Волга в сталинградскую битву. Выяснить, какое место занимала Волга в жизни Н.Некрасова. Найти произведения Н.А.Некрасова, в которых упоминается Волга. Сопоставить произведения Некрасова, - презентация Общепринятое деление районов Волги. Города, находящиес

07.12.2023

Река Волга – самая крупная река европейской части России и самая большая река Европы. Берет свое начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м, из родника в селе Волго-Верховье Тверской области и, протекая по всей территории Центральной России, впадает в Каспийское море.

Наши предки славяне называли реку Волгу «большая вода». Думается, за счет ее огромных размеров. Смотришь на нее, смотришь – и, кажется, время останавливается. По мнению Александра Дюма, Волга – царица наших рек. Она – защитница, кормилица и заступница. Река кормит и поит людей, она является естественной преградой от врагов. Волгу называют матушкой. Ведь именно Волга была основным путем, соединяющим Европу и Азию.

Волга считается любимым символом России. В различных песнях и стихах она всегда славилась как "мать-река", "матушка-Волга". Из поколения в поколение передавались волжские легенды, были, сказания, предания. Эта фольклорная традиция привлекала к себе внимание многих поэтов прошлого века. Тема Волги в русской поэзии уже давно заняла особое место. В народном фольклоре, творчестве писателей, поэтов, художников широко отражена тема Волги матери, Волги кормилицы. Обобщив эти образы, можно сказать, что для русского человека Волга – это сама Жизнь.

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, она не перестанет быть для русского человека прекрасной, величественной, загадочной. А для литераторов - источником вдохновения.

Волга всегда вдохновляла деятелей культуры: произведения многих писателей посвящены быту ее жителей - например, П. И. Мельникова-Печерского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова (автора известных строк: "О, Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я!", знаменитого на весь мир Максима Горького, родившегося на Волге и правдиво описавшего жизнь ее простого народа.

Прославленным певцом великой реки стал и гениальный бас Федор Шаляпин, волжанин по происхождению, коронным номером которого была народная песня "Дубинушка", также посвященная тяжелой участи волжских бурлаков. Многих поэтов вдохновила Волга на стихи и песни, многих живописцев – на чудесные полотна. Волгу писали замечательные русские пейзажисты Ф. А. Васильев, И. И. Левитан, И. Е. Репин.

У каждого поэта тема Волги решается своеобразно, неповторимо. И, тем не менее, представляется возможным найти и нечто общее, родственное в восприятии и отражении великой реки.

Образ Волги в поэзии И. И. Дмитриева

Волжская тема в поэзии заявила о себе только в конце 18 века, но и в фольклоре она развивалась задолго до этого. Широко известны такие народные песни, как "Ах ты, Волга ли, Волга-матушка", "Волга, реченька глубока", "Вниз по матушке по Волге", "Волга, моя матушка" и др. Главной песней о Волге для россиян уже почти полвека остается эпически пронзительная ошанинская: «Издалека долго течет река Волга, течет река Волга, конца и края нет», в которой человеческая жизнь и течение реки сплетены в единое целое. Откуда бы взяла свою единственную силу наша разливная народная песня, если бы не было у нас Волги, в дополнение к нашим утробным земным просторам?

Первооткрывателями волжской темы в поэзии, как известно, принято считать Н. М. Карамзина ("Волга", 1793) и И. И. Дмитриева ("К Волге", 1794).

«Воспоенные» Волгой симбиряне Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, слагали в ее честь гимны, тем самым пытаясь возвеличить "на слабой лире" "священнейшую в мире реку", ". в искренних стихах смиренну дань оставить". Любуясь величавою Волгою, воспетою питомцами ее Карамзиным и Дмитриевым в Симбирске, почтим ее признательным приветом и там, где она еще, так сказать в младенчестве, струится тихо и смиренно.

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в семье симбирского помещика. Его поэтическое творчество продолжалось немногим более десяти лет. Сам Дмитриев писал, что его «деятельная пиитическая жизнь. продолжалась только одиннадцать лет». Личность поэта Ивана Дмитриева и его мировосприятие формировала не только высокая культура семьи, её духовная самодостаточность. Сызранский уезд, симбирские и самарские земли времён Дмитриева - юго-восточная окраина России. Кругом - заволжские степи, реки, озёра и Волга. Просторы такие, что хоть три года скачи, никуда не доскачешь. Город Сызран выстроен худо, но необычайно красив по своему местоположению: в заливе Волги и разделяемый рекой Крымзой. Разливы рек по весне создавали необычайной красоты живописные виды, возбуждавшие воображение. А сочетание воды, голубого неба и солнца наполняло бытие внутренним и внешним спокойствием. Дмитриев значительно расширил жанровое многообразие сентиментальной поэзии.

В стихотворении «К Волге» (1794) возникает лирический образ поэта, восхищенного красотой и величием Волги:

Конец благополучну бегу!

Спускайте, други, паруса!

А ты, принесшая ко брегу,

О Волга! рек, озер краса,

Глава, царица, честь и слава,

Прости!. Но прежде удостой

Склонить свое вниманье к лире

Певца, незнаемого в мире,

Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты;

Свершилось то, чего желал

Еще в младенческие леты,

Когда я руки простирал

К тебе из отческие кущи,

Взирая на суда, бегущи

На быстрых белых парусах!

Свершилось, и блажу судьбину:

Великолепну зрел картину!

Там кормчий, руку простирая,

Чрез лес дремучий на курган,

Вещал, сопутников сзывая:

«Здесь Разинов был, други, стан!»

Вещал и в думу погрузился;

Холодный пот по нем разлился,

И перст на воздухе дрожал.

Тяготясь «скучной унтер-офицерской службой», Дмитриев часто испрашивал длительные отпуски, которые проводил в родных местах на Волге. Служебные досуги посвящал изучению «правил поэзии» и стихотворству, подражая, в основном, французским авторам легких стихов. Первые, публиковавшиеся анонимно в 1777–1782, литературные опыты оказались неудачны и успеха не принесли. Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», и надолго перестал печататься. Умер Дмитриев 3(15)октября 1837, окруженный почетом и уважением, хотя его творчество выглядело старомодным на фоне свершений пушкинской эпохи. Прах его покоится в Московском Донском монастыре.

Образ Волги в поэзии Н. М. Карамзина

Одним из первых Карамзин воспел Волгу ("Волга", 1793)/./p>

Образ Волги привлек внимание Н. М. Карамзина. Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря 1766 года под Симбирском в дворянской семье. Детство его прошло на берегу Волги - величавой реки, "священнейшей в мире" (как она названа в одном из его стихотворений). Отдавшись писательской деятельности, он стал одним из первых русских профессиональных литераторов. На берегах Волги он ведет «рассеянный образ жизни»: делает визиты знакомым семьям, не чурается карточного стола, посещает балы. В то же время читает Шекспира и переводит Эдуарда Юнга. Питая интерес к деятельности «вольных каменщиков», Карамзин вместе с И. А. Тургеневым, соратником Новикова, выехал из Симбирска в Москву. Едва ли не главная заслуга Карамзина-пейзажиста - осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается, в русле руссоистских влияний, поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства "воспитания души". В стихотворениях "Поэзия", "Дарования" - раздумья поэта-пейзажиста о высших целях своего творчества, призыв к созерцанию природы, которая своей красотой облагораживает нравы и умиротворяет страсти. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе.

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих -

Их тонкой пеной орошаясь,

Прохладой в сердце освежаясь -

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов,

В которых древле раздавался

Единый страшный рев зверей

И эхом ввек не повторялся

Любезный слуху глас людей,-

Брегов, где прежде обитали

Орды Златыя племена;

Где стрелы в воздухе свистали

И где неверных знамена

Нередко кровью обагрялись

Святых, но слабых християн;

Где враны трупами питались

Несчастных древних россиян;

Но где теперь одной державы

Народы в тишине живут

И все одну богиню чтут,

Богиню счастия и славы

В своих произведениях Карамзин изобразил образы родных и знакомых, виды волжской природы. Его стихотворение «Волга» (1713) открывает антологию о «реке, священнейшей в мире, кристальных вод царице-матери». Хрестоматийными стали строчки Карамзина из письма к брату (от 6 июня 1808): «Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе». Это неизбывная любовь заставляла его не раз слетать «воображением на берег Волги, Симбирский Венец» Трагизмом пронизаны слова Карамзина к И. Дмитриеву в письме от 9 июля 1825: «Любезный Симбирск, Волга, Свияга! Мне уже, вероятно, не видать вас»

Кончина Николая Михайловича Карамзина отозвалась в сердцах современников глубокой печалью. Для них он был благородным примером служения родине, последним летописцем ее прошлого и первым писателем XIX века. П. А. Вяземский дал Карамзину образную оценку: «Карамзин - это Кутузов 12-го года: он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас отечество есть, как многие узнали о том в двенадцатом году».

Образ Волги в поэзии Н. М. Языкова

Иные смыслы приобретает Волга в эпоху романтизма в творчестве К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова и др. Их пейзажи, где Волга выступает символом России, можно условно назвать "патриотическими". Очень часто их стихи строятся на антитезе "родина - чужбина", что дает возможность ярче, эмоциональнее выразить любовь к родной стране и прекрасной реке. Тема Волги у них неразрывно связана с темой Родины.

Непревзойденный певец водной стихии, ее освежительного воздействия на человека, симбирянин Н. М. Языков особенно любил Волгу.

Молю святое провиденье:

Оставь мне тягостные дни,

Но дай железное терпенье,

Но сердце мне окамени.

Пусть, неизменен, жизни новой

Приду к таинственным вратам,

Как Волги вал белоголовый

Доходит целый к берегам

Ей он посвятил наибольшее из всех крупных русских лириков количество стихотворений. Кипучему дару Языкова дорог образ взволнованной, брызжущей, потрясенной стихии. Он может считаться основоположником той линии в развитии национального пейзажа, которая подчеркивает не скромную, смиренную прелесть русской природы, а ее гордый простор, яркость, пышность, величавость ("Моя родина", "Чужбина", "Родина").

Где твоя родина, певец молодой?"-

Где берег уставлен рядами курганов;

Где бились славяне при песнях баянов;

Где Волга, как море, волнами шумит.

Там память героев, там край вдохновений,

Там все, что мне мило, чем сердце горит;

Туда горделивый певец полетит,

И струны пробудят минувшего гений!

Глава II. Образ Волги в поэзии 19-20 веков

Образ Волги в поэзии Н. А. Некрасова

В середине 19 века, благодаря поэтам революционно-демократического лагеря, входит в русскую поэзию мотив "трудовой" Волги, бурлачества. Здесь уже романтическая традиция уступает место реалистической. Тема "природа и труд", органичная для поэта, порой передается с кольцовской бодростью, чаще же приобретает трагическое звучание. Он противопоставляет "зрелище" цветущей природы "позору" невежества, нищеты, бесправия.

У них река ассоциируется прежде всего с малой родиной: родным селом, городом, родным домом. Они замечают, как сильно изменилась родная Волга, глядя на бегущие по ней пароходы, разрывается от боли сердце, кода смотрят они на вырубленные по берегам леса, на "плевки Горынычей стальных", на то, "как голубую телогрею Чернит без устали мазут. "

На берегах Волги прошло детство Некрасова Николая Алексеевича, сюда он постоянно приезжал и, будучи известным, признанным поэтом. Волге он посвятил свои лучшие строки. С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. Могучие просторы Волги, скромные деревеньки, разбросанные по её берегам, леса, поля, заливные луга постоянно влекли к себе поэта. Теперь Волга и Некрасов – понятия, вряд ли отделимые друг от друга в истории отечественной культуры.

Поздней осенью 1824 года будущий поэт вместе с отцом и матерью впервые приехал в родовое имение Грешнево. Грешнево расположено неподалёку от Волги; вокруг холмы, заливные луга, поля. На правой стороне Волги видны золотые купола Бабайского монастыря, о котором Некрасов рассказывает в стихотворении «Горе старого Наума». Вниз по Волге – крахмально-паточные заводы, затапливаемая в весеннее половодье Костромская низина, Кострома, Ипатьевский монастырь – величественный памятник древней архитектуры

Родовой дом Некрасовых стоял на самом конце Грешнева. Окна его выходили на столбовую дорогу – Ярославско-Костромской низовой тракт, который в народе называли Сибиркой. В усадьбе, по словам Некрасова, всего замечательнее был старый обширный сад, окружённый густыми липами.

В глубине сада, позади дома, располагались хозяйственные постройки: кухня, баня, людская и в самом дальнем углу стоял флигель с кирпичным первым и деревянным вторым этажами. В нём жили крепостные музыканты. Дом этот, назывался «музыкантской». Он сохранился до нашего времени. Совершенно особое место, как ни у кого другого из русских писателей, занимает Волга в жизни и творчестве Некрасова. Здесь в Грешневе, в доме отца, Некрасов учился «любить и ненавидеть». Невдалеке от Грешнева протекала река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами любовался вольными просторами великой реки:

О Волга!. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву. А над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

("На Волге")

Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей. Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой". Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

Образ Волги в творчестве И. А. Гончарова

По-своему воспел Волгу И. А. Гончаров. Он видел в ней, в пейзажах, ее окружавших, прежде всего тягу к гармонии, к красоте. Для писателя Волга, жители ее берегов - это неотъемлемая часть России, ее вчерашний, сегодняшний и завтрашний день. Внесение реки Волги в композицию "Обрыва" во многом помогло изобразить неповторимость и индивидуальность действующих лиц.

Река Волга, ее образ, показан в "Обрыве" в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство4.

"В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину - и там в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, - именно "Обрыв".

Перечисляя в "Необыкновенной истории", какие эпизоды он излагал Тургеневу, Гончаров не забывает упомянуть и про "картины Волги". В 1870 г. , спрашивая свою корреспондентку: "А сказать ли, когда задуман этот роман?" - писатель отвечает: "В 1849, когда я сам был на Волге - и хотя я там родился, но тут как будто в первый раз увидел этот край и людей. Там задумана была и Вера, никогда не существовавшая - это мой тогдашний идеал. Марфиньки никакой я не знал никогда, а в Бабушке воплотились некоторые черты моей матери - как я замечаю теперь сам (когда вся она вылилась у меня) - еще другой старухи, которую знал студентом в Москве"6.

Река Волга у Гончарова больше, чем просто "предмет природы". Общаясь с нею, чаще опосредованно, чем лично, персонажи романа, подчас не замечая того, сами приоткрывают свой характер, мечты и настроения. Вне реки Волги роман вряд ли мог быть построен. Его действие невозможно, к примеру, "на берегах Невы"; или где-то вне России, как, скажем, роман И. С. Тургенева "Дым"; трудно представить поступки и судьбы героев "Обрыва" в другой российской провинции, где нет могучей Волги. Исторически сложившийся уклад жизни во многом предопределен местом действия. Так, в "Обрыве" "с одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой - широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор" (ч. I, гл. VII). Это и география романа, и указание автора на главный пейзаж его книги. А вот и топография "Обрыва": это краткое описание маленького родового имения, доставшегося Борису Райскому "от матери". "Оно все состояло из небольшой земли, лежащей вплоть у города, от которого отделялось полем и слободой близ Волги, из пятидесяти душ крестьян, да из двух домов - одного каменного, оставленного и запущенного, и другого деревянного домика, выстроенного его отцом" (ч. I, гл. II). Здесь-то и жила Бабушка с двумя, тоже двоюродными, внучками-сиротами.

В свое время отмечалось, что в "Обрыве" нет пейзажа тушинской "берлога", тушинского "Дымка". Причина тому, на наш взгляд, в местонахождении имения Ивана Ивановича с паровой лесопилкой. Физически оно далеко от Волги, а ей подчинена в романе вся композиция, вся структура. Не будем забывать, что индивидуальность гончаровского пейзажа - это волжский простор.

Знаменитая река обладает иной раз переносным, а то и судьбоносным значением и смыслом. Эта гончаровская иносказательность проступает в книге осторожно и ненавязчиво.

Образ Волги, ее присутствие ощущается буквально во всех эпизодах романа, образ реки пронизывает все клеточки произведения. Волга-матушка, как часть романной структуры, влияет на ход действия. Именно переезды Веры за Волгу-реку, в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непросто го характера героини, влияют на переживания то Райского, то Тушина.

Забегая вперед, отметим: Волга - доминанта русского пейзажа в книге Гончарова. С точки зрения частоты упоминаний и обстоятельного описания реки, примечательны первые части романа, где речь идет о свежих впечатлениях Райского после его приезда в Малиновку. "Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами.

Образ Волги помогает автору ярче, убедительнее показать внутренние противоречия тогдашней России. Итак, волжский пейзаж в "Обрыве" составляет тот структурный элемент, который способствует и помогает читателю понять духовные искания гончаровских героев, этих людей середины XIX в. , их надежды, настроения, их духовные запросы, наконец, силу любви. Если мир русской природы в романах И. С. Тургенева тесно связан с Орловской и Курской губерниями, то огромная любовь к русской природе у И. А. Гончарова сосредоточена на Волге, ее просторах, ее берегах и, конечно же, на людях, там живущих

Образ Волги в поэзии Д. Н. Садовникова

Садовников Дмитрий Николаевич (25. 04, 1847-1912. 1883), фольклорист, этнограф, поэт. Учился в Симбирской гимназии, работал педагогом. Известен как собиратель. В сборнике «Сказки и предания Самарского края» (1884) Садовников опубликовал фольклор, записанный в

Поволжье (в основном от сказочника А. К. Новопольцева), в сборнике помещены материалы о Степане Разине. Интерес к народным движениям в

Поволжье выразился и в собственном творчестве Садовникова, в цикле стихов о Разине; лучшие из них - «Из-за острова на стрежень», «По посаду городскому» - стали народными песнями. Садовникова называют «певцом Волги». В своих стихах Садовников воспевает русскую реку Волгу

Но дух людей, которым тесен

Казался мир в избытке сил,

Родной напев поволжских песен

В своем размахе сохранил.

И песня та, путиной долгой,

И величава, и стройна -

Несется вместе с синей Волгой

Кидая в душу семена.

Кто песню вольную заслышит,

Кто от души ее споет, -

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разорвет!.

(«В Жигулях»)

2. 4. Образ Волги в поэзии В. А. Гиляровского

Владимир Алексеевич Гиляровский

Волга-царица!. По ней пароходы

Пенят и режут могучие воды,

К верху и к низу стрелою летят,

Зычно свистки паровые гудят,

Громкое эхо от них раздается,

Песня ж бурлацкая там не поется,

Лямкой бурлаки уж груди не трут,

Вытеснил пар человеческий труд.

Волга оставила заметный след в жизни и творчестве В. А. Гиляровского, что он до конца дней своих любил великую русскую реку и не раз бывал в нашем крае.

Но, наверное, важно не только то, что Гиляровский бывал в нашем крае, работал и жил здесь, а главное, что его произведения, воспоминания могут послужить для краеведов удивительным источником, свидетельствующим о том, как жили, работали люди на заводе свинцовых белил, как и где, отдыхали. Гиляровский был одним из последних писателей, кто обратился в своем творчестве к жизни бурлаков.

Все-то мне грезится Волга широкая,

Грозно - спокойная, грозно-бурливая,

Грезится мне та сторонка далекая,

Где протекала моя юность счастливая.

Помнится мне. На утесе обрывистом

Дубы высокие, дубы старинные,

Стонут они, когда ветром порывистым

Гнутся, ломаются ветви их длинные.

Воет погодушка, роща колышется,

Стонут сильнее все дубы громадные,

Горе тяжелое в стоне том слышится,

Слышится грусть да тоска безотрадная

Образ Волги в поэзии А. В. Ширяевца

Любовь к Волге, к родному Поволжью проходит через все творчество Александра Ширяевца.

В одном из своих писем в 1917 году Сергей Есенин назвал Ширяевца: «Баюн Жигулей и Волги». Тема малой родины занимает одно из центральных мест в творчестве поэта.

Есть ли что чудесней

Жигулей хребтов?

А какие песни

С барок и плотов!.

В первом сборнике стихов поэта «Запевка», изданном в 1916 году в Ташкенте тема Жигулей является одной из основных:

Что мне дива Туркестана,

Груды серебра-добра,

Я глядеть на Волгу стану

С караульного бугра.

После выхода из печати очередного сборника в местной газете появился отзыв критика: «Чувствуешь влажный волжский запах и ветер при чтении стихов А. Ширяевца. Поэт, что называется, пропах Волгой. Его стих залихватский и звонкий. Такие стихи просятся наружу из груди Их петь над Волгой, в её лесах. Но поэт поет нам здесь, и мы видим эту дорогую исполинскую реку, слышим величественный ритм её богатых волн, чувствуем, как льется к нам в душу её влажный воздух».

Он - цветень! Мой он крестный!

Он в песни влил вина,

И, окунувши в весны,

Дал перстень певуна.

Он, знаю, с Волгой вместе

Наладил струны мне.

Все к ней плыву - к невесте,

На песенной волне.

Цветет весенний перстень,

И я, как цветень, юн!

Над половодьем песен

Плыву я с песней струн.

Уплыву, как только вспенится

Волга - матушка река,

У бродяг душа не пленница,

Не дрожит у кошелька!

Люблю петь мне песни смелые,

Что поет по Волге голь,

Видеть волны - гребни белые.

Эх, зазноба, не неволь!

Ты неси быстрей, кормилица,

Наши барки и плоты!

Глядь, и ветер принасилится -

Будет меньше маяты!

Не меня пь краса румяная

Машет с берега рукой?

Да милей мне вопя пьяная,

Обручился я с рекой.

(«Бурлак»)

Образ Волги в поэзии А. Твардовского

Перед взором Твардовского поэта проплывает Волга- матушка, вобравшая в себя семь тысяч рек, Урал с его “главной кувалдой страны”, сибирская тайга, Байкал, Забайкалье, тысячеверстные просторы вплоть до Тихого океана. И невольно вырывается слово сыновнего признания:

Да, я причастен к этой гордой силе

И в этом мире - богатырь

С тобой, Москва,

С тобой, Россия,

С тобою, звездная Сибирь!

Заключение

Волга – великая русская река. Вся наша страна в своём многообразии и величии, отражается в Волге. Волга навечно останется символом России, символом Родины. Удивительная красота Волги, её многообразие во всех проявлениях – от природных ландшафтов до исторических событий - не перестанет быть для русского человека прекрасным, величественным, загадочным. А для литераторов - источником вдохновения. Волга словно волшебная, она не только вдохновляет, она завораживает. Увидев удивительные пейзажи, душа разворачивается, и поэтические строчки сами собой приходят на ум. Ничего бы всего этого не было, если бы когда-то из маленького родничка не разлилась эта замечательная, обворожительная река – Матушка Волга. Остаться равнодушным к Волге просто не возможно, поэтому поэты пишут необыкновенные, захватывающие душу стихи. Прочитав их произведение, можно ярко себе вообразить описываемое место и действие, где всё происходило. Волга – это широта души, глубина сердца, искренность чувств и слов поэта. Так, наш недавний современник, поэт Н. Благов писал:

И когда тебя втянет в простор этот синий,

И когда ты с рекою бессмертной, родной,

Только выдохнешь:

Волга! - Только скажешь:

Россия!-

Да умоешься вечно живою водой!

Как бы ни менялась в дальнейшем Волга, о ней не говорили бы так величественно, если бы она этого не заслуживала – а она этого ЗАСЛУЖИВАЕТ!

В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал. Волга всегда поражала своей красотой писателей и поэтов. Вдохновленные величием реки, они создавали произведения, посвященные Волге.

Но в истории этой реки есть и самая суровая картина - это Сталинградская битва, которая длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Много исторических фактов посвящено этой битве, много написано и литературных произведений о ней. Но есть ли в них упоминание о нашей реке? Как описывается река? С какими событиями Великой битвы она связана? Какие памятные места есть на берегу этой великой русской реки?

Работу мы начали с описание реки Волга, ее географическом положение в нашей области, географического положения областного центра – Волгоград, который протянулся на 60 км вдоль реки. В период Великой Отечественной войны на Волге в Волгограде произошла крупнейшая Сталинградская битва.

Далее мы приступили к поиску литературных произведений, где упоминается река Волга в период Сталинградской битвы. Мы выбрали сборник Сергея Алексеева «Сталинградское сражение 1942-1943: рассказы для детей».

В рассказах «Волга-Волга», «Ни шагу назад» и «Буль-буль» мы увидели сражения на берегах реки. Город ежедневно подвергался налетам вражеской авиации. Горели нефтехранилища. Горящая нефть стекала в Волгу. Рассказ «Волга-Волга» нам поведал о речниках, которые проявляя решительность, находчивость и храбрость, прорывались в Сталинград, делая десятки рейсов с левого на правый берег и обратно. В рассказе «Остров Людникова» мы увидели решительностью, отвагу и героизм бойцов дивизии И. И. Людников.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в литературных произведениях, где упоминается река Волга, можно увидеть многие исторические события, которые происходили в период Сталинградской битвы.

А как события сражения на Волге описываются в поэтических произведениях? Много стихотворений посвящено этому великому сражению. Но мы остановимся на тех, в которых упоминается наша река.

Сталинград – это город, у стен которого в годы Великой Отечественной войны во многом решалась судьба человечества.

За вольное теченье Волги сражались русские сыны...

…Что творилось тогда – кровь текла, как вода,
Но не Волгой, а буйной стремниной...

Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью.

Волга от взрывов встает на дыбы, город горит над рекою.

На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

…Над Волгой дым пожарищ, пепел, хлопья сажи,
Горит измученный боями Сталинград…

23 августа над Сталинградом поднялись многометровые языки пламени. Горели дома, как свечи, вспыхивали деревья, плавился асфальт, и сам воздух стал горячим, обжигал лёгкие.

От рождения земля не видела ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, и краснели поля, всё пылало над Волгой – рекой.

Подвиг нашего народа и его Вооруженных сил спас человечество от фашистских варваров, он не померкнет в веках. Но какой ценой досталась эта победа? Скольких солдат не дождались матери? Кто поможет понять эту боль материнского сердца? Только тишина Мамаева кургана. Кто может измерить количество пролитых слез матери? Только Волга.

Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.

Все эти отрывки из стихотворений подтверждают нашу гипотезу. Да, действительно, мы видим, что река видела весь ужас Сталинграда, в которую падали женские слезы, где умирали их дети; она – главный свидетель тех страшных дней.

Раз события происходили на Волге, то здесь мы можем найти памятные места и памятники, посвященные событиям Сталинградской битвы. И это нам удалось. Мы пришли к выводу, что на берегах реки есть немало памятников, посвященных великим событиям Сталинградский битвы.

Изучив данные о событиях на реке Волга, мы можем сделать вывод, что эти события на реке подробно описываются в литературных произведениях. Мы нашли их точное описание как в прозе, так и в поэзии.

События великой битвы на Волге нашли отражение в современных местах памяти, созданных на реке.

Изучив литературные произведения, мы пришли к выводу, что Волга - свидетель и участник Сталинградского сражения. Именно здесь и произошел коренной перелом всей Великой Отечественной войны.

Сталинград - это Волга. Народ сложил сотни песен о Волге-матушке. Волгу он поет и Волгой он живет.

Волга - это богатство, слава, гордость России. Она наша память о нем и многих других исторических событиях.

Исакова Анастасия, ученица 7 г класса, МБОУ СШ № 32 «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области, Россия.

Эта песня известна каждому русскому человеку. Стоит только произнести первые слова, как тут же прохожие подхватывают их, и через мгновенье вся улица напевает знаменитую мелодию прошлых лет.

Но всем ли известно из какого «далека» и как «долго» течет великая русская река. И почему она так велика?

Не совсем из далекого «далека» течет Волга. Берет она свое начало в Тверской области в деревне Волговерховье, а вот простирается до самой Астрахани, где впадает в Каспийское море. Путь ее длится 3 530 км, что делает реку самой протяженной в Европе.

Возможно ли представить, что на всем этом расстоянии Волга превращается из ручейка, который можно перешагнуть, в широченную реку, мост через которую достигает более 5 км!

Президентский мост в Ульяновске. Фото: www.wikiwand.com

Это интересно:

Президентский мост — общая стоимость строительства мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске в ценах 2008 года - 38,4 миллиарда рублей. Общий срок строительства мостового перехода составил 23 года, что превысило нормативный период строительства на 14 лет и привело к удорожанию объекта (при среднем инфляционном росте 1 миллиард рублей в год) на 14 миллиардов рублей.

«А Вы сможете перешагнуть Волгу?» — спрашиваю я всегда гостей, приезжающих в Тверскую область. Ответы разные, но глаза загораются у всех, а далее следует вопрос: «Где это можно сделать?». Сама я перешагнула Волгу дважды, но всегда это действо сопровождалось некой тайной. Сейчас же люблю наблюдать за людьми, которые впервые приезжают на исток. Они как дети бегут к крохотном ручейку и, не веря своим глазам, спрашивают: «Это правда она?». А потом весело прыгают с берега на берег. Счастье. Да, здесь живет счастье, которое кроется в простых вещах. Оно находится у самого истока, у истока великой русской реки.

Дальше это счастье протекает через 15 субъектов Российской Федерации , захватывая такие города, как Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самару, Саратов, Волгоград, Астрахань и другие. И для каждого жителя этих городов Волга — любимая река, кормилица. О ней всегда слагали песни, ее воспевали поэты и писатели, художники рисовали ее в любое время года.

Волга кормила и вдохновляла наш народ на протяжении многих веков. А скольких веков? Пока я пыталась разобраться в научном материале по географии и геодезии, поняла, что вопрос с историей происхождения Волги немного глубже, чем я себе представляла. Не буду вдаваться в подробности. Важно одно – Палео-Волга образовалась 5 млн лет назад! Что же касается о упоминаниях о реке? Первое из них принадлежит Геродоту (V в. до н.э.), далее существуют отсылки на древнеримские источники II – IV вв. и, конечно же, Волга упоминается в древнерусском произведении «Повесть временных лет», написанном летописцем Нестером.


Древняя карта реки Волги / Карта Фра Мауро (фрагмент) — Волга и Каспий

Конечно, как у любой полноводной реки – основная функция – транспортная. По Волге в средние века пролегал волжский торговый путь, который соединял Скандинавию со странами Восточной Азии. Рассвет данного торгового пути пришелся на IX век. При Иване Грозном открылось сквозное движение по реке до ее устья как самоходных весельных судов, так и движимых бурлаками. Всем, конечно же знакома, поэтому представление об этом тяжком труде не нуждается в описании. В начале 1800-ых годах стали появляться пароходы, которые и сейчас курсируют по Волге.


Плес. Фото: pliosvestnik.ru

Многие знаменитые люди путешествовали по Волге, описывали ее, рисовали. Одной из таких особ была Екатерина Великая. Само путешествие называлось «Волжский вояж» и длилось чуть больше месяца с 13 мая по 16 июня 1767 года. Начиналось оно в Твери, заканчивалось в Синбирске. Во время своего пребывания в Костроме, Екатерина узнала, что у города нет герба. Императрица повелела тут же создать герб для Костромы: «Прикажите в Герольдии сделать городу и уезду костромской герб, коим намерена их пожаловать».

Тот герб стал первым официально утвержденным гербом в России, а изображал он Волжский вояж Екатерины – корабль, на котором приплыла императрица по Волге. Так, Великая русская река начала фигурировать и в геральдической символике.

Не знаю, какие еще факты из жизни реки привести, чтобы не осталось сомнений в ее величии и значимости, хотя, разве, кто-то сомневался? Да и как можно ставить под сомнение красоту и могущество русской реки, которая стала символом всей страны.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов Н.А.

Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Карамзин Н.М.

А я без Волги просто не могу.
Как хорошо малиновою ранью
Прийти и посидеть на берегу,
И помолчать вблизи её молчанья.
Дементьев А.С.

1. Впервые люди услышали песню «Течет река Волга» в июле 1962 года в воскресной радиопередачи Всесоюзного радио «С добрым утром!» в исполнении Марка Бернеса, который и должен был озвучивать ее в кинофильме «Течет Волга», однако, он отказался от этого. В итоге в фильме исполняет песню Владимир Трошин.

2. С 2008 году неофициально празднуется день Волги 20 мая. Традиционно проходят экологические мероприятия по очищению реки. В Тверской области в конце мая начинается Волжский крестный ход, который начинается с освещения истока Волги и далее следует по всем волжским городам Тверской области.

3. Бурлаки – это не только те, кто таскал баржу. Этим словом можно назвать человека, ушедшего на заработки (рубить дом, класть печи и тд.). В СССР в 1929 году бурлацкая тяга была запрещена. Сейчас в нормативно-правовых актах нет на ее запрета.

4. Самый длинный мост через Волгу – Президентский — построен в 2009 году в г. Ульяновск. Его длина составляет 5 825 метров. Президентский мост являлся самым длинным мостом в России, до постройки Крымского моста, длинна которого составляет 19 км.

(Детство Валежникова)

. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой - богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, все село
Прошел - нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине - и рад.
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет… Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей,
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет,- говорил я жизни той.-
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему…

Быть может, недостало сил
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
- О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей…

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир - и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой -
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато, добытая с тех пор,
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Все то же, то же… только нет
Убитых сил, прожитых лет…

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе; она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо -
Вот догоню!..» Догнал, поймал,-
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,-
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок.
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда -
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,-
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки.
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
- Когда-то в Нижний попадем?-
Один сказал: - Когда б попасть
Хоть на Илью…- «Авось придем.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был -
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,-
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей детей,
Какие клятвы я давал -
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы - наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?..

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему,- не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова

Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.

Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.

Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.

Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.

В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.

«Максим Горький - волжский Буревестник»

Руководитель: Рондарь Ирина Николаевна,

город Волгоград ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»,

1 курс, группа СПС 1-15 «Слесарь по ремонту подвижного состава»

В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал. Она всегда одушевлена, ей приписываются человеческие качества, а идеальный русский человек должен соответствовать образу этой реки. В литературе и искусстве Волга встречается не слишком часто, но с её образом связаны поистине культовые произведения. В культуре XIX и начала XX века с Волгой связаны наиболее «народные» представители культуры: Н.А. Некрасов, Максим Горький, Ф. И. Шаляпин.

Волга - типично равнинная река. От истока до устья она спускается всего на 256 метров. Это очень малый уклон по сравнению с другими величайшими реками мира, что дает очень большие удобства для судоходства.

«… медленно движутся навстречу берега Волги, - левый, весь облитый солнцем, стелется вдоль до края небес, как пышный, зеленый ковер, а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое. Между ними величаво простёрлась широкогрудая река; бесшумно, торжественно и неторопливо текут её воды …» М. Горький

Для средней Волги характерны три основных типа берегов. Справа, возвышаются незатопляемые ни при каких уровнях воды древнее берега, спускающиеся к реке крутыми скатами; иногда, на повороте, такой берег вдается в реку Волгу, образуя утес. Слева преобладают чрезвычайно пологие, постепенно возвышающиеся к низкой луговой пойме песчаные берега, Чередующиеся с "ярами - обрывистыми, почти отвесными откосами, глинистыми, песчанно - глинистыми; в некоторых местах они достигают значительной высоты. "Между ними величаво простерлась широкогрудая река; бесшумно, торжественно и неторопливо текут ее воды; горный берег отражается в них черной тенью, а с левой стороны ее украшают золотом и зеленым бархатом песчаные каймы отмелей, широкие луга". М. Горький

Над родной Волгой взмахнула крылом молодая слава Горького.

Отсюда она полетела, чтобы, с необычной скоростью миновав рубежи земель и вод, превратиться в славу мировую. Ее называли сказкой - эту чудо-славу. И она была сказкой, потому что молнии ее доносили удивительный зов писателя - сделать жизнь прекрасной.

С призывом своим еще вчера неведомый художник обращался к людям, не обладавшим ни богатствами, ни могуществом, к людям, лишенным какой-нибудь образованности, чаще - неграмотным, забитым нуждою, угнетенным работами без меры и просвета. Их звал он распрямиться, в них будил гордость человека...

Горький поднял свою жизнь из народных низин, которые пугали мещанина, и птицею взлетел над ними - вот что поражало именно этого мещанина...

Горький с молодости все ближе и глубже узнавал людей революции, среди них - и будущих марксистов. Ему доводилось учиться в кружках рабочей молодежи, для которой ключи, к партийному подполью не всегда были секретом. Юношей отправляясь пешком по Руси, чтобы узнать ее, Горький вышел на историческую дорогу нашей страны - на дорогу революционера.

«Я в жизнь пришел, чтобы не соглашаться» – прозвучит девиз юности. С чем? С жестокой неправильной жизнью, которая редко, очень редко может одарить человека минутами счастья и радости, как, например, плыть с хорошими людьми по Волге, любоваться азартной пляской бабушки, погружаться в чудесный мир книги. Позже будет несогласие с мотивами смерти, распада, уныния в русском декадансе, с эстетикой критического реализма, с его героем, неспособным к яркому поступку, подвигу. Горький убежден: «Чтобы человек стал лучше, ему нужно показать, каким он должен быть»; «настало время нужды в героическом» (из писем к А.П. Чехову).

"Человека создает его сопротивление окружающей среде", - писал Горький спустя много лет. Это сопротивление окружающему корыстному и жестокому миру, нежелание жить так, как живут вокруг, рано определили характер будущего писателя.

Миру корыстных, звериных отношений между людьми противостоял мир прекрасного - красавица Волга, воспетая в песнях, река бунтарей.

С детства вошла в жизнь Алеши музыка. В доме Кашириных пели старинные песни, мещанские романсы, дядя Алексея был хорошим гитаристом, а двоюродный брат пел в церковном хоре.

Дед начал учить внука грамоте по Псалтырю и Часослову*. Мать заставляла мальчика учить наизусть стихи, но скоро у Алеши появилось "непобедимое желание переиначить, исказить стихи, подобрать к ним другие слова". Так возникли стихи.

Попавший в двенадцать лет на борт корабля, за жалованье два рубля в месяц, он работал с шести утра до полуночи в чаду и шуме кухни. Но иногда он убегал на корму и любовался сжимающимся сердцем необъятной, умиротворяющей Волгой. Величию этой могучей реки суждено было наложить на Алексея отпечаток на всю жизнь. «Ночь, – напишет он, – ярко светит луна, убегая от парохода влево, в луга. Старенький рыжий пароход, с белой полосой на трубе, не торопясь и неровно, шлепает плицами по серебряной воде, навстречу ему тихонько плывут темные берега, положив на воду тени, над ними красно светятся окна изб, в селе поют девки – водят хоровод, – и припев „ай-люли“ звучит, как Аллилуйя… Меня почти до слез волнует красота ночи».

Но интересы пытливого и любознательного подростка не ограничивались мещанским, обывательским чтивом. Он полюбил и оценил книгу, которая учила и заставляла думать, - произведения Пушкина, Гоголя, Бальзака, Флобера, Золя.

"...Дама вынесла маленький томик в переплете синего сафьяна.

Это тебе понравится, только не пачкай!

Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует".

Книги не заслоняли от Алексея жизни, но изменяли ее, делали ярче,

значительнее, интереснее. "Книга для меня - чудо", - писал Горький в 1926 году, и этот восторг перед книгой он пронес через всю жизнь - с плавания по

Волге со Смурым до последних дней жизни.

Максим Горький писал:"...медленно движутся навстречу берега Волги, - левый весь облитый солнцем, стелется вдоль края небес, как пышный зеленый ковер, а правый взмахнул к небу кручи свои, поросшие лесом, и замер в суровом покое..." Видимо, не случайно в старину волжские города располагались так, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужское имя,- Ярославль, Саратов, Симбирск, на левом-женские-Кострома, Казань, Самара, Астрахань.

Высокий идеал личности писателя, воплощенный в Каронине, стал в будущем идеалом и Горького. Каронин говорил о русской литературе, пробудил в Алексее интерес к босякам (им посвящен ряд первых рассказов Горького). Тяжело больной, полунищий, только что вернувшийся из ссылки, он не жаловался на свою судьбу, жил "весь поглощенный исканием "правды - справедливости".

Другим писателем, с которым познакомился Алексей в Нижнем, был В.Г.Короленко. Алексей отнес ему написанную ритмической прозой "Песнь старого дуба". В этой "огромной" поэме он изложил свои мысли о теории эволюции. "Песнь" - она до нас не дошла - Короленко не понравилась: он рекомендовал писать что-нибудь о пережитом. Сильно огорченный, Алексей долго не брал в руки пера. Но однажды, летней ночью, когда он любовался Волгой, рядом сел Короленко.

Что же - пишете вы?

Нет...

Жаль и напрасно... Я серьезно думаю - кажется, у вас есть

способности.

Многочисленные встречи, долгие беседы с сотнями людей, лавина разнообразных впечатлений оказались не под силу писателю, и почти месяц Горький живет на даче в Краскове под Москвой - в густом хвойном лесу.

Но и здесь по-прежнему напряженная писательская работа, горячие беседы. "Он был бодр и производил впечатление человека лет сорока, живущего во всю полноту физических и духовных сил. Вот только кашель - глухой, надрывный, как бы раздирающий ему грудь и потому особенно мучительный..." - вспоминает писатель И.Жига.

Природа для поэзии – это как бы ее второе «я», зеркало, в котором яснее узнается собственный облик. Кем бы ни выступала природа для поэзии: союзницей или соперницей, наставницей или ученицей, - именно по отношению к ней поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы «второй», сотворенной, но столь же безусловной и вездесущей, как первая. Природы не только тема поэзии, но и наивысший ее идеал, та большая поэзия, которая уже не вмещается в индивиуальный стиль, выходит за рамки авторства, стирает подписи, имена и становится плотью мира. Осознать свое родство с такой поэзией – для всякого автора величайшее счастье и честь.

Тогда, на перевале двух столетий, мир резко разломился для писателя на друзей и врагов. Реакция утвердилась во мнении о "вредности" горьковских произведений для существовавшего порядка.

Царские власти выискивали в деятельности Горького наказуемость всякого шага. Немыслимо, конечно, взвесить, сколько душевных сил похищено было у писателя заточениями в полицейских участках, тюрьмах, крепости, под надзором тайным или явным, в арестных домах или под домашним арестом. То, что на протяжении всей цепи преследования Горький не дал дрогнуть мужеству своего волшебного пера, свидетельствует о величии духа истинного поэта...

20 августа 1929 Горький снова отправляется в поездку по СССР. На пароходе" Карл Либкнехт" он плывет по знакомой ему с детских лет Волге, осматривает Астрахань, Сталинград, затем Ростов-на-Дону, совхоз "Гигант", кавказское побережье Черного моря, Тифлис. На клумбах раскрылись и пахнут белые цветы табака. За Москвой-рекой, на лугах не видно тумана. Алексей Максимович, опустив усы, не торопясь, идет к тому месту, где собраны кучки хворосту. Поджигает костер. Стоит, насупившись, глядит, как пляшет огонь, - искры уносятся вверх сквозь дрожащую листву, в ночь. В глазах его, серо-синих, - большое удовольствие.

Стоя между краснеющими стволами, он, может быть, вспоминает те, - иные костры, зажженные им сорок лет тому назад* на берегах Волги. Его костры озарили очертания наползающей революционной грозы. От огней его костров шарахнулось злобно, ночными напившимися призраками, - вековечное российское мещанство. Тревога его костров разбудила дремавшие силы бунта. Искры понеслись по всей необъятной России, перекинулись через рубежи, возмущая умы предвестием великих событий, неминуемых потрясений".

Его напряженное внимание к собеседнику, душевность, умелый совет и в то же время строгость и требовательность, принципиальность, никогда не превращавшиеся в унылую "проработку", неизменно располагали к себе, и каждый уходивший с Малой Никитской уносил с собой частицу горьковской мысли, частицу его таланта, его душевного тепла.

Тот, кто с ним говорил хоть недолго,

выходил, полный сил, на порог.

Человек этот был, словно Волга,

вдохновенно могуч и широк! -

пишет поэт Павел Железнов, один из тех, кому Горький дал путевку в жизнь.

11 августа писатель едет в Горький, откуда с друзьями и семьей

(невесткой и внучками) совершает путешествие по Волге (по Волге он плавал и летом 1934 года).

Писатель хотел последний раз полюбоваться Волгой, и окружающие чувствовали, что он прощается с рекой детства и молодости. Поездка была тяжелой для Горького: мучали жара и духота, постоянная тряска от слишком мощных машин только что построенного парохода "Максим Горький" ("Можно бы и без этого", - проворчал писатель, увидев на пароходе свое имя).

Горький беседовал с партийными и советскими руководителями городов, мимо которых проплывал пароход, рассказывал о своей молодости, о волжской жизни тех лет, слушал последние шаляпинские пластинки, недавно привезенные

Екатериной Павловной из Парижа от великого певца.

"Всюду по берегам рек, в городах идет неутомимая работа строительства нового мира, возбуждая радость и гордость", - подытоживал Горький свои впечатления от поездки в письме Р.Роллану.