Православные активисты-кто эти люди? Кто такие православные активисты

22.09.2019

В последнее время российские СМИ взяли в оборот новое устойчивое словосочетание. Термин этот "православные активисты". Хочется как следует разобраться, кто это такие, какое отношение они имет к православию, и в чем заклчается их активизм, ибо в стране, где около 75% населения имеют отношение к православию, пусть даже это заключается лишь в том, что они были крещены в детстве, время от времени заходят в храм и красят яйца на Пасху, люди, претендущие на то, чтобы являться активным звеном и выразителями идей самой многочисленной конфессии, должны иметь и действительно имеют определенное влияние в обществе. При этом, надо понимать, что взгляды т.н. "православных активистов" могут не совпадать как с официальной позицией РПЦ(МП), так и со взглядами той части населения России, которая относит себя к православию, среди которой надо сказать, встречаются самые разные люди, например, ваш покорный слуга, а также солистки группы Pussy Riot, которые не жалуют руководство РПЦ(МП), терпеть не могут т.н. "православных активистов", но при этом называют себя православными, ничуть не сомневаясь, что имеют на это полное право.

Так кого же называют "православными активистами"? Обычно эта идиома появляется в СМИ и блогах для политкорректного обозначения людей, которым, вообще говоря, куда больше соотвествует определение "религиозные фанатики", "мракобесы", часто "черносотенцы". Если кому-то эти слова кажутся неприличными, можно называть этих товарищей по принадлежности или идейной близости к определенным группировкам: "Народный собор", "Союз православных хоругвеносцев", "Союз православных братств", "Союз русского народа" и т.п. Вы уже заметили эту претензию на общеруссконародность и общеправославность? То-то же. Если учесть, что представители оных организаций бывают замечены журналистами либо при попытке погрома, либо на акциях, целью которых явлется пропаганда ненависти и нетерпимости к кому-нибудь (зачастую тоже русским и православным), становится понятно, что к православию как к национальной религии или системе ценностей, или совокупности традиций, или даже к религиозной организации РПЦ(МП), равно как и другим православным церквям, "православные активисты" если и имеют какое-то отношение, то весьма отдаленное, и называть их "православными", имея при это в виду идеологию, коей руководствуются представители этих организаций, неправильно. Требуется анализ их идеологии и точное ее определение, не содержащее при этом заведомо негативного отношения к предмету.

Разгадка проста - идеологией "православных активистов" является самый настоящий религиозный фундаментализм , то есть, система воззрений, объявляющая основой (фундаментом) человеческой жизни и взаимоотношений в общесве религиозную догму и ставящая ее важнее всего остального: правовой системы, действующей в стране, прав и свобод человека, общечеловеских ценностей, принципов гуманизма и др. Таким образом, "православных активистов" было бы правильнее и точнее называть "православными фундаменталистами", ибо в своей деятельности они руководствуются строками из писаний и религиозными нормами и именно ими оправдывают свои погромы и свою ненависть.

Что же такое православная норма? Здесь все становится совсем интересно: источниками правосланых норм и канонов являются как Библия (и Новый завет, и Ветхий), так и Священное Предание : Символ веры, правила вселенских соборов и писания святых отцов, являющиеся, как правило, толкованиями Библии, Символа веры, правил и других святых отцов, и разъясняющие, как стоит понимать то или иное место в Предании. Чтобы не читать все это, нормы, собираются в некий катехизис, который, получает название "Закон Божий" и издается с благословения церковного руководства. Таким образом, "Закон Божий" является сборником основ и норм православия, отвечающих на все важные вопросы и актуальных на данный момент, с точки зрения руководства РПЦ(МП).

Здесь возникает вопрос: а являются ли положения Священного Писания и Предания, не вошедшие в "Закон Божий", источниками норм православия? Разумеется, являются: это же СВЯЩЕННОЕ Писание и Предание! Именно этим фактом и пользуются православные фундаменталисты!

Если учесть, что Библия писалась на протяжении около 1500 лет неопределенным количеством авторов, живших в разные эпохи, говоривших на разных языках, живших в разных государствах и исторических условиях и имевших самые разные взгляды на жизнь, а после этого еще неоднократно переписывалась и переводилась, неудивительно, что она противоречит сама себе много раз. Если воспринимать ее как литературный памятник и исторический источник сомнительной достоверности - все нормально, а вот если как нормативный документ - сами понимаете. Что касается Священного предания, то за почти 2000 лет существования христианства и за 564 года существования РПЦ было написано столько тесктов, что в них можно найти как утверждение, равно и опровержение чего угодно, особенно, если вырывать фразы из контекста (в том числе и исторического), как это обычно и делается для обоснования некоего утверждения с помощью священных текстов.

В самом деле, если задаться такой целью, можно без особого труда составить десятка три катехизисов, которые ничем не будут напоминать друг друга, кроме слов "Закон Божий" на обложке. При этом, каждый из них может попутно нести абсолютно любые идеи: от утверждения преввосходства однополых браков над разнополыми до призыва к полному истреблению всех, кто не является православным фундаменалистом, к примеру. Такие катехизисы с Божьим именем на обложке могут служить оправданием любым идеям и деяниям, в том числе, и откровенно преступным. Собственно это и происходит на протяжении всей истории человечества с тех пор, как существуют священные тексты в достаточном количестве.

Впрочем, чтобы не уходить в текстовые дебри, давайте вспомним, с кого христианство (в том числе, и православие) начиналось: с Иисуса из Назарета, который вообще-то учил любви к ближнему, учил прощать чужиее ошибки и понимать непохожих, не имел имущества больше, чем можно унести на себе и гонял торговцев из храма. В Евангелиях приведено вполне достаточно высказываний лично Иисуса Христа, чтобы понять, что христианское отношение к людям подразумевает любовь и терпимость, готовность помочь, простить и понять. В таком случае, к чему бесконечное копание в текстах святых отцов, если копающиеся забыли главное: Бог есть любовь (а не пропаганда ненависти). К чему бесконечное цитирование многими любимой книги Левит, если сам цитирующий не может соблюдать даже Десять заповедей, а зачастую и других призывает их нарушать?

В прошлую пятницу активисты православного общественного движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Энтео устроили погром на выставке «Скульптуры, которых мы не видим » в Московском Манеже. Мы вспомнили другие дикие акции православных за последние полгода.

Пикет у посольства Франции

Кто: «Божья воля»

На следующий день после теракта в редакции журнала Charlie Hebdo активисты движения «Божья воля» провели пикет у посольства Франции в Москве. Участники пикета во главе с Дмитрием Энтео заявляли, что не поддерживают и не оправдывают действия террористов, но считают, что сотрудники Charlie Hebdo понесли заслуженное наказание. Активисты также демонстрировали плакаты с критикой журналистов издания, «глумившихся над Христом» и правительства Франции, которое не «защищает чувства верующих».

В июле «Божья воля» собиралась уже у посольства США - активисты возложили к зданию посольства изображение флага США с траурной лентой, венок и увядшие цветы. Таким образом они выступили против решения Верховного суда США о легализации «браков» представителей ЛГБТ сообщества.

Цитата: «Журналисты издания Charlie Hebdo не просто оскорбляли мусульман, провоцируя их на насилие, но и страшно хулили Иисуса Христа, Богородицу и Пресвятую Троицу. Любой богохульник достоин высшей меры наказания по решению суда. Не одобряя исламизм, мы свидетельствуем, что подлинными террористами являются подобные карикатуристы».

Выступления против «Тангейзера»

Кто: «Народный собор»

Дело «Тангейзера» стало полноценным смотром сил православных активистов. Всё началось с заявления митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сказал, что в опере не по назначению используется церковная символика. Прокуратура возбудила дело против Кулябина и Мездрича, однако суд не нашёл в их действиях состава преступления. Весь март в Новосибирске проходили многочисленные митинги православных активистов (среди которых были участники движения «Народный собор» и «Национально-освободительного движения»), протестующих против оперы и требующих увольнения руководства театра и заодно снятия с должностей министра культуры Новосибирской области Василия Кузина и главы городского департамента культуры Анны Терешковой. В итоге борьба православных с театральной постановкой вышла на федеральный уровень: увольнял Мездрича из театра министр культуры Мединский.

Цитата: «Сегодня мы становимся свидетелями того, как люди, ослеплённые своими страстями, на главных театральных подмостках нашего города дерзкою рукою надругаются над христианскими святынями, а личность Сына Божия, страдавшего на кресте, подвергается осмеянию, оскорблениям и издевательствам».

«То, что происходит в последнее время с попустительства городской власти, иначе как святотатством назвать нельзя. Попирается наша вера, попирается имя Иисуса Христа, попираются и оплёвываются его святые кровоточащие язвы, оплёвывается душа православных христиан, душа всего русского, российского народа, культурные истоки которого уходят глубоко в православие».

Свиная голова у МХТ

Кто: «Божья воля»

«Отработав» «Тангейзер», православные активисты продолжили нападки на театр. В апреле участники «Божьей воли» протестовали против театральной постановки Константина Богомолова «Идеальный муж» в московском МХТ, в которой усмотрели пропаганду разврата, гомосексуальных отношений и наркомании, а также осквернение символа распятия. Протестовали очень артистично, по-первоапрельски - для начала подложили свиную голову на крыльцо Московского художественного театра им. Чехова, а после под скандирование лозунгов «Россия без богохульства!» и призывы к отмене спектакля устроили перформанс - человек в костюме смерти с косой срывал с других участников акции маски и швырял их в стену МХТ.

Цитата: «Олег Табаков, Константин Богомолов и все, кто имеет отношение к богохульству на сцене МХТ, „подложили свинью“ русскому народу, поглумившись над нашими святынями. Иначе как „свинством“ назвать это мы не можем. Смерть, которая срывает лицедейские маски и разбивает их, означает то, что Бог поругаем не бывает, и нераскаянный кощунник не уйдёт от Его суда».

Уничтожение деревянных идолов

Кто: Неизвестные вандалы

Деревянные идолы Чансын, подаренные Петербургу Южной Кореей на 300-летний юбилей, простояли в парке «Сосновка» 11 лет, но в апреле этого года пали бессмысленной жертвой подъёма воинствующей православной религиозности. Неизвестные вандалы спилили бензопилой четыре из 15 идолов. По сообщению очевидцев, они говорили, что «в православном государстве такие скульптуры не нужны».

Пикет в поддержку установки в Москве
памятника князю Владимиру

Кто: молодёжное православное движение «Георгиевцы»

Самые феерические акции православные активисты устроили в мае в поддержку установки памятника князю Владимиру на Воробьёвых горах. Сначала участники молодёжного православного движения «Георгиевцы» запустили в небо 25-метровый крест, состоящий из воздушных шаров. Несколько дней спустя активисты «Христианского правозащитного центра» устроили ещё один масштабный флешмоб, выйдя на пикет в костюмах русских витязей и торжественно передав депутатам Госдумы подписи в поддержку установки памятника.

Цитата: «Наша акция более чем необходима! Возведение памятника на этом месте, где он будет крестить Русь - это акция обретения нашей памяти. Возведение памятника - оно абсолютно законно. Защитить его - наш исторический выбор в XXI веке. Если мы уступим - придёт Майдан и России не будет».

Потасовка участников «Божьей воли»
с ЛГБТ-активистами возле мэрии Москвы

Кто: «Божья воля»

30 мая участники движения «Божья воля» устроили потасовку с ЛГБТ-активистами, пытавшимися провести возле здания мэрии несанкционированный гей-парад. Началось всё с незабываемого выступления Николая Алексеева, организатора акции, который выехал на Тверскую улицу на квадроцикле и файерами в руках. На перформанс мгновенно среагировали православные активисты, которые набросились и начали избивать Алексеева вместе с другими ЛГБТ-активистами. По итогам стычки было задержано 14 человек, в том числе лидер движения «Божья воля» Дмитрий Энтео. Позже в этот же день православные активисты напали на художников Антонину Баевер, Зинаиду Исупову, Ивана Бражкина, Евгения Сытяева и Дмитрия Федорова, которые возвращались с несостоявшегося гей-парада.

Цитата: «Меня лично забрали после того, как мы хотели порвать флаг ЛГБТ-сообщества. Он был изъят у одного из лидеров этого содомского лобби - гражданина Алексеева, когда он перевернулся на квадроцикле и был задержан. С нами провели профилактическую беседу».

Православные активисты против
защитников «Торфянки»

Кто: Активисты движения «Сорок сороков»

Территория возле парка «Торфянка» этим летом превратилась в пространство борьбы православных активистов и местных жителей. Общественные слушания по поводу строительства на территории православного храма прошли ещё в 2012 году, а этим летом началась подготовительная фаза строительства, против которой активно выступают местные жители, самые активные из которых организовали круглосуточное дежурство в палаточном лагере.

Против защитников парка выступают казаки и православные активисты из движения «Сорок сороков» (иногда при силовой поддержке ОМОНа), активно поддерживающие программу правительства города по возведению 200 новых православных храмов на территории Москвы. Конфликт длится уже два месяца, и тактика участников «Сорок сороков» становится всё агрессивней: на прошлой неделе возле «Торфянки» православным активистом было совершено нападение на депутата Бабушкинского района Марину Овчинникову, ещё раньше лагерь защитников парка разогнал ОМОН.

Цитата: «То, что они подонки, надеемся, все лосиноостровцы уже поняли, но мерзавцы ещё и трусы, делают свои грязные дела под покровом ночи. Мы хотим проверить, какие они смелые при свете дня. ПРИХОЖАНЕ ХРАМА КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ СВОЕГО НАСТОЯТЕЛЯ, ПО СТАРОЙ РУССКОЙ ТРАДИЦИИ, ВЫЗЫВАЮТ ХРАМОФОБОВ НА ПОЕДИНОК - СТЕНКА НА СТЕНКУ, В ФОРМАТЕ 40 НА 40 или 20 НА 20 мужчин».

Митинг против абортов

Кто: «Божья воля»

В июне активисты плотно «отработали» тему абортов: в конце месяца в Москве на Суворовской площади они устроили акцию протеста «Не сдаёмся и не сдаём!», направленную против абортов. Среди участников все видные люди - Дмитрий Энтео, глава «Ассоциации православный экспертов» Кирилл Фролов, председатель «Союза православных граждан» Валентин Лебедев и протоиерей Всеволод Чаплин. Активисты выступали с плакатами: «Запретить аборты!», «Россия продолжает убивать своих детей», «Этому малышу в день убийства было 10 недель», «Аборт - это убийство человека», «Спаси детей от смерти».

Ещё одна акция против абортов прошла в начале месяца - тогда активисты растянули напротив Дома правительства 50-метровый «антиабортный» баннер «Если Россия не покончит с абортами, Бог покончит с Россией». Позже у себя в твиттере Энтео написал, что это был самый большой антиабортный баннер в России.

Цитата: «Это был крик души, чиновники просто сошли с ума, они оправдывают жестокое убийство миллионов невинных детей. Наш народ находится на краю пропасти, ведь мы, презрев Бога, настолько осатанели, что строим своё будущее на фундаменте из трупов детей. Никогда в истории человечества не было ничего подобного по масштабам. Этот маховик смерти необходимо срочно остановить!»

Сорванный концерт на корпоративе радиостанции
«Серебряный дождь»

Кто: Активисты во главе с руководителем патриаршей комиссии
по вопросам семьи, материнства и детства
Дмитрием Смирновым

Одна из недавних акций православных активистов - срыв праздника в честь юбилея радиостанции «Серебряный дождь» 4 июля. Во время концерта «православные верующие» ворвались на территорию двора редакции, поднялись на сцену и потребовали прекратить мероприятие, заявив, что проведение праздника мешает им вести службу. Акция оказалась не самой действенной - музыку сделали потише, а сами православные после переговоров покинули территорию.

Роспуск медкомиссии по смене пола
в Санкт-Петербурге

Кто: «народный собор»

Не так давно православные активисты добились роспуска медкомиссии по смене пола при Педиатрическом университете в Санкт-Петербурге. Возглавлявший комиссию психиатр и психолог Дмитрий Исаев ушёл из университета под давлением жалоб от православных активистов и прокуратуры, сама комиссия после его увольнения была расформирована.

Поток жалоб на Дмитрия Исаева начался в группе во «ВКонтакте» «Москва - не Содом! Петербург - не Гоморра!». Активисты заявляли, что необходимо препятствовать «лженаучной теории транссексуализма» и самому врачу, обвиняя его в предательстве медицины.

Позже те же активисты добились увольнения из питерской школы учителя обществознания Максима Иванцова, который участвовал в работе городских ЛГБТ-организаций.

Цитата (из паблика «Москва - не Содом! Петербург - не Гоморра!»): «Содомиты всё ещё ноют по поводу увольнения лжеученого Дмитрия Дмитриевича Исаева. Начали писать всякую ерунду под заголовками типа „Православные фанатики уволили врача!“ или там „Инквизиторы уволили ученого“.

Так вот, к науке этот Д.Д.Исаев не имеет отношения. И медиком называть его нельзя. Это предатель медицины. Он умножал зло и на своих комиссиях массово выдавал извращенцам справки, с помощью которых те делали себе операции по усечению природных и наращиванию искусственных половых органов, что почему-то называют „сменой пола“. Пол изменить невозможно, а искалечить себя можно. И эти несчастные мало того, что изувечили себя, так ещё и практически утратили возможность исправиться. По сути, Д. Д. Исаев умножал количество трансов в России. Также нам известно, что сейчас есть и другие предатели медицины, которые сажают педиковатых мальчиков на женские гормоны. А это хуже любой наркоты».

27 сентября в Институте стран СНГ состоялся круглый стол «Новые антицерковные инициативы Порошенко и успех антиправославных антироссийских сил на муниципальных выборах в Москве - есть ли связь?», который собрал священников и православных гражданских активистов, понимающих опасность «яблочного» прорыва на муниципальных выборах в Москве 10 сентября.

В своем докладе я отметил, что в октябре отмечается 140-летие со дня рождения великого карпаторусского святого Алексия (Кабалюка) и повторил тезисы о нем . Их актуальность, точнее актуальность полемики с «ересью украинства», связана с тем, что победившая в ряде московских центральных муниципальных округов антироссийская партия «Яблоко» является лоббистом «киевской хунты» в Москве.

В ответ гл.редактор газеты «Русь Триединая» Сергей Моисеев с грустной иронией отметил, что раньше мы в этом зале собирались защищать Новороссию, а наступает противник, теперь уже укрепившийся в центре Москвы. Гроза была профессионально описана в докладах. Далее я рассказал о том, для чего же создается миф о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации).

Создание этого мифа неслучайно совпало с победой в ряде муниципальных округов Центрального административного округа г.Москвы, а также в Гагаринском районе, подлинно экстремистской партии «Яблоко», посягающей на суверенитет и территориальную целостность России (отрицающую российский статус Крыма, что является уголовно наказуемым деянием), совершившей множество провокаций против столь необходимого строительства православных храмов в новых районах Москвы-Гагаринском, Лосиноостровском, Ходынке, Ростокино, Кузьминки, Гольяново и многих других.

Передача в руки откровенно антироссийских сил ключевых муниципальных собраний ЦАО и Гагаринского района производит впечатление хорошо подготовленной спецоперации, невозможной без поддержки «перевертышей» на самых верхах российской элиты. «Спецоперация» готовилась давно и логично. Например, почему пособниками оккупантов был избран и Гагаринский район? Потому что это необходимо для организации перекрытия Ленинского проспекта, правительственной трассы, связывающей Кремль с правительственным аэропортом «Внуково-3». Перекрытые много лет репетируется организацией «яблочным» мундепом Русаковой «протэстов» против строительства православного храма во имя священномученика о.Александра Орлова, построившего при большевиках храм в этом районе и давно назревшего строительства застрявшего в пробках Ленинского проспекта двух эстакад. Захват муниципального собрания Красносельского района необходим для организации перекрытия проходящей по этому району железной дороги, связывающей Москву с восточной частью страны, с союзным Китаем. Зачем нужен Центр, объяснять не надо.

На роль «православного ИГИЛ» выбрана православно-патриотическая миссионерская спортивная организация ревнителей Патриарха Кирилла «Сорок сороков», обеспечивающая порядок на богослужениях Патриарха Кирилла. «Экстремизм» и «православный терроризм» «Сорока сороков», по мнению русофобов, заключается в том, что их лидер Андрей Кормухин является русским патриотом и отцом девятерых детей. Понятно, что это не нравится лоббистам ЛГБТ. У «Яблока» с «Сорока сороков» давние счеты - «Сорок сороков» возникли как реакция православных москвичей на массовый срыв «Яблоком» строительства столь необходимых православных храмов в новых районах Москвы. Благодаря «Сорокам сороков» удалось построить храмы на Ходынке, в Гольяново, Ростокино, на ул.Камова, строительство которых считалось безнадежно сорванным «Яблоком» и Ко и блокировалось «храмоборческими оккупационными войсками», затянув их в «торфянский котел».

Чашу терпения компрадоров переполнило организованное «Сорока сороков» массовое молитвенное стояние против «Матильды» в начале августа 2017 года на территории храма Вознесения в Кадашах, настоятелем которого является пастырь-патриот, миссионер, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, обличитель униатского проекта «Украины как антиРоссии» о.Александр Салтыков (тоже, видимо, «террорист» для «Новой газеты»). Как же, «Яблоко» уже тогда считало центр Москвы своим, а православные посмели «влезть» на «помеченную» «Яблоком» ключевую территорию. В ответ клевета насчет «правосл. ИГИЛа» (запрещенной в РФ террористической организации), проверки на экстремизм, организуемые компрадорами во власти с единственной целью - не допустить создания креативной православной русской патриотической силы, способной отстоять Москву от хорошо подготовленного захвата. На монолитные мобилизованные, идейные «Сорок сороков» можно надеяться как на истинно верующих людей, готовых, если будет необходимо, за веру, царя и Отечество не то что «карьеру», жизнь отдать. А ситуация требует надежности. Сначала проверить «Сорок сороков» на экстремизм требовал вождь храмофобов «троцкист» Рашкин, теперь к нему в компанию вляпалась Ирина Роднина, которая вряд ли понимает, в чем суть дела.

«Сорок сороков», как и Ассоциация православных экспертов, — это надежная опора Патриарха Кирилла, который является «костью в горле» у «оккупационных сил». Патриарх является духовным лидером национально-освободительной борьбы русского и других народов Единой и Неделимой России. Еще в начале 1990-х путем организации непризнания Церковью «царских останков» митрополит Кирилл сорвал план Ельцина и США по проведению Б.Немцова, куратора проекта «царские останки», в «преемники», чем задолго проложил В.Путину дорогу во власть для освобождения России от колониального гнета. В 1993 году митрополит Кирилл для борьбы с американской оккупацией всей исторической России создает Всемирный Русский Народный Собор, признавший русских разделенным народом. В ответ компрадорские СМИ во главе с «Московским комсомольцем» развернули информационную войну на политическое уничтожение митрополита Кирилла, призванную лишить его шансов на Патриарший Престол. Для этого главой ФЭП Г.Павловским был создан портал «Кредо.ру», главный редактор которого Солдатов стал ныне неофициальным консультантом администрации Порошенко по борьбе с Русской Церковью. Ключевым элементом этой информационной войны стали попытки столкнуть митрополита, затем Патриарха Кирилла с Владимиром Путиным, для прихода которого во власть для осуществления исторической миссии освобождения России от колониальной зависимости митрополит Кирилл сделал все возможное и невозможное. С этой целью митрополиту вменили в вину пункт написанных им «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» о мирном гражданском неповиновении государственной власти в случае, если ее действия направлены против веры и Церкви, специально написанный и принятый Архиерейским Собором Русской Церкви против такой власти, как у Порошенко или, не дай Бог, «Лжедмитрия», типа Ходорковского с Явлинским и Гудковым.

Сейчас, чтобы расчистить путь к свержению Владимира Путина, «элитными заговорщиками» и их заокеанскими кураторами решено убрать Патриарха Кирилла путем фабрикации мифа о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации) для того, чтобы выбить опору, и организации столкновения с Президентом Путиным. С этой целью, как «черт из табакерки», в ИА «Федерал-пресс» появляется серия статей «друга орловских грантоедов» Дмитрия Фетисова, который со ссылкой на анонимные «источники в АП» распространяет дезинформации о «недовольстве Патриархом в АП», «готовом преемнике» и ставке на «Рогожское старообрядческое согласие» как «альтернативу МП».

«Готовый преемник», епископ Тихон (Шевкунов), как верный послушник Патриарха Кирилла, мгновенно опроверг домыслы Фетисова компетентной ссылкой на Устав Русской Церкви, не позволяющей его использовать так, как хотелось бы тем, кто использует Фетисова как «сливной бачок». Видя свое поражение, они пытались придумать байку о том, что Президент и Патриарх встретились на Валааме «как-то не так». Тогда Президент и Патриарх еще раз встретились, уже в Никольском Морском Соборе Кронштадта.

Координатор «Сорока сороков» Андрей Кормухин поднял проблему сговора части элиты с «московским майданом», без которого был бы невозможен ни искусственно организованный «майданчик» против строительства православного храма на Торфянке, ни нынешний «прорыв» антироссийских сил на муниципальных выборах.

Тема сговора была развита лидером движения сопротивления «московскому майдану» Романом Ткачем, который рассказал о роли интегрированных с мэрией Москвы структур типа «Института Стрелка» А.Мамута, готовившего сфальсифицированые в пользу «майдана» муниципальные выборы 10 сентября. Также Роман Ткач рассказал о том, что большинство кандидатов в муниципальные депутаты Пресненского района заявили о фальсификации выборов и приняли «антимайданную декларацию московского центра», которую подписали здесь же Ассоциация православных экспертов и Союз православных граждан (СПГ).

Глава СПГ Валентин Лебедев отметил, что депутаты антиправославной антироссийской партии «Яблоко», захватившее муниципальное собрание района Тропарево-Никулино, на первом же заседании потребовали убрать Святой Крест с герба района Тропарево-Никулино. Также Валентин Лебедев отметил, что «оборотни из элиты» блокировали на муниципальных выборах православных патриотов, членов СПГ Филиппа Грилля и Юрия Шубина, подыгрывали «Яблоку».

Пресс-секретарь Союза православных хоругвеносцев Максим Марков вспомнил, что несколько лет назад мундепы Топарево-Никулино во главе с «западенцем» паном Гарначуком сорвали строительство храма в Тропарево-Никулино, хотя православные выиграли публичные слушания. И власть тогда сдалась, храмы в Троперево-Никулино и в Гагаринском районе так и не построили. И сейчас сговор части элиты с антироссийскими силами налицо. Также Максим Марков заметил, что Союз православных хоругвеносцев не исповедует никаких отклонений от Православия и исповедует Царскую семью исключительно как мучеников.

Гражданский активист Мещанского района Елена Скороходова отметила, что один из лидеров нынешних муниципальных депутатов (от себя добавлю - многолетний борец со строительством православных храмов) Маким Кац подбирал команду по принципу непризнания российского Крыма (что является уголовно наказуемым деянием. — К.Ф.).Касаясь ответа на вызов «муниципального майдана», Елена Скороходова отметила, что «если в России наступят «времена Диоклетиана»,то виноваты в этом будут социально пассивные верующие».От себя добавлю - не слушающие своего Патриарха.

А клирик храма св.Троицы на Воробьевых горах прот.Геннадий Еременко сделал доклад о принципах взаимодействия Церкви и активных общественных организаций на основе «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отметил, что опыт показывает, что далеко не все крещённые люди знают и понимают, чем живет Церковь. Утверждение православного мировоззрения, позволит человеку не только разобраться в узкоцерковных вопросах, но и иметь православный взгляд на всю жизнь и на процессы происходящие в обществе. Полноценная жизнь православного христианина заключается не только в посещениях богослужений в храме и чтении молитв, но должна охватывать все сферы его деятельности. Наше православие должно открываться не только в строго религиозных взглядах, но и во всех наших делах. К сожалению, не всегда можно наблюдать ответственное отношение христиан к мирской стороне нашей жизни. Участвуя в установленных Самим Господом Таинствах и в жизни Церкви, человек становится полноценным Её членом. Активная деятельность православных христиан, направленная на организацию социальной работы, защиту интересов Церкви и верующих людей, накладывает ещё большую христианскую ответственность. Такая деятельность может быть успешной только в том случае, если она будет строго соответствовать духу Церкви и осуществляться в рамках светского права. Отец Геннадий поделился опытом и рассказал, что настоятелем храма Живоначальный Троицы на Воробьёвых горах протоиереем Андреем Новиковым был введён курс церковного права, в рамках воскресной школы для взрослых. В рамках этого курса изучаются не только правила и каноны Церкви, но и официальные документы Церкви. Протоиерей Геннадий также обратился к присутствующим, среди которых были и лидеры православных общественных организаций, и предложил правовую поддержку их деятельности, силами православного правозащитного общественного движения в честь Святителя Марка Эфесского. По мнению о.Геннадия, правовое сопровождение деятельности православных активистов сделает их труд на благо Церкви и народа Божьего более эффективным.

Земляк о.Геннадия глава батальона св.Александра Невского из Алчевска Евгений Мерзляков рассказал о важности воцерковления борцов за Российскую государственность.

Участники круглого стола приняли решение о создании сетевого Комитета защиты Москвы. О том, чем он будет заниматься, мы напишем позже, или вы увидите. Ясно, что «мы не дрогнем в бою за столицу свою».


Кирилл Фролов , глава Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава «Ассоциации православных экспертов», эксперт Международного Византийского Клуба

1 октября во время рассмотрения жалобы на приговор панк-группе «Pussy Riot» Дмитрий Энтео организовал крестный ход и молебен на коленях рядом со зданием Мосгорсуда, в котором и слушалось дело панк-феминисток.

Становится ли Энтео новым духовным лидером? Можно ли мирянину, имя духовника которого никому не известно, самочинно организовывать подобные мероприятия? Ситуацию комментируют священники.

, секретарь Губкинской епархии:

Публичные акции необходимо согласовывать с духовным лицом

- Я думаю, что любой более-менее здравомыслящий и законопослушный православный мирянин должен согласовать подобные действия с теми священниками или ответственными церковными лицами, которые на это уполномочены. Устраивать подобные мероприятия самочинно не совсем правильно.

Что касается самой акции, если это действительно была молитва, а не её эпатажная форма, не попытка привлечь к себе внимание подобным образом, то я ничего плохого в этом не вижу. Что это было на самом деле - неизвестно, мы же не можем заглянуть в душу к Дмитрию Энтео. Мы не знаем, насколько он искренен. Если он действительно молился во время этого действия - дай Бог. Люди ведь молятся по-разному.

Возможно, что Дмитрий сейчас находится на таком этапе духовного развития, что для него подобная форма является нормальной. Почему нет?

Но, повторюсь, должно быть как минимум какое-то согласование, одобрение духовного лица. Ведь это не просто келейная молитва, Дмитрий знал, что о его действиях будет известно всем, начнётся обсуждение его поступка. Это было заведомо публичное деяние.

Я не знаю, кто уполномочен на то, чтобы давать такое согласование, но я думаю, что в Москве есть такие люди.

Игумен Сергий (Рыбко):

Почему бы и нет?

– Поскольку я не видел события, о котором идет речь, могу дать только общий комментарий. Молебен может проводить священник, или диакон. Мирянин возглавить молебен не может, мирянин может возглавить некую общую молитву, чтение акафиста.

Молитва на коленях? Почему бы и нет? Почему мусульмане могут намаз творить на улицах, а мы не можем перекреститься, проходя мимо храма? Я считаю, что это нормально – проявлять свою веру. Чем чаще будешь свою веру проявлять, тем лучше. Если православные люди собрались, чтобы помолиться, почему нет?

Настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Молитва никогда не должна быть демонстрацией

– В Православной Церкви общественное богослужение, как правило, возглавляет священник (или, разумеется, архиерей). Но, конечно, в отсутствие священника миряне могут и сами устраивать молебствия. Тут нет формального нарушения церковных правил. Молиться можно всегда и везде.

Но молитва никогда не должна быть демонстрацией, пусть даже в добрых, как представляется, целях. Подобное использование молитвы унижает ее. Молитва во всех своих степенях – это общение с Богом. Молясь напоказ, мы фактически пытаемся Им манипулировать. Не думаю, что это угодно Богу.

Конкретно о людях, которые собрались сегодня возле Мосгорсуда и на коленях совершали свои молитвословия, я ничего не могу сказать. Бог знает сердце человека, поэтому только Он и может поистине судить (я не имею в виду гражданский суд, который Господь установил на земле, чтобы она не превратилась в ад). У каждого есть совесть, поэтому пусть каждый сам смотрит: молился ли он Богу о спасении себя и ближних или совершал некую молитвообразную акцию.

Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Энтео оскорбляет мои религиозные чувства больше, чем «Pussy Riot»

- Такие люди, как Энтео и «православные хоругвеносцы», оскорбляют мои религиозные чувства гораздо больше, чем пресловутые «пуськи» или «антирелижн». То, что делает Дмитрий Энтео, является в лучшем случае ревностью не по разуму, стремлением спасать других, а не себя, учить, а не учиться самому. В худшем же случае это самопиар и тщеславие, которые со стороны выглядят как пошлая и злобная клоунада.

Мне не хотелось бы, чтобы люди ассоциировали Православие с такими вот «правсомольцами», у которых горят глаза недобрым огнём и руки тянутся с желанием кого-нибудь «заушить». К сожалению, они забывают, что им так же далеко до святости и кротости Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста, как кривлянию «пусек» до понятия «искусство». Но «пусек» хоть можно понять и попытаться им объяснить их неправоту, а вот с такими «активистами» сложнее, ибо они уверены в значимости своей «миссии».

Могу посоветовать Дмитрию Энтео сублимировать свою «духовную» энергию в русло, например, волонтёрства в хосписе или на строительстве какого-нибудь храма. Когда потрудится руками, глядишь, и выветрится «духовная» дурь из головы.

, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь»:

Подобный молебен требует самой высокой санкции

Если говорить не об этой конкретной ситуации, а в принципе, мирянин в нашей Церкви может довольно многое. Существуют и богослужения мирянским чином, и так далее. Проблема в том, что в нашей современной ситуации, и в особенности в данном судебном процессе, решаются очень большие и серьёзные вопросы с большим как общественным, так и внутрицерковным резонансом. Поэтому мне кажется, что здесь любое действие без благословения священноначалия является неправильным и недопустимым.

Личный статус человека, безусловно, определяет и статус тех мероприятий, в которых он может принимать участие. Поэтому, как мне кажется, в данном случае и ни один священник не может взять на себя такую ответственность, чтобы провести какой-нибудь молебен или крестный ход.

Это дело требует в подобной ситуации самой высокой санкции, особенно когда, как мы уже в этом убедились, действия Дмитрия Энтео воспринимаются определённой частью нецерковной общественности как позиция всей православной общественности. Значительной частью людей это воспринимается как то, что исходит от Церкви. Поэтому, на мой взгляд, подобное самочиние здесь недопустимо.

Подготовили Ксения Кириллова, Леонид Виноградов, Алиса Орлова