Учебный предмет астрономия. Почему отменена астрономия в школах

22.09.2019

Среднее общее образование

Линия УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова. Астрономия (11)

Астрономия в школе: 5 актуальных вопросов

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Минобрнауки России вводит в число обязательных предметов образовательной программы среднего общего образования курс «Астрономия» с нового учебного года (2017/2018).

В своем выступлении на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула: «Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного - астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно. Никаких часовых изменений не происходит» ().

Замечательный весенний праздник, который носит название Международный женский день , или, просто и коротко "8 марта ", отмечают во многих странах мира.

В России 8 марта - официальный праздничный день, дополнительный выходной .

Вообще, в нашей стране эта дата была объявлена праздничной с момента повсеместного установления советской власти, а спустя пол века стала еще и выходным днем. В СССР празднование во многом носило политический контекст, поскольку исторически событие, в честь которого был установлен праздник, являлось важным днем в борьбе рабочих за свои права. А также именно 8 марта 1917 года (по старому стилю, по новому - 23 февраля 1917) с забастовки работниц питерских мануфактур, в которую переросло празднование Международного женского дня, началась Февральская революция.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее - в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике. Фото petrsu.ru

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов - регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года - такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого - этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие - не только дети, но и взрослые - на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело - кто будет преподавать? - говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ , каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор - Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых - это решит Министерство образования Татарстана, - говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли - все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, - говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами - из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, - говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», - говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире - запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, - говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта - изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Дарья Турцева

Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила о том, что принято решение вернуть в российские школы такой предмет, как «Астрономия» уже в 2017-2018 учебном году. Мотивировали изменение программы тем, что дети, завершая один из важнейших этапов обучения, покидают школьные стены без фундаментальных познаний о том, как устроена Солнечная система, что является недопустимым в XXI веке.

Директор московского центра образования Евгений Ямбург рассказал журналистам:

«Согласно социологическим исследованиям, 60% подростков уверены, что именно Солнце вращается вокруг Земли. Нет необходимости перегружать учеников сложными понятиями, но они должны иметь общекультурные представление о космосе и вселенной».

На протяжении многих лет курс «Астрономия» был обязательным для учеников 11 класса и входил в инвариантную составляющую школьной программы. На изучение предмета отводился 1 час в неделю, а читать Астрономию имели право учителя физики.

С 2008 года в результате реформ предмет убрали из программы, внеся астрономические понятия в курс общей физики. Стоит заметить, что перекраивание программы также привело к уменьшению часов на преподавание физики. Вместо 4 часов в программе стандарта остались только 2, что, по мнению многих учителей, не могло не отразиться на качестве знаний учащихся.

Предмет «Астрономия» в 2017-2018 учебном году

На первый взгляд введение астрономии в школах России уже в 2017-2018 учебном году – новость хорошая. Многие учителя и родители считают, что нет ничего плохого в том, что дети получат возможность открыть для себя увлекательный мир звезд. Но, какой будет реализация этой замечательной инициативы?

Отталкиваясь от поправок, внесенных в ФГОС Министерством образования, можно утверждать, что 2017-2018 учебный год не преподнесет на чуда и Астрономия в школе появится в том же виде, в котором она преподавался до 2008 года. Это значит, что:

  • предмет будут изучать в 11 классе;
  • на освоение предложенного объема выделят 36 часов (1 урок в неделю);
  • преподавать астрономию будут все те же учителя физики.

Но, есть и ряд не очень приятных известий.

  1. Разделив курсы «Физика» и «Астрономия», необходимое количество часов в 2017-2018 году на изучение нового предмета предложено выделить путем урезания количества уроков физики (а теперь вспомним, что речь об 11 классе). Таким образом, ученики, решившие сдавать ЕГЭ по физике, окажутся, мягко говоря, в затруднительном положении.
  2. Качество преподавания. Ни для кого не секрет, что материально-техническая база среднестатистической школы не позволяет в полной мере преподнести ученикам предмет на современном уровне. Более того, единицы школ смогут позволить себе астронома на должности учителя, тогда как среднестатистические учителя физики не имеют глубоких познаний в данной области.
  3. О выпуске новых учебников речь не идет. Исходя из заявления Васильевой, детям будет предложено учиться по старым книгам, которые еще хранятся в школьных библиотеках.

Исследования и мнения ученых подтверждают, что Астрономия как предмет в школе действительно нужна, но в таком ли формате, как это предлагается в 2017-2018 году и с какого класса начинать знакомить учеников со звездами – предмет жарких дискуссий.

Многие учителя физики едины во мнении, что ознакомительный курс «Астрономия» разумнее было бы ввести в 7-8 классе, адаптировав программу к возрастным особенностям учеников, не забирая такие важные часы у выпускников, все силы которых сконцентрированы на определенных предметах, необходимых для успешного вступления в ВУЗы.

Программа 11 класса по Астрономии на 2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году ученикам 11-х классов школ без углубленного изучения физики предстоит освоить такие темы, как:

  1. Введение в астрономию. Тема раскроет суть предмета, ознакомит учащихся со специальным оборудованием, понятием небесных координат и основами измерения времени.
  2. Строение Солнечной системы. В блоке даются основные понятия о Солнечной системе, геоцентрической и гелиоцентрической системах мира, размерах небесных тел и расстояниях между планетами, а также изучаются законы Кеплера.
  3. Физическая природа тел Солнечной системы. В теме даются понятия природы Луны, планет-гигантов, астероидов, метеоритов, комет, болидов и метеоров.
  4. Солнце и звезды. Изучая данный блок, ученики узнают о физической природе различных звезд, ознакомятся с их характеристиками.
  5. Строение и эволюция вселенной. Тема знакомит учеников с основными понятиями – Галактика и Мегагалактика, а также дает общее представление о теориях развития галактик, выдвигаемых различными учеными астрономами.

Для проведения контроля качества знаний в 2017-2018 году учитель может применять помимо устных ответов учеников такие виды работ, как:

  • тесты;
  • практические работы (с использованием звездных карт или школьного астрономического календаря);
  • доклады;
  • рефераты;
  • презентации.

Выполнение дополнительных работ, требующих от ученика больших временных затрат, допускается только с согласия учащегося.

Многие учителя, работающие в школе достаточно давно, еще помнят, каким шоком для всех некогда стала отмена предмета. Насколько успешным будет возвращение Астрономии в 2017-2018 учебном году, можно будет сказать только по его завершению. А потому, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что нам предстоит еще не раз вернуться к обсуждению этой темы.

МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы, считает ученый секретарь Института космических исследований РАН Александр Захаров. Его оппонент - директор Новосибирского планетария Сергей Масликов полагает, что эта идея министра образования и науки РФ может быть реализована только через несколько лет.

Министр Ольга Васильева заявила в среду о необходимости вернуть астрономию в школьную программу. "Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться", - сказала Васильева.

Кто сможет преподавать?

Директор Новосибирского планетария считает, что идея возврата в школьную программу астрономии может быть реализована не раньше чем через пять лет. Этому серьезно будет мешать нехватка преподавателей, сказал Масликов ТАСС.

Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей

Сергей Масликов

Директор Новосибирского планетария

"Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей", - высказал свое мнение Масликов.

Он отметил, что переподготовка учителей физики не решит проблему, так как "физика-то все равно останется". "Кто будет преподавать астрономию? Сейчас это большой вопрос, потому что ломать всегда проще, чем потом восстанавливать", - добавил собеседник агентства.

Потенциал есть уже сейчас

Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы. Такое мнение сегодня в беседе с корр. ТАСС высказал ученый секретарь Института космических исследований РАН (ИКИ РАН), доктор физико-математических наук Александр Захаров.

"У нас есть студенты, научные сотрудники, которые могут служить этому делу, и мы обладаем потенциалом, чтобы решить дефицит кадров по учителям астрономии", - сказал Захаров.

Он также убежден, что для популяризации астрономии нужно издавать новые учебные пособия с астрономическим уклоном. "Это нужно делать вне всякого сомнения, есть ли в школах астрономия или ее нет", - отметил ученый.

Минобрнауки, полагает Захаров, следует отказаться от советского опыта строительства обсерваторий при школах. "Строить специальные обсерватории не нужно, ведь сейчас можно купить телескоп, с помощью которого школьники будут изучать ночное небо. Кроме того, есть различные центры, где есть телескопы - они сотрудничают с образовательными учреждениями", - пояснил собеседник агентства.

Без астрономии не стать писателем

Совет главных конструкторов Свердловской области (координационный орган, созданный по решению губернатора региона - прим. ТАСС) также горячо поддерживает идею возвращения астрономии в школы. Председатель совета Леонид Шалимов отметил, что у школьников должен быть этот предмет, если общество хочет "воспитать разносторонних людей".

По его мнению, без астрономии человек лишается одной из своих фундаментальных составляющих - расширения горизонтов познания, у него меньше шансов обрести философский склад мышления, без чего "невозможен нормальный инженер, писатель".

На данный момент в России насчитывается около 60 астрономических обсерваторий, 10 вузов с астрономическими отделениями, примерно тысяча профессиональных астрономов, а также тысячи увлеченных небом астрономов-любителей.

История вопроса

Почти десять лет назад предмет астрономия был исключен из школьной программы. При этом исследование Вселенной с помощью космических аппаратов получило самые современные и уникальные возможности и постоянно развивается. Достаточно вспомнить успешную миссию ЕКА "Розетта" по посадке зонда на ядро летящей кометы Чурюмова-Герасименко - эта уникальная операция была проведена на расстоянии в полмиллиарда км от Земли.

Специалисты отмечают, что у детей интерес к небу нарастает в 10-13 лет. Затем, если не развивать эти познания, он попросту пропадает. Особенно это характерно для мегаполисов, где практически не видно звездного неба и очень много "приземленной" цивилизации.

Еще 15 лет назад в школах было целых четыре учебника на выбор для выпускного класса по астрономии: два из них давали начальные знания, два других - более углубленные.