Самостоятельная работа по теме химический состав клетки. Практическая работа "химический состав клетки"

04.07.2020

Учитель биологии МОУБСОШ № 97 (Муниципальное общеобразовательное учреждение Брединская средняя общеобразовательная школа № 97)

Титова Марина Сергеевна

ВАРИАНТ Ι

1. Какую функцию в клетке выполняют липиды?

А) информационную

Б) энергетическую

В) каталитическую

Г) транспортную

2. Какую группу химических элементов относят к макроэлементам?

А) углерод, кислород, кобальт, марганец

Б) углерод, кислород, железо, сера

В) цинк, медь, фтор, йод

Г) ртуть, селен, серебро, золото

3. Какое из перечисленных веществ является гидрофильным (растворимым в воде)?

Ф) гликоген

Б) хитин

В) крахмал

Г) фибриноген

4. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях, хлоропластах клеток

А) бактерий

Б) эукариот

В) прокариот

Г) бактериофагов

5. Процесс биологического окисления и дыхания осуществляется в

А) хлоропластах

Б) комплексе Гольджи

В) митохондриях

Г) клеточном центре

6. Что из перечисленного является мономером и – РНК?

А) рибоза

Б) азотистое основание

В) нуклеотид

Г) аминокислоты

7. какое из перечисленных соединений НЕ входит в состав АТФ?

А) аденин

Б) урацил

В) рибоза

Г) остаток фосфорной кислоты

8. Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа?

А) 16 %

Б) 32 %

В) 34 %

Г) 68 %

9. Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т – РНК ГУА?

А) ГУТ

Б) ЦТУ

В) ЦАУ

Г) ГТА

10. Какие вещества являются конечными продуктами гликолиза одной молекулы глюкозы?

А) аминокислоты, глюкоза, глицерин, жирные кислоты

Б) СО 2 , Н 2 О, 38 молекул АТФ

В) СО 2 , Н 2 О, 36 молекул АТФ

Г) 2 молекулы молочной кислоты, 2 молекулы АТФ

Часть 2.

1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Каковы особенности строения и функционирования рибосом?

    немембранные органоиды

    участвуют в процессе синтеза АТФ

    участвуют в процессе формирования веретена деления

    участвуют в процессе синтеза белка

    состоят из белка и РНК

    состоят из пучков микротрубочек

2. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых эти особенности характерны.

ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ

А) полимер, состоящий из аминокислот 1) ДНК

Б) в состав входит пентоза – рибоза 2) РНК

В) мономеры соединены ковалентными пептид – 3) белок

ными связями

Г) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат

азотистые основания – аденин, тимин, гуанин, цитозин

Д) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат

азотистые основания – аденин, урацил, гуанин, цитозин

Е) характеризуется первичной, вторичной, третичной структурами

3. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме.

А) гликолиз

Б) расщепление сложных органических соединений

В) образование 36 – ти молекул АТФ

Г) образование только тепловой энергии

Д) гидролиз

Е) образование 2 – х молекул АТФ

Часть 3.

1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей. 2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином. 3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые. 4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации. 5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.

2. В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.

Контрольная работа по теме: «Клетка: химический состав, строение и метаболизм»

ВАРИАНТ ΙΙ

Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

    Какую функцию в клетке выполняют углеводы?

А) транспортную

Б) двигательную

В) каталитическую

Г) структурную

2. Какое из перечисленных веществ является биополимером?

А) АТФ

Б) ДНК

В) глюкоза

Г) глицерин

3. Какая из перечисленных клеточных структур является двухмембранным органоидом растительных клеток?

А) центриоли

Б) рибосомы

В) хлоропласты

Г) вакуоли

4. Какое из перечисленных соединений способно к самоудвоению?

А) и – РНК

Б) т – РНК

В) р – РНК

Г) ДНК

5. В результате подготовительного этапа диссимиляции образуется … молекул АТФ?

А) 0

Б) 2

В) 36

Г) 38

6. При фотосинтезе кислород образуется в результате

А) фотолиза воды

Б) разложения углекислого газа

В) восстановления углекислого газа до глюкозы

Г) синтеза АТФ

7. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

А) 10 %

Б) 20 %

В) 40 %

Г) 90 %

8. Три рядом расположенных нуклеотида в молекуле ДНК, кодирующий одну аминокислоту, называют

А) триплетом

Б) генетическим кодом

В) геном

Г) генотипом

9. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

А) синтеза молекул АТФ

Б) сборки молекул белка из аминокислот

В) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

Г) образования липидов

10. Какой кодон и – РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК?

А) УУА

Б) ААУ

В) УУТ

Г) ТТА

Часть 2.

1. Выберите три верных ответа из шести предложенных

Каково строение и функции митохондрий?

    расщепляют биополимеры до мономеров

    характеризуются анаэробным способом получения энергии

    имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

    окисляют органические вещества с образованием АТФ

    имеют наружную и внутреннюю мембраны

2. Установите соответствие между функциями и органоидами клетки.

ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

А) синтез глюкозы 1) аппарат Гольджи

Б) сборка комплексных органических веществ 2) лизосома

В) разрушение временных органов у эмбрионов 3) хлоропласт

Г) поглощение и преобразование солнечной энергии

Д) химическая модификация органических веществ

Е) расщепление биополимеров

    Установите последовательность реализации генетической информации.

А) и – РНК

Б) признак

В) белок

Г) ген

Д) ДНК

Часть 3.

1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и – РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идет сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.

2. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?

Ответы

Ι Вариант

1 часть.

1

2 часть.

1. 1, 4, 5

2. 3, 2, 3, 1, 2, 3

3. Б Г А Е Д В

3 часть.

1) 2 – между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином – три водородные связи;

2) 3 – у прокариот – кольцевая ДНК, у эукариот – линейная;

3) 5 – молекула ДНК способна к самоудвоению, т. е. к репликации.

2. 1) одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, число нуклеотидов 415 * 3 = 1245

2) три нуклеотида = 1 триплет, следовательно, число триплетов в молекуле и – РНК равно числу аминокислот = 415

3) одна т – РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, для синтеза белка необходимо 415 т – РНК.

Ответы

ΙΙ Вариант

1 часть.

1

2 часть.

1. 4, 5, 6

2. 3, 1, 2 , 3, 1, 2

3. Д Г А В Б

3 часть.

1) 1 – биосинтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция и трансляция

2) 3 – сплайсингу подвергается и – РНК

3) 5 – трансляция идет за счет энергии АТФ

1) в клетках молочнокислых бактерий происходит только гликолиз, а в клетках мышечной ткани – гликолиз и гидролиз.

2) при гликолизе из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ, следовательно, в клетках молочнокислых бактерий образуется

30 * 2 = 60 молекул АТФ.

3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, в клетках мышечной ткани образуется 30 * 38 = 1140 молекул АТФ.

Литература

    ЕГЭ – 2009: Биология: реальные задания. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126 с. – (Федеральный институт педагогических измерений)

    Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 443 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

    Кириленко А. А. молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно – методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

    Калинова Г. С., Мягков А. Н. Учебно тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Биология. – М.: Интеллект – Центр, 2003 – 160 с.

Самостоятельная работа «Химический состав клетки»

1.Вода не выполняет в клетке функциюА – транспортную Б – теплорегуляционнуюВ – растворителя Г – энергетическую.2. К простым углеводам относитсяА – вода Б – фруктоза В – крахмал Г – клетчатка.3. Белки, увеличивающие скорость химических реакций в клеткеА – гормоны Б – протеины В – витамины Г – ферменты.4. Спираль белковой молекулы сложной конфигурации, сохраняющаяся благодаря наличию разнообразных связей – ковалентных полярных, неполярных, ионныхА - первичная структура белка Б- третичная структура белкаВ - вторичная структура белка Г - четвертичная структура белка. 5. Фосфор как элемент входит в состав:1) только нуклеиновых кислот2) только нуклеиновых кислот и АТФ3) нуклеиновых кислот, АТФ и некоторых белков4) нуклеиновых кислот, АТФ, некоторых минеральных солей и липидов6. Химические элементы, преобладающие в живой природеА – C, H, O, Fe Б – C, H, O, N В – C, H, O, SiГ – C, O, N, Al Д – C, O, N, H, Mg 7. Функции воды в клетке обусловлены ее свойствамиА – теплоемкостью, полярностью, способностью диссоциировать на ионы, способностью находиться в трех агрегатных состоянияхБ – теплопроводностью, способностью находиться в трех агрегатных состояниях, полярностью, теплоемкостьюВ – теплопроводностью, теплоемкостью, полярностью молекул, способностью диссоциировать на ионы.8. Липиды образованы атомамиА – углерода, водорода, азотаБ – кислорода, водорода, азотаВ – углерода, водорода, кислорода.9. Свойства белков определяютсяА – количеством аминокислот в белкеБ – длиной цепи белковой молекулыВ – последовательностью аминокислот в белке.10. Химические реакции в клетке не могут идти безА – белков Б – липидов В – углеводов Г – ферментов.11. Минеральные соли находятся в клетке в состоянии:1) только твердом2) только растворенном3) твердом и растворенном4) растворенном, твердом и газообразном12. Какие углеводы относятся к моносахаридамА – сахароза Б – глюкоза В – фруктоза Г – рибозаД – дезоксирибоза Е – целлюлоза Ж – крахмал.
13. Мономером молекулы белка служит1) азотистое основание 2) моносахарид 3) аминокислота 4) липид14. Большинство ферментов являются1) углеводами 2) липидами 3) аминокислотами 4) белками15. Строительная функция углеводов состоит в том, что они1) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений
2) являются биополимерами3) способны растворяться в воде
4) служат запасным веществом животной клетки16. Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они1) являются ферментами 2) растворяются в воде 3) служат источником энергии 4) поддерживают постоянную среду в клетке.17. Белки в отличии от углеводов обладают способностью к1) растворимости 2) денатурации 3) проведению нервного импульса
4) накоплению большого количества энергии
18. Связь между мономерами в молекуле белка называют1) водородной 2) ионной 3) пептидной 4) энергоемкой19. Защитная функция белков проявляется в том, что они1) подвергаются денатурации 2) служат антителами 3) участвуют в построении клетки 4) транспортируют газы20. Какое запасное питательное вещество, служит энергетическим резервом клетки?
1) крахмал 2) аминокислота 3) нуклеиновая кислота 4) полисахарид - хитин
Часть В
В1.Выбрать 3 верных ответа:
Липиды в клетке выполняют функции:
А) запасающую Б) гормональную В)транспортную Е)энергетическую
Г) ферментативную Д) переносчика наследственной информации
В2. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
ВИДЫ

1)состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот
2)состоят из остатков молекул аминокислот
3)защищают организм от переохлаждения
4)защищают организм от чужеродных веществ
5)относятся к полимерам
6)не являются полимерами
А)липиды
Б) белки

В3. Установите соответствие между признаком строения молекулы белка и ее структурой.
ПРИЗНАКИ СТРОЕНИЯ
СТРУКТУРЫ БЕЛКА

1)последовательность аминокислотных остатков в молекуле
2) молекула имеет форму клубка
3) число аминокислотных остатков в молекуле
4)пространственная конфигурация полипептидной цепи
5) образование гидрофобных связей между радикалами
6) образование пептидных связей
А) первичная
Б) третичная

Часть С.
С1. На какие три группы принято делить химические элементы, входящие в состав живых организмов, по их относительному содержанию?
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и объясните их.
1.Вода одно из самых распространенных органических веществ на Земле.
2.В клетках костной ткани около 20% воды, а в клетках мозга 85%.
3.Свойства воды определяются структурой ее молекул.
4.Ионные связи между атомами водорода и кислорода обеспечивают полярность молекулы воды и ее способность растворять неполярные соединения. 5. Между атомами кислорода одной молекулы воды и атомом водорода другой молекулы образуется сильная водородная связь, чем объясняется высокая температура кипения воды.
С3. Какова роль белков в организме?

Часть 1

Выберите один правильный ответ.

  • 1. Немецкие ученые М. Шлейден и Г. Шванн, обобщив данные, сформулировали:
  • 1) закон зародышевого сходства;
  • 2) хромосомную теорию наследственности;
  • 3) клеточную теорию;
  • 4) закон гомологических рядов.
  • 2. Поддержание постоянства химического состава организма называют:
  • 1) ассимиляцией;
  • 2) диссимиляцией;
  • 3) метаболизмом;
  • 4) гомеостазом.
  • 3. Гидрофобную основу клеточной мембраны составляют два слоя:
  • 1) белков;
  • 2) фосфолипидов;
  • 3) молекул глюкозы;
  • 4) молекул целлюлозы.
  • 4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между живой и неживой природой:
  • 1) вирусы;
  • 2) бактерии;
  • 3) лишайники;
  • 4) грибы?
  • 5. Вирусы, проникая в клетку хозяина:
  • 1) питаются рибосомами;
  • 2) поселяются в митохондриях;
  • 3) воспроизводят свой генетический материал;
  • 4) отравляют ее вредными веществами, образующимися в ходе обмена веществ.
  • 6. Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы:
  • 1) дышат кислородом воздуха;
  • 2) вступают в симбиоз с растениями;
  • 3) вызывают инфекционные заболевания;
  • 4) образуют органические вещества из неорганических.
  • 7. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:
  • 1) митохондрии и ядро;
  • 2) вакуоли и комплекс Гольджи;
  • 3) ядерную мембрану и хлоропласты;
  • 4) плазматическую мембрану и рибосомы.
  • 8. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами:
  • 1) гликогена и крахмала;
  • 2) ДНКиАТФ;
  • 3) белков и липидов;
  • 4) клетчатки и глюкозы.
  • 9. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам:
  • 1) вакуоли;
  • 2) лейкопласты;
  • 3) хромопласты;
  • 4) включения?
  • 10. Проникновение ионов в клетку против градиента концентрации происходит путем:
  • 1) осмоса;
  • 2) диффузии;
  • 3) фагоцитоза;
  • 4) активного транспорта.
  • 11. Каково значение митохондрий в клетке:
  • 1) транспортируют конечные продукты биосинтеза;
  • 2) преобразуют энергию органических веществ в энергию АТФ;
  • 3) осуществляют процесс фотосинтеза;
  • 4) синтезируют углеводы.
  • 12. Кристы митохондрий:
  • 1) увеличивают поверхность для локализации ферментов;
  • 2) синтезируют углеводы;
  • 3) увеличивают объем органоида;
  • 4) выделяют кислород.
  • 13. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который кодирует синтеза этого белка:
  • 1) 300;
  • 2) 600;
  • 3) 900;
  • 4) 1500.
  • 14. Фагоцитоз представляет собой:
  • 1) активный перенос жидкости с растворенными в ней веществами;
  • 2) захват твердых частиц и втягивание их в клетку;
  • 3) избирательный транспорт в клетку растворимых органических веществ;
  • 4) пассивное поступление в клетку воды и некоторых ионов.
  • 15. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться:
  • 1) происходят мутации;
  • 2) у особей возникают модификации;
  • 3) появляются новые комбинации генов;
  • 4) передается наследственная информация к дочерним клеткам.
  • 16. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле:
  • 1) 10%;
  • 2) 20%;
  • 3) 40%;
  • 4) 90%.
  • 17. При обратимой денатурации молекул белка происходит:
  • 1) нарушение его первичной структуры;
  • 2) образование водородных связей;
  • 3) нарушение его третичной структуры;
  • 4) образование пептидных связей.
  • 18. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию:
  • 1) из цитоплазмы в ядро;
  • 2) одной клетки в другую;
  • 3) ядра к митохондрии;
  • 4) ядра к рибосомам.
  • 19. Какое свойство воды делает ее хорошим растворителем в биологических системах:
  • 1) высокая теплопроводность;
  • 2) медленный нагрев и остывание;
  • 3) высокая теплоемкость;
  • 4) полярность молекул.
  • 20. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул:
  • 1) АТФ;
  • 2) глюкозы;
  • 3) иРНК;
  • 4) белков.
  • 21. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоро- пластах клеток:
  • 1) бактерий;
  • 2) эукариот;
  • 3) прокариот;
  • 4) бактериофагов.
  • 22. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию:
  • 1) защитную;
  • 2) каталитическую;
  • 3) аккумулятора энергии;
  • 4) транспорта веществ.
  • 23. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется:
  • 1) плазматической мембраной;
  • 2) эндоплазматической сетью;
  • 3) ядерной оболочкой;
  • 4) цитоплазмой.
  • 24. Переход электронов на более высокий энергетический уровень происходит в световую фазу фотосинтеза в молекулах:
  • 1) хлорофилла;
  • 2) воды;
  • 3) углекислого газа;
  • 4) глюкозы.
  • 25. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:
  • 1) глюкозы до пировиноградной кислоты;
  • 2) белка до аминокислот;
  • 3) крахмала до глюкозы;
  • 4) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды.
  • 26. При фотосинтезе кислород образуется в результате:
  • 1) разложения углекислого газа;
  • 2) фотолиза воды;
  • 3) восстановления углекислого газа до глюкозы;
  • 4) синтеза АТФ.
  • 27. В процессе фотосинтеза растения:
  • 1) обеспечивают себя органическими веществами;
  • 2) окисляют сложные органические вещества до простых;
  • 3) поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
  • 4) расходуют энергию органических веществ.
  • 28. В процессе хемосинтеза в отличие от фотосинтеза:
  • 1) образуются органические вещества из неорганических;
  • 2) используется энергия окисления неорганических веществ;
  • 3) органические вещества расщепляются до неорганических;
  • 4) источником углерода служит углекислый газ.
  • 29. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют:
  • 1) аэробами;
  • 2) анаэробами;
  • 3) гетеротрофами;
  • 4) автотрофами.
  • 30. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка:
  • 1) гидрофобные между радикалами аминокислот;
  • 2) водородные между полипептидными нитями;
  • 3) пептидные между аминокислотами;
  • 4) водородные между =NH и =СО группами.
  • 31. Матрицей для трансляции служит молекула:
  • 1) тРНК;
  • 2) ДНК;
  • 3) рРНК;
  • 4) иРНК.
  • 32. Реакции биосинтеза белка, в которых порядок расположения аминокислот определяется последовательностью триплетов в молекуле иРНК, называют:
  • 1) ферментативными;
  • 2) окислительными;
  • 3) матричными;
  • 4) восстановительными.
  • 33. Одним из утверждений клеточной теории является следующее:
  • 1) клетка - элементарная единица наследственности;
  • 2) клетка - единица размножения и развития;
  • 3) все клетки различны по своему строению;
  • 4) у всех клеток различный химический состав.
  • 34. К доклеточным формам жизни относят:
  • 1) дрожжи;
  • 2) пеницилл;
  • 3) синезеленую водоросль;
  • 4) вирус гриппа.
  • 35. Кишечная палочка (Е. сой) имеет из перечисленных органоидов:
  • 1) ядро;
  • 2) митохондрии;
  • 3) аппарат Гольджи;
  • 4) рибосомы.
  • 36. Назовите органоид, в котором происходит окисление питательных веществ и образование АТФ:
  • 1) рибосома;
  • 2) хромосома;
  • 3) митохондрия;
  • 4) ядро.

Задания 1-3: выберите три верных ответа из шести.

  • 1. Каковы особенности строения и функций рибосом:
  • 1) участвуют в реакциях окисления;
  • 2) участвуют в синтезе белков;
  • 3) отграничены от цитоплазмы мембраной;
  • 4) состоят из двух частиц - большой и малой;
  • 5) размещаются в цитоплазме и на каналах ЭПС;
  • 6) размещаются в аппарате Гольджи?
  • 2. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:
  • 1) оформленное ядро;
  • 2) цитоплазму;
  • 3) митохондрии;
  • 4) плазматическую мембрану;
  • 5) клеточную стенку;
  • 6) рибосомы.
  • 3. Укажите строение и функции митохондрий:
  • 1) расщепляют биополимеры до мономеров;
  • 2) характеризуются анаэробным способом получения энергии;
  • 3) содержат соединенные между собой граны;
  • 4) имеют ферментативные комплексы, расположенные в матриксе;
  • 5) окисляют органические вещества с образованием АТФ;
  • 6) имеют наружную и внутреннюю мембраны.

При выполнении заданий 4-6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.

4. Установите соответствие между органоидом и его строением и функцией, которую он выполняет.

5. Соотнесите процесс или явление с его определением.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  • а) осмотическое давление;
  • б) тургор;
  • в) осмос;
  • г) диффузия;
  • д) активный транспорт;
  • е) буферность.
  • 1) упругое состояние клетки зависящее от противодействия ригидной клеточной оболочки растягивающему действию на нее цитоплазмы;
  • 2) способность проникновения веществ через цитоплазматическую мембрану против градиента концентрации;
  • 3) способность сохранять определенную концентрацию ионов водорода при добавлении небольших количеств кислоты и щелочи;
  • 4) давление внутреннего содержимого клетки на ее оболочку;
  • 5) движение молекул из области высокой концентрации в область низкой концентрации;
  • 6) одностороннее проникновение молекул растворителя (воды) через полупроницаемую мембрану в область большей концентрации растворенного в нем вещества.

6. Укажите, какие части клетки принимают участие в обмене веществ.

При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

  • 7. Установите, какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке:
    • а) образование углекислого газа и воды;
    • б) поступление питательных веществ в цитоплазму клетки;
    • в) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
    • г) синтез 36 молекул АТФ;
    • д) синтез 2 молекул АТФ;
    • е) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии;
    • ж) расщепление биополимеров до мономеров.
  • 8. Установите, в какой последовательности происходит процесс репликации ДНК:
    • а) раскручивание спирали молекулы;
    • б) ДНК-полимераза добавляет нуклеотиды к растущей цепи;
    • в) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК;
    • г) присоединение к нуклеотидам цепей ДНК комплементарных нуклеотидов;
    • д) образование двух молекул ДНК из одной;
    • е) воздействие ферментов на молекулу ДНК.

Дайте развернутый ответ на задания 1-6.

  • 1. Какова химическая природа ферментов клеток и почему они изменяют свою активность при изменении температуры?
  • 2. Назовите особенности строения прокариотических клеток. Приведите не менее трех характерных черт.
  • 3. Назовите органоиды клетки, в состав которых входят микротрубочки и укажите их функции.
  • 4. Каков химический состав и функциональное значение хроматина?
  • 5. Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 1 50 нуклеотидов с аденином (А), 200 нуклеотидов с тимином (Т), 300 нуклеотидов с гуанином (1) и 250 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
  • 6. Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АТААГГАТГЦЦТТТТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка. Объясните, что произойдет со структурой фрагмента молекулы белка, если второй триплет нуклеотидов выпадет из цепи ДНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

«Химический состав клетки» (9 класс) Вариант 1. I. Выбрать правильный ответ. 1. Мономером белков является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. Мономером крахмала является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Белки, регулирующие скорость и направление химических реакций в клетке: А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (А­А­Ц­Г­Г­Т­А­Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. III. Найдите ошибки в молекуле ДНК. А ­ Г­ А – Т – Т – Ц – Ц – А – Т ­ Г Т ­ Г­ Т – А – Т ­ Г ­ Г ­ Т ­ А – Т IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: А­ А­ Т­ Г­ Ц­ У­ Т­ А­ Т­ Ц V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. Вещества: Функции: А) Белки 1. Энергетическая Б) Углеводы 2. Структурная В) Липиды 3. Запас питательных веществ Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная 5. Информационная 6. Каталитическая 7. Транспортная «Химический состав клетки» (9 класс) Вариант 2. I. Выбрать правильный ответ. 1. Мономером белков НЕ является: А) глицин В) аланин Б) глицерин Г) метионин 2. Мономером целлюлозы является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Носителем наследственной информации являются: А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) нуклеиновые кислоты П.Дана одна цепочка молекулы ДНК (А­Г­Ц­А­Т­Т­А­Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. III. Найдите ошибки в молекуле ДНК. А – Г – А – Т – Т – А – Ц – А – Ц ­ Г Т – Ц ­ Т – А – Т ­ Г ­ Г ­ А ­ Т – Ц IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: А­ У­ Т­ Г­ Ц­ У­ А­ У­ Т­ Ц V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке. Вещества: Функции: А) Белки 1. Транспортная Б) Углеводы 2. Структурная В) Липиды 3. Запас питательных веществ Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная 5. Информационная 6. Каталитическая 7. Энергетическая «Химический состав клетки» (9 класс) Вариант 3. I. Выбрать правильный ответ. 1. Мономером РНК является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. В состав сахарозы входит: А) аденин В) глюкоза Б) рибоза Г) глицерин 3. В состав ДНК НЕ входит: А) Дезоксирибоза В) урацил Б) аденин Г) фосфат II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т­Г­А­А­Т­Ц­А­Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. III. Найдите ошибки в молекуле ДНК. А – Г – Т – Т – А – Г – Ц – Т – Т ­ Г Т – Т ­ Г – А – Т – Ц – Г – А – Т – Ц IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: Т­ Г­ А­ Г­ Ц­ Ц­ А­ Т­ А­ Ц V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке Вещества: Функции: А) Липиды 1. Энергетическая Б) Углеводы 2. Структурная В) Белки 3. Запас питательных веществ Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная 5. Информационная 6. Каталитическая 7. Транспортная «Химический состав клетки» (9 класс) Вариант 4. I. Выбрать правильный ответ. 1. Мономером ДНК является: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 2. В состав жиров входит: А) нуклеотид В) глюкоза Б) аминокислота Г) глицерин 3. Вещества, регулирующие обмен веществ в организме: А) гормоны В) витамины Б) ферменты Г) протеины II. Дана одна цепочка молекулы ДНК (Т­Г­А­А­Т­Ц­А­Ц). Постройте комплементарную вторую цепочку. III. Найдите ошибки в молекуле ДНК. А – Г – А – Т – А – Г – Ц – Т – Т ­ Г Т – Т – А – Т ­ Т ­ Г ­ Г – А ­ Т – Ц IV. Найдите ошибки в молекуле РНК: Г­ Г­ А­ Г­ Ц­ Т­ А­ Т­ А­ Ц V. Подпишите напротив названия вещества цифры, соответствующие функциям, выполняемым данным веществом в клетке Вещества: Функции: А) Белки 1. Структурная Б) Углеводы 2. Энергетическая В) Липиды 3. Запас питательных веществ Г) Нуклеиновые кислоты 4. Защитная 5. Транспортная 6. Каталитическая 7. Информационная

Тест по биологии Химический состав клетки 5 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 5 заданий, в части Б — 5 заданий, в части В — 1 задание.

1 вариант

A1. Самое распространённое неорганическое вещество, вхо­дящее в состав живых организмов, — это

1) вода
2) соль кальция
3) поваренная соль
4) углекислый газ

А2. Основное органическое вещество клетки — это

1) вода
2) белок
3) крахмал
4) соль кальция

А3. Сахароза, или свекловичный сахар, который мы едим каждый день, представляет собой

1) белок
2) жир
3) углевод
4) нуклеиновую кислоту

А4. Значение жиров в теле тюленя заключается в том, что они

1) образуют скелет
2) участвуют в сокращении мышц
3) хранят наследственную информацию
4) предохраняют от потери тепла

А5. Главное значение нуклеиновых кислот в организме связа­но с

1) хранением наследственной информации
2) выработкой энергии
3) транспортом кислорода
4) образованием древесины

Б1.

А. Состав химических элементов, образующих клетки всех живых организмов, сходен.
Б. Только организмы животных состоят из клеток.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Существуют химические элементы, которые встречаются только в живых организмах и отсутствуют в неживой природе.
Б. Большинство химических элемен­тов находится в клетке в виде хи­мических соединений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б3. Верны ли следующие утверждения?

А. Вода способствует удалению из орга­низма вредных веществ.
Б. Основная функция углеводов в клетке — энергетическая.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б4. Рассмотрите диаграмму. Укажите химическое соединение, содержание которого в клетке со­ставляет 70-80%.

1) вода
2) белок
3) углекислый газ
4) минеральная соль

Б5. Установите соответствие между химическими соедине­ниями и группой веществ, к которой их относят.

Химические соединения

1) белки
2) жиры
3) вода
4) минеральные соли

Группа веществ

А) Органические вещества
Б) Неорганические вещества

B1.

Ответьте на вопросы.

1. Укажите химические элементы, которые составляют основу клетки.
2. Каково значение солей кальция в живой природе?

2 вариант

A1. Для большинства химических реакций, протекающих в клетке, необходима среда

1) спиртовая
2) водная
3) воздушная
4) жировая

А2. Только живые организмы содержат

1) воду
2) белок
3) крахмал
4) соль кальция

А3. Крахмал, содержащийся в клубнях картофеля, представляет собой

1) белок
2) жир
3) углевод
4) нуклеиновую кислоту

А4. Основным источником веществ в клетке являются

1) белки
2) углеводы
3) минеральные соли
4) нуклеиновые кислоты

А5. Передачу наследственных признаков от родителей к де­тям осуществляют

1) жиры
2) углеводы
3) нуклеиновые кислоты
4) минеральные соли

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Живые организмы состоят из клеток.
Б. Химический элемент углерод широко распространён в живой природе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Процентное содержание разных химических элементов в клетке различно.
Б. Химические элементы, встречающиеся в живой природе, широко распространены в неживой природе.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б3. Верны ли следующие утверждения?

А. Белки составляют около половины всех органических ве­ществ клетки.
Б. Жиры входят в состав тел неживой природы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Б4. На рисунке 4 изображена раковина моллюска. Укажите химическое соединение, которое входит в состав раковины.

1) жиры
2) белки
3) соли кальция
4) нуклеиновые кислоты

Б5. Установите соответствие между химическими соединениями и группой веществ, к которой их относят.

Химические соединения

1) углеводы
2) вода
3) минеральные соли
4) нуклеиновые кислоты

Группа вещества

А) Органические вещества
Б) Неорганические вещества

B1. Проанализируйте табличные данные. Таблица составлена на основе диаграммы учебника.

Распространённость химических элементов в неживой природе

Ответьте на вопросы.

1. Существуют ли химические элементы, которые встре­чаются только в живых организмах?
2. Какой химический элемент (из перечисленных) широ­ко распространён в неживой и живой природе?

Ответы на тест по биологии Химический состав клетки 5 класс
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-3
А4-4
А5-1
Б1-1
Б2-2
Б3-3
Б4-1
Б5-ААББ
В1.
1) Кислород, углерод, водород, азот — в совокупности составляют 98% содержимого клетки.
2) Входят в состав костной ткани и раковин моллюсков.
2 вариант
А1-2
А2-2
А3-3
А4-2
А5-3
Б1-3
Б2-3
Б3-1
Б4-3
Б5-АББА
В1.
1) Нет. Элементы, которые встречаются в живой природе, имеются и в неживой природе.
2. Кислород.