Японские растения названия. Сообщество зеленых человечков. Неприхотливый «житель» квартиры

17.06.2019

Как хорошо,
Когда, на рассвете проснувшись,
Выглянешь в сад -
И увидишь вдруг, что бутоны
превратились в цветы на вишне.
Татибана Акэми

Пионы больше подойдут не традиционные в наших садах – крупноцветковые махровые сорта, а дикорастущие виды или сорта японской селекции. Удачно впишутся пион тонколистный, пион Вейча, пион Делавея и, разумеется, древовидные пионы.

Говоря о растениях для японского сада, нельзя не упомянуть, конечно, и о традиционной японской – дикой вишне. Из цветущих древесно-кустарниковых растений также подойдут магнолии, японская айва, войлочная вишня, форзиция.

Помимо перечисленных групп растений, восточный уголок могут украсить многие злаковые, древесно-кустарниковые и травянистые растения, успешно прижившиеся в российских широтах. Так, в тени можно высадить различные папоротники, мхи и хосты.

Для создания японского сада важно проникнуться его , почувствовать гармонию сменяющихся времен года и тонкий символизм каждого из элементов, используемых в таких композициях. И тогда конкретные решения придут сами собой. А будут ли это растения родом с Японских островов или же более традиционные в наших широтах деревья и травы – уже не столь важно.

В японском саду мало внимания уделяется растительному разнообразию и, тем более, заморским, редким или ценным видам. Японский садовник - скорее художник, нежели садовод или ботаник.

Растения для японского сада подбираются и смешиваются им как мазки краски на большом холсте, а не как отдельные тюбики с краской, пусть и очень выразительного цвета, уложенные в коробку. Предпочтение всегда отдается местным, японским видам деревьев, кустарников и трав.

Хвойные породы - а именно в большинстве случаев сосны - чаще всего составляют растительную основу японского сада. Из дюжины видов сосен, дико встречающихся в Японии, чаще других используются два - сосна Тунберга (Pinus thunbergii, в Японии называемая куромацу - черная сосна) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora, известная в Японии как акамацу - красная сосна).

Первая в природе растет по берегам моря на скалистых утесах. Ее часто искривленные под силой ветра стволы принимают самые причудливые формы, она неприхотлива и долговечна.

Вторая встречается в лесах, покрывающих холмы во внутренних районах страны, она более требовательна и тонка, олицетворяет женское начало и выглядит рядом с черной сосной как изнеженная девушка рядом в бывалым, обветренным моряком. Обе сосны редко оставляют в садах в их естественном состоянии и часто «приручают» с помощью стрижки, обрезки, выщипывания «лишних» хвоинок и прочих, иногда серьезных насильственных операций. В результате формируется дерево заданной формы, «правильного» облика, а из молодого дерева может до срока получиться «старое» со всеми присущими ему признаками: многоэтажной кроной, плоско расположенными или опущенными боковыми ветвями и причудливо искривленным стволом.

Из лиственных пород деревьев безусловное первенство в японском саду принадлежит кленам, а среди них наибольшим почитанием пользуется изящный и мелколистный клен дланевидный (Acer palmatum, ямамомидзи), его разновидности и сорта. Клены если и стригут, то так, что бы этого ни в коем случае нельзя было заподозрить (как в искусстве бонсай): они хороши именно в своем естественном состоянии, равно как и в любое время года.

Надо ли говорить, что сакура (собирательное название для множества видов и гибридов рода Prunus), культовое дерево японцев, выращивается повсеместно ради краткого - не дольше недели - но чрезвычайно выразительного весеннего цветения. Сакуру тоже никогда не стригут, позволяя принимать естественную форму.

В почти субтропическом климате Киото, где сконцентрировано больше всего японских садов всех стилей, отлично себя чувствуют многочисленные вечнозеленые лиственные деревья и кустарники, благодаря которым облик садов принципиально не меняется в течение года. Среди них самые многочисленные - мелколистные азалии. Они часто являются структурными растениями сада - это именно их стригут шарами и волнами, причем часто в ущерб обильности цветения. В то время как свободно растущая азалия цветет так безудержно, что бывает не видно листьев, стриженая подушка, когда наступает время, бывает лишь «окраплена» отдельными цветками.

Вслед за азалиями по популярности идут цветущие ранней весной камелии (из них самая любимая японцами - камелия сасанква (Camellia sasanqua, садзанка). Из осеннецветущих вечнозеленых кустарников особняком стоит душистый османтус (Osmanthus fragrans var. auranticus, кин-мокусей), который чаще всего можно увидеть в храмовых японских садах - иногда в свободном виде, иногда в стриженом. Впрочем, о том, что зацвел османтус, никому не приходится напоминать - его божественный запах сам напоминает о себе, наполняя сады и прилегающие улицы в безветренную погоду.

Разные виды бамбука часто используются в японских садах не только как строительный материал для построек, всевозможных оград и заборов, зонтиков, музыкальных инструментов и трубочек, по которым струится чистая вода в каменную чащу в чайном саду, но и но и как декоративное растение (особенно в южных районах страны).

Ценятся не только грациозные формы и силуэт бамбука, но и звуки - мягкий шум листьев и глухой стук стволов, качающихся на ветру. Бамбуки, абсолютное большинство из которых у нас, к сожалению, не зимует, в Японии представлены и гигантами по 10 м высотой с толщиной стебля до 15 см и карликами не выше щиколотки, которые используют в японских садах в качестве почвопокровных растений и даже стригут как газон.

В японском саду, где царит строгость и контроль, где каждый опавший лист, каждая хвоинка тут же сметается специальным веничком, лишь немногим растениям позволяется сорить вокруг себя: опавшие на мох лепестки сакур, цветки камелий и кленовые листья считаются украшением сада; долго не убирают и покрывающие землю оранжевым ковром опадающие цветки османтуса, ведь тогда к и без того ошеломительному персиковому запаху прибавляется густая и томная пудреная нота.

Обустраивать сад на загородном участке можно с разной целью. Кто-то создает его для созерцания, а кто-то продумывает место для отдыха с безупречно ровным газоном, плодоносными деревьями. На сегодняшний день большой популярностью пользуются традиции других стран, в частности культурные особенности Японии.

Создавая японский сад, нужно не забывать, что такой стиль предполагает применение максимального количества материалов природного происхождения. Кроме японской кухни, развлечений и киноискусства, Япония славится невероятными садами, выдержанность и гармоничность которых не перестает удивлять.

Если вы без ума от японского ландшафтного дизайна и хотите получать удовольствие от созерцания японского сада на своей загородной территории, вам нужно узнать об особенностях творения японского искусства, а также о растениях, которые идеально впишутся в него.

Планировка японского сада и его дизайн не слишком отличаются от европейских традиций обустройства загородной территории. Тем не менее, стоит изучить этапы его создания более детально. Это позволит правильно расставить акценты на каждом из этапов обустройства участка.

При создании парка в японском стиле, вам в первую очередь нужно определиться с дизайном, предназначением, наполнением и местом, где он будет находиться.

Японский сад и его типы

В древней Японии сады выполняли исключительно пейзажную функцию. Со временем они стали местом, где можно было погрузиться в философско-религиозные размышления. Именно таким считается сад в стиле Дзедо, дизайн которых предполагает наличие озера с изломанной линией берега, острова и храма.

Схема создания чаши для воды в японском саду.

Затем появился дизайн садов дзен, который считались монастырскими и храмовыми. В таких парках, как правило, отсутствовали растения, а их заменой выступали камни, песок, галька. Эти сады не отличались большими размерами. В них была предусмотрена скамья, дорожка, сосуд цукубаи (сосуд для омовения рук), фонарь из камня.

Читайте также:

Сад из камней

Обустройство сада в стиле «сухой пейзаж» осуществлялось по следующему принципу: на мелком гравии или на песке, которые считались символом воды, посредством граблей бороздили параллельные выемки, которые олицетворяли бег волн по воде.

Уже в 19 веке японское ландшафтное искусство было дополнено миниатюрными садами, которые носили название «Цубонива». Такие мини-парки создавались непосредственно вблизи жилых построек.

В этих садах обязательны цукубаи, орибе, дорожки, ступеньки из камня. Что касается растений, то с ними важно не переусердствовать – их должно быть минимум. Этот миниатюрный парк символизирует слияние человека с природой и показывает необъятность мироздания на скромной территории.

Как правильно выбирать растения для создания японского сада?

К выбору растений для японского сада нужен особый подход. Символом изменчивости вселенной в этом случае будут выступать цветущие, листопадные кусты и деревья, а символом постоянства – вечнозеленые растения.

Наполнением японского сада должны стать растения одинакового цвета с зелеными листьями. Большую роль играет фактура и форма последних. В парке, оформленном в японском стиле, не предусмотрены яркие цвета. Наиболее оригинальными в саду являются топиарные фигуры, формованные растения, бонсай. Довольно эффектно смотрятся зонтичные и плакучие формы растений. Стоит отметить, что увлекаться совмещением различных форм не следует, так как для японских садов характерны гармоничные композиции.

Выбор древесных растений

Выбор кустарниковых и древесных форм растений достаточно большой. Для японского сада идеально подойдут можжевельники , сосны, ели, вечнозеленые азалии, восточные разновидности клена. С наступление весны парк в японском стиле будет наполнен ароматом цветущих фруктовых деревьев (вишни, яблонь, абрикос). Кроме всех этих перечисленных деревьев, в саду высаживают также мелкоплодные яблони с зонтиковидной или плакучей формой кроны, деревья с малиновыми и розовыми цветками. В японских садах не принято, чтобы деревья росли свободно, без своевременного ухода. Важно, чтобы их периодических подстригали и придавали им красивую форму.

Читайте также:

Японский ландшафтный дизайн


Планировка японского сада.

Японский метод стрижки древесных и кустарниковых растений имеет значимые отличия от европейского. В садах странах Европы применяются кубические, пирамидальные, шаровидные и прочие затейливые формы. В садах японского типа растения формируются по иным принципам, которые максимально приближены к природному ландшафту.

В японском ландшафтном дизайне дерево считается обычным растением, которое будет расти в иной экологической обстановке. Недопустимо, чтобы в мини-садах присутствовали деревья внушительных размеров. Таким же правилом следует руководствоваться при выборе растений. Пропорции должны соблюдаться по следующему принципу: чем большую площадь занимает сад, тем скромнее должны быть размеры растений, произрастающих в нем.


Создание «острова Журавля» в японском саду.

Россия не может похвалиться огромным количеством растений, которые допустимы к формовке. Отлично поддаются стрижке мелколистные кустарники. Задавая форму кустарникам и кронам деревьев японского парка, следует придерживаться одного метода, который предполагает индуцированное искривление стволов, устранение мелких и слабых веток. Крону необходимо формировать таким образом, чтобы визуально дерево выглядело сбалансированным. Методы и способы формовки точно такие же, что и при формировании бонсай. Период формирования крон деревьев составляет 15-20 лет.

Как правильно подобрать растения для цветочного оформления?

Что касается оформления цветочной зоны в японском мини-саду, то в отличие от европейских традиций, цветочный декор выступает самостоятельным элементом оформления территории. В классическом японском саду цветы считаются дополнением чего-либо. Сады в стиле природного пейзажа имеют отношение к исторически-древнему типу. Как правило, они имеют большую площадь, на которой высаживаются по большей части кустарники и деревья. Именно в таком саду можно наблюдать японский многолетник с большими цветами.

Мини-сады способны вмещать в себя различные виды растений. В абстрактных садах камни берут на себя роль фона, что особенно гармонично сочетается с почвопокровными растениями.

В садах, предназначенных для чайных церемоний, важно подчеркнуть естественную красоту. Колористический эффект обусловлен растениями, которые на протяжении всего сезона меняют окрас листьев.

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду . Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений , присущих не только природе Азии, но и умеренной зоне климата, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или « суми ». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза « Меньше – значит лучше » впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета

Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст

Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник , привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник , размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай . Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта « пустота » – ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство , или « ма », определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами « инь » и « ян ». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия « ваби » и « саби ». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то « единственное в своем роде », или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как « налет времени ». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа « миегакуре », или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка , иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты японского сада

Камни в японском саду

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни . Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природе, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Применение камней в японском саду весьма обширно :

построение из них интересных композиций;

оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок;

создание из гравия символических водных ландшафтов;

использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.

Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями :

Если вы создаёте композиции из групп камней , то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.

Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян , расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.

Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы .

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.

Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые , с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.

Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…

А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод .

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений . Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох . Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода в японском саду

Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад , но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами . Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения японского сада

Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта , обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для нашего региона породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Из деревьев японцами ценятся плакучие формы , имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук .

Растений, которые можно применять для создания японского сада в условиях умеренного климата, большое множество, вот некоторые, как считается, наиболее популярные из них:

Декоративные деревья :

Вишня обыкновенная

Многие всенепременно желают иметь в саду сакуру, дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но в наших краях и все же бывает не комфортно. Так что, жителям нашего региона лучше вспомнить о своих родных вишнях. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса .

Клен дланевидный

Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.

Сосна обыкновенная

Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

Декоративные формуемые кустарники

Барбарис Тунберга

Красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника.

Боярышник

Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.

Кизильник

Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

Красивоцветущие многолетники

Пион древовидный

Выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.

Рододендрон

Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 15-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья.

Хризантема

У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

Злаки, бамбуки, папоротники

Адиантум стоповидный

Один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.

Мискантус

Один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.

Саза

Один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Главный сад

Главный сад – это сад для приятного времяпровождения всех членов семьи. Его желательно располагать поближе к жилым комнатам, но он может устраиваться и в связи с чайной комнатой , гостиной или образовывать главную часть большого сада в качестве зоны отдыха. Это сад, являющийся центром домашней жизни , поэтому он требует наиболее широкого пространства и хорошей солнечной освещённости. В главный сад часто выходит терраса или веранда, но надо иметь в виду, что если сам главный сад не слишком велик, то за счёт террасы он будет казаться ещё меньше. При стеснённой площади на участке разбивается только главный сад. Порой он становится универсальным, включая в себя и элементы других садов.

Участок сада перед гостиной, используемый для приёма гостей, может быть выделен в отдельную функциональную единицу, но чаще он входит в состав главного сада, придавая ему более деловой характер. Туда можно вынести стол и стулья и принимать гостей вне дома.

Тип главного сада является важным моментом формирования жилой территории в целом. Сад оказывает влияние и на дом как таковой. В зависимости от его типа сад может выглядеть лучше или хуже.
Этапы планировки японского сада мало отличаются от европейского.

Передний сад

Передним садом называется зона от ворот до входа в дом , включающая в себя дорожку и растения по обе её стороны. Это самое оживлённое место, так как по нему проходят все приходящие в дом и уходящие из него, и на его оформление следует обращать особое внимание. Именно по стилю, характеру, настроению переднего сада, новый гость составляет себе представление об участке, доме и о хозяевах. В некотором смысле он подобен родзи на пути к чайному павильону , поэтому лучше, если проход от ворот до прихожей будет не слишком коротким. Иногда с этой целью его делают несколько изогнутым, декорируя растениями, что способствует также созданию иллюзии большего пространства.

Основным требованием к дорожке является удобство ходьбы по ней. Особенно внимательно за этим надо следить при использовании естественных камней, поверхность которых редко бывает совершенно ровной. Если дорожка укладывается из тобииси , желательно, промежутки между камнями не должны быть слишком большими. Важно согласование с шириной шага не только этих промежутков, но и расстояний между центрами камней . В случае применения обтёсанных камней или бетонных плит предпочтительнее делать их длиной в два шага. Если перед входом в дом есть мощёная площадка, то обычно её делают из того же материала, что и дорожку, но при этом, пожалуй, лучше избегать тёмных камней и материала, на котором легко заметна грязь.

Сад за дверьми – это примерно то, что в европейских странах называется зимним садом или озеленением интерьера. Он располагается внутри помещения, обычно помещения общего пользования типа гостиной, столовой, прихожей, и всё активнее входит в быт японцев, поскольку по причине растущей урбанизации другой возможности внести природу в городской дом просто нет. Часто при создании сада за дверьми ограничиваются красивой расстановкой растений в контейнерах.

Уход за японским садом

При выборе типа сада не надо забывать о последующем его обслуживании . Любителям больших деревьев следует помнить, что со временем они могут стать слишком большими, создавая загущения и нарушая первоначальную композицию. Если эти деревья вечнозелёные, они будут давать слишком много тени, и сад может стать мрачным и угрюмым. Если же деревья листопадные, то осенью под ними скапливается очень много листвы, создающей трудности при уборке, особенно, если рядом имеются поверхности, покрытые гравием или водоёмы.

Сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, – это создать сад в японском стиле .

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта, обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной "обертки", украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для России породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Ниже мы отобрали в качестве примера 12 растений, из которых легко создавать композиции в японском стиле. Из деревьев японцами ценятся плакучие формы, имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук.

Кроме этих "лучших из лучших", в разделе собраны описания еще нескольких десятков растений, рекомендуемых для японского сада (см. навигационную колонку справа). Подавляющее большинство из них прекрасно чувствуют себя в средней полосе России.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ДЕРЕВЬЯ


Вишня обыкновенная . Многие россияне всенепременно желают иметь на даче сакуру дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но и в Краснодарском крае, Ставрополье, на юге Приморского края. А жителям средней полосы и северных регионов лучше вспомнить о своих родных вишнях - метельно-белых, поэтичных, воспетых в русской литературе и стихами, и прозой. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса, которая великолепно растет в Подмосковье.


Клен дланевидный . Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.


Сосна обыкновенная . Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ФОРМУЕМЫЕ КУСТАРНИКИ


Барбарис Тунберга - красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника. Для условий средней полосы России это также наиболее подходящая культура для создания стриженых и свободных живых изгородей и бордюров.


Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.


Кизильник . Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

КРАСИВОЦВЕТУЩИЕ МНОГОЛЕТНИКИ


Пион древовидный - выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.


Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 1 5-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья. Многие виды рододендронов могут успешно расти в средней полосе России.


Хризантема . У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

ЗЛАКИ, БАМБУКИ И ПАПОРОТНИКИ


Адиантум стоповидный - один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.


Мискантус - один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.


Саза - один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.