Как сократить платеж за жкх. Формула расчета подогрева воды в квитанции жкх. Как рассчитывается плата за горячее водоснабжение. Что такое ГВС нагрев Ипу гвс расшифровка

24.06.2020

В квитанциях за коммунальные услуги появилась новая графа – ГВС. У пользователей она вызвала недоумение, поскольку не все понимают, что это такое и почему нужно вносить платежи по этой строке. Есть и такие собственники квартир, которые вычеркивают графу. Это влечет за собой накопление долга, пени, штрафы и даже судебные разбирательства. Чтобы не доводить дело до крайних мер, нужно знать, что такое ГВС, теплоэнергия ГВС и почему за эти показатели нужно платить.

Что такое ГВС в квитанции?

ГВС – такое обозначение расшифровывается, как горячее водоснабжение. Его цель заключается в обеспечении квартир в многоквартирных домах и иных жилых помещений горячей водой с приемлемой температурой, но ГВС – это не сама горячая вода, а тепловая энергия, которая затрачивается на подогрев воды до приемлемой температуры.

Специалисты разделяют системы горячего водоснабжения на два вида:

  • Центральная система. Здесь вода нагревается на теплостанции. После этого она распределяется в квартиры многоквартирных домов.
  • Автономная система. Она обычно используется в частных домах. Принцип действия такой же, как и в центральной системе, но здесь вода нагревается в котле или бойлере и используется только для нужд одного конкретного помещения.


Обе системы имеют одну цель – обеспечить владельцев жилого помещения горячей водой. В многоквартирных домах обычно используется центральная система, но многие пользователи устанавливают бойлер на случае, если горячую воду отключат, как это ни раз бывало на практике. Автономная система устанавливается там, где нет возможности подключиться к центральному водоснабжению. За ГВС платят только те потребители, которые пользуются центральной системой отопления. Пользователи автономного контура оплачивают коммунальные ресурсы, которые затрачиваются для нагревания теплоносителя – газ или электроэнергия.

Важно! Еще одна в графа в квитанции, связанная с ГВС – это ГВС на ОДН. Расшифровка ОДН – общедомовые нужды. Значит, графа ГВС на ОДН – это расходование энергии на подогрев воды, используемой на общие нужды всех жильцов многоквартирного дома.

К ним относятся:

  • технические работы, которые выполняются перед сезоном отопления;
  • опрессовка системы отопления, проводимая после ремонта;
  • ремонтные работы;
  • отопление мест общего пользования.

Закон о горячей воде

Закон о ГВС был принят в 2013 году. Постановление Правительства за номером 406 гласит, что пользователи центральной системы отопления обязаны осуществлять оплату по двухкомпонентному тарифу. Это говорит о том, что тариф разделили на два элемента:


Так в квитанции появилась ГВС, то есть тепловая энергия, затраченная на нагрев холодной воды. Специалисты ЖКХ пришли к выводу, что стояки и полотенцесушители, которые подключены к контуру горячего водоснабжения, расходуют тепловую энергию для обогрева нежилого помещения. До 2013 года эта энергия в квитанциях не учитывалась, и потребители пользовались целые десятилетия ей на безвозмездной основе, поскольку вне отопительного сезона нагрев воздуха в санузле продолжался. На основании этого чиновники разделили тариф на две составляющих, и теперь гражданам приходится оплачивать ГВС.

Оборудование для нагрева воды

Оборудованием, осуществляющим нагрев жидкости, является водонагреватель. Его поломка не оказывает влияния на тариф на горячую воду, но стоимость работ за ремонт оборудования обязаны оплатить пользователи, поскольку водонагреватели – это часть имущества владельцев жилья в многоквартирном доме. Соответствующая сумма появится в квитанции за содержание и ремонт имущества.

Важно! К этой платежке следует внимательно относиться собственникам тех квартир, которые не пользуются горячей водой, поскольку в их жилье установлена автономная система отопления. Специалисты ЖКХ не всегда обращают внимание на это, просто распределяя сумму на ремонт водонагревателя между всеми гражданами.

В результате таким собственникам квартир приходится вносить плату за оборудование, к которым они не пользовались. При обнаружении повышения тарифа за ремонт и содержание имущества, необходимо выяснить, с чем это связано и обратиться в управляющую компанию за перерасчетом, если платеж насчитан неправильно.

Компонент «тепловая энергия»

Что это такое – компонент на теплоноситель? Это и есть подогрев холодной воды. На компонент тепловой энергии не устанавливается прибор учета, в отличие от горячей воды. По этой причине нельзя сделать расчет этого показателя по счетчику. Как в таком случае рассчитывается тепловая энергия для ГВС? При подсчете платежа учитываются следующие моменты:

  • тариф, который установлен на ГВС;
  • расходы, затраченные на содержание системы;
  • стоимость потери тепла в контуре;
  • расходы, затраченные на передачу теплоносителя.

Важно! Расчет стоимости горячей воды выполняется с учетом объема израсходованной воды, которая измеряется в 1 кубическом метре.

Размер платы за энергию обычно вычисляется, основываясь на значение показаний общедомового прибора учета горячей воды и количества энергии в горячей воде. Рассчитывается энергия и для каждой отдельной квартиры. Для этого берутся данные потребления воды, которые узнают из показаний счетчика, и умножаются на удельный расход тепловой энергии. Полученные данные умножаются на тариф. Эта цифра и есть тот необходимый взнос, который указывается в квитанции.

Как сделать самостоятельный расчет

Не все пользователи доверяют расчетному центру, поэтому и возникает вопрос, как посчитать стоимость ГВС самостоятельно. Полученный показатель сравнивается с суммой в квитанции и на основании этого делается вывод о правильности начислений.

Чтобы рассчитать стоимость ГВС, необходимо знать тариф на тепловую энергию. На сумму также влияет наличие или отсутствие прибора учета. Если он есть, то берутся показания со счетчика. При отсутствии счетчика берется норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Такой нормативный показатель устанавливается энергосберегающая организация.

Если в многоэтажном доме установлен прибор учета расхода энергии и в жилье есть счетчик на горячую воду, то сумма за горячее водоснабжение вычисляется на основании данных общедомового учета и последующего пропорционального распределения теплоносителя по квартирам. При отсутствии счетчика берется норма расхода энергии на 1 куб воды и показания индивидуальных счетчиков.

Жалоба из-за неправильного расчета квитанции

Если после самостоятельного вычисления суммы взносов за ГВС выявлена разница, необходимо обратиться в управляющую компанию за разъяснениями. Если сотрудники организации отказываются давать объяснений по этому поводу, необходимо подать письменную претензию. Ее сотрудники компании не имеют права проигнорировать. Ответ должен поступить в течение 13 рабочих дней.

Важно! Если ответа не поступило или из него не понятно, почему возникла такая ситуация, то гражданин имеет право подать претензию в прокуратуру или исковое заявление в суд. В инстанции будет рассмотрено дело и вынесено соответствующее объективное решение. Можно также обратиться в организации, контролирующие деятельность управляющей компании. Здесь будет рассмотрена жалоба абонента и вынесено соответствующее решение.

Электроэнергия, используемая для подогрева воды, не является бесплатной услугой. Плата за нее взимается на основании Жилищного Кодекса Российской Федерации. Каждый гражданин может самостоятельно вычислить сумму этого платежа и сравнить полученные данные с суммой в квитанции. При возникновении неточности следует обратиться в управляющую компанию. В этом случае разница будет компенсирована, если ошибка будет признана.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению » (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные . Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал :

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения .

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено .

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг .

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354 .

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167 -170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать ».

Десятый арбитражный апелляционный суд , рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения ».

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями

****************************************************************************

В каждую квартиру подается вода – холодная и горячая. Счета за нее выставляются по израсходованному потребителями объему – за кубометры, определять которые просто: нужно взять показания приборов учета на первое число нового месяца и сравнить их с показаниями на первое число прошлого месяца, разница и составит фактический расход воды за истекший месяц.

Чтобы узнать, какую сумму придется заплатить, нужно умножить фактически истраченные кубометры на тарифы.

Расчет тарифов регламентируется такими законодательными актами:

  1. на подогрев 1м3 воды нужно по норме истратить 0,055 Гкал. тепла;
  2. тариф на подогрев в Астрахани, например, составляет 1 635,56 руб./Гкал;
  3. итог расчета таков: 3м3х0,055х1635,56= 270 руб.

Двухкомпонентный расклад стоимости горячей воды более правилен и к тому же, более экономичен.

В квитанции ЖКХ появилась новая строка: холодная вода ПК

Те жильцы, которые не установили в своих квартирах приборы учета воды, платят по нормативному расходу. Это может быть выгодно только в одном случае – когда нарушены правила регистрации, и на площади квартиры, где зарегистрировано 1-2 человека, фактически живет больше людей, и фактический расход воды намного превышает тот, который указан в квитанции, ведь там предлагается заплатить за потребление двумя жильцами.

Во всех остальных случаях без счетчиков на горячую и холодную воду платить приходится больше, чем за израсходованные по факту кубометры. Особенно ситуация усугубилась с этого года, когда появилась в квитанциях новая строка: холодная вода пк.

Аббревиатура ПК расшифровывается как «повышающий коэффициент», который увеличивает сумму платежа с 2017 г. по нормативам еще в 1,6 раза (ПП РФ от 16 апреля 2013 г. № 344), при условии, что техническая возможность на установку приборов учета, хотя бы коллективных, имеется.

Какая норма воды в день на человека и в месяц в ЖКХ?

Нормы расхода холодной воды на человека в ЖКХ без счетчика утверждаются органами местного самоуправления на 1 чел. и для Москвы (Постановление №75-ПП) составляют:

Месячные нормы расхода нужно умножить на число прописанных в квартире жильцов, получаются нормативные кубометры, которые следует умножить на тарифы, действующие в текущем периоде времени в конкретном населенном пункте. Полученные суммы подлежат оплате, если счетчиков нет.

Стоит потратить время и понести небольшие денежные траты на покупку и установку квартирных приборов учета, зато потом оплачивать только те ресурсы, которые действительно истрачены самими жильцами.

Применение повышающего коэффициента должно подвигнуть тех, кто еще не позаботился об оснащении жилья счетчиками воды, быстренько это сделать – суммы в квитанциях за воду после этого приятно удивят.

Москвичам начали приходить новые квитанции за услуги ЖКХ. После повышения тарифов и появления взносов на капремонтплатежи выросли минимум на 1 тыс. руб. «Газета.Ru» рассказывает, что нужно знать, чтобы попытаться сэкономить.


«Нередко активным гражданам, которые проверяют счета, удается сократить суммы, выставленные к оплате даже вдвое. Завышение счетов происходит за счет того, что туда включены услуги, которые не оказываются, и превышается объем оказанных услуг», - рассказывает председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.

Как обнаружить обман

«Чем подробнее составлен счет, тем проще понять, насколько обоснованно начислены платежи.

Если строк немного, назначение платежей подробно не раскрывается - это уже первый повод для подозрений. Обычно управляющая компания намеренно не раскрывает назначение платежей.

Например, если одной строкой написано «на общедомовые нужды» без пояснения, что конкретно сюда входит, сумма может быть завышенной, включать в себя неоказанные услуги», - предупреждает Валерий Новиков, начальник отдела юридического сопровождения НП «ЖКХ контроль».

Стоит обратить внимание на итоговую сумму: если она отличается от той, что была месяцем ранее, лучше тщательно проверить весь счет.

«Существуют плановые повышения, за ними надо следить. Если же таких повышений нет, а платежка стала дороже, следует ее внимательно пересчитать», - говорит эксперт.

При этом после повышения тарифов (напомним, их подняли с 1 июля) счет стоит проверять особенно тщательно. УК и поставщики коммунальных ресурсов могут завысить счет, прикрываясь плановым повышением.

«Бывает, например, что завышают нормативы, два раза прописывают одну и ту же сумму - в итоге платеж удваивается», - говорит председатель движения «Москонтроль» Сергей Васильев.

За что мы платим

Платежка обычно состоит из ряда загадочных аббревиатур, причем в каждом районе могут вводить свои сокращения. Есть несколько общепринятых:

ХВС ДПУ - холодное водоснабжение (холодная вода) по домовым приборам учета. Если указано КПУ, значит, за воду вы платите по квартирному прибору учета.

ГВС ДПУ - горячее водоснабжение (горячая вода) по домовым приборам учета.

ХВС для ГВС - холодное водоснабжение для горячего водоснабжения. То есть холодная вода, которая идет на подогрев, в другой строке дают цену за сам подогрев. Сложив их, получают итоговую цену горячей воды.

Водоотв. - водоотведение (канализация), использованная холодная и горячая вода.

Отоп. осн. пл. - отопление основной площади.

Сод. и рем. жп (или сод. и рем. жил.) - содержание и ремонт жилой площади. Это услуги управляющей многоквартирным домом компании по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. То есть, если у вас есть эта строчка, предполагается, что у вас в подъезде поддерживается порядок и все работает. В эту строчку могут входить разные услуги (обслуживание внутридомового инженерного оборудования, уборка, текущий ремонт, вывоз мусора, услуги консьержа и т.п.), если они не расписаны в платежке, можно обратиться к УК за разъяснениями.

При этом сумма и услуги, которые входят в квитанцию, должны утверждаться решением самих жильцов на собрании.

Есть и услуги, которыми в реальности граждане не пользуются: например, оплата антенны и радиоточки. От них можно отказаться в индивидуальном порядке, обратившись в УК с требованием исключить эти пункты из общего счета.

Счетчик или норматив

Суммы за индивидуальное потребление (коммунальные услуги, которыми пользуются в квартире) и за общедомовые нужды(ОДН; например, расходы на отопление и освещение подъезда) в платежке должны быть разнесены по разным графам.

Известны случаи, когда размер оплаты за использование коммунальных услуг на ОДН с человека, превышал размеры индивидуального потребления в квартирах.

Это может происходить, когда платежи на ОДН начисляются не по счетчикам, а по нормативам (с повышающим коэффициентом из-за отсутствия счетчика). Чтобы сократить расходы, собственники должны на собрании проголосовать за установку счетчиков. Устанавливают их ресурсоснабжающие организации.

Ранее «Газета.Ru» писала, что ресурсоснабжающие организации зачастую саботируют установку счетчиков, поскольку нормативы приносят им гораздо больший доход.

Если такая проблема обнаружена, нужно обратиться в Жилинспекцию.

Обратите внимание на квадратные метры и количество жильцов

Следует проверить, правильно ли указана в платежке площадь квартиры. Из расчета на квадратный метр начисляется отопление и платежи за капремонт. Региональные власти выделяют дотации, которые компенсируют часть платежей, однако они действуют только в пределах социальной нормы (в Москве это 33 кв. м - на одного человека, 42 кв. м - на двух), поясняет Валерий Новиков. За жилищные излишки придется заплатить.

Также не стоит торопиться прописывать новых жильцов. Чем больше людей, тем дороже будет обходиться, например, вода (если не установлены счетчики). Если кто-то из прописанных в квартире долгое время в ней не живет, то можно добиться перерасчета. Надо только доказать отсутствие - например, принести справку от управляющей компании с реального места проживания. То же самое касается летнего проживания на даче и длительных командировок: при наличии соответствующих документов УК обязана сделать перерасчет.

Новая строчка - капитальный ремонт

Рассчитать, сколько вы должны платить за новую услугу, просто. В Москве ежемесячный взнос составляет 15 руб. за кв. м. Новая строка появилась в столице в июле и уже вызвалаволну недовольства.

Ранее «Газета.Ru» писала, что москвичи хотят заключить договор с Фондом капремонта на своих условиях и требуют учесть в договоре ряд существенных моментов. Однако пока практика складывается не в пользу жильцов.

Также надо помнить, что, если на оплату услуг ЖКХ в Москве уходит более 10% дохода семьи, можно получить поддержку государства в виде субсидий.

В таком случае необходимо обратиться в районный отдел жилищных субсидий, представив справку о доходах и свидетельство о собственности. При этом не должно быть излишков жилплощади: установленные нормы - 33 кв. м на одного человека, 42 кв. м - на двоих.

Что делать, если счет завышен

Если выяснится, что счет завышен, надо обратиться с жалобой в управляющую компанию. Если же она не ответит, можно подать жалобу в Жилинспекцию (туда также можно написать сразу, не дожидаясь ответа от УК). Также можно обратиться в региональную комиссию по тарифам.

«Жилинспекцию можно попросить провести проверку, на основании которой будет сделан перерасчет. Если окажется, что платежи были завышены, то граждане получат разницу, которая будет начисляться в счет оплаты будущих платежей», - пояснил Новиков.

В целом пока практика разбора таких споров складывается в пользу потребителей, отмечают эксперты.

Главное - добиваться своего, большинству проще махнуть рукой, если оказывается, что надо платить на сто рублей больше, а такая безнаказанность только поощряет злоупотребления», - предостерегает Аншаков.

Сложно представить комфортный дом или квартиру без теплой воды. Правильная организация необходима не только для бытовых нужд, но и является основой индивидуальной гигиены. Теплый утренний душ или расслабляющая вечерняя ванна стали привычными каждодневными процедурами. Но мало кто знает специфику организации ГВС. Что это, какие важные требования необходимо соблюдать при проектировании системы и как осуществлять контроль за ее состоянием? Для ответов на эти вопросы необходимо разобраться в основополагающих принципах работы горячего водоснабжения.

Что такое ГВС: задачи и функции

Главная функция этой системы - обеспечение водой с должным показателем температуры жилого или производственного помещения. При этом необходимо учитывать качество жидкости, характеристики ее давления в трубах и способ повышения температуры до требуемого показателя. В зависимости от последнего параметра система ГВС разделяется на 2 вида:

  • Центральная. Нагрев воды происходит на тепловых подстанциях (ЦТП) и уже от них при помощи трубопроводов осуществляется подача потребителям.
  • Автономная. Для достижения необходимого температурного режима устанавливают специальные нагревательные приборы - котлы, накопительные бойлеры или Этот тип организации ГВС предназначен для небольшой площади помещения - квартиры или дома.

Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Центральная система удобнее для потребителей, но только в том случае, если ее работа постоянна и соответствует нормам температуры и Увы, но такая ситуация в нашей стране скорее исключение, чем правило. Центральное ГВС - что это, надежный способ обеспечить комфорт в квартире или «головная боль» для потребителей? Во многом это зависит от степени исполнительности местных органов регулирования и контроля.

Автономный способ более затратен, так как требует установки специального оборудования, прокладки водопроводных труб. Однако его эксплуатационные характеристики и степень комфорта намного превосходят центральное ГВС. Потребитель сам может выставить температурный уровень, контролировать расход энергоносителя.

Требования к горячей воде

Нередкие плановые отключения и низкий температурный режим являются основными недостатками центрального горячего водоснабжения. Такие ситуации происходят часто, но согласно текущим законам их периодичность строго регламентирована. Постановление правительства РФ № 354 определяет следующие нормы:


Состав воды в обязательном порядке должен соответствовать санитарным нормам СанПиН 2.1.4.2496-09.

Для осуществления контроля расхода теплоносителя устанавливают специальные приборы для ГВС. Счетчики монтируют только представители управляющей организации, с которой заключается договор на поставку горячей воды в квартиру или дом.

Автономные системы

Практическая реализация этих систем требует профессионального подхода к каждому этапу работ. Для проектирования следует знать основные типы автономного ГВС. Что это, и насколько эффективно будет работать определенный тип, зависит от исходных технических параметров.

Накопительная

В бойлер накопительного устройства происходит забор воды из внешнего источника и последующий ее нагрев до нужной температуры. Схема ГВС подобного типа применима для загородных домов и коттеджей.

Современные конструкции бойлеров имеют ряд дополнительных функций:

  • Несколько режимов работы - экономный, оптимальный и максимальный. Также возможна отсрочка начала нагрева.
  • Теплоизоляция корпуса обеспечивает сохранение тепла, что напрямую сказывается на расходе энергии.
  • Большой выбор моделей, отличающихся в зависимости от полезного объема, функциональных и эксплуатационных характеристик.

Для достижения нужного уровня температуры используют электрические нагревательные элементы - ТЭНы.

Проточная

В многоквартирных домах популярно применение теплообменных водонагревателей. В зависимости от установленного оборудования существуют следующие типы приборов:

  • проточные нагреватели;
  • двухконтурные котлы отопления.

В качестве энергоносителей может быть использована электрическая энергия или тепловая, возникающая в результате горения газа. Последний способ предпочтительнее, так как он менее затратен финансово и более эффективен из-за своей низкой инерционности.

Независимо от выбора, любая система ГВС должна соответствовать нормам, выполнять свои прямые функции и быть абсолютно безопасна для пользователей.