Самые дальние уголки Колымской трассы

30.09.2019

И, наверное, она самая незагруженная в России. Её протяженность около 2000 км. Начинается эта трасса в Нижнем Бестяхе, который находится на противоположном берегу Лены от Якутска. Моста через Лену нет, есть только паромная переправа, но из-за ограниченности по времени туда мы не поплыли.

Основная трасса Колыма идет через следующие населенные пункты: Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, через чуть более 50 километров находится граница Якутии и Магаданской области, дальше идут Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане. Насколько я понимаю, трасса Колыма идет практически полностью в условия вечной мерзлоты.

Уверен, большинство россиян считают, что до Магадана дороги нет совсем, но как неудивительно, дорог даже несколько. Есть основная федеральная дорога и есть еще два пути, которые отходят от неё и, сократив часть пути, возвращаются обратно в неё.

Первое ответвление – это Староколымский тракт, другие его названия: Южная или Оймяконская дорога. Проходит он через Кюбеме - Томтор - Куранах-Сала и выходит на трассу Лена в районе заброшенного поселка Кадыкчан. Это старая дорога, которую строили заключенные при Сталине. Часть её выложена бревнами, которые сейчас вымываются и догнивают, мосты исчезли и больше не ремонтируются. Местные рассказывают, что нередки случаи, когда там поток воды смывает Урал и другую технику. Достопримечательности этой дороги – поселки Томтор и Оймякон, которые являются полюсами холода планеты, т.е. в этих местах зарегистрирована самая холодная температура в мире. Чтобы проехать по этой дороге, необходимо несколько более высоких машин, чем та, на который мы ехали, поэтому, сворачивать на это ответвление мы не стали.

Второе ответвление – Тенькинская трасса или Тенькинская дорога, местные называют её по-простому Тенька. Она начинается перед поселком Большевик и идет через Омчак и Усть-Омчуг, выходя на основную трассу практически рядом с Магаданом, у поселка Палатка. Если по трассе Лена встретить машину или две в день – это нормально, то по Тенькинской трассе нормой считается одна машина в несколько дней. Иногда эту дорогу перекрывают из-за смытых поднявшимися реками мостов.

Мы решили в сторону Магадана проехать по , обратно по трассе Колыма .

Купив все необходимое и заправившись в Нижнем Бестяхе, выехали утром 9 июля. Еще на трассе Лена мы обратили внимание на местные буханки, которые ездят с очень высокой скоростью, поднимая за собой тучи пыли. На трассе Колыма с этим все еще хуже, примерно до Чурапчи буханок было очень много и от них видимость была просто никакая. Из-за специфики климата в районе Якутска ветра нет, поэтому пыль просто стоит в воздухе, медленно опускаясь в течении дня. Ну, а поводу «бешеных буханок» люди сказали, что это практически местный вид спорта.

Кстати, случайно узнали, что за несколько дней перед нами туристы из Башкирии ехали на Ford Ranger и еще какой-то машине, так вот, Ford Ranger перевернулся. Азамат созвонился с ним, он рассказал про трассу Колыма и посоветовал быть максимально внимательными на дороге.

Пока ехали по Якутии, ландшафт примерно одинаковый: невысокие деревья, болота. Все, с кем мы общались, порекомендовали ехать до Хандыги без остановки и, главное, не останавливаться в Чурапче. Из-за того, что местное население не очень любит русских и там было несколько конфликтов. Мы же не побоялись и остановились в Чурапче, пофотографировали и заправились.


Еще особенностью трассы Колымы в Якутии – встречающиеся памятники вдоль дороги.

Около одного из памятников у нас закипел антифриз, двигатель перегрелся, сказалась температура около 40 градусов, пыль и обрыв провода, идущего на один из вентиляторов охлаждения. Залили антифриз, сделали вентилятор, поехали дальше. Скоро вновь антифриз выкипел, оказалось, что перестал работать датчик температуры охлаждающей жидкости. Включили принудительно вентиляторы и до самого Магадана они работали непрерывно.

На въезде в Ытык-кюель установлен постамент – на нем человек едет на быке, а перед ним полулежа сидел пьяный человек. Сфоткали и поехали дальше, так как пьяный начал шуметь.

Чуть отъехали от этого села и заметили разрушенное здание, около которого стояла машина Почта России, вообще, по пути в Якутии нам часто встречались заброшенные разрушенные избы.

К вечеру приехали на паромную переправу через реку Алдан. Нам сказали, что парома до утра уже скорей всего не будет, кроме одного, который должен отвезти три фуры на другой берег.

Прождали паром около часа, за это время приехали еще несколько машин. Пришел паром, куда погрузились две фуры и начали загружаться остальные машины. Местные проехали без очереди, остальные как положено.

Пока ждали паром, а потом и на пароме познакомились с разными людьми. Две машины ехали в Томтор. Один УАЗ Патриот с семейной парой туристов – Сергеем и Инной, а также с двумя собаками, возвращался домой в Магадан. Все время переправы мы общались про местные достопримечательности, кто где был, про машины, про собак и многое другое. К нашей беседе подключился водитель фуры, который тоже рассказывал много интересного про себя и про дорогу.

Паром шел около двух часов против течения и к тому моменту, как мы выехали на другой берег, было уже темно. Мы поехали за УАЗом до Хандыги, так как они знали дорогу и знали хорошую заправку у реки.

В Хандыгу приехали, но выехав из леса, стало понятно, что не так темно, как показалось сначала. Все таки северные белые ночи очень светлые.

В Хандыге заправились и поехали узнать, есть ли места в гостинице. Мест оказалось всего три, Сергей предложил нам остаться переночевать, сами они отказались от этих мест ради нас. Мы тоже отказались и поэтому поехали дальше по трассе Колыма за УАЗом.

В одном месте Сергей свернул в сторону реки, проехали маленький брод и дальше по речным камням выехали к берегу.

Установили лагерь и пошли за дровами. Пока искали, я нашел одеревенелую кость предположительно мамонта.

После того, как покушали, посидели у костра и пообщались. Легли спать спокойные, так как нас охраняли собаки.

Утром распрощавшись с Сергеем и Инной, поехали дальше по трассе Колыма в сторону Усть-Неры, а они обратно по делам в сторону Хандыги.

Природа вокруг все та же – болота, редкие невысокие деревья, но после Теплого ключа вдали уже начали виднеться горы.

Вскоре мы въехали в них и начался первый перевал – Томпорукский. Здесь установлен крест в память о жертвах ГУЛАГа. Появились первые горные речки, которые впадали в реку Восточная Хандыга, а деревья вокруг тоже изменились, началась тайга.

Дальше пошли разнообразные перевалы и прижимы, по узкой грунтовой дороге, покрытой острым скальником. С одной стороны – каменная стена, с другой – глубокий обрыв. Пробьешь колесо и ты внизу, а можно и не пробивая, ведь чуть разогнался и на крупных камнях и ямах машину начинает заносить. Вообще рискованно, единственное, что радует – встречных машин нет.

Очень запомнился на трассе Колыма перевал Заячья петля. Еще не доехав до него, вдали на фоне возвышающихся сопок, начали собираться тучи и сверкать яркие молнии. Чем ближе мы подъезжали к этому перевалу, тем хуже становилась погода, шквалистый ветер гнул деревья, молнии уже сверкали совсем рядом. Когда начался перевал Заячья петля, пошел сильнейший ливень, щетки еле справлялись с хлеставшей в лобовое стекло водой. Все это усугублялось сложностью перевала: большие ямы, камни, резкие повороты в том числе на 360 градусов и все это на большой высоте. Внизу спокойно текла река Сеторым.

После того, как мы проехали перевал, дождь закончился. Мы остановились передохнуть и заметили, что местами на берегах реки лежит снег и это в июле.

Еще одна особенность – все склоны сопок покрыты мхом, который придает им интересный оттенок. Если пройтись по нему, то создается ощущение, что идешь по мягкому ковру.

Вскоре мы доехали до первого брода на трассе Колыма – автодороге федерального значения. Из-за жаркой погоды в последнее время, уровень воды был низкий, единственная сложность – были большие камни. Когда мы проезжали этот брод обратно, была ночь и уровень воды был гораздо выше. Кстати, магаданцы сообщили, что через два дня, как мы проехали трассу Колыма в обратную сторону, реки вышли из берегов и смыли несколько мостов.

На другой стороне брода мы остановились, чтобы пофотографировать и на нас налетела туча комаров, никакие средства от них не помогали.

Постепенно сопки стали ниже или скорее мы заехали выше, так как температура там был гораздо ниже той, что была все предыдущее время. Вдоль дороги появились небольшие красивые озера.

Проскочили поселок Кюбюме, с которого начинается староколымский тракт. После того, как выехали из Оймяконского района, в сопках и на реке начал появляться густой туман.

Дорога вновь стала петлять, проехали узкий серпантин и мы забрались на Брюнгядинский перевал. На самом верху погода наладилась, но солнце уже начинало садиться.

После Брюнгядинского перевала пейзаж вдоль дороги стал похож на тот, что был до переправы через Алдан. Болота, наклонившиеся невысокие деревья. А сама дорога – земля с вкраплениями камней, а если съехать с неё – топь.

Здесь на одной из стоянок установлены мусорки и живет прирученная лиса. Людей она не боится, ест практически с рук, либо с мусорки. Ждет редких водителей, которые дадут ей еду. Саня скормил лисе все наши печеньки, но ей этого было мало и она прыгнула в бочку с мусором.

Следующий перевал – Ольчанский, отличается длиной, высотой и тем, что машины там могут разъехаться только в специальных карманах. Зато сверху прекрасный вид на сопки вокруг.

Примерно через час подъехали к поселку Усть-нера, пересекли явно новый мост через реку Индигирка. На одном из знаков сидела сова, еще одно животное, которое мы увидели за эту поездку.

Въехали в Усть-неру уже ночью, хотели зайти в магазин, но то, что мы увидели вокруг, изменило наше намерение. Сам поселок выглядит очень депрессивным, кроме новой церкви все остальные здания выглядят так, как будто с советского времени их не ремонтировали. Кроме того, у магазина было 3-4 компании ребят, в одной из них человек блевал, держась за приятеля, во второй один человек помогал встать своему товарищу и при этом сам не удержался на ногах. Остальные местные не сильно отличались своим состоянием. Добавил колоритности пейзажу фигура не очень трезвого мужчины, катавшегося стоя на скрипучих качелях. Поэтому поехали дальше и на выезде из Усть-неры, наконец-то, нашли заправку, где заполнили канистры и бак. Заправка в Усть-нере, пожалуй, самая дорогая, да и логично, ведь от Чурапчи до Усть-неры других заправок не было, это был самый длинный перегон без заправки.

От Усть-неры проехали еще около двух часов, в одном месте пересекли реку и остановились перекусить и вздремнуть.

В пятидесяти километрах от которого река Делянкир впадает в реку Нера, в этом месте находится граница между Якутией и Магаданской областью. Здесь установлен щит, на котором схематично изображены дороги области.

И скоро новый перевал – Колымо-индигирский, дорога здесь широкая и ровная, ехать одно удовольствие.

Меньше чем через час, добрались до заброшенного поселка Усть-хакчан. В сам поселок не поехали, так как мост в него ветхий, да и в самом поселке была видна активность каких-то людей. Несмотря на это, поселок выглядит мертвым. Здесь с 1942 года находился прииск по добыче золота.


На самом въезде Усть-хакчан находится заброшенная заправка рядом с небольшой кучей каменного угля, от колонок практически ничего не осталось. А вот здание советских времен еще стоит.

Только мы собрались во внутрь, прибежала собака и стала наблюдать за нами. В начале мы опасались собаки, но потом подкормили её и стало ясно, что она настроена спокойно по отношению к нам.

В здании нашли цистерны со следами горюче-смазочных материалов. Одна из стен, где стоят цистерна, развалилась.

Следующий заброшенный населенный пункт – один из самых известных в мире – , про него напишу отдельно.

Больше чем через час подъехали к Аркагалинскому перевалу, он не высокий, без резких поворотов с более или менее хорошей дорогой. Быстро проскочили его и оказались у поворота на Тенькинскую трассу.

Наша свернула на Тенькинскую дорогу, но по трассе Колыма , поэтому дальше кратко опишу дальнейший путь именно по трассе Колыма .

До поворота прошли 1380 км, погода была переменчивой, то дождь с порывистым ветром, то ясная, температура 20-35 градусов.

По трассе Колыма очень много заброшенных поселков различной величины, но мы в них уже не останавливались.

После Усть-неры следующий крупный живой поселок – это Сусуман. Здесь можно заправиться, заехать в шиномонтаж или купить продуктов. Дальше в сторону Магадана дорога очень плохая.

После него идет перевал Бурхалинский, рядом с нем Бурхала, но его я не помню.

Еще один крупный населенный пункт – Ягодное, здесь находится известный во всем мире музей, посвященный узникам ГУЛАГа. Он создавался и поддерживается одним человеком – Иваном Александровичем Паникаровым.

Когда мы въехали в Ягодное и спросили про музей, нам показали на старое заброшенное здание без окон и сказали, что администрация отобрала здание. Другой местный подтвердил, что так и есть, и теперь музей на личной квартире Паникарова, помочь попасть туда нам могут в отделении местной газеты «Северная звезда». В отделении мы пообщались с редактором и она сказала, что Иван Александрович уехал в Новосибирск на какую-то конференцию, посвященную музеям. Конечно же жаль, что нам не получилось посетить этот музей, но зато есть еще один повод посетить Магаданскую область.

Где-то по дороге от Ягодного до поселка Дебин есть указатель на озеро Джека Лондона. Это озеро – еще одна достопримечательность, которую хотелось бы посетить в будущем.

После Дебина есть мост через реку Колыма, которая и дала название целому региону, трассе, да и целой эпохе советской и российской истории.

В самом же Дебине есть поворот на полузаброшенный поселок Синегорье, рядом с которым находится Колымская ГЭС.

Крупный поселок – Палатка, в нем на трассу Колыма вновь приходит Тенькинская трасса.

После Палатки на трассе Колыма только бетон или асфальт, что очень радует после продолжительного вдыхание пыли, тряски и прочих «прелестей» грунтовки.

Пожалуй, одна из самых запоминающихся командировок за мою журналистскую деятельность. А состоялась она благодаря невероятной авантюре, которую задумала и тщательно спланировала команда телевизионной производственной компании LAV Productions при поддержке Русского географического общества и фирмы Skoda. Цель - побить рекорд Гиннесса в номинации «Самый протяженный незакольцованный маршрут в границах одной страны». В первоначальном варианте участники должны были проехать 35 000 км, превзойдя, таким образом, достижение китайских путешественников. Но пока готовились, пальму первенства захватили индийцы, перекрывшие это расстояние на пару тысяч километров. И маршрут пришлось удлинять.

Автомарафон «Сокровенная Россия» стартовал в городе Никель, на границе Мурманской области с Норвегией. Участникам на автомобилях Skoda Yeti предстояло пересечь нашу страну с запада на восток, через восемь часовых поясов и 61 регион. К последнему этапу - от Якутска до Магадана - мне и посчастливилось присоединиться.

От Сахи

Трасса «Колыма» начинается не в Якутске, а на противоположном берегу Лены, в поселке Нижний Бестях. В теплое время года сюда из столицы Республики Саха (Якутия) ходит паром, зимой намораживают зимник. В межсезонье, пока не прекратится ледоход, автомобильное сообщение прерывается, и близлежащие населенные пункты оказываются отрезанными от большого города. Уже давно существует проект 19‑километрового моста через Лену. Поговаривают, что даже деньги на его строительство в бюджет закладывали… Но случился Крым - и все силы и средства бросили на строительство другого моста .

Через несколько десятков километров после переправы асфальт заканчивается. И появится он уже только перед Магаданом. Две тысячи километров трассы «Колыма» - это грейдер, укатанная смесь щебня и глины с песком. Причем на протяжении всей дороги покрытие меняется от идеального - близкого к асфальту, на котором можно смело идти под сотню, - до непроходимого, где скорость падает до пешеходной, а Yeti, несмотря на 180 мм дорожного просвета, начинают жалобно скрести днищем.

Ужасно! И дело не в состоянии дороги. Наоборот, надо отдать должное местным дорожникам. При скромных средствах, которые выделяет федеральный бюджет на содержание этой трассы, и в сверхсуровых климатических условиях они ухитряются поддерживать дорогу в проезжем, рабочем состоянии, а на все катаклизмы реагируют с космической быстротой. Не по себе становится от другой мысли - что едешь… по человеческим костям. К черту образы - в буквальном смысле! Когда в тридцатые годы прошлого века силами заключенных прокладывали Колымский тракт, людей тысячами закапывали в насыпь. Закапывали их же товарищи по кайлу и лопате. Закапывали, чтобы остаться в живых. Ведь за неучтенного умершего продолжали выдавать пайку, которая позволяла выжить тем, кто еще продолжал бороться за жизнь.

Стоп! На одной из машин пробито колесо. Поначалу даже в радость - можно отвлечься от тяжких мыслей и размяться. Но когда на ста километрах вынужденный пит-стоп случается трижды, такая развлекуха быстро перестает доставлять удовольствие. Тем более что в число тех, кто тормозил караван, попал и я, причем дважды. Недаром многие частные перевозчики активизируются, когда ложится снег: он и неровности сглаживает, и летающие камни стреноживает.

Острые камни, угрожающие шинам, не единственная трудность для покорителей Колымы. Куда неприятнее пыль, которую поднимает идущий впереди автомобиль. В этом шлейфе видишь в лучшем случае на несколько десятков метров вперед. Такая езда выматывает. Пару сотен этих кошмарных километров я с удовольствием променял бы на тысячу по обычному асфальту.

Через реки, горы и долины

Еще одна водная преграда на пути - Алдан. Это правый приток Лены, и в том месте, где устроена паромная переправа, эта река тоже довольно широкая. Когда тут появится мост, неизвестно. А ведь эта федеральная трасса - единственная ниточка, которая связывает два крупных города и является фактически дорогой жизни для немногочисленных, но все-таки населенных пунктов между ними.

Таких, например, как Хандыга, где наша группа останавливалась на один из ночлегов. Не ждите красочного описания этого поселка, основанного в конце тридцатых годов прошлого века как лагерный пункт для нужд большой стройки. В день нашего приезда тут праздновали День города, и нам настоятельно рекомендовали не совершать вечерний променад. Поэтому мои впечатления ограничились маленькой комнатой жилой квартиры (о гостинице даже разговор не шел), где мы ночевали втроем с коллегами. В голове всплыли детские воспоминания о том, как мы ютились на девяти метрах в коммуналке. Вернулся в прошлое.

В 70 километрах от Хандыги расположен поселок Теплый Ключ. В нем находится аэродром, который использовали во время войны в качестве перевалочной базы для перегона американских бомбардировщиков, поставлявшихся по ленд-лизу, с Аляски к месту боевых действий. Долгое время аэродром не работал, но недавно отсюда стали летать пассажирские самолеты. Из-за отсутствия конкуренции билеты дорогие - полет до Якутска, на расстояние меньше 500 км, обойдется в 8000 рублей. А не так давно просили в полтора раза больше.

За Теплым Ключом заливные луга сменились пейзажами Верхоянского хребта. Эта горная цепь простирается по Якутии на 1200 км и состоит из десятков хребтов, из которых иные выше 2000 метров. Путь через горы начинается с перевала Заячья Петля. Пожалуй, одно из самых красивых мест на земле. А чуть дальше расположены два самых опасных места на этой трассе - Желтый и Черный прижимы. Это участки трассы, вырубленные в скале на высоте 120 метров над рекой Восточная Хандыга. И вырублены они кирками заключенных, без применения техники. Дорога здесь чрезвычайно узкая - не шире четырех метров, а этого недостаточно для разъезда двух автомобилей. С одной стороны - гора, с другой - пропасть. Разминуться со встречным можно, лишь сдав назад до ближайшего кармана. Кроме того, из-за сходов грунтовых вод и гололеда машины нередко соскальзывали в пропасть. Видимо, местная аура настолько привыкла к постоянным смертям, которыми она питалась во время строительства трассы, что жаждала новых и новых жертвоприношений.

Впрочем, опасными прижимы остались в прошлом веке - уже в 2000‑е годы эти участки расширили. На всем их протяжении легко разъезжаются два грузовика, установлены отбойники и новые знаки. А мы так и вовсе ехали по уже реконструированному участку - одному из наиболее комфортных и безопасных на трассе «Колыма».

Прогноз погоды

«Колыма» - трасса, на которой время прибытия в заданную точку нельзя рассчитать с точностью до часа. Нам повезло, что не выбились из графика, хотя предпосылки к этому были. Могли зависнуть на день в поселке Усть-Нера, примерно посередине между Якутском и Магаданом. В 300 километрах от него размыло трассу, и в сторону поселка не могли пройти бензовозы. Поэтому бензин на заправках отпускали строго по 20 литров на машину - а с таким запасом отправляться в путь опасно.

Спасибо местным - выручили. И мы, пускай и с двухчасовым опозданием, двинулись дальше. Если не брать в расчет этот коллапс, с топливом на всем протяжении трассы особого дефицита нет. Заправки, конечно, находятся на приличном отдалении друг от друга - между некоторыми по нескольку сотен километров. Удобных раздаточных колонок и придорожных магазинчиков, как на других федеральных трассах, не ждите. Цены на бензин ненамного выше средних по стране: за литр АИ‑95 просят от 45 до 55 рублей.

В дождь ехать лучше: нет пылевой завесы. Правда, из-под колес начинает лететь грязь - через час-два езды машины становятся однотонными. Даже стоп-сигналов не видно. Приходится останавливаться, чтобы помыть стекла и светотехнику. Но вести машину в таких условиях все равно намного комфортнее.

В эдакой «защитной раскраске» мы прибыли в Сусуман, расположенный на берегу реки Берелёх (бассейн Колымы). В тридцатые годы тут в местных реках обнаружили рассыпное золото, а в 1937‑м силами заключенных ГУЛАГа началось активное строительство поселка. Сейчас тут проживает около 5000 человек, и численность населения постоянно уменьшается. Берелёхский микрорайон на окраине Сусумана почти полностью вымер - жилыми остались всего несколько домов.

Пока коллеги увлеклись съемкой построек с зияющими глазницами окон, я забежал в местный магазин. Разговорился с продавщицей. Она оказалась преподавателем химии. В 2004-м за несколько дней до начала учебного года поступило распоряжение местных властей о закрытии школы. Детишек перевели в другую - в центре Сусумана, а преподавательский состав распустили. Кто-то уехал на материк, кто-то нашел другую работу... На прощание она угостила меня местными тепличными огурцами. Вкусные!

Берелёх не единственный мертвый город на трассе «Колыма». За последние годы их число увеличилось. Люди уезжают в поисках лучшей жизни, а строения остаются на растерзание местным ветрам и морозам. Кстати, один из наиболее известных на трассе городов‑призраков - Кадыкчан. Он возник в годы войны как рабочий поселок при предприятии по добыче угля. Шахту и жилые строения, естественно, возводили заключенные, в рядах которых был писатель Варлам Шаламов.

На подъезде к Магадану становится необъяснимо грустно. Хочется развернуться и проехать еще раз всю трассу. И не только потому, что многие интересные объекты остались неохваченными. Колыма обладает аномальной притягательной силой. Побывав в этих местах, обязательно сюда вернешься. Причем по собственной воле.

November 24th, 2015 , 11:31 am


Желающие покорить просторы необъятной матушки-России сталкиваются с тем, что очень мало информации о состоянии трассы Колыма, а точнее самого далекого ее участка, от п. Хандыги до п. Усть -Нера. Дело в том, что это единственная обслуживаемая дорога, имеющая возможность пустить любой автомобиль в недра Магаданской области через Якутию. О ней и пойдет речь. .



Пройдя первые 350 км от Нижнего Бестяха вы окажитесь на паромной переправе, через р. Алдан. В этом месте лет через двадцать, когда наша страна пройдет все кризисы, обязательно построят хороший мост. Паромы ходят по мере заполнения, в светлое время суток. Особенно жадные до прибыли паромщики могут согласиться пойти и в сумерки и это опасно.


Переправившись на другой берег через пятьдесят км проедем п. Хандыга. Тут и заканчивается основной трафик автомобилей. Дальше ходят крайне редко и неохотно.
Равнинные пейзажи заканчиваются, и мы попадаем в горную страну Верхоянского хребта


Долгое время, еще до прихода Советской власти купцы из Якутска добрались до охотских поселков только зимой на лошадях или ездовых оленях. Путь занимал месяцы.
Проводники были из местных, на вес золота. Кстати колымское золото притягивало многих искателей, но добраться до Колымы было не просто..


Автомобильную трассу начали строить в лихие 40е, а закончили в середине мохнатых 50х трудом тысяч заключенных системы ГУЛаг. Мало кто знает, но соединение Колымы и Якутии проводилось тремя отдельными дорогами.
Две из них были достроены, а третья... Из-за ошибки проектировщиков строители преодолев сложнейшие перевалы, уперлись в непроходимые болота т.н. Гусиные озера и проект был остановлен. Всех ЗК вывезли на другие участки, а инженеров расстреляли. Это была бы самая короткая дорога. Но на данный момент, как не странно, работает самая северная и длинная дорога. Она охватывает больше территорий богатых полезными ископаемыми.


Красная- Федеральная трасса М56 (про которую смотрите фото)
Фиолет - старая не обслуживаемая. Проходима для подготовленных джипов.
Зеленая - ошибочно спроектированная.

Весь механизм строительства трассы отражен в этих незатейливых рисунках, одного бывшего заключенного..


Бригады заключенных с охраной располагали на отрезках по 10 км. выполнив свой участок дороги перебрасывались на следующий кусок и т.д. Из воспоминаний выжавших ЗК отход составлял 50%. Раб-силу восполняли новыми этапами. Умерших хоронили у дороги, зимой часто просто в снегу. Водители, не раз видели, как из таявшего снега торчали ноги, руки несчастных.


Так строили летом...
Техника в начале 40х в первую очередь поставлялась на фронт, хотя снабжение треста "Дальстрой" и приравнивалось к военному многого не хватало.


А так зимой.


Первый дорожный поселок.


Местами дорога мало отличается от своего первозданного вида. Узкой лентой вьется между гор, шириной в полторы колеи.


Трасса включена в федеральную программу по реконструкции, работы ведутся частями и самые опасные участок делают в первую очередь.


Желтый и черный прижимы.


Подъезжаем к желтому прижиму...


Любуемся складчатыми структурами гор...




Прижимы заделаны стальной сеткой но, почему то не на всех участках.



На крутых спусках есть тормозные насыпи. Заехать на такую замечательную "смотровую площадку", не получится. Покрытие из сыпучего гравия, который, должен помочь остановить любой грузовик без тормозов.


Строителями была проделана глобальная работа по расширению прижима. До реконструкции тут был автопролаз в одну колею, с регулярными камнепадами.



А это самое красивое место. Мост построенный год назад.


Старый мост


Строительство 2013г.


Обрыв отсыпали 100000000тон гранита, сделали ступени безопасности. Работа была проделана колоссальная, а на асфальт денег не хватило?






Со стороны Магадана встретился Хамер с номерами евросоюза.


Сколько хорошей дороги не виться, она кончается.


Встречаются мосты 40х годов.


В этом месте часто размывает дорогу после дождей. Можно долго стоять, в ожидании дорожников.


Во время затяжных дождей мелкий ручеек, превращается в горную реку.


Это самый северный участок трассы, а до полярного круга рукой подать, километров 200-300. А если тут свернуть на юг, то через 100км. окажемся в Оймяконе, Полюсе холода.
Да же неверится, что зимой тут бывает ледяной ад в -70С.


Проехали 370км без цивилизации и приехали в Кюбюме. Население — 0,3 тыс. чел. (1989), 30чел. (2000), 0 чел.(2010 ). В селе были автодорожное управление, АЗС, клуб, неполная средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. Это из википедии... Но не правда. Тут теплится жизнь.


Знаменитая заправка в самой глуши. Это определенно, важный чек-поинт для многих путешественников. Да, тут есть бензин... и иногда электричество, так что канистру захватить с собой рекомендую.


Доброе кафе "Куба", его владельца Серегу не застали, он уехал в Якутск закупаться продуктами, даже засветился на весь мир в одном из фильмов "Добраться вопреки".


На печи готовят, буржуйкой топят зимой. Работает круглый год. Вам не передать какая радость оказаться в этой скромной харчевне, после многочасового перегона по узкой дороге.


Все коротко и ясно.


Меню... Цены вполне приемлимые.


Приготовлено с любовью. Очень вкусно.


Тем временем нас настиг якутский микроавтобус с туристами из Германии. А теперь внимание! Саша-водитель из Якутска, их забрал в Иркутске, и теперь везет в Магадан. Я познакомился с ним на заправке в Хандыге. Едут в Магадан! вдвоем, ночуют в гостиницах, вот умеют же отдыхать европейцы)).


Остается немного до п. Усть-Нера, там ночевка.
По дороге встречаются вот такие бункеры для грунта. Сверху грунт толкал бульдозер, насыпал в тачки или полуторки и отсыпали дорогу. Полусгнившие бункеры встречаются по всей трассе.


Внезапно....


День кончился. До цели не больше сотни верст. Дорога как стрела. Скоро появится Ольчанский перевал 1400м. высотой, спуск и Усть-Нера, но это будет уже очень темная ночь и ничего снимать не получится.


На следующий день, направляемся к Магадану. Переехав мост р. Нера встречаем блок пост... На данный момент это вахта артели "Энергия" но по некоторым сведениям, во времена ГУЛАГа, на этом месте находилась высокая вышка с настоящим пулеметом и охраной, проводился тщательный досмотр всех проезжавших, через единственный мост соединявший Колыму и Якутию, на предмет беглецов и бандитов, а ведь попадались.




Нера


Немного пейзажей и еще один опасный прижим


Вот тут, за поворотом водитель грузовика останавливается, выходит, идет и смотрит, пуста ли дорога, что бы разъехаться со встречкой..


"окультуриваться надо!"


Проехав на автомобиле по этой дороге, Вы получите заряд бодрости на долгие годы, сумашедшие пейзажи запомняться на всю жизнь, а проведеное время за рулем вам подарит бесценный опыт, закалил волю и характер.

Добро пожаловать на Колыму, своим ходом!

Эта многострадальная дорога имеет много названий. Современное официальное — федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма». До этого — трасса М-56. Но гораздо больше она известна как Колымская трасса, Колымский тракт и «дорога на костях».

Она действительно существует — гигантская транспортная артерия длиной 2032 км, проложенная по вечной мерзлоте между Якутском и Магаданом . 1197 км — якутские, 835 км — магаданские. При этом «Колыма» даже не является рекордсменом по протяженности среди федеральных автодорог — ее на несколько десятков километров опережают трассы «Амур» и «Урал». Префикс «Р» по современной классификации означает, что дорога Р504 соединяет «всего лишь» административные центры РФ. С 2003 года нулевой километр перенесли в Якутск, но исторически трасса начинается от Магадана, в нее переходит городской проспект имени Ленина, бывшее Колымское шоссе. Именно здесь находится заасфальтированный участок дороги, первые 200 км. Покрытие на остальных сотнях и сотнях километров в основном грунтово-щебеночное. На асфальте трясет, пожалуй, даже больше, зато над многими участками грунтовки клубится черная пыль, даже зимой. На своем пути трасса пересекает множество рек, речек и ручьев, и основной проблемой остается строительство мостов (в летний период действуют паромные переправы, зимой — ледовые). Отсутствие ключевого моста через реку Алдан у поселка Хандыга уже давно притча во языцех. Его строительство планируется начать только в 2014 году.

Но те ужасы, которые еще недавно рассказывали о Колымской трассе, сегодня почти устарели. С 2008 года автодорога считается круглогодичной (когда был открыт «новый» участок дороги между Кюбюме и Кадыкчаном через Усть-Неру). Правда, межсезонье все еще трудно назвать приятным временем для поездки, но зимой и летом средняя скорость движения приближается к 80 км/ч. Конечно, «Колыма» — это не магистраль европейского уровня, как Чита — Хабаровск после визита Путина, но уже и не тот аттракцион для экстремалов, ради которого народ ехал на Колыму даже из Москвы .

Жизненно важную для всего региона дорогу медленно, но улучшают. Был отремонтирован ранее непроходимый участок Кюбюме — Селерикан, введены в эксплуатацию мосты через реки Большой Селерикан, Эльга, Брюнгадэ, ручей Диринг-Юрях и другие. Ведутся активные работы на самом сложном участке дороги — от Усть-Неры до Хандыги. Еще недавно редкие автомобили шли в середине трассы с черепашьей скоростью, а теперь даже легендарные прижимы, где с трудом могли разъехаться два автомобиля, расширены. Виды с дороги открываются просто роскошные, но отвлекаться и расслабляться нельзя, особенно зимой — на обледеневших участках трассы нередко можно увидеть разбитые фуры.

Колымская трасса, конечно, не , но по меркам столь отдаленного и сурового региона, как северо-восток России, она довольно популярна у путешественников. Летом при благоприятных погодных условиях всю «Колыму» можно проехать даже на легковушке, хоть и с приключениями. Другие варианты — автостопом, который здесь не очень сложен (останавливаются почти все), либо на общественном транспорте. От Магадана до Сусумана ходит рейсовый автобус (около 2000 руб.), на остальных участках путешественников собирают по местным гостиницам «такси», правда, за их услуги придется хорошенько раскошелиться. Так, зимой проезд от Якутска до Оймякона (старый участок дороги) или от Усть-Неры до Сусумана обойдется в 5000 рублей. Некоторый торг уместен, но перегибать палку не стоит.

Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника ждут многочисленные природные достопримечательности, вереницы БЕЛАЗов, следы золотодобычи, а также, особенно от реки Колыма до Усть-Неры, много заброшенных и полуживых поселков. Колоритных селений якутов и эвенов вдоль самой трассы немного, но при желании до них можно добраться, при наличии подходящего транспорта.

На 140-м километре после Хандыги есть особое место, которое упоминают все путеводители по трассе. Это так называемый «Волшебный лес». Деревья в нем увешаны разноцветными лоскутами и амулетами. Якуты считают этот лес священным и называют «Шаман-деревом». Тот, кто проезжает мимо, должен остановиться и что-нибудь пожертвовать местным божествам — хотя бы просто монетку. В этом лесу есть еще одна достопримечательность: ручей, который не замерзает даже в самый сильный мороз. Вода в нем очень вкусная и, говорят, может оставаться свежей не один месяц. Хотя других незамерзающих ручьев в этих краях довольно много.

Старая дорога на Полюс холода

О старом участке трассы «Колыма», отрезке между Кюбюме и Кадыкчаном, стоит рассказать отдельно. В поселках Кюбюме (со стороны Якутска) и Кадыкчан (со стороны Магадана) трасса «Колыма» раздваивается на новую (Северную) и старую (Южную) дороги. На карте хорошо видно, что новая дорога делает большую петлю через Усть-Неру на севере, а старая, построенная в 1940–50-е годы, кажется удобной прямой между двумя поселками. Старая дорога короче новой на 200 км, к тому же проходит через Оймяконскую впадину, где находится знаменитый «Полюс холода», самое холодное обитаемое место на планете. Оно известно как Оймякон, на самом деле это три поселка — Оймякон , Томтор и Учюгей . На обелисках в Томторе и Оймяконе указаны зафиксированные здесь минимальные значения температур: –71,2 °С. Оймякон становится все более популярным у туристов — в марте здесь проходит фестиваль «Полюс холода».

Однако короткая прямая дорога между Кюбюме и Кадыкчаном выглядит соблазнительно только на карте. С якутской стороны по ней еще можно проехать, хотя старый мост через одноименную реку разрушен, а новый обещают поставить только в 2014 году. Зато 100-километровый участок от Томтора до Магаданской области можно считать одним из самых экстремальных: дорожные службы за ним не следят уже лет пятнадцать. Заброшенный участок, размытый грунт, реки без мостов — летом здесь может застрять даже вездеход. Но чем экстремальнее, тем интереснее: любители подобных приключений очень ценят этот маршрут.

Важно

Реки Лена и Алдан летом можно преодолеть только с помощью паромной переправы, зимой — по льду. Весной и осенью переправы нет. Строительство моста через Алдан планируют начать в 2014 году. Строительство совмещенного (железнодорожно-автомобильного) моста через Лену в районе Якутска тоже запланировано — он соединит действующие и строящиеся широтные автомагистрали «Колыма», «Вилюй» и «Амга» со строящейся меридиональной железной дорогой Беркакит — Томмот — Якутск.

Пунктов медицинской помощи и постов ГИБДД на трассе «Колыма» нет. Шиномонтажные станции встречаются только на начальном отрезке Колымской трассы, от Якутска до Хандыги .

Сотовая связь сейчас есть во всех крупных поселках. Зачастую это лучший способ позвонить, поскольку проводная междугородняя связь часто не работает или работает нестабильно.

Заправки расположены в следующих поселках: Палатка, Атка, Стрелка, Ягодное, Берелех, Артык, Усть-Нера, Чурапча, Ытык-Кюель, Хандыга, Теплый Ключ, Кюбюме. В поселке Усть-Нера самая высокая стоимость топлива, поскольку его везут из Магадана.

Большой популярностью пользуются путешествия автостопом по Колымской трассе. Останавливаются почти все водители. Нужно найти ровное открытое место, где голосующего человека хорошо видно издали. В темное время придется еще и развести костер. Зимой (а зимний автостоп даже популярнее летнего) ни в коем случае не рекомендуется путешествовать в одиночку, без опыта таких путешествий и специального снаряжения. В Якутии морозы до –50 °С считаются климатической нормой, –60 °С тоже не редкость. Нужно обязательно держаться жилых селений, где никто не откажет в помощи, всегда пустят погреться, накормят и оставят ночевать. Старый участок дороги Кадыкчан — Оймякон — Кюбюме, экстремальный летом, зимой вообще непроходим.

Не стесняйтесь просить о помощи — местные помогут любому путнику, попавшему в беду. Если в пути у вас возникнут проблемы, многие проезжающие автомобили остановятся и окажут необходимую помощь, однако на некоторых участках с менее оживленным движением можно прождать час и больше.

Следует быть готовым к встрече с дикими животными — в основном медведями. Осенью в гостиницах можно нарваться на грабителей и мошенников, охотящимися за тугими кошельками артельщиков, возвращающихся с вахты.

Местные особенности

Автодорога с индексом М56 официально уже не существует — недавно ее участки разделили на Р504 «Колыма» и А360 «Лена». Последнюю часто называют Амуро-Якутской (автомобильной) магистралью. «Лена» идет от Якутска на юг, до Невера в Амурской области . При этом стыковка с трассой «Колыма» находится не в Якутске, а в Нижнем Бестяхе .

История

Дороги (тракты) существовали в этих краях еще в XVIII веке. Но строительство Колымского тракта началось только в 1932 году. Исходной точкой стал Магадан, тогда еще поселок на берегу Охотского моря. Необходимость строительства транспортной магистрали была очевидна: на Колыме и в Якутии началась промышленная разработка богатейших месторождений золота, серебра, олова и каменного угля, а вывозить ценный груз предполагалось через магаданскую бухту Нагаева — самый удобный порт на Охотском море.

Одна загвоздка: трасса должна была проходить по районам вечной мерзлоты, пересекать множество рек и ручьев, переваливать через горы и сопки. Это сейчас оймяконский Полюс холода — развлечение для хорошо экипированных туристов, а тогда это были глухие селения при той же температуре, до –70 °С. Но в сталинское время вопрос, «кто и как» будет строить в таких условиях, решался просто.

В 1931-м в Магадан прибыла первая партия будущей рабочей силы: заключенные, «враги народа». Конечно, привлекали и вольнонаемных — инженеров, строителей, — но поражают пропорции: в «Дальстрое» (организация, которая в 1931 году отвечала за строительство автомобильной трассы) числилось более 44 тысяч осужденных и 5700 вольнонаемных.

Дороги проектировались грунтовые, 3-го класса, шириной просеки 30 м, с искусственными сооружениями 2-го класса под нагрузку 8-тонного автомобиля. Уже летом 1932 года были введены в эксплуатацию первые 30 км Колымской трассы и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.

На региональном портале Колыма.Ru есть исчерпывающее описание процесса строительства: «В 30-х гг. ХХ в. на прокладке дорог на Колыме практически отсутствовала специальная дорожно-строительная техника. Поэтому разработка грунта производилась мускульной силой заключенных — кайлом, киркой, лопатой, а откатка осуществлялась тачками и грабарками на расстояние от десятков до сотен метров. Скальные породы разрабатывались взрывом. Лес завозился на лошадях. Для перевозки грунта в зимних условиях применялись ледяные дорожки, по которым катали тачки (на место колеса ставилась лыжа). Помимо этого, использовались эстакады, сани, журавли. Но труд заключенных был каторжным. Рабочий день начинался с восходом солнца и длился 12–14 часов летом, а зимой весь световой день. Вот что писала газета «Советская Колыма» от 6 января 1936 г. о трудовом героизме заключенных: „От Стрелки до Хатыннаха, от Спорного до стана Утиный силами ударных коллективов был дан проезд в 1935 г., только подлинный энтузиазм помог ударникам преодолеть ледяные косогоры, болота, мари, вечную мерзлоту, плывуны“».

Дорожные инженеры максимально следовали рельефу местности, поэтому до сих пор на трассе много криволинейных участков. В первые годы по Колымской трассе перевозили по преимуществу грузы, пассажиров почти не брали — по инструкции 1933 года для них выделяли лишь одну машину в колонне. Людям для проезда выдавали специальное утепление — тулупы и прочее. Это касалось вольных пассажиров, а не «рабсилы».

Стройка была всесезонной, а от колымского климата буквально «кони дохли»: по документам, за одну зиму 1931–32 года погибли более 2000 лошадей, подвозивших грузы на местные прииски. К 1941 году дорогу достроили до Сусумана . Во время войны строительство шло медленнее, но не прекратилось, к тому же, в 1943-м в бассейне Индигирки нашли богатые месторождения золота. Однако тяжелейшие геологические и климатические условия позволили закончить прокладку остальных 1042 километров пути до Усть-Неры лишь к 1953 году.

Для сравнения — сейчас, при наличии современных технологий, строительной техники и оборудования, строительство и ремонт ведутся черепашьими темпами. И это почти нормально, с учетом условий. Ненормальна как раз та скорость, с которой прокладывали трассу в сталинское время. Колымскую дорогу еще долго будут называть «дорогой смерти», «дорогой на костях». Забыть об этом не дают многочисленные памятники, к которым местное население относится с непоказным уважением, и подлинные остатки лагерного прошлого: полуразвалившиеся деревянные погрузчики и ветхие заборы вдоль дороги. В 2008 году, по завершении строительства нового участка дороги Кюбюме — Кадыкчан, на сопке при въезде в Усть-Неру открыли памятную стелу «Колыма из слез восстала».

О Колымской трассе писали многие. Ярче других — Варлам Шаламов, бывший колымский зэк: «Трасса — артерия и главный нерв Колымы. В обе стороны беспрерывно движутся грузы техники — без охраны, продукты с обязательным конвоем: беглецы нападают, грабят. Да и от шофера и агента снабжения конвой хоть и ненадежная, но все же защита — может предупредить воровство… Тут же везут заключенных чистенькими стройными партиями вверх, в тайгу, и грязной кучей отбросов — сверху, обратно из тайги. Тут и сыщики-оперативники, которые ловят беглецов. И сами беглецы — часто в военной форме. Здесь едет в ЗИСах начальство — хозяева жизни и смерти всех этих людей».

Когда земля становится твёрдой. Часть вторая. April 10th, 2016

Федеральная трасса «Колыма». Р504.

Подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь - трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, в её истории есть очень мрачные страницы, связанные с гулаговскими временами. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Хотя, в последние несколько лет дорожное строительство здесь развёрнуто и многие проблемные места, которые раньше были откровенно опасными, теперь уже не так страшны. Но мощностей строительства явно не хватает и многие участки так и остаются сложными. Мне уже несколько раз приходилось здесь проезжать по всем участкам, начиная от Якутска и заканчивая Магаданом, особенно хорошо знакома теперь якутская часть от Якутска до Усть-Неры, которую испытал на себе и в летнее и в зимнее время. Вполне возможно когда-то я приглашу и вас прокатиться по этой дороге и увидеть всё своими глазами, к тому же здесь потрясающая природа и ландшафты, но пока покажу только в фотографиях.

Большая часть населённых пунктов Якутии доступна по дорогам только зимой и вот эта трасса даёт возможность хотя бы некоторую часть территории обслуживать круглогодично. Но даже это относительно, пока нет моста через Лену. Весной, когда лёд уже не держит, а паромы ещё не ходят и в начале зимы, когда лёд ещё не держит, а паромы уже не ходят, Якутск отрезан от Колымской трассы. Это более чем насущная потребность для республики и разговоры о строительстве ведутся уже давно, но пока ничего реального не происходит. Особенно это актуально учитывая, что железная дорога уже практически пришла в Бестях, который расположен напротив Якутска на правом берегу Лены, а Якутск на левом. Да и дорога на Нерюнгри и дальше на юг, к основным транспортным магистралям страны, тоже на другом берегу. Мост жизненно необходим Якутску и республике в целом. Кстати, Лена не единственная большая река, которую пересекает Колымская трасса, есть ещё Алдан. Там тоже есть период межсезонья, когда дорога закрыта. Но разговоров по поводу моста через Алдан даже пока и не ведётся. Построить бы через Лену.



Здесь от Колымской трассы отходит дорога на Батагай, а дальше можно доехать до Усть-Куйги и Депутатского. Развилка находится примерно на пятисотом километре трассы от Якутска, когда дорога окончательно входит в горную часть. Относительно равнинная часть лежит в промежутке между Леной и Алданом и затем чуть дальше посёлка Хандыга входит в горы.



Православие пришло в Якутию уже очень давно, но это никак не мешает сохраняться традициям, связанным с древними верованиями народа. Такие места для жертвоприношений можно встретить не только где-нибудь в горах, но и просто даже на дороге. Положил оладушек, сигарету или что-то ещё, можешь ехать спокойно.



Вот ещё одно святое место на дороге. Этот ручей не замерзает даже в самые сильные морозы, видите монетки на его дне, это тоже жертвоприношения. Конечно, поблизости организована стоянка для автомобилей и здесь дальнобойщики часто ночуют.





Тут же можно и ленточку повязать.



Дорога длинная и поломки не редкость, пробитое колесо как один из вариантов.



А у нас вот бак по шву разошёлся, пытаемся спасти солярку сколько можно. Хорошо ещё бак не единственный.



Но колесо или бак жертвы невеликие, дорога берёт и гораздо крупнее.



Чёрный прижим - был когда-то одним из самых опасных участков дороги. Сейчас его очень хорошо сделали и здесь теперь довольно безопасно.



Но даже сейчас на Чёрном прижиме гибнут люди. Вот эта авария случилась не так давно.



Многое здесь зависит от погоды. Чуть выпал снежок и всё, на перевал грузовики уже не могут заползти, выстраиваются в очередь, надевают цепи на колёса. Это вот очередь на Брюнгандинский перевал.



Ольчанский перевал недалеко от Усть-Неры, тоже опасный участок.



Помнится в прошлом году мы после ночёвки у развилки на пятисотом километре попали в мощный снегопад и тогда за день смогли проехать только лишь двадцать километров. Полно было машин вот так вставших поперёк дороги. Не смог подняться на горку, попятился назад, прицеп в сторону и ситуация готова.


Естественно, всем кто рядом, приходится помогать.



Взаимовыручка на трассе обычное явление.



Улыбается парень из Армавира, но понимает, что надолго он здесь застрял. Прицеп его, конечно, в сторону сдвинули, но придётся подождать когда погода улучшится и кто-то его на эту горку затянет. Хотя и дальше будут горки, так что лучше и не соваться пока дальше.



Вот этот тоже не забрался, но уже в другой раз по гололёду и не повезло ему ещё больше.



Здесь полно коварных мест, где дорога узкая и чуть взял лишнего в сторону, когда разъезжаешься со встречным, тут же и в кювете. Потом начинаются развлечения по вытаскиванию, бывает машина и целиком на бок ложится.



Не так много мест на трассе, где можно заправиться. Это знаменитая заправка на Кюбюме. Здесь цена ещё почти как в Якутске. В этом году солярка здесь стоила 48 рублей, а в Усть-Нере уже 55 рублей, поэтому все кто едет в сторону Магадана стараются залиться здесь. Кроме того, у каждого есть дополнительные баки. Слышали когда-нибудь такой термин "Колымбак", так это в этих краях придумали. Позади кабины делают специальную ёмкость очень большого объёма, в которую можно залить столько солярки, что может хватить целиком на очень длительный рейс.



Усть-Нера - ключевой населённый пункт на трассе. Посёлок находится практически посередине трассы между Якутском и Магаданом и отсюда отходит зимник по Индигирке к северным посёлкам Хонуу, Белая Гора, Чокурдах.



Зимой, конечно, Колымская трасса сложнее, но и летом бывает не проехать. Помнится, в мы от Якутска до Томтора ехали трое суток. Наводнение размыло трассу в нескольких местах.



Пришлось тогда искать обходные пути.

Колымская трасса, конечно, не подарок для водителей, но другой тут нет. А вот для туристов или фототуристов это очень даже привлекательный объект может быть. Учитывая, что и в ландшафтном плане здесь всё очень фактурно, от дороги и в сторону отъехать можно к ещё более фактурным объектам, да и в населённых пунктах найдётся много привлекательного. Вот мне интересно, если организую здесь тур, кто-нибудь поедет? Можно и летний вариант и зимний придумать.