Программа логопедического кружка для детей логопедической подготовительной группы детского сада. Программа кружка «Речевичок» по развитию речи

26.09.2019

Татьяна Огаркова
Программа кружка «Страна красивой речи» с детьми подготовительной к школе группы

Пояснительная записка.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду . Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем .

Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме : составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему» , «Закончи предложение» и т. д.

Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию , связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.

Широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.

Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Цель : Формирование связной речи детей дошкольного возраста через составления описательных рассказов.

Задачи :

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Учить детей давать описание внешнего вида игрушки, предмета, друг друга, себя;

Учить связно и последовательно рассказывать сказку без вопросов воспитателя, выразительно пересказывать текст;

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

Учить детей придумывать сказку по вопросам воспитателя, по плану воспитателя;

Придумывать свое окончание знакомой сказки;

Развивать у детей фантазию.

Сформировать навыки описательной речи ;

Учить составлять рассказ из личного опыта;

Расширять представление об окружающем мире , явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Формировать приемы пересказа литературных произведений;

Познакомить с рассказыванием по картине и рассказыванием по серии сюжетных картин;

Развивать составление описательных рассказов об игрушках.

Принципы создания программы :

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Нагляность.

Методы и приёмы :

Наглядные (показ, рассматривание предмета, картинки, игрушки и т. д.) ;

Практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия)

Словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)

Форма работы

Данная программа разработана на 1 год обучения детей 5-7 лет. Занятие проводится один раз в неделю, во вторую половину дня по 30 минут.

Материал и оборудование :

Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;

Сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием : стадо, зоопарк, птичий двор;

Сюжетные и предметные картинки.

Календарно-тематическое планирование

Месяц Тема Раздел Задачи

Сентябрь

1. Наши игрушки. Составление описательных рассказов об игрушках.

2. Как я провел лето. Составление рассказа по плану воспитателя.

3. «Берёзовая роща» . И. Левитана. Рассматривание и рассказывание по картине.

4. Много у бабушки с нами хлопот. Составление рассказа из опыта.

1. И. Левитана «Золотая осень» . Рассматривание и рассказывание по картине.

2. Семья. Составление рассказов из личного опыта.

3. В. Чаплина «Лес осенью» .Пересказ рассказа.

4.«Дары природы» .Составление рассказа на заданную тему.

1. «Ежик» Рассказывание по картине.

2. «Овощи и фрукты в магазине» . Ролевая игра.

3. «Лиса и рак» .Пересказ сказки.

4. «Маша обедает» С. Капутикян. Рассказывание на тему стихотворения.

1. «Игры зимой» .Составление рассказа из личного опыта.

2. Е. Чарушина «Лисята» Пересказ рассказа.

3.«Приключения снежного колобка» .Придумывание сказки.

4.«Новый год»

1. «Новый год» . Рассказывание из личного опыта.

2. Дикие птицы. Составление рассказа описания по плану воспитателя.

3. Поговорим с игрушками. Составление рассказ по набору игрушек.

4. Зимние забавы. Составление рассказа по картине.

1. Мой любимец. Рассказывание из личного опыта.

2. Военная техника. Составление рассказа по набору игрушек.

4. И. Шишкина «Зима» .Рассматривание и рассказывание по картине.

1. Букеты для мамы. Составление описательного рассказа.

2.«Здравствуй, мамочка моя!» Составление рассказа из личного опыта.

3.«Лошадь с жеребенком» .Рассказывание по картине.

4. Ранняя весна. Составление рассказа из личного опыта.

1. Угадай, кто это?Составление описательного рассказа о себе.

2. «День космонавтики» .Составление рассказа по сюжетной картинке.

3. «Два жадных медвежонка» .Придумывание нового конца сказки.

4.«Строим дом» . Рассказывание по картине.

1.«Перелётные птицы» . Рассказывание по сюжетная картинке.

2. Как трудятся мои родители. Составление рассказа из личного опыта.

3.«Колосок» .Пересказ украинской народной сказки.

4.«Весна» .Составление творческого рассказа о весне.

Пояснительная записка.

Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий по развитию речи и обучению грамоте:

  • Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: второй год обучения (подготовительная группа)».- М.: Издательство «Альфа», 1993г.
  • В.В.Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей».- М.: Издательство ГНОМиД, 2008г.
  • Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г.

Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза – в месяц.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

Группа состоит из 18 детей.

Форма предоставления услуги - групповая.

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.

Развивать связную речь в игровой деятельности;

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях;

Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;

Учить передавать словесно содержание сказки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания;

Формировать графические навыки.

Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:

  • все звуки и буквы русского алфавита;
  • правильное положение тетради при письме;
  • уметь вычленять первый и последний звук в слове;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог;
  • писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
  • составлять предложения с заданными словами;
  • составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
  • правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
  • использовать в речи обобщающие слова;
  • правильно держать ручку;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
Дата НОД Программные задачи Материал Литература
СЕНТЯБРЬ
21.09 «Поможем Петрушке» Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Части тела». Учить детей составлять предложения с опорой на предметные картинки. Употреблять в речи слова, называющие предмет. Развивать внимание, связную речь, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к своему организму. Предметные картинки (части тела человека и предметов), Петрушка – картинка, тетради, игра «Части тела». Гомзяк О.С., с. 38
28.09 «Красавица Осень» Закрепить и употребить накопленные детьми представления об осени. Продолжать учить детей выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный. Закреплять словарь детей: сварливые, вереница, моросящие, спячка. Развивать диалогическую и связную речь, память, внимание, логическое мышление, наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде. Эмблемы: рябинки, осенние листочки; круги (зеленые и красные); картинка – Буратино, лес, хлеб, перелетные и зимующие птицы; игра «Перелет птиц». Цуканова С.П., с. 27
ОКТЯБРЬ
05.10 «Природа осенью» (деревья, кустарники) Уточнить и расширить представления детей о разнообразии деревьев и кустарников. Закрепить знания о деревьях и их частях (корни, ствол, крона, ветки, листья). Дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, о способах распространения семян. Закрепить знания о гласных звуках –а, -у; буквах –А, -У. Учить определять место звуков в словах. Учить составлять описательные рассказы. Развивать зрительное восприятие и память, речь детей, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь. Схема-описание деревьев, предметные картинки (ель, береза, дуб, сирень, акация);

цветные карандаши, тетради.

Гомзяк О.С., с.5

Цуканова С.П., с. 37

Нищева Н.В.,

12.10 «Старичок-Боровичок в гостях у детей» Активизировать словарь детей по теме «Грибы».

Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить определять на слух место звуков -О, -И в словах. Развивать связную речь, умение составлять рассказы, опираясь на план-схему. Воспитывать контроль за собственной речью.

Игрушка – Гриб;

картинки с изображением грибов; тетради, цветные карандаши; план-схема описания грибов.

Гомзяк О.С., с. 11,

Цуканова С.П, с. 39

19.10 «Мы по ягоды пойдем» Продолжать учить детей составлять описательные рассказы с опорой на схему. Систематизировать знания детей о сборе лесных и садовых ягод. Закрепить знания детей о буквах –Ы, -Э; звуке –ы. Развивать связную речь, внимание, мышление, моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе. Картинки (садовые и лесные ягоды); схема-план описания ягод; мяч; тетради, ручки. Цуканова С.П, с. 48
26.10 «В огород мы пойдем, урожай соберем» Активизировать словарный запас по теме «Овощи». Расширять словарь признаков. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах с опорой на карты-схемы. Закреплять знания о произрастании овощей, их значении и пользе. Развивать умение читать слоги. Развивать умение работать по словесной инструкции. Воспитывать желания высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. Конверт с письмом; посылка с муляжами овощей; схема описания овощей Нищева Н.В., с. 23
НОЯБРЬ
2.11 «Пес и кот варили компот» Учить детей составлять рассказы по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий. Учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Развивать воображение, мышление, речь, внимание. Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Фрукты». Развивать мелкую моторику (аппликация), связную речь, логическое мышление, внимание детей. Воспитывать самостоятельность и активность в НОД. Муляжи фруктов; макеты деревьев; клей, кисти, клеенка; заготовка «Кастрюля». Нищева Н.В., с. 36
9.11 «Овощи и фрукты – вкусные продукты» Учить детей составлять рассказы-сравнения с использованием опорных схем. Закреплять умение выполнять действия по заданному алгоритму. Закреплять понятия «согласный звук», «звонкий», «мягкий». Развивать связную речь детей за счет умения составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к познанию нового. Д/и «Чудесный мешочек»; опорные схемы для составления рассказов; тетради, цветные карандаши. Смирнова Л.Н.,с.10
16.11 «Магазин одежды» Формировать обобщающие понятия: «одежда», «головные уборы», «обувь». Уточнить словарь по данной теме, расширить и активизировать его. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Учить образовывать и использовать в речи множественное число существительных. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику рук. Формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям. Картинки (одежда, головные уборы, обувь); мяч; тетради, ручки; д/и «Оденем куклу». Гомзяк О.С., с. 14,

Нищева Н.В., с. 125

23.11 «Поможем бабушке Федоре» Закреплять умение классифицировать посуду по способу использования: кухонная, столовая, чайная. Активизировать в речи обобщающие понятия: «посуда», «чайная», «столовая», «кухонная». Закреплять умение рассуждать, объяснять. Дифференциация звуков –н, -нь. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Учить определять на слух количество слогов в словах. Развивать внимание, память, мышление, речь детей. Воспитывать чувство отзывчивости, взаимопомощи. Кукла; коробка с ленточкой; книга К.Чуковского «Федорино горе»; картинки (орудия труда, обувь, посуда). Марцинкевич Г.Ф., с. 26

Коноваленко В.В., с. 40

30.11 «Путешествие с Колобком» Формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о продуктах питания по плану воспитателя. Закреплять умение находить в слове заданный звук (букву –П), определять его место, твердость и мягкость. Развивать мышление, продолжать учить детей отгадывать загадки. Развивать мелкую моторику, умение употреблять в речи качественные прилагательные, умение составлять предложения по схеме. Воспитывать отзывчивость. Игрушка – Колобок; картинки с изображением продуктов питания; схемы предложений; листочки с загадками; тетради, карандаши. Анисимова Т.Б, Плотникова Т.В., с. 158
ДЕКАБРЬ
7.12 «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления. Учить находить в окружении предметы, в названиях которых есть звук –т, -ть, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость. Воспитывать чувство прекрасного. Картина «Зимние забавы»; схема для составления рассказа; тетради. Нищева Н.В., с.11
14.12 «Папа, мама, я – счастливая семья» Продолжать учить детей выделять в словах первый звук и сопоставлять его с буквой (К, к). Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Закреплять образ буквы –К, учить выделять ее. Учить детей составлять коллективный рассказ по картине «Семья». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи. Сюжетная картина «Семья», фотоальбом групповой «Семья»; семейные гербы. Гомзяк О.С., с. 22
21.12 «Поможем бабе Капе вернуть мебель» Учить образовывать прилагательные от существительных. Учить правильно употреблять предлоги в предложении. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Мебель». Формировать умение находить предметы в окружении со звуком –С. Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Формирование умения графически «записывать» предложения в тетради. Закреплять умение составлять описательный рассказ – загадку о предметах мебели по плану. Воспитывать умение слушать воспитателя, товарища, выполнять инструкции. Картинка – бабушка Капа; счетные палочки; карточки с предметами мебели; мяч; схема описательного рассказа. Гомзяк О.С., с. 18
28.12 «Что такое Новый год?» Познакомить с историей возникновения праздника. Продолжать учить детей образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.). Учить придумывать слова с буквами –Х, -К. Закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать память, внимание, мышление, речь детей. Воспитывать интерес к русским традициям. Картинно-графический план; д/и «Слова на ладошке»; картинки по теме «Новый год»; Марцинкевич Г.Ф., с. 63, 96

Коноваленко В.В., с. 34

ЯНВАРЬ
11.01 «»Как живут птицы зимой?» Закреплять обобщающее понятие: зимующие птицы. Учить узнавать и раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь). Учить читать слова из трех букв. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Упражнять в умении делить слова на слоги. Закрепить образ буквы –З. Развивать связную речь, моторику рук, мышление, память, внимание детей. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, любовь к пернатым. Картинки «Зимующие птицы», д/и «Составь новое слово», кормушка, д/и «Поставь ударение». Коноваленко В.В., с. 42
18.01 «Птичий двор» Продолжать учить детей узнавать в словах и дифференцировать звуки –с – з. Закреплять знания очертания букв –З, -С. Продолжать тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Закрепить знания по теме «Птицы». Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам. Предметные картинки «Домашние птицы» Марцинкевич Г.Ф., с. 57, 65
25.01 «Домашние животные – друзья человека» Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков –П, -Пь; -Б, -Бь. Продолжать учить составлять рассказ, опираясь на свои наблюдения. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление. Воспитывать любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними. Картинки «Домашние животные», мяч, тетради, цветные карандаши. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 4
ФЕВРАЛЬ
01.02 «Дикие животные и их детеныши» Продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя заданную схему. Упражнять в подборе прилагательных к существительному. Развивать умение определять пропущенные в слове буквы, составлять предложения из данных слов по определенной схеме, связную речь, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным. Д/и «Животные и их детеныши», кроссворд, схема, тетради, ручки. Коноваленко В.В., 44, 86
08.02 «Книга Джунглий» Дифферинцировать звуки К–Г. Закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран. Развивать зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. Совершенствовать навыки составления и чтения слов. Воспитывать бережное отношение к природе. Плакат с животными жарких стран, карточки с перепутанными буквами; тетради. Нищева Н.В., с. 17
15.02 «Все профессии важны, все профессии нужны…» Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости. Научить различать и называть профессии по инструментам. Закрепить умение образовывать слова в родительном падеже, единственного числа; умение составлять предложения с заданным словом. Дифференциация звуков –С-Ш. Продолжать учить детей находить и выделять буквы –Я, -А в заданных словах, определять их место в слове. Учить детей рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых; Д\и «Профессии»; тетради, ручки, цветные карандаши. Коноваленко В.В., с. 56 – 58
22.02 «День защитника Отечества» Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах. Учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, составлять сюжетный рассказ по серии картинок. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление. Воспитывать гордость за свое Отечество, уважение к защитникам. Картинки (военные профессии); игра «Что лишнее?», картинка – Буратино; тетради, цветные карандаши. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 36
МАРТ
01.03 «Весна идет, весне дорогу» Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине. Закреплять знания детей о приметах весны и весенних месяцах. Учить писать (списывать) их названия. Тренировать умение разгадывать ребусы различных видов. Дифференциация звуков –Ж-З. Развивать умение составлять из предложенных слогов слова. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе. Картина «Весна»; иллюстрации с приметами весны; колокольчик; тетради; иллюстрации «Птицы». Гомзяк О.С., с. 32
08.03 «Мамин праздник – женский день» Систематизировать и обобщить знания детей о весеннем празднике – 8 марта. Учить составлять предложения с заданными словами. Закрепить образ букв –Л, -Е. Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Развивать умение детей подбирать признаки к существительному через Д/И «Моя мама самая – самая… »; творческое воображение, мышление через игровую ситуацию «Сюрприз в шкатулке». Развивать общую и мелкую моторику через проведение пальчиковой гимнастики и физминутки. Воспитывать уважение и любовь к самому близкому и родному человеку – маме. Шкатулка, фотографии мам; игрушка – сердечко; тетради; цветные карандаши; открытка – С 8 Марта! Гомзяк О.С., с. 29,

Нищева Н.В., с. 60

15.03 «Веселое путешествие» (транспорт) Закреплять знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, наземный, воздушный). Продолжать учить составлять описательные рассказы по схеме. Тренировать умение списывать (печатать) слова с доски. Развивать умение придумывать слова с буквами -Е, -О. Развивать навык деления слов на слоги. Воспитывать самостоятельность, интерес. Схема для составления рассказа, предметные картинки; тетради. Коноваленко В.В., с. 94
22.03 «Путешествие по городу» Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Продолжать учить детей находить место звука в слове. Формировать умение разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Учить правильно писать название своего города. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любовь к своему городу. Иллюстрации достопримечательностей города, тетради, карандаши, мяч. Курицына Э.М., c. 128
29.03 «Заколдованная клумба» Закрепить знания детей о цветах (садовые, полевые, комнатные). Дифференциация звуков –Р-Л. Закрепить образ букв –Р, -Л, -Ф. Тренировать умение дописывать пропущенные в словах буквы, развивать навык звуко-буквенного анализа слов. Закреплять знания по теме «Цветы. Закреплять умение составлять придумывать рассказ на заданную тему. Развивать умение подбирать к предмету как можно больше признаков. Воспитывать внимание, речь, умение четко и громко отвечать на поставленный вопрос; любовь и бережное отношение к цветам. Картинки с изображением цветов: садовые, полевые, комнатные. Картинка «Строение цветка». Разрезные картинки «Цветы». Тетради, ручки, цветные карандаши. Нищева Н.В., с. 40

Коноваленко В.В., с. 63

АПРЕЛЬ
05.04 «Вестники весны»

(перелетные птицы)

Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы». Совершенствовать навыки рассказывания по картине; грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных). Развивать связную речь, внимание, мышление детей. Воспитывать самостоятельность, любовь к пернатым. Картинки с изображением перелетных птиц, тетради, ручки, цветные карандаши. Схема для рассказа. Быкова И.А., с. 31-35

Нищева Н.В., с. 63

Скоролупова О.А., с. 47

12.04 «Подводное царство» (рыбы) Расширять представление о рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Рыбы». Совершенствовать навыки чтения и «печатания» слов с пройденными буквами. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Картинки «Рыбы», цветные карандаши, тетради. Разрезная картинка «Рыба». Нищева С.П., с. 26, 45.

Коноваленко В.В., с. 60

19.04 «В мире насекомых» Закреплять умение составлять описательные рассказы с опорой на схему. Упражнять в пересказывании текстов. Пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных. Закрепить образ букв –С, -Ц, -Й. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, бережное отношение к насекомым. Картинки насекомых, мини – музей «Насекомые». Текст для пересказа «Перелетный жук». Гомзяк О.С., с. 9.

Нищева Н.В., с. 51

26.04 «Волшебный портфель» (школьные принадлежности) Обобщить представления детей о школе и школьных принадлежностях. Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности» (школа, школьник, учитель, класс, урок, перемена, учеба, знания, учебник, тетрадь, пенал, папка, дневник и т.д.). Совершенствовать навыки составления и чтения слов, предложений. Развивать умение рассказывать по плану. Закреплять умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы (-Ч, -Л, -Й). Формировать готовность к школе. Картинки с изображением школьных принадлежностей. Картинка – Буратино. Тетради, цветные карандаши. Быкова И.А., с. 57

Нищева Н.В., с. 184

МАЙ
03.05 «Весна в деревне»

(весенние с/х работы)

Расширять представления о необходимости и значении труда взрослых людей. Формировать представления о труде людей весной на селе. Расширять и активизировать словарь по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить. Сеять). Формировать навыки образования сложных слов. Формировать практические навыки посадки растений. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки слогового анализа слов. Автоматизировать произношения звука [Щ – Ч] в предложении. Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий, разгадывания загадок. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности. Картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, д/и «Что лишнее?», счетные палочки, ящики с землей, семена (лук, укроп, петрушка, огурец), лейка. Коноваленко В.В., с. 52
10.05 «День Победы» Расширять представления детей об армии (солдаты в годы ВОВ, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Уточнить знания детей о празднике – Дне Победы. Учить детей пересказу. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них. Альбом «Фотографии военных лет», альбом «Значки», д/и «Каким должен быть воин – солдат?» Коноваленко В.В., с. 66
17.05 «Незнайка в гостях у детей»

(повторение)

Уточнить понятие «звук»; закрепить звукослоговой анализ слов; формировать умение составлять предложения с предлогами, читать и печатать слова и предложения; развивать мышление, внимание. Воспитывать самостоятельность. Картинка (Незнайка), конверты с заданиями, «волшебная корзиночка», тетради, ручки. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., с. 23

Список использованной литературы.

  1. И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме»: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  3. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.
  4. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе/ О.С.Гомзяк. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
  5. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2001г.
  6. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду с детьми 6 – 7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2006г.
  7. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
  8. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
  9. Рабочая тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада / Нищева Н.В., 2001г.
  10. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу…»: Дидактический материал. - СПб.: КАРО, 2006г.
  11. Занимательное азбуковедение: Кн. Для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. В.В.Волина; Худож. Л.М.Рудаковская.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1994г.
  12. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Планы занятий.- Волгоград.: Издательство «Учитель», 2000г.
  13. Курицына Э.М., Тараева Л.А. « Говорим правильно. Большая книга занятий по развитию речи».- М.: РОСМЭМ, 2006г.
  14. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей / В.В.Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008г.
  15. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010г.

Электронные ресурсы.

  1. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupa-dou/page-2
  2. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/pomojem-neznaike.html
  3. http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-razvitiyu-rechi

Наталия Моор
Кружок по развитию речи «Говорушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

«Утверждаю» Согласовано

Заведующий МКДОУ – ст. воспитатель

детский сад «Золотая рыбка» Килин А. С. /___

Карпушкина Н. М. /___

Программа кружковой деятельности

по развитию речи

в средней группе № 2

«Говорушки »

Воспитатель :

Моор Наталия Сергеевна

р. п. Краснообск 2016

Кружок «Говорушки »

Люди разговорчивые

говорят разборчиво ,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи . Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов : 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи ; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи . Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка , что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

1.1. Информационная карта программы.

Тип : образовательная

Уровень : развивающий

Форма проведения занятий : подгрупповая

Интеграция образовательных областей :

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка .

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности , развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка , так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря , если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» , пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка : «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки » .

3. Цель :

4. Задачи кружка :

Обучающие :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику , воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма , образное мышление детей.

4. Развивать внимание , зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка :

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый) .

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи «ГОВОРУШКИ » на 2016-2017 учебный год.

№ Тема занятия Дата Задачи

Сентябрь

1 Дидактич. Упражнение

«Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы : лакать, грызть и т. п.

2 ЗКР «Скажи А» Отчетливо произносить звук «а» (на слух) .

3 Разучивание потешки

«Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.

4 Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

5 Дидактич. Упр «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

6 Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

7 Разучивание потешки

«Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С» .

8 Театр игрушек «Репка» говорить голосами героев .

9 ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь) ». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.

10 «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

11 Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.

12 Театр игрушек

«с базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи» .

13 ЗКР «Звук У» Отчетливо произносить звук «у» . Находить его в слогах, словах (на слух) .

14 Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.

15 Дидакт упр. «Гости» Развивать связную речь . Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.

16 Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев .

17 Дидакт. Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда» , «мебель» . Развивать связную речь .

18 Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку

20 Дидактич. Игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.

21 Заучивание потешки «Пошел котик на торжок» . Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.

22 Театр игрушек «пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

23 Дидакт. Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук . Закрепить произношение звука «Ж»

24 Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь , добиваться чистого произношения звуков.

25 Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание , память

26 Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

27 Речевая игра

«Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.

28 Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

29 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

30 Дидакт. Игра «Эхо» Развивать слух , внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.

31 Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.

32 Сказочный калейдоскоп Закрепить знания о сказках, которые читали в течении всего года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 165

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по развитию речи «Говорушки»

Кемерово

УТВЕРЖДЕНА

«___»____________2016г.

на педагогическом совете

МБДОУ № 165

Составитель: Соболева А.В., воспитатель МБДОУ № 165

Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушки», 2016 г.,

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Программа охватывает речевое направление развития и образования детей.

Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Задачи:

  • осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • принцип развивающего обучения;
  • принцип сочетания научности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип.

Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.

Срок реализации программы – 1год. Возраст детей – 4-5 лет, средняя группа. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Методы освоения содержания данной программы:

Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.

Тематический план работы кружка «Говорушки»

Тема

К-во

занятий

Месяц

«Здравствуй, осень!»

сентябрь

«Зайчик в гостях у детей»

сентябрь

сентябрь

«Я - человек»

сентябрь

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

октябрь

октябрь

«Дары осени»

октябрь

«Нас приручил человек»

октябрь

«Моя малая Родина»

ноябрь

Рассказывание по картине

ноябрь

«Вежливые слова»

ноябрь

Разучивание стихотворения

ноябрь

декабрь

декабрь

Пересказ сказки

декабрь

«Моя любимая игрушка»

январь

«Как зайчонок нашёл маму»

январь

февраль

«В мире профессий»

февраль

Описание предметных картинок

февраль

«День защитников Отечества»

февраль

март

Пересказ сказки

март

март

«Уроки Мойдодыра»

март

Описание предметов и игрушек

апрель

Составление рассказа

апрель

апрель

«В мире транспорта»

апрель

«День Победы!»

Май

«Семья»

Май

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Май

«Литературный калейдоскоп»

Май

Тема

Цель

Средства реализации

«Здравствуй, осень!»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения.

Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.

Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток.

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек».

Пересказ сказки.

Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка.

Формирование навыков диалогической речи.

Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла.

«Дары осени»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы ; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)

Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка»

«Моя малая Родина»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.

ИКТ: виртуальное путешествие по городу Кемерово. Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра:

«Замри»

Рассказывание по картине

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже.

Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока».

«Вежливые слова»

Продолжать развивать диалогическую речь.

Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок.

Разучивание стихотворения

Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»

Описание предметов по их признакам

Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).

Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.

Описание и сравнение игрушек (кукол)

Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями.

Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы».

Пересказ сказки

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.

«Моя любимая игрушка»

Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.

Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.

«Как зайчонок нашёл маму»

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».

Описание предметов по картинкам

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.

Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда

Описание предметных картинок

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия.

Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф.

«День защитников Отечества»

Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки».

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план.

Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.

Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».

«Уроки Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка.

Описание предметов и игрушек

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль)

Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.

Составление рассказа

Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании.

Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы.

Закрепление обобщающих понятий

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь)

Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки.

«В мире транспорта»

Совершенствовать навыки описательного рассказа.

Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»

«День Победы!»

Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

«Семья»

Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.

ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры:

«Здравствуйте, ребята! », «Собери из частей целое»; клубок ниток.

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха».

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Беседа о том, какие произведения знают дети.

3. Организационный раздел

Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.

Методическая литература

Заглавие

Город, издательство, год издания.

Вид издания

Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.

«Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г.

Программа

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.

Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.

Методическое пособие

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.

Методическое пособие

Аудио – видео пособия

Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».

Мультимедийные презентации: «Семья - детский сад», « Виртуальное путешествие по городу Кемерово».

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи.

Модели, сигнальные карточки.

Литература для детей

1.Демонстрационные картинки:

«Времена года»

«Животные»

«Птицы»

«Сбор урожая на огороде»

«Овощи»

«Фрукты, ягоды»

«Как устроен человек»

Картинки с изображением различных родов войск.

«Транспорт»
«Правила безопасного поведения на дороге»

Иллюстрации «День Победы»

«Насекомые»

2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».

3. Муляжи овощей и фруктов.

1.Алгоритм для составления описательного рассказа.

2. Картинки – матрицы для составления рассказов.

3. Светофоры.

Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др.

Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.

Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др.

Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др.

Перечень произведений детской художественной литературы

№ п/п

Название

Русская народная сказка

Благинина Е.

Данько В.Я.

Маршак С.Я.

Сельвинский И.

Чуковский К.И.

Белозеров Т.

Чуковский К.И.

Аким Я.Л.

«Пузырь, Соломинка и Лапоть»

«Посидим в тишине»

«Добрый мышонок»

«Про все на свете»

«Что правильно?»

«Мойдодыр»

«Праздник Победы»

«Муха-Цокотуха»

«Первое мая» - отрывок

Игры по развитию речи

Игры дидактические

Игры сюжетно ролевые

Игры подвижные, игровые упражнения

«Составь картинку»

«Что у человека по два»

«Вершки-корешки»

«Из чего салат?»

«Вершки-корешки»

«Что из чего?»

«У кого кто?»

«Кто чем питается?»

«Похож – не похож»

«Скажи ласково»

«Где спрятался звук «с»

«Помоги Солнышку»

«Ласковые слова»

«Четвертый лишний»

«Кем быть»

«Кому нужны эти вещи?»

«Расскажи о профессии военного»

«Какая мама?»

«Назови детёныша»

«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»

«Умывайся правильно»

«Связующая нить»

« Собери из частей целое »

«Дочки – матери»

«Овощной магазин»

«Как зайчонок маму искал»

«Шофёры»

Физминутки:

«Мы капусту рубим»

«Зайцы скачут»

«Солнышко»

«Засолка капусты»

«Едем, едем на машине»

Подвижные игры: «Мышеловка»

«Замри»

«Куклы»

«Солнечные зайчики»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

«Что изменилось? »

«Самолёт»

«Акула»

«Ровным кругом»

«Светофор»

«Небо, море, земля, рельсы»

«Горелки»

Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование

Наименование тематических уголков в группе

Перечень основного оборудования

Театральный уголок

Уголок детской художественной литературы.

Уголок безопасного дорожного движения.

Ширма.

Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др.

Атрибуты и декорации к сказкам.

Маски, маски-шапочки к сказкам.

Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания.

Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др.


Программа логопедического кружка "Речевичок" для детей логопедической подготовительной группы детского сада.

Программа предназначена для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп. данный материал поможет сформировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов.

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить”
К.С. Станиславский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.
Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип, осуществляется закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Работа кружка состоит в формировании правильного произношения звуков:
-развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
- усвоение фонетической системы родного языка;
-предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения.
Задачи :
o Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое внимание и восприятие, дыхание, фонематический слух в процес¬се систематических тренировок;
o Повысить эффективность коррекции звукопроизношения у детей средствами здоровьесберегающих технологий.
o Формировать умения регулировать силу голоса и правильного звукопроизношения;
o Развивать интонационную выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

Ожидаемые результаты:
o У детей сохранится и укрепится психофизиологическое здоровье;
o Разовьется общая, мелкая и артикуляционная моторика, речевое дыхание, интонационная выразительность речи, просодическая сторона речи;
o Повысится коррекция звукопроизношения;
o Дети научатся выразительно читать стихи, соблюдая интонацию, выразительность речи;
o Формируется слоговая структура слова.
Периодичность: 1 раз в неделю, во второй половине дня (вторник).
Продолжительность: 30 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей –кукла Речевичок.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти с использованием здоровьесберегающих технологий.
Дыхательные упражнения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, сухой бассейн.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей.

Главный герой занятий - Речевичок.

Тематическое планирование

Сентябрь
1 неделя:
2 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
3 неделя: Тема: «Как язычок пил чай с друзьями». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 6-7).
4 неделя: Тема: «Артикуляционный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Октябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок навещал любимых питомцев». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 11-12).
2 неделя: Тема: «Утро с котиком Музиком» (речевая гимнастика). Цель: развитие артикуляционного аппарата.
3 неделя: Тема: «Как язычок нашел друга». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 19-20).
4 неделя: Тема: Как Мишка искал мед». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова
стр 22-24).

Ноябрь
1 неделя: Тема: «Как язычок гулял в лесу» Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 24-25).
2 неделя: Тема: «Угадайка». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения (сухой бассейн).
3 неделя: Тема: «Как язычок катался на велосипеде». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 30-31).
4 неделя: Тема: «Как язычок строил дом». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр 37-39).
Декабрь

1 неделя: Тема: «Как язычок отмечал день рождения». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.6-7).
2 неделя: Тема: «Как язычок ходил в гости к белочке». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.8-9).
3 неделя: Тема: «Как язычок варил грибной суп». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.10-11).
4 неделя: Тема: «Как язычок играл с друзьями зимой». Цель: развитие артикуляционного аппарата. (Н.В.Рыжова стр.12-13).

Январь
1 неделя: Каникулы.
2 неделя: Каникулы.
3 неделя: Тема: «Как язычок спас ворону от кошки». Цель: развитие артикуляционного аппарата.
(Н.В.Рыжова стр 40-41).
4 неделя: Тема: «Звуки [м]-[м`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 42-43.)

Февраль
1 неделя: Тема: Мой мишка». Цель: развитие памяти, ритма, силы голоса, выразительности при разучивании стихотворения по мнемотаблице (З. Александрова).
2 неделя: Тема: Звуки [п], [п`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 44-45).
3 неделя: Тема: «Озорные мишки». Цель: развитие памяти, мышц лица при самомассаже. (конспект).
4 неделя: Тема: Звуки [б], [б`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр 46-47).

Март
1 неделя: Тема: «Точечный массаж по А.А.Уманской». Цель: развитие памяти, умения делать самостоятельно точечный массаж.
2 неделя: Тема: Звуки [д], [д`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 49).
3 неделя: Тема: «Настроение Антошки». Цель: развитие моторики, памяти, внимания, мимических мышц лица. (театр варежковых кукол).
4 неделя: Тема: Звуки [н], [н`]. Цель: развитие правильного произношения звуков. (Н.В.Рыжова стр. 50-51).

Апрель
1 неделя: Тема: «Ежик и море». Цель: развитие внимания, общей моторики, мелкой моторики, памяти, воображения (сказкотерапия по сказке С. Козлова).
2 неделя: Тема: Звуки [к], [к`]. Цель: развитие правильного произношения звуков (Н.В.Рыжова стр. 52-53).
3 неделя: Тема «Путешествия Речевичка». Цель: развитие общей моторики, воображения, фантазии при составлении рассказов о герое.
4 неделя: Тема: «Резонаторный массаж по В. В. Емельянову». Цель: развитие внимания, голоса при самостоятельном выполнении массажа.

Май
1 неделя: Тема: «Буквы». Цель: развитие мелкой моторики, памяти при печатании букв. (крупотерапия).
2 неделя: Тема: «Закаливающее дыхание по А. Уманской и К. Динейки. Алфавит телодвижений». Цель: развитие дыхательных органов, пластики, общей моторики (конспект).
3 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.
4 неделя: Диагностика. Заполнение речевых карт и маршрутов.

Литература:
1. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Самомассаж кистей и пальцев рук.
2. Емельянов В. В. Артикуляционный массаж.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сборник программ по сказкотерапии. Тренинг по сказкотерапии. С-П, 2004.
4. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика, -М, 2013.
5. Уманская А., Динейки К. Закаливающее дыхание.
6. Уманская А. А. Точечный массаж.