Техника кракелюр: мастер-класс для любителей декупажа и не только. Кракелюр на ПВА. Мастер-класс Как работать с кракелюрным

08.09.2019

В стремлении иметь красивый и уютный дом сегодня многие все чаще уходят от безликих интерьеров и типовой мебели к предметам, изготовленным или украшенным самостоятельно. И если вязаные или вышитые салфетки, вазы из красивых стеклянных бутылок, декоративные тарелки в технике декупаж есть почти у каждого мастера, то переделанная или украшенная мебель — это редкость. Существует много техник украшения мебели своими руками. Одной из таких техник является кракелюр.

Рисунок 1. Даже заурядный советский шкаф благодаря технике кракелюр способен стать предметом антиквариата и органично вписаться в дизайн помещения.

Кракелюр — это техника, которая позволяет придать слою краски, покрывающему поверхность мебели, искусственно состаренный, потрескавшийся вид.

На многих предметах искусства, например керамических вазах и тарелках, живописных полотнах, окрашенной древесине, трещины со временем появляются естественным путем. Это доказывает их возраст и делает предметом антиквариата. Но искусственное состаривание при помощи кракелюра способно преобразить даже самые заурядные вещи, например советский шкаф или комод, в стильный предмет интерьера (рисунок 1).

Одношаговый кракелюр

Рисунок 2. Чтобы предмет интерьера стал более красочным и красивым, можно использовать технику одношегового кракелюра и росписи.

Это способ декорирования мебели, который доступен каждому, кто может держать в руках кисть. В итоге получается мебель в стиле прованс или кантри, очень милая, особенно если дополнить ее декупажем или росписью, яркая и необычная (рисунок 2). Для того чтобы сделать одношаговый кракелюр, нужно иметь акриловую краску двух контрастных цветов и лак для кракелюра.

  1. Прежде всего нужно очистить поверхность мебели от старого покрытия. Покупать специальную грунтовку для дерева не нужно, акриловые краски можно наносить без грунта. После того как поверхность очистили, ее нужно покрыть слоем краски. Именно такого цвета будут трещины на вашей мебели, можно использовать цвета металлик.
  2. После того как слой краски высохнет полностью, всю поверхность нужно покрыть кракелюрным лаком. От толщины его слоя будет зависеть, насколько широкими будут ваши трещины. После нанесения лака поверхность должна полностью высохнуть.
  3. Затем можно приступать к нанесению второго слоя краски. Она обязательно должна быть матовой, с глянцевой или краской металлик кракелюрный лак в реакцию не вступит. Наносить краску нужно быстро и в один слой, если провести кистью по тому месту, где уже образовались трещинки, они исчезнут. Направление мазков должно быть везде одинаковым, иначе трещины будут идти в разных направлениях, а это выглядит неопрятно.
  4. После полного высыхания верхнего слоя краски можно приступать к дальнейшему декорированию, например росписи или декупажу, или покрыть весь предмет мебели слоем защитного лака. Лучше выбирать матовый, особенно если нижний слой краски — металлик.

Вернуться к оглавлению

Двушаговый вариант

Рисунок 3. Если хочется украсить поверхность, то необходимо сразу нанести рисунок, а лишь затем наносить специальный лак.

Подобный способ состаривания более сложен, он требует некоторых навыков и специальных знаний. Предназначен в основном для поверхностей, имеющих красивую текстуру, которую нужно подчеркнуть и состарить (рисунок 3). Чтобы получить двушаговый кракелюр на мебели, необходимо иметь патинирующий лак на основе растворителя, кракелюрный на водной основе, битумный лак или масляную краску желаемого цвета и лак на основе смол.

  1. На очищенную от старого покрытия поверхность дерева наносят слой патинирующего лака. Он со временем желтеет и придает обработанной им поверхности старый вид. Слой нужно делать достаточно толстым, чтобы дерево не впитало его весь. После того как вся поверхность обработана, нужно дать ей просохнуть.
  2. Нанесение кракелюрного лака нужно производить в правильный момент. Если наносить кракелюрный лак на полностью высохший предыдущий слой, то трещины не появятся. Если слой патинирующего лака будет слишком влажный, то кракелюрный будет стекать, а трещины будут неопрятными и расположенными только в некоторых местах. Чем толще будет нанесенный слой лака для кракелюра, тем более крупные будут трещины.
  3. Когда вся поверхность мебели обработана кракелюрным лаком, следует дождаться его полного высыхания, прежде чем приступать к дальнейшим работам. Ускорить процесс можно при помощи строительного фена, но воздействие высокой температуры может увеличить размер трещин, если это нежелательно, то лучше предпочесть естественное высыхание.
  4. Поскольку оба лака прозрачные и наносились на неокрашенное дерево, то трещины также получились прозрачными. Чтобы их «проявить», нужно втереть в них масляную краску желаемого оттенка или битумный лак.
  5. Заключительный этап работы с мебелью подразумевает нанесение лака на основе смол, который будет защищать мебель. Его можно заменить патинирующим или совсем ничего не наносить.

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора ).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника , она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд:)

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник , которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски , и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке .
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака , и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра:) Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр , полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета , после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски .

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом :

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно , как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать:)

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов:)

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака . Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же:)

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола:) И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки , и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу . Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться , в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин . Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

Кракелюр – это один из модных на сегодняшний день способов украсить свое жилище и его интерьер, придавая вещам «эффект состаривания».

Эффект кракелюра ты можешь придать любой вещи из любого материала: стеклу, дереву, бумаге, керамике и даже металлу. Для каждого из этих материалов существует собственная наиболее удобная техника выполнения такого вида дизайна.

Основы кракелюра

Кракелюр своими руками можно сделать, как при помощи кракелюрного лака, продаваемого в специализированных магазинах, так и с помощью подручных средств, которые наверняка окажутся у тебя под рукой. Это могут быть:

  • Клей ПВА;
  • Яичный белок;
  • Столовый уксус;
  • Желатин;
  • Жидкий гель для стирки.

Мастера, занимающиеся техникой кракелюра всерьез, могут подсказать десятки способов состарить поверхность с помощью подручных средств, но мы расскажем об основных, самых простых вариантах нанесения кракелюра в домашних условиях.

Кракелюр классический

Самый простой вид нанесения кракелюра называют однофазным. Он применяется для равномерного окраса поверхности с контрастными трещинами.

Нам понадобится:

  • Предмет, выбранный для декора;
  • Грунтовка;
  • Грунтовая кисть;
  • Акриловые краски двух тонов (желательно контрастирующих);
  • Однокомпонентный лак для кракелюра;
  • Финишный (акриловый) лак;
  • Фен (для подсушки изделия).

Пошаговый процесс:

  1. Тщательно очисть поверхность декорируемого предмета от пыли и нанеси грунтовку. Чтобы ускорить процесс высыхания, воспользуйся феном.
  2. Нанеси акриловую краску, которую ты выбрала для окраса трещинок. Дай ей полностью высохнуть.
  3. Равномерно, быстро и без пробелов нанеси лак – чем толще у тебя получится слой, тем толще получатся в итоге и трещины. Лаку надо дать высохнуть до состояния, когда он еще липкий, но уже не пристает к пальцам.
  4. Нанеси вторую (основную) акриловую краску и подожди, пока через 10 минут не появятся трещины.
  5. Закрепи завершенный результат финишным лаком.

Таким образом можно декорировать шкатулки, рамки для фотографий, деревянные и фарфоровые предметы интерьера и т.д.

Кракелюр на ПВА

С помощью обычного клея ПВА ты можешь создать декупаж -это когда кракелюрная сеточка наносится на поверхность, на которой предварительно наклеены мотивы из салфеток.

Нам понадобится:

  • Изделие, выбранное для декора;
  • Краска водоэмульсионная (двух контрастных цветов);
  • Клей ПВА;
  • Мотивы салфеток;
  • Художественные кисти;
  • Акриловый лак.

Пошаговый процесс:

  1. Выбранное изделие тщательно промой и обезжирь с помощью спирта или водки.
  2. На всю поверхность равномерно нанеси водоэмульсионную краску темного цвета. Дождись, пока краска полностью просохнет.
  3. Художественной кистью нанеси на поверхность слой клея ПВА. Старайся выполнять нанесения слева направо или сверху вниз, избегая круговых движений.
  4. После того, как клей просохнет, снов нанеси слой водоэмульсионной краски (но уже второго, контрастного цвета). Движения кисти должны выполняться в одном направлении.
  5. Не дожидаясь высыхания краски, возьми фен и направь струю горячего воздуха на изделие. Под воздействием горячего воздуха краска начнет трескаться.
  6. Чтобы добиться более глубоких и грубых морщин, суши изделий дольше. Для нанесения мелких трещинок достаточно нескольких минут.
  7. Далее выполни декупаж: задекорируй изделие верхним слоем салфетки, а сверху покрой несколькими слоями акрилового лака.

Кракелюр декупаж отлично смотрится на различной посуде (тарелках, чашках, подносах, кружках), вазах, цветочных горшках и т.д.

Кракелюр на яичной скорлупе

Этот способ нанесения кракелюра ты можешь делать вместе с ребенком, настолько он безопасен и прост в применении.

Нам понадобится:

  • Изделие для декорирования;
  • Клей ПВА;
  • Яичная скорлупа;
  • Бумага;
  • Салфетки с мотивами;
  • Акварельные краски;

Пошаговый процесс:

  1. Выбранное изделие промой и обезжирь помощью спирта.
  2. Тщательно сомни лист бумаги — старайся, чтобы побольше было мелких складок.
  3. Мятой бумагой с помощью клея ПВА обклей всю поверхность изделия.
  4. Сверху приклей верхний слой салфетки с помощью разведенного с водой клея ПВА (приклеивай салфетку с помощью художественной кисти).
  5. Когда изделие просохнет, нанеси на него еще слой ПВА, а сверху приклей маленькие кусочки яичной скорлупы (скорлупу наноси возле приклеенного мотива из салфеток, а не сверху!).
  6. Как только клей просохнет, можешь украсить изделие с помощью акварельный красок, кроме места с мотивом.
  7. Сверху изделие покрой слоем лака для прочности.

Таким способом ребенок может приготовить красивый и оригинальный подарок своими руками.

  • Перед началом работы проведи влажную уборку и хорошо проветри помещение, чтобы избежать оседания пыли на изделии.
  • Финишный лак для нанесения на изделие должен быть обязательно прозрачным и однородным.
  • Если ты используешь кисть для нанесения кракелюра, то трещинки будут направлены параллельно движению ворса. Для получения более мелкой сеточки трещин, жидкость можно распределять с помощью губки.
  • Кракелюр можно сделать с помощью уксуса или желатина, используя в качестве основы акриловую краску. Для этого изделие покрывается слоем краски, а после подсыхания наносится желатин (или уксус) — трещинки появляются мгновенно (в конце не забудь покрыть изделие лаком).

Как делать кракелюр своими руками? Это довольно просто, с этой техникой может справиться даже начинающие мастерицы. Главное – запастись достаточным количеством свободного времени, необходимыми материалами, желанием и чуточкой фантазии.

Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.