Модернизация планировочных решений квартир, их элементов, секций и здания в целом - доклад. Как выбрать тот вид модернизации жилья, что окупится при продаже Планировочные системы квартир при модернизации

07.07.2019

Реконструкция и модернизация дома из бруса

Дачи, построенные много лет назад, уже не радуют своих хозяев. И площадь не та, и отделка устарела, и крыша нуждается в капитальном ремонте. Между тем не стоит торопиться со сносом дома и началом нового строительства. Зачастую старые здания таят в себе неожиданные скрытые резервы. Продуманная реконструкция с применением современных технологий и материалов позволит кардинально преобразить дачу и получить взамен симпатичный, уютный и довольно просторный особнячок.

Эта история берёт начало в событиях пятнадцатилетней давности. Тогда наши герои приобрели участок в садовом товариществе и решили вместо унаследованного от прежних владельцев щитового домика построить зимнюю дачу из цельного бруса толщиной 150 мм (на тот момент — самый ходовой материал). Надо сказать, что дерево — прекрасный материал для домов сезонного проживания, в которые зимой хозяева наведываются лишь от случая к случаю (на выходные да ещё, может быть, на новогодние каникулы). Строение из бруса, не отапливаемое длительное время, лучше, чем какое-либо другое, воспринимает резкое изменение теплового режима. Образующийся при включении отопительного котла конденсат частично впитывается деревом. А впоследствии деревянные стены отдают накопленную влагу нагретому воздуху, способствуя тем самым поддержанию в доме более благоприятного микроклимата.

Всем хороша была зимняя дача, вот только с годами всё меньше устраивала своих хозяев. В семье подросли дети, и в доме стало тесно. К тому же стены из бруса толщиной 150 мм оказались недостаточно тёплыми. Расходы на отопление росли, а в помещениях не становилось теплее. Старая конопатка отслужила свой срок. Между венцами образовались щели. Обветшалая обшивка из обрезной доски давно уже перестала защищать стены от ветра. По комнатам гуляли сквозняки.

Хозяева задумались о ремонте и обратились за помощью в строительную компанию, после чего все проблемы решились наилучшим образом. Был разработан проект реконструкции и модернизации дома. 8 соответствии с проектной документацией холодную веранду разобрали, а на её фундаменте возвели каркасную пристройку — вот и комната для старшего сына! Далее демонтировали старую кровлю и подвели пристройку под одну крышу с домом. В результате увеличилась жилая площадь мансарды.

Старую обшивку сняли. И, надо признаться, вовремя. Нижние венцы сруба нуждались в лечении. Дерево местами было поражено плесенью и грибками, а кое-где источено жуками-короедами. Стены тщательно очистили от зловредной флоры, пыли и трухи, обработали сильнодействующим антисептиком на водной основе. Когда дерево просохло, занялись межвенцовым утеплением. Прежнюю конопатку удалили, а стыки туго заполнили новым уплотнителем. Затем приступили к монтажу навесной системы утепления (также известной как вентилируемый фасад). Сначала с помощью специальных дюбелей к стенам прикрепили теплоизоляционные плиты из базальтовой ваты (Rockwool, Россия-Дания). Кстати, этот же материал использовали при устройстве каркасных стен пристройки. Минераловатные плиты уложили враспор между стойками каркаса. Чтобы в утеплитель не проникала атмосферная влага, теплоизоляцию затянули плёнкой «Изоспан А» («Гекса», Россия). Этот материал относится к классу супердиффузионных гидроветрозащитных мембран, которые защищают стены не только от дождя, снега и конденсата, но и от продувания. В то же время мембраны прекрасно пропускают пар, поступающий изнутри дома.

Попутно отметим: недопустимо монтировать пароизоляцию на фасадах сруба, как это нередко делают безграмотные строители. В этом случае на деревянной поверхности образуется конденсат, провоцирующий постепенное разрушение древесины. Что касается пароизоляционной плёнки (усиленный полиэтилен, армированный полимерной сеткой), то её иногда располагают под черновой отделкой влажных помещений — кухонь, санузлов и т. д. Впрочем, польза от пароизоляции будет только при условии правильного монтажа.

Наконец, наступила очередь отделки фасадов. К стенам с определённым шагом прибили направляющие рейки — своего рода обрешётку, но только для крепления отделочного материала. В нашем примере дом решили облицевать виниловым сайдингом, который выполняет в системе утепления функцию декоративно-защитного экрана. Вверху и внизу оставили продухи для обеспечения циркуляции воздуха в вентиляционных каналах, образованных деревянными направляющими рейками. В воздушных потоках влага (от атмосферных осадков или конденсат) полностью выветривается.

Весь цикл строительно-монтажных и отделочных работ занял 2,5 месяца (с марта до середины мая). Принимая работу строителей, хозяева не узнали свой привычный домик. Старая дача превратилась в респектабельный коттедж под престижной металлочерепичной крышей.

Реконструкция загородных домов, как правило, сопряжена с решением серьёзных архитектурно-конструктивных задач, требующих профессионального подхода. Пристройки и связанные с ними новые элементы (например, перестроенные крыши) должны гармонировать с внешним обликом здания и отвечать всем требованиям по прочности, устойчивости, теплосбережению, пожарной безопасности и т. д. Учесть все нюансы способны только квалифицированные проектировщики — архитекторы, конструкторы, специалисты по инженерным системам. Лишь при этом условии хозяева могут рассчитывать на успешную реконструкцию. С другой стороны, проектная документация должна попасть в умелые руки. Ошибки, допущенные при комплектации и монтаже кровельной и фасадной систем, могут иметь плачевные последствия. Вот и получается, что мнимая экономия на профессионалах приводит к серьёзным материальным и моральным потерям.

Каркасная пристройка

Каркасную пристройку возводили параллельно с демонтажом внешней отделки и старого кровельного покрытия. Каркас из высококачественной сосновой древесины обработали эффективным антисептиком на водной основе. Каркасные стены утеплили минеральной ватой. Изнутри смонтировали пароизоляционную плёнку, а снаружи — гидроветрозащитную мембрану.

1. Старую веранду разобрали. По обрезу фундамента настелили рулонную гидроизоляцию. Затем уложили нижнюю обвязку, на которой разместили стойки каркаса.

2. Каркас пристройки собран. Следующий этап — демонтаж кровельной системы.

3. Старую обшивку из обрезной доски полностью сняли. Стены из бруса очистили от плесени, пыли и трухи и обработали антисептиком на водной основе. Конопатку межвенцовых стыков восстановили. Вокруг дома возвели строительные леса.

При реконструкции крыши была перестроена стропильная конструкция. Старую кровлю из профилированного настила заменили металлической черепицей. Кровельный «пирог» также подвергся модернизации. Особое внимание уделили естественной вентиляции крыши мансарды. Вентиляционные зазоры были устроены и при монтаже сайдинга (наружной отделки стен).

1. Старый сруб из бруса и каркасную пристройку подвели под общую стропильную конструкцию мансардной крыши. Кровлю утеплили, смонтировали под- кровельную паро- и гидроизоляцию, к стропилам прибили контробрешётку, а к ней обрешётку. В ендовах уложили сплошной настил.

2. На крыше уложили кровельное покрытие из металлической черепицы. Стены утеплили теплоизоляционными плитами из минеральной ваты. Утеплитель закрыли гидроветрозащитной мембраной.

3. К стенам прибили обрешётку под монтаж винилового сайдинга.

4. Отделка стены виниловым сайдингом.

Стоимость тарифов на тепло и горячее водоснабжение является «неподъемной» для большинства наших соотечественников. И дело не только в желании коммунальщиков получать как можно больше прибыли. Причины данного явления банальны: удорожание углеводородов и жилой фонд, большая часть которого построена еще в середине прошлого века, когда при строительстве не обращали особого внимания на энергоэффективность. В данной публикации будут рассмотрены меры по модернизации систем отопления жилых домов, которые уже длительное время применяются в ряде европейских стран.

Что значит термомодернизация здания?

Специалисты определяют данное понятие, как комплекс мер по приведению многоквартирного дома в соответствии с современными стандартами энергоэффективности. Сюда входят мероприятия, связанные с уменьшением теплопотерь постройки через стены, перекрытия, крышу, подвалы и пр. Большие потери тепла происходят по причине низких теплотехнических характеристик и плохой герметичности старых окон и дверей. Кроме этого, термомодернизация затрагивает вопросы переоснащения инженерных систем (вентиляция, отопление, ГВС), переход на комбинированные (геотермальные солнечные) источники теплоснабжения.

Важно! Утепление наружных ограждений, без переоборудования систем отопления и вентиляции дома – не эффективно и не дает положительного результата(что и зачастую происходит), а чаще всего, приводит к увеличению энергетических затрат потребителем коммунальных ресурсов.

Будет рассмотрен комплекс мер, направленных на сокращение теплопотребления и улучшения энергоэффективности зданий.

Утепление ограждающих конструкций

Данное мероприятие можно разделить на несколько важных видов работ.

    Утепление наружных стен с внешней стороны дома.

    Термоизоляция ограждающих конструкций представляет собой нанесение на стены дополнительного слоя материала с низким коэффициентом теплопроводности. Данные мероприятия позволяют устранить «мостики холода», повышают теплоизоляционные свойства стен, эффективно решают проблему «пористости материала». Могут быть применены следующие технологии утепления стен: бесшовная система утепления; создание утепляющей стены; обустройство вентилируемого фасада.

    Утепление крыши, чердачных перекрытий.

    Если чердак дома не отапливаемый, то проводятся работы по утеплению перекрытия под чердаком с защитой изоляционного слоя от механических повреждений.

  1. Термоизоляция перекрытий над подвалом.
  2. Данный вид работ осуществляется со стороны подвала путем приклеивания теплоизоляционных плит к перекрытию.

    Совет! Если невозможно провести мероприятия по термоизоляции стен снаружи (памятник архитектуры, сложный рельеф фасада и пр.), то необходимо утеплить наружные стены изнутри здания, посредством укладки пенополистирольных плит под штукатурку или гипсокартон.

    Уменьшение теплопотерь через окна

    По заявлению специалистов, через окна «уходит» до 30% тепла из отапливаемых помещений. Радикальный способ решение данной проблемы – это замена старых деревянных окон на энергосберегающие. Достаточно уменьшить их размер, особенно если вопрос касается окон на лестничных клетках. В большинстве планировок многоквартирных домов предусмотрена избыточная для освещения лестниц площадь оконных проемов, которая является причиной больших теплопотерь.

    Модернизация вентиляционной системы

    Как известно, наиболее распространенным способом организации циркуляции воздуха в помещениях многоквартирных домов является естественная вентиляция. Удаление воздуха производится по вытяжным каналам, расположенным в кухнях и санузлах. Приток свежего воздуха с улицы организован через естественные неплотности в окнах и дверях.

    При замене старых окон на энергоэффективные и герметичные решается проблема теплопотерь, но при этом появляется новая: резкое уменьшение поступления приточного воздуха. Решается данная проблема модернизацией системы вентиляции, а именно, обустройством вентиляции с контролируемым притоком воздуха. На практике это решается установкой приточных клапанов, окон со встроенными гигрозависимыми вентиляторами или установок принудительной подачи приточного воздуха в помещения.

    Реконструкция отопительной системы

    Особенное внимание специалисты уделяют высокому теплопотреблению, которое происходит из-за низкой эффективности морально и технически устаревших систем отопления дома, е изначально спроектированные с избыточным теплопотреблением. Основные проблемы старых систем отопления (СО) можно сформулировать в следующем:

    • Плохая или неправильная гидравлическая балансировка. Данная проблема часто связана с несанкционированным вмешательством жильцов в конструкцию отопительной системы (установка дополнительных секций на радиаторы, замена батарей, трубопровода и пр.)
    • Плохая теплоизоляция труб теплоснабжения или ее полное отсутствие.
    • Конструктивно устаревшие тепловые и распределительные пункты.

    Переоснащение тепловых узлов

    Модернизация данных объектов – это довольно сложный и дорогостоящий процесс. Который включает в себя следующие изменения:

    1. Замена элеваторного узла системы отопления на автоматизированный. В случае подключения дома к тепловой магистрали по независимой схеме, устанавливается автоматизированный индивидуальный теплопункт; при использовании зависимой, применяется схема с насосным подмесом. На зависимо от применяемой схемы, все оборудование должно быть погодозависимым и в автоматическом режиме стабилизировать давление в СО путем регулирования подачи теплоносителя.

    Важно! Замена устаревшего элеваторного узла экономайзером не даст возможности применения терморегуляторов для радиаторов отопления и балансировочных клапанов. Элеватор просто «не потянет» дополнительное гидравлическое сопротивление, которое неизбежно увеличится при использовании данных устройств.

    1. Замена старых теплообменников на энергоэффективные.
    2. Устранение утечек в СО и замена запорной арматуры.

    Балансировка отопительной системы

    К счастью, эффективность данного мероприятия уже не вызывает никакого сомнения. Установка балансировочных клапанов для системы отопления на обратных стояках с ограничением температуры теплоносителя – это обязательное условие грамотной модернизации СО, особенно в домах с большим процентом автономного отопления газовыми котлами.

    Установка приборов индивидуального регулирования

    Установка терморегуляторов с датчиком температуры воздуха на каждой батарее, помимо дополнительного комфорта для жителей данного строения, позволит значительно снизить потребление тепловой энергии. Повысилась температура воздуха через оконные проемы (солнышко пригрело) терморегулятор снизил количество теплоносителя на конкретный отопительный прибор.

    Среди обязательных мер по реконструкции отопительной системы, проводимой в рамках термомодернизации всего дома, можно выделить монтаж общедомового узла учета теплоснабжения и переход к поквартирному учету тепла. Именно такие меры более всего стимулируют жильцов к экономии.

    Термомодернизация многоквартирного дома требует больших финансовых затрат. Но для достижения значимой экономии конечным потребителем (а значит возврат денег и получения прибыли инвесторами энергосервиса), необходимо проведение комплексных мер по уменьшению количества потребляемой тепловой энергии или термомодернизации.

На этой неделе Общественная палата Москвы поддержала введение платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах. Во время заседания, прошедшего 18 ноября, Общественная палата рассмотрела открытые письма от столичных ТСЖ и управляющих компаний с требованиями законодательно ввести полную оплату капитального ремонта многоквартирного дома собственниками жилья. По словам представителей ТСЖ, если это не будет сделано, то Москве может грозить коммунальный коллапс.

На сегодняшний день Москва остается одним из немногих регионов, где до сих пор действует система софинансирования. То есть, чтобы првоестик апитальынй ремонт в доме, жильцы должны заплатить не меньше 5% от стоимости работ. Отосланное платит город. Но эти субсидии не могут обеспечить всего объема работ. При этом российское законодательство требует, чтобы плата за капремонт была введена до конца года. . Кстати, такая практика распространена и в мире..

Финляндия

В Финляндии капитальный ремонт дома - одно из важнейших событий в жизни местного ТСЖ. В северной стране владельцы квартир в частных многоэтажках раскладывают стоимость капремонта на всех, в зависимости от количества квадратных метров. Чем больше квартира - тем большую сумму вы заплатите.

Вопрос о капремонте решается на обязательном годовом собрании собственников с участием обслуживающей компании.

Сейчас в Суоми проходит достаточно много капремонтов, потому основная часть жилого фонда страны построена в годы урбанизации и стягивания населения с севера в южные муниципалитеты 1960-1980-ые. Дома тех годов постройки уже не соответствуют весьма прогрессивным стандартам энергосбережения, а также часто нуждаются в перекладке коммуникаций.

Фирму-подрядчика выбирают на аукционе. Все документы по капремонту находятся в открытом доступе для жильцов. Финляндия - одна из наименее коррумпированных стран мира, прозрачность расчетов здесь - абсолютная норма, и каждый владелец квартиры точно знает, куда и на что потрачены его деньги.

Суммы за ремонт выходят по российским меркам очень солидные: измеряются десятками тысяч евро со средней по метражу квартиры. И в короткое финское лет жильцы переезжают в летние домики или даже в гостиницы, пока рабочие перекладывают трубы, утепляют балконы и прочее.

За счет государства ремонтируются социальные дома, где выделяются площади для семей, которым не под силу купить собственное жилье.

Германия

В законодательстве Германии четко не прописано сроков, когда необходимо проводить капитальный ремонт дома. Однако в среднем такой ремонт производится раз в 30 лет, мелкие работы, к примеру, косметического ремонта фасада проводятся чаще.

Вопрос о капитальном ремонте в Германии решает специальная комиссия. Если собственником дома является ТСЖ, то вопрос о его ремонте выносится на собрание собственников. Там же обсуждается вопрос об источниках финансирования.

Одно из основных условий при проведении капитального ремонта – проведение всех работ без отселения жильцов. При этом если квартира сдается в аренду, собственник квартиры, должен заранее уведомить арендаторов о предстоящем ремонте.

Финансирование ремонтных работ происходит за счет федерального бюджета и собственника. Стоит отметить, что собственнику предоставляется кредит на эти нужды под 3% годовых.

Страны Восточной Европы и Балтии

В ряде стран Восточной Европы и Балтии государство предоставляет средства для финансирования части расходов на проведение капитального ремонта дома. Стоит отметить, что бюджетные средства даются безвозмездно в форме субсидий или в форме компенсации определенной части фактически произведенных собственниками затрат. Средства из бюджета предоставляются по заявлению собственников или уполномоченных ими организацией и, как правило, на конкурсной основе.
Решение о проведении капитального ремонта принимают собственники помещения на общем собрании.

Словакия

В Словакии государство предоставляет субсидии на устранение дефектов панельных домов, возникших из-за недостатков проектных решений и несоблюдения технологии строительства. Максимальный размер субсидии может составить 50%. Однако субсидии предоставляют лишь в том случае, если существует экспертное заключение о необходимости ремонта.

Венгрия

Что касается Венгрии, то здесь финансовая поддержка выделяется из средств муниципальных бюджетов через ежегодные конкурсы грантов. При этом когда муниципалитет объявляет конкурс, он определяет приоритетные направления присуждения грантов. Например, реконструкция системы отопления, ремонт кровли, замена лифтов, теплоизоляция фасадов и другое. Товарищество и жилищные кооперативы могут участвовать в муниципальных конкурсах грантов и получать средства из бюджета неоднократно. Тем самым капитальный ремонт здесь производится поэтапно.

Эстония

В Эстонии квартирным товариществам после предоставления заявления выделяют специальные пособия в форме компенсации части расходов на уже выполненный капитальный ремонт.

Литва

В 2004 году здесь была принята государственная программа модернизации домов, призванная простимулировать собственников жилья создавать товарищества для дальнейшей модернизации домов и внедрения энергосберегающих технологий. Товарищество собственников жилья может получить от государства грант в размере до 30% стоимости проекта капитального ремонта дома. Кроме того, в Литве существует программа "Обновленный дом – обновленный город". Согласно этой программе, ТСЖ может получить грант в размере до 15% стоимости проекта модернизации жилого дома. Однако при этом собственники должны иметь не менее 10% стоимости проекта, а недостающую сумму можно в форме кредита может предоставить банк.

Стоит отметить, что во всех перечисленных странах банки предоставляют льготные кредиты собственникам жилья на капитальный ремонт жилого сектора.

Мария Солтыс

Модернизацию основывают на трех предпосылках:

Приоритетности адресного проектирования состава и структуры квартир в здании.

Всесторонней ориентации на рыночную экономику

Максимального использования особенностей конструктивного и планировочного решения строения.

Под адресным проектированием подразумевают формирование таких концепций модернизации, в результате которых должно быть получено жилье, рассчитанное на удовлетворение комфортных требований конкретных категорий жителей. Предполагается переход от создания квартир для усредненного пользователя к индивидуальному проектированию для конкретных жителей, тем более что перепланировка старого здания всегда несет в себе признаки неповторимости.Ориентируя модернизацию на рыночную экономику, следует стремиться возложить финансирование ремонтов на потребителя, а централизованные ресурсы использовать для удовлетворения насущных потребностей города или территориальных образований. При ограниченности таких ресурсов у муниципальных властей часть оплаты ремонтов переложить на заинтересованных юридических и физических лиц, а не материально необеспеченную часть населения. Необходимо учитывать тенденцию имущественного расслоения горожан и формирования у жителей разного достатка различных комфортных требований к жилью. Исходя из этого, модернизировать квартиры в расчете на определенные категории пользователей. В первую категорию включают малоимущих и наименее обеспеченных горожан, которые живут в квартирах на условиях аренды или приватизации. Для них возможно ограничение комфортных требований минимальными, но достойными условиями. Они должны обеспечивать безопасность и гигиеничность в сочетании с минимумом современных удобств. Ко второй категории можно отнести основную часть среднего класса. Жителей, претендующих на расширенные жилищные услуги, более комфортабельное жилье, собственное или арендуемое за относительно более высокую плату, чем социальное. Эта категория по своему составу не однородна. Включает в себя не только жителей, экономически способных обеспечить себя жилищем, по комфортности близким к европейским стандартам. Существует менее обеспеченная прослойка, которой доступно только некоторое повышение комфортности по сравнению с квартирами горожан первой категории. Третья - самая малочисленная категория населения. Это наиболее обеспеченные, имеющие возможность арендовать или иметь в собственности престижные максимально комфортные квартиры или даже особняки. Сейчас на исходе 20го – начале 21 вв., рынок жилья еще не стабилизировался, поэтому трудно однозначно рекомендовать тот или иной тип квартир для каждой из перечисленных категорий. У российских горожан еще не выработан стереотип комфортных требований. Существует тенденция прямого использования западных аналогов без адаптации к нашим традициям и условиям. Главное из них – это приоритет многоэтажных зданий с общими для нескольких квартир входами на этажной площадке лестничной клетки, но не с отдельными выходами из них на улицу. Построенные 100-50 лет назад в ставших теперь престижными районах города такие здания подлежат первоочередной конструкции. Автономное (в отдельной квартире) устройство в них апартаментов для состоятельных людей вызывает антагонизм среди жителей секции. Как видно, следует переходить к передаче под дорогое жилье зданий целиком, что должно в какой – то мере снять напряжение в отношениях между соседями. Однако нельзя с уверенностью сказать, что в нашем обществе с психологическим стереотипом всеобщего равенства не может возникнуть противостояние жителей соседних домов. С другой стороны, оправданно стремление муниципалитетов переложить бремя реновации ветшающей застройки на нетрадиционных инвесторов. Они же будут заинтересованы инвестировать ремонты, только получая определенную выгоду.Натурой в виде передаваемого им жилья или финансовую, путем продажи полученных в собственность квартир. Престижность района и комфортность подготовленного для продажи жилья могут явиться стимулом для его приобретения средним классом. Однако в стране этот класс еще не сформировался и спрос на престижные квартиры-апартаменты недостаточно велик. Следовательно, при выборе стратегии модернизации нужно опираться на маркетинговые исследования и поиск консенсуса со всеми участниками процесса градостроительного развития и реконструкции застройки.


В дореволюционном жилищном фонде есть малоэтажные дома бывшей индивидуальной постройки и внутриквартальные особнячки 18-20вв. Сейчас они оказались востребованы торгово-финансовыми кругами. Возможно, их следует трансформировать в учреждение различного назначения, в том числе смешанного, когда в первом этаже размещаются магазины или мастерская ремесленника, а выше – жилья. Другой вид – нежилые строения, во время жилищного предела приспособленные под жилье, требуют индивидуального подхода. В каждом отдельном случае нужно рассматривать альтернативу реконструкции – снос в целях разуплотнения жилищного фонда на территории. Только капитальные строения, представляющие определенную архитектурную ценность, необходимо сохранять и, как правило, использовать по аналогии с малоэтажными особняками, рассмотренными выше. Третий вид дореволюционной застройки – дома с меблированными комнатами, общежития и бывшие гостиницы, заселенные покомнатно, по своей структуре разнообразны. Они могут быть реконструированы под гостиницы или разбиты на секции с размещением довольно комфортабельных малокомнатных квартир, трансформированы под административные или другие учреждения.

Здания постройки 1918-1940 годов имеют значительно меньший резерв долговечности, чем предыдущие, примерно 60-80 лет, поэтому при капитальном ремонте нет смысла полностью менять перекрытия на железобетонные, срок службы которых достигает 100-150 лет. Кроме того, перегородки частично восприняли нагрузки от перекрытий и их перестановка может привести к обрушениям. Большинство квартир в домах имеют 2-3 комнаты и площадь, незначительно превышающую нормы для жилищного фонда социального значения. Они не требуют кардинальной перепланировки, разве что введения недостающих элементов инженерного благоустройства: ванных комнат и кухонь площадью более 7 квадратных метров. Представляется, что при формировании замысла модернизации зданий постройки до 1935 г. рационально их оставить как муниципальное жилье, предназначенное для первой категории жителей или наименее обеспеченной прослойки среднего класса. Рассматривать возможность надстройки, что увеличит жилую площадь после реконструкции. Предпочтение отдавать мансардам, которые значительно легче, чем полноценная надстройка со стенами из кирпича. В зданиях, построенных после 1935 г., квартиры отвечают минимуму современных требований комфортности. Они оборудованы полноценными санитарными узлами, что следует учитывать при выборе стратегии модернизации.

В зданиях постройки 1945-1955 годов реконструктивные мероприятия могут быть сведены к минимуму. Стратегию модернизации здании предыдущего типа можно распространить и на эти дома. Здесь полная перепланировка не оправдана. Следует дополнительно учитывать, что застройка возведена в более поздний период и резерв долговечности у нее выше, особенно у зданий, выполненных по индивидуальным проектам.

В зданиях 1956-1965 годов сроки эксплуатации приблизились к предельным межремонтным, когда необходим комплексный капитальный ремонт. Многие проектные организации разработали предложения, направленные на модернизацию застройки первого периода полносборного домостроения. Они достаточно разнообразны. Даются рекомендации к усилению конструкций, повышению теплотехнических и звукоизолирующих свойств, перепланировке квартир и изменению объема путем надстроек. Предусматривается замена бесперспективных строений современными зданиями. Выбор стратегии реконструкции такой застройки определяется идеологией развития данного города. Учитываются и инвестиционные возможности городских властей, муниципалитетов и управ. Рассматриваются условия привлечения нетрадиционных инвесторов. В зависимости от этих условий адресно решают методы перепланировки квартир.

Здания постройки после 1966 г . сейчас не подвергают комплексной реконструкции. В некоторых из них решаются тактические задачи перепланировки отдельных квартир, приобретенных жильцами и приспосабливаемых к их представлениям о комфортности. Такая автономная модернизация не может быть неорганизованна. Правильно было бы все проектные предложения рассматривать в утверждающих инстанциях. При этом следить за сохранением прочности несущих конструкций. Во избежание протечек не допускать переноса и расширения санитарных узлов. Следить за сохранностью вентиляционных стояков.


9. Особенности и виды нормативной документации в градостроительстве. Стадийность градостроительного проектирования и классификация проектной документации основных стадий.

Существует два метода правового градостроительного регулирования:

- правовое нормирование в виде текстов;

- правовое регулирование в виде зональных и иных планов и схем, снабженных системой кол-х показателей.

Существуют основные понятия, касающиеся градостроительства: зонирование - деление территории на зоны с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование; правовое зонирование – как деятельность органов местногосамоуправления а области разработки и реализации правил застройки; правила застройки- нормативный правовой акт органа местного самоуправления. Правила застройки включают: схему зонирования (граич-й материал) и текстовые материалы (регламенты).

Всю совокупность градостроительной документации образуют две крупные разновидности проектов- ресурсные (определяют планировочно-пространственную организацию материальной среды городов и районов как основного городского ресурса; опред-ся правила и регламенты испол-я зон в виде системы обяз-х стандартов и показателей застройки) и правовые (организуют пространство города как правовое поле).

Нормативные документы РФ разделяются на три группы : федеральные, субъектов федерации, производственно-отраслевые.

Федеральные документы включают четыре вида нормативов:

СНиП - строительные нормы и правила Российской Федерации - обязательные

ГОСТ Р - государственные стандарты России в области строительства – обязательные и рекомендуемые к выполнению.

СП - свод правил по проектированию и строительству- рекоменд в развитии и обяз при соблюдении строит-х норм и правил.

РДС - руководящие документы системы - обязательные и рекомендуемые.

Документы субъектов федерации включают один вид документа:

ТСН - территориальные строительные нормы - обязательные и рекомендуемые положения по строительству, проектир-ю или изысканиям.

Производственно-отраслевые документы включают:

СТП - стандарт производства- обязат для конкретного предприятия или объединения.

СТО - стандарт объединения- обязат для конкретного предприятия или объединения.

Также к нормативным и регулирующим документам градостроительства относят технические условия, санитарные правила и нормы (СанПиН), Градостроительный, Земельный и Жилищный кодексы.

Градостроительное проектирование отличается многостадийностью и носит вариантный характер, на общем уровне невозможно спроектировать все сразу. Такая структура может успешно функционировать только при условии преемственности стадий проектирования.

Проводят предпроектный анализ, заключающийся в сборе и систематизации необходимой градостроительной и связанной с ней социальной, демографической, экономической, экологической и др ин-фо; визуальный осмотр местности; выполнение необходимых обмеров и тд..

Стадии градостроительного проектирования:

Генеральный план выявляет планировочный каркас территории, как результат совмещения различных по функциональному содержанию (природно-экологический, культурно-историч, композицион. и др).

Проект планировки нужен для отдельных частей территории поселений. Он определяет:

- красные линии и линии регулирования застройки;

- границы земельных участков;

- размещение объектов соц-го и культурно-бытового обслуживания;

- плотность и параметры застройки;

- параметры улиц, проездов, пешеходных зон, инж оборудования, благоустройства территории.

Проект застройки нужен для территорий новых или реконструируемых микрорайонов, кварталов, жилых комплексов, групп жилых домов и общественной застройки на основе утвержденного проекта планировки. В зависимости от условий проектирования проект застройки может включать две стадии:

- проект определяет композиционное решение арх-х комплексов, типы ЗиС, очередность их строительства и реконструкции, функциональное использование, инж-е обеспечение; предусматривает помещения и террит-и организаций соц-бытового обслуживания населения; решает вопросы организации рельефа, использования подземного пространства, благоустройства и озеленения, организации строительства и тд..

- рабочая документация по всем разделам проекта включает в отдельных случаях рабочие проекты стр-ва зданий, обычно при типовых проектах жилых домов, при проектировании небольшой группы коттеджей, выполняется на небольших участках.

В состав проекта застройки территории входят: исходные материалы для проет-я; арх-градостроит решения, решения по благоустройству и тп; охрана окр среды и санитарно-гигиенич требования; решения по инж обеспеч-ю; проект организ-я стр-ва; сметная и рабочая документация.

В состав проектной документации входят:

Пояснительная записка с указанием проводимых стр-х работ и мероприятий по охране среды;

Схема размещения объекта;

Опорный план (в случаях реконструкции);

Ситуационный план;

Генеральный план с благоустройством территории;

Проектные материалы на элементы благоустройства и дизайна;

Справки по экологич-м хар-м террит, санит-защитных зон и др.

Типология градостроит-й документации (по Смолярову И.М.)


10. Основные принципы модернизации квартир. Перепланировка и переустройство жилых помещений.

Перепланировка-изменение внутренней геометрии помещения, не предусматривающее изменения несущих конструкций здания, в т.ч. и самонесущих. (проект)

Реконструкция-изменение размера несущие и самонесущей стены, изменение размера или положения оконных или дверных проемов, возведение элемента. (проект и заключение эксперта)

Переустройство(не требующее разрешения)- размещение встроенной мебели в нишах, замена инженерного оборудования, перестановка электрических или газовых плит, устройство антенн и кондиционеров (если нет культурно-исторической ценности), изменение материалов балконов и лоджий, наружного остекления фасадов, установка раздвижных дверей взамен распашных.

Переустройство уведомительного порядка-перестановка сантехники, закрытие дверного проема в любой из перегородок, остекление балкона или лоджии по типовому проекту.

И перепланировка, и переустройство требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), которые ведут к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем или установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности, внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Переустройство и перепланировку жилых помещений можно производить только после получения соответствующих документов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Для получения данного решения и для проведения переустройства или перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган местного самоуправления по месту нахождения переустраиваемого или перепланируемого жилого помещения ряд документов: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке; 2) правоустанавливающие документы на помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) если жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, нужно дополнительно представлять заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры.

Перечень требований к мероприятиям по перепланировке: 1.Наличие окна в каждой комнате; 2. соотношение длины и ширины не более 1:2,5; 3. ширина вновь организованного коридора не менее 1,20м; 4.не допускается выход из сан.узла в жилые комнаты; 5. не допускается организация сан.узла над кухнями и жилыми помещениями: -не стоит уменьшать канал естественной вентиляции, -запрещены теплые полы от системы водоснабжения, -перенос радиаторов на веранды и лоджии.

Модернизируя квартиры, оценивают несколько факторов:

Ориентацию здания оценивают прежде всего. Закреплённое на местности, оно часто оказывается неблагоприятно ориентированным относительно стран света, соседней застройки и шумных городских магистралей. Обеспечивая инсоляцию помещений, уменьшая влияние других факторов, планировочное решение варьируют. Квартиры проектируют с окнами не на одну строну горизонта, а на две. При этом в неблагоприятные условия обычно ставят комнаты общего пребывания, а окна спальных ориентируют в тихий двор и на наиболее инсолируемый фасад. Следует отметить и такую закономерность: свобода выбора решения обратно пропорциональна количеству сохраняемых внутренних несущих конструкций. Чем больше колонн, пилон и стен нужно оставить в пределах габарита здания, тем сложнее создать квартиру, соответствующую намеченному замыслу и уровню комфортности.

Планировочные параметры в каждом здании, особенно дореволюционной постройки, настолько индивидуальны, что невозможно рекомендовать стандартные решения, оптимальные для разных периодов постройки (исключения составляют типовые дома второй половины ХХ в.) Однако в приёмах модернизации квартир существуют общие принципы, зависящие от таких планировочных особенностей зданий, как ширина корпуса, шаг оконных проёмов, конструктивно-планировочная схема и принимаемая ярусность квартир.

Ширина корпуса существенно влияет на планировку квартир. Так в узких корпусах шириной до 9 м легко разместить квартиры двусторонней ориентации. Для размещения квартир односторонней ориентации нужно прибегать к планировке, отличной от общепринятой. Традиционные решения в узких корпусах не всегда возможны. Как правило, часть светового фронта приходиться занимать подсобными помещениями, а комнаты вытягивать вдоль фасада на два или даже на три окна.

Шаг оконных проёмов, как правило, отличен от принятых в новом строительстве. Для старых зданий характерен довольно частый шаг - от 2,2 до 2,6 м. Хотя в застройке, возведённой до 1917 г, имеется примерно 15 % домов с шагом окон 3,4 – 3,6 м. Как правило, в каждом строении принимался постоянный ритм окон, за исключением тех участков фасадов, на которых архитектор делает акцент, изменяя ритм и размер световых проёмов.

Постоянный небольшой шаг окон исключает возможность дифференциации комнат по ширине, если квартиру решать с однооконными помещениями с окном по оси комнаты. Поэтому перегородки смещают, что невыгодно с точки зрения освещения естественным светом. Здесь прибегают к двум противоположным приёмам, направленным на изменение шага окон и размеров межоконных простенков. В первом случае некоторые окна закладывают. Это позволяет перегородку ставить в любом месте широкого простенка. При закладке обычно оставляют нишу, что не нарушает архитектуру фасада, сохраняет ритм проёмов. Второй приём заключается в пробивке или перебивке оконных проёмов. Поскольку этот приём приводит не только к изменению внешнего вида здания, но и несущей способности стен, к нему прибегают в исключительных случаях. Чаще всего меняют за счёт частичной закладки проёмов.

От конструктивной схемы здания во многом зависит архитектурно-планировочная композиция квартир. В однопролётных корпусах внутренние опоры не сдерживают свободу выбора планировки. В двухпролётные легко можно вписать современные квартиры муниципального жилья, если продольная стена расположена по оси дома или близко к ней. Решение сложнее, когда продольная стена смещена на значительное расстояние. Однако и здесь, в узкой части корпуса, можно добиться удовлетворительного решения.

В трёхпролётных корпусах средний пролёт используют для размещения подсобных помещений квартиры или устраивают альковы. Здесь обыграны средние опоры-столбы, но подобное решение возможно в зданиях, где опорой являются продольные стены, в которых допустима пробивка проёмов. В противном случае средний пролёт приходится использовать для подсобных помещений или внеквартирных коммуникаций.

Не менее сложны решения квартир муниципального жилья в зданиях, стены которых примыкают под углом, отличным от 90º. В этом случае часть помещений не прямоугольны и косые углы приходится маскировать шкафами или другими подсобными помещениями. В таком жилье непрямоугольными делают прихожие, кухни, а если этого недостаточно, то и общую комнату. В большом помещении сложной конфигурации легче расставить мебель, чем в маленьком.

Подобные проблемы практически не возникают при модернизации под престижное жильё. Это является ещё одним аргументом в пользу передачи доходных домов дореволюционной постройки под такое жильё. В этом случае нет таких жёстких ограничений на площадь квартир и состав подсобных помещений.

Двухъярусные квартиры теперь довольно широко представлены в престижном отечественном жилье. Обычно используют опыт коттеджного двухэтажного строительства и располагают в первом ярусе помещения дневного пребывания, а над ними – интимную часть квартиры.

Квартира стремя спальными комнатами: в первом ярусе предусмотрена зона дневного пребывания с гостиной площадью 50 кв.м., оборудованной кухней-нишей и сан. Узлом с унитазом и умывальником. На верхний ярус можно попасть их холла по винтовой лестнице, но оставлен и другой запасный выход – непосредственно на лестничную площадку.

В отечественной практике существуют и другие методы организации пространства. Применяют жилые ячейки с развитым вторым ярусом, занимающим площадь двух квартир внизу. Первый ярус отдан под гостевые помещения: холл, гостиную площадью около 40 кв.м. с кухонной нишей и небольшой сан. узел с унитазом и умывальником.


11. Транспортная инфраструктура-разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслейи предприятий транспорта, как выполняющих на перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.

Улично-дорожная сеть города и городской транспорт формируются как единая система. Ее структура определяется размерами города и его планировочной организацией, а задачи формирования исходят из необходимости установления взаимосвязей между различными частями городской территории – функциональными зонами, районами, центрами. Решение этих задач, направленных на обеспечение наименьших затрат времени населением на доступность мест приложения труда, общественных центров, мест отдыха, других основных фокусов тяготений, установление кратчайших связей между ними - главная цель комплексного проектирования планировочной структуры и транспортной сети города.

Оценка решений по степени взаимосогласованности планировочной и транспортной составляющих ведется при этом на основе специальной системы критериев - показателей затрат времени на передвижения, транспортной подвижности населения (число поездок в год на 1 жителя), доступности центра города

во времени, средней длины поездки и др.

Согласно строительным нормам и правилам транспортные магистрали подразделяются на магистральные дороги и магистральные улицы. Магистральные дороги соединяют между собой удаленные промышленные и планировочные районы, обеспечивают выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам,

крупным зонам массового отдыха, другим поселениям района расселения. Магистральные улицы служат для установления связи между жилыми, промышленными районами, общественными центрами города, обеспечения выхода на другие городские улицы и дороги.

Проектирование системы магистральных улиц и дорог ведется на основе соподчинения их по категориям: внешняя скоростная дорога; городская скоростная дорога; общегородская магистраль с непрерывным движением; общегородская магистраль с регулируемым движением; магистраль районного значения; трасса скоростного рельсового общественного транспорта; местный проезд; транспортный узел высшего класса. К трассам скоростных магистральных дорог присоединяются магистральные улицы общегородского значения, к которым, в свою очередь, присоединяются магистрали районного значения. Низовая сеть, образуемая улицами и дорогами местного значения, подразделяется: на жилые улицы, используемые для связи жилых зданий с магистральными улицами районного значения; дороги промышленных и коммунально-складских районов; пешеходные улицы и дороги для связи с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта.

Существуют след.виды конфигурации улично-дорожной сети:

1)Радиальная схема наиболее часто встречается в планировке старых городов. Достоинство этой схемы – наикратчайшая связь районов с центром города; недостатки – затруднительная связь между периферийными районами города и неизбежная перегрузка центра. Радиальная схема может найти применение только в планировке малых городов.

2)Радиально-кольцевая схема представляет собой радиальную схему с добавлением кольцевых магистралей, число которых зависит от размеров города, а расположение определяется транспортными корреспонденциями и местными условиями. Кольцевые магистрали снимают значительную транспортную нагрузку с центра и создают удобные связи различных районов города между собой. Однако в крупнейших городах движение по кольцевым направлениям, расположенным ближе к центру, приводит к их перегрузке, в то время как периферийные кольцевые направления оказываются недогруженными.

3) Прямоугольная схема представляет собой систему параллельных и перпендикулярных улиц. Эта схема встречается преимущественно в молодых городах. Достоинства ее - простота, возможность рассредоточения транспорта; недостаток - большая протя­женность маршрутов между диагонально противоположными районами. При вытянутой форме города прямоугольная схема превращается в прямоугольно-диагональную.

4) В прямоугольно-диагональной схеме сохраняются достоинства прямоугольной схемы, и, с добавлением диагональных направлений, улучшаются связи между диагонально расположенными периферийными районами. Но появление узлов со многими входящими улицами, в том числе под углом, весьма затрудняет организацию движения транспорта и размещение застройки.


5) и 6)Треугольная и свободная схемы встречаются в отдельных исторически сложившихся районах старых городов. По этой схеме образуются в большом количестве узлы с пересечением многих ма­гистралей под острыми углами, что еще больше, чем при прямо­угольно-диагональной схеме, затрудняет организацию движения транспорта и размещение застройки.

7) Гексагональная – в ее основе лежит комбинация шестиугольников. При такой схеме отсутствуют сложные узлы на пересечениях, и уменьшается протяженность прямолинейных направлений, создающих условия для скоростного движения транспорта.


8) Комбинированная схема улично-дорожной сети представляет собой сочетание различных описанных выше геометризованных схем. Она встречается довольно часто в крупных городах, где исторически сложившиеся районы города имеют радиально-кольцевую схему, о новые - прямоугольную. Комбинированную схему часто используют для повышения пропускной способности улично-дорожной сети и устранения недостатков простейших схем, описанных выше. В этих случаях осуществляется и накладка однойгеометризованной схемы на другую. Так, на прямоугольную схему может быть наложена радиально-кольцевая, ана радиально-кольцевую – прямоугольная.

Такие решения позволяют значительно повысить качество связи отдельных районов города между собой, особенно периферийных, освободить центральные районы города от внутригородских транспортных потоков, пропустив их по новым направлениям.

В рамках международного сотрудничества вопросы развития, транспортных систем городов и их УДС систематически рассматриваются в документах профильных комитетов Мировой дорожной ассоциации (PIARC). Методические документы PIARC и труды специального ХХ Мирового дорожного конгресса (XX WorldRoadCongress Монреаль 1995 г.), посвященного проблемам транспортной планировки городов, выделяют следующие важнейшие направления:

Снижение интенсивности движения автомобилей в центрах городов;

Приоритет общественного транспорта и других видов транспорта большой

вместимости (HOV – high occupancy vehicles);

Политика в области организации паркирования;

Взаимодействие между улично-дорожной сетью и городской средой

Возникли два принципиально разных подхода к оценке УДС. Разнообразие задач, решаемых при проектировании УДС, ОДД приводит идее использования разных частных критериев. Так, Ю.Д. Шелковым предложен набор параметров УДС, рассматриваемых в рамках той или иной задачи ОДД: экономические показатели оценки состояния ОДД; показатели безопасности дорожного движения; показатели экологической безопасности; показатели устойчивости функционирования УДС

Анализ литературы и рынка программного обеспечения позволяет утверждать, что из частных критериев оценки УДС, в настоящее время в нашей стране лучшее методическое и программное обеспечение получила оценка экологической безопасности.

Другой подход к оценке УДС состоит в использовании интегрального критерия. Таким критерием является уровень обслуживания (LevelofService - LOS), получивший широкое распространение, начиная со средины 50-х годов, включенный в руководства по пропускной способности и принятый в нашей стране в проектировании автомобильных дорог. Этому критерию и методикам его применения уделяется большое внимание:

С 1944 г. существует специальный комитет “Пропускная способность и качество обслуживания

Показатель уровня обслуживания был включен в состав рабочих программ двух комитетов С4 и С10 Мировой дорожной ассоциации PIARC.

В большинстве публикаций показатель уровня обслуживания определяется как “качественная характеристика, отражающая такие совокупные факторы как скорость движения, время поездки, свободу маневрирования, безопасность и удобство управления автомобилем. В настоящее время LOS используется для оценки разных видов движения (потоков транспортных средств, потоков пешеходов), разных видов сетей (внегородских дорог общего пользования, городских улиц и дорог), различных элементов сетей (перегонов, пересечений, тротуаров, пешеходных переходов). В качестве примера можно указать работы автора по оценке условий движения на дорогах с низкой интенсивностью движения, принятых в состав публикаций конгрессов PIARC и IRF, оценке качества организации движения на регулируемых пересечениях и условий движения пешеходов. Система показателей LOS непрерывно расширяется и целью новых исследований (NCHRP Project 3-70, 2003) является создание методов оценки движения автомобильного транспорта, маршрутного пассажирского транспорта, велосипедистов, пешеходов в условиях их взаимного влияния – MultimodalLevelofService. По мнению автора развитая система показателей LOS позволяет рассматривать УДС как систему массового обслуживания и свести оценку к следующим критериям:

Уровню обслуживания – показателю качества обслуживания заявок;

Пропускной способности – максимальному количеству заявок, которые

может обслужить сеть.


12. Особые виды реконструкции зданий. Подъем и передвижка зданий.

К особым видам реконструкции относятся надстройка, пристройка, встройка зданий. 1.Надстройка зданий является наиболее эффективным приемом расширенного воспроизводства жилищного фонда, поскольку она не требует увеличения земельного участка и позволяет реализовать все запасы несущей способности конструкции здания. Основные технические решения при надстройке зданий состоят в возведении несущих стен преимущественно из кирпича, устройстве сборных перекрытий из многопустотного настила или монолитных с использованием несъемной опалубки из профнастила по металлическим балкам или железобетонных скорлуп.При общей высоте зданий 6 и более этажей предусматривается устройство лифтов. Как правило, они размещаются в пристроенных объемах, имеющих самостоятельные фундаменты.Надстройка зданий сопровождается перепланировкой помещений, заменой инженерного оборудования, сетей, утеплением стенового ограждения и заменой светопрозрачных заполнений.

2.Снижение морального износа домов первых массовых серий достигается путем пристройки к фасадным и торцевым поверхностям дополнительных объемов, обеспечивающих увеличение кухонь, жилых комнат и вспомогательных площадей. В сочетании с надстройкой мансардных этажей такое решение позволяет решить ряд актуальных задач, а работы выполнить без отселения жильцов.Одним из технических решений, позволяющих восстановить и повысить эксплуатационную надежность зданий, является превращение балконов в лоджии. Пристройка эркеров предусматривает увеличение площади кухонь и жилых помещений. Основными условиями создания эркеров являются обеспечение устойчивости, предотвращение осадок и совместная работа с реконструируемым зданием. Для выполнения этих требований устраиваются свайные фундаменты с ростверком.

3.Технология встроенных строительных систем предусматривает полный демонтаж перекрытий, перегородок, внутренних стен и других конструктивных элементов, оставляя наружные несущие стены, а иногда и стены лестничных клеток. Затем осуществляется встройка внутренних несущих конструкций, которая может выполняться в сборном, сборно-монолитноми монолитном вариантах. Отличительной особенностью ее применения является то обстоятельство, что имея самостоятельные фундаменты, встроенная система воспринимает технологические и эксплуатационные нагрузки, тем самым частично или полностью исключает их передачу на стеновые ограждения.

4!!!Технология перемещения зданий включает их передвижку на новое место в соответствии с градостроительными задачами и вертикальный подъем, который предусматривает увеличение габаритов первого этажа, а также ликвидацию последствий заглубления здания или его деформаций в результате длительной эксплуатации.

Технология передвижкиотрабатывалась сначала на зданиях малоэтажных, затем, с приобретением опыта иразработкой средств механизации, перешли на перемещение многоэтажных зданий.Как показал опыт, в большинстве случаев здание может быть передвинуто безнарушения режима его работы, без выселения жильцов, без остановки работыадминистрации учреждений и даже больниц.

Как правило, перемещаемое зданиеотделяется от его фундаментной части по так называемой линии среза, производятсяцикл работ по усилению надземной части и его передвижка на новый заранеевозведенный фундамент.

До осуществления циклапередвижки зданий производится детальный инструментальный контроль техническогосостояния наружных и внутренних стен, перекрытий, лестничных клеток, лифтовыхшахт и других несменяемых конструктивных элементов. В случае нарушениясостояния узлов, наличия недопустимых прогибов балок, плит перекрытия, снижениянесущей способности стен и т.п. осуществляется их восстановление известнымиметодами и технологиями.

Проектирование процессапередвижки зданий осуществляется путем разработки проектов производства работ итехнологических карт. Для их разработки используются данные об объектепередвижки в виде технологической документации и рабочих чертежей, чтопозволяет учесть их конструктивные особенности.

Проекты производства работразрабатываются на несколько стадий. Подготовительный период: отделение зданияот фундамента и устройство обвязочных балок; устройство путей перемещения всоответствии с принятой трассой; непосредственное перемещение и установказдания на новый фундамент.

Каждый из перечисленных цикловтребует детального расчета несущей способности вспомогательных элементов,осадки основания, подбора средств механизации, режима перемещения, потребностив материалах, рабочей силе, специальных приспособлениях, инвентаре и т.п.

Общие принципы перемещения зданий и сооружений состоят изнескольких технологических циклов. Наиболее важными из них являются: 1 -обеспечение пространственной жесткости и геометрической неизменяемости зданияили сооружения путем усиления отдельных частей; 2 - отделение здания отфундамента; 3 - устройство обвязочного пояса по периметру здания и внутреннимстенам; 4 - возведение основания для перемещения; 5 - устройство путевыхэлементов, по которым осуществляется перемещение объекта; 6 – устройствонакатных путей или опорных рам с катучими опорами; 7 - разработка и расчетсредств механизации в виде лебедок, домкратов, подъемников и другихприспособлений, необходимых для осуществления технологических операций; 8 -перемещение объекта; 9 - геодезический и технологический контроль режимов итраектории движения; 10 - установка объекта на новый фундамент; 11 – выполнениеработ по восстановлению необходимых для нормальной эксплуатации сетей.


Функциональное зонирование городской территории. Схемы использования городских территорий их сходство и различие со схемами функционального зонирования. Принцип градостроительной оценки территорий.

Функциональной зоной называется ареал или совокупность ареалов распространения определенной городской функции. Планом функционального зонирования называется проектный план, на котором для каждого территориального элемента (городского квартала) указана функция, под которую он используется.

На территории города формируются более или менее четко выраженные функциональные зоны: селитебные – места проживания населения; промышленные, в которых концентрируется основное число промышленных предприятий; рекреационные – места сосредоточения ценных природных объектов (реки, внутригородские естественные водоемы, лесопарки и т.п.). Как правило, в центре любого города сосредоточены органы власти и управления, учреждения культуры, крупнейшие предприятия торговли, что позволяет выделить его особую функциональную зону.

Селитебная зона составляет примерно половину всей территории города. В зависимости от величины поселения и характера застройки может проектироваться из расчета 80-180 м2 на 1 жителя: из них участки городских общественных зданий и сооружений занимают 15-20%, общегородские озелененные территории – 10-15%, улицы и площади – 15-20%. Оставшиеся 50% приходятся на жилую застройку.

Территория пром зоны в зависимости от характера производства и его вредности требует санитарно-защитных разрывов 50-3000 м, озелененных не менее чем на 40%. Технологические площади и цеха промышленной зоны должны составлять не менее 50% территории, озеленение и резервные участки до 35%, дороги и транспортные сооружения – 10%, административно-общественные - центры 5%.

Складская зона проектируется из расчета 3-5 м2 на 1 жителя, причем под склады должно использоваться не менее 60% территории.

Коммунальная зона включает территорию водозаборов, очистные сооружения, канализации, теплоцентрали, другие головные сооружения систем инженерного оборудования и городского хозяйства, кладбища и др. Размещается в соответствии с нормативным разрывом от селитебных зон.

Зона внешнего транспорта может занимать до 10% территории города. ЖД требует разрыва от селитебной территории не менее 100м, порт – 50 м, АД I и II классов – 200м, аэропорт (в зависимости от класса) – 5-30 км.

Лесопарковые зоны отдыха проектируются из расчета на 1 жителя – 50 м2 в малых и средних городах, 100 м2 в больших городах, 200 м2 в крупных городах. Зоны отдыха входят в пригородные зоны

План функционального зонирования (функционального назначения)-это проектный план, в котором для каждого элемента застройки (квартал, район, отдельное здание) указано функция, по которой он используется; зачастую указывается основная функция.

План функционального зонирования предусматривает некоторые проектные работы, если схема зонирования составляется для существования застройки, её уместнее называть планом существующего использования территории.

План существующего использования зачастую предусматривает не только разделение по функциям, но и указание всех предприятий входящих в одну функцию. Так, наличие преимущественных видов жизнидеятельности равнозначно преобладающему использованию того или иного фрагмента городской территории. При этом термин «функция» заменяется термином «вид использования территории». Первый термин имеет операционный, проектный смысл, а второй- описательный.

Основные принципы градостроительной оценки территории:

1. Стоимость земель определяется как совокупность ситуационных факторов: физико-географических, инженерно-геологических, экологических, экономико-географических, градостроительных, которые можно назвать также факторами местоположения, так и видом использования (существующего или рассматриваемого как возможный), с позиций которого она определяется.

2. Факторы внутригородского местоположения делятся на две группы: факторы локального местоположения и факторы общегородского местоположения. К первой группе факторов относятся рельеф, уровень залегания грунтовых вод, сейсмика, несущая способность грунтов, локальная обеспеченность инженерными сетями, необходимость отчуждения земель из-под существующего использования, экологические факторы. Ко второй группе относятся факторы общегородской функционально-планировочной ситуации: существующее функциональное использование городских территорий (различные виды жилой застройки, промышленности, коммунально-складского хозяйства, парков, естественных ландшафтов и т.д.), система объектов обслуживания населения, улично-дорожная сеть и система городского транспорта, совокупность линейных и территориальных объектов, представляющих собой препятствия для передвижений (сюда входят реки, водные поверхности, леса, лесопарки, полосы отвода железных дорог, крупные промышленные предприятия и др.).

3. Из предыдущего пункта вытекают два следствия. Первое: для оценки любого элемента территории (квартала, земельного участка), как бы мал он ни был, необходимо принимать во внимание и учитывать не только локальные факторы и факторы ближайшего окружения, но и всю городскую функционально-планировочную ситуацию в полном объеме и во всей ее сложности.

4. Градостроительная оценка территории формулируется в терминах предстоящих затрат и потерь. Она представляет собой матрицу с числом строк, равным числу оцениваемых элементов территории (кварталов), и числом столбцов, равным числу базовых функций. Произвольный элемент матрицы представляет собой совокупные предстоящие затраты и потери, связанные с предположительным использованием данного элемента территории под данную базовую функцию. Эти затраты и потери включают удорожание строительных затрат в данном квартале, коммуникационные затраты на связи данной функции, расположенной в данном квартале, со всеми функционально-планировочными элементами города, стоимостную оценку ущерба данной функции со стороны источников экологических загрязнений.


14. Классификация городов. Определение планировочных систем городов и особенности различных планировочных систем.

Наиболее существенными признаками, определяющими градостроительную типологию городов, являются народнохозяйственный профиль города, численность его населения, время возникновения, существование и развитие (старый или новый город).

Города по своему народнохозяйственному профилю делятся на промышленные, портовые, курортные, города - железнодорожные узлы, научные центры и т. д. По административно-политическому и культурному значению среди городов выделяются: столичные города союзных и автономных республик, административные центры краев, областей, округов и районов, а также города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.

Народнохозяйственный профиль города определяет состав его производственной базы, особенности взаимного размещения функциональных частей, в том числе характерные сочетания промышленных и жилых районов, разрывы между ними и характер транспортных связей, а также многие другие особенности планировочной организации. Связь между профилем города и его планировочной организацией определяет особое типологическое направление в градостроительном проектировании. Важно знать, что в нормативно-методической литературе по градостроительству есть ряд специальных требований и рекомендаций по проектированию промышленных городов, городов - научно-исследовательских и научно-производственных центров, городов-курортов и т. д., и использовать их в практической работе (в том числе в учебном проектировании).

Численность населения является основным типологическим признакомклассификации города. Согласно градостроительному кодексу РФ, города страныпо численности жителей подразделяются на сверхкрупные (численность населениясвыше 3 млн. чел.); крупнейшие (от 1 до 3 млн. чел.); крупные(от 250 тыс. до 1 млн. чел); большие (от 100 до 250 тыс. чел); средние (от 50 до100 тыс. чел); малые города и поселки (до 50 тыс. чел.). Сельские поселенияподразделяются на крупные (свыше 5 тыс. чел.); большие (от 1 до 5 тыс. чел);средние (от 200 до 1 тыс. чел.) и малые (до 200 чел).С размерами городов чаще всего связано и их административное значение:столичные города республик; административные центры краев, областей, округови районов; города республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.К городам - объектам особого регулирования градостроительной деятельностиотносятся: Москва, Санкт-Петербург; города-центры субъектов РФ;города-курорты; городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности(военные городки, поселения в природных заповедниках, национальныхпарках и т.п.); города, расположенные в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, в районах, подверженных воздействиючрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; историческиепоселения и поселения, на территории которых имеются памятники истории икультуры.

Чем крупнее города и больше численность их населения, тем заметнее возрастает занимаемая ими территория, усложняется планировочная структура, меняются характер плана (он становится более расчлененным) и другие существенные градостроительные параметры. Малые города - это в основном города пешеходных сообщений, в средних и больших необходим транспорт для внутригородских сообщений (в основном безрельсовый). В крупнейших городах с населением свыше 1 млн. жителей вводится, как правило, кроме прочего скоростной внеуличный транспорт (метрополитен), оказывающий существенное влияние на формирование структуры города.

Наряду с названными, обобщенно характеризующими город типологиями, вградостроительных исследованиях используются и классификации, характеризующиеразличные аспекты его формирования: по природным условиям, по темпамразвития, по ценности историко-архитектурного и культурного наследия.

Планировочная структура города – пространственный элемент, который образуют территории городской застройки и другие городские территории.

К основным планировочным элементам города относятся территории жилой застройки, промышленные районы и объекты, формирующие системы городского обслуживания (административно-общественные, культурно-просветительские, торгово-бытовые, спортивные и др.)

Виды структур : компактная (расположение всех функциональных зон города в едином периметре), линейная (несколько городских планировочных образований связаны между собой транспортными линиями), расчлененная (возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой).

Виды планировочных систем : радиально-кольцевая, веерная (лучевая), прямоугольная, свободная (живописная).

Система улиц, как и всякие геометрические построения, играет подсобную роль, а решающей является композиция, увязывающая в одно целое ведущие здания и основные магистрали.

Если обжитой дом уже не устраивает своей площадью, удобствами и внешним видом, не обязательно сносить его и строить новый. Модернизация позволит повысить уровень комфорта и сэкономить деньги.

Причины модернизации

Причин, по которым необходимо модернизировать дом, много. Кому-то в наследство достался старый сельский домик, у кого-то разрослась семья, кто-то купил жилье и хочет приспособить его к своему образу жизни.

Модернизация актуальна не только для старых зданий, но и для относительно новых, построенных на рубеже веков, в спешке, по непроверенным технологиям.

При видимой солидности и капитальности все они нуждаются в утеплении, а многие построены неграмотно и требуют улучшения гидроизоляции, ремонта кровли, создания системы вентиляции и т. д. Кроме того, в Украине накопилось немало «недостроев» - их можно завершить.

Таким образом, проблемы, связанные с модернизацией, разнообразны и конкретны. Иногда проще разрушить здание. Но не стоит торопиться - лучше сначала оценить ресурсы старого дома. Современным технологиям под силу многое. В Европе поддерживают в рабочем состоянии 500-летние строения, и жить в них комфортно.

Главное решение

Разрушать дом или нет, зависит от многих факторов.

Разрушают, прежде всего, когда ждут от этого ощутимого экономического эффекта, например на месте одноэтажного дома хотят построить двух- или трехэтажный.

То есть следует исходить из того, насколько будет увеличен объем: при небольшой разнице старого и нового объемов перестроить дом дешевле, чем возводить новый.

Но решение зависит и от типа конструкций: как правило, каркасную постройку выгоднее снести, а кирпичную - сохранить.

Аргументы «за» или «против» сноса возникнут и после исследования состояния дома.

Оно позволит определить сложность санации конструкций, ресурс долговечности, возможности увеличения нагрузок на стены и фундамент дома. Станет понятно, совпадают ли возможности здания с планами его хозяев.

Но обследование дома полезно не только тогда, когда решается вопрос о сносе. В модернизации периодически нуждается каждый дом: изнашивается оборудование, появляются новые технологии комфорта, изменяется состав семьи.

Модернизация - низкобюджетный способ повысить комфорт проживания, а заодно и «подлечить» дом. С ней приходится сталкиваться практически каждому домовладельцу.

Что обследовать?

Чтобы эффективно модернизировать дом, необходимо качественно его обследовать, проанализировать полученные результаты и сделать выводы о требующихся изменениях:

  • в каком состоянии находятся фундаменты здания? Какую дополнительную нагрузку они могут вынести? Достаточна ли гидроизоляция? Если надо укрепить или гидроизолировать фундаменты, то снаружи или изнутри (из подвала)?
  • каково состояние стен, есть ли трещины, и если есть, то в чем причина? По виду и направлению трещин опытный специалист определит их происхождение и способ «лечения»;
  • насколько необходимо утеплить стены? Чтобы ответить на этот вопрос, нужен теплотехнический расчет;
  • какие стены здания являются несущими, насколько они прочны и где можно сделать проемы? Проводят визуальный осмотр, анализ конструктивной системы и определяют возможности перепланировки и надстройки;
  • есть ли у дома места замоканий, где и в чем их причина? Ответ на этот вопрос бывает неочевиден и требует специальных знаний;
  • каково состояние конструкций крыши - стропил и кровельного «пирога»? Анализ покажет, что можно сохранить, а что надо заменить;
  • удовлетворительна ли в доме вентиляция? Если нет, то как ее можно улучшить?
  • каково состояние проемов, достаточны ли их размеры для освещения (в том числе с учетом перепланировки)?

Специалисты сделают также обмеры и фотофиксацию здания. Выяснится, что нужно, что можно, а чего нельзя делать при модернизации дома. Однако в любом случае можно повысить его энергоэффективность : утеплить и поставить экономичное отопительное оборудование.