Живопись и архитектура в XIV-XVI веках в России. Развитие живописи в XIII — XV веках Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел

17.03.2022

Возрождением, после длительного застоя в культурном развитии, принято считать XIV- XV столетия, когда земли были освобождены от постоянных набегов монголо-татарского войска. В таких городах, как Москва, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Новгород, Тверь начали, проходить работы по восстановлению монастырских школ. В монастырях переписывали старые книгии создавали новые, развивалась живопись, и строились храмы. Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали: писатель и монах Логофет Пахомий , путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это - Андрей Рублев, Черный Даниил и Феофан Грек, Фиораванти Аристотель, Алевиз и Марко - архитекторы.

Летопись и сказание XIV–XV столетия

Быстрыми темпами возрождалось летописание, которое рассказывало историю русского народа со времен правления Рюрика. Главной целью летописей было донести до народа идею единства Русских земель. В XIV столетии летописи пишутся в монастыре Троице-Сергиевском и храмах города Москвы. В этот период была написана летопись "Русский хронограф" , в которой описывали объединение русских княжеств против монголо-татарского войска. Самым объёмным произведение считается «Сказания о мамаевом побоище».

Новым письменным жанром эпохи было сказание или житие, которое рассказывало о жизни светских или духовных лиц. Популярным чтением народа этой эпохи стало "Житие Сергия Радонежского" , которое написал Епифаний Премудрый в 1417–1418 года. Памятником культуры русского народа XIV века считается сказание «Зодонщица» , в котором раскрываются события Куликовского сражения 1380 года. Известный рассказ о путешествиях "Хождение за три моря" написанный купцом А. Никитиным, который описывал события с 1466 по 1472 года.

В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и брест заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии.

Развитие живописи

Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца:
- иконостас Троицкого собора в Троицко-Сергиевом монастыре;
- иконы «Жена-мироносица у гроба Христа» и «Троица».

Живопись в русской культуре XIV–XV веков относится, к золотому веку также популярными становится росписи фресками. В конце XIV века была создана художественная школа живописи, ее выходец Феофан Грек . Он сделал большой вклад в развитии школ искусства в таких городах, как Москва и Новгород. Феофан Грек расписал фресками : московский Благовещенский собор, Спасо-Преображенский собор, икону «Донской Богоматери», церкви Федора Стратилата Стенная и Успения Богоматери, иконостас Благовещенского собора.

Развитие архитектуры на Руси

На протяжении двух столетий выделяется два направление в архитектуре – это московское и новгородско-псковское. Московские архитектурные школы не меняли привычных направлений и опирались на владимиро-суздальское зодчество, а так как Москва закрепляла, за собой значение столицы это имело общенациональный характер.

Яркими архитектурами строениями русской культуры XIV–XV веков:
- собор Успения Сторожевского монастыря;
- Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре;
- церкви Спаса и Федора Стратилата;
- собор Андроникова монастыря.

Первые каменные архитектуры начали делать при Иване Калитине, который построил соборный ансамбль Кремля. В этом направлении продолжил работать Дмитрий Донской. В Москве была построенная Красная площадь, неподалеку стоял Кремль, и часть посада Китай-города все здания окружены двумя каменными стенами. Защитными зданиями вокруг города служили монастыри-крепости, сделаны из кирпичей. В Новгороде в 1433 году построенная Грановитая палата, а бояре стали строить себе каменные палаты. Каменный кремль в Новгороде был построен в 1302 году. Еще одним известным архитектором был сын Дмитрия Донского - Юрий Звенигородский, который продолжил строить здания из кирпичей. Его известными архитектурными монументами, которые были расписаны фресками, считаются :
- собор Саввино-Старожевского в Звенигородского монастыре;
- Троицкий собор на Александровской слободе;
- Успенский собор;
- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

В русской культуре XIV–XV веков появляется исторический и поэтический народный жанр песен, в них прославлялся русский народ и его преданность отчизне. Отдельные музыкальные произведения были переписанные в летописи: «Сказание о граде Китеже» и «Слово о погибели Русской земли».

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.


Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

Предвосхищает ангелов «Троицы», но присутствует плотность объемов, энергичный рисунок складок и яркость цветных тканей, которые впоследствии прибредут легкость и бесплотность.


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.


Имя Рублева стало символом русской средневековой живописи и культуры вцелом. Пиком этой культуры стала А.Рублев. Икона Троица. Ок. 1411. Написана Рублевым «в память и похвалу» основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому (1314/1322 – 1392 гг.). Написана по заказу Троице-Сергиева монастыря.
Внешняя сюжетная сторона - посещение тремя ангелами Авраама и Сары.
Фигуры образуют круг. Ощущение гармонии исходит из пластики линий и колорита: золотистые темного тона крылья, легко подчеркнутые голубым, мягко выделяются на золотом фоне (почти утраченном). С золотом фона удивительно сочетались и зеленоватые горы, и оливковая крона дерева. Более интенсивно звучат краски одежд.
Единство Божества – единство людей.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.


Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

В XIV веке с началом широкого строительства каменных храмов возрождается фресковая живопись.

Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи 2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.

На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко похожими по стилю на памятники более раннего периода.

Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах – специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница, Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с силами природы и были призваны охранять человека, его дом и хозяйство. Иконография обнаруживает следы воздействия языческих пережитков, фольклора, местных исторических событий, быта.

Говоря о живописи конца XIV – начала XV века, стоит отдельно остановиться на творчестве византийского мастера Феофана Грека и русского иконописца Андрея Рублева. Манера Феофана (с которой мы знакомы по фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде) отличается монохромностью палитры, использованием резких пробелов, редкой выразительностью лаконичных пятен и линий, под которой угадывается сложный символический подтекст, близкий распространенному в то время в Византии учению исихазма. Иконы Рублева по мягкости колорита и трактовке формы, создающих настроение мягкой лиричности, умиротворенности, - ближе к поздневизантийской живописи балканских стран XV века.

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение для последующего развития русского высокого иконостаса.

Иконостас в русской церкви появляется в XIV веке. Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи – на алтаре располагалась большая горизонтальная икона «деисус» (древнерусское название композиции, изображающей Христа посредине и обращённых к нему в молитвенных позах богоматерь и Иоанна Предтечу). Со временем происходило увеличение размеров алтаря и, естественным образом – количества находящихся на нем икон.

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В ГТГ хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове. Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода, три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева.

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году (или в 1410-11 гг.). Его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Иконостас имел 4 ряда икон. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). Из него сохранилось 13 икон. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина – чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах не смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты.

Первый цельный, не разделенный на части столпами иконостас был создан в 1425-27 гг. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Исполнили иконостас Андрей Рублев и Даниил Черный с мастерской.

Высокие иконостасы стали появляться и в других княжествах помимо Московского. В Кашине был найден высокий 4-ярусный иконостас середины XV века, происходящий из Спасо-Преображенского собора Твери. К концу XV века традиция высоких 4-ярусных иконостасов закрепилась в московской иконописи. Повторением иконостаса Успенского собора Владимира стал иконостас нового Успенского собора Москвы (1481 год).

В XIV-XV веках русский народ вёл борьбу за единство Руси, за освобождение от татарского ига. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Широко развивалось устное народное творчество. Появились былины, говорившие о борьбе народа с татарами. Возникло много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

В этот период получили широкое распространение летописи. Летописи писались не только в монастырях, но и при дворах московских, тверских и других князей. Возникают летописные своды, в которых Москва рассматривается как преемница Киева и Владимира. Славная победа русских на Куликовом поле воспета и «Сказании о Мамаевом побоище» и в поэме «Задонщина». Эта поэма перекликается с бессмертным творение XII века «Словом о полку Игореве». Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.

Сохранились записки некоторых русских путешественников, в том числе впечатления новгородца Стефана о его поездке в Константинополь. Особенные интерес представляет книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря». В ней автор рассказывает о своих приключениях и наблюдениях во время трехлетнего путешествия по Каспийскому, Индийскому и Черному морям. Никитин первый из европейцев (на 30 лет раньше португальца Васко да Гамы) совершил путешествие по Индии и описал её города, природу, быт и нравы народа. Ему нравится Индия, но, как истинный патриот, он восклицает: «Русская земля да будет богом хранима! На этом свете нет страны, подобной её!»

Одним из литературных жанров в XIV-XV веках были «жития». Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. Особую известность приобрели «Слово и житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского»- основателя Троицкого монастыря под Москвой. Сохранились историко-литературные повести о борьбе удельных князей, о походе Ивана III в Новгород и другие. В то время книги переписывались от руки. На русский язык переводились многие произведения греческих и римских писателей. Князья и монастыри основали большие библиотеки. Однако много книг, летописей и других литературных памятников не сохранилось: они сгорели во время бесчисленных пожаров.

Развивалась своеобразная русская архитектура. Возводились каменные и деревянные дворцы, крепости, церкви. В 1367 году при Дмитрии Донском в Москве был построен Кремль из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. В конце XV века по распоряжению Ивана III воздвигли новый Кремль, с высокими стенами и величественными башнями. В Кремле выросли пятиглавый Успенский собор, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого. При княжеском дворце создали красивую Грановитую палату для торжественных приёмов. Наружные стены её были облицованы гранёными белыми плитами.


Необыкновенного расцвета достигла в XIV-XV веках русская живопись. Новгородские живописцы создали замечательные фресковые произведения: «Благовещение», «Исцеление слепого» и другие. В Новгороде работал выдающийся художник Феофан Грек. Он прибыл из Византии в 70-е годы XIV века; глубоко изучил особенности русской живописи и вырастил целую школу русских художников. Позднее Феофан Грек работал в Москве, в Нижнем Новгороде. Он украсил кремлёвский дворец великолепными шедеврами своего искусства.

Во второй половине XIV века и первой четверти XV века жил величайший представитель русской национальной живописи Андрей Рублёв. Вначале он работал в иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря, а затем переехал в московский Андроников монастырь, где расписал церковь Спаса. Написал также ряд икон для Благовещенского собора московского Кремля.

О нём так писали современники: «Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Всемерно известная икона Рублёва «Троица» представляет изображение христианского триединого бога в виде трёх прекрасных ангелов-юношей, сидящих за трапезой. Яркие, сочные краски, очеловеченные лица беседующих ангелов придают иконе вид живой, реалистической картины. В изображениях святых великого художника всегда можно разглядеть типичные национальные черты русских людей.

Замечательные произведения, созданные Андреем Рублёвым, сохранились в Успенском соборе города Владимира, в Троицком соборе Загорска и ряде других мест. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. В помещении Андроникова монастыря создан музей Андрея Рублёва.

Живопись и архитектура

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали сле­дующие.

1. Архитектура. XIV-XVIвв. – двухвековой расцвет русской архитек­туры между двумя упадками: разорительным монгольским наше­ствием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псков­ская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений:

  • новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесе­ния в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, ко­торый был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником 1 в честь взятия Казани);
  • широкое строительство каменных кремлей. Первой и круп­нейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из кам­ня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами

Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV – начале XVI в. те же итальянские архи­текторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский со­бор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) – главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коро­наций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Мос­кве и Смоленский кремль. В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

  1. Живопись. К XIV-XVвв. относится расцвет русской иконописи: в русских монастырях появляются иконостасы, Русь становится центром православной иконописи, в это время создают свои ико­ны лучшие иконописцы – византийский мастер Феофан Грек (ико­на Донской Богоматери), а также русские мастера Андрей Рублев (мастер московской, или владимиро-суздальской, иконописной школы 1360-1430-х гг., автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Тро­ице-Сергиевой лавре, Спасо-Андроникова монастыря в Москве, а также созданной около 1411 г. иконы «Троица» для Троице-Сер- гиева монастыря), Дионисий (мастер конца XV – начала XVI в., автор росписей и икон Иосифо-Волоколамского монастыря, Фе­рапонтова монастыря около города Кириллова, части икон и фре­сок Успенского собора Московского Кремля) и его сын Феодосий (росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1503 г.) (рис. 18.1).

В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.