Японцы закрыли вопрос по курилам. Япония должна признать Курилы российскими

24.09.2019

Почему Россия не может позволить себе пойти навстречу территориальным притязаниям Японии? На этот вопрос РИА Новости ответили директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин и директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

1.

Острова бесспорно принадлежат России, считает Семен Багдасаров.

"Договоров и соглашений существует много, зачастую они противоречат друг другу. Но главное все же другое: да, эти острова Россия заняла силой. Но прежде, в ходе Русско-японской войны, Япония так же силой отняла их у России. Это наши острова, которые когда-то были присоединены к Российской империи, и отдавать их бессмысленно", — говорит эксперт.

По его словам, не может быть и речи о том, чтобы Россия отдавала какой-либо стране хоть часть своей территории, в том числе и Курильские острова. Если же уступить требованиям Токио, то это нанесет непоправимый ущерб авторитету российского государства, утверждает Семен Багдасаров.

2.

Передача Японии хотя бы одного острова создаст в Восточной Азии опасный прецедент пересмотра итогов Второй мировой войны, убежден Сергей Лузянин.

"В частности, это касается документов Сан-Францисской мирной конференции 1951 года, когда между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан договор, ограничивающий суверенитет Токио исключительно японскими островами — ни о каких Курилах там речь не идет", — говорит он.

Создание подобного прецедента может иметь опасные последствия для всего мира и, во всяком случае, никак не отвечает российским интересам, подчеркивает эксперт.

3.

"Передача Японии части Курильских островов косвенно будет означать маленькую тактическую победу Соединенных Штатов, которые были, есть и будут военным и политическим союзником Японии", — считает Сергей Лузянин.

Несмотря на то, что Токио демонстрирует независимость своей внешней политики, у Вашингтона сохраняется немало рычагов, с помощью которых он всегда может оказывать давление на своего союзника. При том, что в этом союзе Япония всегда является ведомой — хотя бы в силу конституционных ограничений, не позволяющих этой стране наращивать свой оборонный бюджет, полагает он.

"Передача островов Японии станет этаким подарком не только Японии, но и США, ощутимым психологическим ударом по России", — говорит Лузянин.

4.

В том, что отказ России от двух или более Курильских островов послужит ослаблению региональной безопасности страны, сходятся оба эксперта.

"У Советского Союза на востоке была мощная система обороны, которая тянулась от Курил до Владивостока и далее. Объекты этой системы базировались в том числе на Курильских островах. В период распада СССР она была разрушена. Но если сейчас отказаться от островов, Россия окончательно потеряет возможность воссоздания подобной системы, защищающей восточные рубежи страны", — говорит Семен Багдасаров.

"Острова — это, кроме прочего, еще и стратегические проливы, рядом находятся российские военные базы, которые сейчас усиливаются и расширяются на волне общей модернизации оборонных сил страны. И уступка части островов может серьезно подорвать процесс укрепления российской системы безопасности в этой части Тихого океана", — утверждает Сергей Лузянин.

5.

"В прибрежных водах Курил находятся огромные морские богатства — рыба, морепродукты. С какой стати это надо отдавать кому-то?" — недоумевает Семен Багдасаров.

"Передача островов неминуемо отразится на объемах морских биоресурсов, которыми владеет Россия. Терять столь богатый ими бассейн — просто непозволительное расточительство, особенно в непростых нынешних экономических условиях", — соглашается Сергей Лузянин.

6.

Население Курил невелико, но это — российские граждане, и недопустимо создавать ситуацию, при которой они становятся заложниками межгосударственных споров, убежден Семен Багдасаров.

"Совместное освоение островов — ради Бога. Но и к этому процессу надо относиться с осторожностью, как с осторожностью надо подходить к освоению дальневосточных земель гражданами Китая. Надо очень тщательно подводить под такие проекты законодательную базу во избежание ситуации, когда местные жители могут оказаться там людьми второго сорта", — говорит он.

По мнению Багдасарова, прежде всего, надо заботиться о том, как населять эти земли не иностранцами, а россиянами. Одним из вариантов он видит предоставление земельных участков на всем Дальнем Востоке соотечественникам, которые хотят, но не могут уехать из национальных государств, образовавшихся после распада Советского Союза.

"С одной стороны, несомненно, последуют восторги прозападных либералов. Но, с другой, также несомненно, — возмущение националистических групп, особенно крайне левых. Что в конечном итоге создаст никому не нужное напряжение и может не лучшим образом отразиться на доверии к власти", — говорит он.

По словам Лузянина, когда в 1956 году Советский Союз обещал Японии отдать два острова, то хрущевскому СССР вряд ли угрожали какие-то волны протеста населения. В сегодняшней России ситуация принципиально иная, и об этом ни в коем случае не надо забывать, полагает эксперт.

Россия и Япония пришли к единому решению по Курилам! Запоминаем эту дату, она непременно станет ключевой в истории не только нашей страны, но и геополитической ситуации в целом.

Помните, Путин говорил о том, что Россия не торгует территориями, но идет поиск решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей? Так вот, эта фраза, которая, наверняка, будет вспоминать еще ни раз, в принципе, полностью соответствует принятому решению.

Сегодня Россия и Япония договорились о совместной хозяйственной деятельности на Курилах.

Как заявил «Интерфаксу» помощник президента РФ Юрий Ушаков, текст заявления несколько недель готовили эксперты, но не смогли составить такой документ, который устроит обе стороны. Путин и Абэ в течение 40 минут согласовали документ, содержание которого будет обнародовано 16 декабря. Ушаков подчеркнул, что хозяйственная деятельность будет вестись на Курилах в соответствии с российским законодательством.

Когда было объявлено о том, что на Курилах установили "Бал" и "Бастион", я писала, что подобная информация так тиражируется неспроста, а чтобы четко показать вектор, который будет выбран Путиным 15 декабря в вопросах по островам. Вектор этот был именно связан с тем, что Япония примет участие в развитии Дальнего Востока под нашим чутким руководством.

Это было очевидно, т.к. даже после новостей о "Бале" и "Бастионе" Япония все равно согласилась на переговоры.

Вот, что я писала ранее:

"Несмотря на то, что Путина выставляют жестким политиком, тактика у него мягкая, поэтому решение о том, что роль Японии будет не последней в дальнейшей судьбе Курил, уже совсем не удивит. Скорее всего, это будет либо аренда, либо какой-то другой договор"

Для того, чтобы объективно оценить произошедшее нужно смотреть шире. И учесть интересы не только Японии и России, но и других стран.

До сегодняшних дней экономического прорыва в отношениях наших стран не было, так как на пути конструктивного стратегического взаимодействия России и Японии стоял огромный камень неснимаемого курильского вопроса, который некогда установили США, чтобы как раз притормозить развитие. Сами установили, сами и помогли сейчас убрать.

Для чего?

Сейчас главный соперник США это вовсе не мы, а Китай, поэтому Америке нужно выстраивать защиту именно с это "борта". Для этого был создано Транстихоокеанское партнерство (ТТП) в противовес нарастающей экономической мощи Китая на Дальнем Востоке.

Суть ТТП - убрать барьеры для торговли между 12 странами. Китая в их числе нет, поэтому уровень торговли с Поднебесной снизится.

Для Китая ТТП означает, что его конкуренты будут беспошлинно импортировать в США. Китай выиграет от этого, только если будет инвестировать в производство в странах членах ТТП, например, во Вьетнаме. А если Китай захочет войти в ТТП, ему придется сделать экономику более прозрачной, что не пройдет мимо США.

Развитие ТТП происходит очень медленно по разным причинам. В связи с большим количеством входящих в него стран, найти выгодные для всех условия все сложнее и сложнее, т.к. должны быть защищены интересы каждой страны. На этом фоне для США намного выигрышнее выглядит партнерство с Японией, Южной Кореей и нами.

Обратите внимание на планы Трампа, который рассматривает выход США из ТТП, как первоочередную задачу для Америки.

Реакция премьер- министра Японии не заставила себя ждать, и он высказал предположение о том, что без США ТТП не имеет смысла.

Япония входит в тройку стран с сильнейшей экономикой. Ей необходимо развивать где-то свой потенциал, т.к. страна работает на опережение. Япония еще больше сможет оторваться от конкурентов, если ей предоставить ресурсы. Эти ресурсы есть у нас.

Из-за девальвации рубля производство теперь можно переносить в Россию: его себестоимость теперь ниже, чем в Китае. Верно это даже в том случае, если используются иностранное сырье и комплектующие.

Средняя месячная зарплата в России в долларовом эквиваленте, по данным Росстата, колеблется в районе 500 долларов. Официальные данные о средней зарплате в Китае – в районе $700.

Именно поэтому мы сейчас более выгодная партия для сотрудничества, что и для нас тоже несомненный плюс, т.к. появятся рабочие места.

Более того, вполне вероятно, что будут созданы новые проекты, которые смогут серьезно повлиять на расстановку сил в мире. Путин уже говорил о реализации свыше 300 инвестиционных проектов.

Премьер Японии Синдзо Абэ уже предлагал Владимиру Путину подумать о кооперации экономик двух стран и призвал начать новую эпоху межгосударственных отношений.

Кроме того, японский премьер-министр предложил сделать Владивосток воротами, которые соединят Евразию и Тихий океан, что тоже является важным пунктом.

Усиление влияния Китая вытесняет США с важных экономических и политических ниш, поэтому именно Америке в первую очередь и выгодно развитие Японии, которая в свою очередь сможет осуществить его на территориях Дальнего Востока, тем самым отстроив нам его и вложившись в дальнейшее развитие региона.

На выходе мы получаем отстроенный регион, который остается за нами, а США – в союзники Японию, которая со временем подвинет Китай. Развитие экономики Японии за счет сотрудничества с Россией - самый выгодный исход для Америки - это факт.

Повлияет ли такое положение дел на российско-китайские отношения?

Во-первых, не стоит преувеличивать доброжелательность Китая. Хоть официальный Пекин не поддерживает антироссийские санкции Запада, но крупные китайские банки, которые ничего не делают без ведома руководства страны, де-факто присоединились к банковским санкциям Запада против России. Банки Поднебесной уже с мая прошлого года под любым предлогом отказываются выдавать займы российским компаниям и физическим лицам, заставляют их закрывать свои счета и выводить деньги в банки других стран.

Во-вторых, именно Китай уже поглядывает в сторону малозаселенного Дальнего Востока. Именно Китай со своим огромным и сильно растущим населением для России представляет реальную демографическую угрозу, а Япония со своим катастрофически стареющим населением - нет.

После того как правительство КНР в прошлом году отказалось от политики «одна семья - один ребенок» и разрешило китайским семьям иметь второго ребенка, демографическая угроза для России со стороны Китая резко возросла. Пекин проводит негласную политику экспансии восточных регионов России с помощью ползучей и хорошо организованной миграции китайцев в Сибирь и на российский Дальний Восток.

В-третьих, политологи высказывают предположения, что высока вероятность начала китайско-японской войны. Для начала войны с Китаем у Японии есть экономическая мотивация. Именно из-за экономического бума, начавшегося в Китае в первой половине 90-х годов, в Японии начался затяжной экономический кризис. С 90-х годов КНР с помощью слабой национальной валюты вытеснила японских товаропроизводителей из мировых рынков. На фоне дешевых товаров китайских производителей, которые автоматически копируют все научно-экономические новинки США и Японии, качественные, но относительно дорогие японские товары во многих странах мира оказались невостребованными. Из-за этого Япония в течение 15 лет не могла справиться с дефляцией. Потому с помощью войны Япония может разрушить экономику Поднебесной и вернуть прежние рынки сбыта для своих товаров.

Если начнется война, Япония перекроет Китаю танкерную нефть, которая поставляется из Саудовской Аравии и составляет основной процент получаемой нефти, поэтому Китай будет вынужден обратиться за нефтью к нам.

Более того, если война все-таки произойдет, то экономика Китая просядет, экономика США и Японии просядет, т.к. все ресурсы будут направлены на войну. На этом фоне мы сможем подняться. Это проще, чем биться в лидеры в спокойные времена.

Поэтому Россия, пойдя на сговор с Японией, практически ничего не теряет. Разделит Япония с нами тяжелую ношу подъема региона с колен? Оно и к лучшему. Не стоит сейчас ни сеять панику о сдаче Курил японцам, ни подвергаться ей самому. Судя по тому, как Путин вкладывается сейчас в развитие Дальнего Востока и по тому, какие плюсы мы можем получить от сотрудничества, торговаться территориями действительно никто не стал. Острова остались за нами, о чем и говорится в СМИ.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о совместной хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах. Почему сторонам пока не удалось заключить мирный договор и что меняет новое соглашение?

Подарки и застолье

Сообщения о подарках оказались едва ли не интереснее достигнутых договоренностей: Владимир Путин привез премьеру Японии тульский самовар 1870 года - «угольный», «из меди и дерева», подчеркивалось в официальной информации, а также картину современника Разживина «Русская тройка в Коломенском» - по заснеженной дороге кони несут красные сани. Если и было в презенте российского лидера послание, читалось оно просто: «Вот такие мы русские!».

Синдзо Абэ сформулировал посыл конкретнее: он преподнес президенту России репродукцию картины «Прибытие Путятина», исполненную в японском стиле на свитке из бумаги «номиноваси». Премьер-министр Японии, таким образом, обратился к истории, в частности к эпизоду XIX века, когда адмирал Евфимий Путятин прибыл в город Симода и заключил японо-российский договор о дружбе 1855 года.

Впрочем, сообщения об угощениях на приеме заняли в отчетах не меньше места: глава японского правительства потчевал глубокоуважаемого гостя сасими из рыбы фугу и мраморной говядиной сорта «тёсю». К застолью откупорили и сакэ «Восточная краса». Японский крепкий напиток Путин назвал «горячим источником». Однако отмечать особо было нечего и встреча, по всей видимости, особой щедростью не отличалась.

Долгожданный визит - а его анонсировали еще два года назад - долгое время находился под вопросом: на Токио давил Вашингтон, озабоченный тем, что японское радушие подорвет общие усилия «большой семерки», которая инициировала международные санкции в отношении России за присоединение Крыма и дестабилизацию Украины. Недовольство США приглушили, исключив прием Путина у императора Акихито, а также перенеся основные переговоры в родные места премьера Абэ - город Нагато префектуры Ямагути.

Тянули и с подтверждением давно запланированного визита. Объявили о нем лишь за неделю, 8 декабря, когда уже поджимали сроки. Президент России в долгу не остался - опоздал на два часа, заставив педантичных японцев ждать и сдвигать график мероприятий. А за несколько дней до этого напугал японских журналистов, приехавших брать интервью в Кремль, где он вывел собаку породы акита-ину и объяснил, что она очень предана хозяину, находится в хорошей форме и охраняет его. Поскольку кличка пса показалась не случайной - Юмэ переводится с японского как «мечта», - вполне возможно, что Путин тем самым намекнул: японская мечта о возвращении Курильских островов в его руках.

И все же заключить мирный договор по итогам Второй мировой войны, обзавестись противовесом Китаю в Азии, найти надежного экономического партнера из числа развитых государств и, наконец, посетить страну «большой семерки» и в очередной раз доказать никчемность санкций - все это Путину определенно было необходимо. Поэтому он закрыл глаза на некоторые проявления несамостоятельности в действиях японцев (хотя французскому президенту ранее он не простил то, что тот отказался присутствовать на открытии российского духовно-культурного центра, и вовсе решил Париж не посещать).

Совместное хозяйство вместо мира

Но, прилетев в Японию, Путину пришлось собственоручно прописывать текст соглашения, которое долгое время готовили эксперты обеих стран. Дело в том, что формулировок, удовлетворяющих обе стороны, на экспертном уровне выработать не удалось, хотя министр иностранных дел России Сергей Лавров заверял, что позиции стран совпадают. Текст, над которым 40 минут трудились Путин и Абэ, не был мирным договором - они писали лишь пролог к нему: соглашение об условиях и форме хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах. Мирный договор они потом тоже обсуждали , причем до глубокой ночи, но в общих чертах, концептуально, заглядывая в далекое будущее. Возможно, не в давлении США была основная загвоздка с визитом, а в том, что к приезду российского президента нечего было подписывать и согласовывать.

При этом отмашки сверху ждали десятки коммерческих соглашений: от предоставления японскими банками кредита на 800 млн долларов «Газпрому» и заключения контракта «Роснефти» на строительство газохимического комплекса до совместного инвестиционного фонда на 1 млрд долларов и сотрудничества «Почты России» с Japan Post.

Параллельно с поиском правильных слов и их порядка стороны, мягко говоря, не способствовали разрядке и отягощали контекст, в котором предполагалось подписывать соглашение о совместном хозяйствовании на Курильских островах, которое стало возможно благодаря «новому подходу» Абэ к старой территориальной проблеме. В конце ноября российские военные разместили на Южных Курилах новейшие береговые комплексы: «Бастион» на Итурупе и «Бал» на Кунашире. Известие об этом огорчило японцев, но в нем прочитывалось следование Советской декларации 1956 года, которая предполагала передачу Шикотана и Хабомаи Японии после подписания мирного договора.

И хотя японцы сожалели о неизменившейся позиции России, в местной прессе прошел слух, что Токио согласен вместо четырех островов получить два. При этом генсек Совбеза Японии Сетаро Яти на встрече с секретарем Совбеза России Николаем Патрушев напугал российские власти не меньше. В случае передачи двух островов Японии, Токио может разместить на них американские военные базы, ведь США гарантируют безопасность Японии и это естественное развитие событий. Позже это заявление было дезавуировано, но один из будущих сценариев стал проглядываться четче.

Тем не менее, расторопнее других в России действует ФСБ, и то, что Путин не вернется из поездки в Японию без небольшого дипломатического прорыва, было понятно по новости о том, что Россия отменяет статус приграничной зоны на Курилах и, что важно, местные жители это в большинстве своем поддерживают. Япония же облегчила визовый режим с Россией только после официальной пресс-конференции Абэ, на которой он призвал старых и новых жителей островов определять их дальнейшее развитие.

Запятая, а не точка

Понятно, почему Путин и Абэ не обсуждали, кому принадлежат острова - это бесплодный вариант переговоров, как и то, сколько островов следует передать, два или все четыре. У России нет территориального спора с Японией, напоминал Путин до поездки, а у популиста Абэ Северные территории - одна из тем ревизионистской политики. С одной стороны, уступили японцы: они де-факто согласились признать российский суверенитет и законы на Курилах и будут им следовать при реализации инвестиционных проектов - в рыболовстве, медицине, а также по части культуры и экологии. До этого Япония десятилетиями отказывалась вести дела на Курилах на основе российской правовой базы, в 90-е им даже казалось, что проще купить острова за 28 млрд долларов, которые мелькали в прессе, чем заниматься экономической экспансией.

С другой стороны, в долгосрочной перспективе от соглашения проиграет Россия: японцы зацепятся за открывшуюся возможность, многие старые и новые жители переселятся на Курилы и сделают их подлинно своими, а через 50 лет это уже будет органически не Россия, а Япония. Но сегодня для Путина, выступающего в образе «собирателя земель русских», важно не отдать напрямую территорию, а через компромиссную схему осваивать ее.

Он говорит о сотрудничестве «на экономическом треке», которое позволит наладить «партнерские отношения» между странами. Но очевидно, что «партнерство» не на первом месте в списке приоритетов Японии. Премьер Абэ, заявивший, что намерен поставить точку в территориальном споре, после ночных бдений с Путиным отметил, что его план сотрудничества был конкретизирован всего за семь месяцев и «будет направлен на то, чтобы создать условия для будущего решения этой проблемы». Точки не получилось, и Абэ согласился на запятую.

Разница в риторике выглядит следующим образом: японцам Абэ обещает освоение островов и окончательного решения наболевшего вопроса в будущем, возможно даже ближайшем, россиянам же Путин подает соглашение о совместной хозяйственной деятельности как приход японских инвесторов, начало торгово-экономического сотрудничества и взаимовыгодного партнерства двух стран.

Правда ровно посередине - так как даже передача двух островов будет воспринята как россиянами, так и японцами болезненно, то Москве и Токио выгодно вести переговоры о решении «курильского вопроса» бесконечно. Поскольку надо признать - сам процесс выглядит лучше, чем возможный результат, тем более, когда он так обставлен: на столе тульский самовар, сасими и сакэ, а позади трапезников картины с русской тройкой и Путятиным.

Подавляющее большинство (78%) участников опроса, проведенного социологами "Левада-центра", высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов
Global Look Press

При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии"
Global Look Press

"Левада-Центра" , высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов.

При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии". Противоположную точку зрения высказал 21% участников исследования, проведенного в мае среди 800 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ. Остальные затруднились с ответом.

71% респондентов высказались против того, чтобы Россия оставила себе два крупных острова - Уруп и Итуруп - и передала Японии небольшие острова Хабомаи и Шикотан. За такой компромиссный вариант решения курильского вопроса - 13% опрошенных. Остальные не смогли обозначить свою позицию.

Другой компромисс - признать, что четыре острова являются японскими, но фактически на долгое время сохранить на них российское управление - отвергли 69% респондентов, "за" высказались 12%, затруднились ответить - 19%.

56% опрошенных уверены, что не нужно отдавать японцам ни одного острова. 4% согласны вернуть острова Японии, столько же 4% считают, что это можно сделать "в будущем, когда наступит подходящее время".

8% полагают, что "эти четыре острова должны стать совместной собственностью России и Японии". 9% призывают "вернуть два острова из четырех: Хабомаи и Шикотан (тем более что их передача Японии не открывает им доступ в Охотское море)". Затруднились ответить 18% опрошенных.

48% респондентов в той или иной считают важным для России заключение мирного договора с Японией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. 38% уверены в обратном, 14% затрудняются ответить.

Треть опрошенных (32%) полагают, что уровень доверия населения РФ к президенту Владимиру Путину "значительно снизится", если он решит вернуть Японии спорные острова. Еще 23% полагают, что он "несколько снизится". Столько же считают, что меньше доверять Путину народ после этого не станет.

6% опрошенных высказали мнение, что уровень доверия президенту в этом случае "несколько повысится", а 3% считают, что он "значительно повысится".

Курильский вопрос

Данная территориальная проблема является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора между двумя странами.

Как ожидается, курильский вопрос будет затронут на встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ во время Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке 2-3 сентября. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил журналистам, что лидеры двух стран проведут обстоятельные переговоры в кулуарах этого мероприятия.

Япония претендует на четыре острова Южной Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. В Токио неоднократно заявляли, что Япония не станет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет разрешен курильский вопрос. В Москве всякий раз отвечали, что курильская тема закрыта.

В последние дни вновь оживилась тема статуса Курильских островов в связи с переговорами между РФ и Японией, где этот вопрос снова обсуждался. С обеих сторон наблюдались опасения на тему их исхода. У нас опасались, что РФ уступит и сдаст Японии 2 или 4 острова, в Японии наоборот опасался, что их руководство будет требовать только 2, а не 4 острова. Под это дело даже организовали утечку и военно-политических кругов, согласно которой, в случае передачи Японии двух южных курильских островов, то там могут появится базы США. В итоге, стороны договорились по целому спектру экономических вопросов, упростили визовый режим и договорились о совместной экономической деятельности на Курилах, но ключевой вопрос как обычно подвис в воздухе.

Все упирается в договор 1956 года , согласно которому СССР был согласен отдать Японии два острова в рамках мирного договора. Но Япония хотела 4 и так до сих пор ничего не получила. Как по мне, то японцы сами себе злобные буратины и если бы хотели, то два острова они могли еще при Союзе получить, а теперь, на мой взгляд, время на их возвращение они уже упустили, и с моей субъективной точки зрения, ни 2-х, ни тем более 4-х островов, Япония уже не заслуживает. Но вполне понятно, что в политике это так не работает и вопрос зависшей про Союзе, продолжают поднимать в течение последних десятилетий при всех японских премьер-министрах.

На тему угрозы передачи островов, то напомню свой пост 4-х летней давности. Тогда тоже кричали, что "острова уже отдают".

Попросили прокомментировать ситуацию с Курильскими островами, так как появилась информация, что якобы "острова отдают".
Посмотрел-почитал, на деле пока что никаких поводов для паники нет.
Японцы после многих лет упорствования в позиции – хотим все острова целиком и предсказуемо упираясь в стену российского отказа, постепенно пришли к мысли, что так можно еще долго хотеть и ничего не получить. В результате, премьер Абэ наконец то решил откатить ситуацию лет так на 10 назад. Дело в том, что до того момента, когда японцы открыто уперлись в вопросе получения всех островов, Россия была всегда согласна обсуждать их дележку. И при Ельцине, и при раннем Путине, вариант с "поделить острова пополам" был вполне обсуждаем. Более того, и при СССР обсуждалась возможность поделить их пополам, чтобы урегулировать отношения с Японией. Но так как позиция Японии была в этом вопросе "жадной", то уже несколько десятилетий они на этом поприще лавров не снискали. Были бы умнее, могли эту же половину островов, еще при Ельцине стрясти.
Еще при премьере Мори, они уже забрасывали удочку на эту тему
Свежий призыв к России о том, что неплохо бы урегулировать вопрос по Курилам в духе известных уступок Норвегии и Азербайджану, это недвусмысленный сигнал, что Япония готова отказаться от требований вернуть ей все острова и готова удовлетвориться частью. Это открытое признание провала внешнеполитической линии Японии на возврат всех Курильских островов. В этом отношении, логичная линия российского МИДАа, вынудила Японию идти на попятную. Но теперь встает вопрос о разделе, так как если с новым японским желанием все понятно, то соображения внутриполитического престижа и упорство с которым японцев посылали лесом, создает определенные внутриполитические проблемы при возможной дележке островов. Поэтому несмотря на официальные заявления, я не думаю, что тут будут какие-то стремительные решения, даже если обе стороны концептуально согласны порубить острова пополам. В России у этого варианта будет так же много противников, как и в Японии противников требовать у России только часть островов. Поэтому сегодняшнее оживление на тему судьбы Курильских островов, это скорее начало некоего нового этапа обсуждений их будущего. Поэтому для паники пока что нет никаких оснований.

– цинк

PS. Судя по отсутствию прогресса и на прошедших переговорах, проблемы договоренности по Курильским островам аналогичны тем же, что мешали их "дележке" 4 года назад. В Москве и Токио может быть и желали бы найти какой-то компромиссный вариант вокруг 2 южных островов, но они упираются в сильную оппозицию такому решению как в России, так и в Японии. У нас вообще ничего не хотят отдавать, в Японии хотят получить все. Поэтому упрощенный визовый режим, экономическое сотрудничество и совместное хозяйствование отдельно, а правовой статус отдельно. Россия, конечно, сейчас более заинтересована в договоренностях с Японией, в расчете на снятие санкций и экономическое сотрудничество с Японией, но это не настолько жизненно необходимо, чтобы взять и отдать Японии острова. Главный подвах может крыться в совместной хозяйственной деятельности, так как если Япония будет заниматься развитием этих островов в своих интересах, а государство на это дело забьет, то через энное время, японцы смогут создать экономические предпосылки для облегчения торга о правовом статусе Курильских островов. Но это скорее долгосрочная угроза суверенитету РФ над Курильскими островами.