Статистика предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Виды льгот по уплате таможенных платежей. Снижение таможенных тарифов

29.03.2022
  1. Не платят налог при провозе вещей персонального использования в страны ТС беженцам и переселенцам.
  2. Вещи должны быть куплены до присвоения особого статуса или до даты приезда в РФ.
  3. При возвращении с временного пребывания за рубежом пунктом 5 Приложения 3 граждане РФ не платят пошлины, если вещи, которые они провозят – предметы личного пользования и их общая стоимость не превышает в рублях 5000 евро.

Получившим наследство за рубежом гражданам даются освобождения в том случае, если наследственное имущество имеет свидетельство. В случае обратного ввоза ранее вывезенных товаров, они не облагаются пошлиной, если находятся в первоначальном состоянии. При обращении к услугам перевозчика для лица, не посещавшего иностранное государство, госпошлина не уплачивается на тот товар, который весит меньше 31 килограмма, сумма в рублях не превышает 1000 евро.

Льготы и преференции Таможенного Союза

Таможенный союз - соглашение между странами об открытии государственных границ с целью обмена товарами и услугами, ресурсами и рабочей силой без уплаты таможенных пошлин. В некотором смысле несколько государств объединяются в единую экономическую зону с общими механизмами и инструментами управления бизнесом и торговлей. В мировой практике насчитывают десятки примеров подобных союзов. Россия ныне также состоит в Таможенном союзе с Казахстаном и Беларусью.

Классификатор льгот по уплате таможенных платежей предусматривает 3 вида договорных отношений:

  • льготы;
  • преференции;
  • другие льготные таможенные процедуры.

Таможенные льготы и преференции в соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» предоставляются РФ по решению Правительства. Это касается случаев ввозимых и вывозимых товаров.

Товары, ввозимые по льготам (то есть без оплаты таможенной пошлины), всегда имеют целевое назначение и предусмотрены Решением Комиссии Таможенного Союза либо Соглашением между странами Союза.

Особенности предоставления преференций зависят от страны-импортера. Развивающиеся страны оплачивают 75% стоимости от таможенной тарифной ставки, наименее развивающиеся страны (которые в приоритетном большинстве и значительно ощущают влияние льгот) пользуются нулевой ставкой. Соответствующее деление стран осуществляется на основе Решения Комиссии Таможенного союза № 130 .

Также тарифные льготы в Таможенном союзе получают благодаря другому виду таможенных процедур:

  • временный ввоз или допуск – импортируемые товары используются на территории ввоза за определенный срок. Это дает право не платить пошлину целиком либо частично (Решения Комиссии Таможенного союза № 331 и №375).
  • Специальная таможенная процедура – определяет перечень товаров, которые могут быть ввезены на особых условиях, Решением Комиссии № 329.
  • Таможенная процедура свободной таможенной зоны – регулирует льготы на территориях специфических экономических зон.
  • Таможенная процедура свободного склада – предусматривает использование товара без выплаты таможенной пошлины и отсутствия нетарифного регулирования.

Документы, необходимые для оформления таможенной льготы

Список документов зависит от вида объекта декларации и статуса того лица, кому предоставляется льгота:

  • при ввозе наследства – документ, подтверждающий его законное получение;
  • при ввозе личного имущества переселенцами и возвращении лица с места временного проживания – подтверждение даты их приобретения и стоимости;
  • для подтверждения доли в уставном капитале – учредительные документы юридического лица;
  • при освобождении от акциза – декларация;
  • документация о производителе продукции, сертификаты на товар;
  • документы беженца или переселенца, дипломатического представителя.

Осуществлена отмена льгот в 2015 году для граждан Украины. Теперь для них действуют нормы, как и для прочих граждан стран с безвизовым режимом. С 1 апреля 2016 года произойдет отмена таможенных пошлин для предприятий Калининграда.

Заключение

  1. Льготы предоставляются на основании Таможенного Кодекса.
  2. Льготы распространяются только на товары, ввозимые из других стран.
  3. Скидки по таможенным платежам устанавливаются на товары стран, имеющие договоренности с Россией.
  4. Льготы по НДС на товары описаны в Налоговом Кодексе.
  5. За определенные товары пошлин не уплачиваются.

Таможня – орган государственного контроля, ставящий перед собой задачу по поддержанию качества транспортирования (импорта и экспорта) материальных объектов торгового оборота. К их числу относятся производственные материалы, транспорт, вещи бытового и хозяйственного обихода, атрибуты старины, животные, иные предметы, имеющие финансовую стоимость. Как и во всех сферах профессиональной деятельности, при реализации контролирующей задачи по ввозимому имуществу на территорию России и продукции, вывозимой из Российской Федерации, устанавливаются таможенные льготы.

Понятие и виды

Под льготными обстоятельствами в ведении таможенного контроля (наблюдения за законностью перевозки грузов, отсутствием нарушений по правилам транспортировки) понимают наличие привилегий, распространяющихся на отдельные виды продукции и транспорта в качестве освобождений от выплаты денежных сумм по налогам и сборам, пошлинам. Типы льгот, действующих на территории страны, описаны в статье 49 ТК ЕЭС .

Таможенная льгота имеет несколько типов:

  • преимущества, использующиеся во время ввоза вещей граждан или продукции;
  • привилегии, применяющиеся в случае вывоза через границу;
  • льготные условия по налоговым платежам;
  • снятие обязательств по внесению выплат по сборам (тарифные преференции).

Под тарифными преференциями предполагаются особые условия в виде предоставления возможности неуплаты пошлин, уменьшения их ставок либо возврата ранее произведенных платежей. Они предоставляются в процессе торговых и экономических отношений с другими странами. Наиболее распространенной ситуацией является полное освобождение от выплат, в частичной форме практикуется при временном перемещении продукции. Возврат денежных средств считается методом стимулирования функции экспорта. Когда производитель реализует успешную продажу своего продукта и вывоз в другие государства, ему возмещается налог на добавленную стоимость.

При желании оформления налоговых льгот, необходимо пользоваться статьей 150 НК . В ней описаны типы продукции, не облагающиеся налогом.

Сборы, применяемые при вывозе и ввозе объектов, предполагают взимание денежных средств за проведение данных процедур. В этих случаях преимущества действуют только на определенные типы товаров.

Таможенные платежи

Российским законодательством установлен список таможенных платежей, которые подлежат взносу согласно Решению Совета Глав государств СНГ, действующему с 10 февраля 1995 года . Статья 103 этого нормативно-правового акта регламентирует перечень сборов, обязательных для уплаты при проведении мероприятий по транспортировке материальных вещей в порядке импорта и экспорта.

К ним относятся:

  • акцизы;
  • пошлины на таможне;
  • налог на добавленную стоимость продукта;
  • за оформление, выдачу и продление лицензионных документов;
  • за оформление, выдачу и продление квалификационных аттестатов;
  • за хранение вещей;
  • за оформление документов при мероприятиях по перемещению через границу;
  • консультационные и информационные услуги;
  • предварительные решения по рассматриваемым вопросам;
  • участие в аукционах;
  • другие выплаты.

Рассматривая этот список, можно сделать вывод, что льгота по уплате таможенных платежей распространяется не на все пункты из выше представленных. Внимание акцентируется только на налогах, пошлинах. За все остальные услуги гражданам приходится платить в полном объеме.

Льготные условия при оформлении и контроле на границе

Таможенные привилегии такого плана чаще всего касаются процедуры по импорту транспорта и продукции. Они применяются к следующим категориям граждан:

  • лицам, приехавшим из других стран;
  • курьерам из посольств и консульств;
  • представителям иностранных делегаций;
  • межправительственным обществам, представительствам стран и их сотрудникам;
  • государственным представителям, членам дипперсонала, которые осуществляют процесс по транзиту продуктов.

Льготные условия выражаются в отсутствии таких мероприятий:

  • почта и консульская вализа, переданная на официальном уровне, не подлежит вскрытию и досмотру;
  • досмотр личного характера при пересечении границ страны.

ВНИМАНИЕ! На досмотр корреспонденции имеют право люди, проводящие таможенные контроль в случае возникновения подозрения, основанного на предположении, что в конвертах присутствуют материалы не только официальной переписки. На проведение такой процедуры имеют право не сотрудники таможни, а компетентные специалисты, являющиеся представителями прибывшей территории.

Эти привилегии действуют только относительно лиц, приехавших из зарубежья.

Льготы по взносу платежей на таможне

Льгота по уплате таможенных сборов предоставляется согласно главе VI (стати 35, 36) ФЗ под номером 5003-1, регулирующем порядок действия таможенных тарифов в форме снятия обязательств с иностранных представителей по взносам, уменьшению сборов, квотированию.

Они вводятся в виде таких мероприятий как полное освобождение от уплаты таможенных платежей, уменьшение их размеров и определения квоты.

Освобождению от уплаты таможенных платежей подлежат:

  • товары, экспортирующиеся заграницу, направленные на обеспечение задач по снабжению, топливу, снаряжению, продовольствию судами, в том числе находящимися в аренде у граждан России, занимающихся рыболовством;
  • продукты, запланированные для экспорта в качестве гуманитарной помощи при ликвидации катастроф и аварий, стихийных бедствий, а также в целях благотворительности для других государств, не являющихся странами таможенного союза;
  • продукция, вывозимая заграницу, необходимая для сотрудничества с другими странами в области исследования космических пространств и удовлетворения потребностей, связанных с этой сферой (за исключением акцизов);
  • товары, подлежащие вывозу по соглашениям, предполагающим раздел продукции между государствами.

Процесс снятия платежных таможенных обязательств реализуется только по решению Правительства РФ.

Преимущества по освобождению или установлению пониженных ставок предоставляются:

  • продукции, направленной на вывоз, в целях постройки объектов для налаживания инвестиционного сотрудничества со странами зарубежья, что регламентировано международными договорами;
  • имуществу, которое необходимо экспортировать для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполнения качественных работ и оказания услуг в соответствии с этими целями.

Кроме того, в рамках регулирования экспорта имущественных объектов действует установление квот. При ее установлении, другие государства могут ввозить свои продукты по сниженной ставке определенный период времени. Размер и механизм применения этих ставок определяется международной комиссией в отношении каждой страны, желающей экспортировать товары в РФ.

Отсутствие обязательств по оплате пошлин на таможне

Льгота по уплате таможенных пошлин реализуется относительно предметов, подлежащих перемещению за пределы госрубежа. Действие этого механизма основывается на статье 109 Решения Совета Глав государств СНГ, действующего с 10 февраля 1995 года . Она говорит о том, что не платить пошлину можно относительно следующих товаров:

  • транспорта, реализующего перевозки между странами как пассажирские, так и грузовые. Кроме того, не нужно делать таможенные взносы за предметы, необходимые для снаряжения, снабжения, топлива и продовольствия во время транспортировки, их нормальной работы и предупреждения аварийных ситуаций;
  • товары, направленные на обеспечение снабжением, топливом, снаряжением, продовольствием, вывозимые российскими судами, а также находящимися в аренде со стороны граждан России, осуществляющих морской промысел;
  • предметы, которые подлежат ввозу или вывозу, необходимые для личного пользования иностранных и гражданских лиц, согласно международным договорам между странами;
  • иностранную и национальную валюту, ценные бумаги, кроме экспонатов, использующихся в нумизматических целях;
  • имущественные объекты, которые после доставки будут оформляться в собственность государства;
  • продукты, запланированные для экспорта и импорта в качестве гуманитарной помощи при ликвидации катастроф и аварий, стихийных бедствий, а также книг и учебных пособий, предназначенных для дошкольных, школьных и лечебных организаций;
  • товары, используемые в целях благотворительности, которая реализуется на безвозмездной основе для других государств, правительств, включая функцию технического содействия;
  • транспорт и продукцию, на которую установлены льготы нормативно-правовыми актами национального законодательства.

ВНИМАНИЕ! На все остальные виды в полном объеме установлены пошлины, уплата которых производится при наличии залога, что является гарантией своевременного взноса денежных средств.

Льготные условия по налоговым платежам

На территории страны для стимулирования начинаний организаций по экспорту действуют определенные льготные таможенные условия, направленные на исключение взимания сборов на налог на добавленную стоимость. Статья 150 НК предполагает виды имущества, находящиеся в зоне действия льгот:

  • продукция, ввозящаяся в виде безвозмездной помощи, исключаются акцизные товары;
  • товары медицинского характера как зарубежного, так и отечественного производства (протезы и ортопедические изделия, материалы для их изготовления, средства, используемые для профилактики и реабилитационных мероприятий инвалидов, корригирующие очки, оправ для них и линзы для коррекции зрения);
  • сырье для изготовления лекарственных средств иммунобиологической тематики, которые используются для диагностирования, организации лечебного процесса и профилактики заболеваний инфекционного характера;
  • ценности культурной сферы, приобретенные организациями на государственном или муниципальном уровне, а также полученные в дар;
  • печатные издания и произведения кинематографа, переданные другими государствами на федеральном и региональном уровнях в целях обмена;
  • продукты с/х деятельности, полученные в ходе реализации права РФ на землепользование участками, которые расположены в иностранном государстве и предоставлены международным договором;
  • технологическое оборудование, аналоги которого не изготавливаются в России;
  • природные алмазы, ранее не обработанные;
  • продукция, необходимая для использования специалистами посольств, дипломатических обществ, представительств, а также пользования их персоналом, при этом вещи должны использоваться при осуществлении соответствующей деятельности, поскольку если сотрудник посольства в отпуске, он не сможет приобщить право на льготу;
  • банкноты, российские и иностранные валюты (в исключение входят коллекционные экспонаты, ценные бумаги – облигации, акции, сертификаты, векселя);
  • товары, полученные рыболовецкими предприятиями в результате морского промысла;
  • суда, которые необходимо зарегистрировать в международном реестре в связи с принадлежностью к РФ;
  • продукция, применимая для исследования космических пространств и удовлетворения потребностей, связанных с этой сферой (за исключением акцизов);
  • лекарственные препараты, не зарегистрированные официальным способом, для организации медицинского вмешательства по показаниям пациентов, нуждающихся в нем. В этот раздел также входят стволовые клетки и костные мозг, подготавливаемые для трансплантации;
  • материалы, нужные для реализации научных исследований, не производимые в России;
  • живые животные, а также их семенные образцы, указанные в номенклатуре Решения СЭК № 54 от 2012 года .

На пункты данного перечня не распространяются платежи, уплачиваемые в государственный бюджет в качестве налогов.

Таможенное законодательство четко регулирует основные моменты предоставления льгот, преимуществ и преференций, что выгодно сказывается на внутренней экономике и внешних экономическо-политических связях со странами-сотрудниками.

1.1 Понятие таможенной льготы по уплате таможенных платежей и их виды

Таможенное законодательство предусматривает предоставление преимуществ, обусловленных: особенностями таможенного оформления товаров; особенностями осуществления таможенными органами контрольных функций (статья 386 ТК РФ).

Таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств это исчерпывающий перечень таможенно-правовых институтов, в которых встречаются конкретные виды таможенных льгот. Такими критериями могут выступать, например, страна происхождения товаров, таможенный режим или специальная таможенная процедура.

На практике таможенные льготы могут проявлять себя не только по отдельности (в конкретных таможенно-правовых институтах), но и одновременно, например, при освобождении от таможенного досмотра международных почтовых отправлений, стоимость которых не предполагает уплату ввозных таможенных платежей.

Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю;

Льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.). К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся: полезные ископаемые; живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране); растительная продукция; продукция морского промысла; товары, произведенные из этой продукции.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран - пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ. Эти страны подразделяются на две группы: наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами; развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере от базовой ставки. 75%

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара. февраля

Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

1.2 Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины

Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований: ввозимые товары не являются подакцизными; ввозимые товары относятся к основным производственным фондам; товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала коммерческой организации.

Тарифные преимущества регулируются ФЗ РФ «О таможенном тарифе». Используются в виде разрешения не оплачивать налог, уменьшенного размера или установления квоты в отношении следующих позиций:

· производимых в странах, которые образуют совместно с Россией зону торговли свободного вида или ТС;

· производимых в развивающихся ставка 0,75 и мало развитых государствах ставка 0, которые используют систему преференций.

Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин

Понятие пошлины на вывоз или провоз продукции предусмотрено при таможенном оформлении . Вывозная (экспортная) сумма налога взимается при пересечении границы, но используется редко. Широко применимы ввозные (импортные) пошлины. Льготы при уплате предусмотрены при ввозе чего-либо из развивающихся г осударств – полное освобождение. Никогда не уплачивают пошлину за предметы, которые отвечают некоторым требованиям относительно целевого назначения или страны-изготовителя. Освобождаются также лица при ввозе авто, которое участвует в международных перевозках, предметов техснабжения, снаряжения, ГСМ для функционирования указанного транспорта. Если таковое оборудование и материалы вывозятся за границу для обслуживания российского транспорта на территории иностранного государства, пошлина не взимается. Не облагается пошлиной:

· продукция морского дела, добытая гражданами России;

· личные вещи представителей зарубежных стран;

· иностранная и национальная валюта;

· гуманитарная помощь;

· транзитная продукция;

· оборудование, материалы для проведения социально-экономических программ;

· пожарно-технические изделия;

· товары, ввозимые по договору лизинга.

Льготы по уплате иных таможенных платежей (НДС, акцизы, таможенные сборы)

В отношении уплаты НДС (налога на добавленную стоимость) существует возможность освобождения только при соблюдении сроков провоза продукции. Согласно 150 статье НК РФ, она действует в отношении следующих позиций:

· на техоборудование, комплектующие и запчасти, которые выступает взносом в капитал юрлиц;

· на медтехнику, если её комплектность соответствует удостоверению Росздравнадзора. НДС 10% установлен для:

· книжной продукции образовательного и научного характера;

· лекарственных препаратов;

· предметов лечебного назначения;

· товаров продовольственного и детского назначения.

Акциз – налог общегосударственного характера, которым облагаются в основном предметы потребления, ввозимые из-за рубежа. Налог разрешено не уплачивать на:

· гуманитарные грузы;

· вещи, которые предоставляются стране в случае отказа от них декларанта;

· комплектные объекты, а не запчасти и приспособления;

· личные вещи иностранных представителей-дипломатов;

· предметы, сумма которых не более 100 евро в переводе на нацвалюту.

Таможенный сбор – платёж за проведение таможенных манипуляций. Дкларация в эл форме – 0,75 ставка Взимается налог за предметы, вещей персонального владения, транспорта, наследия. Декларант для получения освобождения должен в декларации обозначить статус ввозимого имущества в качестве личного взноса в общее имущество юрлица и предоставить документально подтверждение – учредительную документацию, в которой оговорен порядок внесения доли в общее имущество организации именно этих товаров.