Язык, такой привычный и понятный, при ближайшем рассмотрении оказывается явлением странным и таинственным, живущим по своим, иногда необъяснимым и неизученным законам. Однако кое-что о языке все-таки можно сказать с полной уверенностью – например, что язык развивается.
Когда мы говорим о развитии ребенка, мы подразумеваем, что он растет физически, становится более умным и умелым. Что-то подобное можно сказать и о языке.
С течением времени в языке происходят изменения. В нем появляются новые слова, старые же уходят из употребления. Изменяется (обычно в сторону упрощения) грамматика. Происходят изменения в орфографии и в фонетике. Ряд этих изменений школьники рассматривают в 6 и 7 классах.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, изменения показывают, что язык жив. В мертвых языках (например, в золотой латыни) никаких изменений не наблюдается – но ведь на них и не говорит никто!
С другой – нам трудно понимать язык Ломоносова, а нашим правнукам, возможно, без перевода будет непонятен Пушкин.
Но, как бы то ни было, развитие языка – реальный факт, не зависящий от нашей воли и от воздействия извне. Язык развивается по своим законам и так, как хочет он.
Если мы сравним тексты, созданные в XVIII или XIX веках, с теми, которые написаны в последние десятилетия, мы заметим очевидную разницу. Изменился и словарный состав языка, и манера строить предложения, и морфологические признаки отдельных слов. А по стихам мы можем заметить и изменение произношения.
Невозможно спутать строки Ломоносова с фразами, написанными, например, Сергеем Лукьяненко. Значит, язык за три века изменился.
Самая нестабильная часть языка – это лексика. Изменения словарного состава может заметить даже обычный человек на протяжении собственной жизни.
Например, за последние десятилетия в языке появилось множество новых заимствований, обозначающих понятия из сферы компьютерной техники и средств связи. Нетрудно встретить человека пятидесяти лет или старше, который не понимает этих слов. Русский язык в современном мире, как, впрочем, и любой язык, не может существовать обособленно и «вариться в собственном котле».
Лексика пополняется за счет заимствований из современных иностранных языков, жаргонов, авторских неологизмов. На нее влияют многочисленные факторы. К примеру, после Октябрьской революции в языке появились многочисленные новые слова. Десятки из них не прижились и постепенно исчезли («ЧК» и другие вошедшие было в моду аббревиатуры, то есть сложносокращенные слова); уход некоторых мы можем наблюдать прямо сейчас («партбилет», «пятилетка»); однако некоторые мы используем и сейчас.
Труднее проследить изменения в грамматике, так как они происходят намного медленнее. В качестве примера можно назвать слово “зал”, которое еще 100 – 150 лет назад было женского рода – “зала”. Или слово “кофе”, которое у Гоголя мы встречаем в форме “кофей”.
Фонетика тоже меняется, но совсем медленно, а проследить ее развитие трудно. Но возможно. Скажем, в стихотворении “И. И. Пущину” мы читаем про “двор уединЕнный, печальным снегом занесЕнный”. Е, а не Ё, иначе не было бы рифмы с “бесценный”.
Увы, не всегда в языке все меняется к лучшему. Нередко заимствуются слова, которые его засоряют. Они – лишь дань моде, так как называют понятия, уже имеющиеся в языке. Некоторые из них неблагозвучны (“шопинг”), но все излишни (“консенсус” вместо “согласие”, например). Такие слова называют варваризмами. Но они редко приживаются в языке.
Русский язык развивается. Обогащается его лексический состав, изменяется грамматика. Это естественный объективный процесс. Способность “усыновлять” чужие слова и подстраивать их под свою грамматику – одно из свойств русского как развитого языка. Напрасные заимствования называются варваризмами. Они редко приживаются в языке.
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 145.
Как известно, язык возник в процессе глобального общественного развития, и так как человеческая цивилизация постоянно движется вперед и развивается, и сам язык вынужден совершенствоваться и развиваться. Русский язык не является исключением в данном случае, поэтому в нем постоянно происходят существенные изменения.
Это касается словарного состава языка, который с общественным развитием обогащается, морфологических норм, которые подвергаются изменениям, возникновения синтаксических конструкций и закрепления новых норм произношения слов.
Существенные изменения в общественной жизни стран, которые разговаривают на определенном языке, отображаются и на изменениях в языке и его словарном запасе. Таким образом, регулярно какие-то слова исчезают из языкового обихода, появляются новые, а некоторые старые слова приобретают новые значения.
По этой причине анализ особенностей изменения языка представляет собой важную часть исследования формы существования языка и его фундаментальных характеристик. Именно то, как развивается и модернизируется язык говорит о его подлинной природе.
Основной причиной постоянного динамизма русского языка служит само его назначение - главное средство коммуникации между людьми в любом обществе. Но для того, чтобы русский язык мог полноценноть исполнять свою функцию, он должен соответствовать определенному времени и определенному типу развитию общества.
В сути постоянного развития языка лежит отражение постоянно меняющейся и динамически движующейся вперед действительности. Поэтому непрерывное развитие языка - это одно из основных его свойств.
Но развитие языка связывают еще с одной причиной . Это потребность совершенствовать технические недостатки, общую языковую технику и устранять ее дефекты. И существенное изменение языка может зависеть и от среды, в которой он постоянно существует, и от его собственного внутреннего механизма и техники.
Порой довольно проблематично определить, что именно послужило толчком к эволюции определенного языка. Ведь языковые преобразования происходят постепенно, и их довольно тяжело моментально отслеживать.
Но существует одна особенность , которая всегда присуща ключевым языковым изменениям. Независимо от других факторов, для развития языка характерна тенденция к его сохранению в состоянии коммуникативной пригодности.
Это зачастую приводит к тому, что язык, как система, развивается неравномерно, и разные участки его строя (Лексика, Фонетика) имеют разные темпы преобразования. Но в данном случае язык нуждается в изменениях, так как только таким образом он может быть пригоден для общения между людьми.
Это говорит о том, что изменчивость языка - это одновременно и причины, и условия, и результат речевой деятельности. Поэтому язык определяют, как целостное единство и устойчивого, и подвижного, так как он может стабильно существовать только тогда, когда находится в постоянном развитии.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2
слайд
Описание слайда:
Язык живет вместе с жизнью народа В. Г. Белинский Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С.Я. Маршак. И действительно, как и любой другой язык, русский язык развивается в процессе развития общества: - обогащается словарный запас, - изменяются морфологические нормы языка, - появляются новые синтаксические конструкции, - закрепляются новые нормы произношения и написания слов.
3
слайд
Описание слайда:
Датой рождения русского письма считается 863 год. Это год, когда славянский просветитель Кирилл создал первую русскую азбуку, называлась она кириллица. За свою долгую историю русское письмо претерпело всего 2 реформы. Автором первой реформы был Петр Первый, который убрал из русского алфавита не нужные русскому письму. Кроме этого, он изменил начертание русских букв, сделав их похожими на очертания латинских букв. Такую азбуку стали называть гражданицей, или гражданкой, потому что использовалась она для светских документов и светской переписки. Вторая реформа русского языка произошла в 1917-1918 годах. К этому времени накопилось уже много ненужного, излишнего в русской азбуке. Но самым главным недостатком по-прежнему оставались лишние буквы. Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление.
4
слайд
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его лексическом составе, так как именно лексика наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Это, конечно, и политические события, и развитие науки и техники, расширение экономических и политических связей с другими народами. В результате воздействия этих факторов одни слова устаревают и выходят из активного употребления. А другие слова, наоборот, появляются в составе языка вместе с теми предметами и явлениями, которые появляются в нашей жизни. Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий. Причины: Изменения в общественном устройстве Развитие науки и техники
5
слайд
Описание слайда:
Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое. Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский советник, комбед, изба-читальня, комиссар. Исторические изменения в лексике
6
слайд
Описание слайда:
Исторические изменения в лексике Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными. Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит. .
7
слайд
Описание слайда:
Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают. Например: подлый – 1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»; 2) современное «бесчестный, нравственно низкий». Исторические изменения в лексике
8
слайд
Описание слайда:
Изменения в грамматике Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. Например: имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей; глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).
9
слайд
Описание слайда:
Изменения в грамматике Единств. число Двойств. число Множеств. число годъ года годи конь коня кони сынъ сыны сынове доля доли долЂ рыба рыбЂ рыбы
10
слайд
Описание слайда:
Например, выяснилось, что в русском языке звука [ф] и буквы Ф не было. Получается, что все слова, начинающееся на букву Ф, заимствованные. Звук [ф] появился в нашем фонетическом строе только в ХІІ - ХІІІ веках в результате процесса оглушения в таких словах, как лавка[лафка], ров[роф] и др. Наблюдаются колебания и в произношении слов русского языка. Так, в 1955 году было нормой произношение слова фОльга, сейчас мы произносим - фольгА. А в сентябре 2009 года стал нормой двойной вариант произношения слов йОгурт и йогУрт,дОговор и договОр.
11
слайд
Описание слайда:
В грамматическом строе языка также происходят изменения. Если мы откроем роман Пушкина «Евгений Онегин», мы сможем прочитать: «в постелю с бала едет он». Что же, наш писатель ошибся? Конечно, нет. Дело в том, что в 19 веке слова постель не было, а употреблялось существительное І склонения – постеля. В том же ХІХ веке был вариант выбора. Можно было говорить «еду в маскарад» и «еду на маскарад»; «играю в театре» и «играю на театре». А сейчас остался только один вариант сочетания этих слов – «еду на маскарад», «играю в театре».
12
слайд
Описание слайда:
Особенность развития языков Существует одна особенность, которая всегда присуща ключевым языковым изменениям. Независимо от других факторов, для развития языка характерна тенденция к его сохранению в состоянии коммуникативной пригодности. Это зачастую приводит к тому, что язык, как система, развивается неравномерно, и разные участки его строя (Лексика, Фонетика) имеют разные темпы преобразования. Но в данном случае язык нуждается в изменениях, так как только таким образом он может быть пригоден для общения между людьми. Это говорит о том, что изменчивость языка - это одновременно и причины, и условия, и результат речевой деятельности. Поэтому язык определяют, как целостное единство и устойчивого, и подвижного, так как он может стабильно существовать только тогда, когда находится в постоянном развитии.
Любой язык представляет собой развивающееся, а не мертвое, навсегда застывшее явление. По словам Н. В. Гоголя,
«необыкновенный наш язык есть еще тайна… он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Если мы читаем летописи или даже произведения писателей, творивших всего сто лет назад, мы не можем не заметить, что тогда писали, а значит, и говорили, не так, как мы говорим и пишем сейчас. Так. например, слово обязательно в русском языке означало любезно , в XX в. значение этого слова изменилось, теперь оно означает непременно . Нам трудно понять фразу XIX в.:
«Он относился к ней обязательно»,
— если мы не знаем старого значения этого слова. То же происходит и с другими явлениями, свойственными языку.
Историческим изменениям подвержены все уровни языка — от фонетики до построения предложения.
Современный русский алфавит восходит к кириллице (древнему славянскому алфавиту). Начертания букв, их названия, состав в кириллице отличается от современного. Первая реформа русского письма была проведена Петром 1. Были исключены из алфавита некоторые буквы, начертания букв были округлены и упрощены. В 1918 г. была отменена такая буква русского алфавита, как *****, она не обозначала уже никакого особого звука, поэтому все слова, где необходимо было писать эту букву, нужно было запоминать.
Это изменения произношения звуков. Например, в современном русском языке есть буквы ь,ъ, которые сейчас не обозначают звуков.
До ХI — начала ХШ века эти буквы в русском языке обозначали звуки: /Ь/ был близок к /Э/, /Ъ/ — к /О/. Затем эти звуки исчезли.
Еще в середине XX в. различалось произношение ленинградцев и москвичей (имеется в виду литературное произношение). Так, например, ленинградцы первый звук в слове щука произносили как [шч], а москвичи — как [ш’]. Теперь произношение сгладилось, таких различий уже нет.
Словарный состав языка тоже меняется. Уже говорилось, что может изменяться значение слова.
Изменяется и обогащается русский язык и с точки зрения словообразования
. Так, если оно приживается в языке, порождает множество новых слов, образованных с помощью суффиксов и приставок, характерных для русского словообразования. Например:
компьютер — компьютерный, компьютерщик, компьютеризация.
В начале ХХ века трудно было представить, что в русском языке появятся несклоняемые существительные или прилагательные. Однако такие несклоняемые существительные, как
кино, жалюзи, шоу, беж, хаки
прекрасно существуют в современном языке, говоря о его неисчерпаемых возможностях.
Изменяется и русский синтаксис
Язык, живой, как жизнь, живет своей жизнью, к которой причастен каждый из нас. Поэтому мы должны не только его совершенствовать, но и бережно относиться к тому, наследию, которое имеем.
Наша краткая шпаргалка-презентация — «Русский язык как изменяющееся явление»
Интересно:
О каких изменениях говорит тот факт, что слово облако было когда-то однокоренным со словами волочь, обволакивать? Это изменения в составе языка: когда-то слово облако членилось на морфемы, теперь же, утратив связь с однокоренными словами, оно стало состоять из корня облак- и окончания -о.
Слово зонтик было заимствовано из голландского языка, от него образовалось слово зонт. Почему так произошло?
Слово зонтик встало в один ряд со словами мостик, листик, карандашик, т.е. со словами, где суффикс -ик- указывал на уменьшительное значение предмета. Слово зонт стало обозначать большой предмет, а слово зонтик — предмет маленький.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь 14.12.2011 56914 5317Урок1. Русский язык как развивающееся явление
Цели: кратко ознакомить учеников с программой 7 класса, с учебником; дать понятие о русском языке как развивающемся явлении; создать эмоциональный настрой, способствующий повы шению интереса к русскому языку и его изучению.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа со словарем, работа с географической картой.
Ход урока
I . Организационный момент
Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 7 класса: 5 уроков в неделю.
II . Знакомство с учебником
1. Слово учителя.
В 7 классе мы будем продолжать изучение
большой темы -«Морфология и орфография».
Нам важно проследить, как связа
ны
части речи, их грамматические особенности с правописанием. В 6 классе мы
говорили о главных самостоятельных частях речи.
- Какие это части речи? (Имя
существительное, имя прилага
тельное,
имя числительное, местоимение, глагол.)
Для уроков нам, прежде всего,
необходим учебник. Перелистаем
его
страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обо
значения с. 2, на оглавление: бегло
определим, что нам предстоит
изучить
за год. Особо остановимся на приложениях, в которых со
держатся подсказки: как делать различные виды лингвистического
разбора, как правильно писать и произносить слова
(словарики).
2. Вводная беседа.
Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?
3. Опережающее задание.
Попробуйте при выполнении упражнений определить назва ния произведений, откуда взят тот или иной пример: некото рые наверняка вам известны.
(Возможно поощрение: за несколько правильных ответов - хо рошая оценка).
III . Лекция с элементами беседы
Тему нашего первого урока вы видите на доске. Запишите ее в тетради.
Все в природе непрерывно развивается, будь то живой организм или мертвый с виду камень. Другое дело, насколько быстро про исходят изменения. За изменениями, происходящими, например, с одуванчиком, можно проследить в течение нескольких недель: зеленые ростки почти у вас на глазах дадут желтые цветы, которые вскоре превратятся в легкий воздушный шарик, состоящий из белых крошечных зонтиков, которые один за другим покинут стебелек вместе с ветром. А вот жизнь камня проследить на протяжении человеческой жизни невозможно, хотя и он изменяется, только очень медленно, с нашей точки зрения.
Развивается человек - развиваются его отношения с миром, с окружающими его людьми. Язык - тоже живое, развивающееся явление. Он формируется, живет и даже может умереть, как это случилось с древнегреческим и латинским языками. Их называют мертвыми, или классическими. Но как ничто в природе не исчезает бесследно, так и следы древних языков сохраняются в языках суще ствующих. Многие вполне современные слова таят в себе древнегреческие и латинские корни: магнитофон, телевизор, мобильник, дискета, процессор...
Все эти слова - русские, мы пользуемся ими в повседневной речи, но по происхождению они заимствованные. Русский язык ос воил иноязычные корни, приспособил к своей фонетике, оформил по законам своей грамматики. Еще недавно таких слов, как мобильник, компьютер, дисковод, Интернет и т. п., в русском языке не было.
-Как называются новые слова? (Неологизмы.)
-Что значит это слово? Из какого языка оно пришло в русский? (Слово «неологизм» греческое по происхождению, включает в себя два корня: «нео» - новый», «логос» - слово.)
-Приведите примеры других русских слов с этими корнями. Найдите значение этих слов в толковом словаре. (Неон, не олит; логика, логопед, филология и др.) "
Неон - химический элемент, газ, входящий в состав воздуха; используется для наполнения электрических лампочек, в сигналь ных, рекламных и т. п. осветительных приборах.
Неолит - новый каменный век, позднейшая эпоха каменного века.
Логика - 1) Наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассу ждений, умозаключений. 3) Внутренняя закономерность.
Логопед - специалист, изучающий недостатки речи и способы их лечения.
Филология - совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать ду ховную культуру народа.
- Как вы думаете, почему появляются неологизмы? (Обсуж дение.)
Образуются новые явления, новые предметы, возникает необ ходимость обозначить, назвать эти новые понятия.
Новые слова часто с трудом приживаются в языке, у них нема ло противников. Например, привычное и необходимое нам слово «чемпион» было в штыки воспринято А.П. Чеховым: оно резало ему слух. Когда-то слова «промышленность», «общество» были неологизмами. Их ввел в русский язык Н.М. Карамзин. Еще рань ше в русский язык вошли слова «компас», «гавань», «матрос». Эти голландские слова понадобились для обозначения новых понятий при Петре I , который сделал Россию морской державой.
Иногда давно знакомые слова приобретают новое значение. Так произошло, например, со словом «спутник».
- Что значит «спутник»? (Космический летательный
аппарат.)
Первоначальное его значение -
тот, кто совершает путь, едет
или идет вместе с кем-либо.
Новое значение возникло в середине XX века в связи с освоением космического пространства, развитием космической техники. Именно в таком значении слово «спутник» переняли другие языки мира.
Жизнь меняется, а значит, исчезают понятия, существовавшие прежде. Все ли знают, что такое конка? Что такое ям? Что значит ликбез?
Итак, развивается общество, развивается культура, наука, тех ника - развивается язык.
Развиваясь, язык постепенно меняется, и в этих изменениях участвует каждый из говорящих на русском языке. Поэтому и от нас зависит, каким будет наш родной язык. IV . Работа с учебником
1. Выполнение упражнения 1.
Примечание. Желательно показать на карте ареалы распро странения славянских языков. Заметим, что на лужицком языке говорит немногочисленная группа лужичан - славян, живущих на территории Германии.
2. Выполнение упражнений 2 и 5 (устно).
Домашнее задание
2. Упражнения 3, 4.
Вариант задания: подготовить небольшое сообщение «Жи вой, как жизнь» (упражнение 6).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.