Военный Обозреватель. "Петр Великий" - атомный крейсер. Атомный ракетный крейсер "Петр Великий": описание

25.09.2019

В последние годы отечественный ВПК вздохнул чуть свободнее: появились государственные заказы, а государство наконец-то «дозрело» до мысли, что давать задачи по производству кораблей и двигателей к ним за рубежом - не слишком хорошая затея. Увы, но пока что переоснащение флота идет очень медленными темпами. Пока что на плаву приходится держаться «старичкам», которые были заложены и построены в СССР. К таковым относится и проект 1144.

Основные сведения

Это тяжелые крейсеры с установкой, закладка и спуск на воду которых осуществлялись на Балтийском заводе с 1973 по 1998 год. Их уникальность как раз-таки в ядерном «сердце», так как в составе советского и российского флота таких надводных кораблей больше нет и не было. НАТО эти суда также оценило: размер и вооружение их внушали уважение любому потенциальному противнику. Конструктор, отвечавший за проект 1144, - Борис Израилевич Купенский. На должности его заместителя стоял Юхин Владимир Евгеньевич.

Как бы стандартно это ни звучало, но у этих кораблей и в самом деле нет аналогов в мировом судостроении. Они полностью универсальны, позволяют выполнять задачи по уничтожению надводных и подводных кораблей противника. На данных судах было установлено ракетное вооружение такого класса, что можно было с высокой степенью вероятности гарантировать полное уничтожение практически любой группировки вероятного противника.

Известен проект 1144 еще и тем, что эти корабли были наиболее крупными в мире, не считая авианосцев. Ближайший американский аналог, крейсер «Вирджиния», меньше в 2,5 раза по водоизмещению. Суда эти многофункциональны: они могут выполнять долговременные боевые задачи практически во всех частях Мирового океана, осуществлять поддержку и прикрытие как надводных кораблей, так и береговых укреплений. Вообще на вооружении они имели практически все новейшие средства, к тому времени созданные в СССР. Основной ударной силой была ракетная система «Гранит».

Краткая история серии

В конце марта 1973 года был заложен первый атомный крейсер проекта 1144 «Киров», который в 1992 году стал «Адмиралом Ушаковым». В конце декабря 1977 года его уже спустили на воду, а ровно через три года корабль, прошедший все ходовые и боевые испытания, был торжественно передан ВМФ СССР. В конце 1984 года в строй вступил ТАРК «Фрунзе». В том же 1992 году он был переименован в «Адмирала Лазарева». Наконец, в 1988 году, строго по плану, флот получил ТАРК «Калинин», известный с 1992 года как «Адмирал Нахимов». В 1986 году проект 1144 подошел к своему логическому завершению: на верфях заложили последний проектный корабль «Пётр Великий».

Изначально имя этого крейсера проекта 1144 «Орлан» было «Куйбышев» или «Юрий Андропов», но этим планам осуществиться не дал. В разгар строительства перестала существовать страна, в которой начинали строить этот корабль, а потому постройку смогли закончить только в 1996 году. Таким образом, флот получил последнее судно этой серии только через десять лет после его закладки на стапелях.

Как создавались крейсеры этого проекта?

В 1961 году советские военные узнали о неприятном факте: в США спустили на воду ракетный ядерный крейсер «Лонг Бич». Это дало толчок отечественным исследованиям в области использования в качестве силовой установки кораблей. В принципе, это было ожидаемым решением: СССР находился на пике своего развития, а потому крайне нуждался в больших боевых кораблях, которые могли бы подолгу действовать в отрыве от своих основных сил.

Атомная силовая установка весьма способствовала успешному выполнению такого рода задач. В 1964 году в стране уже велись активные научные изыскания в этой области. Первоначально промышленность и ученые получили задание на проектирование корабля, водоизмещение которого бы составляло до восьми тысяч тонн.

Боевая пара

Проектирование велось с той точки зрения, у каждого будущего крейсера проекта 1144 должна быть возможность противостояния всем видам вооружения, имеющегося у флота вероятного противника. Кроме того, советские военные прекрасно себе представляли угрозу, исходящую от вражеской авиации, а потому запросили создание максимально эффективной корабельной ПРО. Изначально конструкторы предположили, что у одного крейсера проекта 1144 попросту не будет возможности нести на себе такое количество вооружения. А потому изначально они хотели создать сразу два 1165 и тип 1144. Они должны были прикрывать друг друга, действуя как одно целое.

На первом судне должны были быть противокорабельные, на втором - противолодочные ракеты. Зенитные средства они должны были получить в равных пропорциях, что обеспечивало создание мощной воздушной обороны. Впрочем, дальнейшие успехи советской науки и техники предопределили возможность уменьшения многих корабельных систем, и от излишне энергоемкого проекта двух кораблей было решено отказаться. Все работы по типу 1165 были прекращены, часть наработок передана на атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан».

Увеличение вооружения и водоизмещения

В ходе работ судно получало все большее количество вооружения, что вызывало быстрый рост его водоизмещения. Как результат - уже никто не вспоминал об изначально противолодочном предназначении корабля, так как инженеры получили полную свободу на создание огромного универсального крейсера с водоизмещением до 20 тысяч тонн. Было решено внедрить в его «начинку» все наиболее современные технологии, которые на тот момент смог создать Советский союз. Именно тогда был определен новый вид кораблей - тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАКР). Новые ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» обещали стать наиболее перспективным и мощным козырем для всего советского надводного флота.

Окончательно требования к новой машине были оформлены в 1972 году. Разработка проекта ударными темпами велась в Ленинграде. Как и во всех подобных случаях, ученые и инженеры работали под руководством не только своего непосредственного начальства, но и куратора от флота. На сей раз им был капитан 2 ранга А. А. Савин. Такой подход позволял ВМФ получать именно те корабли, которые им были необходимы, внося соответствующие корректировки по ходу работы.

Усовершенствования и доработки

Следует помнить, что второй, третий и четвертый атомные ракетные крейсеры проекта 1144 должны были строиться согласно новому, улучшенному проекту 11442. Предполагалось заменить уже успевшие устареть системы новыми видами вооружения: башенные шестиствольные 30-мм пушки заменил совершенный «Кортик». Вместо ЗРК «Оса» был установлен «Кинжал», увеличили калибр универсальной артиллерийской установки до 130 мм, противолодочный комплекс «Метель» заменил улучшенный «Водопад», были также установлены новые системы бомбометания (глубинные бомбы) и т. д.

Изначально предполагалось, что все тяжелые ракетные крейсера проекта 1144 после «Кирова» будут строиться именно по этому проекту, однако подводила промышленность: далеко не все из этих образчиков вооружения попросту успели привести к требуемому виду, а потому ставили то, что успели достроить. Так что в реальности (почти без оговорок) к проекту 11442 относится только «Петр Великий», а второй и третий корабли занимают промежуточное, переходное положение. Вот так появился проект «Орлан» (1144), модернизация кораблей которого идет и по сей день.

Основные конструктивные характеристики

Корпус каждого «Орлана» отличается заметно удлиненным полубаком. В корпусе - 16 главных отсеков, которые отделены друг от друга водонепроницаемыми перегородками. По всей длине корпуса идут пять полноценных палуб. В носовой части установлен гидроакустический комплекс «Полином». На корме есть ангар (под палубой), который допускает размещение сразу трех противолодочных вертолетов Ка-27. Здесь же расположены подъемники для вертолетов, а также емкости для хранения вертолетного топлива.

На корме есть отсек, из которого спускается буксируемая антенная комплекса «Полином». Практически все силовые конструкции корпуса выполнены из магниево-алюминиевых сплавов. Схема размещения вооружений классическая - большая часть боевых комплексов расположена на корме и носу.

Защитные характеристики корабля

Каждый ракетный крейсер проекта 1144 несет на себе мощное противоторпедное бронирование, на всем протяжении корпуса предусмотрено двойное дно. Жизненно важные части корабля локально защищены броней. Поясная броня в классическом ее виде отсутствует (как и на большинстве современных кораблей). Основная защита располагается в глубине корпуса. Отличие от прочих крейсеров того времени в том, что ТАКР имеет утолщенную обшивку от кормы до носа высотой 3,5 метра. Метр - под ватерлинией, 2,5 метра - защита машин и экипажа.

И это также показывает уникальность кораблей данного класса, так как тяжелые атомные крейсера проекта 1144 являются первыми после Второй мировой войны судами, в которых предусмотрена подобная технология бронирования. Машинные отделения, реакторные и ракетные отделения защищены броней толщиной 100 мм. Боевые посты и командный пункт корабля защищены аналогично. Есть броня и вокруг вертолетного ангара, аналогично защищен склад боеприпасов. Румпельные отделения прикрыты локально.

Силовая установка

В конструкции использован реактор КН-3 (с активной зоной ВМ-16). Данная установка - прямой потомок ледокольных реакторов ОК-900, но при этом сильно от них отличается. Основным дифференцирующим фактором является уран с высокой степенью обогащения. На одной заправке крейсер может работать не менее десяти лет. Реакторы двухконтурные, в каждом контуре в качестве теплоносителя используется вода (точнее, бидистиллят). Это специальная вода очень высокой степени очистки, циркулирующая сквозь активную зону под давлением в 200 атмосфер. Это обеспечивает едва ли не мгновенное закипание второго контура и высокий КПД всей установки.

Силовая установка использует схему с двумя валами, причем на каждом из них «трудится» по 70000 л. с. Полностью установка размещается в трех кормовых отсеках. Общее число атомных реакторов - два, их суммарная мощность составляет 342 МВт. Для сравнения, Пермская ГРЭС выдает 2400 Мвт, так что корабль потребляет энергию, которой хватит на город, в котором проживает 100-150 тысяч человек. В турбинных отделениях имеется (помимо основных) по два резервных котла.

Нужно помнить, что проект 1144 «Орлан» имеет резервную силовую установку (не атомную), которая позволяет кораблю развивать скорость в 17 узлов. Запасы дизельного топлива таковы, что крейсер может пройти до 1300 При использовании атомных реакторов судно может развивать скорость до 31 узла, причем запас хода становится неограниченным. Продуманные обводы корпуса обеспечивают этим кораблям прекрасные мореходные качества, позволяющие в кратчайшие сроки покрывать огромные расстояния.

Сведения об экипаже

Всего в состав экипажа входит 759 человек, в том числе 120 офицеров. Всего имеется 1600 жилых помещений. Для размещения офицеров и мичманов предусмотрено 140 одноместных кают, имеется 30 кубриков для матросов, старшины размещаются в каютах вместимостью по 8-30 человек. Бытовые потребности обеспечивают 15 душевых и две бани, есть бассейн размером 6х2,5 метра и сауна.

За медицинские нужды отвечает двухуровневый блок, включающий амбулаторное помещение и полностью оснащенную операционную, изоляторы, кабинет дантиста, а также аптеку. Физическую форму экипаж может поддерживать в спортзале, полностью оснащенном всеми возможными тренажерами. Имеется три кают-компании, отдельный салон для отдыха, а также настоящий кинотеатр.

Основное вооружение крейсеров 1144

Как мы уже говорили, роль основного вооружения играет ПКР П-700 «Гранит». Это ракеты третьего поколения, сверхзвуковые, отличительным признаком которых является подлет к цели на сверхмалой высоте. Масса их - до семи тонн, причем при подлете они развивают скорость до 2,5 Махов (в 2,5 раза быстрее скорости звука), могут нести на себе заряд стандартной взрывчатки до 750 килограмм. Второй вариант - ядерный заряд мощностью в 500 Кт на расстояние до 625 километров. Длина ракеты - десять метров, диаметр - 85 см. В одном комплексе имеется 20 таких снарядов, установленных под углом в 60 градусов к поверхности палубы. Производством пусковых установок занимались в Ленинграде.

Следует заметить, что «Граниты» первоначально предназначались для запуска с подводных лодок, а потому перед боевым стартом их полость заполняется забортной водой. Сбить такие ракеты крайне сложно. Конструкторы добились того, что даже при поражении «Гранита» ракетой-перехватчиком, она сохраняет кинетический импульс такой силы, что вполне может достать цель.

Защита от воздушного нападения

Основа противоракетной обороны на этих кораблях - С-300Ф (Форт), крутящиеся барабаны которого размещались под палубой судна. Общее число противовоздушных ракет - 96 штук. На «Петра Великого» был установлен обновленный С-300ФМ «Форт-М», который существует в единственном экземпляре. Одновременно такой комплекс может нейтрализовать до шести целей, попутно сопровождая еще 12. На каждую из «побочных» целей наводится ракета, причем этому не мешают возможные помехи в эфире, которые может ставить потенциальный противник.

Тяжелые крейсеры проекта 1144 «Орлан» в настоящее время несут по 94 таких ракеты. Уменьшение их количества обусловлено увеличением массогабаритных характеристик. Изначально сей уникальный комплекс создавался на базе сугубо сухопутного армейского ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Его преимущества перед стандартным «Фортом» состоят в том, что он может поражать цели на расстоянии до 150 километров, причем минимальная высота перехвата - всего 10 метров, что чрезвычайно важно в условиях ПКР, которые «обожают» подлетать к цели на предельно малой высоте. Увеличения покрываемой удалось достичь за счет резкого улучшения характеристик используемо в составе комплекса электроники.

Второй эшелон ПРО

ЗРК «Кинжал» - вторая «изюминка» ТАКР. Теоретически, его должны были устанавливать на все корабли улучшенного проекта 11442, но фактически это вооружение получил все тот же «Петр». Назначение - обнаружение и уничтожение целей, которым удалось прорваться сквозь первую линию эшелонированной ПРО. Основной ударной силой в этом случае являются твердотопливные ракеты 9М330, которые абсолютно унифицированы со знаменитым сухопутным комплексом «Тор-М1».

Особенность этих снарядов в том, что их выбрасывает из пусковой шахты специальная катапульта, и только потом стартует маршевый двигатель. Такой подход позволил значительно снизить массогабаритные их характеристики при полном сохранении дальности поражения целей.

Перезаряжается комплекс автоматически, залпы идут через каждые три секунды. В автоматическом режиме цели могут засекаться за 45 километров, время реакции - до восьми секунд. Число одновременно обстреливаемых и сопровождаемых целей - до четырех. Данная установка работает полностью автоматически, не нуждаясь в сопровождении личного состава. По данным производителя, на борту одного корабля должно иметься по 128 ракет к «Кинжалам».

Третий эшелон ПРО

Комплекс ближней обороны - «Кортик». Он заменил сильно устаревшие шестиствольные установки. Как и в предыдущем случае, данная система может обнаруживать и сопровождать цель в полностью автоматическом режиме. Поражение цели обеспечивают модернизированные шестиствольные установки (две штуки), суммарная скорострельность которых составляет 10 тысяч выстрелов в минуту. «Страхуют» их два блока по четыре ракеты 9М311 в каждом. Они отличаются осколочно-стержневой боевой начинкой и бесконтактным взрывателем. Это позволяет ракетам поражать цель, просто находясь от нее поблизости, что резко повышает вероятность вывод вражеского снаряда из строя.

В подбашенном пространстве каждой установки может находиться по 32 таких ракеты в контейнерах. Они унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска». Могут выполнять задачи по уничтожению управляемых бомб, самолетов, вертолетов и дронов противника. Ракетами «Кортик» может достать цель на расстоянии от полутора до восьми километров, огонь из шестиствольных установок ведется на дистанции от 50 до 150 метров от борта корабля.

Могут быть поражены цели, летящие на высоте от пяти до четырех тысяч метров. Полный боезапас «Кортиков» составляет 192 ракеты и 36 000 снарядов. В настоящий момент проект 1144, модернизация которого до сих пор не закончена, получает усовершенствованные версии этих установок.

Увы, но сегодня нет никаких сведений, будет ли производиться полная модернизация кораблей этого класса, предполагающая замену электроники на современные аналоги. Остается надеяться, что это будет сделано. Новых крейсеров этого проекта уже явно не ожидается, так что за оставшимися следует присматривать особенно внимательно.

Вооружение

Построенные корабли

Крейсера проекта 1144 и 11442 - серия из четырёх высокоавтономных тяжёлых атомных ракетных крейсеров, построенных на Балтийском Заводе для советского ВМФ . Со времени вступления в строй головного корабля в 1980 году и по сей день остаются крупнейшими и наиболее мощно вооружёнными ракетными крейсерами мира. В настоящее время - единственный в составе российского ВМФ тип надводных кораблей с ядерной энергетической установкой.

Общие сведения

По сути, проект 1144 представляет собой возрождение идеи линкора в ракетно-ядерную эпоху. По классификации НАТО корабли этого типа обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры и мощное ударное вооружение. Эти крейсера стали первыми и единственными в советском флоте надводными боевыми кораблями с ядерной энергоустановкой, а также крупнейшими после авианосцев боевыми кораблями в мире.

По состоянию на 2012 год только один из четырёх построенных крейсеров, ТАРКР «Пётр Великий», находился в строю. В 2013 году на предприятии «Севмаш» начались работы по капитальному ремонту и модернизации ещё одного крейсера - «Адмирал Нахимов» (до 1992 года служившего в составе Северного флота с названием «Калинин»).

История создания

Предшественники

Ракетный крейсер «Владивосток» типа «Адмирал Зозуля» (проект 1134)

К началу 1960-х годов, помимо устаревающих артиллерийских крейсеров, ВМФ СССР располагал только четырьмя небольшими ракетными крейсерами типа «Грозный» . Основной задачей надводных сил тогда считалась борьба с подводными лодками противника, поэтому наиболее массово для флота строились эсминцы и большие противолодочные корабли (БПК). Тем не менее, необходимость в создании ударных кораблей - ориентированных на решение противокорабельных задач - руководством флота также осознавалась. Именно для этого серию из четырёх БПК типа «Адмирал Зозуля» (проекта ) вооружили противокорабельными крылатыми ракетами П-35, что дало основание впоследствии переклассифицировать их в ракетные крейсера . Первые надводные атомоходы, которые для ВМФ СССР начали разрабатывать вскоре после закладки серии кораблей проекта 1134, также изначально классифицировались как БПК - однако, по мере развития проекта получив мощное ударное вооружение, атомные корабли были переведены в класс крейсеров. Новый проект получил шифр 1144.

Предпосылки к созданию

Атомный крейсер УРО «Лонг Бич» (США)

Первые проработки боевых надводных кораблей с атомной энергоустановкой проводились в СССР ещё в 1950-е годы. Было предложено несколько вариантов эскизных проектов атомного крейсера под шифром 63. Однако в связи с большой сложностью и стоимостью разработки проект 63 был закрыт к 1959 году.

В 1961 году в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич» . Возможно, это событие послужило толчком к возобновлению теоретических работ, обосновывающих создание в СССР боевого атомного надводного корабля. В любом случае, советский военный флот , вступающий тогда в период бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, способных подолгу действовать в отрыве от береговых баз - и атомная энергетическая установка отвечала таким задачам наилучшим образом. По этим или иным причинам, но в 1964 году вновь начались исследования по определению облика первого в Советском Союзе боевого надводного атомохода. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн.

Проектирование

Ранний вариант большого атомного противолодочного корабля проекта 1144

При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и скорострельности. На раннем этапе разработки считалось, что совместить всё необходимое вооружение и оборудование в одном корпусе будет слишком сложно, поэтому предполагалось создание пары из двух атомных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165 . Первый нёс противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты, и действовать им надлежало в составе соединения, прикрывая друг друга от угрозы с воды и из-под воды; зенитными комплексами оба атомохода были оснащены примерно на равных, создавая вместе мощную эшелонированную ПВО .

Атомный ракетный крейсер проекта 1165, который должен был прикрывать БПК пр.1144 от надводных кораблей противника

Противокорабельные ракеты в проекте 1144 появились не сразу. Было учтено то, что в США уже начали интенсивные разработки собственных противокорабельных ракет, и в ближайшем времени ВМС США получат их на вооружение. По мере развития проекта советского атомохода было решено, что рациональнее будет не разделять противокорабельные и противолодочные функции, а совместить их в одном корабле. Таким образом, проектирование атомного крейсера проекта 1165 было прекращено и усилия разработчиков сосредоточились на ставшем универсальным проекте 1144.

Возросшие требования к проекту приводили к тому, что он получал всё большую номенклатуру вооружения и оборудования - что, в свою очередь, приводило к росту водоизмещения. В результате проект первого советского атомного корабля отошёл от узких противолодочных функций и приобрел многоцелевую направленность, а стандартное водоизмещение превысило 20000 тонн. Он должен был нести все самые новые виды боевых и технических средств, созданных в СССР для надводных боевых кораблей. Это отразила и новая классификация атомохода - «тяжёлый атомный ракетный крейсер» , которая ему была присвоена в июне 1977 года, уже во время постройки головного корабля (закладывался он как «атомный противолодочный крейсер»).

В окончательном виде технический проект нового корабля - утверждённый в 1972 году - был обозначен шифром 1144 и названием «Орлан». Проект атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро (г. Ленинград). Главным конструктором проекта 1144 был назначен Б. И. Купенский, до того являвшийся главным конструктором первых в СССР боевых газотурбоходов - БПК проекта 61 (типа «Комсомолец Украины»). От Военно-Морского Флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. А. Савин.

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова . Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. Рост водоизмещения по мере пересмотра требований к проекту заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки - в первую очередь, паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ) . При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: советский (да и мировой вообще) опыт эксплуатации атомоходов был тогда небольшим, да и в наше время аварии с реакторами время от времени случаются. Надводный корабль, в отличие от подводной лодки, в принципе может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обычного горючего в топках - и этим преимуществом решено было воспользоваться. Всё-таки боевой корабль - это не ледокол, к тому же резервный котёл мог помочь в обеспечении его стоянки. Недостаточно развитая система базирования крупных кораблей в СССР долгое время была больным местом для флота.

Головной корабль ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442 . В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту, но фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, их пришлось добавлять на строящиеся крейсера по мере завершения разработки. В результате проекту 11442 вполне соответствует только последний корабль серии - «Пётр Великий» , и то с оговорками - а «Фрунзе» и «Калинин» занимают промежуточные между «Кировым» и «Петром Великим» ступени по составу вооружения.

Постройка и испытания

С 1973 по 1996 год по проекту 1144/11442 на Балтийском заводе (г. Ленинград, ныне - Санкт-Петербург) построили четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера (ТАРКР).

26 марта 1973 года на Балтийском Заводе был заложен головной корабль проекта 1144 - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» .

Во время строительства кораблю был присвоен заводской №800. Спуск «Кирова» на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

Ещё во время достройки «Кирова» на плаву, 26 июля 1978 года , заложили второй корабль серии - заводской «заказ 801», ТАРКР «Фрунзе» . Его спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года, а 31 октября 1984 года новый крейсер вступил в строй.

ЗРК ближней обороны на первых трёх крейсерах - 2х2 «Оса-МА» (40 ракет), на «Петре Великом» - 8х8 «Кинжал» (64 ракеты).

На «Кирове» и «Фрунзе» носовой реактивный бомбомёт принадлежал к типу РБУ-6000 «Смерч-3», на «Калинине» и «Петре Великом» - РБУ-12000 «Удав-1».

На «Кирове» и «Фрунзе» функции зенитной артиллерии ближнего действия выполняли 8 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 , а на «Калинине» и «Петре Великом» установлены по 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик».

Главный ударный комплекс

13 июня 2013 года был подписан контракт на проведение работ по капремонту и модернизации крейсера между министерством обороны России и предприятием «Севмаш» , а 24 октября 2014 года крейсер «Адмирал Нахимов» ввели в наливной бассейн «Севмаша» и приступили к демонтажу подлежащего замене оборудования. По плану работ, модернизированный крейсер должен вступить в строй в 2018 году.

Судьба кораблей проекта

  • Головной «Киров» был введён в строй в 1980 г. и служил в составе Северного флота. Во время службы носил звание краснознамённого и Краснознамённый Военно-Морской флаг, заслуженный одноимённым крейсером в боях Великой Отечественной войны.

Участвовал в нескольких боевых службах , в 1989 году принимал участие в спасении экипажа аварийной ПЛ «Комсомолец».

Выведен в резерв после аварии 1990 года, требующей проведения среднего ремонта; из-за отсутствия средств на восстановление ремонт так и не был начат, и к настоящему времени крейсер намечен к утилизации.

  • «Фрунзе» вступил в строй в 1984 году и служил в составе Тихоокеанского флота, участвовал в боевых службах.

27 мая 1992 года переименован в «Адмирал Лазарев». В 1999 году выведен в резерв и законсервирован; в 2014 году прошёл доковый ремонт.

  • «Калинин» вступил в строй в 1988 году и служил в составе Северного флота, участвовал в боевых службах.

Корабль имеет постоянное место базирования в городе Северодвинске. С 2013 года началась глубокая модернизация крейсера по проекту 11442М.

  • «Пётр Великий» вышел на испытания в 1996 году и был принят флотом 19 апреля 1998 года.

В октябре 1996 года «Петр Великий» находился в Балтийском море на ходовых испытаниях. Разгоняли корабль до максимального хода, определяли манёвренные элементы - инерцию, выбег, диаметр циркуляции. Во время одного из таких манёвров 27 октября 1996 года в 21 ч 27 мин московского времени в носовом машинно-котельном отделении произошла авария: высоким давлением сухого перегретого пара разорвало трубу, что вела от парового трубопровода главной турбины к предохранительному клапану. Под напором 35 атмосфер раскаленная газовая смесь (температура превышала 300 градусов Цельсия) вырвалась из тринадцатисантиметрового разлома трубы и, круша в пыль стекловолокно и асбест изоляции, начала заполнять сверху вниз пространство котельной. Погибло 5 человек и шесть было обожжено.

Корабль имеет постоянное место базирования в порту Североморск, участвует в учениях флота и боевых службах, совершает дальние походы.

Название, проект Заложен Спущен на воду Вступил в строй Флот Дальнейшая судьба
«Киров» , пр.1144 21.03.1974 27.12.1977 30.12.1980 КСФ С 1990 выведен в резерв; в 1992 переименован в «Адмирал Ушаков»
«Фрунзе» , пр.11442 27.07.1978 26.05.1981 31.10.1984 КТОФ В 1992 переименован в «Адмирал Лазарев»; с 1998 года выведен в резерв
«Калинин» , пр.11442 17.05.1983 25.04.1986 30.12.1988 КСФ В 1992 переименован в «Адмирал Нахимов»; с 2013 года модернизируется по проекту 11442М
«Пётр Великий» , пр.11442 25.04.1986 29.04.1989 9.04.1998 КСФ Строился как «Юрий Андропов», переименован в 1992

Оценка проекта

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» на боевой службе в Средиземном море, 22 декабря 1989 года

Атомные ракетные крейсера типа «Киров» прямых аналогов за рубежом не имели и не имеют: списанные к настоящему времени американские атомные крейсера УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению (11 300 тонн) были в 2,5 раза, а «Лонг Бич» (17 500 тонн) в 1,5 раза меньше, и несли намного более слабое как количественно, так и качественно вооружение. Это объясняется разностью задач, стоявших перед этими кораблями: если в США атомные крейсера являлись, в первую очередь, эскортом для многоцелевых атомных авианосцев, то в советском ВМФ они создавались, как самостоятельные боевые единицы, способные составлять основу соединений боевых кораблей в океане.

К достоинствам атомных крейсеров типа «Киров» относятся:

  • Отличная мореходность и практически неограниченная автономность;
  • Мощное ударное ракетное вооружение;
  • Наличие (впервые в мире) многоканальных и быстродействующих за счёт вертикального старта комплексов ПВО дальнего радиуса, способных осуществлять прикрытие целого соединения кораблей;
  • Высокая живучесть;
  • Высокая универсальность применения.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане, октябрь 1985 года

К недостаткам кораблей этого типа, как правило, относят:

  • Значительные размеры, что затрудняет базовое обслуживание и увеличивает стоимость постройки (следует отметить, что это является недостатком лишь относительно других ударных кораблей: авианосцы в отношении чрезвычайно высокой стоимости постройки и эксплуатации по-прежнему вне конкуренции);
  • Недостаточно обоснованную тактическую нишу;
  • У головного корабля - невысокую эффективность РЛС и комплексов ПВО при работе по низколетящим малозаметным целям (данный недостаток был исправлен на следующих трёх крейсерах серии за счёт добавления РЛС «Подкат», а на «Калинине» и «Петре Великом» - ещё и новых зенитных комплексов «Кортик» и «Кинжал»).

Также к проблемам крейсеров проекта 1144 (не являющихся недостатками, собственно, проекта) относят отсутствие в советском флоте других типов атомных надводных кораблей, что либо вынуждало крейсера проекта 1144 оперировать в одиночку, либо не позволяло им полностью реализовать преимущества атомной силовой установки.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет. Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Петр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.

Корабль относится к атомным ракетным крейсерам 3-го поколения, является самым большим в мире неавианесущим боевым кораблем. ТАРКР «Петр Великий» предназначен для уничтожения крупных надводных целей (одиночных и групповых), защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах мирового океана. Всего по проекту 1144 «Орлан» было построено 4 корабля, помимо «Петра Великого» это крейсера: «Киров» («Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов»). В настоящее время в строю находится лишь один корабль данного типа – «Петр Великий», при этом все 3 ТАРКР пр. 1144 после проведения ремонта и модернизации будут возвращены в состав флота.


Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обладает стандартным водоизмещением в 23 750 тонн, полное водоизмещение крейсера – 26 390 тонн. Корабль обладает следующими размерами: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метров, осадка – 10,3 метра. Высота корабля 59 метров от уровня основной плоскости.

Главная энергетическая установка крейсера атомная с 2-мя ядерными реакторами на быстрых нейтронах. Общая мощность установки – 600 МВт, также имеется 2 главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте они могут получать пар от 2-х паровых котлов, работающих на органическом топливе. Сопряжение атомной силовой установки с нефтяными пароперегревателями повышает общую мощность силовой установки и скорость крейсера. Для сравнения «Петр Великий» в состоянии обеспечить теплом и электроэнергией город размером в 150-200 тысяч жителей. Два гребных вала передают вращение на 2 пятилопостных винта. Максимальная скорость хода «Петра Великого» – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла в состоянии обеспечить кораблю скорость в 17 узлов и дальность хода не менее 1000 морских миль.

Экипаж атомного ракетного крейсера состоит из 610 человек (112 офицеров), которые размещаются в 1600 различных помещениях, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, а также 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый). Помимо этого экипаж корабля располагает 15 душевыми, сауной с бассейном, двумя банями, двухуровневым медицинским блоком, с лазаретами-изоляторами, рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, амбулаторией, спортзалом, оснащенным различными тренажерами, 3-мя кают-компаниями для офицеров, мичманов и адмиралов, салоном для отдыха с роялем и бильярдом, а также собственной корабельной телестудией. Длина 49 коридоров боевого корабля составляет более 20 км., при этом корабль имеет 6 палуб и 8 ярусов. Высота его надстроек равна высоте 7-этажного жилого дома.

Защита ТАРКР предусматривает реализацию мер по уменьшению его радиолокационной заметности. Помимо этого мерами конструкционной локальной защиты была усилена защита погребов для хранения снарядов, зенитных и противокорабельных ракет. Автономность плавания корабля по запасам еды и продовольствия – 60 суток, по топливу – 3 года (на ядерном реакторе неограниченно).


Основным вооружением ракетного крейсера является противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (создан «НПО Машиностроения»). На крейсере имеется 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными крылатыми противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». ПУ смонтированы под верхней палубой корабля, с углом возвышения 60 градусов. Максимальная дальность пуска ракет – 550 км, полет ракеты исключительно по маловысотной траектории – 200-250 км. Скорость полета ракеты – 1,6-2,5 Маха. Длина ракеты П-700 составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес – 7 тонн. Ракета может оснащаться боеголовкой в обычном исполнении (750 кг. ВВ), ядерной моноблочной (500 кт) или топливно-воздушным боезарядом для создания объемного взрыва.

Ракеты «Гранит» обладают многовариантной программой по атаке целей, а также повышенной помехозащищенностью и предназначены для нанесения ударов по морским групповым целям. При выполнении залповой стрельбы одна из ракет летит на большой высоте, для того чтобы повысить дальность обнаружения противника, обмениваясь полученной информацией с остальными ракетами, которые могут буквально стелиться у водной поверхности. В случае, если ракета-лидер будет сбита противником, ее место автоматически может занять одна из вспомогательных ракет. Загоризонтное наведение и целеуказание может осуществляться при помощи самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-31, а также специализированных космических систем разведки и целеуказания.

Противовоздушную оборону корабля обеспечивает аналог сухопутного комплекса С-300 под названием С-300Ф «Форт». На корабле имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Помимо этого в состав ПВО корабля входит автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая из 16 подпалубных ПУ барабанного типа оснащена 8 твердотопливными одноступенчатыми телеуправляемыми ракетами 9М 330-2, суммарный боезапас – 128 ракет. Унифицированы с ракетами сухопутных войск Тор-М1.


Помимо этого тяжелый атомный ракетный крейсер оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», который обеспечивает оборону корабля от ряда «точных» вооружений, включая противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, авиабомбы, вертолеты и самолеты, малотоннажные суда. Всего на корабле имеется 6 ЗАРК «Кортик», каждый из них имеет по 2х30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630 М-2 с суммарной скорострельностью на уровне в 10 000 выстрелов в минуту, а также 2 блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с неконтактным взрывателем и осколочно-стержневой боевой частью. Данные ракеты унифицированы с ракетой армейского комплекса ПВО 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» включает в себя радиолокационную и телевизионную системы, которые соединены между собой при помощи элементов ИИ. 2-е установки ЗАРК установлены в носовой части крейсера по обе стороны от ПУ «Гранит», а еще 4 – в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого «Петр Великий» вооружен 130-мм многоцелевыми спаренными артиллерийскими установками АК-130 (длина ствола 70 калибров, боезапаса – 840 снарядов), максимальная дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность – от 20 до 80 выстрелов в минуту. АК-130 использует 27-кг снаряды, которые могут оснащаться разными типами взрывателей: ударным, дистанционным и радиовзрывателем. Готовый к стрельбе боезапас составляет 180 снарядов. Артустановка управляется системой управления стрельбой МР-184, которая позволяет одновременно сопровождать и обстреливать 2 цели.

Также ТАРКР вооружен 2-мя противолодочными (по 5 ПУ с каждого борта) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого могут поражать подлодки противника на удалении до 60 км. Для борьбы с неприятельскими торпедами на крейсере имеется противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб-направляющих, время реакции - 15 с, автоматическая конвейерная перезарядка, максимальная дальность – 3000 метров, минимальная – 100 метров, вес ракет – 233 кг).

Помимо этого ТАРКР «Петр Великий» оснащен реактивными бомбометными установками, которые расположены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (масса снаряда 80 кг, дальность стрельбы 12 000 метров) находится в носовой части судна и установлена на поворотной платформе, еще 2-е шеститрубных установки РБУ-1000 «Смерч-3» (масса снаряда 55 кг, дальность стрельбы – 1000 метров) установлены в кормовой части на верхней палубе с каждого борта.

Общекорабельная система противодействия включает в свой состав 2-е спаренных 150-мм ПУ ПК-14 (комплекс выстреливаемых помех), ложные цели, противоэлектронные ловушки, а также ложную буксируемую торпедную цель, оснащенную мощным шумогенератором. Также на борту крейсера располагается 2 противолодочных вертолета Ка-27. Радиоэлектронная начинка тяжелого ракетного крейсера включает в свой состав 16 станций 3-х типов. Общекорабельные средства слежения, целеуказания и сопровождения состоят из 2-х станций космической связи (САТСОМ), 4-х станций космической навигации (САТПАУ), а также 4-х специальных электронных станций. За воздушной и надводной обстановкой постоянно следят 2-е всепогодных трехкоординатных РЛС «Фрегат-МАЭ» (производства завода «Салют»). Данные станции способны обнаружить цель на удалении до 300 км и на высотах до 30 км.

Также «Петр Великий» оснащен 4-мя радиоэлектронными системами управления стрельбой бортового , 3-мя навигационными станциями, системой опознавания «свой-чужой», средствами управления полетами вертолетов. Гидроакустическая система крейсера включает в свой состав гидролокатор с корпусной антенной, которая установлена в бульбовом обтекателе, для поиска и обнаружения неприятельских подлодок на низких и средних частотах, а также автоматизированную буксируемую гидроакустическую систему, имеющую антенну переменной глубины погружения (150-200 метров) и работающую на средних частотах.

Источники информации:
-http://www.arms-expo.ru/049050054056124051056057049.html
-http://shipandship.chat.ru/military/001.htm
-http://military-informer.narod.ru/PetrVelikiy.html
-http://ru.wikipedia.org

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144.2 (шифр «Орлан») разработан Северным ПКБ под руководством Б.И. Купенского, а затем В.А. Перевалова и является усовершенствованной модификацией ТАРКР пр.1144. В 1984 году появился второй корабль пр.1144 (первый по пр.1144.2) – «Фрунзе (Адмирал Лазарев)», в 1988 году третий – «Калинин (Адмирал Нахимов)» и «Юрий Андропов (Пётр Великий)» в 1998 году - на данное время флагман Северного флота.

По конструкции корпуса и механизмов корабль полностью повторяет прототип. Все различия коснулись вооружения. В соответствии с первоначальным проектом он должен был нести два ЗРК «Кинжал» (в каждом по две ПУ, включающих в себя по 4 барабана, вместо ЗРК «Оса-МА»), 6 боевых модулей ЗРАК «Кортик» (вместо ЗАК АК-630М), одну спаренную 130мм АУ (вместо двух 100мм АУ) и ПЛРК «Водопад» с РТПУ (вместо ПЛРК «Метель» и 533мм ТА). Однако из-за задержек с разработкой и поставкой на вступавшие в строй корабли устанавливались имевшиеся тогда системы вооружения. ТАРКР «Фрунзе» передали флоту с ЗАК АК-630М без обоих ЗРК «Кинжал» и шести боевых модулей ЗРАК «Кортик». При этом был сохранен ЗРК «Оса-МА». На ТАРКР «Калинин» вместо ЗАК АК-630М установили ЗРАК «Кортик», а вместо РБУ-1000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». ТАРКР «Юрий Андропов» предполагали ввести в строй уже со штатным составом вооружения. К моменту его спуска на воду ЗРК С-300Ф «Форт» модернизировали в ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с СУО и ЗУР нового поколения. В середине 1990-х годов эту модификацию ЗРК решили установить вместо носового ЗРК «Форт». Также крейсер вооружили только одним (кормовым) ЗРК «Кинжал». Таким образом, в настоящее время ни один из крейсеров данного типа не несет вооружения, предусмотренного первоначальным проектом. Тем не менее, на кораблях для него зарезервированы объемы и энергетические мощности, так что в случае необходимости корабли могут быть быстро довооружены.

Основу вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» П-700 (3М-45). При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км. Боевая головка - моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полета и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км). Зенитное ракетное оружие представлено тремя ЗРК: С-З00Ф (С-З00ФМ), «Кинжал» и «Кортик». Они создают тpехэшелонную систему ПВО-ПРО. В ближней (последней) зоне ПВО-ПРО наш корабль пpикpывается «стволами» 30-мм МЗАК. В дополнение к зенитным средствам для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями.

В целом отечественный атомный кpейсеp пp.1144.2 значительно превосходит свои зарубежные (хотя и построенные раньше, но спpоектиpованные почти одновременно) аналоги - АРКР типов "Virginia" и "California" - абсолютно по всем основным тактико-техническим и военно-экономическим показателям. Если исключить из pассмотpения совершенно специфичные HК - АВ - и выведенные в pезеpв на пределе физического возраста (свыше 50 лет) американские линкоры, то без преувеличения можно утверждать, что наши ТАРКР пр.1144 и 1144.2 являются самыми мощными и защищенными БHК не только в отечественном флоте, но и в мире. Следует добавить, что в серии из 4 кораблей пр. 1144 (1144.2) «Петр Великий» является самым совершенным. Уникальность корабля усиливается еще и тем, что на нем установлен единственный в отечественном ВМФ ЗРК С-З00ФМ - других кораблей с таким ЗРК во флоте нет, и в ближайшие годы их поступление не предвидится. В целом, «Петр Великий» - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. По оценке главкома ВМФ России адмирала Куроедова, боевая эффективность Северного флота с вводом в строй крейсера XXI века «Петр Великий» выросла на 17 процентов.

НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 1144.2 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
История создания

В 1964 г. было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако к конце 60-х годов подводные лодки с межконтинентальными ракетами ВМС США с атомными энергетическими установками выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника. В свою очередь обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовало создание более крупного многоцелевого крейсера в отличии от ранее проектируемого. Так родился проекта 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.


ТАРКР “Петр Великий”, правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи “брони и снаряда”, - последний корабль проекта 1144 “Орлан” является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера пр.1164. В отличии от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеют: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа “Верджиния” по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер “Лон Бич” в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения XX в.

Характеристики и оборудование

Полное водоизмещение корабля более 26 000 т. Команда: 727 чел. Лётный персонал: 18 чел. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты “Гранит“. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Надстройки несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолетного ангара.

Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля.

Два вала вращают 2 пятилопастных винта.

Технический комплекс ядерной энергетической установка включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др.

Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и т.п.

Вооружение

Основу вооружения ТАРК составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты “Гранит” П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПРК “Базальт”. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием “Shipwreck”. При стартовом весе 7 т. ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км.


Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом “Гранит” могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первоначально ракетным комплексом “Гранит” вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа “Антей”, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов.


На ТАРКР пр.1144 двадцать ПКР “Гранит” установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить “Гранит” противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.


Корабельные боевые системы ТАРКР включают:

Боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи;
системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и “Удав-1″;
радиолакационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - 2 ед., РЛС управления огнём 30-мм артустановок - 4 ед., Навигационная РЛС - 2 ед.;
а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную системы.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение “Перта Великого” включает ЗРК С-300Ф,систему ПВО “Кинжал”, ЗРК “Кортик” с АК-630 и артустановку АК-130.

ЗРК “Форт-М” в отличие от своего предшественника - зенитного комплекса “Форт”, способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно - пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км.

На крейсере “Петр Великий”, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ “Форт-М” . Таким образом, ТАРКР вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На ТАРКР “Петр Великий” вместо противовоздушной системы “Оса-МА”, установленной на более ранних кораблях пр.1144 и на крейсерах пр.164 , установлен комплекс “Кинжал” с улучшенными ТТХ. ЗРК “Кинжал” - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п. Принят в 1989 г. на вооружение. больших противолодочных кораблей пр. 1155. Из тяжелых крейсеров “Кинжал” установлен также на “Адмирале Кузнецове”. За рубеж поставляется под наименованием “Клинок”.

Комплекс “Удав-1″ оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичной систему имеет ТАВКР “Адмирал Кузнецов“.
РБУ-1000 составляют основу системы Смерч-3, имеющей следующий состав: 2 шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер», управляющую огнем до четырех РБУ. Время реакции с момента обнаружения ПЛ до начала стрельбы 1-2 минуты. Дальность действия системы составляет 1км.
Более ранние образцы ударных крейсеров (в т.ч. пр.1164) имеют систему Смерч-2 с РБУ-600.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
Ка-27 известен на западе под названием “Helix” и оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР. Ка-25, известный на западе под наименование “Hormone” является предшественником Ка-27.

ТАРКР “Петр Великий” - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. “Петр Великий” как и другие корабли проекта «Орлан» проектировался как ударный крейсер для завоевания превосходства на море. И хотя атомные крейсеры пр.1144 “Орлан” в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынуждены признать проект неудачным. По их мнению, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. Реальный «Орлан» может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа LOWA.

Таким образом, имеется мнение, что “Орлан” не способен выиграть противоборство за господство на море. Поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений. Так, как уже отмечено выше, перезарядка атомной энергоустановки уникальная операция со сложной инфраструктурой, которая так и не создана соответствующим образом из-за отсутствия средств.

Возможно именно подобные оценки ведут к заключению о том, что наличие кораблей класса “Орлан” не предусматривается концепцией развития ВМФ России до 2015 г. Обоснованность подобных выводов подтвердит или опровергнет история. В месте с тем все возможные негативные последствия реализации проекта при должной организации на госуровне последующей эксплуатации “Петра Великого” могут быть существенно снижены, что в свою очередь может предоставить благоприятных возможности для возвращения в боевой состав и других кораблей проекта “Орлан”.
Основные характеристики ТАРКР “Петр Великий”

-
Экипаж, чел 760

Водоизмещение, т
Стандартное - 24 300
Полное - 26 190

Дальность хода, миль
на вспомог. турбинах - 1 000
на ЯЭУ - не огр.

Скорость, уз.
полного хода - 31
экономная - 18

Автономность, сут. 60

Главная энергетическая установка
ядерный реактор - 2хКН-3
паровая турбина ГТЗА, л.с. - 2х70 000
газовая турбина, kW - 4×3 0000
газовая ГТГ, kW - 4×1 500

Габариты, м:
длина - 251
ширина - 28.5
осадка - 10.3