кого не стал опускать бюллетень». Поведение какого из этих избирателœей кажется Вам политически более грамотным, зрелым?

Ответ: Более политически грамотным представляется поведение второго избирателя, который, не зная, за кого голосовать, отказался от участия в выборах.

3. Почему правом избирать и тем более быть избранными в органы власти обладают граждане по достижении определœенного возраста?

4. В соответствии с Федеральным законом «Об базовых гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» граждане РФ имеют: активное избирательное право , т. е. право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления и пассивное избирательное право , ᴛ.ᴇ. право быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Следовательно, ИЗБИРАТЕЛЬ - это гражданин РФ, обладающий __________ каким?_____________правом.

5. Как вы думаете, почему у нас право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, а иностранцы (граждане иностранных государств) таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации (преднамеренном ущемлении прав)?

6. В статье 32 Конституции РФ и в статье 4 Федерального закона «Об базовых гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» указывается на два условия , при которых гражданин, достигший крайне важного возраста͵ тем не менее не имеет права голосовать. Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

а) двойное гражданство;

б) признание по суду недееспособным;

в) долгое пребывание за границей;

г) служба в вооруженных силах;

д) наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

е) нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

ж) статус священнослужителя;

з) наличие судимости;

и) неграмотность;

к) бедность.

7. При реализации пассивного избирательного права требования к возрасту более «строгие». Так, кандидат на должность Президента РФ должен быть не моложе___ лет, кандидат в депутаты Государственной Думы - не моложе ____года; минимальный возраст кандидата не может превышать: ___ года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, ___ лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и ____ года при выборах главы местного самоуправления.

Заполните соответствующие пропуски, руководствуясь содержанием статей 32 и 97 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона «Об базовых гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

8. Избирательное право в Российской Федерации является:

всœеобщим -

Поместите в соответствующих местах следующие определœения данных выше характеристик : избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно; никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос; избирать имеют право всœе, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе; какой-либо контроль за волеизъявлением избирателœей исключается.

9. Существуют пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. При пропорциональной голосование происходит по партийным спискам. Избиратели голосуют за одну из партий (или против всœех партий). При подсчете голосов партии получают в парламенте (у нас - в Государственной Думе) количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов (если прошли определœенный процентный барьер - 3 - 5% и т. д.). Для определœения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый избирательный метр - наименьшее количество голосов, необходимых для избрания одного депутата.

В списке Партии любителœей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всœех избирательных округах проголосовало 250 000 избирателœей. «Избирательный метр» - 50 000 голосов.

Сколько членов этой партии получат мандаты в парламент по пропорциональной системе выборов, если пройдут процентный барьер?

10. При мажоритарной системе выборов в парламент проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за партию или блок, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.

Сопоставьте две избирательные системы - пропорциональную и мажоритарную. Какая представляется вам справедливее? Почему?

11. Почему на избирательных участках закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования (кабины)?

12. Гитлер, Чингисхан, Юлий Цезарь, Наполеон и многие другие приходили к власти через процедуру выборов. Свидетельствует ли это о том, что институт и процедура выборов антидемократичны? Поясните свое мнение.

«Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершинœе власти перестановок. На смену... структурам, штат которых назначался «сверху», пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе» (В. Борисов, политолог). Согласны ли вы с этим? Приведите примеры победы на выборах не слишком почтенных деятелœей.


  • - VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.

    Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]


  • - IV – малонебезпечні (бензин, фенол).

    Що шкідливіша речовина, то складніше здійснити захист атмосферного повітря і то нижчий його ГДК. Для кожної речовини встановлюються два нормативи: максимальна разова і середньодобова. Максимальна разова ГДК встановлюється для попередження рефлекторних реакцій у...

  • Липсет C.М.

    Сеймур Мартин Липсет (Seymour Martin Lipset) является профессором социальной политики в университете Джорджа Мейсона и старшим сотрудником Института Гувера при Стэнфордском университете. Его перу принадлежит много книг, в том числе "Политик", "Первая новая нация", "Революция и контрреволюция", "Консенсус и конфликт", "Континентальный раздел: ценности и институты США и Канады".

    Хуан Линц (Juan Linz) и Дональд Горовиц (Donald Horowitz) достойны похвалы за то, что они вернули к жизни дискуссию о взаимоотношении между конституционными системами - президентской и парламентской - и условиях, способствующих стабильной демократии. Линц, основываясь большей частью на опыте Латинской Америки, отмечает, что большинство президентских систем неоднократно заканчивались неудачей. Горовиц, исследующий Азию и Африку, подчеркивает, что большинство парламентских систем, особенно те, попытки создания которых предпринимались почти во всех африканских странах и некоторых новых государствах послевоенной Азии, также закончились неудачей. Он также мог бы указать на крах демократического парламентаризма в период между двумя войнами в Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Германии и большей части Восточной Европы. И наоборот, в дополнение к преуспевающим парламентским режимам Северной Европы и индустриально развитых частей Британского Содружества наций, можно отметить такие примеры стабильного и демократического президентского правления, как Франция (в период Пятой Республики), Чили (до Альенде), Коста-Рика и Уругвай (в течение большей части этого столетия).

    Разумеется, наличие тесной связи между конституционными вариациями типов исполнительной власти и демократическим либо авторитарным результатом - не очевидно. Как подчеркивает Линц, парламентское правление (особенно в тех случаях, когда ни одна из нескольких партий не имеет четко выраженного большинства) предоставляет отдельным избирательным округам больший доступ к процессу принятия решений, чем они имели бы при президентском правлении, и как бы помогает привязать эти округа к государству. При президентском правлении группы, выступающие против президентской партии, могут посчитать себя маргинализованными и попытаться подорвать легитимность президентской власти. Поскольку президентское правление предусматривает передачу властных полномочий и окончательной ответственности одному лицу, некоторые ученые считают эту систему правления внутренне нестабильной; ее неудачи могут привести к отторжению символа власти. Власть представляется более многообразной при парламентских режимах.

    Однако реальность - вещь очень сложная. Учитывая разделение властей между президентом и законодательным собранием, премьер-министры и их кабинеты более сильны и могут уделять меньше внимания запросам особых групп населения. Премьер-министр, за которым стоит большинство в парламенте, располагает гораздо большей властью, чем американский президент. Такие парламенты в основном голосуют в поддержку бюджетов, законопроектов и политических решений, предлагаемых правительством. Члены правящей партии должны голосовать таким образом, иначе кабинет падет и будут назначены новые выборы. В отличие от них, парламентарии от оппозиции, несмотря на свободу дискутировать, критиковать или голосовать против политики исполнительной власти, редко могут на нее повлиять.

    При президентском правлении ситуация совершенно иная. Сроки полномочий президента и кабинета министров не зависят от голосования в законодательном собрании. В результате этого партийная дисциплина, скажем, в американском конгрессе гораздо слабее, чем в британском парламенте. В США и других президентских системах наличие различных интересов и групп внутри партий приводит к созданию межпартийных альянсов по тем или иным вопросам. Местные интересы лучше представлены в конгрессе, поскольку члену палаты представителей для переизбрания необходима поддержка своего избирательного округа и он может голосовать против своего президента или партии. В то же время член британского парламента обязан поддерживать своего премьер-министра и партию, даже если этими действиями он лишит себя поддержки своего избирательного округа. Тот факт, что наличие президентского правления способствует слабости партий и исполнительной власти, в то время как парламентское правление имеет противоположную тенденцию, разумеется, влияет на природу и, возможно, условия осуществления демократии. Однако в большинстве исследований ошибочно высказывается прямо противоположное суждение: что президент внутренне более силен и сосредоточивает в своих руках большую власть, чем премьер-министр. Я бы подчеркнул, что условием силы кабинета министров является необходимость проведения новых выборов при поражении кабинета в ходе парламентского голосования. Там, где парламент продолжает функционировать, а новый кабинет министров формируется из коалиции партий, ни одна из которых не располагает большинством, парламентские кабинеты министров могут быть слабыми, как это было в Веймарской Республике, Третьей и Четвертой Французских Республиках, современных Израиле и Индии.

    В своей последней книге "Континентальный раздел", где я сравниваю государственные институты и ценности США и Канады, я отмечаю, что отличие между президентской и парламентской системами в этих двух сопоставимых по размерам федеральных государствах приводит к наличию двух слабых партий в США и многочисленных сильных партий в Канаде. Система США представляется более стабильной; с 1921 года Канада была свидетелем подъема и падения более чем полудесятка значительных "третьих партий". Американский принцип избрания одного человека на пост президента или губернатора заставляет "различные группы... идентифицировать себя с одним из двух основных избирательных альянсов, исходя из того принципа, который представляется им наиболее существенным для раздела. Каждый крупный альянс или коалиционная партия содержит в себе различные группы интересов, которые добиваются победы друг над другом в ходе первичных выборов".

    В отношении Канады я делаю вывод о том, что "изменения в ее избирательной системе, очевидно, явились результатом не острой нестабильности или напряженности", а, скорее, самой ее политической системы. В действительности необходимость существования дисциплинированных парламентских партий "способствует трансформированию политических протестов, общественных движений, недовольства политикой основной партии в том или ином регионе или иными аспектами жизни в третьи, четвертые или пятые партии". Не связанные жесткой дисциплиной партии, характерные для президентской системы США, гораздо легче амортизируют волны протеста в рамках традиционных механизмов, чем это способны сделать канадские парламентские партии.

    Культурный фактор

    Остается вопрос: почему в большинстве латиноамериканских государств положение дел обстояло не так, как в политической системе США? Ответ заключается в экономических и культурных факторах. Сравнение политических систем показывает, как я отмечал еще в 1960 году в своей книге "Политик", что большинство стабильных демократий находится среди более богатых и более протестантских стран. Если не принимать во внимание страны "четвертого" мира, самые неразвитые, то мы увидим, что менее стабильные демократические режимы характерны для католических и более бедных стран. За последнее время, разумеется, ситуация несколько изменилась. В непротестантских южноевропейских государствах (Греция, Италия, Португалия и Испания) были созданы парламентские демократии, в то время как в большинстве католических латиноамериканских стран установились избирательные системы, построенные на соперничестве кандидатов и президентском правлении.

    Я не намерен возвращаться к своему прежнему описанию различных социальных условий для развития демократии, лишь отмечу, что соотнесенность демократии, протестантства и наличия прошлых связей с Британией подчеркивает значение культурных факторов. В этой связи можно отметить, что в канадской "латинской" (франкоязычной и католической) провинции Квебек, по всей видимости, отсутствовали условия для плюралистической партийной системы и демократических прав до шестидесятых годов двадцатого века, в то время как англоязычная и протестантская часть страны располагала стабильной многопартийной системой с демократическими гарантиями уже почти целое столетие. В 1958 году политолог Пьер Трюдо (Pierre Trudeau) (который впоследствии в течение шестнадцати лет находился на посту премьер-министра Канады), пытаясь объяснить, почему "франко-канадцы фактически не верили в возможность достижения демократии для себя" и не имели функционирующей системы соперничающих между собой партий, писал: "франко-канадцы - католики, а католические народы не всегда были яростными сторонниками демократии. В духовных вопросах они автократичны и... часто не желают искать разрешения светских проблем посредством простого подсчета голосов" (1).

    Трюдо, разумеется, упомянул и другие факторы, особенно те, которые внутренне присущи положению его франкоязычных соотечественников как меньшинства, страдающего от экономического спада, однако, как он отметил, основная проблема состоит в том, что Канада имеет две отличающиеся друг от друга культуры и политические системы в рамках одного набора правительственных и конституционных установлений. Квебек, как большинство стран Южной Америки, может быть охарактеризован как одновременно латинский и американский, и его политическая жизнь в период до 1960 года в большей степени напоминала другие латинские государства, чем англоязычные страны, будь то парламентские или президентские. Квебек, разумеется, сильно переменился за время, прошедшее с начала шестидесятых годов, и теперь здесь имеется стабильная двухпартийная система. Однако эти политические перемены сопровождались крупными изменениями в ориентации и поведении католической церкви, в содержании образовательной системы, экономическом развитии и мобильности населения, особенно франкоязычного. Единственное, что осталось неизменным,- официальная политическая система.

    Мусульманские страны также могут рассматриваться как отдельная группа. Почти все они были авторитарными, с монархическими или президентскими системами правления. Было бы нелегко приписать слабость демократии в этих государствах типу существующих здесь политических институтов. Некоторые исследователи утверждают, что ислам делает достижение политической демократии западного образца исключительно трудным, поскольку он не признает разделения духовной и светской власти. Таким утверждениям не следует быть чересчур категоричными, поскольку, как и в христианстве, с течением времени учения и практическая деятельность могут меняться.

    Майрон Винер (Myron Wiener) подтверждает значение культурных факторов следующим замечанием: почти все послевоенные "новые государства", для которых характерны стабильные демократические режимы, являются бывшими британскими колониями, как и некоторые другие страны (Нигерия, Пакистан), где в течение более непродолжительного времени также существовали выборные институты, основанные на соперничестве между кандидатами. Почти ни в одной из бывших колоний Бельгии, Голландии, Франции, Португалии или Испании этого не было. В сравнительно-статистическом анализе факторов, сопутствующих демократическому процессу в странах третьего мира, который я провожу, одним из наиболее мощных факторов, благоприятствующих становлению демократии, выступает практическое знакомство с британским правлением в прошлом.

    Культурными факторами, связанными с особенностями предшествующего исторического развития, исключительно трудно манипулировать. Политические институты - в том числе избирательные системы и конституционное устройство - меняются с большей легкостью. Поэтому те, кто озабочен укреплением возможности перехода к стабильному демократическому управлению, сосредотачивают свое внимание на них. Если, однако, не принимать во внимание Пятую Французскую Республику и ограничения на парламентское представительство малых партий, существующие в Западной Германии, есть немного свидетельств того, что усилия в этом направлении привели к значительным результататам, к тому же второй пример также довольно сомнителен.

    Список литературы

    1. Пьер Эллиот Трюдо (Pierre Elliot Trudeau), Федерализм и франко-канадцы (New York, St.Martin"s Press, 1968), стр 108. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/lip_rol.php - 1b#1b

    Участие граждан в формировании институтов политической системы обеспечивается с помощью выборов. Выборы – это способ существования демократии, способ смены политических элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. Круг лиц, пользующихся избирательными правами, составляют электорат (от лат. elector – избиратель).

    Выборы представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, выражения воли народа, которая должна быть основой государственной власти.

    Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. Значит, понятие «выборы» выражает форму реализации избирательных прав, способ формирования органов публичной власти.

    В функциях выборов в масштабах государства отражаются основные направления их влияния на общество и политические институты. Отмечая большое разнообразие функций, выделим следующие:

    · формирование органов публичной власти;

    · выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората;

    · включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике;

    · легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться;

    · формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества;

    · контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

    Организация и проведение выборов, участие граждан в них – эти и другие отношения политической практики регулируются совокупностью юридических норм – избирательным правом.

    Назовем основные принципы избирательного права, сложившиеся в результате длительной борьбы трудящихся стран мира за свои права:

    · принцип всеобщности означает, что все граждане имеют право на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве кандидатов в органы власти) участие в выборах;

    · равное избирательное право практически воплощается в том, что в законодательный орган избираются депутаты от одинакового числа граждан, и каждый кандидат в равной степени влияет на электоральное решение;

    · непосредственность выборов, заключающаяся в праве прямого избрания (без посредников, делегатов и представителей) членов парламента, президента, представителей других органов политической власти.

    · равенство возможностей в предвыборной борьбе – принцип, обеспечивающий создание условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять преимущества кому-либо из кандидатов.

    Равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней обозначается термином «абсентеизм». Причины абсентеизма могут быть самыми разными – разочарование в деятельности властей, тяжелые экономические условия жизни, низкий уровень политической культуры. Причиной абсентеизма может быть безразличие к общественным делам, а также протест против существующих политических порядков.

    В некоторых странах существует такой способ борьбы с абсентеизмом как принудительное голосование (Австралия, Бельгия, Греция, Италия). В этом случае используются различные меры морального (гласность) и материального (денежный штраф) принуждения. Так, например, в Италии в документах не участвовавшего в выборах ставится штамп: «Не голосовал». А в Пакистане за неучастие в голосовании полагается даже тюремное заключение.

    Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс».

    Совокупность средств, способов, приемов и форм решения задач избирательной кампании принято называть избирательными технологиями. Они распадаются на: а) нормативные или внешние избирательные технологии, когда создается организационно-правовая структура выборов; б) технологии в рамках отдельной избирательной кампании, или внутренние, направленные на обеспечение успеха кандидата на выборную должность.

    Альтернативные выборы стали неотъемлемой частью политической жизни Беларуси. Избирательные технологии от выборов к выборам постоянно обогащаются. Среди распространенных приемов воздействия на электорат можно выделить: передачу рекламных роликов по телевидению, выступления по радио, публикации в прессе, выпуск листовок и плакатов, привлечение к агитационной работе лиц, формирующих общественное мнение, рассылка материалов через почтовые ящики, встреча кандидатов с избирателями.

    Виды избирательных систем.

    Мажоритарная система – (англ. majority - большинство) – избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

    Такая система достаточно проста в применении и понятна избирателям.

    Существуют разновидности этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).

    Мажоритарная система также разделяется на системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

    Система относительного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший больше любого другого кандидата (иногда предусматриваются дополнительные условия признания выборов состоявшимися).

    Система абсолютного большинства предполагает, что избранным считается кандидат набравший более половины (50%+1) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает такого количества голосов, то проводится повторное голосование («второй тур»).

    Система квалифицированного большинства – предполагает, что избранным считается кандидат, набравший точно указанное количество голосов избирателей. Применяется достаточно редко (например, на парламентских выборах в Чили).

    Мажоритарная система имеет вышеуказанные достоинства, а также незаменима при избрании выборных должностных лиц – президентов, глав местного самоуправления и т.д. Однако она обладает определёнными недостатками «технического» характера и не всегда позволяет достоверно и справедливо отражать волеизъявление избирателей.

    Пропорциональная избирательная система – это система, при которой места в выборном органе власти разделяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (прежде всего, политическими партиями), пропорционально (соразмерно) числу голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.

    Мировой практике известно множество вариаций пропорциональных избирательных систем. Так, например, в целях создания дееспособных партийных фракций в представительных органах и предотвращения дробления депутатских мандатов устанавливается заградительный барьер. Он представляет собой процент голосов избирателей, который необходимо получить списку кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Если список не набирает этот процент, то он, как правило, не получает мест в представительном органе.

    Как уже указывалось выше, смешанная избирательная система предполагает сочетание на одних и тех же выборах мажоритарной и пропорциональной систем.

    Политическая культура.

    В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

    В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

    Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность.

    Анализ состояния политической культуры позволяет, например, объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах имеют различные функциональные назначения или почему демократические по форме институты власти и конституционные нормы в отдельных странах могут комфортно уживаться с тоталитарным режимом власти.

    Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию.

    Политическая культура - это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания.

    Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.

    Политическая социализация.

    Политическая социализация - процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у детей возникают теплые чувства к появляющимся в сказках персонажам, наделенным властью (таким, как королевы и принцессы). Аналогичным образом позднее появляются теплые чувства по отношению к выборным должностным лицам (президентам, премьер-министрам). Партийная ориентация возникает позже, а нечто похожее на осмысленную идеологическую позицию складывается уже в юношеско-подростковые годы. Считается, что наиболее ранняя социализация является и наиболее глубокой. Поэтому осознание человеком своей половой или этнической принадлежности предшествует любой другой идентификации, непосредственно связанной с политикой. Каждый уровень социализации оказывает соответствующее влияние на последующие. Критики основных программ исследований социализации указывают на следующие моменты. 1) Слишком мало исследуются дети, семейные условия и ранний опыт которых могли бы настроить их против ценностей, исповедуемых большинством людей в том обществе, где они живут. 2) Исследования социализации по самой своей природе не могут обнаружить ложное сознание) или любые другие способы, посредством которых господствующие ценности могут быть внушены субъектам, минуя их сознание. 3) Партийная ориентация не обязательно является достоверным показателем поведения при голосовании или при выражении политических взглядов. Пол и национальность обусловлены генетически; к политическим взглядам это не относится.

    Политическая коммуникация.

    Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между социальной и политической системой . Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику» .

    В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

    Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

    Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

    Коммуникация через неформальные каналы.

    Для выполнения разнообразных политических ролей, эффективного участия в политике с целью защиты и реализации своих интересов требуется политическая культура. Политическая культура раскрывает качественные характеристики политической системы и одновременно степень овладения личностью и группой миром политического. Отражая политическую и юридическую осведомленность граждан политических деятелей и их политическое поведение, политическая культура оказывает большое влияние на деятельность политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

    Внимание ученых и политиков к феномену политической культуры было вызвано противоречивой практикой строительства молодых государств Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости. В этих странах по инициативе европейцев по образу и подобию западных стран были созданы аналогичные социально-политические системы, но они не работали. Внешне эти страны выглядели как парламентские режимы, но суть их управления была диктаторской. Занимавшиеся этой проблемой западные ученые сделали вывод о том, что политическая система общества должна предполагать соответствующую ей политическую культуру большинства населения.

    В трактовке политической культуры существуют два подхода. Один ограничивает ее сферой политического, другой наряду с элементами политического сознания включает в нее и образцы политического поведения. Этот подход является наиболее распространенным среди российских политологов. Если политическая культура на уровне личном и групповом выступает как единство культуры политического сознания и поведения индивидов и групп, то на уровне общественном он должна быть дополнена еще одним компонентом - культурой функционирования политической системы и ее подсистем. Политическая культура - система исторически сложившихся, относительно устойчивых знаний и убеждений, ценностей и ориентаций, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политической системы и ее институтов.

    Структура политической культуры

    Структуру политической культуры составляют три взаимосвязанных компонента: политический опыт, политическое сознание и политическое поведение.

    Политический опыт человечества, социальных общностей, классов и групп является основой формирования политической культуры. Важнейшее место среди разных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности нескольких поколений людей и являются одной их наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы их поведения. Сохранение и развитие политических традиций - одно из условий политической стабильности в обществе. Законы и нормы, принятые в соответствии с политическими традициями, воспринимаются как необходимое явление политической жизни, а не как принуждение. Ярким примером использования политических традиций в стабильном функционировании политической системы является Великобритания. В большей или меньшей степени политический опыт усваивается людьми в процессе их политической социализации.

    Политическое сознание, отражая и формируя стоящий перед субъектами сложный мир политики, по своему содержанию представляет собой осознание политических интересов социальных групп, классов, этносов, а также политических отношений в данном обществе. Кроме того, политическое сознание всегда есть еще и отношение (позитивное или негативное) к отражаемой реальности, ее одобрение или отрицание. Оно формируется на основе политического опыта и политической деятельности и представляет собой систему политических знаний, политических ценностей, ориентаций и установок в мире политики.

    Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных идеологиях, а также институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участи граждан в политическом процессе. Политические знания могут вбирать в себя, как научные, так и житейские представления. Последние могут искажать политические явления. Скажем, свобода может пониматься как вседозволенность, а консенсус - как соглашательство. Научные знания, приобретенные человеком, являются результатом овладения основами политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность и противостоять попыткам манипулировать политическим сознанием вопреки собственным интересам.

    Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного и желаемого политического устройства. Политическими ценностями являются свобода и равенство, социальная справедливость, законность и порядок, патриотизм и др. Усвоенные человеком они лежат в основе его отношения к политической системе, ее институтам, законам и носителям власти. Например, государство может восприниматься как отчужденный от народа аппарат насилия или как «моя власть» - регулирующий, организующий и помогающий жить институт. Человек может уважительно относиться к законам или демонстрировать правовой нигилизм. К тем или иным политическим деятелям одни граждане испытывают уважение и видят в них образец политического поведения и наоборот. Сюда же входит отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса.

    Поскольку политическая культура участвует в регулировании политических отношений, необходимым элементом ее являются нормы, ставшие правилами поведения в политической системе. Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политические символы - это условный образ политических ценностей, идеалов, средство их пропаганды. К традиционным политическим символам относят флаг, гимн, герб, памятные даты, политические ритуалы и др. каких либо субъектов политики, которые для них представляют огромную значимость и способны выступать объединяющей силой.

    Ценностные ориентации формируются под влиянием знаний о политике, политического опыта, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям. Многие россияне имеют различные политические ориентации - от либерально-демократических - до коммунистических и фашистских. Это многообразие служит серьезным препятствием достижения согласия в обществе.

    Благодаря своей оценочной стороне политической сознание органически сливается, срастается с деятельностью, поведением социальных субъектов.

    Политические поведение (способы практических политических действий) - это формы и правила политического поведения (участия) (модели политического поведения), которые определяют как можно и как следует поступать субъектам политики при реализации своих интересов. Формы политического поведения обусловлены политическим сознанием, с одной стороны, с другой стороны - уровнем политического развития общества. Они могут быть различными: от активного участия до неучастия. Поступок - центральное понятие поведения вообще и политического поведения в частности. В поступке практически реализуется позиция личности. Устное или письменное заявление, выступление на собрании, в прессе, по телевидению это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или забастовке, голодовке, участие в демонстрации или выборах).

    Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безразличие, пассивность может быть и следствием политической безграмотности и следствием такой политической осведомленности, которая отторгает человека от политики (политика - грязное дело» или «мой голос ничего не решает»). В политологии состояние устойчивой политической апатии и неучастия в политике называется абсентеизм. Политическая активность тоже имеет два основания в установках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгляды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я выступаю . В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я выступаю . У каждого человека, как правило, существует система пропозиций и система контрапозиций, т.е. диспозиционная система. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:

    - «скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я скажу, кто ты»;

    - «скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты»;

    Отметим, что любая государственная власть всегда строго следит за выполнением законов организации политической жизни. Независимо от демократичности политической системы будут преследоваться неприемлемые формы политического участия такие, как пренебрежение к закону и нарушение закона, насилие, подкуп должностных лиц. Например, одной из распространенных форм участия (поведения) граждан в демократической стране являются митинги. В них выражается естественное право гражданина выражать свое отношение к политике властей. При этом митинг должен проводиться при соблюдении некоторых порядков: быть разрешенным властями, носить мирный характер, митингующие должны соблюдать общественный порядок, не призывать к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Несоблюдение элементарных правил может привести митинг из формы непосредственной демократии в бесчинствующую власть толпы - охлократию . Таким образом, право убеждать людей и высказывать свое мнение по поводу действий власти, как и другие способы политического поведения, предполагает развитое чувство гражданской ответственности перед собой и обществом за свое поведение.

    В структуру политической культуры на уровне политической системы входят: 1) методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет); 2) формы и методы регулирования социально-экономических конфликтов (например, использование силы); 3) тип электорального поведения (выборов).

    Функции политической культуры

    Роль и значение политической культуры в политической системе общества характеризуют функции политической культуры: 1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность); 2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей); 3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт); 4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения); 5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» В Г. МУРМАНСКЕ

    ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

    Курс 2з № зачетной книжки 0586001

    Специальность

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Политология»

    на тему: «Роль и место политической культуры в политическом процессе»

    студента Барченковой Марины Викторовны

    фамилия, имя, отчество

    Адрес

    Место работы и занимаемая должность УФК по Мурманской области, специалист 1 разряда административного отдела

    Дата регистрации работы _______________________

    Мурманск - 2007

    Введение

    1. Роль и функции политической культуры

    2. Структура политической культуры

    4. Типы политической культуры

    5. Особенности политических культур западного и восточного типов

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

    Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только по-литические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, вза-имодействия власти - индивида - общества.

    В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С.Вербой (род.1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политическую культуру как психологический феномен. <<Каждая политическая система - отмечал он, - включена в особый образец ориентаций на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой">>. По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

    Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя, таким образом, неразрывную связь политических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подтвержденные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъектуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).

    Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.

    В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным", "нелогичным" и "внелогичным" элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политиче-ского участия индивида.

    Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели "социалистического строительства" в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим строем прошло там безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.

    Однако в разных странах и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, - всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, - там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.

    Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического учения граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И. Ильин), понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С. Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных энтофобий и вспышек насилия в обществе.

    Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

    1. Роль и функции политической культуры

    Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воп-лощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

    В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).

    Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

    Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

    - ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

    - ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

    - АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

    - СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

    - ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

    - КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

    В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

    2. Структура политической культуры

    Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.

    Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), ГРАЖДАНСКОМ (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на СОБСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОМ уровне ценностных представлений (где че-ловек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

    На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются, крайне неравномерно. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутреннего равновесия политический культуры.

    Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

    В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой.

    В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

    3. Типы политической культуры

    Г. Алмонд и С.Верба выделили три идеальных "чистых" типа политической культуры: патриархальную, подданническую политические культуры и культуру участия.

    Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

    Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

    Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

    Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX века характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.

    Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С.Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель: 1) общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта; 2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области; 3) чувство гордости за политические институты своей нации; 4)ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц; 5) желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых; 6) открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений; 7) чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам; 8) компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кемнибудь из сограждан; 9) компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола; 10) вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С.Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются. "В идеальной культуре гражданственности,- замечали они,- активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия".

    4. Особенности политических культу р западного и восточного типов

    Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

    Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:

    1)ЗАПАД. Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком. ВОСТОК. Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством.

    2)ЗАПАД. Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом. ВОСТОК. Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения конценсуса, гармонии и мира;

    3)ЗАПАД. Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы. ВОСТОК. Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности.

    4) ЗАПАД. Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы. ВОСТОК. При-знание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма;

    5)ЗАПАД. Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.). ВОСТОК. Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера;

    6) ЗАПАД. Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. ВОСТОК. Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.

    7) ЗАПАД. Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан. ВОСТОК. Приоритет местных правил и обычаев (местного права над формальными установлениями государства, тенденция сглаживания противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения;

    8) ЗАПАД. Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан. ВОСТОК. Менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламских течений). В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.

    Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительные заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), - там формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и спо-собов политического участия граждан.

    И все же качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обуславливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

    Заключение.

    Особенности политической культуры в России

    Некоторые особенности политической культуры переходного типа. Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. Вот почему едва ли следует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым.

    Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентаций. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут. Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменение культурного кода политического поведения происходят очень медленно, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов стандартам прежней подданнической культуры является основой политических кризисов и конфликтов.

    Тенденции развития российской политической культуры. Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более дифференцирована по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентаций (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.

    В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики.

    Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а так же целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований. Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентаций различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Градинар И.Б. Политическая культура: мировоззренческое измерение. - СПб., 1996;

    2. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России. - 1998.;

    3. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. - СПб.,1995.

    Подобные документы

      Критерии типологизации политической культуры. Роль государственных институтов в организации политической жизни страны. Синтетическая культура "гражданственности". Особенности политических культур западного и восточного типов. Политика современной России.

      реферат , добавлен 26.04.2009

      Идеи политической культуры в западной политологии в XX веке. Политические ориентации (позиции) индивида по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу. Основные типы политической культуры. Критика концепции политической культуры Г. Алмонда. Политическая культура России.

      реферат , добавлен 19.05.2010

      Типы и функции политической культуры. Политическая социализация применительно к конкретной личности. Основные политические ценности. Особенности российской политической культуры. Зависимость граждан от государства. Важнейшие виды политической субкультуры.

      реферат , добавлен 14.01.2010

      Понятие политической культуры. Понятие "политическая культура" и его содержание. Назначение и функции политической культуры. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Тенденции развития российской политической культуры.

      реферат , добавлен 29.05.2006

      Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры. Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.

      контрольная работа , добавлен 03.03.2013

      Исследование понятия политической культуры общества как структурного элемента политической системы. Изучение моделей и типов политических культур. Характеристика основных признаков тоталитарной культуры. Современная Россия и её политическая культура.

      реферат , добавлен 08.04.2014

      Политическая культура: понятие и структура. Типология политических культур. Политическое сознание: общая характеристика. Роль и функции политического сознания. Основные уровни политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.

      реферат , добавлен 28.03.2009

      Сущность и понятие политической культуры как отношения человека к политической системе. Структура и типология политической культуры, ее базовые компоненты. Основные подходы в политологии в трактовке политической культуры. Модели политической культуры.

      реферат , добавлен 28.04.2011

      Определение понятия и характеристика элементов политической культуры как ценностно-нормативной системы политики и общества. Содержание политической социализации и состав политической культуры современной России. Изучение типологии политических культур.

      контрольная работа , добавлен 19.06.2013

      Значение политической культуры для общества и политической системы. Особенности российской политической культуры. Тип политической культуры, характерный для Америки. Ценности, виды политической культуры по субъектам. Функции политической культуры.