Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке. Катер "Ракета" на подводных крыльях: описание, технические характеристики. Водный транспорт Кто придумал речной транспорт ракета

18.03.2024

«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» - названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях - это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х - 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.


Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький-Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

Ещё одно из известных советских судов - «Комета».

«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость - 300 человек!

«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький - Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев - Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).

Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…



…и «Ласточку»

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980) - советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» - судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:



Проект «Олимпия»

Проект «Катран»

Двухэтажный монстр «Циклон»

Кладбище судов возле Перми.



Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)

Красный «Метеор» в Китае

Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.

August 18th, 2013 , 04:29 pm

Теплоход на подводных крылья "Ракета" стал символом совесткой эпохи в фотографиях, открытках, документальных фильмах и т.д. Не стала исключением и фотолетопись Москвы советкого периода. На очень многих фотографиях есть обязательная "Ракета" в очередном изгибе Москвы-реки или спрямлении канала имени Москвы. Определенно, крылатое творение Ростислава Алексеева было техническим прорывом своего времени, и спущенный на воду в 1957 году первый теплоход стал родоначальником очень немаленькой серии. В этом посте будем вспоминать "Ракеты" с Московской пропиской по фотографиям разных авторов.

По моим скромным подсчетам в Москве в разные времена работало 20 теплоходов "Ракета". Но это было давно, сегодня их осталось многим меньше, а реально в работе только три теплохода. Итак, в Москве работали вот эти телоходы:
Ракета-2;
Ракета-18;
Ракета-64;
Ракета-78
Ракета-102;
Ракета-109;
Ракета-170;
Ракета-172;
Ракета-182;
Ракета-185;
Ракета-190;
Ракета-191;
Ракета-194;
Ракета-197;
Ракета-211;
Ракета-230;
Ракета-235;
Ракета-244;
Ракета-246;
Ракета-253.

Теперь о каждом из них немного подробнее.

Теплоход "Ракета-2" был построен в 1957 году на заводе "Красное Сормово" в г.Горьком. Свой первый пассажирский рейс "Ракета-2" совершила по маршруту "Северный речной вокзал - Хвойный бор". Это было первое быстроходное судно на подводных крыльях, работавшее на канале имени Москвы. "Ракета-2" работала в составе Московского речного пароходтсва и выполняла рейсы не только из Москвы. Несколько навигаций она отработала на Оке на пассажирских линиях из Рязани. В начале 80-х годов "Ракета-2" была передана на Волгу в Рыбинск. В конце 80-х годов "Ракету-2" списали. Ее планировалось установить на постамент в качестве памятника, но пока суть да дело "Ракету-2" изрядно попортили - побили стекла, а под финал она еще и загорелась. Вместо "Ракеты-2" на постамент водрузили "Ракету-32", а "2-ю" тихо распилили на металл. Несколько фотографий "Ракеты-2":

Теплоход "Ракета-2"
(Фото из архива журнала "Life")

Теплоход "Ракета-2" на канале им.Москвы.
(Фото из архива ОАО "Московский туристический флот". Коллекция Г.А.Павлова)

Теплоход "Ракета-18" был построен в 1960 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Ничего особо примечательного в истории второй московской "Ракеты" вроде бы не было. Теплоход отработал 23 навигации, после чего в 1983 году был списан. К этому времени в Москве было уже много более новых теплоходов. После списания была разрезана на металл.


(Фото представлено пользователем Андрюха)

Теплоход "Ракета-18" на канале им.Москвы.
(Архив ОАО "Московский туристический флот", коллекция Г.А.Павлова)

Теплоход "Ракета-18", Северный речной вокзал.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)

Теплоход "Ракета-64" был построен в 1962 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Этот теплоход поработал в Москве эпизодически - может быть одну, может быть несколько навигаций. Он был в составе Московского речного пароходства, но почти всю свою биографию отработал из Рыбинска.Возможно его приход в Москву был приурочен к чему-то, вероятнее всего, теплоход просто сначала работал здесь, а потом был передан в Рыбинск. Факт присутствия "64-й" в Столице имеет несколько фотоподтверждений, как и последующая ее эксплуатация в Рыбинске. С начала 90-х годов "Ракета-64" не эксплуатировалась, а в 1996 году она была списана и распилена на металл в Рыбинске. Фотографии столичной бытности "Ракеты-64":

Теплоход "Ракета-64" на Химкинском водохранилище.


(Фото из коллекции Станислава Круглова)

Теплоход "Ракета-64" на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)

Теплоход "Ракета-78" был построен в 1962 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "78-я" также успела отметиться не только в Москве, но и в Горьком, поработав сначала в Московском, а потом в Волжском пароходстве. После 1973 года она уже точно бегала от Горького по Оке до Дзержинска и Касимова, вероятно до этого она как раз и трудилась в Москве. Теплоход был списан после 1984 года, благо флот тогда постоянно обновлялся. Нас же интересуют фотографии московского периода работы "Ракеты-78":


(Фото с сайта Riverfleet.ru)

Теплоход "Ракета-78" на канале им.Москвы.
(Фото с сайта tsushima.su, пользователь - впередсмотрящий)

Теплоход "Ракета-78" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, А.Сергей И.)

Теплоход "Ракета-102" был построен в 1964 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход работал в составе Московского пароходства и базировался на базе флота в Хлебниково. Изначально "102-я" была обычным рейсовым вариантом "Ракеты" и работала на пассажирских маршрутах в Москве. В начале 2000-х годов она была переделана в банкетный вариант с пассажировместимостью 35 человек (при изначальной вместимости в 64 пассажира). В России все приключения традиционно начинаются по-пьяни, также получилось и с "Ракетой-102". 31 августа 2007 года вечером пьяный моторист вывел теплоход из Хлебниково и повел его в сторону Москвы.Набрав скорость, он не справился с управлением, и на 57 километре канала имени Москвы (в районе г.Долгопрудный) "Ракета-102" на полном ходу вылетела на откос канала. Теплоход получил повреждения крыльевой системы и вала гребного винта. В тот же день пострадавшую "Ракету" удалось снять с мели и отбуксировать на базу. Навигацию 2008 года теплоход отработал, но вот уже три года она стоит на стапеле без работы, постепенно отдавая свои запчасти еще работающим "Ракетам". Будущее "Ракеты-102" весьма туманно.


(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь - И.Панфилова)

Теплоход "Ракета-102" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, masha2411)

Теплоход "Ракета-102" на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь - TOXA)

Теплоход "Ракета-102" на слипе в Нагатино.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)

Теплоход "Ракета-109" был построен в 1965 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход был распределен в Московское пароходство и до 1983 года точно эксплуатировался в Москве. "Ракета-109" в 70-е годы была частой гостьей на рейсах в центре Москвы. После 1983 года теплоход был передан в Рыбинск на замену "Ракете-2". В начале 90-х годов теплоход был выведен из эксплуатации. В 1998-1999 годах распилен на металл. Фотографии "Ракеты-109" в Москве:

Теплоход "Ракета-109" на Москве-реке. 1977 год.
(Фото: Владимир Розовский)

Теплоход "Ракета-109" на Химкинском водохранлищие.
(автор неизвестен)

Теплоход "Ракета-109" на Москве-реке*.

* По ряду признаков Форумчане опознали в теплоходе именно "Ракету-109"

Теплоход "Ракета-170" был построен в 1968 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "170-я" работала в Московском пароходстве на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Этот теплоход визуально отличали от других синие "усы" на скулах. "Ракета-170" отметилась в 1978 году в транспортном проившествии, когда столкнулась на канале имени Москвы с "Ракетой-190". Но, в те годы теплоходы не принято было незамедлительно разделывать на металл и обе "Ракеты" были восстановлены и продолжили свою работу. Последняя навигация у "170-й" была в 1994 году, после чего теплоход был списан и продан. "Ракета-170" была установлена на постамент в качестве берегового кафе в пансионате "Солнечный городок" в Подмосковье.

Теплоход "Ракета-170" на канале им.Москвы.
(Автор: Эдуард)

Теплоход "Ракета-170" на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)

Повреждения теплохода "Ракета-170" после аварии 26.07.1978 года.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь - Андрюха)


(Автор: Мария Романова)

Теплоход "Ракета-170" в пансионате "Солнечный Городок".
(Автор: Мария Романова)

Теплоход "Ракета-172" был построен в 1968 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход поступил в Московское пароходство. Как и у своей ровесницы "Ракеты-170", у "Ракеты-172" усилиями ее экипажа тоже появился опознавательный знак - большая звезда на носу. "172-я" также работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Работала вполне себе благополучно и ничем особенным среди своих сестер не выделялась. В 1991 году осенью, когда капитан перегонял "Ракету" в затон, произошло столкновение теплохода с баржей. У "Ракеты-172" были сильные повреждения крыльевого устройства, однако капитану удалось довести свой теплоход до затона, где позднее "172-ю" подняли на слип. После серьезных повреждений восстанавливать "Ракету" не стали. Она два года простояла на слипе, после чего в 1994 году была распилена на металл.

Теплоход "Ракета-172" на канале им.Москвы.
(Автор: Андрюха)


(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-172" на Химкинском водохранилище.
(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-172" (ближняя) на слипе в Хлебниково.
(Автор фото: Рогожин Андрей)

Теплоход "Ракета-182" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "182-я" работала на пригородных рейсах из Москвы. После навигации 1992 года "Ракета-182" была выведена из эксплуатации, а уже в 1993 году была распилена на металл.


(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-182" (ближняя) и "Ракета-235" у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-182" на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)

Теплоход "Ракета-182".
(Скан с буклета)

Теплоход "Ракета-185" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "185-я" также поступила в Московское пароходство. "Ракета-185" в основном работала на маршрутах в центре Москвы. В начале 2000-х, когда "Ракет" уже было мало, а маршруты в центре стали грузиться хуже, "185-ю" перевели на рейсы от Северного речного вокзала. Она отработала навигацию 2006 года и осталась на слипе в затоне в Нагатино. Тогда казалось, что одна из самых старых линейных ракет Москвы уже не будет спущена на воду. Но, в 2009 году, пройдя ремонт, "Ракета-185" вернулась к работе. И сегодня теплоход находится в эксплуатации.

Теплоход "Ракета-185" на Москве-реке.
(Скан с открытки, Андрюха)

Теплоход "Ракета-185" на Москве-реке, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Сергей Мамонов)

Теплоход "Ракета-185" у причала "Аксаково".
(Автор фото: Андрюха)


(Автор фото: Михаил Виноградов)

Теплоход "Ракета-185" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-190" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Вероятнее всего "190-я" очень не любила фотографироваться, ее фотографий я не нашел никаких вообще. Но я очень хорошо помню этот теплоход. "Ракета-190" вместе со своей сестрой "Ракетой-170" в далеком 1978 году "отметились" в транспортном происшествии. Увы, но это единственное документальное напоминанеи о теплоходе, которым я располагаю. "Ракета-190" проработала до навигации 1994 года, а в 1995 году была списана и распилена на металл.

Описание транспортного происшествия 26.07.1978 года:

Теплоход "Ракета-191 " был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "191-я" работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Она благополучно пережила 90-е годы, когда половина ее сестер перестала существовать. Ее карьера завершилась в 25 августа 2002 года, когда на Химкинском водохранилище "Ракета-191" столкнулась с теплоходом "Акакдемик Якутин". "Ракета" получила серьезные повреждения корпуса и навсегда осталась стоять на слипе в Нагатино. Вместо нее номер "191" получила "Ракета-244", которая к тому моменту уже несколько лет стояла на холодном отстое. Настоящая же "Ракета-191" стала донором запчастей. После аварии в 2010 году "Ракеты-246" у "191-й" была демонтирована носовая часть и установлена на "Ракету-246". Подробнее об аварии "Ракеты-191" . Вот фотографии настоящей "Ракеты-191".

Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы, 1980-е годы.


(Автор: Рогожин Андрей)

Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы.
(Автор: Nik Stepanov)

Теплоход "Ракета-191" в шлюзе №7 канала им.Москвы, 1998 год.
(Автор: Павел Громов)

Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы.
(Автор: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-191" на слипе в затоне в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)

Теплоход "Ракета-194" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "194-я" работала на пригородных рейсах из Москвы. В своей биографии "Ракете-194" удалось поучаствовать в съемках фильма "Приключения Травки". Собственно благодаря этому и можно найти кадры с этим теплоходом. К 1995 году "Ракета-194" была выведена из эксплуатации и распилена на металл. Вот те немногие фотографии "194-й", которые есть:

Теплоход "Ракета-194" на канале им.Москвы, 1976 год.
(Автор: Владимир Розовский)

Теплоход "Ракета-194".
(к/ф "Приключения Травки")

Теплоход "Ракета-194" (ближняя).
(к/ф "Приключения Травки")

Теплоход "Ракета-197" был построен в 1965 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. У "197-й" более интересная биография и география. Построенная в 1965 году эта "Ракета" была отправлена Германию, где работала на междугородних линиях. В начале 70-х годов"Ракета" была возвращена в СССР и получила свой номер. После этого "197-я" была передана в Московское пароходство и начала свою работу в Столице. "Ракета-197" работала на линиях в центре Москвы и только потом перебралася на Северный речной вокзал. Перебралась ненадолго - отработав навигацию 2005 года, "Ракета-197" была поставлена на слип в Нагатино и больше никогда не спускалась на воду. Теплоход находится на холодном отстое, его переспективы не понятны, хотя есть мнение, что "Ракета-197" полностью комплектна и может легко быть введена в эксплуатацию.

Теплоход "Ракета-197" на Москве-реке.
(Скан с открытки)

Теплоход "Ракета-197" на канале им.Москвы, 2005 год.
(Автор: Андрюха)

Теплоход "Ракета-197" у пристани "Водники".
(Автор: Станислав Круглов)

Теплоход "Ракета-197" (ближняя) и "Ракета-235" на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)

Теплоход "Ракета-211" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "Ракета-211" работала на пригородных рейсах из Москвы. Ничего особо примечательного в ее биографии не было. Точно не известно какая навигация была у "211-й" последней. Потом несколько лет она стояла на слипе и в 2003 году была распилена на металл.

Теплоход "Ракета-211" на канале им.Москвы у Хлебниковского завода, 1986 год.
(Автор: Валерий Березин)

Теплоход "Ракета-230" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "230-я" тоже не отличалась любовью к фотографированию и мне удалось найти только один кадр с ее зимовки. "Ракета-230" была списана в 1991 году, а в 1995 году распилена на металл.

Теплоход "Ракета-230" на слипе в Хлебниково.
(Автор: Рогожин Андрей)

Теплоход "Ракета-235" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В Москве "235-я" работала на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Ей провезло проработать в 90-е годы. Ее судьба решилась в 2004 году, когда "Ракета-235" была выведена из эксплуатации. С тех пор вот уже девять лет она стоит на слипе, постепенно отдавая свои запчасти своим более счастливым коллегам. Удастся ли "235-й" снова выйти в рейс? Вряд ли.


(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)

Теплоход "Ракета-235" на канале им.Москвы у Хлебниковского завода.
(Фото с Форума речных путешественников, Речник77)

Теплоход "Ракета-235" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)

Теплоход "Ракета-235" у Северного речного вокзала.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)

Теплоход "Ракета-235" на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)

Теплоход "Ракета-244" был построен в 1973 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Поступила в Московское пароходство, работала на пригородных линиях. Работала также как все, ничем не выделяясь. Также как почти все в середени-конце 90-х осталась без работы и была поставлена на холодный отстой. Несчастье одной из "Ракет" обернулось большой удачей для другой. В конце августа 2002 года "Ракета-191" была повреждена после столкновения, эксплуатация теплохода стала невозможной. Взамен "191-й" нужно было выводить другой теплоход. Тут и наступил звезный час для "244-й" - состояние ее было вполне сносное. Единственный нюанс: за много лет саму "Ракету-244" сохранить худо-бедно удалось, а вот документы на нее пропали все как есть. Было принято судьбоносное решение и "Ракета-244" стала "Ракетой-191". На нее навесили "новые номера", а для пущей убедительности даже перебили номера. И "244-я" в новом обичье стала второй "Ракетой-191".

Теплоход "Ракета-244" на Химкинском водохранилище (спряталась за спинами отдыхающих).

Теплоход "Ракета-244" и ее капитан А.В.Козлов.
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)

Теплоход "Ракета-244" на слипе в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)


(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-244/191" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-244/191" на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-246" был построен в 1973 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "246-я" благополучно пережила 90-е, потом "нулевые" из года в год стабильно выходя в навигацию. Она успела многократно перекраситься, поработать на самых разных рейсах, но продолжала работать. В 2010-м году "Ракета-246" поучаствовала в небольшом происшествии - теплоход врезался в причал и повредил носовую часть. Чтобы восстановить "246-ю", на нее была установлена носовая часть с "Ракеты-191". Невеселые новости приши в этом году - на навигацию 2013 года "Ракета-246" выведена из эксплуатации. Пока разговоры идут, что только на этот год. Будем надеяться, что так оно и будет. Для большинства "крылатых" фраза о выводе из эксплуатации не сулит ничего хорошего.

Теплоход "Ракета-246" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-246" на канале им.Москвы, 2006.
(Автор фото: Андрюха)

Теплоход "Ракета-246" на Москве-реке, 2007.
(Автор фото: Андрюха)

Теплоход "Ракета-246" на Москве-реке, 2008.
(Фото с www.fleetphoto.ru, автор: А.Ф.)

Теплоход "Ракета-246" на Клязьминском водохранлище, 2011 год.
(Автор фото: Ponch)

Теплоход "Ракета-253" был построен в 1974 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "253-я" была самой новой "крылатой москвичкой". Пароходство было укомплектовано скоростными судами и после этой "Ракеты" в Москву уже не поступали. "Самая молодая столичная "Ракета" и просуществовала не очень долго. В 1997 году теплоход получил серьезные повреждения при столкновении с причалом "Солнечная поляна" (была оторвана стойка крыла). В том же 1997 году "Ракета-253" была распилена на металл. Надо сказать, что и эта "Ракета" не очень любила фотографироваться. В сети нашел только вот такое фото.

==================
PS. В годы беззаботного детства меня часто отправляли летом к бабушке с дедом. Жили они на улице Свободы с зубодробительным видом с балкона на Северный речной вокзал. И вот целыми днями летом я просиживал на балконе с подзорной трубой, наверное оттуда появилась моя увлеченность флотом. Теплоходов тогда было больше, но особенно интересно было наблюдать за стаей "Ракет". Они тогда ходили как автобусы, каждые 10 минут еще один теплоход отправлялся в рейс, а на причалах всегда ждал народ. А каждые выходные мы на пароме от "Захарково" ездили на Речной вокзал, там грузились обязательно на рейс до "Речки Черной", потому что он был самым дальним и самым долгим, и ехали на "Ракете" туда-обратно. И это был кайф, скажу я Вам. Мне тогда, конечно, было не до фотографирования, а зря. Теперь и "Ракет" осталось только три (считай две) и их фотографий не сыскать. Уходит в прошлое крылатый символ эпохи некогда мощного судостроения, и было бы очень здорово сохранить то немногое, что осталось несмотря на сложности и экономическую обоснованность. Очень хотелось бы еще показать сыну эти самые-самые красивые корабли.

Суда на подводных крыльях

Теплоход «Ракета» был предназначен для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища Длина - 27 м. Ширина - 5 м. Осадка на плаву - 1,8 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,1 м. Мощность силовой установки - 850 л.с. Скорость - 60 км/ч. Пассажировместимость - 64 человека.

25 августа 1957 года отправляется в свой первый рейс первый отечественный корабль на подводных крыльях «Ракета».

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях . Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.
Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини.

Энрико Форланини (в центре)

Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.

катер Форланини

В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного - оптимальной формы подводного крыла.
Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других - недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.

Ганс фон Шертель

Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.
Молодого человека захватила идея - заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.
И обратил!

Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев - выпускник института - защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях ». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей - одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса - примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.

После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков - главной продукции завода. Время-то было военное.
На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета» .
Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет» , в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.
«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.
В Нижнем Новгороде «Ракеты» использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.

пассажирский салон “ Ракеты “

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1» ) появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна Ростислав Евгеньевич Алексеев и лично продемонстрировал её Хрущёву.

На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях : «Ракета» , «Стрела» , «Спутник» , «Метеор» , «Комета» , «Циклон» , «Буревестник» , «Восход» . Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире - «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».

корабль на ПК проекта “ Бабочка “


ракетный катер на ПК МРК-5

МРК-5 у пирса военно-морской базы

МРК-5

ТТД:
Водоизмещение: 432 т.
Размеры: длина - 56,6 м, ширина - 10,2 м (21,1 м с опущенными крыльями), осадка - 2,35 м (8,0 м с опущенными крыльями).
Скорость хода максимальная: 60 узлов.
Дальность плавания: 700 миль при 45 узлах.
Силовая установка: 2 газовых турбины М-10 по 18000 л.с. на 4 винтах в опускаемых колонках, 2 дизеля ДРА-211 по 1100 л.с. для малого хода
Вооружение: 2х2 пусковых установки ПКР "Малахит (4 ракеты П-120), 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет).
Экипаж: 40 чел.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

Существовала также пожарная модификация «Ракета-П » с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час.
В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, комфорт, высокая экономичность позволяли крылатым судам успешно конкурировать с другими видами транспорта. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. Помимо «Ракеты» в СССР строились и другие типы гражданских теплоходов на подводных крыльях. К 1985 году на водных магистралях страны использовались более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета» , десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». В нашей стране суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 миллионов пассажиров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.

С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.

Теплоход «Беларусь» отличался тем, что имел очень малую осадку: на плаву — 0,91, при ходе на крыльях — 0,3 метра. Для сравнения: те же параметры у теплохода «Ракета» — 1,8 и 1,1 метра.

«Беларусь» обслуживал пригородные и местные речные линии протяженностью до 320 километров. Судно брала на борт 40 пассажиров и при эксплуатационной мощности 600 лошадиных сил развивает скорость 65 километров в час.

Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей.

Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Длина - 8,5 м. Ширина - 2,1 м. Осадка на плаву - 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях - 0,55 м. Скорость - 60 км/ч. Мощность - 70 л.с. Пассажиры - 6 человек.

Теплоход «Метеор» предназначался для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. Длина - 34,6 м. Ширина - 9,5 м. Осадка на плаву - 2,3 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,2 м. Скорость - 65 км/ч. Силовая установка - 2x850 л.с.. Пассажиры - 124 человек.

«Метеоры» производились с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе была демонтирована.


Теплоход «Комета» был предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. Длина - 35,1 м. Ширина - 9,6 м. Осадка на плаву - 3,2 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,45 м. Скорость - 32 - 34 узла. Силовая установка - 2x850 л.с.. Пассажиры - 118 чел.

Теплоход «Восход» был создан для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Длина - 27,6 м. Ширина - 6,4 м. Осадка на плаву - 2,1 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,1 м. Скорость - 65 км/ч. Силовая установка - 2x500 л.с.. Пассажиры - 71человек.

Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.


Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км Длина - 43,2м. Ширина - 7,4 м. Осадка на плаву - 2,0 м. Осадка при ходе на крыльях - 0,6м. Скорость - 90 км/ч. Мощность - 2x2700 л.с.. Пассажиры - 150 чел.

«Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Речные и морские экспрессы - корабли на подводных крыльях. Впечатления от путешествия на них - одни из самых ярких воспоминаний о речных или морских путешествиях.

Главный конструктор этих судов - Ростислав Алексеев.


Всего было построено более 3000 пассажирских кораблей на подводных крыльях на верфях России,Украины и Грузии.

Вот так транспортировали эти суда. Памятник Р. Алексееву в Нижнем Новгороде.


Инженер Советского Союза, Ростислав Алексеев, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» в 1941 году, в возрасте 25-и лет. В войну, руководство завода, на котором он работал – выделило время и средства, для работы над СПК. Однако боевые катера Алексеева появились уже в конце войны, и повоевать не успели. После войны Алексеев продолжил работы для армии, но также разрабатывал и пассажирское судно, которому дал броское и актуальное в те годы имя «Ракета», как сегодня «Форсаж».

"Ракета" - это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Разработан и спущен на воду в 1957 году на верфи завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Производство продолжалось до середины 1970-х годов. Это судно было награждено Золотой Медалью на Брюссельской Выставке.


За период с 1957 по 1979 год построили около 300 судов этого класса. Производство наладили в Феодосии (ФСК «Море»), Волгограде, Ленинграде(Санкт-Петербург), Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия). Ракеты, кроме СССР, покупали Финляндия, Китай, Литва, Румыния и ФРГ. Некоторые ракеты по сей день используются в рейсах. А многие ракеты, после развала СССР, переоборудованы в кафе и дачи. Вскоре название "Ракета" стало синонимом всех судов этого типа, независимо от названия их моделей.


«Ракета» на подводных крыльях, хоть и создавалась по приказу Министерства судостроения, однако имела сомнительные перспективы, из-за необычности и нестандартности для того времени. Скорее всего, именно из-за страха быть непонятым, Ростислав Алексеев, и задумал дерзкий план – показать «Ракету» самому секретарю ЦК — Никите Хрущеву, в обход начальства. А сделано это было так: жарким летом 1957-го года, в день студенческой молодежи, Алексеев приказал спустить на воду «Ракету», и на полном ходу направился от завода «Красное Сормово», прямиком в Москву. Зная, где останавливается Хрущев, Алексеев пришвартовал ракету, и предложил генсеку покататься. Вот генеральный секретарь плывет со сверх-скоростью по Москве-реке, легко обгоняя остальные суда, а на этот заплыв смотрят изумленные студенты, приехавшие со всего Мира на фестиваль. «Ракета» поразила Никиту Сергеевича, и под взрывом приятных чувств, Он тут же произнес памятные слова «Хватит Нам по рекам на волах ездить! Будем строить!».

Ракета стала крупносерийным теплоходом, Алексеев получил право обращаться раз в год к Хрущеву напрямую, а также вражду с министром судостроения – Борисом Бутомой: «Через головы лезет гад!». Тут упомяним, что Борис Бутома – тоже талантливый инженер, и грамотный руководитель, но прыжок через голову начальства, поссорит этих двух талантливых людей. Дальнейшие ошибки и Бутомы, и Алексеева – приведут к трагическому концу.

"Ракеты" на Северном речном вокзале в Москве.

Схема маршрутов "Ракеты" по каналу имени Москвы


Ракета служила пожарным во времена СССР, в 2000-ых годах пожарная ракета ушла на пенсию. Ее переезли на тренировочную базу МЧС. За время работы эта ракета эвакуировала не одну сотню пассажиров с тонущих кораблей, и около десятка кораблей потушила.


Длинна: 27 м

Ширина: 5 м

Высота (на крыле): 4,5 м

Осадка (полная): 1,8 м

Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч

Силовая установка: 1000 лс. дизель М50

Движитель: винт

Экипаж/ обслуга: 3

Пассажиров: 64

Газотурбоход "Буревестник".


Газотурбоход Буревестник - самый скоростной вид речного транспорта. Имеет два двигателя
от Ил-18. В 1964-1979 работал на маршруте Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.


Это самое красивое судно на подводных крыльях, из всех созданных ранее и позже.


В 1964-ом году на эксплуатацию стал флагман речного пассажирского флота СССР «Буревестник», вмещавший 150 пассажиров, и имевший эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако и этот корабль в серию не пошел, хотя эксплуатировался около 15-и лет.


Проблемы у Буревестника оказались - два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма корабля была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс.


В 1974 году «Буревестник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили.


После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на спил, а позднее отбуксировали на полигон, где и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году распилен на лом.

Длинна: 43,2 м
Ширина корпуса: 6 м
Высота (на крыле): 7 м
Водоизмещение: 40 т
Осадка: 2 м
Рабочая скорость: 45 у.з., 97 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 2х ГТД АИ24
Движитель: 2х водомет
Вид и траты ГСМ: Керосин, 330 г/л.с.
Пассажиров: 150

«Чайка» — экспериментальная ракета, построенная в единичном экземпляре в 1962 году. Чайку создали как уменьшенную модель, грядущего «Буревестника». На ней оттачивалась новая форма подводного крыла, аэродинамические обводы и водомет – как новый движитель. Существуют утверждения, что на "Чайке" также отрабатывалась геометрия корпуса экраноплана «КМ».


Чайка работала как развозное судно для сотрудников Речфлота, набирая скорость в 85-90 км/час и вмещая до 30 пассажиров. А затем её разрезали на металл. Чайка прожила всего пару лет, но превратилась в символ скоростного корабля для СССР.


Длинна: 26,3 м
Ширина: 3,8 м
Высота: 3,5 м
Водоизмещение: 9,9 т
Осадка: 0,6 м
Рабочая скорость: 40 у.з. 85 км/ч
Силовая установка: 1200 л.с. дизель
Движитель: водомет
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 30

Теплоходы «Метеор» и «Комета».


В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор». Потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета.


Так «Метеор» брал на борт уже 115 человек, имел комфортабельный салон (с баром и кафе), и большую дальность хода.


Однако и использовал два двигателя, вместо одного, что по эксплуатации и рентабельности – делало «Метеор» равным «Ракете».


На базе "Метеоров" спроектировали морскую версию «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность корабля.


Кометы производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.


С «Кометой 44» связан случай 1992-го года, во время конфликта Грузии и Абхазии. Неизвестный вертолет обстрелял из пулемета «Комету 44», с 70-ую пассажирами на борту, Комета остановилась, для досмотра. Но вместо досмотра, вертолет сделал боевой разворот и открыл огонь НУРС (неуправляемыми ракетами). 3-ий залп попал в корпус, и проделал дыру ниже ватерлинии, размером 1м2. Если бы «комета» осталась на месте, то утонула бы. Но экипаж, включил двигатели на максимум, и СПК поднялся на крылья, что не позволило кораблю утонуть. «Комета» дошла до Сочи благополучно.


"Комета-44" в Турции


Что касается Метеоров, то они производились с 1961 по 1993 год, построено более 400 кораблей. Сегодня их модернизируют, устанавливая экономичные двигатели, и перепродают за границу (в КНР, Грецию и Южную Корею).


Некоторые машины, как метеор «Верный» — покупаются частными лицами и превращаются в элитные супер-яхты, с современными каютами, душевыми, залами отдыха.


СПК "Метеор-Верный" на Енисее.


"Метеоры" на отдыхе в Санкт-Петербурге


Один из "Метеоров" был переоборудован в бар в городе Канев, Украина:


А этот "Метеор" попал в Китай. Работает на реке Янцзы


«Спутник» и «Вихрь».

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, со стапелей спускают теплоход типа 329 «Спутник» — самый крупный (на то время) СПК. Он перевозит 300 Пассажиров, со скоростью 65 км/час.


Но в течении 4-х лет эксплуатации, выявилась масса недостатков: и большая прожорливость 4 двигателей, и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации, от работы стольких дизелей. В итоге «Спутник» в одном из заплывов налетел на топляк, поломав один двигатель. Корабль мог и дальше ходить, но на крыло уже не «взлетал», и потому его поставили как памятник Советским СПК, в городе Тольятти. В 2005 году внутри пылал пожар, из-за чего внутренняя часть судна сильно пострадала.


Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Есть информация, что построили 3 «Вихря», один имел 4 дизельных двигателя, как и «Спутник», а два других комплектовались авиационными турбинами АИ-20А. Судьба этих теплоходов неизвестна.


Для сравнения "Спутник" и "Ракета" на Волге.


Длинна: 48 м
Ширина: 12 м
Высота: 7,5 м
Осадка: 2,5 м
Рабочая скорость: 37 у.з., 65 км/ч
Расход ГСМ: 650-750 кг/ч
Силовая установка: 4х1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Пассажиров: 240

«Беларусь» и «Полесье».


Для неглубоких рек, глубиной чуть более метра, в 1963 году разработали теплоход "Беларусь", названную в честь Республики, в которой этот теплоход собирали (завод в Гомеле). Беларусь брала 40 пассажиров. Построили около 30 кораблей. В 2005 году эти корабли успешно ходили по Каракумскому каналу.


В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: теплоход типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями теплохода типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров. Построили чуть менее сотни этих кораблей. Эти СПК до сих пор находятся в эксплуатации, например в Румынии, и Белоруссии.

Длинна: 21,5 м
Ширина: 5 м
Высота: 2,6 м
Водоизмещение: 12 т + 6 т груза
Осадка: 0,9 м

Дальность хода: 400 км

Движитель: винт
Вид и траты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 2
Пассажиров: 50

«Восход» и «Ласточка».


"Ракеты" и "Метеоры" старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник "Ракеты". Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «Восхода», лучше, чем у "Ракеты". Кроме того, хотя "Восход" проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму.


С 1973-го года, построено около 300 кораблей, а дальнейшее строительство остановил развал СССР и экономический кризис, длящийся уже 25 лет. Новые суда продолжают строить малыми сериями.

Так, Нидерландская фирма «Коннексикон» заказала три модернизированные версии Восхода в 2003 году. Эти корабли поставлялись в Канаду, Турцию, Австрию, Таиланд и Китай.

Последние 3 СПК этой серии собрали в 2003 году для фирмы Коннексикон, в Нидерландах.


Длинна: 27,6 м
Ширина: 6,4-7 м
Высота (на крыле): 4 м
Водоизмещение: 20,4 т + 8 т груза
Осадка (полная): 2 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 1000 л.с. дизель
Движитель: винт Nраты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 3 / 5
Пассажиров: 70


В виду того, что «Восход» мог работать и в море, «морская» версия этого теплохода, названная «Ласточка», появилась гораздо позже, в 80-х.


И имела существенные изменения – измененную форму крыльев, и двухдвигательную силовую установку, которые кроме мореходности, увеличили скорость до 85 км/час. Собрали 3-4 теплохода, которые купли Европейские фирмы.


Малоизвестный факт — в 1986 году, "Ракеты" и "Восходы" Украинской ССР участвовали в вывозе жителей Припяти. Один из Чернобыльских "Восходов", называется «Шквал» — подходящее имя, для борца с той трагедией.

"Олимпия".


Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Олимпия" (далее СПК "Олимпия") является общепризнанным флагманом российского скоростного пассажирского флота. Его облик завораживает и создает ощущение скрытой стремительности и мощи, которые в полной мере можно почувствовать при плавании на этом судне. Это судно полностью соответствует гордому и прекрасному имени "Олимпия", данному ему создателем - знаменитым "Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева", г. Нижний Новгород, чьи достижения в проектировании судов на подводных крыльях и экранопланов не превзойдены до настоящего времени ни кем в мире.


Необходимо также обратить внимание на то, что СПК "Олимпия", о которых пойдет речь ниже, были построены на судостроительном предприятии, обладающем уникальными техническими и технологическим возможностями, имеющем высококвалифицированных специалистов, - Феодосийской Судостроительной Компании "Море", г. Феодосия, на котором за время его существования было построено и спущено на воду более 630 судов, продукция которого была поставлена в 40 стран мира.


Теплоход "Олимпия - Гермес" в Сочи.


"Колхида" и "Катран"


СПК "Катран" и "Колхида" - братья-близнецы.

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК "Колхида". Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург - Валаам, под названием "Триада", другое в Новороссийске - "Владимир Комаров".

"Колхида" - тип морских пассажирских двухвинтовых судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок пассажиров. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Суда выпускались по проектам 10390 и 10391, разработанным ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева и утвержденным в 1980 г. Строились на Потийском судоремонтно-судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Первое судно серии вышло на испытания в 1981 г. Суда данной серии имели ряд усовершенствований по сравнению с серией «Комета». Корпус судна, схваченный с помощью аргонно-дуговой и контактной сварки, был разделен ниже главной палубы по длине водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков, непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков. Носовой салон не имел лобовых окон. Имелось специальное помещение для багажа. Всего было построено около 40 теплоходов этой серии.


В настоящее время в Российской Федерации на пассажирских линиях почти не используются — ряд судов законсервирован, продан за границу, порезан на металл, переоборудован в кафе. Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в зарубежных странах.


Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева серии судов «Колхида-М» (проект), «Катран» (построено 4 судна, 2 из которых: «Сифлайт-1» и «Сифлайт-2», работают на скоростных линиях на Черном море), и «Катран-М» (проект).


Схожим с «Колхидой» и «Катраном» по внешнему виду было экспериментальное судно на подводных крыльях «Альбатрос», построенное в единственном экземпляре на Потийской судоверфи в 1988 г. В отличие от «Колхиды» «Альбатрос» имел высокооборотные дизельные двигатели М421 советского производства (завода «Звезда»).


До 1996 г. работал на линиях Черноморского морского пароходства (порт приписки Одесса), после был продан и работал в Средиземном море на линии между Кипром и Ливаном под названием «Flying Star».

"Катран" - Пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях проекта 10391, предназначенный для скоростной перевозки пассажиров на морских и озерных прибрежных линиях, с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах и дальностью плавания до 380 миль. Головное судно построено в 1994 году.

"Циклон"


«Циклон» — новый флагман, но уже морских пассажирских СПК. Оснащён двумя газо-турбинными двигателями (ГТД), имеет скорость 70 км/час, и вместимость до 250 пассажиров. «Циклон» является морским СПК второго поколения, и построен в 1986 году. Конкурентом Циклона была «Олимпия», которая строились на той же верфи, в Феодосии.


Существует 1 готовый «Циклон», который в 2004 году вернулся из Греции в Феодосию на ремонт, но так там до сих пор и стоит, в полуразобранном состоянии. Кроме того, существует минимум еще 1 задел Циклона, с готовностью 30%. Есть неподтвержденные данные, что имелся и второй задел «Циклона» с готовностью 15%, однако Его могли уничтожить.

Длинна х Ширина х Высота: 44,2м х 12,6м х 14,2м
Водоизмещение: 101 т + 36 т груза
Осадка (на плаву/крыле): 4,3 м / 2,4 м
Рабочая скорость: 42 у.з., (70 км/ч)
Дальность хода: 300 миль
Силовая установка: 2х3000 л.с. ГТД
Движитель: 2х винта
Вид и траты ГСМ:керосин
Пассажиров: 250

Еще интересный факт – все СПК стоят на военном учете, в случае войны они должны использоваться как речные госпитали.

Новые разработки ЦКБ по судам на подводных крыльях им Р.Е. Алексеева
В ходе выставки «Международный военно-морской салон-2013», прошедшей в Санкт-Петербурге, российские судостроители объявили о грядущем возрождении одного почти забытого направления. В течение июля рыбинский судостроительный завод «Вымпел» начнет строительство нового судна на подводных крыльях. Последний раз подобная техника в нашей стране строилась около двадцати лет назад.

Нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК) несколько десятилетий назад создало несколько моделей такой техники, получивших широкую известность. Тем не менее, в последнее время разработка и строительство судов на подводных крыльях прекратились. Новое судно, закладка которого запланирована на ближайшие дни, будет строиться в соответствии с новым проектом 23160 «Комета-120М». Этот проект, как утверждается, объединяет в себе лучшие наработки прошлых лет, а также современные технологии и электронное оборудование. По образному выражению генерального директора и главного конструктора ЦКБ по СПК С. Платонова, «Комета-120М» отличается от предыдущей «Кометы» так же, как поезд «Сапсан» отличается от простой электрички.

От предыдущих судов на подводных крыльях новая «Комета-120М» в первую очередь отличается широким использованием в конструкции композиционных материалов. Кроме того, серьезным доработкам подверглись системы управления. В результате всех этих мер удалось сэкономить несколько тонн и заметно облегчить судно. Снижение веса всего судна, в свою очередь, позволило изменить осадку и конструкцию подводных крыльев, что в конечном итоге благотворно сказалось на ходовых качествах. Заявленная максимальная скорость «Кометы-120М» – около 60 узлов, что превышает возможности всех предыдущих судов этого класса.

Суда проекта 23160 предлагается оснащать современным электронным оборудованием навигации и связи. На салоне МВМС-2013 ЦКБ по СПК продемонстрировало не только модели своих судов на подводных крыльях, но и натурный макет систем управления «Кометы-120М». Все привычные приборы на панели заменены несколькими крупными мониторами, а большая часть органов управления уступила свое место кнопочным пультам. При этом функциональность и информативность новых систем полностью соответствует, а по некоторым показателям и превышает соответствующие показатели систем, применявшихся ранее.

Заявленные экономические качества нового судна «Комета-120М», вероятно, заинтересуют потенциальных заказчиков. Срок окупаемости определен в пять лет, а общий срок службы при своевременном техническом обслуживании должен превысить 25 лет. В течение этого срока в ходе каждого рейса судно сможет перевозить до 120 пассажиров. Особо отмечается, что для заказа доступны два варианта «Кометы-120М», предназначенные для эксплуатации на реках и на море. Большая часть конструкции обоих вариантов не имеет никаких различий, но судно для моря будет иметь иное антикоррозионное покрытие элементов конструкции и подводное крыло другой формы, приспособленное для работы в условиях моря.


Строительство первого судна на подводных крыльях проекта «Комета-120М» начнется буквально со дня на день. В дальнейшем ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева планирует довести до производства еще несколько подобных проектов. Так, на прошедшей выставке демонстрировался макет судна на подводных крыльях проекта 23170 «Циклон-250М», рассчитанного на перевозку 250 пассажиров. Кроме того, в ближайшие годы может начаться серийное строительство судов проекта 23180 «Валдай-45Р», способных перевозить около четырех десятков пассажиров. Однако эти проекты пока остаются лишь в планах. В первую очередь ЦКБ по СПК намерено запустить производство новых «Комет-120М». Только после того, как эти суда отправятся работать на пассажирских перевозках, начнется подготовка к строительству СПК других типов.

Толчком к нынешним работам ЦКБ по судам на подводных крыльях и судостроительного завода «Вымпел» можно считать Федеральную целевую программу «Развитие гражданского морского транспорта», в рамках которой ведется финансирование перспективных научно-исследовательских и конструкторских программ. В ходе этой программы одно только ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева по заказу министерства промышленности и торговли ведет несколько проектов, общая стоимость которых превышает 590 миллионов рублей. Согласно имеющейся информации, от Центрального конструкторского бюро требуется до 2014 года подготовить четыре проекта судов на подводных крыльях и два проекта судов на воздушной каверне, а также провести несколько исследовательских программ, необходимых для осуществления прочих проектов.

Высокие характеристики новых судов на подводных крыльях, а также большой опыт эксплуатации подобной техники позволяют предполагать, что «Комета-120М» заинтересует потенциальных заказчиков и в определенном количестве поступит на службу в компаниях-перевозчиках. О конкретных перспективах новых проектов ЦКБ по СПК пока говорить рано, поскольку еще даже не началось строительство первого судна нового проекта.

Приподнявшись над поверхностью воды, эти суда проносятся мимо со скоростью курьерского поезда; вместе с тем они предоставляют своим пассажирам такой же комфорт, как на реактивном воздушном лайнере.
Только в одном Советском Союзе - ведущей стране по судам этого класса - суда различных типов на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров.
В 1957 году с Феодосийского судостроительного завода в Украине сошла первая «Ракета» проекта 340. Теплоход способен был развивать неслыханную по тем временам скорость 60 км/час и брать на борт 64 человека.


Вслед за «Ракетами» в 1960-х появились более крупные и комфортабельные двухвинтовые «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Пассажировместимость этих судов составляла 123 человека. Теплоход имел три салона и бар - буфет.



В 1962 году появляются «Кометы» проекта 342м, фактически те же «Метеоры», только модернизированные для эксплуатации в море. Они могли ходить при более высокой волне, имели радиолокационное оборудование (РЛС)



В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» спускает на воду судно проекта 329 «Спутник» - самый крупный СПК. Он перевозит 300 пассажиров, со скоростью 65 км/час. Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Но в течение четырех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков, в том числе - большая прожорливость четырех двигателей и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации.

Для сравнения «Спутник» и «Ракета»

«Спутник» сейчас...
В Тольятти из него сделали то-ли музей, то-ли кабак. В 2005 году случился пожар. Сейчас это выглядит так.



«Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии! Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький. «Буревестник» вмещал 150 пассажиров, и имел эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако в серийное производство не пошел - два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива.

С 1977 года не эксплуатировался. В 1993 году разрезан на лом.

В 1966 году гомельский ССРЗ выпускает судно для неглубоких рек, глубиной чуть более 1 метра «Беларусь» пассажировместимостью 40 человек и скоростью 65 километров в час. А с 1983 года станет выпускать модернизированную версию «Полесье», которая уже берет на борт 53 человека при той же скорости.


Ракеты и Метеоры старели. В ЦКБ Р. Алексеева создавались новые проекты. В 1973 году Феодосийский судостроительный завод спускает на воду СПК второго поколения «Восход».
«Восход» - это прямой приемник «Ракеты». Это судно экономичней и вместительней (71 чел.).



В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида». Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург - Валаам, под названием «Триада», другое в Новороссийске - «Владимир Комаров».




В 1986 году в Феодосии был спущен на воду новый флагман морских пассажирских СПК двухпалубный " Циклон", который имел скорость 70 км/час и брал на борт 250 пассажиров. Эксплуатировался в Крыму, потом был продан в Грецию. В 2004 году вернулся в Феодосию на ремонт, но стоит там до сих пор в полуразобранном состоянии.