Цивилизация древней индии кратко самое главное. Ранние цивилизации древней индии. Язык и письменность

04.07.2020

Цивилизация древней Индии

Синдху - так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены - как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово - Индия.

На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды - невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода - залог богатого урожая, а урожай - это жизнь. Поклонение воде, начитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной...

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени "подтолкнули" Христофора Колумба к открытию Америки...

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме - юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты - жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу - круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

от здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед - древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает "знание") являются "Ригведа" (Веда гимнов), "Яджурведа" (Веда жертвенных формул), "Сомаведа" (Веда песнопений), "Атхарваведа" (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией "двиджати" - "дважды рожденных". Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их "джати", а ученые - "варны"). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов "Ригведы" описывает так. Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук - кшатрии, из бедер - вайшьи, а из ступней - шудры. Шудры считались "экаджати" - "единожды рожденными". Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд "упанаяна", сопровождавшийся торжественным надеванием "упавита". После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли "авадхья" - "неприкосновенные". Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии - "наделенный могуществом". Хорошо знакомое нам слово "раджа" (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники - земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы - относились к вайшьям.

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения "дважды рожденным".

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные "пуры". Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты - каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской им перии, через которую проходил в древности Великий шел ковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая - под командованием Пердикки и Гефистиона - переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора - правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока ("Лишенный печали"). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока ("Жестокий Ашока"). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: "...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам" (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: "И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно". Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

Индия является также родиной индуизма - одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

Отличительная особенность индуизма - многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра - повелитель дождя, победивший Вритру - демона засухи. Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют "Синегорлым". В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает "Горянка", два сына. Первый - четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой - стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает "Хорошо пахнущая". По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям - нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд - "Земля змей".

В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре - месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

Бесценным наследием великой индийской культуры является "Махабхарата" - огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В "Махабхарате" много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов - Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в "Бахагават-гите" ("Бо-

жественной песне"), считающейся самой священной частью "Махабхараты". Некоторые места "Бхагават-гиты" звучат вполне современно:

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
Кто же собой не владеет,
тот, враждуя, себе враждебен.

Пическая поэма "Рамаяна" в противоположность "Махабхарате" - единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В "Рамаяне" рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи - Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом, убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

"Рамаяну" и "Махабхарту" можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа - "наука о долгой жизни". Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником, и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса "хармика" ("дворец богов"). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые "амалака". Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три - количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых "торана", представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами - как читать увлекательную книгу.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
следуя одному обету,
Говорите доброе слово!

Раздел - I - Краткое описание Древней Индии
Раздел - II - Культура и религия

Древняя Индия - это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее кол-во различных духовных ценностей. Древняя Индия - это достаточно богатейший субконтинент с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Инди. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.

Свое название Индия приобрела от названия реки Инд, в долине которой и располагается. «Инд» в пер. значит «река». Протяженностью 3180 километров, Инд берет свое начало в Тибете, протекает через Индо-Гангскую низменность, Гималаи, впадает в Аравийское море. Разные находки археологов говорят о том что в Древней Индии было человеческое общество уже в период каменного века, и именно тогда возникли 1-ые социальные отношения, зародилось искусство, появились постоянные поселения, возникли предпосылки для развития одной из древних мировых цивилизаций - Индийская Цивилизация, появившаяся в Северо-Западной Индии (сегодня почти вся территория Пакистана).

Она датируется приблизительно XXIII—XVIII веками до нашей эры и считается 3-ей по времени появления цивилизацией Древнего Востока. Ее развитие, как и первых 2-ух—в Египте и Месопотамии, — было на прямую связано с организацией высокоих урожаев поливного земледелия. Первейшие археологические находки терракотовых статуэток и керамических изделий относят к 5 -му тысячелетию до н.э., они были изготовлены в Мехргархе. Из этого следует что, Мехргарх уже можно считать настоящим городом - это первый город в Древней Индии, о котором нам стало известно по раскопкам археологов. Исконным божеством у коренного населения Древней Индии - дравидов, был Шива. Он находится в числе 3-х главных божеств индуизма - Вишну, Брахмы, и Шивы. Все 3 бога считаются проявлением единой божественной сущности, но за каждым закреплена конкретная «сфера деятельности».

Так, Брахма считается творцом мира, Вишну был его хранителем, Шива был его разрушителем, однако именно он же заново его воссоздаёт. Шива у коренных жителей Древней Индии считался главным богом, считался образцом, достигшим своей духовной самореализации, управителем мира, демиургом. Долина Инда простирается на С-З субконтинента по соседству с древнейшем Шумером. Между данными цивилизациями, безусловно существовали торговые взаимоотношения, и вполне возможно, что именно Шумер оказал огромное воздействие на Индийскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории основным путем вторжения новых идей оставался сев-зап. Все другие пути в Индию были настолько закрыты морями лесами и горами, что, к примеру, великая древние китайская цивилизация почти не оставила в ней никаких следов.

Природа и население Древней Индии

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии —Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. На Севере Индии проходит горный хребет Гималаи, отделяющий Индию от других стран.
Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом. Между этим плоскогорьем и Гималаями расположена обширная низменность, где протекают две могучие реки: Инд и Ганг. Обе они берут начало в Гималаях
и вместе со своими многочисленными притоками образуют плодородные долины, отделенные одна от другой тропическими лесами и пустынями. В долинах рек много земли, пригодной для обработки и пастбищ.
Животный мир Индии очень богат и разнообразен. Населению приходилось вести непрерывную борьбу с хищниками—тиграми, пантерами, медведями, уничтожавшими людей и домашний скот, а также со слонами, вытаптывавшими посевы.
Индия заселена с глубокой древности. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди. В третьем тысячелетии до н. э. в долине Инда возникают рабовладельческие государства со своеобразной культурой. Ученые раскопали в пустыне развалины городов с большими зданиями из кирпича и камня. Население этих городов занималось земледелием и скотоводством. Из камня, слоновой кости и металла искусные ремесленники изготавливали различную утварь и предметы роскоши. Была развита торговля, как внутренняя, так и внешняя. В городах имелись крытые рынки. Торговые связи поддерживались с Индокитаем и Месопотамией. У древнейшего населения Индии было письмо, которое пока еще не прочтено.

Во втором тысячелетии до н. э. с северо-запада в Индию проникли многочисленные племена, называвшие себя арии, что на языке древних индийцев означает «благородные». Арии были кочевниками-скотоводами. Главное их богатство—крупный рогатый скот, а основная пища — молочные продукты. Впоследствии корова считалась у индийцев священным животным. Ариям была известна лошадь, появившаяся в Индии одновременно с ними. Коней запрягали в повозки и колесницы, приспособленные для быстрой езды и боя с врагами. Во главе племен ариев стояли племенные вожди — раджи. Власть их была ограничена советом старейшин.
С конца второго тысячелетия, с распространением железных орудий, индийцы начинают осваивать долину Ганга, расчищая джунгли, осушая болота. Они сеют ячмень и рис, возделывают хлопок. Полукочевое скотоводство уступает место земледелию.

Образование рабовладельческих государств.

Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
Со временем совет старейшин теряет свое значение. Из племенной знати набираются военачальники и чиновники, ведающие сбором" налогов, организацией работ по вырубке лесов и осушению болот. Значительную роль в создающемся государственном аппарате начинают играть жрецы — брахманы.. Они учили, что царь выше других людей, что он, «подобно солнцу, жжет глаза и сердце и никто на земле не может даже смотреть на него».

Касты и их роль.

В рабовладельческих государствах Индии в первом тысячелетии до н. э. население делилось на четыре группы, называвшиеся кастами К Первая каста состояла из брахманов. Брахманы не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений. Вторая каста—кшатрии — была представлена воинами; в их руках находилось и государственное управление. Между брахманами и кшатриями часто велась борьба за власть. В третью касту — вайшьев — входили земле¬дельцы, пастухи и торговцы. Все покоренное ариями местное население составило четвертую касту — шудр. Шудры были слугами и исполняли самую тяжелую и грязную работу. Рабы не входили ни в одну касту.
Деление на касты нарушило старое племенное единство и от¬крыло возможность для объединения лиц, происходивших из разных племен в пределах одного государства. Принадлежность к касте была наследственной. Сын брахмана рождался брахманом, сын шудры — шудрой. Для увековечения каст и кастового неравенства брахманы создали законы. В них говорится, что сам бог Брахма установил неравенство между людьми. Брахма, по словам жрецов, создал из своих уст брахманов, из рук — воинов, из бедер — вайшьев, а из ступней, которые в пыли и грязи,— шудр.
Кастовое деление обрекало низшие касты на тяжелый, унизительный труд. Оно закрывало способным людям путь к знанию и государственной деятельности. Кастовое деление тормозило развитие общества; оно играло реакционную роль.

Государство Маурьев в Древней Индии

В середине первого тысячелетия до н. э. произошли важные изменения в хозяйственной жизни страны. К этому времени основная часть долины Ганга была освоена. В сельском хозяйстве широко используется искусственное орошение. Процветают торговля и ростовщичество; растут и богатеют города.
Появилась необходимость в едином сильном государстве, способном обеспечить организацию оросительных или иных работ в широких размерах и вести захватническую политику в интересах господствующего класса. В V в. до н. э. в ходе длительной и упорной борьбы между небольшими государствами преобладающее влияние приобретает государство Магадха. Оно распространяет свое господство на все области между Гангом и Гималаями. В конце IV в. до н. э. вся Северная и часть Южной Индии объединилась под властью царя Чандрагупты. Он был основателем династии Маурьев. В государстве Чандрагупгы и его преемников была сильная армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Царь управлял страной, опираясь на чиновников и военачальников.
Содержание войск и чиновников ложилось тяжелым бременем на трудящееся население страны. Увеличивалась эксплуатация крестьян-общинников, ремесленников и рабов. Рабами были не только чужеземцы, захваченные в плен, но и индийцы, оказавшиеся в долгу у богатых людей.
Центрами жизни индийского общества становятся крупные города. В городах проживают чиновники, жрецы, торговцы, ремесленники, а также слуги и рабы богатых людей. Быт горожан начинает сильно отличаться от быта сельского населения.
Государство Маурьев достигает наибольшего расцвета при внуке Чандрагупты — царе Ашоке (273—236 гг. до н. э.). Продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей.

Государство Гупт и его падение.

В первой половине IV в. Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства — Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань.
В IV—V вв. продолжается развитие земледелия, ремесла и торговли. Индийцы освоили новые земли, прежде занятые джунглями; шире, чем прежде, применяли искусственное орошение. Они выращивали хлопок и сахарный тростник. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны.
Ремесленники добились больших успехов в изготовлении украшений, оружия, выделке тончайших хлопчатобумажных и шелковых изделий. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.

Подъем хозяйства в Индии в IV—V вв. связан с использованием труда свободных земледельцев, которым давали во временное пользование участки на условиях уплаты ими доли урожая. Рабовладельческая знать постепенно отказывается от использования труда рабов в своем хозяйстве.

Окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии способствует вторжение в середине V в. северных племен гуннов, образовавших на территории Индии свою державу.

Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос , а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия .

На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…

Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки…

Как жили древние Индийцы

Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с .

Мохенджо-Даро и Хараппа

История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа .

По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

Индийские Веды и деление на касты

В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
Те, что медом пропитаны,
мед источают,
медом воздействуют,
Те, что приносят жертву
и богатство богам,
Великую славу, дбычу и мужество нам.

А вот как звучит заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями,
богатая коровами,
богатая радостями,
Богатая силой,
богатая жиром,
богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу!

Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати » — «дважды рожденных». Кто они?

Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати «, а ученые — «варны «). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.

Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна «, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита «. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья » — «неприкосновенные «. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа » (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям .

Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».

Кшатрий — представитель индийской касты воинов

Государства древней Индии

Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев . Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. , объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов , просуществовавшая почти два столетия.

Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной , через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности . Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

Буддизм и индуизм в Индии

Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишенный печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: «И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

Индия является также родиной индуизма — одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

Отличительная особенность индуизма — многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи.

Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Первый — четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «Хорошо пахнущая». По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется — а что, если тут написана хотя бы толика правды?

Махабхарата и Рамаяна

Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата » — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в «Бахагават-гите» («Божественной песне»), считающейся самой священной частью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
Кто же собой не владеет,
тот, враждуя, себе враждебен.

Эпическая поэма «Рамаяна » в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики . В «Рамаяне» рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом , убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

«Рамаяну» и «Махабхарту» можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа — «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником, и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса «хармика» («дворец богов»). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами — как читать увлекательную книгу.

Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
следуя одному обету,
Говорите доброе слово!

Индия — государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных государства Индию и Пакистан. Однако нельзя забывать, что исторические и современные границы Индии различны, многие исторические области, некогда принадлежавшие Индии, сейчас входят в состав соседних государств.

Большое влияние на судьбу Индии оказали ее внешние границы. С одной стороны, Индия благодаря своим границам изолирована от внешнего мира. На северной, северо-западной и северо-восточной границах страны находятся горные хребты (Гималаи, Каракорум, Пурвачал), а с других сторон она омывается водами Индийского океана (Аравийское море, Бенгальский залив). Эта изолированность естественно отразилась на истории и культуре Индии. Исторический путь Индии уникален, а Индийская культура отличается самобытностью.

Тем не менее на территорию Индии издревле вели горные проходы, которые служили воротами в Индию как для торговых караванов, так и для армий завоевателей. В основном речь идет о северо-западной границе, где находятся такие горные перевалы как: Хайберский, Гомал, Болан, через которые с территории современного Афганистана в Индию пришли почти все завоеватели (арии, персы, Александр Македонский, Махмуд Газневидский, Мухаммед Гури, Бабур). Кроме того в Индию можно попасть с севера и северо-востока из Китая и Мьянмы.

Если говорить о морской границе Индии, то несмотря на ее большую протяженность, Индия никогда не считалась сильной морской державой. Это объясняется тем, что береговая линия слабо расчленена, поэтому естественных гаваней на побережье, где парусные суда могли бы укрыться от ветров, мало. В основном индийские порты расположены либо в устьях рек либо устроены искусственно. Трудности для мореплавателей создавали также мелководье и рифы у берегов Индии. Тем не менее попытки попробовать себя в роли мореплавателей индийцы все же предпринимали.

В истории и этнографии Индию традиционно делят на три физико-географические области: 1)Индо-Гангская равнина, 2)Деканское плоскогорье (Декан), 3) Дальний Юг.

Индо-Гангская равнина исторически является наиболее важной частью Индии, поскольку именно там всегда находились великие империи. Эта северная равнина делится на две части пустыней Тар и горами Аравалли. Западная часть орошается водами Инда, а восточная – Гангом и его притоками. Благодаря рекам почва здесь плодородная, что вело к процветанию местного населения. Именно здесь возникали великие цивилизации древности и средневековые государства. Именно Индо-Гангская долина больше всего подвергалась завоеваниям, пять решающих битв в индийской истории произошли на ее земле.

Индию можно назвать страной контрастов. Существует известная фраза «Индия – мир в миниатюре». Если говорить о климате, то в Индии он различается от сухих морозов Гималаев до тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии можно найти все три типа климата: арктический, умеренный и тропический. То же самое касается и осадков. В Индии есть очень засушливые места, такие как пустыня Тар, и с другой стороны самая влажная точка планеты — Черрапунджи.

Английский историк Смит называет Индию «этнографическим музеем», и не без причин. Индия музей культов, обычаев, вер, культур, религий, языков, расовых типов и различий. С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к разным расам (арии, персы, греки, тюрки и т.д.). В Индии проживает множество народностей, у всех у них собственные традиции, обычаи и языки. В Индии существует огромное разнообразие религиозных направлений. Сюда входят и мировые религии – буддизм, ислам, христианство; религии местного значения – сикхизм, джайнизм и множество других. Самой распространенной религией в Индии является индуизм, ее исповедует большинство индийского населения.

Хараппская цивилизация и Махенджо-Даро (2500 — 1500 г.г. до н.э)

Индийская культура и история одна из древнейших на земле. По оценкам некоторых историков индийская история не уступает по древности историям Египта и Шумера. Хараппская цивилизация в долине Инда возникла приблизительно в 2500 г. до н.э. и просуществовала приблизительно тысячелетие, т е до 1500 г. до н.э. Большинство основных городов этой цивилизации располагались вдоль берегов Инда. Первые масштабные исследования ее начались в 1921 г. Название эта цивилизация получила по названию первого найденного крупного города. Второй наиболее известный и крупный город Индской цивилизации был Махенджо-Даро (Холм мертвых).

Этнический состав населения долины Инда и его корни до сих пор остаются загадкой. Хараппская культура была городской, причем все города были построены по единому плану. Индийцы той эпохи вели активную торговлю с другими странами, занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством. У них была письменность, которая, к сожалению, не расшифрована, поэтому эту культуру изучают по археологическим находкам. Причины упадка этой цивилизации до сих пор четко не определены, но скорее всего она связана с природными катаклизмами. Последние центры Хараппской культуры возможно пали от рук ариев, которые пришли в Индии приблизительно в 1500 г. до н.э.

Ведийский период (1500 — 500 до н.э.)

Арии – это кочевые племена, которые вторглись в Индию с северо-запада, через Хайберский проход. Практически единственным источником наших знаний об этом периоде являются литературные памятники (Веды), археологические же данные очень скудны. У древних ариев не было письменности, и ведийские тексты передавались из уст в уста, позже они были записаны на санскрите. Период первых арийских поселений, который изучается по ведам, называется ведийский период. Характерной чертой ведийской эпохи является доминирование в жизни общества религии и ритуальных культов. Многие элементы из ведийской религии вошли в индуизм. Именно в этот период наметилось разделение общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Сама ведическая религия тоже претерпела изменения, преобразовавшись в ведический брахманизм. Главным отличием брахманизма было признание верховным богом Брахмы, в то время как в старой ведической религии верховным богом признавался Индра.

Ведийская эпоха длилась до VI в. до н.э., до образования первых государств в долине Ганга.

Появление первых государств в долине Ганга

VI в. – эпоха перемен. В этот период помимо появления первых государств, появились и новые религии, главные из которых Джайнизм и Буддизм. Буддийские и Джайнские тексты имеют не только сакральную ценность, но и историческую, поскольку информацию о государствах той эпохи мы в основном черпаем из них. По буддийским источникам в то время существовало 16 государств, которые постоянно воевали между собой. К IV в. до н.э. наметилась тенденция к объединению, количество государств уменьшилось, но политическую раздробленность преодолеть еще не удалось.

Существующая политическая нестабильность в стране сделала Индию легкой добычей для Александра Македонского, который вторгся на ее территорию в 326 г. до н.э. Далеко в глубь страны великий завоеватель не пошел, он вынужден был покинуть страну, не дойдя до долины Ганга. Он оставил в Индии некоторые гарнизоны, которые позже ассимилировались с местным населением.

С появлением новых религий(основные из них джайнизм и буддизм) ведический брахманизм уступил свои позиции, однако к 1 веку до н.э. брахманизм возрождается в форме индуизма, вбирая и ассимилируя многие народные верования и культы.

Магадха–Маурийская эпоха (IV в. до н.э. – I в.)

После ухода Александра Македонского к правителям пришло осознание необходимости объединения, и лидером объединения стал правитель государства Магадха Чандрагупта Маурья (317 г. до н.э.) – основатель династии Маурья. Столицей Магадхи был город Паталипутра. Самым известным правителем этой династии был Ашока (268 — 231 гг. до н.э.). Он прославился как распространитель буддизма, политика его государства во многих аспектах также базировалась на религиозно-этических нормах буддизма. В 180 г. до н.э. Династию Маурьев свергла династия Шунгов. Это была слабая династия, и некогда великое государство Маурьев распалось.

Эпоха Гуптов (IV – VI вв.)

До IV в. власть делили между собой кланы и племена. В 320 г. была основана новая династия Гуптов (IV – VI вв.), под их властью была создана обширная империя. Эпоха Гуптов – период расцвета, «золотой век» культуры Древней Индии. Наибольшим покровительством пользовались литература и архитектура. В VI в. империя Гуптов оказалась на грани распада и пала под натиском вторгнувшихся на территорию Индии кочевых племен (гунны).

Начало средневековой истории Индии

После падения государства Гуптов в стране началась политическая раздробленность. Первым, кто после Гуптов попытался объединить страну в рамках единого государства, был Харша (Харшавардхан), он вступил на трон в 606 г. и правил до 646 г. Именно с него принято считать начало средневековой истории Индии. Столицей государства Харши был Канаудж. Он был правителем-просветителем. Покровительствовал литературе и науке, благосклонно относился к буддизму. У Харши не было сильных приемников, сразу после его смерти его государство распалось, и вновь последовал период политического распада. В условиях феодальной раздробленности индийские правители не смогли дать отпор новой угрозе – мусульманским завоеваниям.

Мусульманские захватчики

Первыми из мусульман на территорию Индии вступили арабы. Арабы к своим завоевательным компаниям приступили после смерти Мухаммеда (632 г.). К VIII веку очередь дошла до Индии. В своих завоеваниях арабы ограничились территорией Синда. Основные их завоевания были связаны с именем Мухаммеда-ибн-Касима (712 г.). Их походы были грабительские, и арабы никаких коренных изменений в управление Индией не внесли, но они впервые организовали на территории Индии мусульманские поселения с отличной от традиционной индийской системой управления.

Следующим завоевателем был Махмуд Газневидский. Газна — это княжество в Афганистане. Первый свой поход он совершил в 1000 г., и взял за традицию ходить в Индию каждый год. Последний свой поход он совершил в 1027 г. Постепенно Газна утратила свое политическое влияние, и ее правители уступили власть другому афганскому княжеству Гур. Правители Гура также не смогли обойти своим вниманием Индию, и возглавлял эти походы Мухаммед Гури. Первый поход он совершил в 1175 г., а последний в 1205 г.. Мухаммед Гури в качестве наместника в Индии оставил своего военачальника Кутб-уд-дин Айбека, который вскоре стал править как независимый правитель, и именно с него начинается эпоха Делийского султаната.

Эпоха Делийского султаната (1206-1526 г.г.)

В Делийском Султанате было четыре династии: Гулямы (1206-1287 гг.), Хилджи (1290-1320 гг.), Туглаки (1320-1414 гг.), Сайиды (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг.). Султаны Дели свои военные кампании больше не ограничивали северо-западом страны, а вели их по всей территории Индии. Основная цель их внутренней политики сводилась к завоеваниям, административная система султанов Дели была разрозненной и плохо контролировалась. В период Делийского султаната Индия подверглась нападению монголов и вторжению Тимура (1398-1399 гг.). В 1470 г. Индию посетил русский купец Афанасий Никитин. Но он посетил не Делийский султанат, а одно из государств на Декане – государство Бахманидов.

Империя Великих Моголов (1526-1658)

Закончилась история Делийского султаната в битве при Панипате 1526 г., когда победу над правителем из династии Лоди одержал Бабур. Он стал основателем империи Великих Моголов: Бабур (1526-1530 гг.), Хумаюн (1530-1556 гг.), Акбар (1556-1605 гг.), Джахангир (1605-1627 гг.), Шах Джахан (1627-1658 гг.), Аурангзеб (1658-1707 гг.), Поздние Моголы (1707-1858 гг.). Эта эпоха насыщена событиями как во внешней, так и во внутренней политике Индии. Военная стратегия Бабура, реформы Акбара, великие строения Шах Джахана, непримиримость Аурангзеба прославили мусульманских правителей Индии далеко за ее пределами.

Новая история Индии (1856-1947)

Новая история Индии – это эпоха европейцев. Первыми, кто открыли путь в Индию, были португальцы. Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 г. Они обосновались на западном побережье страны (Гоа-Диу). Их власть всегда ограничивалась береговой линией, вглубь страны они не шли. Постепенно свои приоритеты они уступили голландцам, которые начали свою деятельность с 1595 г. Еще одним претендентом на индийские торговые владения были французы, которые пришли в Индию в 1664 г.

История английской Ост-Индской компании берет свое начало с 1600 г. Отправной точкой завоевания Индии англичанами принято считать битву при Плесси 1757 г., когда английский военачальник Роберт Клайв одержал победу над правителем Бенгалии Сирадж-уд-доулой. Завершилось установление британского владычества в Индии к 1856 г. Индия стала «жемчужиной» британских колониальных владений. Она была как сырьевой базой так и рынком сбыта для Великобритании.

Индийцы не готовы были мириться со своим положением, в стране вспыхивали восстания (Великое Сипайское восстание (1857 — 1859 гг.), организовывалось национально – освободительное движение. Лидеры движения за независимость такие как: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак, Винаяка Дамодар Саваркар придерживались разных взглядов на путь к освобождению. Великий мыслитель XX века Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди) считал, что путь к свободе лежит через «ахимсу» (ненасилие). Он пропагандировал, что бойкоты и бездействие гораздо эффективнее силовых и вооруженных методов борьбы.

Демократическая республика Индии

20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Ричард Эттли объявил о готовности британского правительства предоставить Индии полную независимость самое позднее - к июню 1948 года. После переговоров со всеми заинтересованными сторонами и ряда согласований генерал-губернатор Индии Луис Маунтбеттен представил план раздела Британской Индии на два независимых государства: мусульманское и индуистское. На основе этого плана британский парламент разработал и принял Акт о независимости Индии, который получил королевское одобрение 18 июля 1947 г. В полночь 14/15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством.

15 августа 1947 г. – День независимости Индии. Первым премьер-министром Индии был Джавахарлал Неру. Раздел Индии, осуществленный по религиозному принципу, сопровождался многочисленными жертвами. Те регионы, где большинство населения составляли мусульмане отошли к Пакистану, а остальные к Индии. Спорной территорией до сих пор остается Кашмир.

Согласно Конституции, принятой в 1950 г., Индия является суверенной федеративной светской демократической республикой. До 1990-х гг. власть в стране принадлежала партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и клану Неру-Ганди. С 1990-х гг. Индия жила в условиях коалиционного правительства. На парламентских выборах 2014 г. решительную победу одержала Индийская народная партия (БДП), а на пост премьер-министра был избран Нарендра Моди.