Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями.
Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.
Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля - обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п.
Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке).
Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось.
В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства.
Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:
1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;
2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.
Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).
Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:
1. Формальные, на основе права:
2. Неформальные у на основе морали:
Сущность социальных норм заключается в следующем:
Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:
Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:
Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.
Чаще всего основанием для деления социального контроля на различные виды является субъективность его осуществления. Субъектами здесь являются работники, администрация, общественные организации трудовых коллективов.
В зависимости от субъекта обычно различают следующие виды социального контроля:
1. Административный контроль. Осуществляют представители администрации предприятия, руководители различных уровней в соответствии с нормативными документами. Этот вид контроля называется также внешним, поскольку его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, находится вне этой системы. В организации подобное возможно благодаря управленческим отношениям, поэтому здесь внешним является контроль, осуществляемый администрацией.
Преимущества административного контроля обусловлены прежде всего тем, что он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, от контрольных функций, с другой -- способствует осуществлению этих функций на профессиональном уровне.
Недостатки административного контроля проявляются в том, что он не всегда может быть всеохватывающим и оперативным; вполне вероятна и его необъективность.
2. Общественный контроль. Осуществляется общественными организациями в рамках, предусмотренных уставами или положениями об их статусе. Эффективность общественного контроля обусловлена организованностью, структурированностью и сплоченностью соответствующих общественных организаций.
3. Групповой контроль. Это взаимный контроль членов коллектива. Различают групповой контроль формальный (рабочие собрания и конференции, производственные совещания) и неформальный (общее мнение в коллективе, коллективные настроения).
Взаимный контроль возникает тогда, когда носителями социально-контрольных функций оказываются субъекты организационно-трудовых отношений, имеющие одинаковый статус. Среди преимуществ взаимного контроля отмечают прежде всего простоту механизма надзора, поскольку нормальное или отклоняющееся поведение наблюдается непосредственно. Это не только обеспечивает относительно постоянный характер контрольных функций, но и снижает вероятность ошибок при нормативной оценке, связанных с искажением фактов в процессе получения информации.
Вместе с тем взаимный контроль также имеет недостатки. Прежде всего это субъективизм: если отношениям между людьми свойственны конкуренция, соперничество, то они, естественно, предрасположены несправедливо приписывать друг другу какие-то нарушения дисциплины, предубежденно оценивать организационно-трудовое поведение друг друга.
4. Самоконтроль. Представляет собой осознанное регулирование собственного трудового поведения на основе самооценок и оценок на соответствие существующим требованиям и нормам. Как видим, самоконтроль -- это специфический способ поведения субъекта организационно-трудовых отношений, при котором он самостоятельно (независимо от фактора внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам.
Основное преимущество самоконтроля -- ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, самоконтроль позволяет работнику ощутить свободу, самостоятельность, личную значимость.
Самоконтроль имеет два основных недостатка: каждый субъект в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, более либерален к себе, нежели к другим; самоконтроль в значительной мере случаен, т. е. плохо предсказуем и управляем, зависит от состояния субъекта как личности, проявляется только при таких его качествах, как сознательность и моральность.
В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).
В зависимости от характера осуществления социального контроля, выделяют следующие его типы.
1. Сплошной и избирательный. Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся характер, надзору и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений, все индивиды, входящие в организацию. При избирательном контроле его функции относительно ограничены, они распространяются только на самые значимые, заранее определенные, стороны трудового процесса.
3. Открытый и скрытый. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется состоянием осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях объекта контроля. Скрытый контроль осуществляется при помощи технических средств, либо через посредников.
Социальный контроль, его виды. Нормы и санкции. Девиантное(отклоняющееся) поведение
Социальный контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Социальные нормы
Социальные нормы - это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.
Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.
Нормы морали - неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.
К социальным нормам обычно относят:
групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
социальные обычаи (например, гостеприимства);
социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.
Социальная санкция
Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.
Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию.
Выделяют следующие механизмы социального контроля:
изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.
Виды санкций(виды социального контроля)
Формальные(официальные):
Негативные(наказания) - наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.
Позитивные(поощрения) - поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
Неформальные(неофициальные):
Негативные - осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
Позитивные - благодарность и одобрение неофициальных лиц - друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.
Типы социального контроля
Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля - формальный и неформальный.
Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах - законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.
Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.
В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания - смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.
Внутренний социальный контроль - самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой - в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.
Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.
Сознание человека - это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационализировать свое социальное поведение.
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.
В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.
Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
Девиантное поведение
Поддевиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой - социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном.
Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:
инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное - цель;
ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Некоторыепричины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям.
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.
Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни, получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.
Позитивные и негативные девиации
Девиации (отклонения), как правило, бываютнегативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны ипозитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство - признаки позитивных девиаций.
Негативные девиации делятся на два типа:
отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);
отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).
Урок 6 Социальный контроль
Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).
Ход урока:
І. Организационный момент
ІІ. Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.
Задание для определения темы урока.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.
Итак тема нашего урока «Социальный контроль»
Эпиграф
Совесть есть закон законов.
Альфонс де Ламартин (французский писатель и поэт, политический деятель.)
Какую же цель мы свами поставим?
Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.
ІІІ. Новый материал
Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течение урока видели его перед собой.
Проблемное задание:
Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?
План изучения нового материала:
1.Социальный контроль.
2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).
3.Формы контроля.
4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.
1. Социальный контроль.
Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, который сопровождает человека всю жизнь. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.
В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.
В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
- Каковы же функции социального контроля?
Во-первых, они способствуют социальной интеграции, т. е. сохранению сплоченности в обществе.
Во-вторых, служат своеобразным эталоном поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп.
В-третьих, способствуют контролю над отклоняющимся поведением.
В-четвертых, обеспечивают стабильность общества.
По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например уголовных или административных.
2. Элементы социального контроля (нормы и санкции).
Коментариии учителя к схеме
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.
Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив.
- Каким образом подобное происходит?
Во-первых, нормы - это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.
Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
- Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ?
Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.
А вот,Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.
Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут
Виды санкций
Наименование вида | Его сущность | Примеры |
Формальные позитивные санкции (Ф+) | публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) | правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др. |
Неформальные позитивные санкции (Н+) | публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций | дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка. |
Формальные негативные санкции (Ф-) | наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями | лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др. |
Неформальные негативные санкции (Н-) | Наказания, не предусмотренные официальными инстанциями | порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, анонимка. |
Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.
Примеры позитивных санкций | Позитивные санкции |
А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ» | 1) формальные |
Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег | 2) неформальные |
В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение | |
Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук |
|
Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты |
3. Формы контроля.
Комментарии учител ем схемы.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.
Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю
Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.
Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.
Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.
Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.
Проявления | Формы социального контроля |
А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых | 1) внутренний (самоконтроль) |
Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения | 2) внешний |
В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами | |
Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц |
|
Д) гласность оценок деятельности и поведения людей |
4. Способы реализации социального контроля в группе и обществе.
– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);
– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);
– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).
І V . Подведение итогов
- Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?
Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы
П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)
О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)
П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)
С – следствие (в результате делается вывод «В этой связи…»)
Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.
Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.
Сделаем вывод: Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
V . Закрепление
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальные нормысоставляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).
Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.
1) позитивные санкции 6) социальные нормы
2) самоконтроль 7) социальный контроль
3) честь 8) совесть
4) социальные санкции 9) негативные санкции
5) неформальные санкции
Ответ: 741928
V І. Рефлексия
Что хотели?
Чего достигли?
Как этого достигли?
V ІІ. Домашнее задание. Конспект
1. Понятие социального контроля
Иногда социологию определяют как науку о поведении людей, которое определяется культурными нормами. Одним из условий существования общества является предсказуемость (респектабельность) действий индивидов. Усвоение критериев правильности и понимание значений ожиданий представляется основной задачей социализации. Эта задача решается через специальные механизмы, обучающие индивида принимать те или иные социальные роли. Одним из главных факторов, определяющих успешность социализации, является эффективный контроль, осуществляемый обществом. Необходимость контроля со стороны общества обусловлена также пониманием невозможности идеальной социализации. Напряженность, порождаемая противоречием между побуждениями людей и принуждением со стороны общества, ослабляется или снимается полностью благодаря такому средству регуляции, как социальный контроль. Общественный характер ему сообщают коллективные усилия, источником которых могут явиться как отдельные группы, так и общество в целом.
Термин социальный контроль в научный оборот был введен французским социологом и криминологом Г. Тардом. Первоначально Тард занимался проблемой реабилитации преступников и рассматривал социальный контроль в контексте их возвращения к нормальной жизни. Затем он распространил данное понятие на все общество, интерпретируя его как один из главных факторов социализации личности.
Американские социологи Д. Росс и Э. Парк выдвинули свои теории социального контроля. Росс определял социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида с целью установления социального порядка, а Парк видел его назначение в том, чтобы обеспечить необходимое соотношение между социальными силами и человеческой природой. Парк предложил различать три формы социального контроля:
1) элементарные (главным образом предупредительные) санкции;
2) общественное мнение;
3) социальные институты.
Р.А. Лапьер выдвинул концепцию, в соответствии с которой социальный контроль - это средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидами культуры и ее трансляции. Таким образом, здесь социальный контроль также становится посредником между индивидом и социокультурной ситуацией. Лапьер выделяет три механизма, универсальных для всех типов обществ, обеспечивающих возможность осуществления социального контроля:
1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм);
2) экономические санкции (штраф, запугивание);
3) административные санкции.
Современные социологические теории, посвященные социальному контролю, предлагают несколько классификаций форм, методов и целей социального контроля. Их различие есть следствие сосуществования различных традиций и парадигм социологического анализа. Исходя из того, что социология имеет дело, прежде всего, с системами взаимодействия людей, правомерно задаться вопросом: что именно в структуре социальных систем обусловливает те виды поведения, которые мы наблюдаем?
Категория «социальный контроль» часто ассоциируется с применением силы, т.е. физическим контролем, который на самом деле является лишь частью сложного процесса. Участие в коллективных действиях вынуждают человека просто приспосабливаться к требованиям окружающих. Это обязывает его подавлять некоторые свои побуждения или направлять их в другие каналы, которые обычно не обусловлены биологической необходимостью, а также обязанностями перед другими участниками коллективных действий.
В данном случае речь идет о так называемых конвенциональных ролях, являющихся представлениями о поведении как о предписанном шаблоне, ожидаемом и требуемом от человека в данной ситуации исходя из его позиции в совместном действии. Выполняя роль покупателя в магазине, мы имеем право рассматривать и выбирать товары, задавать вопросы продавцу по поводу их качества и цены, но не имеем права уйти, не заплатив за покупку.
Таким образом, социальная интеграция и стабильность в обществе во многом зависят от стандартов устойчивости. Сохранение и воспроизводство отношений в рамках социальной системы возможно благодаря социальному контролю, который можно определить как особый механизм саморегуляции социальной системы посредством упорядочения взаимодействия ее элементов. Одним из главных его элементов является система норм.
2. Социальные нормы: природа, функции, типология
Социальная норма - это средство поведенческой ориентации отдельной личности или социальной группы. Кроме того, норма выступает и как средство внешнего контроля общества за действиями индивидов и целых групп. Нормативная регуляция поведения людей задает (предписывает, разрешает, запрещает) определенные формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Социальные нормы следует отличать от других видов норм, регулирующих человеческие поступки. К числу таковых относятся правовые, политические, религиозные, нравственные и др. Главное отличие собственно социальных норм от всех остальных состоит в том, что сферой их действия является сфера межиндивидуального взаимодействия, взаимодействия социальных структур и институтов.
Определяя цели, границы, условия и формы поведения в наиболее значимых областях социальной жизни, нормы могут быть рассмотрены как образцы (шаблоны), модели или программы реального поведения людей в повседневной деятельности. Социальная норма закрепляет типы поведения, которым соответствуют характерные для большинства социальных групп связи и отношения.
Если социальные нормы можно рассматривать как продукт познания и усвоения информации о наиболее рациональных формах поведения, то предпосылкой стремления к конформизму может стать осознание необходимости соблюдения норм как кратчайшего пути к полезному техническому и общественному результату.
Если же рассматривать социальные нормы как правила, требования к личности или как предписания, то необходимо заметить, что они закрепляются письменно (политические документы, законы, уставы, религиозные тексты, художественная литература) и устно (через мнения, взгляды, образцы поведения людей, которые передаются из поколения в поколение). Они воспроизводятся регулярно и массово и воплощаются в юридических законах, морали, этикете и пр.
Можно классифицировать социальные нормы исходя из масштаба их функционирования:
1) групповые привычки - нормы, существующие и возникающие исключительно в малых группах (компания друзей, рабочая бригада, спортивная команда);
2) общие правила - нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом (обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения).
Степень строгости соблюдения социальных норм также может явиться основой для их классификации. Если нарушение одних ведет к мягкому наказанию, то нарушение других - к наказанию жесткому.
Особо следует отметить функции, которые нормы выполняют в социетальной системе:
Нормы способствуют социализации личности;
Нормы способствуют интеграции индивидов в обществе;
Нормы осуществляют контроль над отклонениями в поведении;
Нормы выступают эталоном действия;
Нормы стимулируют конформистские настроения;
Нормы отражают сущность социальных отношений;
Нормы консервируют и репродуцируют ценности.
Кроме того, следует отметить, что нормы не просто фиксируют ценности, но и осуществляют определенную селекцию, отбирая наиболее значимые ориентиры социального развития.
3. Социальные санкции
Другим значимым элементом социального контроля являются санкции. Они представляют собой совокупность социальных поощрений и наказаний, способствующих следованию установившимся нормам. Общество побуждает своих членов к выполнению норм, воспитывая в них стремление к конформизму, который проявляется во внешнем согласии с общепринятыми правилами поведения, хотя внутренне индивид может не соглашаться с ними. Нормы без санкций останутся только призывами и пожеланиями, т.к. не осуществляют контроля сами по себе. Принуждение и поощрение повышает предсказуемость поведения людей. Это обусловлено всей системой социальных ожиданий, когда уяснение индивидом в процессе социализации норм и соответствующих санкций отчасти программирует индивидуальное целеполагание.
Социальные санкции можно рассматривать как нормы принуждения к соблюдению других норм. Во всех организованных группах существуют процедуры, с помощью которых поведение нарушителей приводится к норме.
Социальные санкции могут быть позитивными и негативными. Тем, кто оправдывает групповые экспектации (ожидания), оказывается уважение, их поощряют и воздают символические почести. Тех же, кто нарушает нормы, ждет насмешки, презрение или более серьезные наказания.
Социальные санкции различаются также по степени формализации. Такие высокоформальные процедуры, как церемонии почета, наказания или изгнания, свойственны наиболее стабильным ассоциациям. Данные процедуры способны существенно уменьшить число девиантных (отклоняющихся от нормы) поступков, но для большинства людей наиболее действенными являются менее формальные санкции. Замечая неодобрение, лицо, решившее нарушить какое-либо правило, часто останавливается. Наиболее эффективными оказываются насмешка, сплетня, отказ уважать право нарушителя и т.д.
Можно говорить о признанной власти, которая основывается на законе, традиции или личной преданности. Законная власть подразумевает твердое установление и координирование норм законом и подкрепление ее такими регуляторными институтами, как полиция (милиция), суд и тюрьма.
Традиционная власть связана с общим пониманием установленных правил, прочно укоренившихся в народных представлениях, которые принимаются как сами собой разумеющиеся, например, право матери наказывать своего ребенка ни у кого не вызывает сомнения, за исключением случаев необычайной жестокости.
Власть лидера признается благодаря его личным качествам. Уважение и восхищение порождают повиновение и послушание. Причины выбора такого лица могут быть различными, так как в каждой группе бытуют свои представления о том, кто должен нести основную ответственность за соблюдением норм.
Исходя из вышесказанного среди методов социального контроля следует различать формальные и неформальные. К формальным методам принято относить то, что в обыденном сознании ассоциируется с понятием официального. Обычно они входят в компетенцию правоохранительных органов и государственных служб, т.е. организаций, специально делегированных обществом для осуществления контроля. К неформальным методам относят все формы контроля, исходящие от индивидов и неформальных групп.
Таким образом, неформальные социальные санкции представляют собой приемы, посредством которых люди, знающие друг друга лично, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто с ними не считается. Наиболее распространенными неформальными санкциями являются жесты, выражающие неодобрение, сплетни, применение силы, изгнание из группы и др.
Соотношение формальных и неформальных, позитивных и негативных санкций формируют четыре типа их сочетаний:
Формальные позитивные, подразумевающие публичное одобрение со стороны формальных организаций: правительственные награды, государственные премии, стипендии, титулы, ученые степени и звания, возможность занимать высокие должности;
Неформальные позитивные, подразумевающие публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, общественное признание, аплодисменты, почет, лесть, лидерство;
Формальные негативные, подразумевающие публичное наказание, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, официальными предписаниями и распоряжениями: лишение гражданских прав, арест, тюремное заключение, штраф, понижение в должности и т.п.;
Неформальные негативные, подразумевающие наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицания, насмешка, издевка, отказ подать руку или прекращение отношений, недоброжелательный отзыв.
Требование выполнения обязанностей в интересах достижения коллективной цели есть прерогатива власти, которая сущ- ностно связана с институционализацией лидерства. Власть здесь понимается в связи с возможностями реализации собственного могущества, внеэкономического принуждения и т.п. Однако лидерство проявляется и в возможности управлять действиями и процессами посредством убеждения. Такое лидерство называют властью авторитета (authority) в противовес власти могущества (power). Оптимальный режим функционирования механизмов социального контроля требует сочетания двух названных типов лидерства. Главным средством достижения этого является выборная должность, создающая связь между убеждением и употреблением власти.
4. Самоконтроль
Наряду с внешним контролем важную роль играет самоконтроль, т.е. способность человека оценивать свои поступки и намерения, вводя систему внутренних запретов и поощрений. Низкий уровень развития самоконтроля у членов общества вынуждает институты социального контроля (армия, суд, государство) прибегать к усилению внешнего контроля. В таких условиях формальный контроль усиливается и приобретает все более жесткий характер, а это в конечном итоге тормозит развитие самоконтроля. Такой замкнутый круг вполне может создать условия для установления диктатуры. Исходя из этого стоит подробнее остановиться на явлении самоконтроля.
Причинами любого человеческого поступка становится одно или несколько предшествующих ему событий. Это может означать, что поведение человека может объясняться либо как реакция на стимулы внешней среды, либо в связи с потребностями как внутренними стимулами. Однако необходимо учитывать, что человек редко действует автоматически или стереотипно. Система стимулов, внешних и внутренних, не вызывает строго определенную реакцию. Многое из того, что человек делает, зависит от ситуации, в которой он оказывается.
Сознательное поведение является конструктивным и творческим. Это то, что формируется в результате ряда приспособлений к постоянно меняющемуся ситуативному окружению. Если люди не всегда могут контролировать свои импульсы, то многие из них они могут успешно сдерживать и не давать им выхода в открытом поведении. Различие между внутренними переживаниями и внешним поведением позволяет судить об эффективности самоконтроля. Образ пищи может спровоцировать человека на кражу, но, представив себе перспективу лишения свободы, он, скорее всего, откажется от этого действия. Таким образом, самоконтроль - это такой процесс, когда один импульс возникает, чтобы блокировать другой. Необходимо учитывать, что одну и ту же ситуацию разные люди интерпретируют по-разному. Поэтому реакции, возникающие у них, будут различаться в соответствии с характером данной личности.
Импульсы данного человека предсказать сложно, но его поведение можно предвидеть, ибо люди охотно подчиняются групповым стандартам (групповым привычкам). Таким образом, можно заключить, что, в сущности, самоконтроль - это социальный контроль.
Самоконтроль - это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя «со стороны». Для эффективного самоконтроля очень существенно восприятие собственного действия. Самым распространенным источником нарушения самоконтроля является чрезмерное напряжение и возбуждение. Образы самого себя обычно не включаются в такие моменты, и человек не помнит, что он делал, когда был «вне себя».
Способность осуществлять самоконтроль имеет индивидуальные различия. Некоторые люди легко расстраиваются и поэтому многие отзываются о них как об «истериках». Другие могут сохранять хладнокровие в любых экстремальных ситуациях и многие из них действуют в это время даже более эффективно.
Ухудшение самоконтроля может слишком дорого стоить человеку, поэтому многие люди стремятся его усилить преднамеренно. Некоторые прибегают к самообману: человек, склонный к неразумной трате денег умышленно носит с собой их ограниченную сумму. Наблюдаются формальные программы усиления самоконтроля, например такие, как кодекс чести. В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять в стандартизованных ситуациях по отношению к каждому из участников взаимодействия. Многие из этих норм настолько укоренились, что люди не могут позволить их нарушать даже наедине с собой.
5. Девиация: сущность, причины, значение
Социологи придают особое значение условиям стабильности при рассмотрении проблем интеграции социальных систем. Однако не менее важным является анализ процессов изменений, происходящих в обществе. Одним из источников перемен следует считать отклоняющееся поведение, отказ или невозможность следовать социальной норме.
В словарях и справочниках девиация (от лат. deviatio - отклонение) определяется как:
1) поступок или действие, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). В этом случае речь идет об индивидуальном поведенческом акте, причины которого объясняются главным образом с позиции психологии, педагогики, психиатрии;
2) исторически возникающее, присущее классовому обществу социальное явление, выражающееся в относительно распространенных массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам.
Данные феномены, служащие причиной дестабилизации и дезорганизации общества, а также его трансформации, не следует считать чем-то внешним по отношению к социуму, они присущи самой социальной системе и зачастую являются результатом взаимодействия ее частей.
Социальные нормы достаточно разнообразны и содержат в себе шаблоны не только индивидуальных, но и коллективных форм деятельности. Из этого следует, что отклонения от норм также разнообразны. Данное разнообразие значительно шире и глубже, нежели разнообразие самих социальных норм. Это объясняется тем, что нормы типичны, а отклонения всегда индивидуальны. Каждая норма может быть нарушена множеством различных способов. Поступки людей в сходных ситуациях могут быть совершенно непохожи друг на друга. Точно так же в юриспруденции Уголовный кодекс четко фиксирует признаки преступления, но сами преступления, если рассматривать их в их действительности, чрезвычайно разнообразны, как разнообразны и люди, их совершающие.
Соответствующее норме поведение, как и нарушающее ее, не являются единственно возможными типами социального действия. Многие виды поведения людей находятся за нормативно урегулированными сферами и не снабжены конкретными нормативными предписаниями. Общество, регламентирующее поведение людей в тех областях, где это необходимо, оставляет в других сферах возможность действовать по своему усмотрению и со значительно большей степенью свободы. В этом случае можно говорить о свободном творчестве, наиболее известным видом которого является художественное творчество. Процесс художественного творчества (как и любого иного) в принципе не может быть нормативным, его источником является спонтанность внутреннего мира человека, коренящаяся в экзистенциальных структурах его бытия.
Исследование девиации породило в социологии несколько различных подходов к объяснению причин и механизмов данного феномена.
Э. Дюркгейм для описания различных форм и типов девиации ввел обобщающее понятие аномии. Буквально «аномия» - это безнормность, т.е. отсутствие норм, их разрушение или исчезновение. Рассматривая определенные состояния социальных систем, которые мы называем кризисными, Дюркгейм обратил внимание на возникающий при этом эффект неопределенности социальных ожиданий (экспектаций). Данная неопределенность и порождает, - считал он, - наиболее распространенные типы отклонений. Социальная дезорганизация вызывается нестабильностью, внутренней противоречивостью или даже полным отсутствием ценностей, норм и социальных связей. Внешние причины такого положения могут быть различны, но реакция на данную ситуацию оказывается удивительно схожей - разрушение общественного порядка, деградация коллективного сознания.
Рассматривая девиацию через общую теорию личности, Дюр- кгейм полагал ее такой же естественной установкой, как и конформизм. Таким образом, любая возможная классификация отклоняющегося поведения задается системой социальных норм. Ведь норма и отклонение не существуют отдельно друг от друга.
Р. Мертон развил теорию аномии, определяя последнюю как возникновение несоответствия между целями, которые общество ставит перед своими членами и теми средствами, которые оно предлагает для их достижения. Результатом данной несогласованности может явиться как активное нарушение законов, так и пассивное сопротивление в виде апатии.
Рассматривая наиболее характерные поведенческие модели, Мертон квалифицирует их как различные типы социальной адаптации:
1) конформность (конформизм) - пожалуй, единственный тип недевиантного поведения, хотя некоторые социологи считают чрезмерно усердное следование ему еще одним проявлением отклонения от норм;
2) инновация - согласие с социально одобряемыми целями, но отрицание предлагаемых способов их достижения; «инноватор» использует новые, но незаконные средства достижения успеха;
3) ритуализм - отрицание целей, но согласие с социально одобряемыми средствами; фанатичная преданность делу, автоматическое следование усвоенным моделям и формам поведения превращают средства в цели;
4) ретреатизм - пассивное отрицание как социально одобряемых целей, так и предлагаемых средств их достижения; фактически эту форму девиации можно рассматривать как бегство от действительности, такое поведение свойственно маргиналам;
5) бунт - активное отрицание социально одобряемых целей и предлагаемых средств их достижения, его отличие от ретреатиз- ма - замена ныне действующих целей и средств новыми, формирование новой системы ценностей, идеологии.
Мертон показал, что вопреки бытующему мнению девиация не всегда является результатом негативного отношения к общепринятым стандартам. Кроме того, как уже отмечалось, девиантное поведение способствует развитию и совершенствованию социальных систем.
В рамках теории конфликта обозначено другое направление поиска причин девиации. А. Коэн усматривал истоки девиантного поведения в ориентации культурных образцов поведения на нормы другой культуры. Например, преступника можно рассматривать как носителя определенной субкультуры, конфликтной по отношению к нормам и ценностям доминирующей культуры.
Д. Миллер, занявший близкую позицию, рассматривал групповую преступность как субкультуру, присущую низшим слоям общества. В данной субкультуре наиболее ценятся такие качества, как риск, стремление к острым ощущениям, хитрость, выносливость, физическая сила и пр. В результате остальные члены общества, принадлежащие к более высоким слоям населения, воспринимают представителей этого слоя как девиантов.
Г. Беккер предложил концепцию, основанную не на анализе личности девианта и социокультурных факторов, способствующих девиации. В отличие от многих объяснений, в которых девианты рассматривались как «больные», Беккер предположил, что девиантное поведение обусловлено навязыванием влиятельными группами общества (семья, законодатели, врачи, учителя и пр.) определенных стандартов поведения. Анализ поведения человека, осуществляемый той или иной инстанцией, может привести к обвинению, т.е. приклеиванию ярлыка девианта. Данная теория называется теорией стигматизации (наклеивания ярлыков).
Различают первичную девиацию и девиацию вторичную. В первом случае общество снисходительно относится к тем, кто нарушает его нормы, во втором, когда общество ставит клеймо девианта, сам человек начинает считать себя девиантом и ведет себя в соответствии с этой ролью.
6. Виды социальных отклонений
Обобщая социальный опыт, можно выделить основные формы девиации: преступность, наркоманию, проституцию, суицид (самоубийство), гомосексуализм, азартные игры. Рассмотрим некоторые из них.
Преступность. Это наиболее опасная форма девиации. Дать четкое определение преступности очень сложно. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с тем, что преступность сложное и многомерное явление, зависящее от социокультурных, этнических и исторических контекстов. Одни и те же поступки могут квалифицироваться как преступления в одном обществе и считаться нормальными в другом.
В современной социологии превалируют взгляды на преступность как на Для разных государств и даже для разных периодов существования одного и того же государства круг деяний, признаваемых преступными, различен. Даже анализ динамики преступности в одной и той же стране за длительный период времени затруднен по причине постоянного изменения в уголовном законодательстве и объеме деяний, учитываемых уголовной статистикой. Система показателей уголовной статистики со временем также изменяется. Во многих современных государствах учет преступлений ведется по количеству арестов. При этом не учитываются побои, оскорбления и ряд преступлений против личности. Неучтенными остаются преступления в сфере экономики, в т.ч. подкуп чиновников, уклонение от уплаты налогов, теневая экономика.
По мнению Д. Судноу, все преступления делятся на совершенные, но не зарегистрированные и те, по которым заведены уголовные дела. Различные технологии, позволяющие рассчитывать латентную преступность, дают разные цифры. 80% (максимальная цифра) всех совершаемых преступлений остается незарегистри- рованными.
Описанное Дюркгеймом и Мертоном состояние аномии сводится к рассмотрению конфликта индивида с социальными нормами и ценностями или расцениванию своей жизни как неудавшейся. Это обстоятельство толкает некоторых из них на преступления. В современном обществе основной ценностью считается социальный успех. Исходя из этого можно предположить, что большинство людей, не достигших высокого социального статуса, власти или богатства, будут искать незаконные способы их достижения.
Искоренить преступность не удалось ни одному обществу. Иногда людям кажется, что в одних странах уровень преступности выше, а в других - ниже. Полагают, что это обусловлено более низким или более высоким среднестатистическим доходом на душу населения или более или менее эффективной деятельностью правоохранительных органов. Такое видение ситуации присуще дилетантам, оно способно породить ощущения безопасности или, наоборот, возросшей опасности. В действительности же, как показывают исследования, доля всех категорий преступников остается неизменной и колеблется в пределах 5,6 % от всего населения страны. Более того, многие социологи склонны полагать, что рост преступности пропорционален росту населения страны.
Ситуация резко меняется, когда общество переходит в нестационарное состояние и в нем происходят радикальные структурные перемены.
Общество должно отдавать себе отчет в том, что прежде законопослушные граждане встают на путь нарушения закона, наблюдая безнаказанность других преступников. Поэтому особое значение приобретает профилактика правонарушений, а также своевременное прогнозирование динамики прежних и проявления новых форм преступности. Однако в деле предупреждения преступлений не следует забывать, что главным средством удержать человека от правонарушения может быть не суровость наказания, а его неотвратимость. Как показывает практика, представления о суровости наказания зависят от степени морального и социокультурного развития общества и может варьироваться в самых широких пределах. Принцип же неотвратимости наказания, напротив, является абсолютным и максимально эффективным в организации борьбы с преступностью.
Наркомания - заболевание, выражающееся в психофизической зависимости от наркотических веществ, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Точное число лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, остается неизвестным. По некоторым оценкам они составляют от 1% до 3% всего населения страны. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - это молодежь до 30 лет. Значительная часть наркоманов не доживает до «зрелого возраста». В целом наркомания как устойчивое социальное явление представляет для общества несомненную опасность.
Наркомания как социальное явление может быть охарактеризована такими показателями, как распространенность, структура и способы употребления, социально-демографический состав потребителей, мода на тот или иной наркотик, формы социального контроля.
В 1912 г. в Гааге была принята первая конвенция о наркотиках, а затем еще ряд международно-правовых актов. Так начались попытки мирового сообщества противостоять употреблению и распространению наркотиков. В 20 - 30 годы ХХ в. появилась оценка наркомании как болезни. Однако эта болезнь рассматривалась как болезнь необычная, «порочная», связанная с условиями жизни, так как была широко распространена среди преступников, проституток, бродяг.
Если самоопьянение когда-то было элементом ритуальных действий, то в современном обществе наркомания превратилась в социальное зло, так как стала занятием самоценным, а не попутным. Новая социальная реальность порождает не только прием наркотиков ради самих наркотиков, но и особый микроклимат в группах, практикующих это. Как правило, в таких группах интерес каждого усиливается в среде себе подобных. Наркотическая субкультура, как всякая субкультура, стремится к воспроизводству и расширению. Но никакие факторы и жизненные ситуации фатально не предопределяют заболевание наркоманией. Человек всегда имеет возможность выбирать образ действий, который не нарушает правовые и нравственные нормы.
Борьба с этим отклонением далеко не всегда приводит к желаемому результату. Зачастую общество сталкивается с тем, что репрессии лишь увеличивают социальное отчуждение между субкультурой наркоманов и здоровым большинством, что делает невозможной их последующую реабилитацию и возвращение к нормальной жизни. Эта субкультура представляет собой систему ролей и связей между самими наркоманами и поставщиками наркотических средств, которые принадлежат к иной субкультуре. В данном случае можно говорить о целой системе выживания, черты и функции которой могут быть представлены следующим образом:
1. идеология оправдания пристрастия к наркотикам;
2. воспроизводство сообщества за счет притока новых членов;
3. защитные связи, включающие в себя социальные жесты и жаргон; солидарность собратьев по зависимости;
4. своеобразная картина мира и система ценностей.
Общество относится к наркоманам как к преступникам. Такое отношение делает их мир закрытым. Образ жизни людей, становящихся наркоманами, меняется и становится враждебным для общества.
Лечение наркоманов осложняется рядом обстоятельств. Одно из таких обстоятельств - вопрос о выборе места лечения. Когда наркоманы собираются вместе, будь то обычная больница или специализированная клиника, они думают и говорят только о наркотиках. Поэтому имеет смысл стремиться изолировать наркомана от прежнего окружения и лечить его в стационаре. Распространенным является мнение о том, что наркомания неизлечима. Второе обстоятельство - вопрос о целесообразности принудительного лечения наркоманов. Многие считают, что оно бесполезно, т.к. пациент превращается в заключенного, а излечиться могут лишь те, кто сам без принуждения признал необходимость новой жизни. И, наконец, возникает вопрос о том, допустимо ли использование наркотиков в процессе лечения от наркотической зависимости. На Западе все большее распространение приобретают взгляды о допустимости подобной практики.
Алкоголизм. Алкоголизм (с 1979 г., по Международной классификации болезней, - «синдром алкогольной зависимости») - заболевание, развивающееся в результате пьянства, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к психической и социальной деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов, нервной системы. К девиантному поведению относят пьянство и алкоголизм, а разумное потребление алкоголя - нет.
Злоупотребление алкоголем, или пьянство, влечет противоправное поведение, нарушающее нормальную жизнь окружающих, становится привычкой, неотъемлемой чертой образа жизни пьяницы.
Наука довольно скоро перешла от изучения медицинских проблем алкоголизма к широкому социологическому анализу этого явления. К социальным факторам, способствующим алкоголизации населения, принято относить нищету, безработицу, налоговое бремя (там, где выше налоги, там выше уровень употребления алкоголя), неблагополучную семью, личные трагедии, отсутствие организованного досуга (особенно у молодежи), психические расстройства, неудовлетворенность в профессиональной деятельности, принадлежность к низшим слоям общества и пр.
Историко-статистический анализ состояния потребления алкоголя российским обществом на протяжении почти двух веков показывает устойчивую и воспроизводимую связь уровней алкоголизации населения и периодов нарастания системных кризисных явлений в стране. Четыре таких периода нашли свое отражение в отмене крепостного права, Октябрьском перевороте, «оттепели» и «перестройке» и сопровождались ростом пьянства. С одной стороны, пьянство выступает как проявление т.н. социетального беспокойства, результатом которого и являются социально-политические изменения. С другой стороны, сами социальные изменения порождают стресс, реакцией на преодоление которого выступает алкоголизация населения. Радикальным социальным изменениям в России всегда соответствовало ужесточение мер социального контроля алкоголизма. Однако результаты анализа свидетельствуют о низкой эффективности этого контроля вне зависимости от жестокости проводимой уголовной политики. Несмотря на наметившуюся после алкогольного пика 1980-1988 годов тенденцию к снижению потребления алкоголя, неуклонный рост медицинских и социальных последствий алкоголизации продолжается.
В истории борьбы общества с алкоголизмом можно выделить два направления. Первое из них подразумевает ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Второе направление предлагает решение проблемы в уменьшении потребности в алкоголе, улучшении социальных и экономических условий жизни, в росте общей культуры и духовности, распространении спокойной и взвешенной информации о вреде алкоголя, а также в формировании у населения безалкогольных стереотипов поведения.
Практика введения «сухого закона» в ряде стран, в том числе и в России, не достигла желаемого результата, поскольку свободная продажа алкоголя не является единственной причиной алкоголизации. Преодоление пьянства возможно лишь при условии учета экономических, политических, социальных, культурных, психологических, демографических, юридических и медицинских аспектов данной проблемы.