Введение астрономии в школы. Ученые и учителя о возвращении астрономии в школу

22.09.2019

МОСКВА, 17 фев — РИА Новости, Ольга Добровидова. В начале февраля 2013 года в интернете появились сообщения о том, что некая группа православных активистов якобы намерена собрать 100 тысяч подписей, чтобы запретить в российских школах и университетах преподавание астрономии.

Несмотря на сомнительный первоисточник, новость какое-то время очень активно распространяли СМИ — по крайней мере, пока в середине февраля, по меткому выражению астронома Дмитрия Вибе, астрономия не прилетела прямо в окна, в том числе и нескольких челябинских школ. С тех пор новой информации об этой "инициативе" нет.

Российский космический телескоп "Радиоастрон" вошел в книгу Гиннесса Российский космический аппарат "Спектр-Р" ("Радиоастрон") вошел в книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический радиотелескоп, сообщает Астрокосмический центр Физического института имени Лебедева.

По данным ВЦИОМ, в 2013 году астрономия замыкала тройку областей науки, которые вызывают наибольший интерес у россиян, после медицины и технических достижений — ею интересуется 16% опрошенных. Правда, есть вероятность, что это не совсем та астрономия, которой интересуются в институтах РАН: по данным сервиса "Яндекс.Слова", пришельцы, таинственная планета Нибиру и конец света по различным календарям пользуются у русскоязычных пользователей сети не в пример большим успехом, чем, скажем, американский марсоход Curiosity или российская обсерватория "Радиоастрон".

Астрономия в школах в России не запрещена — никакого формального запрета на введение такого урока в учебный план не существует, и тем не менее этот "зверь" едва ли не более редкий, чем амурский тигр. РИА Новости побеседовало с известными российскими астрономами и попыталось разобраться, где и как найти место в школьном расписании для науки, которая "не оставляет места чуду", но взамен может открыть глаза на строгую красоту настоящей бесконечности.

Урок истории урока

Как пишут в известной статье для журнала "Земля и Вселенная" 2002 года Ефрем Левитан и Александр Румянцев, в начале XX века астрономию "преподавали практически во всех типах средних учебных заведений России", и до революции 1917 года в стране выпускалось 45 различных учебников только на русском языке. Правда, это были учебники по космографии — описательной астрономии, которая, как постановили на Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии в июне 1917 года, "венчает собой реальное образование в средней школе". Традицию преподавания астрономии в школе затем успешно "унаследовал" СССР.

"С кем же в космос?": ученые о том, зачем школьникам звезды По данным ВЦИОМ, лишь около 1% россиян считают астрономию бесполезным школьным предметом - такие же показатели, например, у литературы, истории, географии и обществознания.

Постепенное ее "размывание" в школьной программе началось в 1993 году: как однажды пояснили РИА Новости в Российской академии образования (РАО), где ведется разработка новых образовательных стандартов, курс астрономии в то время не вписывался в их общую структуру. Сейчас астрономия не фигурирует в федеральном базисном учебном плане, но школы могут по желанию вводить ее как курс по выбору.

Почти пять лет назад, в марте 2009 года, участники конференции "Астрономия и общество", проходившей в Москве в рамках Международного года астрономии, попросили власти РФ вернуть преподавание астрономии в школах, восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах и обеспечить господдержку популяризации этой науки. После этого вопрос о "школьной" астрономии периодически поднимался то учеными, то журналистами, а то и молодыми специалистами аэрокосмической отрасли — как, например, на большой лекции тогда еще руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина для студентов технических вузов в сентябре 2012 года.



После ЧП с метеоритом надо вернуть астрономию в школы, считает сенатор Астрономия была исключена из обязательной школьной программы в 1993 году. Российские астрономы ещё в 2009 году выступали с призывом вернуть преподавание этого предмета в школе и восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах.

Во всех смыслах внезапный поворот в дискуссии об астрономии в школах принес челябинский метеорит, "навестивший" Урал почти год назад: после 15 февраля о необходимости возвращения предмета в школьную программу заговорили уже не только те, кто боролся за это предыдущие пять лет. Так, сенатор от Челябинской области Константин Цыбко тогда заявлял, что для того, чтобы люди с ранних лет могли понимать природу таких ЧП, "мы обязаны вернуть астрономию (в школу)".

Год спустя Цыбко в беседе с РИА Новости, в частности, приветствовал то, что "на 2013/2014 учебный год министерство (образования и науки — ред.) рекомендовало учебным учреждениям астрономию как отдельный предмет", и впервые рекомендован отдельный учебник по астрономии. Сам сенатор считает астрономию предметом не только интересным, но и необходимым для того, чтобы человек сформировался как личность.

Астрономическая сложность

"Вопросы школьного астрономического образования — это очень чувствительная тема в кругах астрономов и любителей астрономии. На любой конференции, где начинаются дискуссии по этому вопросу, остановить их практически невозможно. Сколько астрономов, столько и мнений", — отмечает учёный секретарь Научного совета РАН по астрономии и координатор астрономических олимпиад под эгидой РАН Михаил Гаврилов.

Действительно, безоговорочно все согласны только с тем, что астрономия — удивительная наука, от более близкого знакомства с которой школьники только выиграют. Подвох здесь, как и везде, в деталях — от того, в каком классе и как нужно проводить это знакомство, до того, что вообще понимать под астрономией как школьной дисциплиной.

Ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ Сергей Попов, восемь лет преподававший астрономию в "родной" школе, убежден, что в качестве отдельного предмета, которому будет уделяться, очевидно, немного времени, астрономии в школе просто не "выжить".

"На самом деле невозможно даже на уровне подготовки учителей мотивировать студентов серьезно, массово — везде важно слово "массово" — если предмет ведется один час в одном классе. Любой похожий предмет будет обречен на какое-то неполноценное существование в школьном цикле, он всегда будет даже не вторым эшелоном, а последним, сколько эшелонов ни сделать", — считает Попов.

По его мнению, базовым астрономическим знаниям место в природоведении, а, например, базовые астрофизические знания, скажем, о происхождении химических элементов и расширении Вселенной, можно "раскидать" по курсам физики и химии.

Сторонники "автономной" астрономии возражают, что лучше восприниматься эта дисциплина будет все-таки как отдельный предмет. Кроме того, они не уверены в том, что учителя, ведущие другие предметы, к которым в теории "подселят" расширенные элементы астрономии, на практике не воспользуются возможностью их самовольно "выселить".

"По личному опыту, обычно такие блоки, как правило, "проглатываются". Когда я учился в школе, астрономия как раз постепенно исчезала, физик ее получил в свое распоряжение и, в общем, быстро упразднил. Такая система не предполагает подготовку отдельных преподавателей по астрономии, и поэтому учителя, которым это в результате доверят, будут недостаточно квалифицированными", — считает старший научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Олег Угольников.

Директор ММК: школьники очень мало знают о космонавтике О том, что нового появилось в экспозиции Мемориального музея космонавтики (ММК), о новых формах контакта с посетителями, о взаимодействии с городскими властями, о перспективах и сотрудничестве с российскими и зарубежными коллегами в интервью РИА Новости рассказал директор музея, Герой России космонавт Александр Лазуткин.

Михаил Гаврилов, вместе с тем, отмечает, что хотя общеобразовательная астрономия была бы желательна как отдельный предмет в 8-9 классе, в данном случае "желания должны соответствовать возможностям".

"Здесь замкнутый круг. Сейчас объявить астрономию отдельным обязательным предметом просто невозможно: нет учителей. А нет учителей, потому что нет спроса на выпуск специалистов по преподаванию астрономии. А спроса нет, поскольку нет обязательного предмета", — поясняет Гаврилов.

Не более определенные перспективы и у вопроса обязательности астрономии как предмета, как замечает сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени Лебедева (ФИАН) Сергей Богачев, "в эпоху, когда всерьез обсуждается, нужна ли в школе обязательная математика, я не рискну настаивать, что астрономия должна быть обязательным предметом".

"Астрономия как отдельный предмет — это украшение любой школы. Но исходя из реальности, сейчас трудно этого требовать", — заключает Анатолий Засов, руководитель отдела внегалактической астрономии и ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ) МГУ.

Назад дороги нет

Советский опыт школьной астрономии ученые оценивают по-разному, но почти все согласны с тем, что "механическое" возвращение отдельных и обязательных уроков в выпускном классе образца 1980-х годов сегодня невозможно и даже скорее вредно.

"Я учился в советское время в советской школе, у меня в аттестате оценка по астрономии стоит, но я клянусь, что у меня ее не было в программе, не было уроков", — говорит Попов, называя базовый советский учебник по астрономии очень скучным и "совершенно не про то".

Ученый секретарь Национального комитета российских астрономов, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН (ИНАСАН) Олег Малков вспоминает, что его учительница знала астрономию гораздо хуже, чем сам будущий ученый к выпускному классу. По его мнению, "большинство коллег могут сказать это о своих учителях", поскольку зачастую это были физики, которые, возможно, прекрасно знали свой предмет, но не астрономию.

Не нравились школьные учебники и астроному Леониду Еленину из Института прикладной математики РАН.

"То, что было, когда я учился в школе, концептуально не верно. Астрономия — красивейшая наука, много тайн и удивительных вещей. А в прошлых учебниках, как и в программе, ставка была на зубреж формул и законов, которые и не нужны. Если человек будет этим заниматься, он и так будет их помнить и знать", — говорит Еленин.

Чтобы не вызывать у нынешних школьников лишних вопросов по поводу нужности "формул и законов", обязательный компонент астрономии, в каком бы виде он ни присутствовал в школьной программе, иногда предлагают свести к той самой описательной астрономии, истории науки или совсем базовому набору астрономических и астрофизических знаний.

При этом, как отмечает Малков, такая школьная астрономия будет уже скорее "заманухой", приглашением к более подробному изучению науки о Вселенной, чем реальным размещением знаний в головы школьников.

"Застигнуть" в нужный момент

Тот же Малков рассказывает, что однажды провел эксперимент в аудитории из 100 астрономов, среди которых были люди "от аспирантов первого года обучения до членов-корреспондентов Академии наук".

"Я задал аудитории два вопроса. Первый вопрос был — проходили ли вы астрономию в школе? Я попросил поднять руки тех, у кого астрономия была в выпускном классе. Поднялось довольно много рук, кроме самых молодых аспирантов. После этого я попросил оставить руки поднятыми только тех, для кого именно эти уроки астрономии в выпускном классе повлияли на их выбор заниматься астрономией. Осталась торчать одна рука", — говорит Малков.

По его словам, в девяти случаях из десяти человек принимает решение заниматься астрономией или существенно до выпускного класса, или после, когда он уже выпустился из школы и попробовал себя в других "родственных" областях науки. По словам Малкова, сам он к пятому классу уже отчетливо понимал, что хочет заниматься астрономией.

"Я преподавал астрономию начиная со старшей группы детского садика, когда моя дочь училась, а потом во всех классах школы, и заметил, что основной интерес и желание узнать, как устроен мир, звезды, планеты, галактики, — это где-то с третьего класса по восьмой, в пятом-шестом самый пиковый интерес", — поддерживает его точку зрения Владимир Сурдин, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ.

Где-то в это время, считают ученые, и нужно пытаться "застигнуть" ребенка и заинтересовать его хотя бы самыми базовыми астрономическими знаниями — так, чтобы потом они сами пошли на более сложные курсы, в том числе и по выбору.

В том, что астрономия детям по-настоящему интересна, не сомневается автор и ведущий научно-популярного проекта "Карманный ученый" Илья Колмановский. Около 20% вопросов, которые дети и иногда взрослые задают биологу, тем не менее, оказываются про астрономию: к "Карманному ученому" обращаются, чтобы узнать, как так может быть, что Вселенная бесконечна, и "что там дальше", где была точка, где произошел Большой взрыв, и можем ли мы ее сейчас показать пальцем. Больше всего вопросов по статистике задают пятилетки, дети 8-9 лет и те самые "средние школьники" 10-12 лет.

"Вопросы по астрономии попадаются очень часто, каждую неделю. Я биолог и поэтому не в каждом выпуске отвечаю на эти вопросы. Как правило, когда мне надо на них ответить, я привлекаю моих коллег, я звоню им, и они отвечают. Один раз мне удалось попросить (знаменитого математика и физика из Оксфордского университета — ред.) Роджера Пенроуза ответить на один из вопросов по астрономии", — говорит Колмановский.

Откуда берется бред

Челябинский метеорит: что ученые узнали за год 15 февраля 2013 года в районе Челябинска упало довольно заурядное космическое тело. Уникальным это падение сделало место и время. Это первый в истории случай падения крупного метеорита в густонаселенной местности, поэтому никогда еще падение метеорита не наносило такого серьезного ущерба.

Судя по некоторым социологическим опросам, телефоном "Карманного ученого" стоило бы обзавестись примерно трети россиян. Около 30% граждан, по данным ВЦИОМ, не уверены, что в феврале 2013 года в небе над Челябинском оказался именно метеорит, при этом 1% списывает произошедшее на НЛО. В 2007 году 28% опрошенных согласилось с утверждением о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а в 2011 году таких нашлось уже 32%.

"Я не верю, что здесь вопрос только в качестве школьной программы. В частности, те же люди, которые в шестидесятые годы обучались в советских школах по очень качественным программам, потом в конце 80-х заряжали банки с водой перед телевизором", — говорит Сергей Богачев.

Кроме того, Сергей Попов напоминает, что такие базовые вопросы, как "взаимоотношения" Солнца и Земли, никогда не были основным предметом изучения астрономии как отдельного предмета — претензии, по его мнению, следует направлять по другому адресу.

"Есть у людей такая иллюзия, они говорят, "ага, вот, значит, в школе нет астрономии, и поэтому дети не знают, почему летом тепло, а зимой холодно". Это полная глупость, потому что это не учится в курсе астрономии 11-го класса и никогда не училось, это природоведение, и эти знания все равно детям должны были быть даны", — говорит ученый.

В целом астрономия, отмечает Анатолий Засов, — не "лекарство от всех болезней, но окно в мир": насильно уровень астрономической грамотности всех без исключения школьников поднять не получится, но базовую культуру привить вполне можно.

Пусть меня научат

Правда, для этого еще нужно найти "садоводов". Уже упоминавшийся замкнутый круг — необязательность астрономии приводит к дефициту ее учителей, что, в свою очередь, при всем желании не дает сделать предмет обязательным — требует либо коренной реформы системы подготовки кадров, либо согласия с тем, что "астрономическая" ответственность ляжет на учителей других профилей, прежде всего физиков.

По данным тех же Левитана и Румянцева, до 1978 года учителей астрономии готовил только Горьковский педагогический институт. Затем "астрономических" педвузов стало 11, и к 1985 году они все вместе ежегодно принимали на эту специализацию 600 человек. К 1990 году астрономия преподавалась в 166 институтах СССР, а учителей по специальности "физика и астрономия" готовили в 14 пединститутах. Сейчас же, отмечает Анатолий Засов, подготовка учителей в педвузах идет таким образом, что они "не нацеливаются на преподавание астрономии", поэтому сами учителя ее плохо знают.

ГАИШ периодически проводит двухнедельные курсы по астрономии для педагогов, по итогам которых выдает сертификаты МГУ. По словам Засова, эти сертификаты в школах ценятся, но "поскольку там нет такого предмета, довольно неохотно их (учителей) направляют на эти курсы из школ". Участие московских преподавателей поддерживает городской департамент образования, а иногородним курсы приходится оплачивать — в 2013 году это стоило 12 тысяч рублей.

С точки зрения кадрового вопроса вариант "распределенной" по другим курсам астрономии может показаться более реалистичным: так, Олег Малков уверен, что его вполне можно реализовать без коренных преобразований в системе подготовки учителей.

"Нынешние учителя, если они не верят слепо в астрологию, это сделают легко, те базовые, начальные вещи, которые я предлагаю внести в учебник физики младших классов, по астрономии знает любой педагог-физик", — говорит ученый.

Российский ученый попал в "десятку года" по версии журнала Nature Редакция журнала Nature назвала имена десяти самых заметных ученых уходящего года, среди них - Виктор Гроховский, руководивший экспедицией по извлечению фрагментов челябинского метеорита.

"Учитель физики, учитель биологии — если они вообще культурные люди, они следят за астрономией на самом деле. Им интересно, на каких планетах условия для жизни — это для биолога, как движутся планеты — это для физика интересно и понятно", — поддерживает эту точку зрения Сурдин.

Но одних учителей мало — им нужна соответствующая учебно-методическая литература. Если не "выселять" астрономию в отдельную дисциплину, то, по словам Сурдина, расширение ее присутствия в школьной программе можно реализовать через простую модернизацию существующих учебников географии, физики и других естественнонаучных предметов. В них уже сегодня есть астрономические сведения — но почти наверняка устаревшие, подчеркивает ученый.

"Просто их надо давать посмотреть астрономам, эти учебники, не переносить из одного учебника в следующие выпуски одни и те же устаревшие разделы, а каждый раз давать на редактирование действующим ученым, чтобы они соответствовали уровню. А то человек смотрит "Дискавери" по телевизору — одно рассказывают, а в школьном учебнике 20-30-летней давности сведения. Это дети тоже замечают", — говорит Сурдин.

В случае с научно-популярной литературой, даже очень хорошо изданной, рассчитывать на некую гарантию качества книги можно, если ее автор — известный астроном (например, тот же Владимир Сурдин), говорит Леонид Еленин. Массовыми тиражами же, по его словам, часто издается то, что назвать можно только "катастрофой".

"Есть просто одиозные экземпляры. Но по астрологии книг на порядок больше, и, да, многие не понимают разницы между астрономией и астрологией. Меня иногда спрашивают про гороскоп <…> Когда я говорю, что не занимаюсь этим, интерес ко мне пропадает", — смеется Еленин, первооткрыватель двух комет и двукратный лауреат престижной астрономической премии Эдгара Вильсона.

Семь главных открытий 2013 года в астрофизике Европейский телескоп "Планк" уточнил наши представления об устройстве Вселенной, нейтринная обсерватория IceCube в Антарктиде принесла первый "урожай", а "Кеплер" продолжает удивлять ученых экзотическими планетами.

"Астрономия — это такая штука, это не химия, на небо мы смотрим каждый день и с детства. Если человеку с детства понравился вид звездного неба, то — я опять-таки говорю о себе — он довольно быстро примет решение заниматься астрономией. В химию люди влюбляются позже все-таки. В астрономию проще влюбиться, она яркая наука", — говорит Малков.

Как и следовало ожидать, отсутствие урока "астрономия" в расписании не мешает некоторым школьникам влюбляться в эту яркую науку. Так, осенью 2013 года российские ребята заняли первое место в общекомандном зачете на Международной олимпиаде по астрономии.

"(Это делается) не благодаря, а вопреки, конечно, просто есть увлеченные дети, есть самородки-учителя, и как раз в таких центрах, иногда даже неофициальных, возникают подобные таланты. Просто за счет большого интереса и таланта <…> Но опять же за счет "верхушки", а общая статистика астрономической подготовки, даже у участников всероссийской олимпиады, невысокая", — говорит Угольников, заместитель председателя Методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии.

Сурдин, напротив, считает, что большинство школьников, "несмотря на отсутствие этого формально навязанного им предмета, неплохо знакомы с астрономией".

Школьники, в общем, не обращают внимания, преподают им, не преподают — если им интересно, они сами находят литературу и вникают в этот предмет", — считает астроном.

За годы дебатов вокруг астрономии в школах ситуация, по общей оценке, несколько улучшилась: например, в стране появилось больше планетариев, причем почти всегда аргументом в пользу финансирования их строительства становилось как раз отсутствие астрономии в школьной программе. Кроме того, по словам Анатолия Засова, интерес к науке возрос "по сравнению с тем, что было, скажем, десять лет назад".

"Я в прошлом году был в четырех или пяти школах, разговаривал с учителями, учениками и вижу, что интерес есть, вопросы задают. Но уровень грамотности астрономической за отдельными исключениями, которые есть везде, очень низкий", — говорит Засов.

По мнению Попова, вопрос поддержки астрономии "на местах", то есть в школах, может успешно решаться на уровне регионов и городов. "Самоорганизоваться" могут такие традиционно сильные регионы с хорошими астрономическими отделениями, как, например, Петербург, Иркутск, Новосибирск и Карачаево-Черкесия, где находится самая крупная обсерватория в стране.

"Астрономию можно использовать как хороший мотиватор. Почему бы детям не рассказывать, что у них действительно работают вот тут рядом, не где-то далеко в Москве, а рядом работают на хороших инструментах хорошие ученые? И под это можно достаточно дешево, как правило, потому что ученые готовы что-то делать за умеренно формальное вознаграждение, делать и на местном уровне какие-то курсы, подготовить учебные пособия, ориентированные прямо на деятельность людей, которые там работают", — считает астрофизик.

Попов называет астрономию в школе уникальной возможностью, которую очень трудно использовать и тем более формализовать — по его мнению, "трудно взять среднего выпускника педвуза и сказать "вот тебе, веди предмет". Зато при наличии хорошего учителя, увлеченного предметом, изучение астрономии становится "страшно благодарным" делом.

"Я бы призывал всех директоров школ, родительские комитеты, попечительские советы, если они знают, что есть человек, который может это делать, это надо делать, потому что это страшно благодарное дело, уникальное сочетание хорошей естественной науки, настоящей, с очень бурным современным развитием и очень ярким материалом", — говорит ученый.

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее - в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике. Фото petrsu.ru

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов - регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года - такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого - этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие - не только дети, но и взрослые - на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело - кто будет преподавать? - говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ , каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор - Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых - это решит Министерство образования Татарстана, - говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли - все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, - говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами - из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, - говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», - говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире - запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, - говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта - изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Дарья Турцева


Скачать бесплатно в.pdf

На сегодняшний день приняты основные нормативно-правовые документы, разосланы основные методические рекомендации, регламентирующие вопросы, связанные с изменением основной общеобразовательной программы. Это дает основание говорить о том, что должны быть привнесены изменения в основную образовательную программу на основе Приказа Минобрнауки.

Приказ был подписан и официально вступил в действие 7 июня 2017 года - приказ № 506 «О внесении изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего полного общего образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года №1089».

Приказ фактически говорит о том, что «Астрономия» вводится в ФГОС как обязательный предмет федерального компонента.

В связи с этим, последующие изменения вносятся в основное содержание:

  • Стандарт дополняется самостоятельным разделом по общей астрономии, базовый уровень;
  • не предполагается введение астрономии на профильном уровне;
  • представлен обязательный минимум содержания ООП, который должен быть включен в рабочую программу по предмету;
  • содержательные компоненты базового уровня по «Обществознанию» исключаются из ФГОС;
  • в рамках «Физики» остаются элементы содержания, связанные с астрономией;
  • в самом курсе «Астрономия» эти предметы, с одной стороны, дублируются, с другой стороны, они толкуются развернуто.

Приказ Минобрнауки РФ является базовым документом и основанием для внесения изменений в комплекс документов, которым руководствуется школа, реализуя ООП.

Рабочая программа по курсу «Астрономия»

Во-первых, учителю, необходимо разработать рабочую программу по курсу «Астрономия». Требования ничем не отличаются от стандартного набора требований.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Три основных элемента должно быть в программе:

  • содержание,
  • тематическое планирование
  • должны быть изложены элементы, связанные с образовательными результатами.

Интеграция рабочей программы в ООП

Вторым этапом работы является интеграция этой рабочей программы и внесение соответствующих изменений на основании разработанной рабочей программы в ООП в ОО.

Это основной документ, в котором описывается образовательная деятельность школы по ФГОС, составной ее частью являются:

  • рабочие программы по предметам,
  • учебный план.

Практические шаги реализации ОП

Третий этап идет после того, как проведены документальные изменения и внесены соответствующие изменения в ООП.

На третьем этапе речь должна идти о конкретных практических шагах, связанных с подготовкой условий реализации образовательной программы. Выделяют два уровня этих условий.

Информационно-методические условия

Эти условия связаны, прежде всего, с осознанием того факта, по каким учебно-методическим комплектам будет работать ОО, реализуя конкретную рабочую программу. Выбор учебно-методического комплекта сохраняется за школой. Учитель, ведущий предмет, имеет решающее слово, на какой учебно-методический комплект ему опираться.

В действующий Федеральный перечень учебников включены два основных учебника, которые могут быть использованы ОО для реализации этого курса:

  • учебник издательства «Дрофа»;
  • учебник издательства «Просвещение».

Кроме учебников, важно понять и отразить в рабочей программе, какие еще ресурсы будут использованы для реализации курса «Астрономия». Речь идет не только о бумажных учебниках, но и о многочисленных сетевых, электронных и цифровых ресурсах, которые в данном случае помогут разнообразить курс и наиболее адекватно отразить содержание рабочей программы в процессе ее реализации.

За счет чего должен быть введен курс в основную образовательную программу?

В школе есть два действующих Стандарта: 2004 и 2010 года. Структура Стандарта 2004 года говорит о том, что в этом Стандарте есть обязательные предметы федерального компонента и еще одна часть этого Стандарта 2004 года - это компонент образовательной организации. Если увеличивается внутри учебного плана федеральные компоненты и количество обязательных предметов, то, разумеется, она увеличивается за счет сокращения той части, которая называется частью образовательной организации. Поэтому это вопрос перераспределения из одной части учебного плана в другую. Это вопрос оставляется Минобрнауки РФ на усмотрение самой ОО. Изменения Стандарта 2010 года в него еще не вступили в силу, их еще нет, но здесь необходимое количество часов возможно взять за счет той части образовательной программы, которая идет по выбору, которая формируется за счет выбора других участников образовательного процесса, т.е. та часть, которая обеспечивала фактически профилизацию.

Структурное подразделение ОО: включение «Астрономии» в состав рабочей программы

Во многих городах, областных центрах, субъектах Федерации, во многих вузах есть и достаточно успешно действуют как в статусе структурных подразделений ОО, так и в качестве самостоятельных учреждений культуры или образования, например, планетарий. В этом случае никто не мешает учителю включить в структуру и состав рабочей программы на условиях сетевого взаимодействия использования планетария для объяснения тех или иных тем, связанных с той или иной проблематикой курса по «Астрономии». Такое использование налагает определенные дополнительные обязательства на организацию, которая должна будет заключить соответствующий договор или соглашение сетевого взаимодействие с этими организациями.

Кадровые условия реализации курса

Второй важный момент связан с кадровыми условиями. Решение руководителя, отвечающего за реализацию ООП, лежит в сфере ответственности директора образовательной организации, которая производит распределение нагрузки и утверждает тарификацию и т.д.

Важным моментом является то, что отдельной специальности, связанной с астрономией, нет. Поэтому в большинстве случаев выбор происходит между тем или иным учителем-предметником, у которого есть свой основной базовый курс. В этом случае есть необходимость повышения квалификации соответствующего специалиста в тех структурах, которые имеют лицензию и разработанную дополнительную профессиональную образовательную программу, связанную с повышением квалификации по астрономии.

Содержательные изменения курса «Астрономия»

С одной стороны, тематика была включена в курс физики и не оставалась за пределами, с другой стороны, здесь есть существенное отличие.

Рассмотрим содержание, которое было зафиксировано в базовом и в профильном уровне преподавания предмета «Физика» в части именно астрономической тематики.

В разделе «Механика» была формулировка, связанная с использованием законов механики для объяснения движений небесных тел и для развития космических исследований. В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» содержались такие компоненты как ознакомление с солнечной системой, звездами, источниками их энергиями, современными представлениями о происхождении, эволюции солнца и звезд, пространственные масштабы наблюдаемой вселенной и применимость законов физики для объяснения природы космических явлений. Завершала базовую часть астрономической проблематики тема, связанная с наблюдением и описанием движения природных тел. Это было все, что должен был учитель физики рассказать по астрономии на базовом уровне.

Основные разделы нового курса

Разработчики данного федерального компонента стандарта по астрономии выполнили еще одну задачу, которая была сформулирована Министерством. А именно - уточнить содержание и детализировать содержание по данному предмету.

Астрономия введена и останется преподавание ее на базовом уровне.

Первый раздел посвящен культурологическим и историческим вопросам. В нем рассматриваются вопросы:

  • о роли астрономии в развитии цивилизации, эволюции взглядов человека на вселенную, в т.ч. связанной с геоцентрической, гелиоцентрической системой, особенности методов познания в астрономии,
  • практические применения астрономических исследований и т.д.

Новые компоненты, которые открывают большой простор для межпредметных связей и для формирования личностных результатов в части, патриотического воспитания:

  • развитие отечественной космонавтики,
  • речь идет о создании отечественной науки, отечественной прикладной технологии спутников Земли,
  • современные достижения мировой космонавтики в целом.
  • интеграция усилий, которые прикладывает Россия и все страны в исследовании космоса с использованием искусственных летательных аппаратов.

Остальные темы, которые раскрываются в курсе:

  • основы практической астрономии
  • законы движения небесных тел,
  • солнечная система,
  • методы астрономических исследований
  • законами движения небесных тел, солнечной системы
  • методы астрономических исследований.

Сквозная трактовка и точно развёрнутая тематика, представленная в обязательном минимуме содержания, позволяет выстроить курс системно, позволяет не упустить ни одну из значимых с точки зрения современной астрономии тематик, и имеет свою внутреннюю логику, есть возможность провести межпредметные параллели и выйти на метапредметные результаты, что является требованием нового стандарта.

Контроль достижения образовательных результатов по астрономии

Предмет рассчитан на 35 часов, но стоит обратить внимание на то, что школа принимает решение о том, в какую часть учебного плана должен быть интегрировать этот курс. Интенсивность подачи курса:

  • по одному часу в неделю в течение полугодия, двух четвертей,
  • по одному часу в две недели в течение 10 или 11 класса.

Все решения о введение курса, о том, с какой интенсивностью он будет подаваться, принимает образовательная организация.

Объем изучения Астрономии меньше 64 часов за 2 года, однако Астрономия входит в число обязательных предметов, поэтому ставить по ней итоговую оценку в аттестат нужно.

Итоговый контроль

Всероссийские проверочные работы будут не ранее 2020 года. Из федерального компонента, минимального содержания курса физики, темы астрономические 506-м приказом не убираются. Они убираются только из «Естествознания». Если ребенок выбирает для сдачи в рамках ЕГЭ физику, там, внутри физики, в контрольно-измерительных материалах, есть типы заданий, связанных с содержанием по астрономии. Насколько сегодня нам известно, нормативных оснований считать, что из физики исчезли астрономические темы, нет. Что касается ближайших двух лет, итоговый контроль в виде ЕГЭ для тех, кто выбирает физику в качестве предмета по выбору, он с ним столкнется.

Повышение квалификации кадров

Специфика целей и содержание курса ближе всего относится к предметным компетенциям именно учителей физики. Кроме того, в компетенциях у него зафиксировано формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии, космонавтики. Это не означает, что для других специальностей это возможность преподавания астрономии перекрыта.

Если внутри ОО нет сильного физика, но есть сильный географ, никто не мешает принять решение, что именно учитель географии после соответствующего повышения квалификации сможет взять на себя вопросы преподавания курса астрономии.

Для того, чтобы считать полноценными и состоятельными предложения повышения квалификации, для учителя физики должно быть не менее 36 часов, для учителей естественнонаучного цикла (учителя географии, математики, например) не менее 72 часов).

Должен ли учитель физики проходить курсы переподготовки на учителя астрономии?

В полномочии директора школы - определять квалификационный уровень преподавателя, которому поручается ведение предмета. Сказать, что курсы повышения квалификации или переподготовка - это формальные основания, которые могут приниматься, а могут не приниматься в расчет директором школы. Директор школы берет ответственность за оценку профессионализма учителя на себя. Большинство директоров говорят, что не хотят брать на себя эту всю ответственность и посылают учителя на курсы. В этом случае директор приложит ко всем делам документ о том, что у него появляется формальное основание.

Юридически директор вполне может обойтись в своем решении и без дополнительных трат, связанных с повышением квалификации. Закон ему такое право предоставляет. В этом случае он попадает в ситуацию объяснений с контролирующими органами о том, насколько компетентны люди, которые ведут этот курс, и насколько это обеспечивает качество реализации курса.

Замечательный весенний праздник, который носит название Международный женский день , или, просто и коротко "8 марта ", отмечают во многих странах мира.

В России 8 марта - официальный праздничный день, дополнительный выходной .

Вообще, в нашей стране эта дата была объявлена праздничной с момента повсеместного установления советской власти, а спустя пол века стала еще и выходным днем. В СССР празднование во многом носило политический контекст, поскольку исторически событие, в честь которого был установлен праздник, являлось важным днем в борьбе рабочих за свои права. А также именно 8 марта 1917 года (по старому стилю, по новому - 23 февраля 1917) с забастовки работниц питерских мануфактур, в которую переросло празднование Международного женского дня, началась Февральская революция.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

  • 1. 5–6 классы (только школьный этап).
    • 1.1. Основные объекты звездного неба. Созвездия и наиболее яркие звезды неба. Условия их видимости в разные сезоны года. Ориентирование на местности по полярной звезде. Астеризмы. Видимые отличия планет от звезд.
    • 1.2. Видимое движение Солнца по небу. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Положение Солнца в созвездиях в зависимости от времени года.
    • 1.3. Солнечная система. Структура и состав Солнечной системы. Астрономическая единица. Планеты Солнечной системы: радиусы орбит, физические характеристики (размеры, форма, масса, плотность, период вращения). Обращение Земли вокруг Солнца, как причина смены времен года. Крупнейшие спутники планет. Системы мира Птолемея и Коперника.
    • 1.4. Основы летоисчисления. Календарный год. Високосные и невисокосные года. Юлианский и григорианский календари.
    • 1.5. Вращение Земли. Полюс и экватор. Смена дня и ночи. Изменение вида звездного неба в течении суток.
    • 1.6. Основные сведения о Луне. Движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.
    • 1.7. Начальные представления о структуре Вселенной. Основные типы объектов Вселенной (звезды, галактики). Характерные пространственные масштабы.
  • 2. 7 класс (школьный и муниципальный этапы).
    • 2.1. Земля как планета. Школьный этап: Фигура Земли. Экваториальный и полярный радиусы. Географические координаты.
    • 2.2. Основы сферической астрономии. Школьный этап: Основные точки и линии на небесной сфере (горизонт, небесный меридиан, зенит, полюс мира, стороны света). Понятие высоты объекта над горизонтом. Связь высоты полюса мира над горизонтом с широтой наблюдателя. Муниципальный этап: Суточные пути светил на небесной сфере на разных широтах. Восход, заход, кульминация. Годичное движение Солнца по небу. Равноденствия и солнцестояния. Полярный день и полярная ночь. Тропик и полярный круг.
    • 2.3. Оптические явления в атмосфере Земли. Школьный этап: Радуга, солнечные и лунные гало, ложное Солнце (паргелий) и ложная Луна (парселений), световые столбы. Серебристые облака. Полярные сияния.
    • 2.4. Солнце и звезды, их физические характеристики. Школьный этап: Масса, радиус, температура Солнца. Муниципальный этап: Основные характеристики звезд: Масса, размеры (гиганты, карлики), температура, цвет (качественно).
    • 2.5. Малые тела Солнечной системы. Школьный этап: Определение планеты и карликовой планеты. Свойства и основные характеристики карликовых планет, астероидов и комет, условия их наблюдений. Главный пояс астероидов, пояс Койпера и облако Оорта. Происхождение и эволюция комет. Метеоры и метеорные потоки на Земле. Радиант метеорного потока. Метеориты.
    • 2.6. Электромагнитное излучение и система расстояний в астрономии. Школьный этап: Скорость света, световой год. Характерные расстояния до объектов Вселенной в световых годах. Муниципальный этап: Шкала и диапазоны электромагнитных волн. Парсек и метод годичного параллакса измерения расстояний до звезд. Соотношение между парсеком и световым годом. Пространственно-временные масштабы Вселенной.
    • 2.7. Общие сведения по математике. Школьный этап: Единицы измерения углов (часовые и градусные), их части. Длина окружности. Муниципальный этап: Линейные уравнения. Решение систем линейных уравнений.
  • 3. 8 класс (школьный и муниципальный этапы).
    • 3.1. Небесная сфера. Школьный этап: Понятие небесной сферы. Большие и малые круги на небесной сфере. Угловые расстояния между объектами на небесной сфере. Муниципальный этап: Координаты на поверхности сферы аналогично широте и долготе на Земле. Горизонтальная и экваториальная система координат. Высота, азимут, часовой угол, прямое восхождение и склонение точек небесной сферы. Высоты светил в верхней и нижней кульминации. Рефракция (основные свойства). Незаходящие и невосходящие светила.
    • 3.2. Шкалы времени в астрономии. Школьный этап: Осевое вращение Земли и солнечные сутки. Местное и поясное время. Связь с географической долготой. Декретное время, часовые пояса и часовые зоны. Муниципальный этап: Звездное время, звездные сутки. Изменение условий видимости звезд в течение года. Зимние, весенние, летние и осенние созвездия. Подвижная карта звездного неба.
    • 3.3. Основы небесной механики. Школьный этап: Законы Кеплера в простой формулировке для круговых орбит. Первая космическая скорость. Муниципальный этап: Закон всемирного тяготения. Обобщенные законы Кеплера. Движение по эллипсу и параболе. Эллипс, его основные точки, большая и малая полуоси, эксцентриситет. Парабола как предельный случай эллипса. Вторая космическая скорость. Определение масс небесных тел на основе закона всемирного тяготения.
    • 3.4. Солнечная система. Школьный этап: Определение расстояний до тел Солнечной системы (методы радиолокации и суточного параллакса). Угловые размеры планет. Связь угловых и линейных размеров космических объектов. Муниципальный этап: Упрощенная запись III закона Кеплера для планет Солнечной системы. Видимое движение планет, их конфигурации. Сидерический, синодический периоды планет, связь между ними. Перелеты между планетами. Расчеты времени межпланетных перелетов по эллипсам Гомана.
    • 3.5. Система Земля-Луна. Школьный этап: Синодический и сидерический периоды Луны. Эксцентриситет орбиты Луны, точки перигея и апогея.
    • 3.6. Общие сведения о глазе и оптических приборах. Школьный этап: Глаз как оптический прибор. Устройство простейших оптических приборов для астрономических наблюдений. Линзовые, зеркальные и зеркально-линзовые телескопы. Муниципальный этап: Оптические схемы телескопов. Параметры оптических систем и изображений: фокусное расстояние, относительное отверстие, угловое увеличение, масштаб изображения, предельное угловое разрешение, размеры дифракционного изображения. Ограничения со стороны земной атмосферы на разрешающую способность.
    • 3.7. Общие сведения по математике. Школьный этап: Запись больших чисел, математические операции со степенями. Приближенные вычисления. Число значащих цифр. Пользование инженерным калькулятором. Муниципальный этап: формулы для синуса и тангенса малых углов. Квадратные уравнения. Подобие фигур. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Площади простейших геометрических фигур: треугольник, круг.
  • 4. 9 класс.
    • 4.1. Уравнение времени. Муниципальный этап: Истинное и среднее солнечное время, причины их различия. Уравнение времени, его характерная величина в разные периоды года. Аналемма. Заключительный этап: математическое выражение для уравнения времени.
    • 4.2. Движение Земли и эклиптические координаты. Муниципальный этап: Тропический и звездный год, прецессия оси Земли. Нутация (качественно). Принципы построения календарей. Солнечный, лунный и лунно-солнечный календари. Юлианские даты. Региональный этап: Эклиптическая система координат. Аберрация света.
    • 4.3. Небесная механика. Региональный этап: элементы орбит в общем случае. Скорость движения в точках перицентра и апоцентра. Законы сохранения энергии и момента импульса. Движение по гиперболе. Наклонение орбиты, линия узлов. Прохождения планет по диску Солнца, условия наступления. Третья космическая скорость для Земли и других тел Солнечной системы.
    • 4.4. Движение Луны. Региональный этап. Наклонение орбиты, линия узлов. Луны Либрации Луны. Движение узлов орбиты Луны, периоды «низкой» и «высокой» Луны. Аномалистический и драконический месяцы. Солнечные и лунные затмения, их типы, условия наступления. Сарос. Покрытия звезд и планет Луной, условия их наступления. Понятие о приливах.
    • 4.5. Шкала звездных величин. Муниципальный этап: Светимость. Освещенность. Яркость. Звездная величина, ее связь с освещенностью и расстоянием до объекта. Формула Погсона. Изменение видимой яркости планет и комет при их движении по орбите. Альбедо планет.
    • 4.6. Звезды, общие понятия. Муниципальный этап: Основные характеристики звезд: температура, радиус, масса и светимость. Закон излучения абсолютно черного тела (закон Стефана-Больцмана). Понятие эффективной температуры.
    • 4.7. Движение звезд в пространстве. Муниципальный этап: Тангенциальная скорость и собственное движение звезд. Пространственное движение Солнца и звезд, апекс. Региональный этап: Эффект Доплера. Лучевая скорость звезд и принципы ее измерения.
    • 4.8. Двойные и переменные звезды. Муниципальный этап: Затменные переменные звезды. Определение масс и размеров звезд в двойных системах. Региональный этап: Классификация двойных: визуальные, астрометрические, затменные переменные. Кривые блеска и кривые вращения в двойных системах. Пульсирующие переменные звезды, их типы. Зависимость «период-светимость» для цефеид. Долгопериодические переменные звезды. Новые звезды. Внесолнечные планеты, методы их обнаружения. Характеристики их орбит, "зона обитаемости".
    • 4.9. Рассеянные и шаровые звездные скопления. Региональный этап: Возраст, физические свойства скоплений и особенности входящих в них звезд. Основные различия между рассеянными и шаровыми скоплениями. Движения звезд, входящих в скопление. Метод «группового параллакса» определения расстояния до скопления.
    • 4.10. Солнце. Все этапы: Основные характеристики Солнца (вращение, химический состав). Солнечные пятна, циклы солнечной активности, Активные образования в атмосфере Солнца. Солнечная постоянная. Числа Вольфа. Состав атмосферы солнца. Муниципальный этап: Магнитные поля на Солнце. Гелиосфера. Магнитосфера. Солнечный ветер. Региональный этап: Механизм энерговыделения Солнца. Внутреннее строение Солнца. Солнечные нейтрино.
    • 4.11. Телескопы, проницающая способность, приемники излучения. Муниципальный этап: Проницающая способность телескопа, поверхностная яркость протяженных объектов при наблюдении в телескоп.
    • Региональный этап: Современные приемники излучения: Фотоумножители, ПЗС-матрицы. Аберрации оптики. Оптические схемы современных телескопов. Космические телескопы, интерферометры.
    • 4.12. Строение и типы галактик. Школьный этап: Морфологические типы галактик. Классификация Хаббла. Региональный этап: Активные ядра галактик (классификация, наблюдательные проявления и физические механизмы). Происхождение и эволюция галактик. Кривые вращения галактических дисков. Темная материя в галактиках. Сверхмассивные черные дыры и оценка их массы.
    • 4.13. Основы космологии. Региональный этап: Крупномасштабная структура Вселенной. Скопления и сверхскопления галактик. Гравитационное линзирование (качественно).
    • 4.14. Неоптическая астрономия. Школьный этап: Космические лучи (состав, энергия, происхождение). Нейтрино. Гравитационные волны. Механизмы излучения.
    • 4.15. Общие сведения из физики. Региональный этап: Теорема вириала. Связь массы и энергии. Строение ядра атома, дефект масс и энергия связи. Выделение энергии при термоядерных реакциях. Уравнения ядерных реакций (общие принципы), радиоактивность. Основные свойства элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон, фотон, нейтрино). Антивещество.
    • 4.16. Общие сведения из математики. Школьный этап: Экспонента, натуральные и десятичные логарифмы, вещественные степени. Формулы приближенных вычислений. Региональный этап: Иррациональные уравнения. Метод простой итерации. Оценка погрешностей. Число значащих цифр. Линейная аппроксимация (графически). Площади и объемы простейших геометрических фигур: эллипс, цилиндр, шар, шаровой сегмент, конус, эллипсоид (только объем). Уравнения плоскости, эллипса и сферы. Геометрический смысл коэффициентов уравнений. Телесный угол. Системы координат на плоскости и в пространстве (прямоугольная, полярная, сферическая). Конические сечения: круг, эллипс, парабола, гипербола. Основные свойства. Уравнение эллипса в полярных координатах.
  • 5. 10 класс.
    • 5.1. Движение в поле тяжести нескольких тел. Региональный этап: Приливное воздействие. Сфера Хилла, полость Роша. Основы теории возмущенного движения, точки либрации.
    • 5.2. Сферические координаты. Региональный этап: Параллактический треугольник и преобразование сферических координат. Вычисление моментов времени и азимутов восхода и захода светил.
    • 5.3. Основы спектроскопии. Региональный этап: понятие спектра. Интенсивность, спектральная плотность излучения. Ангстрем. Закон смещения Вина. Многоцветная фотометрия, представление о фотометрической системе UBVR, показатели цвета. Спектр атома водорода и водородоподобных ионов. Квантовые и волновые свойства света. Поглощение, рассеяние, испускание электромагнитного излучения. Линейчатый и непрерывный спектры. Спектры различных астрономических объектов. Спектр разреженного газа (солнечной короны, планетарных и диффузных туманностей, полярных сияний). Профиль спектральной линии.
    • 5.4. Влияние земной атмосферы на наблюдаемые характеристики звезд. Региональный этап: Атмосферная рефракция, ее зависимость от температуры, давления и длины волны, "зеленый луч". Поглощение и рассеяние света в атмосфере, закон Бугера. Определение внеатмосферных звездных величин звезд. Понятие оптической толщины, ее связь с длиной пути луча в среде. Теллурические спектральные линии.
    • 5.5. Классификация звезд с учетом их спектральных характеристик. Школьный этап: Спектральная классификация звезд. Диаграмма «цвет-светимость» (Герцшпрунга-Рассела), «спектр-светимость» для разных групп звезд, рассеянных и шаровых звездных скоплений. Звезды главной последовательности, гиганты, сверхгиганты. Региональный этап: Соотношение «масса-светимость» для звезд главной последовательности.
    • 5.6. Эволюция звезд. Школьный этап: Эволюция звезд различной массы и их перемещение по диаграмме Герцшпрунга-Рассела. Эволюция звездных скоплений. Региональный этап: Нуклеосинтез в недрах звезд различных типов и при взрыве сверхновых. Равновесие звезд. Перенос энергии в звезде. Звездные атмосферы и их спектры. Временные шкалы эволюции звезд (ядерная, тепловая, динамическая). Образование звезд. Джинсовская масса. Конечные стадии эволюции звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Предел Чандрасекара. Гравитационный радиус. Пульсары. Планетарные туманности. Сверхновые звезды: типы, механизмы и основные характеристики. Сверхновые типа Ia. Остатки и расширяющиеся оболочки сверхновых. Сферическая и дисковая аккреция. Предел светимости Эддингтона.
    • 5.7. Межзвездная среда. Школьный этап: Представление о распределении газа и пыли в пространстве. Плотность, температура и химический состав межзвездной среды. Горячий газ и холодные молекулярные облака. Газовые и диффузные туманности. Региональный этап: Зависимость межзвездного поглощения от длины волны и влияние на звездные величины и цвет звезд, оптическая толщина. Связь избытка цвета с поглощением в полосе V.
    • 5.8. Общие сведения из физики. Школьный этап: Газовые законы. Температура, тепловая энергия газа, концентрация частиц и давление. Термодинамическое равновесие. Идеальный газ. Связь скорости молекул и температуры. Региональный этап: Длина свободного пробега и частота столкновений. Средняя квадратическая скорость молекул газа. Барометрическая формула. Плазма. Процессы ионизации и рекомбинации. Вырожденный газ.
    • 5.9. Общие сведения из математики. Региональный этап: Метод наименьших квадратов. Непрерывные распределения, их простейшие параметры. Дифференцирование и его геометрический смысл. Сферическая тригонометрия (сферические теоремы синусов и косинусов).
  • 6. 11 класс.
    • 6.1. Небесная механика. Региональный этап: Движение тел с переменной массой. Уравнение Циолковского.
    • 6.2. Свойства излучения. Региональный этап: Поляризация излучения. Давление света. Формула Планка. Приближения Рэлея-Джинса и Вина. Яркостная температура. Мазерное излучение. Синхротронное излучение. Мера дисперсии и эффект Фарадея в межзвездной среде.
    • 6.3. Галактика и галактики. Школьный этап: Фотометрические и спектральные свойства галактик разных типов. Типы населения звезд в галактиках. Функция светимости звезд. Начальная функция масс. Региональный этап: Соотношения Талли-Фишера и Фабер-Джексона.
    • 6.4. Космология. Школьный этап: Закон Хаббла, космологическое красное смещение. Реликтовое излучение, его спектр и флуктуации яркости. Региональный этап: Большой взрыв. Инфляционная теория. Первичный нуклеосинтез. Первичная рекомбинация. Расширение Вселенной. Прошлое и будущее Вселенной. Модель однородной изотропной Вселенной Фридмана. Альтернативные модели Вселенной. Барионное вещество, темная материя и темная энергия. Критическая плотность Вселенной. Масштабный фактор. Угломерное и фотометрическое расстояния. Рост неоднородностей во Вселенной.
    • 6.5. Общие сведения из физики. Региональный этап: Специальная теория относительности. Преобразования Лоренца. Лоренцево сокращение и релятивистское замедление времени. Релятивистский эффект Доплера. Гравитационное красное смещение.
    • 6.6. Общие сведения из математики. Региональный этап: Интегрирование и его геометрический смысл. Формула Ньютона-Лейбница. Простейшие дифференциальные уравнения в задачах по физике и астрономии.