Заброшенные здания, бомбоубежища, военные объекты, мёртвая техника. Заброшенные бункеры, военные части, бомбоубежища и форты

10.10.2019

Ключи от неба. Системы противовоздушной обороны Москвы.

После окончания Второй мировой войны, в условиях начавшейся «холодной войны» в Советском Союзе были развернуты работы по трем важнейшим оборонным направлениям: созданию ядерного оружия, межконтинентальных баллистических ракет для доставки этого оружия, непроницаемой для атомных бомбардировщиков системы противовоздушной обороны (ПВО) Москвы.

Организация работ по решению этих задач была возложена на специально для этого созданные структуры, наделенные самыми широкими полномочиями. По московской системе ПВО такой структурой было Третье главное управление при Совете Министров СССР.

Когда-то давно наша страна была впереди планеты всей в области разработок и внедрения на боевое дежурство систем ПВО. Благодаря советскому ученому в области ракетной техники Петру Дмитриевичу Грушину , у нас появилось изделие «В-750» комплекса "Двина" , которое производились в ОАО «МКБ Факел» в Химках. Именно такой ракетой класса земля-воздух 1 мая 1960 года был сбит самолет-шпион У-2, пилотируемый Пауэрсом. Американцы до того оборзели от своей безнаказанности, что спокойно летали через наши земли от Казахстана до Норвегии. Самолет "Локхид У-2" поднимался на высоту более 20 тысяч метров и развивал скорость, которая оставляла ни у дел наши самолеты-перехватчики и существующие тогда системы ПРО. Но новая ракета, запущенная с зенитно-ракетного комплекса под Свердловском, спокойно поднялась на высоту 22 тысячи метров и подбила вражеский хваленый самолет.

Ни для кого не секрет, что советские системы ПВО изменили ход истории. Куба обязана своей свободой именно нашим ПВО. Кеннеди отказался от вторжения, когда над Островом Свободы был сбит очередной Локхид. Так же ракетно-зенитные комплексы, разработанные академиком Грушиным, защищали небо над Вьетнамом, Египтом, Сирией. Во Вьетнаме штатовские ВВС потеряли более 4000 самолетов, сбитых нашими ракетами и ковровые напалмовые бомбардировки прекратились. А во время арабо-израильской войны после появления на территории Египта наших ракет, израильские летчики отказывались летать, и их расстреливали перед строем. Не камикадзе евреи не разу. Японцы вон летали на одноразовых самолетах, которые взлетали, но не садились. Поэтому они делали "банзай" в какой-нить американский военный корабль.

Кстати, кольцами противоракетной обороны вокруг Москвы мы обязаны Лаврентию Берии . Именно он по приказу Сталина создал КБ-1 , в который вошли лучшие умы. Результатом их деятельности стал уникальный многоканальный радиолокационный щит для наведения зенитных ракет. Но с окончанием "холодной войны" и развалом совка мы утратили всю былую мощь. Теперь же ситуация вообще критическая. Наша оборонка не может обеспечить войска ПВО современными комплексами потому, что завалено на десятилетия вперед зарубежными заказами на С-300 . Обязательства по контракту с иностранными партнерами превыше гособоронзаказа, терять клиентов оборонные предприятия, даже сегодня, не могут, а свои всегда подождут... Недавно торжественно расформировали легендарную 16-ю воздушную армию, которая была создана по приказу Сталина в августе 1942 года и прошла боевой путь от Сталинграда до Берлина. В ее рядах сражались многие летчики-асы, среди которых трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. А теперь современные барыги хотят отобрать подмосковный аэродром "Кубинку" у ВС, где базировалась 16-я воздушная армия , чтобы сделать там первый в России аэропорт для бизнес-авиации. $%*$#(*#@#*$%(# (мат-фильтр)

С развалом совка оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствие были разграблены и осквернены. Целью этого путешествия было посещение заброшенных объектов ПВО в Московской области.

Объект "Защищенный узел связи". Заброшенный многоэтажный военный бункер в Вороново.

Нашим первым объектом был заброшенный бункер связи, находящийся рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Мы добирались до него через деревню Троица, а дальше - через поле.

Доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно. Если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. Так предполагается потому, что очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой. Остановимся на этой версии.

Объект представляет из себя трехэтажное здание, построенное в котловане под засыпку. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. На территории казарма роты охраны, КПП, трансформаторная подстанция и останки НУПа. За территорией - остатки казармы стройбата. 3-й и 2-й этажи сооружения предназначены под установку приема/передачи, 1-й под системы жизнеобеспечения и обеспечения автономности объекта (подготовка воздуха, дизеля, компрессоры, трансформаторы и пр.) Система двухканальная. Антенны канала (одна шахта на прием и одна шахта на передачу) сгруппированы попарно.

Общий вид на объект. Справа на фото - ходок-кабельник

К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5.

Я с разбегу заскочил.

Я с разбегу заскочил.

Обследовав объект вдоль и поперек, мы двинулись дальше. Недалеко от деревни Шарапово с трассы открывается вид на Чернецкую радиолакационную станцию Дунай-3У. Чернецкое РЛС Дунай-3У входит в систему противоракетной обороны А-135, задачи которой - обнаружение полета межконтинентальных ракет противника с передачей информации на РЛС Дон-М (Софрино), а уже Дон-М обеспечивает собственно наведение противоракет.

Чернецкое РЛС Дунай-3У

Зенитно-ракетный комплекс С-300

Следующей нашей целью была заброшенная зенитно-ракетная фортификация С-300 , расположенная сразу за деревней Ермолово. На объекте базировалась зенитно-ракетная система С-300 , которая заступила на боевое дежурство на рубеже 80-х годов. В настоящий момент объект снят с вооружения. И мы изучили то, что от него осталось.

Заброшенный город: шахтерский поселок Промышленный. С развалом Советского Союза этот поселок внезапно отрезали от электричества, а правительство страны не оказало необходимой поддержки. Фото: Олег Швец



Когда водоснабжение, газ и электричество перестали работать, жители поселка просто снялись с места и ушли на поиски жилья и работы, оставив за собой дома, имущество и обломки прошлой жизни. Фото: Олег Швец



Вещи, оставленные поселенцами, сохранились и по сей день, став печальными памятниками прошлому. Фото: Олег Швец



Заброшенная база подводных лодок: объект 825.Когда-то небольшой городок Балаклава на побережье Черного моря был секретной базой подводных лодок. Фото: Russos



Даже родственники жителей Балаклавы не имели права посещать этот закрытый военный объект без специального разрешения на въезд. Фото: Russos



В 1995 году комплекс был заброшен, однако уже в 2003 на территории базы был открыт музей. Фото: Russos



Рядом с базой находится заброшенное и неохраняемое топливохранилище. Фото: Russos



Заброшенные концентрационные лагеря – каменное напоминание о массовых репрессиях, печальный памятник непосильному труду и братская могила для сотен тысяч приговоренных к смерти. Фото: angelfire.com





В большинстве стран запустение и разруха царят в заброшенных зданиях, которые в лучшие их времена использовались по прямому назначению. В Советском Союзе много зданий, которые пустовали всегда: останки незавершенных проектов, недостроенные и брошенные из-за нехватки средств или за ненадобностью. В каком-то смысле, по ним можно изучать уникальную историю – историю коррумпированного и недальновидного правительства, историю несбывшегося, проще говоря, историю того, что могло бы быть.Этот недостроенный заброшенный завод предположительно должен был выпускать бетонные панели. Московская область. Фото: EUTHANASIA



В 1997 году в ходе подготовки к проведению Всемирных юнешеских игр в Москве был одобрен проект строительства аквадрома. Площадь застройки 1,7 га, площадь здания 43500 кв. м., 12-этажное со стеклянной наклонной кровлей. Здание включает 3 подземных и 9 наземных этажей, 5 бассейнов, водные горки, легкоатлетический манеж, дворец игровых видов спорта, гостиница для иногородних спортсменов, офисы, кафе, центр лечебной физкультуры и медицины.В феврале 2002 года строительство аквадрома было заморожено. г.Москва. Фото: EUTHANASIA



Заброшенные шахты ракетных комплексов.После развала Советского Союза бывшим союзным республикам досталось сомнительное наследство: разбросанные то тут, то там шахты ракетных комплексов дальнего назначения. Фото: martin.trolle / Flickr



На фотографии изображен один из таких комплексов, находящийся в Латвии. В него вошли 4 шахты, центральный пульт управления полетами, и подземный бункер. Фото: martin.trolle / Flickr



Списанные шахты давно стали местами паломничества многочисленных туристов. Фото: martin.trolle / Flickr



Заброшенные океанские военные базы. Когда-то военные базы Владивостока считались частью системы безопасности страны: укрепление тихоокеанского побережья страны было призвано защитить СССР от возможной агрессии со стороны Японии. Фото: Шамора.info





Трудно представить, что невероятно сложные, дорогие механизмы и оборудование могут быть заброшены так же легко, как ветхое здание. Однако строители коммунизма отличились и в этой области: до сих пор в заброшенных месторождениях можно легко обнаружить ржавеющее оборудование, а огромным спутниковым антеннам, разбросанным по всей стране, видимо, суждено распасться на элементы. Фото: Avi_Abrams / Flickr









Заброшенный форт: форт Александр больше известен в народе под названием "Чумной форт". Построен 19 веке, и уже в 1869 году был исключен из состава оборонительных сооружений. Фото: anglerfish / Panoramio



В настоящий момент форт заброшен, и многочисленные посетители могут увидеть его исключительно с лодок. Даже сейчас им советуют надевать респираторы и резиновые сапоги во избежании заражения. Сейчас существует проект строительства в форте развлекательного комплекса с театральной сценой, музеем, кафе, баром, рестораном, торговой зоной.Фото: anglerfish / Panoramio



Заброшенный "морской город": Нефтяные Камни - это поселок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море.Расположен на металлической эстакаде, сооруженной в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря. Вокруг нефтедобывающих вышек построили "виртуальный город" с магазинами, аптеками, школами и другими зданиями. Все это великолепие соедниялось другс с другом мостами и эстакадами. Добыча нефти продолжается до сих пор, а вот город пришел в запустение и в данный момент не населен. Заброшенные здания понемногу возвращаются в морскую пучину. Фото: Azerbaijan International Magazine, REGION plus, Travel-Images.com, Карты Google



Заброшенная шахта: некоторые заброшенные шахты времен бывшего СССР, расположенных в окрестностях города Кыштым, не радиоактивны. Этот комплекс по добыче калиевой слюды считается заброшенным с 1961 года. Фото: Евгений Чибилев



Тогда взрыв бака выдержки радиоактивных веществ вызвал заражение радиацией радиусом в 40 км и спровоцировал эвакуацию более чем 300 тыс. шахтеров. Происшествие тщатерльно скрывалось от обществености. Фото: Евгений Чибилев



Заброшенный город шахтеров: На архипелаге Шпицберген когда-то было целое русское поселение - г. Баренцбург, и три шахты - рудник «Баренцбург» и законсервированные рудники «Грумант» и «Пирамида». По соглашению 1920 года архипелаг был передан под юрисдикцию Норвегии, однако другим государствам, в том числе традиционно присутствовавшей на островах России, разрешено пользоваться островами для любой невоенной деятельности.СССР занялось добычей угля. Фото: Erling Svensen



В начале 90-х гг. по руднику "Пирамида" было принято решение о консервации на основании убыточности шахты. Населению дали всего несколько часов на сборы. В результате их покунутые дома напоминают картинку из Чернобыля - оставленные личные вещи, книги, детские игрушки. Фото: vizion, Anne-Sophie Redisch



Заброшенные усадьбы: Заброшенные загородные дома и усадьбы, представляющие историческую и архитектурную ценность, восстанавливать не спешат. Причина проста - отсутствие должного финансирования на государственном уровне. История усадьбы Белогорка начинается с 1796 года, когда Павел I пожаловал эти земли генералу Л. Малютину, который вскоре продал их часть предводителю дворянства Царскосельского уезда Ф. Белю. В то время усадьба носила название «Горка», а после смерти владельца стала называться «Белягорка», а в начале XX века получила своё современное название. После революции усадьба была национализирована. История усадьбы тесно переплетена с историей страны. Поэт Иосиф Бродский лето перед отъездом за границу провёл в Белогорке. Места зокруг Белогорки - деревни Новсиверская и Старосиверская - связаны с именем художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Фото: The Nostalgic Glass Заброшенные территории: Абхазия - территория, считающая себя независимой от Грузии. В конце 80-х Абхазия хотела выйти из состава Грузии и стать частью России. Это и дало начало грузино–абхазскому конфликту 1992–1993 гг. Фото: Львова Наталья/ ИД Родионова



В 1994г. после разрушительной войны, в результате которой грузинская сторона потерпела поражение, Абхазия приобрела независимость и статус Непризнанного государства.Сейчас из-за отсутствия финансирования в стране невозможно восстановить транспортную сеть и разрушенные в ходе войны здания. Фото: Львова Наталья/ ИД Родионова

СССР. Среди них есть как строго засекреченные, так и не очень. Экономика многих новообразовавшихся стран не позволила потянуть содержание, обеспечение и поддержание функционирования этих стратегически важных комплексов. Некоторые государства просто не нуждались в них и не считали нужным тратить на это огромные средства из федеральной казны. Так появились брошенные военные объекты. Постепенно они разрушались и приходили в негодность.

Рассмотрим самые интересные брошенные военные объекты из огромного многообразия разбросанных по лесам и горам комплексов, свидетельствующих о былой мощи развалившейся империи. А ведь это лишь малая толика рассекреченных сооружений...

Балаклава, Крым

Хранилище подводных лодок, расположенное на территории Севастополя, поражает своими масштабами. Под его сводами могли одновременно разместиться до 14 крупногабаритных судов. Здесь находится и брошенная военная техника, и детали к ней. Данная база была возведена в 1961 году, а перестала она функционировать в 1993-м, практически сразу после распада СССР. Как говорят сведущие люди, это место было своеобразным перевалочным пунктом, куда проходили на ремонт и подзарядку подводные лодки, здесь же пополнялись боеприпасы. Балаклава строилась на столетия и, благодаря своей совершенной конструкции, способна выдерживать прямые ядерные удары. Но на сегодняшний день она пополнила список "Брошенные военные объекты бывшего Советского Союза". Сейчас от нее мало что осталось, так как жители округи разобрали ее буквально на винтики. В 2002 году местные власти объявили о намерении создать в Балаклаве музей, но дальше разговоров дело так и не пошло.

Ракетная шахта Двина, Кекава (Латвия)

После многим бывшим республикам достались такие военные объекты, о наличии которых они даже и не догадывались. Например, совсем недалеко от Риги, в лесной чаще расположились остатки мощного ракетного комплекса "Двина". Он был построен в далеком 1964 году и состоял из четырех просторных пусковых шахт, которые находились на глубине более 34 метров. В настоящее время они частично затоплены, но любой интересующийся человек может спуститься в них в сопровождении опытного сталкера, чтобы воочию увидеть, что такое брошенные военные объекты. Хотя следует хорошо подумать, прежде чем отправляться на такую экскурсию. Говорят, в шахтах осталось довольно много которое хотя и не радиоактивно, но тем не менее ядовито.

Лопатинский фосфоритный рудник (Московская область)

До этот комплекс являл собой крупное месторождение, где добывались минералы и иные вещества, применяемые в сельском хозяйстве и промышленности. После 1993 года рудник приостановил свою деятельность. Вся техника осталась ржаветь... Таким образом, огромное месторождение с гигантскими ковшами экскаваторов стало местом паломничества тысяч туристов со всего мира.

Станция изучения ионосферы (Украина)

Данный комплекс, который находится под Харьковом, был построен всего за год до распада СССР и стал ответом на создание известного американского проекта HAARP, что на Аляске. Аналог США, кстати говоря, успешно функционирует и по сей день. Огромный комплекс состоял из гигантской параболической антенны, диаметр которой составлял 25 метров, и нескольких исследовательских полей. Сейчас брошенная военная техника так и стоит на месте, напоминая печальное кладбище. Новоиспеченному украинскому государству этот дорогостоящий и энергозатратный комплекс оказался не нужен, сейчас он интересует только охотников за цветными металлами, сталкеров и туристов.

Морской город "Нефтяные камни" (Азербайджан)

В 40 годах прошлого века здесь начались разработки подводных месторождений. Они осуществлялись в Каспийском море, а точнее, в 42 километрах от Апшеронского полуострова. Вокруг первых платформ строились целые города, которые основывались на металлических эстакадах и насыпях. Таким образом, в 110 километрах от Баку посреди воды были возведены электростанции, девятиэтажные дома, больницы, школы и детские сады. Были здесь и хлебозавод, дом культуры и даже цех по производству лимонада. Нефтяники разбили даже маленький сквер с деревьями и зелеными насаждениями. Город Нефтяные камни занимает более 200 платформ, а протяженность улиц в целом составляет больше 350 километров.
Вскоре стала популярной более выгодная сибирская нефть, которая сразу же сделала содержание подводных морских месторождений нерентабельной. Постепенно города на воде опустели. Как это ни удивительно, но Нефтяные камни нельзя называть населенным пунктом-призраком, поскольку в нем и по сей день проживают более двух тысяч человек.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц (Московская область)

В конце 80-х годов прошлого века теряющий свои политические позиции Советский Союз решился на воплощение в жизнь потрясающего замысла. Так появился ускоритель элементарных частиц. Кольцевой туннель, длина которого составляла 21 километр, пролегал на глубине более пятидесяти метров. Географически он находится поблизости от городка физиков-ядерщиков Протвино. Это совсем недалеко от Москвы - около сотни километров по Симферопольскому шоссе. В подготовленный тоннель уже начали завозить дорогостоящую аппаратуру, но тут началась перестройка, и советский "атомный коллайдер" так и остался похороненным под землей.

Место для него подбиралось исходя из геологических соображений. Почва на этом участке идеально подходила для возведения масштабных подземных сооружений. Огромные залы были связаны с наружными частями трубами длиной до 68 метров. Над колодцем устанавливались гигантские краны грузоподъемностью до 20 тонн.

В свое время данная разработка опережала американские аналоги на девять лет. Но с распадом на исследования не осталось. Затраты на создание коллайдера можно соизмерить с расходами на огромную атомную электростанцию.

В настоящее время существуют разнообразные брошенные военные части, которые некогда являлись признаком мощи государства, а сейчас постепенно стираются с лица земли. К сожалению, восстановить их практически невозможно. Особый интерес представляют обширные военные объекты Ленинградской области, часть которых была засекречена: аэродром военно-морского флота на острове Мощный в Кингисеппском районе, заброшенные полигоны, катакомбы, бомбоубежища, заводы по производству боеприпасов, ангары и крепости... С одной стороны, вроде бы и хорошо, что все это существует, и любой человек, интересующийся историей своей страны, может увидеть эти объекты воочию. С другой, они производят удручающее впечатление: столько сил, а может быть, и жизней было положено ради их создания, теперь же многое стало ненужным и брошенным...

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.


Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического , секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org