Чем мыть валик после акриловой краски. Как отмыть валик от краски после малярных работ. Необходимые материалы и инструменты

10.06.2019

Ударные слова

В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте

Слово - это ценный инструмент в руках умелого хозяина. Словом можно развеселить человека. Словом можно его ранить. Главное, научиться владеть искусством говорения. В зависимости от того, как разговаривает человек, в ее собеседника складывается первое впечатление о нем. Тот, кто говорит правильно, четко, выразительно, эмоционально, может покорить мир. Умение вырабатывается у человека со временем. Его нужно развивать с детства.

Нелегкий труд у актеров. Навыки того, как выразительно читать стихи, они усвоили еще во время учебы. Теперь им приходится применять эти знания, чтобы заворожить ухо слушателя, донести до него всю суть сказанного. Но для взрослого, или для малого, дикламаторство - это труд, в первую очередь над самим собой.

Мир поэзии очень богат. В нем можно найти стихи на самые разные темы. Настроения этих лирических произведений также различаются между собой. Нужно выбрать то, что подходит вашей натуре. Возможно, это нежная мелодия любви, а может патриотическое произведение. Чтобы вникнуть в суть стихотворения, его нужно вдумчиво прочитать. Объяснение непонятных слов найдите в толковом словаре.

Партитура текста - это его художественная схема. Она поможет в воспроизведении интонации. Для обозначения ударения, пауз, используйте карандаш. Им подчеркните важные слова в строке, которые нужно выделять голосом. Укажите направление интонации: восходящее в начале строфы и нисходящее в конце предложения. Длительность пауз (короткая, длинная и очень длинная) определяется знаками препинания, их также отметьте одной, двумя или тремя косыми линиями.

Несколько раз потренируйтесь вслух. Попробуйте запомнить все интонационные моменты. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли. Контролируйте свои органы дыхания. Равномерно набирайте воздух, чтобы не возникало лишних пауз.

Чтобы прочитать стихотворения отлично, их следует выучить наизусть. Тогда вы будете думать об том, как читать стихи с выражением, а не об их содержании и порядке строк. Место талантливого чтеца - на сцене. Организуйте творческий вечер для ваших родных. Пусть они будут первыми оценщиками вашего таланта!

Важность вопроса, как научиться красиво читать, давно уже по достоинству оценена психологами и лингвистами всех рангов и мастей. И в детсаду, и в школе нас учат рассказывать с выражением стихи и прозу, позже, в некоторых вузах обучают искусству произнесения речей. Но красиво читать может далеко не каждый. Как научиться этому и какие упражнения для этого необходимо выполнять, рассказывается в данной статье.

Как красиво читать стихи?

Представьте, что перед вами раскрытая душа поэта. Поэтому стихи, особенно лирику, следует читать, максимально прочувствовав, пропустив через себя содержание художественного текста, написанного поэтом. Эпические произведения в стихах (например «Одиссею») нужно читать с некоторым отстранением, как бы констатируя происходящее. Басни следует читать «в лицах», представляя слушателям поведенческие интонации и мимику персонажей.

  • Перед прочтением прозы вслух необходимо несколько раз прочитать ее про себя, чтобы знать, о чем ведется повествование, какие герои участвуют в действии. Стихи перед декламированием лучше всего выучить наизусть, чтобы не «терять» строчки и не запинаться.
  • Перед декламированием займитесь собственной дикцией. Почитайте вслух несколько общеизвестных скороговорок, проверьте артикуляцию, поработайте над мимикой и жестами (профессиональные чтецы проделывают эти упражнения ежедневно по нескольку часов).
  • Соблюдайте расставленные в тексте знаки препинания, выделяя их интонационно. Повышайте и понижайте интонацию по мере прочтения предложений в тексте.
  • Купите или скачайте аудиозаписи известных чтецов и учитесь декламировать, повторяя мастеров. Этот метод обучения зачастую приводит к отличным результатам.

Это не только овладение техникой чтения: умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста.

Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения, позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Отрабатываю навык чтения на каждом уроке. Самое главное - предупреждение ошибок в чтении.

На моих уроках ребята много читают под контролем класса. Дети следят за чтением товарища и исправляют ошибки. Совершенствую навык постоянно - ежедневно, на каждом уроке.

Урок обычно начинается с речевой разминки (1 класс):

Самолет взлетает: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся о стекло: з-з-з.

Материал для речевых разминок учитель может придумать сам. На уроках чтения во всех классах заучиваем с детьми стихи, скороговорки, чистоговорки, которые способствуют развитию речи и чёткому произношению звуков.

На уроках чтения для школьников второго класса использую таблицу согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают один ряд согласных:

БКЗСТРМНВЗРШЛНХ и т.д.

Дети очень любят чтение по ролям. Весьма полезны такие упражнения-игры:

  • «Прятки» (читаю в любом месте, ребята должны найти и подключиться к чтению),
  • «Буксир» (я читаю, а дети стараются успевать за мной).

Большое внимание уделяю пересказу. В 1–2 классе школьники пересказывают без плана, в 3–4 классах - используя план, который нередко составляют сами.

И, конечно же, огромная роль отводится чтению «про себя». Перед этим обязательно даю несколько вопросов, на которые дети должны ответить после прочтения текста. Таким образом, они учатся выделять главное, приучаются к осмысленному чтению, учатся формулировать свои мысли. Но этот вид чтения стараюсь использовать в старших классах начальной школы (3–4), когда навык чтения более сформирован - дети допускают меньше ошибок при чтении.

Одновременно с развитием техники чтения необходимо работать над выразительностью - методично, спокойно, ненавязчиво. Работа над выразительным чтением проводится только после того, как текст многократно и разнообразно прочитан. На отработке выразительного чтения остановлюсь более подробно.

Под выразительным чтением мы подразумеваем: логическое ударение, паузу, интонацию.

Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение (одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности), которое К.С. Станиславский называл «козырем выразительности речи, указательным пальцем», отличающим самое главное слово в предложении или тексте. «В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».

В текстах, помещённых в учебных книгах по чтению для начальных классов, главное в отдельных произведениях выделено с помощью разрядки и большого отступа перед главными строками и после них. Например, С.Я. Маршак «Урок родного языка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»):

«... Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Н а м н е н у ж н а
В о й н а!..“»

В других произведениях внимание детей привлекается к словам с помощью выделения. Например, К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди» (М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. 4 класс»):

«...Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют крапинки на пыльных дорогах и крышах.»

Но, к сожалению, таких выделений главного нет в тексте и стихах.

В устной речи или при чтении логическому ударению помогают выполнять его выделяющую функцию следующие интонационно-звуковые средства: сила голоса, темп, паузы, удлинение отдельных звуков (как гласных так и согласных), послоговое проговаривание и т.д.

Например, Н. Носов «Заплатка» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 2 класс»):

«У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
Смотрите, ребята, какие у меня штаны солдатские!»

Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.

В 3–4 классах предлагаю детям самим выделять важную информацию в тексте с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений.

Также, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Работу по размещению смысловых пауз начинаю с пословиц, которые даны в книгах по чтению. Большое количество пословиц размещено в учебниках по русскому языку для 1 и 2 классов. (С.В. Иванов, М.И. Кузнецов УМК «21 век»). Обязательно при выполнении упражнений учу детей с помощью пауз и логического ударения подчёркивать главное. В старших классах предлагаю провести эту работу самостоятельно. Дети сами выделяют главные слова и готовятся к чтению, разбираются в значении пословицы. По вызову учителя объясняют пословицу, выразительно её читают.

Существует несколько видов пауз. Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-то большом душевном волнении. А в устной речи - для обозначения такого состояния или стремления намекнуть на что-нибудь, заинтересовать слушающего в этих местах делается пауза.

Например, А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (М.И. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова «Родная речь. 4 класс»):

«Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба».

Чтобы обратить внимание детей на многоточие, задаю вопрос: «А что получилось бы, если бы мы прочитали этот отрывок без соблюдения пауз в местах, где стоит многоточие?»

Выслушав детей, обобщаю. И предлагаю убедиться в том, что паузы необходимы. Дети читают без пауз, убеждаясь, что речь становится беднее.

Невозможно правильно организовать процесс обучения выразительному чтению без умения учащихся, с одной стороны, точно улавливать мысли и чувства по интонации говорящего или читающего и, с другой - точно передавать их с помощью интонации при собственном чтении. Кроме того, следует помнить, что интонация вообще является одной из сторон культуры речи, мысль о которой не должна покидать учителя ни на одном уроке.

Интонации бывают: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления и др.

Повествовательная интонация не вызывает у детей особого затруднения.

Гораздо труднее вопросительная и восклицательная. Работа над интонацией начинается с 1 класса. Подготовкой являются такие задания:

Например, Л.Е. Журова, О.А. Евдокимова «Букварь»:

Знакомство со словом «Ау».
Дети выкладывают это слово с помощью кассы букв, учатся его правильно читать. Помогаю детям: «Если вы заблудились в лесу, что будете делать? Вот давайте и мы сейчас позовём на помощь».
Параллельно идёт работа с этим словом и в «Прописи». Дети учатся правильно читать и записывать его.

С интонацией перечисления дети знакомятся более подробно в 4 классе при изучении однородных членов предложения. Знакомство с ними начинаем на уроке русского языка с простых предложений:

«Там они играли, купались, трудились на огороде» .
Предлагаю детям выразительно прочитать это предложение. В результате коллективной работы появляется разметка: «Там они играли,/ купались,/ трудились на огороде».

Совместно делается вывод, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз, каждый однородный член произносится с повышением голоса. После первого специального знакомства с перечислительной интонацией требую от учащихся точного соблюдения её в любой произносимой или прочитанной ими фразе с однородными членами, не ограничиваюсь уроками чтения и русского языка. Работа с интонацией начинается с азбучного периода и продолжается до конца 4 класса, но постепенно усложняется.

Отработка правильной интонации проводится мною при чтении по ролям. Материал в книгах по чтению для этого разнообразен и богат.

Вся проводимая работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят читать. Этому помогают уроки внеклассного чтения. По окончании 1 класса дети вместе со мной обязательно посещают библиотеку, записываются и выбирают себе первые книги. Цель моих уроков внеклассного чтения - учить детей выбирать книги самостоятельно, работать с книгой квалифицированно, найти в книге своего друга и помощника, сделать так, чтобы дети полюбили книгу.

На уроках внеклассного чтения звучат рассказы детей о прочитанном, выразительное чтение отрывков, чтение стихов наизусть. Часто даю задание нарисовать рисунок к книге, но не принуждаю этого делать. Многие дети изъявляют желание завести специальные тетради, где они записывают понравившиеся отрывки, стихи, пишут рецензию на прочитанную книгу. Всячески поощряю эти попытки. На уроках внеклассного чтения стараюсь выслушать «слабых» школьников, похвалить их. Всегда помню о том, что самое страшное - погасить интерес у этих детей к чтению, к книге.

В 2007–2008 учебном году я стала работать по УМК «21 век» под редакцией Н.Ф. Виноградовой: обучение чтению и литературе происходит в единстве – нет традиционного разделения чтения на классное и внеклассное, но предусмотрена специальная работа с детской книгой.

В 1 классе проходят уроки слушания. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» (Л.Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России, которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие детей.

Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель уроков слушания - обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Чтобы приобщить ребёнка к чтению, необходимо не только учить слушать чтение произведения другим человеком, но и воспринимать и понимать его. Слушая художественное слово, ребёнок впитывает музыку родной речи и хочет ещё раз услышать понравившийся текст. Уроки литературного слушания - это не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать - сказку, рассказ, стихотворение. Это умение позволит ребёнку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. К урокам литературного слушания я готовлюсь особенно тщательно: определяю интонационный рисунок, паузы, логические и психологические ударения. Воспринимая выразительное чтение учителя, шестилетние первоклассники обогащают свой читательский опыт, учатся слушать и слышать художественное произведение, а в дальнейшем начинают подражать педагогу.

Приведу фрагмент урока литературного слушания, на котором дети знакомятся со стихотворением А. Блока «Зайчик» (Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 1 класс»).

1. Слушание стихотворения (читает учитель). Это стихотворение очень близко ребятам по настроению и восприятию окружающего мира, так как урок проводится поздней осенью. Во время чтения я наблюдаю за детьми, их мимикой, жестами. После прочтения задаю вопрос: «Понравилось ли вам стихотворение? Почему?». Каждый ученик высказывает своё мнение о прослушанном произведении.

2. Работа с произведением. Выявление авторской точки зрения, чувств поэта. На этом этапе работы используется моделирование: «Как начинается стихотворение?». Учащиеся вспоминают. Я снова читаю первые строки:

«Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...»

Дети на листочках моделируют первую картину: цветными карандашами рисуют летний пейзаж (солнышко) и кружок с буквой «З».

«Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...»

Школьники моделируют вторую картину: рисуют изменения в окружающем зайчика мире (дождь) и кружок с буквой «В».

Ученики вспоминают последние строки:

«Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать».

Моделируют третью картину, в которой передают мечты зайчика: «Думает о лете».

3. Работа над выразительным чтением. «Как надо читать каждую картину, нарисованную поэтом? Какие чувства мы должны пробудить у слушателей?» Ребята стараются прочитать стихотворение выразительно, а те, кто ещё не умеет читать, оценивают своих одноклассников.

Работа над выразительным чтением не прекращается ни на одном уроке. Стараюсь всегда добиваться правильного и выразительного чтения. Помню об этом и во внеклассной работе. Ежегодно принимаю участие в «Неделе театра». Показываю различные произведения, готовим с детьми костюмы, приглашаем родителей. Дети с интересом участвуют. Со своим классом принимаю участие во всех школьных мероприятиях.

«...Заставить уважать самого себя без гордости;
любить и помогать ближнему своему без хитрости и расчёта;
ценить семью;
проникнуться любовью и желанием добра своей Родине даже
до готовности сложить за неё свою голову;
осмыслить свою жизнь и свой труд, как бы ни был он,
по-видимому, незначителен, и в этом труде видеть не одну
тяготу, но до некоторой степени и удовольствие,
показать разумное употребление досуга...»

Именно эти цели, обучая детей чтению, надо уметь осуществлять учителю начальных классов.


Литература

  1. Вохмянина Л.А., Игнатьева Т.В., Федосова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Начальные классы, 2004.
  2. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М.: 1986.
  3. Светловская Н.Н. Методика проведения уроков внеклассного чтения. - М.: 1993.
  4. Станиславский К.С. Собрание сочинений. - М.: 1955. - т. 3.
  5. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 декабря 1903 г.). - Спб.: 1904.

Многие дети не любят учить стихи, а потом еще и рассказывать их у доски или на публике. Сам процесс заучивания не вдохновляет, а еще и «с выражением». Они часто даже не понимаю, что это значит. И вообще что от них хотят эти и учителя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уже в 3 классе умел читать стихи с выражением, тогда Наш сайт подобрал для вас хорошие рекомендации и советы.

  1. Первое, что вы можете предпринять – найти записи стихов, которые исполняют артисты и ставить малышам для прослушивания. Для начала можете ставить тех исполнителей, которых дети знают. Найти таковых не просто, но реально.
  2. Второй метод более сложный, но если вы сможете мотивировать ребят, то у вас все получится – поводите их на чтецкие программы. Конечно хорошо будет, если это школьные курсы, потому что доверия больше у детей вызывают сами дети.
  3. Третий вариант – пригласить на урок одного или парочку актеров, чтобы они показали, как правильно читать в классе, а не со сцены. Этот момент очень важен. Тесный живой контакт и камерное пространство создают отличную атмосферу. Даже неидеальное, зато живое чтение, произведет сильное эмоциональное впечатление на всех деток.

Но важно, чтобы все услышанное закрепить , потому что может мгновенно выветриться.

  • Поговорите с детьми, не оценивая их высказывания, а просто задавайте провокационные вопросы.
  • Поиграть в творческой форме в прожитое и услышанное (подойдут упражнения для актеров, которые можно найти в книге под названием «Театр, где играют дети»).
  • Пускай детки выразят свои эмоции в красках, нарисуют абстрактные рисунки на тему услышанного.
  • Если учитель владеет режиссерскими навыками, можно сыграть этюд-импровизацию.
  • Если ребенок соприкоснется с идеальным актерским чтением, это станет для него трамплином к собственным попыткам.

Наш сайт считает, что понять стихотворную речь можно, если сравнивать ее с прозаической . Поэтому, когда читаете стих, вы должны быть увлечены его темой, понимать, почему именно его мы читаем: к чему мы хотим подтолкнуть или подвести зрителя, что мы хотим ему сказать. Если хотите отстоять основную мысль, вы должны действовать словом.

Чем отличается проза от стиха? Этот вопрос вам нужно обсудить особо с ребятами. Пусть они самостоятельно постараются определить, а затем сформулировать ответ, а потом учитель опровергнет или подтвердит их догадки, ну, а если нужно, то дополнит. Можете в разговоре воспользоваться какой-нибудь яркой провокацией, к примеру, можете написать на доске или процитировать Н. Тихонова: «Стихи отличаются от обычной речи, как движение бегунов от спокойно идущих людей». Пускай детки постараются объяснить, о чем идет речь.

Вы можете придерживаться такой позиции: стихи отличаются от прозы своей ритмичностью, упорядоченностью, мерностью. Основа стихотворения – это эмоционально-повышенный строй переживаний, который подчеркивает все формы передачи чувств и мыслей в речи. В стихах речь не льется сплошным потоком, а ее делят на речевые такты интонационно-смысловыми (логическими) паузами. Место данных пауз чаще всего подсказано пунктуацией, и если вы не будете обращать на это внимание, то стих станет бессмысленным.

Вначале также важно узнать, что дети почувствовали и поняли во время чтения. На этом этапе не стоит навязывать свое понимание. Первое впечатление – это очень важно, пусть оно будет странным, невнятным и хаотичным. Ребенок может не до конца понять смысл, но некие эмоциональные картинки, мысли и вспышки обязательно останутся. Как раз, если вы поговорите, то это закрепится. Обсуждение лучше перенести в круг, в котором все создают энергию творчества и все равны, а не в обычном классе, когда учитель стоит напротив детей, которые сидят за партами. Главное чтобы преподаватель помнил, что ему нужно работать, используя уточняющие вопросы, такие как: «Правильно ли я понял… Что ты имеешь ввиду…», и не начинать оценивать суждения.

На поставленные вопросы ребята должны ответить, если это сделать тяжело, то пишут ответ на листках.

Видео