Предмет структура и функции философского знания. Философия, ее становление, предмет, структура и функции

23.09.2019

Критерии классификации наук

Классификация - это метод, позволяющий описать многоуровневую, разветвленную систему элементов и их отношений. Наука о классификации называется систематикой. Различают искусственную и естественную классификацию. В первой не учитываются существенные свойства классифицируемых объектов, вторая эти свойства учитывает. Еще мыслители Древней Греции поставили вопрос о типах и видах наук, целью которых является знание. В дальнейшем этот вопрос развивался, и решение его является актуальным и сегодня. Классификация наук представляет информацию о том, какой предмет изучает та или иная наука, что ее отличает от других наук и как она связана с другими науками в развитии научного познания. Общепринятой является классификация на основе следующих признаков: предмет наук, метод исследования и результат исследования.

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь иsophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в≪потрясении≫сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Предмет философии . Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология – учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика – учение о морали, и т.д.

Структура философии : Онтология или теория бытия . Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности. Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни». Антропология и теория культуры . Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться? Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории – проблему истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе. Философия религии . Религия не сводится только к культу, к обрядности. Она имеет идейную, собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой и развертываются философские дебаты. Существует эзотеризм (закрытый от непосвященных, тайный) или оккультизм. Этика – учение о морали. Логика - учение о формах человеческого мышления.

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую .

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Античная философия

Общее понятие и периодизация Античной философии .

Совокупность мировоззренческих нравственных и

религиозных представлений развившихся в VII-Iвеках в

древней Греции и Риме принято называть Античной философией. Античные философы проживали на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:

* досократический - VII-Vвв. до н.э.;

* классический (сократический) - середина V- конецIVвв. до н.э.;

* эллинистический - конец IV-IIвв. до н.э.;

* римский - Iв. до н.э. -Vв. н.э.

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы - «Физис» и «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.


Похожая информация.


Мини-глоссарий

Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

Мифология возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Пифагор впервые употребил слово «философ», называя себя любящим мудрость. Сократ также подчеркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. Софисты, которые впервые стали профессиональными учителями философии, получающими плату за свою деятельность, резко критиковались Сократом. Поскольку философ - это не ремесленник, за труд которого нужно платить. Философия - это нс готовое знание, это не то, что можно выучить и использовать. Философия - это поиск и стремление обладать истиной, требующий больших духовных и интеллектуальных усилий от

б постигающего сс человека. Поэтому в истории философии по сей день слово «философ» нс означает мудрец, а лишь только «любящий мудрость». Специфичность философии заключается и в ее объекте. Что изучает философия? Мир, природу, человека и его духовную жизнь, общество, одним словом - ее интересует весь Универсум в целом. Если у отдельных наук есть свои узкие области исследования, то философия стремиться познать основания и фундаментальные принципы человеческого бытия и природы, то есть «все имеющееся как целостность».

Философия, как попытка человека осознать смысл своего бытия, свое место в мире, как «философствование», появляется вместе с рождением человека. Как профессиональный род занятий, специфическая мыслительная установка, такая философия, которую сейчас изучают в университетах, она зародилась в Древней Греции и стала одной из составных частей феномена «греческого чуда». Конечно, восточные культуры, имеющие более древние корни по сравнению с греческой, также были точками возникновения философской мысли. Но древнекитайские и древнеиндийские учения имели, в большинстве своем, религиозную, мистическую ориентацию, нежели земную. Их интересовали глубины человеческой жизни, ее основы, принципы поведения человека, но эти вопросы они связывали, так или иначе, с богами, принципами дао, инь и янь и пр.

В Древней Греции, где процветала рабовладельческая демократия, философия стала привилегированным видом занятий для интеллектуалов, которые критически относились к мифологическому и религиозному миропониманию большинства. Мифы, фантастические вымыслы, стремившиеся объяснить все явления окружающей действительности, стали предметом скепсиса древнегреческих мыслителей. Они стали осознавать, что мифология - это не единственный и не всегда верный путь в познании мира. В мифе человек еще отождествлял природу с собой (антропоморфизм), не понимал своего принципиально отличия. Мифологической мировоззрение, основанное на слепой вере, вымысле, образах, философы подвергли критическому анализу со стороны разума. Отделяя себя от природы, человек терял былую укорененность, основу, которую давал миф. В такой ситуации осознания своей субъективности и восприятия мира как объекта, опору приходилось искать не в природе и даже не в социальном коллективе, а только в собственном разуме. Первые античные философы стали искать то, из чего все состоит, «корни всего», первооснову. Фалес - первый древнегреческий философ, сказал.

что «все из воды». За наивностью данного предположения скрывается гениальная догадка, что за видимым многообразием вещей существует некая единая основа, одна субстанция. Фалес попытался проникнуть в суть вещей и первым увидел, что, как бы ни были разнообразны вещи, все они имеют одно начало - и в этом смысле мир един. Мыслители того времени стали искать за явлениями истинную сущность, устойчивые связи, тем самым заложив основы для дальнейшего развития философии и определив направление для познавательных поисков науки.

Физика, химия, астрономия, зоология и другие - древнейшие науки, которые создавались величайшими умами. Но до сих пор мы нс может утверждать, что постигли суть всех явлений на Земле. Люди далеки от того, чтобы постичь духовный и природный мир с той полнотой, к которой стремится их разум. Многие заблуждения предков уже опровергнуты, много теорий доказано. Но и сейчас мы понимает, что не все, что очевидно и понятно, на самом деле такое, каким нам представляется. Напротив, самые глубокие и важные истины скрываются под тем, что на вид кажется наиболее ясным и простым. Философия, как говорил Аристотель, началась с удивления. Философская мысль может проснуться только в том человеке, который видит в мире тайну, загадки и противоречия. Л. Шестов также замечал: «Чтобы стать философом, необходимо внутренне безмерно встревожиться», нужно внутренне пробудиться и захотеть постичь внутреннюю, невидимую сущность нашего бытия. Вспомним Ньютона и закон всемирного тяготения. Он увидел падающее яблоко и был этим поражен. Тысячи людей видели, как падает яблоко, но никто не усмотрел в этом загадку. Падает - значит, гак должно быть. Ныотон усомнился, что так должно быть, что стало первым шагом на пути великого открытия. Поэтому ценность хотя бы скромной философской подготовки заключается в том, что она стимулирует развитие навыков самостоятельного мышления и вырабатывает способность сомневаться в том, что другим представляется безусловно верным.

Кроме того, что философия ищет за явлением сущность, пытается открыть начала бытия, она помогает человеку искать ответы на самые тревожные и мучительные вопросы его жизни. «Философия, - говорил Плотин, - это самое ценное, важное, самое главное». Вот это самое важное и является предметом философии, потому что если нет, то какой науки? Хотя в современных определениях философии этот признак опускается, Аристотель также, соглашаясь с

Плотином, замечал: «Нечего искать науки более важной и значительной. Она самая божественная и значитсльнаяможст быть другие науки нужнее, но лучше ее - нет». Мы согласимся, что философия, возможно, не самая нужная и полезная наука, но она самая лучшая - она играет огромную роль в духовном развитии человека и общества, помогает найти смысл жизни и преодолеть страх смерти.

Если рассматривать философию в соотношении с другими науками, нс выпадает ли ей роль лишь подводить итог тому, что сделали другие науки? Ведь действительность изучается частными науками. Каждую науку интересует только часть действительности и кажется, что в совокупности они охватывают всю реальность, и философии здесь места нет, ведь философия изучает Универсум в целом. Но это лишь видимость, поскольку постижение целого - нс сеть постижение смысла его отдельных составляющих. Кроме того, отдельные части могут быть поняты только тогда, когда мы поймем, какую роль они играют в целом и как взаимоотносятся между собой. Представьте себе, что обитатель Марса, никогда не видевший человека, вдруг нашел человеческую руку. Как бы детально он ее не изучал, он никогда не догадается в чем предназначение этого странного предмета. Каждая отдельная наука получает «питательные соки» из «корней всего», которые составляют специальный предмет изучения философии. Если в философии приходят к открытию чего-то совершенно нового, то это отражается на всех науках. Данный факт подтверждает и междисциплинарность философии в настоящее время.

Философия учит человека не ограничивать свои интересы узкой сферой повседневных забот, она призывает к свободному, рефлексивному, самостоятельному мышлению, что гак важно в современно мире. Развивая философию, люди не просто совершенствуют свой разум. Они мобилизируют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судьбы человечества и цивилизации. У нас нет более надежного средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на вопросы, которые ставит человечество и сама природа.

В конце XX века американский ученый Александр Кинг на заседании «Римского клуба» отметил, что современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно стало не на много мудрее. Между тем, обретение мудрости-главная задача человечества. Отсюда и роль философии в дальнейшем существовании и развитии цивилизации.

В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложнялась. Внутри философского знания постепенно формировались различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от философии, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины.

В результате современная философия имеет следующую структуру:

  • 1. Учение о бытии - или онтология (с греч. «онтос» - сущее, бытие; «логос» - учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах.
  • 2. Учение о познании - гносеология (эпистемология) или теория познания (от «гносис» - знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности.
  • 3. Учение о человеке - философская антропология (от греч. «ан- тропос» - человек) и учение о ценностях - аксиология (от греч. «ак- сио» - ценность). Философская антропология и аксиология - это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности.
  • 5. Учение об обществе - социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества.
  • 6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать.
  • 7. Этика - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло»,«хорошо» и «плохо» и др.
  • 8. Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Почему традиционно считают, что место зарождения философии Древняя Греция, а нс Древний Восток?
  • 2. Почему философия начинается с критического переосмысления мифов?
  • 3. В чем специфика философского знания?
  • 4. Согласны ли вы с Аристотелем, который считал философию самой важной наукой?
  • 5. Назовите основные функции философии.

Онтология (учение о бытии);

Человек;

Общество.

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Специфическим объектом философского осмысления действительности является отношение "человек - мир". Чтобы выяснить специфику предмета философии, необходимо выяснить, под каким углом зрения объект отражается в сознании. Предмет философии - вопрос о природе и сущности мира и человека, о всеобщих, предельных основаниях их бытия, а также о том, как этот мир устроен, какие взаимосвязи существуют в мире, между человеком и миром, человеком и другим человеком.

На различных этапах истории философской мысли изменялись представления о ее предмете. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности человека, как правило, интересовали не все сразу, а некоторые стороны в отношениях человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поисками первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира и др.

Существующие и в настоящее время различные толкования философии связаны с тем, что не учитывается многоуровневость философского знания. Существует четыре таких уровня.

Понятийный уровень, на котором философия "работает" с понятиями, категориями - рационально описывает человека, мир и т.д. Другими словами, на этом уровне она выступает как наука. Философия включает в себя научный аспект, но полностью к нему не сводится.

На уровне образно-символическом философ стремится выразить свои мысли, свое миропонимание в метафорическом стиле, на уровне символов, образов. Этот уровень сближает философию с искусством, его абсолютизация и может привести философию к искусству. Поэтому образно-символический уровень дополняет понятийный и другие уровни.

На феноменологическом уровне (интеллектуальная интуиция) философ стремится осмыслить проблему "человек - мир" с помощью интеллектуальной интуиции, осуществить интеллектуальный прорыв в понимании сущности человека и мира в их взаимоотношениях.

Наконец, четвертый, самый глубинный уровень философствования. По образному выражению отечественного философа Г.С. Батищева - это "глубинное общение с Абсолютом". Древнеиндийская и древнекитайская философия называют философствование на этом уровне "мудростью молчания". Это философствование на уровне религиозного чувства, его суть - переживание бесконечного, бесконечности вечного.

Философия как форма общественного сознания представляет собой синтез всех четырех уровней.

Кроме выяснения специфики объекта и предмета философии, важно выяснить основные аспекты отражения ее предмета в теории или структуру философии. Основными компонентами философского знания выступают (структура философии).

Онтология (греч. ontos - сущее) - учение о бытии и всеобщих законах его развития.

Философская антропология (греч anthropos - человек) - учение о человеке как высшей ценности бытия.

Гносеология (греч. gnоsis- знание) - учение о познании, теория познания.

Социальная философия - учение об обществе.

Этика (греч. ethos - привычка, обычай) - учение о морали.

Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - учение о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиология (греч. axiа - ценность) - учение о ценностях.

Логика - раздел философии, исследующий законы и формы отражения в мышлении объективного мира.

История философии - раздел философии, исследующий процесс становления и закономерности развития философии.

Наиболее важным и вместе с тем дискуссионным выступает сегодня выявление специфики философии через сопоставление ее с наукой. Сравним философское и научное мышление.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, - философское знание это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только такое знание становятся убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

Наука стремится всегда к логической выстроенности своих положений, она строго запрограммирована правилами научного исследования. Сила и значение той или иной философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее прозрений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности. Причем существование множества концепций по поводу одних и тех же проблем ничуть не является свидетельством их "научной слабости". Напротив, оно является сильной стороной философского знания, так как, во-первых, показывает принципиальную незавершенность знания, ибо общество, культура представляют собой "открытые системы". Каждое поколение, вступая в этот мир, стремится к самопознанию и самосознанию, ищет ответы на вопросы: Что есть Я? Что есть Мир? В чем смысл человеческого бытия. И, во-вторых, нацеливает человеческое познание на расширение и углубление знаний - через сомнение и различные варианты решений проблем.

В существовании философского плюрализма заключена, в определенной степени, трудность в уяснении философии. По сути дела философии как таковой нет. Реально существует и существовало множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Основное различие философских направлений обусловлено теми отношениями в системе "человек - мир", которые признаются определяющими*в предмете философии и в какой-то степени абсолютизируются.

Длительное время в. отечественной философии господствовала точка зрения, выраженная Ф. Энгельсом: основной вопрос философии есть отношение сознания к бытию, мышления к природе. Задача философии, таким образом, заключалась в рефлексировании субъектно-объектных отношений, где обобщенным субъектом выступал человек, а объектом - мир. В этих отношениях отражается преобразовательное и познавательное отношение человека к миру, которые выступают предметом исследования материализма, позитивизма, прагматизма.

Однако наряду с субъект-объектными отношениями существуют и отношения субъект-субъект. Они проявляются в общении, взаимоотношениях между людьми на уровне понимания. Их существование обусловлено самоценностью, уникальностью личности, невозможностью до конца объективировать, выразить внутренний духовный мир человека языком науки. Такие отношения - предмет экзистенциализма, персонализма, герменевтики, т.е. течений субъективно-идеалистического направления.

Наряду с названными существуют философские школы, признающие существование некоей мировой объективной целостности (бог, абсолютная идея, центральный порядок вещей, разум, целесообразность и др.), в отношениях с которой состоит человек. Сюда следует отнести неотомизм, течения объективно-идеалистического направления. Каждое из названных философских направлений, течений содержит зерно истины, однако абсолютизирует свой подход, пытаясь перенести его на объяснение всей мировоззренческой проблематики. Чем же объясняется философский плюрализм?

Во-первых, это связано с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку многообразна и философия.

Во-вторых, философские системы всегда увязаны с конкретным историческим процессом, его религиозными, экономическими и иными характеристиками. Философия, по образному выражению Гегеля, есть "духовная квинтэссенция своей эпохи".

В-третьих, философии всегда присущ личностный характер, так как на каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это продукт размышлений, мировоззренческих установок, переживаний философа, его индивидуального характера, индивидуальных способностей и индивидуального освоения своей эпохи.

В-четвертых, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность.

Существование плюрализма философских идей, школ, течений, направлений не исключает их диалога, который ведет к единству историко-философского процесса. В каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности не ставились вопросы взаимоотношения человека и мира, в конечном счете, все они подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия.

Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Иначе говоря, когда, скажем, физик описывает структуру определенного фрагмента природного процесса, он убежден, что эта структура выступает в его описании такой, какова она сама по себе, независимо от процесса исследования, способе видения, ценностей и идеалов исследователя, т.е. в "чистом" виде. Философия обнаруживает, что наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека. То есть, в науке человек нацелен на познание мира, а в философии - прежде всего на понимании мира с позиции своих ценностей, идеалов.

Специфика философии заключается и в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Философия направлена на осмысление уже сложившегося знания, форм практики и культуры. Поэтому философский способ мышления называют критически-рефлексивным.

Философия в отличие от науки имеет, за редким исключением, не интернациональный, а национальный характер. Не существует французской, английской, русской математики или физики. Однако существует русская, французская, английская философия, идеи которых глубочайшим образом отражают духовный мир этих народов, их душу, систему ценностей, идеалов и верований,

Философское знание, как и любое знание, содержит в себе и истину, и заблуждения. Но в ней они наполнены особым смыслом. Этот смысл необходимо включает в себя оценку не только мысли человека, но и основанного на ней действия. Истинным выступает то действие, которое отвечает высшим целям, высшему назначению человека - его развитию и совершенствованию. Само же заблуждение не есть результат субъективизма или алогизма, оно есть следствие противоречия самого социального развития.

Подчеркивая качественную определенность научного и философского знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Степень проникновения в познание окружающей действительности - необходимое условие формирования представления о мире и о самом человеке, об их взаимосвязях и отношениях, условие создания общей картины мира. Таким образом, научность выступает существенны признаком философии.

В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний. Исторически она обнаруживает себя прежде всего там, где наука была еще невозможна, где не были отработаны системы понятий, отсутствовали методы анализа и обобщения материала. То есть философия выступала как ненормированное исследование в только еще складывавшихся областях знаний. Классический пример - последовательное отпочкование от древа философии физики, биологии, психологии, социологии, политологии и т. д. Философия в данном случае «пробивала» им дорогу, предшествовала науке исторически и логически.

В методологическом плане философия и ее отрасли - логика и гносеология - исследуют само мышление, его формы и определяют правила оперирования понятиями, суждениями. Именно философия анализирует формы познания (факт, гипотеза, проблема, доказательство, теория), структуру научного знания, вырабатывает общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. д.). Когда появляются такие задачи, для решения которых в науке нет готовых методов, включается философия с целью поиска новых методов.

Философия выступает по отношению к научному знанию в качестве метатеории, разрабатывая систему предельно общих универсальных категорий: причина, следствие, необходимость, случайность, явление, содержание, форма, и т.д. Каждая наука использует эти категории, но сама их не разрабатывает, ибо это задача философии.

Для науки философский категориальный аппарат служит и предпосылкой построения научной теории, выполняет роль интегрального образа действительности. Последнее есть результат синтеза познания отдельных наук и существующего мировоззрения. Такой синтез в литературе называется научной картиной мира.

Следует отметить и ценностноэтическое воздействие философии на научное знание, прежде всего на субъектов научного производства. Ответственность за свои действия и последствия, результаты научно-технического прогресса нельзя сформировать, опираясь на техническое мышление. Задача философии в данном случае сводится к выработке нового менталитета человека, т.е. совершенно иного типа мышления, мироощущения и миросознания. Современный этап развития философии и науки показывает, что взгляды о неограниченных возможностях человека, научно-технического прогресса есть не что иное как социальный миф, порожденный наукой и философией Нового времени.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, которую она играет в жизнедеятельности личности и общества.

К числу основных функций философии следует отнести: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксеологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Исходя из того, что собственно дело философии - рефлексия мировоззрения, главными выступают две функции: мировоззренческая и методологическая.

Мировоззренческая функция есть функция рефлексии, сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов. Вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, возможностях его познания и преобразования, философия оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание человеком целей и смысла жизни. На наш взгляд, очень хорошо выражена эта функция философии известным хирургом и кибернетиком Н.М. Амосовым в его книге "Мысли и сердце": "Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые - лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория - чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг. И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет. Но вера - это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее".

Методологическая функция - это функция рефлексии, сравнительного анализа стратегических путей к идеалу. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, определяющий характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность деятельности. Различные философские школы в той или иной мере рассматривают общие закономерности познания и практики, формы взаимодействия между людьми, изучают соотношения между целями, средствами и результатами деятельности, разрабатывают классификации методов и форм научных исследований, формулируют принципы успешного решения сложных социальных задач.

Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чей философия, но и нет науки прекрасней ее. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить готовить еду, ремонтировать автомобиль, плавить металл и т.д. Более того - она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве "науки наук", втискивающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои истинные функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут - мировоззрение и методологию.

Что же касается "прекрасности" философии, то она слита воедино с ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это в философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей эпохи.

Для представителей разных профессий философия может представлять интерес, как минимум, по двум причинам. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности. Тогда в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания, педагогики, военного дела и др. Их изучение необходимо, они важны, но все же составляют лишь часть обширного поля философских проблем. Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область философии, свело на нет ее интереснейшую и важную проблематику, волнующую нас уже не просто как специалистов, а как граждан.

Главное - философия необходима для осмысления жизни во всей ее полноте и сложности, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимания сути всего, что с нами происходит, в чем смысл нашей жизни. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Особое место в предметном поле философии занимает сфера воинской деятельности. С ее помощью решаются важнейшие мировоззренческие проблемы происхождения и сущности войны, основных факторов хода и исхода войн, закономерностей и принципов их ведения и др. Философия помогает военнослужащему осознать общие цели его деятельности, систему ценностей, выступающую смысложизненным ориентиром.

Мыслительно-теоретическая функция - философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеологическая функция - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, она способствует выработке механизма познания.

Критическая функция - позволяет подвергнуть сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, расширять границы познания, разрушать догматы и способствовать увеличению достоверного знания.

Аксеологическая функция - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических.

Социальная функция - способствует объяснению движущих сил и закономерностей развития общества.

Воспитательно-гуманитарная функция - способствует культивированию гуманистических ценностей и идеалов, укреплению морали, адаптации человека в окружающем мире и поиска смысла жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке прогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.

1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию

культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.