Лабораторная работа "Строение корневых систем" методическая разработка по биологии (6 класс) на тему. Лабораторная работа Внутреннее строение корня

07.07.2019
краткое содержание других презентаций

«Корень и корневая система» - Расположение в почве. Функции корней. Минеральное питание. Фасоль. Направление корней к источнику питания. Геотропизм у корней. Запасающая. Опорная. Тема урока: Виды корней. Какой тип корневой системы у цикория и овса? Заглянем в цветочный горшок. Стержневая корневая система. Рост корня. Питающая. Корни и корневые системы. Фасоли и одуванчика? Узнаем, какие у растения корни, познакомимся с различными корневыми системами.

«Строение и функции корня растения» - Зона проведения. Корни – подпорки. Видоизменения корней. Рост корня. Ходульные корни. Роль корневых волосков. Типы корневых систем. Корень. Змеевидные корни. Функции корней. Дыхательные корни. Виды корней.

«Типы корневых систем» - Изучении. Придаточные корни. Строение семян. Отрывок из басни И.Крылова. Один из важных вегетативных органов. Виды корней. Зоны корня. Типа корневых систем. Изучение строения. Корневой чехлик.

«Орган растений корень» - Содержание. Строение корня. Минеральное питание. Зоны корня. Рост корня. Микориза. Функции. Бактериальные клубеньки. Разнообразие корней. Виды корней. Корневые клубни (корневые шишки). Корнеплод. Корневая система. Дыхание корня. Корень. Корневое давление. Влияние человека на корневые системы.

«Строение и функции корня» - Стержневые и мочковатые корневые системы. Обитель. Типы корневых систем. Откладывание и накопление запасных питательных веществ. Представление о корне. Минеральное питание растений. Видоизменения корней. Развитие зародышевого корешка. Функции корня. Корешок. Корневой чехлик. Главный орган растения. Закрепление и удерживание растения в почве. Развитие корневой системы. Зоны корня. Виды корней. Корень.

«Виды корней и корневых систем» - Ответьте на вопросы. Ход урока. Корень – вегетативный орган растения. Корень. Виды корней. Обобщение изученного материала. Лабораторная работа. Комнатное растение в цветочном горшке. Решение познавательных задач. Какие еще органы растения относятся к вегетативным. Типы. Типы корневых систем. Понятие корень. Главный корень. Какую еще функцию выполняет корень. Цикорий. Первая страничка «Устного журнала».

Лабораторная работа № 4

«Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневая системы»

Цель : познакомиться с разными типами корневых систем, строением и функцией корневого волоска.

Оборудование : микроскоп, лупа, предметные и покровные стекла, пипетки, корешки проростков пшеницы, постоянный препарат поперечного среза корня, краситель, живые и гербарные образцы растений.

Ход работы:

1. Рассмотрите корешок проростка пшеницы. Найдите на кончике корня корневой чехлик, а выше зоны роста – корневые волоски (в виде опушения).

2. Рассмотрите корневые волоски, зарисуйте их в тетради.

3. Рассмотрите растения с разными типами корневых систем. Разделите их на две группы. Растения со стержневой корневой системой и мочковатой.

4. Зарисуйте схематично стержневую корневую систему. Подпишите виды корней, которые ее образуют.

5. Зарисуйте схематично мочковатую корневую систему. Подпишите виды корней, которые ее образуют.

6. Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Какова взаимосвязь строения и функций корневых волосков?

Каковы отличительные признаки корневых систем?

Зона всасывания длиной всего несколько сантиметров. Она характеризуется обилием корневых волосков, которые представляют собой трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Длина их составляет 0,15-8 мм, а продолжительность жизни — 10-15 дней. С их помощью растения всасывают воду и растворённые в ней питательные вещества. Благодаря волоскам площадь поглощающей поверхности корня увеличивается. Они также выполняют и механическую роль — служат опорой верхушке корня.

На корнях каждого растения таких волосков очень много. Волоски недолговечны и в процессе роста корня быстро образуются в нижней части зоны всасывания и отмирают в верхней.

Клетки корневого чехлика живут от 4 до 9 дней и, заменяются новыми. Кончик корня вместе с чехликом продвигается между частицами почвы. Чтобы облегчить скольжение чехлик покрыт слизью.

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы. В средней части корня найдите и рассмотрите корневые волоски. Приготовьте микропрепарат части корня с корневыми волосками и рассмотрите под лупой.

Что наблюдаем. Корневые волоски имеют вид лёгкого пушка.

Что делать. Рассмотрите под большим увеличением один корневой волосок.

Каково строение корневого волоска?

Что делать. Найдите на микропрепарате кончик корня. Рассмотрите его.

  • Чем покрыт кончик корня?
  • Из каких клеток состоит кончик корня?

Подготовить к отчёту. Рисунки: клетку кожицы корня с корневым волоском; кончик корня с корневым чехликом.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

  • 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
  • 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.

Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.

Закрепление изученного.

  • 1Вопросы:
  • 1) Какие функции выполняет корень?
  • 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
  • 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
  • 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
  • 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
  • 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
  • 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
  • 2. Заполните таблицу.

(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2. Корневая система

Система всех корней растения

3. Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

4. Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

6. Стержневая корневая система

Корневая система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней

4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)

  • 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
  • 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
  • 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
  • 3 уровень:
  • 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
  • 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?

План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год

Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.

Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.

На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
  • 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
  • 3. Отдел декоративных растений;
  • 4. Опытный отдел;
  • 5. Отдел биологии растений:
    • а) участок систематики растений;
    • б) участок коллекции растений;
  • 6. Отдел защищенного грунта (парники);
  • 7. Дендрологический отдел;
  • 8. Отдел начальных классов.

Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке

Название мероприятий

Сроки выполнения

Покровное боронование

Мелкая перекопка почвы (8-10 см).

Разбивка участка на отделы и делянки.

Яровизация клубней картофеля.

Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур.

Посев ранних зерновых культур.

Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы.

Посев культур на отделе биологии растений.

Подготовка почвы на коллекционном отделе.

Посев ранних культур на коллекционном отделе.

Посев семян овощных культур в холодном рассаднике.

Посев кукурузы.

Посев семян цветов в грядки для получения рассады.

Разбивка делянок на опытном участке.

Посев фасоли, ромашки аптечной.

Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание).

Посадка тыкв, кабачков, патиссонов.

Посев огурцов.

Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты).

Посадка овощных культур.

Разбивка цветника.

Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника.

Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка.

В течение вегетации.

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.

Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай

капусты сорта «Слава»».

Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на

урожай сельскохозяйственных культур (капусты).

Опытом занимаются учащиеся 6 класса.

Состав звена:

Елесин Алеша,

Сафонова Яна,

Славкина Ксюша,

Рябова Оля.

Методика проведения опыта.

Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.

При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.

Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.


Корень один из основных органов высших растений (кроме мхов), служащий для прикрепления к субстрату, поглощения из него воды и питательных веществ. Функции корня: 1.Укрепление растения в почве и удержание надземной части растения; 2.Поглощение воды и минеральных веществ; 3.Проведение веществ; 4.Может служить местом накопления питательных веществ; 5.Служит органом вегетативного размножения. Функции корня


По происхождению корни делят на главный, боковые и придаточные. Главный корень корень, развивающийся из зародышевого корешка. Придаточные корни корни, развивающиеся от стеблей, листьев. Боковые корни корни, развивающиеся на другом корне любого происхождения и являющиеся образованиями второго и последующих порядков ветвления. Виды корней










Лабораторная работа 14 Лабораторная работа 14 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы» 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений, найдите главный и боковые корни. 2. Определите и отберите растения со стержневой корневой системой. 3. Определите и отберите растения с мочковатой корневой системой. 4. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные. 5. Заполните таблицу: Название растения Тип корневой системы