Автоматические устройства представляют простую конструкцию, но очень надежную в работе. Создана их конструкция при использовании простого без лишних электронных дополнений. Они рассчитаны на простую зарядку аккумуляторов любых транспортных средств.
Плюсы:
Минусы:
Состоит классический зарядный прибор из следующих ключевых элементов:
Такой прибор вырабатывает постоянный ток под напряжением 14,4в, а не 12в. Поэтому согласно законам физики, невозможно зарядить одно устройство другим, если напряжение у них одинаковое. Руководствуясь вышесказанным, оптимальным значением для такого устройства является 14.4 Вольта.
Ключевыми компонентами любого зарядного устройства считаются:
Для присоединения любого зарядного устройства используют, как правило, красный и черный провода, красный – это плюс, черный – минус.
При выборе кабелей, для подключения зарядного или пускового устройства, необходимо выбирать сечение не меньше 1 мм 2.
Внимание. Дальнейшая информация выложена в ознакомительных целях. Все что вы захотите воплотить в жизнь, вы делаете на свое усмотрение. Неправильное или неумелое обращение с теми или иными запчастями и приборами приведет их в неисправность.
Посмотрев доступные виды зарядных устройств, перейдем непосредственно к изготовлению своими руками.
Для зарядки любого аккумулятора хватит 5-6 ампер-часов, это является около 10% от емкости всей батареи. Произвести его, может, любой блок питания емкостью от 150 Вт.
Итак, рассмотрим 2 способа самостоятельного изготовления зарядного устройства из компьютерного блока питания.
Для изготовления нужны следующие детали:
Ход выполнения работ:
Важно: придерживайтесь полного руководства, малейшее уклонение может привести к перегоранию прибора.
Для изготовления нашего устройства по данному способу, потребуется блок питания немного мощнее, а именно на 350 Вт. Так как он может выдать 12-14 ампер, что удовлетворит наши потребности.
Ход выполнения работ:
Для изготовления нам потребуются следующие детали:
Ход выполнения работ:
Для удобства пользования зарядным устройством подключите амперметр.
Преимуществом такого самодельного устройства является отсутствие возможности перезарядки батареи.
Теперь рассмотрим случай, когда в наличии нет ненужного блока питания, наш аккумулятор сел и его нужно зарядить.
У каждого хорошего хозяина или поклонника всяких электронных приборов, имеется адаптер для подзарядки автономной техники. Любой 12в адаптер, можно использовать для зарядки автомобильного аккумулятора.
Главным условием такой зарядки является не меньшее выдаваемое напряжение источником, чем у аккумулятора.
Ход выполнения работ:
Перед включением адаптера в сеть, необходимо сначала подключить его к аккумулятору.
Диод – это полупроводниковый электронный прибор, который способен проводит ток в одном направлении, имеет сопротивление, приравненное к нулю.
В качестве диода будет использован адаптер зарядки к ноутбуку.
Для изготовления такого вида устройства, нам потребуется:
Каждый зарядный прибор для автомобиля выдает около 20в напряжения. Так как диод его заменяет адаптер и пропускает напряжение только в одну сторону, он защищен от короткого замыкания, которое может случиться при неправильном подключении.
Чем больше мощность лампочки, тем быстрее происходит заряд аккумулятора.
Ход выполнения работ:
В случае правильного подключения, наша лампочка будет светиться, потому что ток на клеммах низкий, а напряжение большое.
Также, нужно помнить, что правильная зарядка предусматривает среднюю силу тока в пределах в 2-3 ампера. Подключение лампочки высокой мощности, приводит к повышению силы тока, а это, в свою очередь, пагубно влияет на аккумулятор.
Исходя из этого, подключать лампочку высокой мощности можно только в особых случаях.
Этот способ предусматривает постоянное наблюдение и измерение напряжения на клеммах. Перезаряд батареи приведет к обильному выделению водорода, и она может выйти из строя.
При зарядке АКБ таким способом, постарайтесь находиться возле прибора, так как временное оставление его без присмотра может привести к выходу из строя прибора и АКБ.
Для проверки нашего прибора необходимо наличие исправной автомобильной лампочки. Сначала, с помощью провода подключаем нашу лампочку к зарядке, помня о соблюдении полярности. Включаем зарядку в сеть и лампочка загорелась. Все работает.
Каждый раз, перед использованием самодельного заряжающего прибора, проверяйте его на работоспособность. Такая проверка исключит все возможности вывести из строя ваш аккумулятор.
Довольно большое количество автовладельцев считают зарядку аккумулятора очень простым дело.
Но в этом процессе существует некоторое количество нюансов, от которых зависит продолжительная работа батареи:
Перед тем, как поставить батарею на зарядку, необходимо провести ряд необходимых действий:
После того, как вы поставите аккумулятор на зарядку, со временем ток будет падать, а напряжение на клеммах будет возрастать. Когда напряжение достигнет 14,5в – зарядку стоит прекратить выключением из сети. При достижении напряжения более 14,5в, аккумулятор начнет кипеть, а пластины освобождаться от жидкости.
Наверное, каждому автомобилисту знакома проблема севшего или полностью вышедшего из строя АКБ. Конечно, реанимировать автомобиль не так сложно, но как быть, если времени совсем нет, а ехать нужно срочно? Ведь не у каждого есть «зарядка». Из этого материала вы узнаете, как сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками, какие есть виды.
[ Скрыть ]
Не так давно зарядные устройства типа трансформатор встречались повсеместно, то сегодня найти такое ЗУ будет довольно проблематично. Со временем трансформаторы отошли на второй план, уступив позиции . В отличие от трансформатора, импульсное ЗУ позволяет обеспечить полный , но это достоинство не главное.
Для работы с трансформатором требовалась определенная сноровка, а вот с импульсными ЗУ довольно просты в эксплуатации. Кроме того, в отличие от трансформаторов, их стоимость более доступная. Также трансформатор характеризуется большими размерами, а габариты импульсных устройств более компактные.
Заряд АКБ импульсного девайса, в отличие от трансформатора, производится в двух этапах. Первый — это постоянство напряжения, второй — тока. Обычно в основе современных ЗУ лежат пусть и однотипные, но достаточно сложные схемы. Так что, если данный девайс выходит из строя, то автомобилисту, вероятнее всего, придется покупать новое.
Что касается кислотно-свинцовых АКБ, то эти батареи в принципе чувствительные к температуре. Если на улице зной, то уровень заряда должен составлять хотя бы половину, а если температура минусовая — то АКБ должен быть заряжен хотя бы на 75%. Иначе ЗУ попросту перестанет функционировать и понадобится его подзарядка. Для таких целей отлично подходят импульсные ЗУ 12 вольт, так как они не оказывают негативного воздействия на сам АКБ (автор видео — Артем Петухов).
Если вы — начинающий автомобилист, то вам лучше будет использовать автоматическое ЗУ для АКБ. Данные ЗУ оснащены богатым функционалом и защитными опциями, что позволяет предупредить водителя в том случае, если подключение будет некорректным. Кроме того, автоматическое ЗУ будет предотвращать подачу напряжения, если оно подключено неправильно. Иногда зарядка может самостоятельно рассчитываться уровень заряда и емкость батареи.
Схемы автоматических ЗУ оборудуются дополнительными приборами — таймерами, которые позволяют выполнять несколько разных задач. Речь идет о полной зарядке батареи, оперативной подзарядке, а также полном . В том случае, когда задача будет выполнена, ЗУ сообщит об этом автомобилисту и автоматически отключится.
Как известно, если меры использования АКБ не соблюдаются, на пластинах батареи может возникать сульфитация, то есть соли. Благодаря циклу заряда-разряда вы сможете не только удалить соли, но и увеличить ресурс эксплуатации аккумулятора в целом. В целом стоимость современных зарядок на 12 вольт не особо высокая, поэтому приобрести такой девайс может каждый автомобилист. Но бывают случаи, когда устройство необходимо прямо сейчас, а зарядить аккумулятор — нет возможности. Можно попробовать сделать простое самодельное ЗУ на 12 вольт с амперметром и без, об этом мы расскажем далее.
Как сделать простой самодельный ? Несколько способов приведены ниже (автор видео — Crazy Hands).
Неплохое на 12 вольт можно соорудить с применением рабочего блока питания от компьютера и амперметра. Данный выпрямитель с амперметром подойдет почти для всех батарей.
Почти каждый блок питания оборудуется ШИМом — рабочим контроллером на микросхеме. Чтобы правильно осуществить заряд батареи, необходимо около 10 тока (от полного заряда АКБ). Так что если у вас есть блок питания мощностью более 150 Вт, то можете использовать его.
Если зарядное устройство своими руками на 12 вольт будет использоваться только для зарядки АКБ, то амперметр и вольтмерт вам не потребуются. Использование амперметра позволит вам узнать точную информацию о том, в каком состоянии находится зарядка батареи. Если стрелочная шкала на амперметре не подходит, то можно начертить свою на компьютере. Распечатанная шкала устанавливается в амперметр.
Также можно сделать прибор, где основную функцию источника тока будет выполнять адаптер на 12 вольт. Такое устройство довольно простое, для его изготовления не требуется специальная схема. Следует учесть один важный момент — показатель напряжения в источнике должен соответствовать напряжению АКБ. Если эти показатели будут разниться, то зарядить аккумулятор вы не сможете.
В целом способ простой, но сложность метода состоит в том, чтобы выбрать правильный источник. Если в процессе зарядки вы замечаете, что батарея сильно нагревается, то необходимо прервать этот процесс на несколько минут.
Этот способ является одним из самых простых. Чтобы соорудить такое устройство, заранее подготовьте:
Процедура подключения достаточно простая. Более подробная схема представлена на видео в конце статьи.
Учтите, что для того, чтобы сделать качественное ЗУ, мало только прочитать эту статью. Необходимо обладать определенными знаниями и навыками, подробно ознакомиться с видеозаписями, представленными здесь. Неверно собранное устройство может испортить батарею. В продаже на автомобильном рынке можно встретить недорогие и качественные зарядные устройства, которые будут служить не один год.
Как правильно сделать зарядку такого типа — узнайте из видео ниже (автор видео — Dmitry Vorobyev).
Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей производят током, значение которого можно определить по формуле
где I - средний зарядный ток, А., а Q - паспортная электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.
Классическая зарядного устройства для автомобильного аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы тока.
В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и увеличивает вероятность выхода его из строя.
Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная такого устройства приведена на рис. 2.
В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен.
Недостатком на Рис. 2 является необходимость обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (~ 18÷20В).
Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку 12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена на Рис. 3.
Предусмотрена возможность автоматического выключения устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней.
Выключателями Q1 - Q4 можно подключать различные комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.
Переменным резистором R4 устанавливают порог срабатывания К2, которое должно срабатывать при напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью заряженной батареи.
На Рис. 4 представлена еще одного зарядного устройства, в котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального значения.
Изменение тока в нагрузке достигается регулированием угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда аккумулятора 10А, устанавливается амперметром. устройства обеспечена со стороны сети и нагрузки предохранителями F1 и F2.
Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4), размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:
В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое больше мощности, потребляемой аккумулятором.
Названное обстоятельство является существенным недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором (тиристором).
Примечание:
Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.
Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, регулирующий элемент перенести из цепи вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. такого устройства показана на рис. 5.
В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1 включен в диагональ выпрямительного моста VD1 - VD4. Поскольку ток первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока (что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К недостатку этого зарядного устройства следует отнести гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения (например, использовать переменный резистор с пластмассовой осью).
Вариант печатной платы зарядного устройства на рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:
Примечание:
Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8 необходимо установить на радиаторы.
В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3 типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта (КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.). Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а радиаторы будут сильно нагреваться, в корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для обдува.
Вам понадобится
Инструкция
Простое зарядное устройство для можно сделать из старого блока питания компьютера. Так как для нужен ток в размере 10% от всей емкости батареи, любой блок питания с мощностью более 150 вольт может стать эффективным источником заряда. Почти у всех блоков питания стоит ШИМ-контроллер на микросхеме TL494 (или аналогичной KA7500). В первую очередь нужно выпаять лишние провода (с источников -5В, -12B, +5B, +12B). Затем убрать R1 и заменить на подстроечный резистор с наивысшим значением 27 кОм. От основного провода отключается также шестнадцатый вывод, четырнадцатый и пятнадцатый перерезаются на месте соединения.
На задней планке блока нужно установить потенциометр-регулятор тока R10. Там же проводятся 2 шнура: один для сети, другой – для клемм АКБ.
Теперь нужно заняться выводами 1, 14,15 и 16. Сначала их необходимо облудить. Для этого провод очищается от изоляции и прижигается паяльником. Это уберет оксидную пленку, после чего провод прикладывается к кусочку канифоли, а затем опять прижимается паяльником. Провод должен приобрести желто-коричневый цвет. Теперь необходимо приложить его к кусочку припоя и в третий, последний раз прижать паяльником. Провод должен стать серебристым. После окончания этой процедуры осталось подпаять многожилистые тонкие провода.
Холостой ход нужно выставить переменным резистором при среднем положении потенциометра R10. Напряжение холостого хода будет задавать полный заряд в пределах от 13,8 до 14,2 вольт. На концы клемм устанавливаются зажимы. Изоляционные трубки лучше сделать разноцветными, чтобы не путаться в проводах. Это может привести к порче прибора. Красный цвет обычно относится к «плюсу», а черный – к «минусу».
Если устройство будет использоваться только для заряда аккумулятора, можно обойтись без вольтметра и амперметра. Достаточно будет использовать отградуированную шкалу потенциометра R10 со значением 5,5-6,5 ампера. Процесс зарядки от такого устройства должен быть легким, автоматическим и не требовать ваших дополнительных усилий. Это зарядное устройство практически исключает возможность перегрева или перезарядки АКБ.
Еще один способ изготовления автомобильного аккумулятора основан на использовании приспособленного двенадцативольтного адаптера. Для него не потребуется зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Важно помнить, что напряжение аккумулятора и напряжение источника питания должны быть равны, иначе зарядное устройство будет бесполезным.
Сначала нужно обрезать и оголить до 5 см конец провода адаптера. Затем разноименные провода разводятся на 40 см. Теперь нужно на каждый из проводов надеть зажим типа «крокодил». Не забудьте взять разноцветные зажимы, чтобы не перепутать полярности. Нужно последовательно подключить каждый зажим к аккумулятору, следуя принципу «от плюса к плюсу» и «от минуса к минусу». Теперь осталось включить адаптер. Этот способ довольно прост, единственная сложность – в выборе верного источника питания. Такой аккумулятор может перегреться в процессе зарядки, поэтому важно следить за ним и прерывать на время в случае перегрева.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора можно сделать из обычной лампочки и диода. Такое устройство будет совсем простым и для нужно совсем немного исходных элементов: лампочка, полупроводниковый диод, провода с клеммами и штекер. Лампочка должна быть мощностью до 200 вольт. Чем выше ее мощность – тем быстрее будет процесс зарядки. Полупроводниковый диод должен проводить электричество только в одном направлении. Можно взять, например, зарядку от ноутбука.
Лампочка должна гореть в половину накала, если же она совсем не горит, нужно доработать схему. Есть возможность, что лампочка будет выключаться при полном заряде автомобильного аккумулятора, но это маловероятно. Зарядка с таким устройством займет около 10 часов. Затем обязательно нужно отключить его от сети, иначе неизбежен перегрев, который выведет аккумулятор из строя.
Если ситуация экстренная, и времени на сооружение более сложных зарядных приборов нет, можно зарядить аккумулятор с помощью мощного диода и обогревателя, используя ток от сети. Подключать к сети нужно в такой последовательности: диод, затем обогреватель, затем аккумулятор. Такой способ малоэффективен, потому что на него уходит много электроэнергии, а коэффициент полезного действия составлять всего 1%. Поэтому это зарядное устройство является самым ненадежным, но и самым простым в изготовлении.
Для того чтобы сделать самое простое зарядное устройство, потребуются значительные усилия и технические знания. Лучше всегда иметь под рукой надежную фабричную зарядку, но при необходимости и достаточных технических умениях, можно сделать ее и своими руками.
Это зарядное устройство я сделал для зарядки автомобильных аккумуляторов, выходное напряжение 14.5 вольт, максимальный ток заряда 6 А. Но им можно заряжать и другие аккумуляторы, например литий-ионные, так как выходное напряжение и выходной ток можно регулировать в широких пределах. Основные компоненты зарядного устройства были куплены на сайте АлиЭкспресс.
Вот эти компоненты:
Еще потребуется электролитический конденсатор 2200 мкФ на 50 В, трансформатор для зарядного устройства ТС-180-2 (как распаивать трансформатор ТС-180-2 посмотрите в ), провода, сетевая вилка, предохранители, радиатор для диодного моста, крокодилы. Трансформатор можно использовать другой, мощностью не менее 150 Вт (для зарядного тока 6 А), вторичная обмотка должна быть рассчитана на ток 10 А и выдавать напряжение 15 – 20 вольт. Диодный мост можно набрать из отдельных диодов, рассчитанных на ток не менее 10А, например Д242А.
Провода в зарядном устройстве должны быть толстые и короткие. Диодный мост нужно закрепить на большой радиатор. Необходимо нарастить радиаторы DC-DC преобразователя, или использовать для охлаждения вентилятор.
Подсоедините шнур с сетевой вилкой и предохранителем к первичной обмотке трансформатора ТС-180-2, установите диодный мост на радиатор, соедините диодный мост и вторичную обмотку трансформатора. Припаяйте конденсатор к плюсовому и минусовому выводам диодного моста.
Подключите трансформатор к сети 220 вольт и произведите замеры напряжений мультиметром. У меня получились такие результаты:
Руководствуясь схемой, соедините с диодным мостом DC-DC понижающий преобразователь и вольтамперметр.
На плате DC-DC преобразователя установлены два подстроечных резистора, один позволяет установить максимальное выходное напряжение, другим можно выставить максимальный зарядный ток.
Включите зарядное устройство в сеть (к выходным проводам ничего не подсоединено), индикатор будет показывать напряжение на выходе устройства, и ток равный нулю. Потенциометром напряжения установите на выходе 5 вольт. Замкните между собой выходные провода, потенциометром тока установите ток короткого замыкания 6 А. Затем устраните короткое замыкание, разъединив выходные провода и потенциометром напряжения, установите на выходе 14.5 вольт.
Данное зарядное устройство не боится короткого замыкания на выходе, но при переполюсовке может выйти из строя. Для защиты от переполюсовки, в разрыв плюсового провода идущего к аккумулятору можно установить мощный диод Шоттки. Такие диоды имеют малое падение напряжения при прямом включении. С такой защитой, если перепутать полярность при подключении аккумулятора, ток протекать не будет. Правда этот диод нужно будет установить на радиатор, так как через него при заряде будет протекать большой ток.
Подходящие диодные сборки применяются в компьютерных блоках питания. В такой сборке находятся два диода Шоттки с общим катодом, их нужно будет запараллелить. Для нашего зарядного устройства подойдут диоды с током не менее 15 А.
Нужно учитывать, что в таких сборках катод соединен с корпусом, поэтому эти диоды нужно устанавливать на радиатор через изолирующую прокладку.
Необходимо еще раз отрегулировать верхний предел напряжения, с учетом падения напряжения на диодах защиты. Для этого, потенциометром напряжения на плате DC-DC преобразователя нужно выставить 14.5 вольт измеряемых мультиметром непосредственно на выходных клеммах зарядного устройства.
Протрите аккумулятор тряпицей смоченной в растворе соды, затем насухо. Выверните пробки и проконтролируйте уровень электролита, если необходимо, долейте дистиллированную воду. Пробки во время заряда должны быть вывернуты. Внутрь аккумулятора не должны попадать мусор и грязь. Помещение, в котором происходит заряд аккумулятора должно хорошо проветриваться.
Подключите аккумулятор к зарядному устройству и включите устройство в сеть. Во время заряда напряжение будет постепенно расти до 14.5 вольт, ток будет со временем уменьшаться. Аккумулятор можно условно считать заряженным, когда зарядный ток упадет до 0.6 – 0.7 А.