Самодельные лодки из фанеры: материалы и инструменты, чертежи и планировка, сборка корпуса, клеевые работы и окраска. Простая деревянная лодка своими руками Сделать моторную лодку из фанеры своими руками

27.06.2020

Используя обычную фанеру можно сделать крепкую и хорошо плавающую лодку. Причем все это можно сделать своими руками и практически без посторонней помощи. В среднем на закупку материалов для этого изобретения у нас уйдет около 2 – 3 тысяч рублей, что по сравнению с хорошей резиновой лодкой (в среднем цена колеблется от 8000 до 12000 рублей) является довольно приемлемым вариантом.

Этап 1: Необходимые материалы и нужный инструмент для лодки:
- Лист фанеры
- Клей, на основе полиуретана по типу Gorilla;
- Гвозди
- Латексная краска
- Силиконовый герметик
- Шприц для заделки швов
- Бумага наждачная
- Лобзик
- Паракорд
- Шуруповерт
- Зажим
- Измерительная рулетка
- Дрель
- Кисть

Этап 2: Подготовка деталей
Лист фанеры делим на 3 части, которые будут выступать нам основными частями для дна лодки: 46 см х 61 см, 31 см х 61 см и 61 см х 168 см.

Размеры двух боковых сторон составляют - 31 см х 244 см.

Для подпорок вполне подойдут небольшие бруски 2,5 см х 5 см х 240 см. Таких подпорок необходимо три штуки.

Для изготовления носовой части и кормы нам подойдет брусок 2.5 см х 7.6 см х 240 см.

Для корпуса подойдут два бруска 2.5 см х 5 см х 240 см. Их необходимо разрезать на несколько частей, а затем скрепить паракордом.

Этап 3: Сборка.
Начинаем собирать все основные части лодки, для этого используем гвозди или же штифты.

Порядок сборки, следующий:
1. Крепим левую сторону лодки ко дну.
2. Затем корму - так же ко дну и левой стороне лодки.
3. Правую сторону крепим ко дну и корме.
4. А носовую часть крепим ко дну и 2-м ее сторонам.


Перед тем как скреплять части гвоздями, предварительно используем клей.

Этап 4: Покраска поверхности и полировка.
После того как собрали лодку воедино, начинаем хорошенько ее чистить от заноз и неровностей, используя наждачную бумагу (лучше подойдет 0 или 1). Затем начинаем заделывать все щели с внешней стороны, которые образовались во время сборки, силиконовым герметиком. И оставляем ее на открытом воздухе на один день, так она быстрее высохнет.

Красить лодку потребуется в три слоя: 1 - снаружи и 2 - внутри. Перед тем как наносить новый слой следует подождать некоторое время.

Этап 5: Первый заплыв.
Ну вот и настала пора проверить наш «непотопляемый баркас». Если у вас что-то вышло не так со сборкой, то советую посмотреть видеоролик американского радиоведущего Дерека Дидриксена, в нем он создает и испытывает такой же вариант лодки.

Этап 6: Мотор.
Если же у вас имеется подходящий лодочный мотор, вы можете немного усовершенствовать получившеюся лодку.

Всем Удачного плавания!

Несмотря на обилие в профильных магазинах рыбацких и туристических лодок самых разных форм и размеров, многие все же интересуются, как сделать самодельную лодку из фанеры. Главная причина подобного интереса заключается, пожалуй, в неистребимой тяге наших соотечественников к созидательному труду.

Пускай купить сегодня можно все, что угодно, но в самодельной шлюпке или швертботе, сделанных по чертежам чуть ли не из журнала «Рыболов», есть какое-то непередаваемое очарование.


В статье мы приведем несколько советов, используя которые, вы сможете довольно быстро научиться делать лодки — самоделки из фанеры.

Материалы и инструменты

Не так давно самодельные мини лодки из фанеры были весьма популярны. Это дало возможность отработать методики по их изготовлению, а также определиться с наиболее подходящими материалами.

Конечно, сегодня перечень доступных лаков, пропиток и клеев для фанеры существенно шире, чем был даже десять лет назад – но для изготовления маломерного плавсредства своими руками нам ничего сложного не понадобится:

  • Фанера – самый главный компонент . Для изготовления лодок чаще всего используются листы из проклеенного натурального березового шпона толщиной около 5 мм. Отдельные детали, такие как шпангоуты или киль, вырезают из более толстого (10 – 15 мм) материала.

Обратите внимание!
Чтобы обеспечить бортам достаточную надежность, для обшивки следует использовать исключительно качественную фанеру, без трещин, расслоений, сучков и т.д.
Конечно, цена материала первого или второго сорта будет выше, но зато вы будете уверены в безопасности вашей лодки.


  • Древесина применяется для установки внутренних распорок, оформления бортов, сидений и т.д. Желательно использовать обрезную оструганную доску из легких пород дерева.
  • Шовный материал задействуется для соединения отдельных деталей обшивки в единое целое . Швы можно оформлять с помощью достаточно тонкой и гибкой проволоки, пластиковых хомутов, толстой капроновой лески и т.д.
  • Клей нужен, чтобы обеспечить швам должную герметичность . На сегодняшний день мастера практически отказались от натуральных составов на основе казеина, и отдают предпочтение современным полимерным смолам.

Кроме этого нам будут нужны специальные лаки и пропитки, защищающие древесину от набухания и гниения. Также стоит запастись стеклотканью или аналогичным материалом для проклейки всех швов. В качестве альтернативы стеклоткани можно использовать стеклопластик – тогда им будет оклеено все днище и борта.

Ну, и не нужно забывать о краске – ведь мы же хотим, чтобы наше судно было красивым!

Что касается инструментов, то набор будет практически стандартным:

  • Пила по дереву.
  • Электролобзик с набором полотен разной длины.
  • Шлифовальная машинка.
  • Ручной инструмент (молоток, пассатижи, стамески и т.д.)
  • Струбцины для зажима фанеры при склеивании.
  • Кисти для пропитки, лакировки и .

Делаем лодку

Чертежи и планировка

Прежде чем приступить к работе, определяемся, какое именно судно нам нужно. На сегодняшний день в сети можно найти самые разные чертежи самодельных лодок из фанеры, так что ни в постройке плоскодонки для рыбалки, ни в сборке туристической байдарки ничего невозможного нет.

Если же ни один из найденных чертежей нас не устраивает, можно заняться проектировкой самостоятельно.

Правда, в этом случае от вас потребуются определенные навыки для расчета грузоподъемности, а то лодка может получиться исключительно декоративной.

  • Изучив доступные проекты самодельных лодок из фанеры, или изготовив собственный, переносим на бумагу контуры основных деталей.
  • Используя бумажные шаблоны, на листах фанеры рисуем линии, по которым будет проводиться выпиливание шпангоутов и листов для обшивки.
  • Если фабричная длина вас не устраивает (а так происходит в 99% случаев), то необходимо провести их сращивание. Для этого торцы фанеры стесываем под острым углом таким образом, чтобы длина получившегося скоса составляла 7-10 толщин самого листа.

  • Приложив скошенные части друг к другу, промазываем их клеем и зажимаем струбцинами. Такая методика носит название соединения «на ус».
  • Параллельно заготавливаем деревянные брусья, из которых будет делаться каркас нашей будущей лодки.

Совет!
Чтобы облегчить работу над проектом, можно собрать специальные козлы из брусьев сечением 50х50 мм.
На этих козлах будет гораздо удобнее размещать все детали в процессе соединения, особенно если вы работаете без помощников.


Сборка корпуса

Когда все готово, начинаем работу:

  • Используя пилу по дереву или электролобзик, . Отступ от проектного размера не должен составлять больше 1 мм, иначе борта при сшивке «не сойдутся».
  • Транцевые части (задний борт) и шпангоуты склеиваем для получения нужной толщины и прочности. Клееные детали будут несколько тяжеловаты, но это не страшно!
  • Если планируется установка лодочного мотора, то транец стоит дополнительно проклеить стеклотканью и усилить доской из дерева твердых пород.

Совет!
Для повышения прочности соединения шпангоуты и транцы можно дополнительно зафиксировать саморезами.
При этом длина саморезов должна быть такой, чтобы острие не прошивало деталь насквозь.

  • Устанавливаем транец на предварительно сделанные козлы и начинаем крепить к нему днище и борта, сводя их на носу друг с другом.
  • Детали обшивки крепим либо с помощью шовного материала (если используется не очень толстая фанера), либо исключительно на клей, стесывая край фанеры под углом.

  • На данном этапе очень важно, чтобы все элементы сошлись по размерам, поскольку для уменьшения щели придется разбирать всю конструкцию и частично подрезать шпангоуты.

После «черновой сборки» можно приступать к проклейке.

Клеевые работы

Инструкция по проклейке и герметизации нашего судна имеет следующий вид:

  • Готовим смесь из эпоксидной смолы и аэросила (двуокись кремния). Компоненты смешиваем в промоции 1:1 с использованием насадки на дрель. Оптимальная консистенция смеси — как у густой сметаны.
  • Углы между днищем, бортами и транцем усиливаем с помощью деревянных галтелей – небольших уголков, обеспечивающих жесткость соединения.
  • Полосы из стеклоткани и стеклопластика наклеиваем на все швы изнутри, тщательно промазывая стыки эпоксидно-аэросильным составом.

Обратите внимание!
Поскольку большинство клеевых составов содержат летучие токсины, все лакокрасочные работы следует выполнять с применением средств защиты для органов дыхания!

  • После высыхания клея устанавливаем шпангоуты на выбранные места.
  • Для фиксации шпангоутов используем тот же клей. Если габариты судна достаточно велики, то с целью усиления конструкции шпангоуты следует дополнительно зафиксировать на дне и бортах полосами стеклоткани внахлест.

  • Укладываем настил на днище, крепим уключины, сидения и другие детали, предусмотренные конструкцией.
  • Если в лодке планируется обустроить кокпит (закрытое пространство в носовой части), устанавливаем крышку, фиксируя ее на бортах и шпангоутах.

Дождавшись, пока вся конструкция просохнет, снимаем лодку с козлов, переворачиваем ее и шлифуем наружную поверхность. Затем обрабатываем эпоксидной смесью швы и проклеиваем днище стеклотканью.

Окраска

На завершающем этапе нам необходимо обеспечить нашей лодке защиту от влаги и придать ей привлекательный вешний вид:

  • Вначале тщательно обезжириваем все детали.
  • Затем обрабатываем древесину пропиткой. Здесь вполне подойдет состав для морских или речных судов от «Tikkurila».
  • Шпатлюем все плоскости, маскируя щели и неровности, а потом обрабатываем специальной грунтовкой.
  • Красить самодельные фанерные лодки можно практически любой краской, но если вы хотите обеспечить судну долговечность, то лучше использовать специальные пигментные смеси, предназначенные для обработки деревянных судов.

  • Средний расход краски составляет 1 – 1,5 л/м 2 . Наносить ее лучше всего с помощью кисти, но допускается и использование краскопульта.

Вывод


Самодельная лодка из фанеры, изготовленная по данной технологии, будет вполне пригодна для выездов на рыбалку, семейных прогулок и т.д. Конечно, в открытое море выходить в ней не стоит, но как показывает практика, для больших рек и озер нашей страны такая конструкция является вполне надежной. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Похожие материалы

До начала строительства лодки из дерева нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях - бортах . Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.

Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов - трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр - это будет носовая часть.

Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика.

После этого приступаем к изготовлению основы носа - треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем.

Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.

Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями.

Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами.

Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим.

Установив распорку, начинаем гнуть борта, тут понадобиться пара помощников или веревка. Изогнув до нужного расстояния, прикладываем «задник» и определяем где и сколько нужно снять фаску, чтобы борта примкнули к нему без зазоров.

Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата.

Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Лучше делать в виде треугольника.

Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин.

Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.

После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2м, 1.5х2), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно. Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее.

Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2см, на всякий случай.

Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. За тем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания.

Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити - кладем паклю.

Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.

Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом - т.е. гвоздями (1,8х32). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует - торчащие гвозди не добавят красоты.

Как часто нужно их колотить показано на фото.

Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.

Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника.

На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его.

Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу.

Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.

Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.

Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще 2 слоями пропитки и оставляем на просушку в тени.

Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия.

Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Например такой.

Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова! Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что.

Да, и еще - не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева.

Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.

Представляю несколько итоговых фото разных людей:

По материалам: grossoxota.ru

Видео уроки по изготовлению лодок своими руками

Лодка из фанеры

Лодка из листа железа

Строительство лодки – проект, интересный каждому рыболову.

Несмотря на то, что это долгий и нелегкий процесс, результат обычно приносит много радости от достигнутой цели.

Сделать ее своими руками можно из разного материала и если вы загорелись идеей создания плавательного средства, подумайте, из чего оно будет сделано.

Материалом, для изготовления лодки, могут служить:

  • фанера;
  • металл;
  • пенопласт;
  • резина;
  • стеклопластик;
  • пластик;
  • пластиковые бутылки;
  • дерево и пр.

Краткий обзор типов лодок

Рассмотрим различные типы лодок и дадим сравнение материалов, из которых они изготовлены.

Лодки из дерева

Деревянные лодки – самые древние плавучие средства. Их конструкция практически не изменилась со временем. Народные умельцы для изготовления лодок использовали фанеру или деревянные, оструганные доски. Такие конструкции служили не одно десятилетие как в то время, так и сегодня.

В каждом регионе страны лодки изготавливают по своей технологии. Рыболовы пытаются приспособить свое плавательное средство под местные условия. Именно поэтому известно так много моделей.

К недостаткам деревянных лодок можно отнести изменение линейных размеров древесины в поперечном сечении при малейших перепадах влажности. В итоге ширина лодки на воде будет увеличиваться, а после просушки – уменьшаться. Это грозит появлением трещин. Причем пропитка древесины водоотталкивающим составом не всегда поможет.

Преимущество деревянных досок – их дешевизна, а также простота в эксплуатации.

Лодки из фанеры

У самодельных лодок из фанеры есть свои преимущества. К ним относятся: низкая стоимость изготовления, мобильность, простота конструкции, более легкий вес, по сравнению с деревянными лодками из дерева, легкий ремонт, высокая прочность.

К сожалению, есть и недостатки. Среди них такие как: невозможность получения плавных форм лодки. Конструкция получается угловатой, а это наносит свой вред маневренности и движению лодки. Изогнуть фанеру не получится. Придется собирать сооружение из кусков.

Металлическая лодка

Несомненное преимущество данного вида материала перед другими – очень высокая прочность. А вот большой вес и трудность перемещения лодки по водоему относятся к недостаткам.

Пластиковые лодки

При правильном хранении и эксплуатации, лодки из такого материала прослужат долго. Но зато пластик хрупок. Поэтому его проломы – частая проблема.

Лодки надувные из резины

К сожалению, они очень неустойчивы на воде. При неправильном хранении – особенно в свернутом виде на морозе могут треснуть. При путешествиях на таких лодках необходимо брать с собой клей и заплатки, дабы вернуть их в боевое состояние.

К преимуществам относятся: легкость в эксплуатации и малый вес.

Лодки из пенопласта

Пенопласт легок, хорошо сохраняет тепло, просто склеивается. Но он также легко ломается и режется. Поэтому желательно лодку из пенопласта облачать в дополнительный корпус.

Лодка из пластиковых бутылок

Такой тип лодки конструируется очень просто и на его реализацию практически не требуется денежных затрат. Единственное препятствие — необходимо большое количество бутылок. Где их найти – вопрос для личного обдумывания.

Конструкция получается довольно прочной, несмотря на то, что бутылки легко мнутся.

Строительство лодок можно превратить в собственный бизнес, или хобби. Главное не торопиться, поскольку процесс занимает много времени. Тогда результат получится, что надо.

Изготовление лодки из дерева

Материалы и инструменты

Вам понадобятся:
  • Панели из дуба размером 1*25 см;
  • Пила или ножовка;
  • Сосна, размером 1*25;
  • Болты (5 сантиметров);
  • Саморезы;
  • Дрель;
  • Молоток;
  • Дуб (диаметр 3/4);
  • «Пистолет» и качественный герметик;
  • Грунтовка водонепроницаемая;
  • Кисточка для покраски.

Первый этап

Возьмите 40-сантиметровые куски дуба, и сделайте в них прорези с двух сторон, чтобы вставить туда боковые борта. Расположите лодку диагонально. На обеих сторонах дерева сделайте надпилы, глубиной 1.5 см. Эта часть станет носом лодки.

Второй этап

Из дуба, размером 1х25 сантиметров сделайте корму. Нижнюю ее часть вырежьте, чтобы ширина в итоге составила 56 сантиметров внизу и 70 сантиметров вверху. Сама корма должна быть одинаковой ширины – 76 сантиметров, как снизу так и сверху.

Третий этап

Отрежьте часть сосны, размером 1х25 см. Она будет использоваться как крестообразная распорка, которая будет соединять низ и верх кормы. Длины отрезанного куска сосны должна быть не менее 76 сантиметров, чтобы он доставал до нижней и верхней частей кормы и находился с ними на едином уровне. Теперь кусок сосны, при помощи пятисантиметровых болтов присоедините к корме.

Четвертый этап

Отрежьте ровный кусок сосны, без каких-либо дефектов, размером 1х4 и сделайте из него основу. Боковые панели в длину должны быть не менее 1.5 метра, чтобы доставать до задней и передней части. Три перекрестных ребра вырежьте из сосны размером 1х10 см и присоедините болтами к боковым панелям таким образом, чтобы образовалось днище.

Пятый этап

Отпилите 6 кусков сосны. Размер каждого 1х10см., длина — 76 сантиметров. Закрепите их саморезами или другими шурупами на днище к концам поперечных брусов. Будьте внимательны. Постарайтесь сделать так, чтобы конец куска сосны, длиной 76 сантиметров был на одном уровне с концом поперечного куска на днище, а также был надежно закреплен шурупами по диагонали через вертикальный кусок — к поперечному. В результате боковые борта получат «поддержку».

Шестой этап

Прикрепите передний конец поперечных ребер, находящихся на днище, к носу лодки с передней стороны. Борт должен быть чуть-чуть изогнут, для вашей безопасности. Используйте шурупы 1.5 дюйма, чтобы прочно зафиксировать нижнее поперечное ребро судна к «клюву».

Седьмой этап

Аккуратно переверните каркас. К днищу прикрепите панели из дуба, размером 1х25 сантиметров. Воспользуйтесь пятисантиметровыми болтами для закрепления бортов к шпангоутам на днище. Присоедините края бортов друг к другу. Измерьте длину бортов и отрежьте ненужные куски, чтобы судно сужалось к «клюву».

Восьмой этап

Соедините дубовые панели шириной 1х25 дюймов и длиной 182 см. с бортами. Края плотно прижмите друг к другу. Разверните доски в сторону «носа» и присоедините шурупами. Остатки досок присоедините к боковым ребрам 5-сантиметровыми болтами. Делайте так до тех пор, пока обе части лодки не будут прочно соединены.

Девятый этап

Поместите сделанную корму на заднюю, открытую часть судна. Вдоль края задних панелей предварительно капните герметик. Он скрепит швы. Для лучшего эффекта прикрепите корму болтами.

Десятый этап

Кусок дуба прикрепите к верхнему краю судна снаружи от носа, и дальше — вокруг верхнего наружного края, до тех пор, пока край не будет полностью присоединен.

Заключительный этап – гидроизоляция. На все стыки необходимо нанести водонепроницаемую грунтовку. Можно использовать краску, содержащую свинец. Следите за тем, чтобы грунтовка проникла как можно глубже между досками. Используйте ее несколько раз, чтобы образовался толстый слой. Подождите неделю, пока она засохнет, после можете спускать лодку на воду.

Покупка деревянной лодки довольно затратный процесс, требующий немалых вложений. А вот ее изготовление открывает перед создателем разнообразие вариантов, форм и стилевых решений, в котором будет выполнена лодка, кроме этого, ему удастся немного сэкономить. Деревянная лодка изготовленная своими руками станет отличным дополнением рыбалки, охоты и просто отдыха на воде. О том как построить деревянную лодку рассмотрим далее.

Основные разновидности лодок

Выделяют несколько видов материалов, подходящих для сооружения лодки. Среди них:

  • ткань на основе резины;
  • пластиковые компоненты;

  • сталь;
  • дерево;
  • фанера.

Надувные лодки еще называют тканными. Для их изготовления используется резина или полимерные составы. Они неустойчивы и плохо держатся на воде. Легко трескаются, неустойчивы перед холодом и морозом. Требуют постоянной латки и очень опасны тем, что повреждаются в самый неподходящий момент. Преимуществами такого рода лодок выступает легкость транспортировки, компактность и удобство в хранении.

Лодки из пластика прежде всего отличаются привлекательным внешним видом, их выпускают в самой разнообразной цветовой гамме. Кроме этого, если правильно использовать пластиковые лодки они прослужат их владельцу не один десяток лет.

Деревянные лодки из досок отличаются меньшей долговечностью, по сравнению с пластиковыми. Кроме этого, они требуют постоянного ухода в виде нанесения влагоотталкивающих растворов. Некоторые владельцы деревянных лодок перед началом их использования намачивают устройство в воде, чтобы оно держало форму.

Деревянные лодки фото:

Лодки на основе фанеры самый оптимальный вариант среди деревянных лодок. Фанера обладает влагоустойчивостью, устойчивостью перед большими нагрузками, крепостью и прочностью. Единственным недостатком фанеры является трудность в ее изгибании, поэтому такие лодки не имеют плавных линий, а характеризуются наличием острых углов.

Для изготовления металлических лодок используется дюраллюминий, который имеет свойства прочности и устойчивости перед износом. Возможен вариант использования нержавеющей стали для изготовления лодки, но в таком случае, ее транспортировка становится невозможной из-за огромной тяжести веса.

Самодельные деревянные лодки: особенности изготовления

Для рисования чертежей деревянных лодок существуют специальные онлайн программы, помогающие рассчитать габариты отдельной детали. С помощью 3D конструктора каждая деталь лодки видна со всех ракурсов.

Предлагаем ознакомиться с вариантом оборудования лодки следующих размеров:

  • нижняя длина носа и кормы составляет 200 и 850 см, верхняя длина - 500 и 1120 мм, высота - 150, 185 мм;
  • размеры усиливающих ребер: 1-е - высота низа, верх и длина - 830 мм, 510 мм, 295 мм;
  • борт необходимо вырезать под углом, для его расчета лучше воспользоваться калькулятором.

Совет: Перед началом изготовления лодки, изучите дополнительную литературу, связанную с количеством основных деталей лодки и их названиями.

Данная лодка изготавливается из фанеры, при покупке которой обязательно обратите внимание на влагоустойчивость. Такая фанера прослужит в несколько раз дольше и не потребует дополнительных затрат на ее ремонт и обслуживание.

Для изготовления дна используйте фанеру толщиной от 1,2 см, а для бортов и других частей - 0,8 или 1 см.

После покупки фанеры приступите к изготовлению деталей лодки. Для этого нужно подготовить специальные выкройки. Их делают на больших листах бумаги, например, на обоях. Форма выкройки в точности повторяет форму детали.

Для выпиливания деталей воспользуйтесь электрическим лобзиком. Так как размеры фанеры не позволяют соорудить дно лодки полностью, требуется прибегнуть к его склеиванию из нескольких частей. Для этого используйте клей ЭДП или любой другой клеевой раствор, который устойчив перед влагой. Процедура склеивания проводится с помощью накладок, в виде фанерных полос, длиной от 10 см.

Для склеивания внутренних ребер жесткости используются березовые брусья. Они располагаются внутри лодки и имеют определенный угол наклона.В некоторых вариантах сооружения деревянной лодки используются сплошные седельные балки, для склеивания которых соединяются две боковые детали с плоской скамьей. Такая конструкция позволяет значительно снизить внутреннее наполнение лодки, а также увеличивает свойство плавучести, даже в том случае, если лодка перевернется.

Для новичков в строительстве лодок главной проблемой выступает соединение нескольких деталей между собой, особенно если оно происходит под разными угловыми наклонами. Самым простым способом является так называемый метод “сшивания и склеивания”. В таком случае, детали соединяются между собой с помощью проволоки, выполненной из стали или прочной капроновой нити. Перед этим, в кромках деталей просверливаются специальные отверстия, их диаметр не должен превышать четырех миллиметров, а расположение от края лодки не более пяти миллиметров. Когда корпус соединен с помощью нитей приходит очередь проведения следующего процесса, который включает проклеивание всех стыков с помощью стеклоткани. Она фиксируется на поверхности благодаря пропитке с помощью влагостойкого клея или эпоксидной смолы. Рекомендуется осуществлять проклеивание как внутри лодки, так и в наружной ее части.

Начинайте собирать корпус лодки с боковых участков, которые включают бортик, нос и корму. Сначала сверлят отверстия, в соотношении с указанными значениями, следите за ровностью шага сверления. Проведите стягивание этих деталей с помощью нити или проволоки. Следите за взаимным расположением деталей и ровностью всех угловых соединений. Саморезы помогут закрепить ребра жесткости, а стеклоткань обеспечивает их дополнительное крепление. Следите за тем, чтобы под стеклотканью не образовывались пузырьки воздуха, при их наличии, позаботьтесь об удалении.

Таким же способом к корпусу присоединяется дно. По верхней части бортов необходимо приклеить брус причального назначения. Его основной функцией является защита лодки от механических повреждений в процессе ее швартования у причала или берега.

В качестве обязательного элемента лодки выступает киль. Он отвечает за безопасные вхождения судна в повороты и за устойчивость ее боковых частей. Его фиксация происходит по центральной части дна, и устанавливается по центральной его линии.

Для изготовления центрального киля используйте не одну, а набор из нескольких реек. При дополнительном вклеивании деталей в носовую или заднюю часть лодки увеличивается ее прочность и устойчивость.

Рекомендуем позаботиться об усилении транца - задней части кормы. После закрепления основных деталей лодки рекомендуется произвести ее вскрытие специальными пропитками. После их высыхания приступайте к испытанию судна. Транспортируйте лодку к речке или водоему и опустите ее на воду, если течи отсутствуют, она готова к эксплуатации. Также рекомендуется проконтролировать количество груза, которое она способна перевезти. Когда все неполадки исправлены окрасьте лодку с помощью масляных красок. Проводить окрашивание нужно несколькими слоями.

Деревянная лодка своими руками: инструкция по изготовлению

При помощи обыкновенной фанеры и умелых рук получится соорудить хорошую лодку. Средняя стоимость такой лодки составляет около 20-30 $, что значительно ниже покупки альтернативных лодок из резины или дерева.

Чтобы изготовить лодку такого типа потребуется наличие:

  • нескольких листов фанеры;
  • полиуретанового клея;
  • гвоздей;
  • краски на латексной основе;
  • силиконового герметика;
  • шприца, помогающего заделать швы;
  • наждачной бумаги;
  • лобзика;
  • паракорда;
  • зажима;
  • шуруповерта;
  • рулетки;
  • дрели;
  • кистей для нанесения краски.

После подготовки всех необходимых инструментов следует процесс подготовки отдельных деталей. Для этого фанерный лист необходимо разделить на три участка, которые будут выступать в виде дна и основных частей. Первый участок - 460х610 мм, второй - 310х610 мм, третий 610х1680 мм.

Две боковинки выполняются в размере 310х2440 мм. В качестве подпорок используйте бруски небольшого размера 25х50х2400 мм. Необходимое количество подпорок - 3 шт. Чтобы изготовить носовую часть рекомендуется использование бруска размером 25х76х2400 мм. Чтобы соорудить корпус требуется применение двух брусков 25х50х2400 мм. Они разрезаются на несколько частей и скрепляются с помощью паракорда.

Когда все детали выпилены приступайте к самостоятельной сборке деревянной лодки. Чтобы осуществить данный процесс необходимо наличие гвоздей и штифтов. Инструкция по сборке деревянной лодки своими руками:

  • установка дна и прикрепление к нему левой стороны;
  • фиксация кормы на левой стороне и соединение с дном;
  • прикрепление правой стороны ко дну и корме;
  • фиксация носового участка.

Перед фиксацией лодки с помощью гвоздей, сначала соберите ее при помощи клея. Кода внешний вид лодки удовлетворит ее изготовителя зафиксируйте стыки гвоздями.

Далее следует этап покраски и полировки готового изделия. После сбора лодки начните ее полировку от мелких шероховатостей и неровностей. Для этого потребуется наждачная бумага или наличие шлифовальной машинки. С помощью силиконового герметика необходимо заделать все образовавшиеся в процессе сборки щели. Оставьте лодку на открытом пространстве до ее полного высыхания. Через сутки начните окрашивание лодки. Первый слой нанесите на наружную поверхность, а второй на внутреннюю. После высыхания краски нужно нанести еще один слой внутри лодки.

Теперь следует проверить устройство на заплыве. При наличии мелких недочетов нужно их устранить.

Деревянная лодка плоскодонка: основные этапы изготовления

Перед изучением инструкции по изготовлению деревянных лодок плоскодонок, ознакомимся с их преимуществами:

  • минимальные затраты на сооружение;
  • легкость веса, которая значительно упрощает ее транспортировку;
  • компактность - легкость поместится в гараж на зиму, и даже в багажник автомобиля при перевозке;
  • не требует особой отделки и ухода;
  • легко изготавливается своими руками.

При выборе длины лодки следует учесть количество людей и груза, которые будут на ней располагаться, интервал между оптимальными значениями длины плоскодонки составляет от 1,8 до 3,8 м. При этом ширина такой лодки бывает от 1 до 1,5 м. Среднее значение высоты бортов составляет полметра. Вес лодки зависит от ее размеров и составляет около 70 кг. Лодка свободно помещает от одного до четырех людей.

Возможен вариант дополнительной установки мотора или паруса, которые способны упростить управление лодкой. О том как сделать деревянную лодку рассмотрим далее.

1. Первый этап работы над лодкой - выбор материала для ее сооружения.

Для построения плоскодонки необходимо наличие фанеры двух типов:

  • фанера с повышенными характеристиками влагоустойчивости, толщина такого материала достигает отметки в два сантиметра, такой тип фанеры основывается на использовании клеевой основы, учтите, что в ее составе присутствуют вредные вещества, поэтому не рекомендуется ее применять в жилых помещениях, в качестве альтернативы рекомендуем приобрести фанеру многослойного ламинированного типа, она является более безопасной для здоровья;
  • фанера авиационного пятислойного типа - имеет небольшой вес, но отличается высокой прочностью, из нее изготавливают сиденья и транец.

Существует определенные правила работы с материалом, который лежит в основе построения плоскодонки, а именно:

  • чтобы нарезать материал на детали используйте дисковую плиту;
  • если толщина фанеры не превышает одного сантиметра для ее нарезки достаточно канцелярского ножа;

  • при толщине от двух до шести сантиметров самый оптимальный вариант использование электролобзика;
  • не рекомендуется нарезать фанеру поперек волокон, так как существует риск образования трещин, при необходимости в таком типе резки проведите ослабляющие полосы н верхнем слое шпона;
  • при обустройстве популярных типов деревянных лодок детали соединяются между собой при помощи проволоки, саморезов или эпоксидной смолы, при фиксации с помощью саморезов нельзя вбивать их на поверхность фанеры, так как из-за этого происходит ее повреждение, рекомендуется сначала просверлить отверстие соответствующего диаметра, а затем устанавливать саморез;
  • при необходимости в обустройстве лодки с наличием изогнутых форм, нужно намочить фанеру, выгнуть ее в нужное положение и зафиксировать дождавшись ее полного высыхания, длительность процедуры - около 15 часов;
  • в процессе склеивания деталей обратите внимание на упаковку от клея, на ней указаны общие рекомендации по его высыханию и правила работы, которые включают зачистку, обезжиривание и обработку поверхности клеем;
  • обратите внимание на расположение волокон на поверхности двух деталей фанеры, при их параллельном расположении надежность крепления увеличивается в несколько раз;
  • при расслоении фанеры в процессе выполнения работ рекомендуется произвести ее склеивание, для этого, между расслоившимися слоями располагают бумажный лист, пропитанный клеем, такая фанера не подойдет для сооружения лодки, так как она является бракованной.

2. Следующий этап предполагает выбор оптимального инструмента для проведения работ. Распилить материал поможет электрическая пила или лобзик. С помощью электрорубанка получится сделать необходимый угол заусовки. Разрешено использование любых как электрических, так и механических инструментов для осуществления шлифовки. С помощью шуруповерта устанавливают саморезы и делают под них отверстия.

3. Самое оптимальное место работы над лодкой пол, так как большие детали не поместятся на столе. Установите фанерный лист на поверхность пола и перенесите детали на его поверхность, применяя угольник.

Совет: Чтобы значительно сэкономить материал, следует сделать предварительный эскиз лодки на бумаге. Специалисты рекомендуют, при возможности, построить точную копию лодки из картона, чтобы иметь представление о ее первоначальном виде.

Вариантов выполнения лодки будет два. Первый предполагает установку вертикальных бортов, которые имеют прямые линии. Второй - классический вариант - это установка бортов, немного суженного характера. Для их изготовления потребуется произведение заусовки. Чтобы это сделать рекомендуется применить электрический рубанок. Пройдитесь с ним по поверхности деталей один раз. Далее повторите процедуру при помощи любого шлифововального инструмента. При наличии в ладке штангоутов или других перемычек, увеличивающих жесткость, на этом этапе производится их вырезание.

Совет: Чтобы облегчить процедуру сборки используйте пластмассовые хомуты, применяемые с кабелями. Они становятся практически незаметными после окончательной отделки лодки эпоксидной смолой.

Когда каркас собран, приступайте к подсоединению днища. Его фиксация осуществляется хомутами или той же металлической проволокой. Учтите, что дно необходимо качественно герметизировать, для этого его заливают смолой. Если использовать оклеивание стеклотканью, то течи избежать не удастся.

Когда все стыки высохнуть приступайте к следующей обработке. Она включает ошкуривание швов. Далее происходит оклеивание стыков стеклотканью, промазанной эпоксидной смолой. Наружная часть проклеивается дважды, а внутренняя - один раз.

4. Установка дополнительных компонентов.

При необходимости в установке паруса, судно нужно дополнительно укрепить, повысим тем самым его устойчивость. Сделать это лучше с помощью шверта. для его изготовления потребуется фанера толщиной 0,6 см. Кроме этого, из данной фанеры вырезается руль. Количество швертов зависит от размера лодки. Самый оптимальный вариант установку двух швертов по крайним частям судна. Руль крепится к лодке несколькими петлями, желательно несъемного характера.