Шаман – кто он? Лекарь или лицедей? Воин-герой или ловкий охотник? Как становятся шаманами в разных народах мира

15.10.2019
· Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Исторические ареалы

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек , наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами , входя в экстатическое состояние , а также излечивать болезни.

Происхождение слова

Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са - «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) - ойуун, эвенков - саман, шаман, у ненцев - тадебей, у бурят - боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов - сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь . Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.

Шаманская болезнь

Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит переходом в новую жизнь шамана, и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в Преисподнюю, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл - шаман постигает его устройство, узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Подобная «болезнь» дает толчок к развитию высших потенций человеческого существования. И потому шаман переживает свою болезнь как средство разрушить внутреннюю жизнь для того, чтобы слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности.

«Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем старыми наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов дает силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать.

Представления о деятельности шаманов

Шаманский бубен. Бурятия

Шаманская трость. Бурятия

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращалась в веру. Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли - маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов - лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется тюнгур (бубен) или барабан , или же особые танцы и заклинания.

Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности. Фото: Аркадий Зарубин

Шаманский костер рисует причудливые образы. Фото: Аркадий Зарубин

Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам - поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). С ростом опыта шаманы становятся менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в измененные состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией , однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования)Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1984.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествия по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Монография. Издательство Российской Академии Наук. 1924. Репринтное издание. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.
  • Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. Богораз В. Г. Этнографическое обозрение. - М., 1910. Т. 84-85. Кн. 1-2.
  • Богораз В. Г. Сказка о Чесоточном шамане «Wapыckalaul ». - Живая старина, год IX, 1899, вып. I I. С. 263-270 (чукотский текст и русский перевод).
  • Богораз В. Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени. // Известия Академии Наук, серия VI, т. XIII, 1919, с. 489-495. Переиздание: СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст-камера), 1995. С. 97-104.
  • Грачева Г. Н. Шаманы у нганасан / Н. Грачева // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.? 1981. - С. 69-89.
  • Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск, 2008. - 272 с.
  • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. М., 2007. № 8. С. 97-105.
  • Мифы и шаманизм Алтая / Сост. Владимир Арефьев. Барнаул. Изготовлено по заказу ООО «Пять плюс». 2002.
  • Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки) / В. М. Михайловский // Этнографическое отделение Московского университета. М., 1892. Вып. 1. − 215 с.
  • Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
  • Уолш Р. Дух шаманизма. Тексты трансперсональной психологии. М.: изд. Трансперсонального Института. 1996.
  • Харнер, Майкл . Путь шамана. М.: Крон-Пресс, 1996.
  • Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: София, 1998.
  • Michael Harner. Der Weg des Schamanen. München: Ullstein, 2004. S. 247. ISBN 3-548-74042-1
  • Paul Uccusic. Der Schamane in uns. Schamanismus als neue Selbsterfahrung, Hilfe und Heilung Hugendubel Kreuzlingen, ISBN 978-3-7205-2181-9
  • Boileau, Gilles. Wu and Shaman // Bulletin of the School of Oriental and African Studies 65.2 (2002), 350-78.
  • Беседа с шаманом Аяуаскеро - Перевод статьи Алана Эленбасс из журнала «Reality Sandwich» «Facing Fear: A conversation with an Ayahuascero » от 2010-09-07
  • Родриго Кортес. Толмач. Издательство «Эксмо». Книга о тангутском шамане и истории взаимоотношений России и Китая на рубеже XIX-XX веков.
  • Владимир Серкин. Хохот шамана. Сибирское издательство. Представлены воспоминания общения с магаданским шаманом, книга-разговор.

В пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялась очередная встреча цикла «Чаепитие по...». В центре внимания на восьмом по счету мероприятии оказались хакасы: Лариса Троякова с сыном Тамерланом и Юлия Кустова — этнограф, доцент кафедры этнокультурологии института Севера РГПУ им. Герцена. На встрече они рассказали о волнующей красоте природы Республики Хакасии, о шаманах и о своей жизни вдали от родины.

После окончания школы Лариса прошла конкурс в хакасскую национальную студию и поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Успешно там отучившись, она вернулась в родные края и начала работать по профессии - стала актрисой. Но через три года она решила поступать в аспирантуру, снова в Санкт-Петербурге. Здесь женщина познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и уже осталась в Северной столице насовсем.

Творческой и энергичной Ларисе всегда была мало одной основной работы. Параллельно хотелось выступать и знакомить людей с хакасской культурой. Еще в академии Ларису привлекало горловое пение, но тогда специалисты-мужчины ее от него отговорили — такое исполнение требует серьезных усилий и может негативно сказаться на женских детородных органах. Поэтому Лариса смогла заняться любимым делом только после рождения сына Тамерлана.

Оказалось, что горловое пение очень популярно на Западе. Сейчас у Ларисы активная концертная деятельность, она уже успела выступить в Бельгии, Франции и готовится к новым концертам. Аккомпанирует ей сын Тамерлан. Он играет на необычном монгольском инструменте морин хуур.

На чаепитии Лариса с сыном исполнили несколько композиций перед гостями - учениками 496 и 28 школ. А этнограф Юлия рассказала о хакасах и красотах республики Хакасия.

Мекка сибирской археологии

Республика Хакасия прежде всего известна сказочно красивой природой. Бесконечные леса и поля сменяются живописными степями, целебными озёрами и древними хребтами. Часто Хакасию называют «археологической Меккой» Сибири или, «музеем под открытым небом». Об уникальности памятников древней культуры знают далеко за пределами России. «Ежегодно в Хакасию приезжают тысячи туристов со всего мира», - рассказала этнограф Юлия Кустова.

Так как Хакасия находилась на пути миграций народов во время Великого Переселения, то многие переселенцы выбрали республику в качестве своего дома и оставили здесь удивительные памятники древней цивилизации. В степях и пещерах Хакасии сохранилось более 30 тысяч ценнейших для истории памятников древних эпох - изваяния на камнях и курганы, петроглифы (рисунки и письмена на скалах), руины зданий из сырцового кирпича и крепостей, могильники и захоронения, менгиры и изваяния.

Из археологических памятников многие уникальны и не встречаются больше нигде в мире. Наиболее известны Большой Салбыкский курган, Боярские и Подкуненская писаницы, археологические памятники горной системы Сундуки, крепость Оглахты, Чебаки, средневековые могильники Копенский и Уйбатский чаа-тасы. Отдельное место занимает курган Барсучий лог. Это один из самых больших элитных погребальных памятников археологической культуры (I тысячелетие до н.э.). Барсучий лог считается первым памятником на территории России, где в технологии строительства применена связующая смесь.

По национальному составу в Хакасии преобладают русские — 80% населения. Хакасы, по последней переписи, составляют лишь 12%. При этом численность этого народа постоянно сокращается. На сегодняшний день в России проживает 73 тыс. человек, относящих себя к хакасам.

«Сколько хакасов проживает в Санкт-Петербурге - неизвестно. По всей видимости, этносы, численность которых не превышает 1000 человек, при последней переписи не учитывались. По моим примерным оценкам, в городе проживает около тысячи хакасов», - рассказала Юлия.

Представители этого народа стали приезжать в Петербург в XX веке. Хакасию и Санкт-Петербург связывают научные, археологические и этнографические открытия. Два известных исследователя этнографии и общественных деятеля Николай Катанов и Степан Майнагашев жили и работали в Северной столице. Они долгие годы изучали быт и уклад жизни хакасов, в том числе и доправославную религию - шаманизм.

«Хакасов называют шаманистами. Это одна из ранних форм религий, через которую люди общались с природой. Шаман был неким посредником между миром людей и миром духов» - рассказала этнограф Юлия. Шаманство передавалось по наследству и считалось, что шаманами становятся по воле духа, вселяющегося в “избранного“. Родители старались оберегать своих детей от этого дара, делали все, чтобы он не стал шаманом — ведь таких людей их постоянно просили о помощи, времени для себя и семьи не оставалось. «Шаманы обладали большим авторитетом, поэтому во время сталинских репрессий их истребляли в первую очередь, - пояснила Юлия. - Но и сейчас в Хакасии есть люди, которые называют себя шаманами».

Навязанная религия

В XIX веке многие были крещены в православие, часто насильственно. Это привело к тому, что хакасы хоть и считаются православными, во многом все равно остались язычниками. «Бабка в деревне может провести языческий обряд очищения и тут же перекреститься. Или могут покрестить ребенка, а после дать ему амулет», - рассказал Юлия.

Помимо традиционной религии у хакасов сохранились и народные праздники. Одним из самых масштабных праздников у них считается Тун Пайрам или праздник первого молока. В первые годы советской власти его перестали отмечать, и только в 1980 году было решено восстановить забытую традицию, привлечь внимание общественности к коренным народам. На сегодняшний день это самый большой праздник хакасского народа, поэтому готовятся к нему заранее и отмечают с размахом — шьют костюмы и готовят национальные блюда. А во время празднования проводят традиционные соревнования и игры: конные бега и скачки, хакасскую борьбу (курес), поднятие камня, чехарду, армрестлинг.

Еще один важный праздник хакасского народа — Чыл Пазы или Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Во время празднования нового года хакасы провожают старое солнце и приветствуют новое. Чтобы новый год был хорошим, нужно совершить обряд подвязывания чалама (ленточек). Черные чалама символизируют неприятности прошедшего года, а повязав цветные, можно загадать желания на будущий год.

Мария Хитаришвили

Проект "Лица Петербурга" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Шаманы Алтая и других регионов Сибири - люди, наследующие древнейшую традицию, которая несёт в себе многовековое знания и мудрость. Как выглядит их жизнь, каково их мышление - такими вопросами задаются многие люди. И мы приоткроем завесу тайны над одной из древнейших традиций, существующих на территории России.

В статье:

Шаманы Алтая - кто они

Шаманизм - древнейшая в мире традиция. Она появилась намного раньше многих духовных учений или магических практик. Всё потому что её основа - то, что люди видели непосредственно рядом с собой. Часто традиция шаманизма основывалась на видимых проявлениях природы, грозах, дождях и тому подобному. Человек видел это и думал, что такая сила может быть высвобождена только при посредничестве каких-нибудь великих сил. Многие отождествляли такие силы с богами, а также с духами. Но раз так, раз это сила, которая по своей воле может направлять такие монструозные погодные явления, то значит с ней можно общаться. Потому что воля говорит о самосознании, которое может её направлять. Именно таким путём человечество пришло к практике шаманизма.

Шаманы были не просто людьми, которые много знали и умели. Они были избранниками этих самых духов. Такое сближение могло значить также то, что они являются, в некотором роде, родственниками духов. И все свои действия совершают при их помощи и посредничестве.

Но Алтай - регион особый. Если в других частях мира человечество забыло шаманизм или он так сильно изменился, что его уже не узнать, то шаманизм на Алтае остался в, так сказать, первозданном своём виде. Алтайцы крепко держатся древних традиций, не позволяя изменять давние верования. Стоит уточнить, что шаманизм - не религия. Это способ общения с высшими сущностями или существами с другого плана бытия. С духами, душами умерших и другими представителями . А шаманы горного Алтая очень и очень опытны в подобных вопросах. Они никогда не теряли связь с теми мистическими силами, которые живут в нашем мире. И даже в нас самих.

Как же выглядит современный алтайский шаман? В повседневной жизни - как угодно. Они могут встречаться как в традиционных костюмах, так и в джинсах. Их очень редко получается отличить от обычного алтайца. Разве что по тому уважению, которое шаману оказывают окружающие. Потому что это - личность известная, к которой часто наведываются за лечением или советом. Но во время камланий все они одевают ритуальные костюмы, дабы оказаться как можно ближе к оригинальному образу.

Хотя, конечно, сейчас сам образ уже мало что значит. Не в культурном, а в сакральном плане. Потому что, всё-таки, связь с духами это дело более личное, внутреннее, чем внешнее. Полный антураж настоящего шамана сохраняют только старые представители этого учения. Они всё ещё живут в традиционных жилищах, всегда ходят в национальных костюмах. Но современные последователи начинают отходить от подобного образа жизни. Потому что современность диктует свои законы, где бы люди ни жили.

Шаманизм в Бурятии и ритуал превращения

Шаманизм в Бурятии стоит отдельно отметить за один очень впечатляющий ритуал. Да, различий в шаманизме народов Сибири и дальнего Востока существует множество. Одни из них мелкие, другие - разительные. Но в Бурятии существует древний ритуал, который настолько сильно отличает её от других шаманских культур, что не упомянуть о нём невозможно. Смысл этого ритуала - показать тот процесс, который проходит человек, когда становится шаманом. Ритуал, показывающий душевную трансформацию.

В Бурятии шаманом может стать только потомок шаманского рода.

По традиции бурятского народа, шаманом может стать только тот, у кого есть утху. Если перевести на русский - наследственные корни, шаманские предки. Ещё стоит добавить, что в бурятской традиции шаман всегда воспринимался и как избранник, и как мученик. Человек рождался с такой печатью и жил с нею всю жизнь. Известны всего лишь несколько историй, когда потомок шаманского рода отказывался от своего наследства.

На пути своего становления, будущий шаман должен был пройти очень длинный путь. Как духовный, так и телесный. Он должен был пройти целых девять посвящений, в конце которых он получал звание цельного или качественного. Перевод достаточно грубый, но при этом очень близкий. Обряд посвящения в шаманы, шанар , заключался в следующем. Сооружалась аллея из 27 берёз, но больше всего внимания уделялось дереву-матери и дереву-отцу.

На вершину первого устанавливалось гнездо, в которое клалось девять яиц. У основания дерева устанавливался символ Луны. Изображение Солнца устанавливалось на верхушке дерева-отца. Также большое внимание уделялось внутренней обстановке, помостам для омовения и подобным вещам. Сам посвящающийся должен одеться в традиционную одежду, включающую и доспехи.

Камлание шамана

Посвящение начиналось с камлания. Призыва духов-предков, которые должны определить достойность или недостойность претендента. Дальше будущему шаману передавался весь ритуальный инвентарь, кроме бубна. И обращаемый должен показать всё своё искусство. Он должен танцевать по постройке, забираться на берёзы, прыгать с одной на другую. Делать всё то, чему его учили долгие годы. Дабы впечатлить всех наблюдающих - как мёртвых, так и живых. Такое посвящение должно длиться несколько дней, оптимально - девять. Всё это время молодому шаману запрещается выходить из ритуального помещения. Еду и воду ему приносят. Лишь после этого он становился настоящим шаманом. Если, конечно, духи предков говорили, что он действительно достоин такой чести.

Хотя, учитывая веру в то, что шаман больше мученик, нельзя сказать, что его жизнь будет так уж счастлива. Но, тем не менее, она будет положена на благое дело, служение обществу и людям. Цель однозначно благородная. Ведь шаман - связное звено между миром духов и миром материальным. Он помогает людям исцеляться, обеспечивает духовное отдохновение и многое другое. Но за эти силы приходится расплачиваться, как и за любые другие. В случае с шаманом - его жизнь больше не принадлежит ему. Он до последней капли крови отдан на служение.

Шаманы Якутии

Шаманы Якутии - последователи шаманизма, на которых также стоит остановиться подробнее. Есть, конечно же, много других представителей из разных народов, про которых нужно бы рассказать широкому читателю. Это и тувинские шаманы, и традиции шаманизма в Хакасии, и Эвенки, шаманизм которых известен далеко за пределами Алтая. Но мы постараемся рассказать лишь о наиболее интересных аспектах шаманской традиции. Самое разительное отличие якутских шаманов от своих коллег из других народов - традиции захоронения, а также дух-зверь. Это не просто тотемное животное, а почти что материальный спутник, который сопровождает шамана всю его жизнь. И продолжает сопровождать после смерти.

В разных трактовках можно встретить разно упоминание о том, кто же такой этот дух-зверь. Некоторые говорят, что это - чисто умозрительное понятие, призванное показать внутреннюю сущность шамана. Его характер. Словно зверь - отображение его души. Это частично верно. Другая трактовка рассказывает, что дух-зверь - покровитель, дающийся шаману для защиты. Ведь он избранник духовного мира, а духовный мир всегда заботится о таких людях. Это тоже частично верно. А истина, как всегда, где-то посередине.

Обе трактовки верны и настоящее предназначение духа-зверя кроется в обеих. Он и отображение внутренней сущности шамана, которая проецируется на реальный мир, и мистический ангел-хранитель. Словно мир духов это яркая лампа, шаман - сложная картина на бумаге, а зверь - тот образ, который появится на столе, если направить одно на другое. Также, этот дух даёт шаману защиту от магического нападения со стороны других шаманов или злых потусторонних магических существ . Зверь играет роль источника силы, который в подходящий момент помогает преодолеть любую опасность. Так что его значение сложно переоценить.

Эвенкийский шаманизм

А что насчёт захоронений? Внимание стоит уделить как древним традициям шаманских захоронений, так и тем, которые появились относительно недавно. В древности шаманов хоронили в специальных сооружениях, которые назывались арангасами. Это - деревянные конструкции, которые крепились на стволы деревьев, высоко над землёй. Место выбирали в чаще леса, как можно дальше от дорог и человеческого жилья. В гроб к мертвецу клали все его ритуальные атрибуты. Кроме бубна. Бубен разламывали и вешали над могилой, чтобы он не достался чужому.

Довольно продолжительное время шаманизм находился в забвении, а люди утратили способность видеть духов природы. Но на некоторых территориях Сибири местному населению всё же удалось сохранить знания шаманских обрядов и веру в духов. Традиции потомственных шаманов сохранились на берегах Байкала, где живут шаманы, имеющие шаманский корень (утха) в пятом и даже девятом колене.

Характерная черта современного шаманизма, распространённого в Прибакалье - открытость. Шаманы делятся своими знаниями, общаются и демонстрируют всем желающим шаманские обряды.

Не смотря на запреты, из поколения в поколение передавили сибирские шаманы легенды и родословные предания, шаманские практики, возникшие в древности, искусство врачевания природными способами и травами, умение общаться с духами и входить в шаманское состояние, называемое "впустить онго".

Как и тысячи лет назад, современные шаманы безошибочно произносят шаманскую молитву "дурдалгу" и выполняют последовательность действий традиционных обрядов. Среди местного населения шаманы по-прежнему пользуются авторитетом, а бурятские семьи обращаются к ним за помощью, когда необходимо лечение. Они верят в душу и обращаются к шаману с просьбой вернуть её, если вдруг потеряют её в процессе жизни. Ведь без души человеку суждено прожить не более трёх лет, по утверждению шаманов. Современные шаманы очень часто образованные люди, которые пишут и издают книги, читают лекции, живут среди своего народа и пытаются решить его проблемы. На ряду с выполнением шаманских обрядов и общения с духами современный служитель культа ещё и хранитель установленных традиций. Только он может напомнить забывшим о древних обычаях предков, он приносит жертвоприношения духам местности и духам предков.

Один из современных представителей древнего рода шаманов Валентин Хагдаев. Он - практикующий ольхонский шаман из бурятского рода Буян, подрода Хагдай. В 2000 году он прошёл своё пятое посвящение "хэсэтэ боо", что в переводе означает "получивший бубен". В процессе посвящения неожиданно пошёл слепой дождь. Это явление было расценено стариками, как хорошее предзнаменование.

У Валентина Хагдаева, как истинного шамана, есть божественная отметина - тэнгерийн тэмдэг. С рождения у него на правой руке раздвоенный большой палец. Верховный шаман Монголии боо Цэрэн-зайрана считает, что с такими отметинами шаманы появляются один раз в сто лет, и таких шаманов с раздвоенной костью больше нигде в мире нет.

Валентин Хагдаев, кроме занятий шаманизмом, закончил аспирантуру в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН. Сейчас он дорабатывает до диссертации на кандидатскую степень свою опубликованную монографию "Шаманизм и мировые религии". Он знает наизусть много мифов, легенд своего народа и родовые предания. Может подробно рассказать практически о каждом памятном месте в Тажеранской степи. Только благодаря современным шаманам, таким, как Валентин Хагдаев, можно получить информацию о шаманизме и мире духов из первых рук. К тому же такая информация иногда мало совпадает с теми стереотипами, которые появились за последнее время в результате популяризации знаний о шаманизме западными гуру.

Например, В. Хагдаев в своей книге пишет о том, что в духовном мире важнее власти и богатства то, каким ты был человеком. В том мире ощущения пространства и времени исчезают. Тот мир бесформенный или имеет много форм - всё зависит от самого человека и богатства его воображения и сознания. Ощущения, которые возникают в том мире, трудно полностью передать словами. Там действительно становится легко и блаженно. Такие ощущения возникли у шамана во время первого путешествия, а возвращаться в своё тело было тяжело, трудно и больно.

Опровергнуть или доказать существование другой реальности и подлинности путешествий шаманов в другой мир невозможно. Труды Майкла Харнера, Мирча Элиаде и Карлоса Кастанеды сподвигли тысячи европейцев экспериментировать со своим сознанием. Авторитетные антропологи распространили по миру частные случаи вхождения в "шаманское состояние", которые кочуют из одной книги в другую. Поэтому возникла убеждённость в том, что каждый может повторить этот мистический опыт, а ведь эти эксперименты с психикой приводят к неоправданному риску. Возникшие стереотипы о том, что на той стороне реальности ждут духи-помощники и безмерная радость, могут и не оправдаться, не совпасть с объективно испытанными ощущениями. Некоторые шаманы, совершая свои путешествия, рассказывают о том, что другая реальность встречала их безразлично, а иногда и враждебно. Духовные сущности иногда не желают контактировать даже с шаманом. Поэтому знакомство с шаманскими практиками по книгам опасно.

К тому же такое постижение шаманских традиций не может считаться настоящим. Современные шаманы живут по традициям своих предков. Именно это отличает их от тех, кто занимается шаманизмом, как хобби.

Шаманизм существует уже очень много лет. По легенде, прародителем могущественного рода байкальских шаманов был орел, превратившийся в человека. Интересно то, что изначально деятельность каждого избранного была направлена только на свое племя. Однако сегодня ольхонские шаманы охотно помогают людям со всего света. Более того, настоящий шаман обязан выручить даже своего врага.

Такое предназначение нельзя выбрать, как профессию в университете. Чтобы стать шаманом, нужно иметь предков шаманов (онгонов) и получить особый знак свыше. Это может быть все что угодно: шестой палец на руке, внезапное видение, тяжелая болезнь. Отказаться от подобного дара тоже не получится - старейшины утверждают, что духи не позволят этого сделать.

Как правило, о своих способностях избранные узнают в период от 6 до 50 лет. Однако опытные шаманы говорят, что слишком молодой возраст не походит для такой деятельности. И даже в 30 лет у человека не хватит знаний, чтобы гарантированно помочь нуждающемуся. Поэтому оптимальным возрастом для проведения обрядов считается 50 и более лет. Но это совсем не значит, что среди молодых не бывает могущественных целителей.

У каждого шамана свой уровень мастерства (всего их 9) и определенные способности. Одни предсказывают будущее, другие лечат от различных болезней, снимают родовые проклятия или венец безбрачия. Шаманы высшего уровня могут даже взлетать.

Что такое шаманская болезнь

Такой загадочный недуг может проявляется по-разному. Бывает так, что человеку постоянно не везет, и он не может добиться успеха ни в карьере, ни в личной жизни. Или же будущий шаман сталкивается с тяжелой алкогольной зависимостью. Некоторые избранные поняли свое предназначение через сны или физическую болезнь. А для кого-то предки приготовили опасные испытания, угрожающие жизни.

Избранный должен стойко вынести все удары судьбы и никогда не падать духом. Ведь призвание обязывает шамана быть сильным и мудрым. Через такой сложный путь будущий шаман как бы перерождается, полностью меняя свою жизнь.

«Симптомы» этой специфической болезни исчезают только тогда, когда избранный принимает свой путь. Отказ от предназначения влечет за собой череду неприятностей как для самого человека, так и для его семьи.

Каково жить с таким даром

Быть настоящим шаманом - тяжелый труд. Это путь, который нельзя выбрать или изменить. Но, принимая свое истинное предназначение, избранные помогают многим людям жить в чистоте и гармонии.

Сегодня как никогда стали популярны туры и экскурсии, в программу которых включено посещение мест силы и проведение шаманских обрядов. Путешественники со всего мира приезжают на Байкал, чтобы обратиться к шаманам и получить ответы на интересующие вопросы.

По возможности шаманы помогают всем. При этом они никогда не станут просить деньги за услуги. Каждый посетитель дает столько, сколько может. Причем оплатой за помощь может быть все что угодно: сладости, спички и прочее.

Если шаман озвучивает вам определенную сумму за обряд, то это серьезный повод усомниться в нем.

Кстати, если вы считаете, что шаман - это отшельник, который обособлен от внешнего мира, то это совершенно не так. Многие современные шаманы пишут научные труды, изучают новости, сочиняют стихи или песни.

Как язычники относятся к церкви

Раньше на Ольхоне были только священные духи природы. Теперь же в этом месте стоит православная церковь, которую построили для местных жителей. Вопреки различным предположениям, шаманы совершенно спокойно относятся к такому явлению. Считая, что батюшка выполняет ту же работу, что и они - помогает людям. А значит, причин для разногласий быть не может.

В Прибайкалье живут представители нескольких конфессий: шаманизм, буддизм, православие. Со временем многие привыкли к таким различиям, и конфликтов на этой почве не возникает. Ведь каждый ищет свой путь.

Особенности одеяния шамана

Если вы видели, как выглядит настоящий шаман, то наверняка остались под впечатлением от такого необычного и эффектного наряда. Они носят костюмы из ярко-синей или, реже, зеленой ткани. Накидка, которая используется для проведения обрядов, называется нэмэргэ, а шапка - майхабша. Главное украшение на груди каждого шамана - зеркала для отражения негативной энергии. Они называются «толи».

Шаманы о туристах на Ольхоне

Мыс Бурхан всегда считался одним из самых загадочных и сакральных мест на Байкале. Его окрестности когда-то населяли небожители. Но сегодня шаманы говорят, что духи покинули это место. Старейшины связывают такое явление с тем, что многие туристы неуважительно относятся к местным святыням. Они посещают места силы не как гости, а как хозяева.

В средствах массовой информации Байкал значится как одно из самых сильных энергетических мест. Это привлекает множество туристов со всего мира, но далеко не все приезжие соблюдают правила поведения на святой земле.

Каждый путешественник обязан беречь и уважать природу и ни в коем случае не вредить ей. Об этом обязательно должны помнить все.