Критерии сформировавшейся личности. Личность. «каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности

25.09.2019

Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке которую даёт себе сам человек.

Основные свойства личности:

Отличается самостоятельностью в поступках;

Способна нести ответственность и решать проблемы;

Контролирует поведение, обладает силой воли;

Способна изменяться с течением времени.

Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. В процессе отражения объективного мира активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные ее элементы.

Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность - это индивид, осознающий свою индивидуальность. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Критерии сформировавшейся личности.

1. Человека можно считать личностью, в случае если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради мотивов, социально значимых, ᴛ.ᴇ. заданных обществом, воспитанных в человеке. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению (вред гиперопеки, потакания желаниям ребёнка).

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. От 1-го отличается именно сознательным соподчинœением мотивов. Предполагается наличие самосознания как особой инстанции личности.

Человек как бы рождается дважды. Первое рождение – дошкольный возраст – установление первых иерархических отношений мотивов (эффект горькой конфеты). Второе рождение – начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинœению и переподчинœению (способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию). Главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

Стихийные механизмы формирования личности.

1. Сдвиг мотива на цель . Важно положительное подкрепление , а не страх наказания при объяснении норм поведения. Мать, как предмет потребности – ребёнок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу. Этот механизм действует на всœех этапах развития личности. Каждому этапу реального расширения контактов предшествует, а затем его сопровождает ярко выраженный мотив принятия другими, признания и утверждения в соответствующей социальной группе.

2. Механизм идентификации . Передача личностного опыта через личный пример, ʼʼзаражениеʼʼ, ʼʼподражаниеʼʼ.

3. Принятие и освоение социальных ролей. Сходен со 2-м, но отличается большей обобщенностью. Социальная позиция. Социальная роль.

Все эти механизмы действуют совместно, тесно переплетаясь и усиливая друг друга.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс формирования личности можно представить в следующем порядке (инверсия плоскости к окружности).

1. В ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребёнок усваивает нормы, опосредствующие его физическое существование.

2. Расширение контактов ребёнка с социальным миром приводит к формированию ʼʼсоциальногоʼʼ слоя личности.

3. Вследствие контакта с более высокими слоями человеческой культуры (идеалами и духовными ценностями) – духовный центр личности, её нравственное самосознание. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встаёт над предыдущими структурами, подчиняя их себе.

Темперамент.

Темперамент – динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек должна быть инœертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота͵ ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента͵ то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Критерии сформировавшейся личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Критерии сформировавшейся личности." 2017, 2018.

  • Биологическое и социальное в человеке. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • Бытийный статус человека: индивид, индивидуальность, личность
  • В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены.
  • Взаимоотношениям между личностью, обществом и государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции.
  • Взаимосвязь понятий «личность – индивид - индивидуальность»
  • «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
    По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
    Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
    Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
    Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
    Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
    Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
    Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

    (Ю.Б. Гиппенрейтер)

    Спрятать текст

    Пояснение.
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1. Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например:
    - "человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого", если его поведение социально значимо;
    - человека можно считать личностью, если он способен "способность к сознательному руководству собственным поведением", человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознанием.
    2. Сформулирован свой критерий личности, допустим:
    - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует.
    Могут быть приведены и иные критерии личности.

    Личность

    «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности? По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

    Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...

    Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.



    Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

    Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

    Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

    Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

    (Ю.Б.Гиппенрейтер)

    1. Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.

    2. Укажите с опорой на авторский текст три отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.

    3. Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.

    4. Автор отмечает: «...Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания...». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.

    Какой признак отражает качества человека как личности?

    1) генетически наследуемые качества

    2) проявления чувств и эмоций

    3) принадлежность к человеческому роду

    4) ориентация на определённые ценности

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    А) индивид", 2) индивидуальность ; 3) человек ; 4) личность; 5) талант.

    Ивану - 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифр ы, под которыми они указаны.

    1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

    2) Рост Ивана 180 см.

    3.) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

    4)Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

    5) Иван - добрый и отзывчивый человек.

    6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

    Социализация - это процесс усвоения индивидом ценностно-нормативной системы общества, социальных функций, социальных ролей, развитие его самосознания.

    Этап социализации Характеристика
    Ребёнок от рождения до подросткового периода усваивает социальный опыт некритически (адаптируется, подражает)
    В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, т.к. мировоззрение и характер подростка всё ещё неустойчивы. Юношеский возраст (18-25) лет характеризуется как период, когда вырабатываются устойчивые свойства личности
    Интеграция проходит благополучно, если личность приним ается группой, обществом. Если она не принимается, возможны следующие исходы: 1) сохранение своей несхожести и появление агрессивных взаимодействий в людьми и обществом; 2) изменение себя, стремление «стать как все» 3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация
    Охватывает весь период зрелости человека, время его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность
    Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий определенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его новым поколениям

    Для анализа степени включения индивида в различные социальные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социальный статус» и «социальная роль».

    Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, в определенный момент времени.

    С понятием социального статуса неразрывно связано понятие социальная роль.