Флаг и герб тартарии. О флагах тартарии. Тартария признана, иго отвергнуто официально

31.01.2024

Уже давно знают о существовании географических карт XVII-XVIII веков, на которых восточнее Волги изображена некая страна под названием Grande Tartarie (Великая Тартария, на русских картах – Татариа). Академические учёные стараются не комментировать этот факт. Но сторонники альтернативных версий находят всё новые подтверждения ошибочности наших привычных представлений о прошлом Отечества. На эту тему интересный материал распространил в Интернете наш современник, выступающий в «Живом журнале» под учётной записью yuri_ost.


УЖЕ НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что на картах былых времён на просторах Евразии вольно раскинулась загадочная Тартария. Практически в этих же границах впоследствии появилась Российская империя, а затем и Советский Союз. Многие также знают, что постепенно подменялись такие понятия, как Сибирь, татары, русские, монголы, которые раньше имели совсем не те значения, какими мы привыкли оперировать сегодня.

На различных картах Тартария изображалась как страна с границами и городами. Но почему же в отечественных учебниках истории Тартария как государство не упоминается?

Возможно, из-за того, что Тартария не является самоназванием. Хотя есть русское название – Татария (русская карта 1737 года). Так почему бы не рассказать о ней и бытовавших ранее в мире наименованиях этой страны?

Символами государства традиционно являются герб, флаг и гимн. Можно предположить, что Татария-Тартария была государством и у неё, возможно, был свой гимн, но, думаю, мы уже никогда не узнаем, как он звучал.

Что же касается герба и флага, то теоретически всегда есть шанс их обнаружить. И это случилось! В книге «Всемирная география», изданной в Париже в 1676 году, статье о Тартарии предшествует изображение совы на щите, которое многим специалистам известно (на рис. 1). Можно предположить, что это и есть герб Тартарии.

Аналогичное изображение мы находим на часто встречающейся иллюстрации к книге Марко Поло, который описал своё путешествие по Азии и пребывание у «монгольского» хана Хубилая (рис. 2). Империю, кстати, Марко Поло находил хорошо организованной и гостеприимной.
Итак, что мы имеем? Мы имеем два изображения совы на щите в двух разных книгах, которые можно рассматривать, правда, только гипотетически, как герб Тартарии.

Но, может быть, у Татарии-Тартарии был флаг? Давайте поищем в хранилищах библиотек.

Если заглянуть в собрание морских флагов мира, составленное в начале XVIII века, по всей видимости, во Франции, то мы увидим не один флаг Тартарии, а целых два. При этом наряду с её флагами есть и флаги России, и флаги Великих Моголов (заметим, некоторые изображения склеенные, т.к. приходилось копировать по частям).

Первый тартарский флаг - флаг императора Тартарии, а второй - просто Тартарии. Только вот беда, изображения флагов практически стёрлись (возможности газетной полиграфии, к сожалению, не позволяют воспроизвести изображения этих флагов, их смогут увидеть лишь пользователи Интернета в электронной версии статьи. – Ред.). Толком и определить нельзя, что же там нарисовано (вроде бы сова). Но для нас важно то, что флаги Тартарии приводятся на старинном рисунке наряду с флагами других стран, и один из них императорский. То есть ни у кого в Западной Европе в начале XVIII века нет сомнений, что империя Тартария существует и обладает своим флотом.

Посмотрим теперь ещё одну – на этот раз голландскую таблицу начала XVIII века, где тоже собраны морские флаги мира. И опять мы находим два флага Тартарии, но уже не столь вытершиеся, изображение на них можно, хотя и с трудом, разобрать (фотография в интернет-версии).

И что же мы видим: на императорском флаге (здесь он фигурирует как флаг кайзера Тартарии) изображён дракон, а на другом флаге - сова! Да, та самая сова, что во французской «Всемирной географии» и на иллюстрации к книге Марко Поло. Российские флаги тоже есть, но в таблице они приводятся как флаги Московии.

Теперь мы знаем, что флаги у Тартарии были, значит, она была государством, а не просто территорией на карте. Нам стало также известно, что один из флагов Тартарии – императорский. Следовательно, речь идёт об империи!

ОСТАЛОСЬ выяснить, какие же цвета использовались на тартарских флагах. Ответ на этот вопрос нашёлся в «Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя», изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I.

К сожалению, в Интернете найдена только одна копия «Изъявления...» со слабым разрешением, что делает подписи к флагам трудными для прочтения. Тем не менее мы видим, что на флагах Тартарии использовались чёрный и жёлтый цвета.

Подтверждение этому мы находим в «Книге о флагах» голландского картографа Карла Алларда (издана в Амстердаме в 1705 году и переиздана в Москве в 1709 году): «Флаг царя Татарии жёлтый, с чёрным лежащим и к наружью смотрящим драконом с василисковым хвостом. Другой татарский флаг, жёлтый с чёрной совою, у которой перси желтоваты».

Кстати, здесь, среди российских флагов, появляется жёлтый флаг с черным двуглавым орлом.

В русскоязычной «Книге о флагах» голландца Алларда неплохо различимы изображения флагов Татарии-Тартарии с русскими надписями. Но здесь самодержец Татарии именуется цесарем (рис. 1).

В Интернете удалось найти ещё несколько таблиц с тартарскими флагами - английская таблица 1783 года и пара других таблиц всё того же XVIII века. Что самое удивительное, обнаружилась таблица с императорским флагом Татарии, изданная аж в 1865 году в США!

В английской таблице 1783 года первые три российских флага указаны как флаги царя Московии (в то время, по академической версии истории, правила императрица Екатерина II), следом идёт имперский флаг России (Russia Imperial), потом торговый триколор, следом адмиральский и другие морские флаги России. А перед флагами царя Московии в этой таблице почему-то расположен флаг вице-короля Московии.

Этот флаг присутствует и в книге Алларда, но он там не идентифицирован и считается современными экспертами ошибкой.

Вместе с тем известно, что ещё в 1972 году московский вексиллолог А.А. Усачёв (вексиллология - историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и т.п. – Ред.) предположил, что это флаг Исраэля Ори, одного из деятелей армянского освободительного движения. Находившийся в России Ори по поручению Петра I направился в Нидерланды, где производил набор офицеров, солдат и мастеров от имени царя, обладая большими полномочиями. Отсюда, дескать, и именование его «вице-королём Московии».

Однако нельзя забывать, что Ори умер в 1711 году, а таблица издана англичанами в 1783 году. Флаг вице-короля Московии располагается перед флагом царя, то есть получается, что он главнее. Флаги же России, в том числе имперский (императорский), приведены после флагов царя Московии.

Можно предположить, что кутерьма с флагами Московии и Российской империи объясняется политической необходимостью формирования династией Романовых новой геральдики.

И всё-таки то, что флаг какого-то непонятного вице-короля Московии помещён на первое место, не может не вызывать вопросов у дотошных исследователей. А вдруг в 1770-х годах происходило что-то такое, о чём не рассказывают нам на уроках по истории? Да и сами учителя об этом не ведают…

НО ВЕРНЁМСЯ к империи Тартарии. Если у этой страны были флаги (это, как мы видим, подтверждается и отечественными, и зарубежными источниками того времени), значит, можно уже с достаточной уверенностью полагать, что щит с изображением совы всё-таки и есть ГЕРБ (или один из гербов) этой державы.

Поскольку в перечисленных выше источниках речь шла о морских флагах, следовательно, в Тартарии было развито мореходство…

И всё же странно, что история не оставила нам ни одного имени императора (кайзера, цесаря) Тартарии. Или они нам известны, но под другими именами и с другими титулами?

Немецкая таблица флагов. Нюрнберг, 1750 г

Завершаем публикацию материала о флагах Тартарии, которые были обнаружены в таблицах морских флагов, изданных несколько веков назад в Западной Европе и США.

На флаге императора Тартарии, наверное, есть смысл остановиться подробнее. На последней имеющейся у нас таблице 1865 года (издана в США) флаг этот уже не называется императорским, да и другого флага (с совой) рядом нет. Наверное, время империи уже в прошлом.

Если приглядеться к этому изображению тартарского дракона, то можно обнаружить, что к драконам Чайны-Чины (ныне – Китай) или к легендарному змею Зиланту на гербе Казани императорский дракон Тартарии непосредственного отношения, видимо, не имеет (см. рисунок в интернет-версии).

Как ни странно, дракона на императорском флаге Татарии отдалённо напоминает дракон на флаге Уэльса, хотя цвета совсем другие. Но это уже тема для специалистов по геральдике…

Жаль, что в тех документах, в которых удалось найти только изображения флагов империи Тартарии, отсутствуют хотя бы минимальные подробности о странах, которым принадлежал тот или иной флаг, за исключением «Книги флагов» Алларда. Но и там о Тартарии ничего нет - только описание её флагов и их цвета.

Однако самое важное, что флаги Татарии нашлись в таблицах, изданных разными странами и в разное время. Досужий читатель может, конечно, сказать: «Разве можно только по нескольким рисункам флагов сделать вывод о существовании империи».

По-своему он прав. Действительно, мы здесь рассмотрели только символику.

Но теперь мы точно знаем, что на картах и в книгах тех далёких времён были упоминания Московской Тартарии (со столицей в Тобольске), Вольной или Независимой Тартарии (со столицей в Самарканде), Китайской Тартарии (не путайте с Чайной-Чиной, которая на картах – другое государство), и, собственно, Великой империи Тартарии.

Мы нашли документальное подтверждение существования государственной символики империи на северо-востоке Евразии. Мы не знаем, к какой Тартарии эти флаги относились: ко всей империи или какой-то её части. Однако главное, что флаги нашлись.

В ПОИСКЕ флагов Татарии обнаружилось ещё два не укладывающихся в каноническую историю факта.

Факт 1 . В XVIII–XIX веках среди современных на тот момент флагов изображаются флаги Иерусалимского королевства (на фотографии).

Согласно традиционной версии истории это королевство прекратило своё существование ещё в XIII веке. Но флаги, подписанные Jerusalem, есть практически во всех упомянутых выше сборниках морских флагов. Информации о возможном использовании этого флага после поражения крестоносцев обнаружить не удалось. Да и вряд ли захватившие Иерусалим мусульмане оставили бы городу флаг с христианскими символами.

К тому же если бы этот флаг использовался в XVIII–XIX веках каким-либо орденом (типа иезуитов), то, скорее всего, авторы так бы и написали в документах.

Может быть, есть какие-то факты на этот счёт, которые известны только узкому кругу посвящённых?

Но и это ещё не всё. В записке члена Особого совещания по вопросам о русских национальных цветах капитан-лейтенанта П.И. Белавенеца «Цвета русского государственного национального флага», изданной в 1911 году, вдруг обнаруживается нечто удивительное.

И это «нечто» заставляет задуматься, не поместили ли Иерусалим в Палестину по недоразумению?

Вдумайтесь: Пётр Иванович Белавенец пишет, что он по высочайшему повелению привёз в Санкт-Петербург флаг, пожалованный царём Петром Алексеевичем архангельскому архиепископу Афанасию в 1693 году.

На иллюстрации с подписью «Флаги, хранившиеся в соборе г. Архангельска» мы видим три флага, два из которых – флаги Иерусалимского королевства, при этом к одному из них приторочен бело-сине-красный триколор. Не иначе Святой Град Иерусалим следует поискать где-нибудь на Восточно-Европейской равнине и, скорее всего, не в XII–XIII веках.

Факт 2 . В переизданной в 1904 года рукописи XVII века «О зачинании знак и знамён или прапоров» мы читаем: «...Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь, от такого случая как здесь обявлено будет. От создания мира в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года, был бой у Римлян с Цысарскими людьми, а в то время был у Римлян бурмистром и полковой воевода именем Каиюс Мариюс. И он Каиюс для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона построил одноглавого орла, и Римляне держали тот знак до десятого года после Рождества Христа Бога нашего, во время государствования Цесаря Августа. И в то же время учинилося ещё между Римлян и Цесарями великие бои, и цесари троижды побили Римлян и взяли у них два знамя, сиречь два орла. И с того числа начали Цысаряне у себя иметь в знаме, в знаке и в печате двоеглавого орла».

И что же мы узнаём из источника? «Цысаряне» и «римляне» – не одно и то же. «Цысаряне» стали иметь знак в виде двуглавого орла, а значит они – царьгородцы, то есть византийцы.

«Восточная римская империя» воевала с «Западной». Император Октавиан Август (он умер через 4 года после описываемых событий) был «цесарем» и, если исходить из логики изложения текста, воевал на стороне «цысарцев», т.е. византийцев, против «римлян»!

Однако, согласно канонической истории, Византия начинает свой отсчёт с 330 года, т.е. через 320 лет после описываемых событий! Тогда римский император Константин Великий (который, кстати носил титул «Август») перенёс столицу в город Византий, переименовав его в Константинополь.
Не очень понятную трактовку появления двуглавого орла у Византии мы видим и в упомянутой «Книге о флагах» Алларда 1709 года: «Один орёл бысть во время старых римских ЦЕСАРЕЙ; выображающ их силы, в котором последствии последние ЦЕСАРИ даже и доднесь (после покоренна и соединения двух цесарств сиречь которые от востока и от запада) двоеглавый орёл в то место изабрали».

То есть оба цесарства, по версии Алларда, существовали одновременно и независимо, а потом были соединены.

«Эх, простота, - подмигнув, скажет тот же досужий читатель, нашёл какие-то сомнительные источники и наводит тень на плетень. Это, небось, авторы всё поперепутали или навыдумывали».

Может быть, и так. Но переиздание рукописи «О зачинании знак и знамён или прапоров» было осуществлено Императорским обществом истории и древностей Российских при Московском университете. Это не абы какая контора. Да и издатели собраний флагов в XVIII–XIX веках при относительно высокой стоимости изготовления документов, как мне представляется, вряд ли бы выпускали в свет заведомо недостоверные сборники.

Почему пришлось остановиться на этих двух, казалось бы, не связанных между собой, фактах? Вроде бы они и не имеют никакого отношения к империи Тартарии…

ДАВАЙТЕ подумаем. Пётр I, лично редактировавший «Изъявление морских флагов всех государств вселенныя» в 1709 году (это факт из канонической истории), признаёт существование Тартарии во главе с цесарем.

В русскоязычной версии «Книги о флагах» того же 1709 года есть только три вида цесарей: «старые римские цесари», цесари Священной Римской империи и Татарский цесарь.

В «Изъявлении» имперский флаг России - жёлтый с чёрным двуглавым орлом, «цесарский» флаг Священной Римской империи – тоже жёлтый с чёрным двуглавым орлом, флаг Татарского цесаря – жёлтый с чёрным драконом.

На монетах Золотой Орды при правлении ханов Узбека, Джанибека и вроде бы Азиз-Шейха изображён двуглавый орёл. Герб Византии – также двуглавый орёл.

Появление двуглавого орла у Византии произошло, по одной версии, после побед (победы) над Римом, по другой – после «соединения двух цесарств».

Судя по всему, Пётр I примеривался к флагу Иерусалима (Иерусалимского королевства). Может быть, он имел на него право. Флаг Иерусалимского королевства, повторимся, имел хождение в XVIII–XIX веках!

Да, вопросов в нашем исследовании возникло больше, чем нашлось ответов. Каждый пусть решает сам, существовала ли империя Тартария-Татария как государство или нет.

История – как религия: где есть канонические книги, там есть и апокрифы, которые подвергаются анафеме ревностными служителями культа.
Но когда у паствы возникает много вопросов, а проповедник не даёт на них исчерпывающих и понятных ответов, вера слабеет и религия постепенно угасает, а потом умирает. И на её обломках... Задуматься бы об этом академической науке.

помимо изображения на картах территории империи Тартарии в документах XVIII–XIX веков есть достаточно изображений её флагов;
флаг – символ государства, а не территории, значит, империя Тартария существовала как государство;
это государство существовало независимо от государства Великих Моголов и Чины (современного Китая);
несмотря на наличие императорского флага Тартарии, мы пока не можем с уверенностью сказать, были ли эти флаги символами всей Тартарии или какой-то её части;
в ряде рассмотренных источников есть натяжки, нестыковки и противоречия (Иерусалимское королевство и Рим-Византия), которые порождают сомнение в истинности канонической версии, требуют дополнительного исследования нашего прошлого; есть и сомнение, дракон ли должен быть на флаге империи Тартарии или другой символ;
флаг с совой автору просто нравится, потому что флагов с орлами много, а с совой один. Совы - красивые и полезные птицы. У славянских и тюркских народов, живущих на территории прежней Тартарии, а также у греков совы почитаются. Но у многих других народов совы олицетворяют тёмные силы, что наводит на некоторые размышления. Хотелось, чтобы развеялись все сомнения и флагом евразийской Великой империи был бы признан жёлтый флаг с чёрной совой.

интересная гипотеза - Флаг и герб Тартарии - Часть 1

Уже ни для кого не секрет, что на картах былых времен, на просторах Евразии вольно раскинулась загадочная Тартария. Практически в этих же границах впоследствии появилась Российская империя, а затем и Советский Союз. Многие также знают, что постепенно подменялись такие понятия как Сибирь, татары, русские, монголы, которые раньше имели совсем не те значения, какими мы привыкли оперировать сегодня.

На различных картах Тартария изображается как страна - с границами и городами.

Но почему же в отечественных учебниках истории Тартария как государство не упоминается? Возможно из-за того, что Тартария не является самоназванием. Хотя есть русское название - Татария. Так почему бы не рассказать о Великой Татарии и бытовавших ранее в мире наименованиях этой страны. А не в том ли причина молчания, что не была вовсе Татария-Тартария страной, государством?

Символами государства являются герб, флаг и гимн.

Первым государственным гимном принято считать британский, первое издание которого датируется 15 октября 1745 года. Если предположить, что Татария-Тартария была государством и у нее-таки был свой гимн, то, думаю, мы уже никогда не узнаем, как он звучал.

В книге "Всемирная география", изданной в Париже в 1676 году, перед статьей о Тартарии приведено изображение совы на щите, которое многим известно. Можно предположить, что это герб. Аналогичное изображение мы находим на часто цитируемой иллюстрации к книге Марко Поло, который описал свое путешествие по Азии и пребывание у "монгольского" хана Хубилая. Империю, кстати, Марко Поло находил хорошо организованной и гостеприимной.

Итак, что мы имеем? Мы имеем два изображения совы на щите в двух разных книжках, которые только гипотетически можно рассматривать как герб Татарии-Тартарии.

Но может быть у Татарии-Тартарии был флаг? Давайте посмотрим.

Если заглянуть в собрание морских флагов мира, нарисованное в начале XVIII века по всей видимости во Франции, то мы увидим не один флаг Татарии-Тартарии, а целых два. При этом наряду с татарскими флагами есть и флаги России и флаги Великих Моголов. (Примечание: некоторые изображения склеенные, т.к. приходилось копировать по частям)

Только вот беда, изображения татарских флагов практически стерлись. Но следует обратить внимание, что первый татарский флаг - флаг императора Татарии, а второй просто Татарии. Правда толком и определить нельзя, что же там нарисовано. Но для нас важно то, что флаги Татарии приводятся на старинном рисунке наряду с флагами других стран, и один из них императорский.

Посмотрим теперь еще одну, теперь голландскую таблицу начала XVIII века, где собраны морские флаги мира. И опять мы находим два флага Татарии-Тартарии, но которые уже не вытершиеся, и изображение на них легко можно разобрать. И что же мы видим: на императорском флаге (здесь он фигурирует, как флаг Кайзера Тартарии) изображен дракон, а на другом флаге - сова! Да, та самая сова, что во "Всемирной географии" и на иллюстрации к книге Марко Поло.

Российские флаги тоже есть, но в таблице они приводятся как флаги Московии.

Теперь мы знаем, что флаги у Татарии-Тартарии были, значит она была государством, а не просто территорией на карте. Также нам стало известно, что один из флагов Татарии - императорский, следовательно речь идет об империи.

Осталось выяснить, какие же цвета использовались на татарских флагах.

Ответ на этот вопрос нашелся в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. К сожалению в интернете найдена только одна копия Изъявления со слабым разрешением. Теперь мы узнали, что на флагах Татарии-Тартарии использовались черный и желтый цвета.

Подтверждение этому мы находим в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг царя Татарии желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драконом с василисковым хвостом. Другой татарский флаг, желтый с черной совою, у которой перси желтоваты".

Можно предположить, что Аллард нарисовал флаг Татарии по ошибке, как он нарисовал якобы по ошибке и еще один флаг, о котором речь пойдет ниже. Но как быть с Петром? Или он тоже ошибся?



Кстати здесь среди российских флагов появляется желтый флаг с черным двуглавым орлом (третий ряд сверху, первый флаг от середины таблицы).

Низкое разрешение копии Изъявления делает подписи к флагам трудными для прочтения. Более крупные изображения флагов Татарии с русскими надписями взяты из русскоязычной "Книги о флагах" Аларда изданной в один год с Изъявлением. Текст из книги вроде бы соответствует Изъявлению. По крайней мере при максимальном увеличении копии Изъявления в подписях к татарским флагам угадывается текст, приведенный в на крупных изображениях. Да и фактически он повторяет подписи к татарским флагам на иностранных таблицах, только по-русски. Но здесь самодержец Татарии именуется Цесарем.

Нашлись и еще несколько таблиц с татарскими флагами - английская 1783 года и еще пара таблиц все того же XVIII века. Но что самое удивительное, обнаружилась таблица с императорским флагом Татарии, изданная аж в 1865 году в США.

Очень интересно, что в английской таблице 1783 года первые три российских флага указаны как флаги царя Московии, следом идет имперский флаг России (Russia Imperial), потом торговый триколор, следом адмиральский и другие морские флаги России.

А перед флагами царя Московии в этой таблице почему-то расположен флаг вице-короля Московии. Этот флаг присутствует все в той же книге К.Алларда, но он не идентифицирован и считается ошибкой. В 1972 году московский вексиллолог А.А. Усачев предположил, что один из деятелей армянского освободительного движения Исраэль Ори по поручению Петра I направился в Нидерланды, где производил набор офицеров, солдат и мастеров от имени царя, обладая большими полномочиями, что дало основания Алларду назвать его "вице-королем Московии". Однако нельзя забывать что Ори умер в 1711, а таблица издана в 1783 году. Флаг вице-короля располагается перед флагом царя, т.е. получается, что он главнее. Флаги же России, в том числе имперский (императорский), приведены после флагов царя Московии. Можно предположить, что кутерьма с флагами Московии и России объясняется политической необходимостью формирования Романовыми новой геральдики. Ведь нас учат, что до Петра I у нас толком флагов то и не было. Но даже в этом случае флаг какого-то непонятного вице-короля Московии, помещенный на первое место, вызывает вопросы. А может быть в 70-х, начале 80-х годов XVIII века происходило что-то такое, о чем не рассказывают нам на уроках по истории?

Но вернемся к Империи Татарии. Если у этой страны были флаги (это, как вы видите, подтверждается и отечественными, и зарубежными источниками того времени), значит можно уже с достаточной уверенностью полагать, что щит с изображением совы все-таки и есть герб (или один из гербов) этого государства. Поскольку в перечисленных выше источниках речь шла о морских флагах, следовательно в Татарии было развито мореходство. Но все же странно, что история не оставила нам ни одного имени Императора (Кайзера, Цесаря) Татарии. Или они нам известны, но под другими именами и титулами?

На флаге императора Татарии наверное надо остановиться подробнее. На последней имеющейся у нас таблице 1865 года флаг этот уже не называется императорским, да и другого флага с совой рядом нет. Наверное время империи уже в прошлом. Если приглядеться к дракону, то сразу можно обнаружить, что к драконам Чайны-Чины или к змею Зиланту на гербе Казани, императорский дракон Татарии непосредственного отношения видимо не имеет. К тому же Казанское царство перестало быть субъектом международных отношений еще в середине XVI века при Иване IV Грозном. Как ни странно дракона на императорском флаге Татарии отдаленно напоминает дракон на флаге Уэльса, хотя цвета совсем другие. Но это уже тема для специалистов по геральдике.

А давайте теперь вспомним герб Москвы. На его изображениях прошлых веков, Святой Георгий побеждает скорее змея. А на современном гербе ни дать, ни взять дракона Татарского. Может быть это случайность, но, по-моему, это хорошая тема для отдельного исследования. Ведь змей этот то желтый, то черный, лап у змея то две, то четыре, а Иван IV Грозный вообще какое-то время использовал двуглавого орла, у которого на груди не всадник с копьем, поражающий змея, а единорог. У Алларда же в описании флага царя Московии указывается, что на груди у орла Святой Георгий без змия.

Жаль, что в тех документах, где были найдены флаги Империи Татарии, отсутствуют хотя бы минимальные подробности о странах, которым принадлежал тот или иной флаг, за исключением "Книги флагов" Алларда. Но и там о Татарии ничего нет, только описание флагов и их цвета. Однако самое главное, что флаги Татарии нашлись в таблицах, изданных разными странами и в разное время. Досужий читатель может конечно сказать: "Разве можно только по нескольким рисункам флагов сделать вывод о существовании Империи".

Действительно, мы здесь рассмотрели только символику. Мы знаем, что на картах и в книгах тех далеких времен были упоминания Московской Татарии (со столицей в Тобольске), Вольной или Независимой Татарии (со столицей в Самарканде), Китайской Татарии (не путайте с Чайной-Чиной, которая на картах другое государство) и, собственно, Великой Империи Татарии. Теперь мы нашли документальное подтверждение существования государственной символики Империи. Мы не знаем, к какой Татарии эти флаги относились, ко всей Империи или какой-то ее части, однако флаги нашлись.

Но в поиске флагов Татарии обнаружилось еще два не укладывающихся в каноническую историю факта.

Факт 1. В XVIII-XIX веках среди современных на тот момент флагов изображается флаг Иерусалимского королевства.

Согласно канонической истории, это королевство прекратило свое существование еще в XIII веке. Но флаги подписанные "Jerusalem" и проиллюстрированные на странице, есть практически во всех расмотренных здесь сборниках морских флагов. Информации о возможном использовании этого флага после поражения крестоносцев, обнаружить не удалось. Да и врядли захватившие Иерусалим мусульмане оставили бы городу флаг с христианскими символами. К тому же если бы этот флаг использовался в XVIII-XIX веках каким-либо орденом типа Иезуитов, то скорее всего авторы так бы и написали в документах. Может быть есть каки-то факты на этот счет, которые известны только специалистам?

Но и это еще не все. В записке члена Особого совещания, капитан-лейтенанта П.И. Белавенец "Цвета русского государственного национального флага", изданного в 1911 году, вдруг обнаруживается нечто удивительное. И это "нечто" заставляет задуматься, не поместили ли Иерусалим в Палестину по недоразумению. Вдумайтесь, г-н Белавенец пишет, что по Высочайшему повелению привез в Санкт-Петербург флаг, пожалованный Царем Петром Алексеевичем Архангельскому Архиепископу Афанасию в 1693 году. На иллюстрации с подписью "Флаги, хранившиеся в соборе г. Архангельска" мы видим три флага, два из которых флаги Иерусалимского королевства, при этом к одному из них приторочен бело-сине-красный триколор. Не иначе Святой Град Иерусалим следует поискать где-нибудь на Восточно-Европейской равнине и скорее всего не в XII-XIII веках.

Факт 2. В переиздании 1904 года рукописи XVII века "О зачинании знак и знамен или прапоров" мы читаем:

«...Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь, от такого случая как здесь обявлено будет.
От создания мира в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году, и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года, был бой у Римлян с Цысарскими людьми, а в то время был у Римлян бурмистром и полковой воевода именем Каиюс Мариюс. И он Каиюс для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона построил одноглавого орла, и Римляне держали тот знак до десятого года после Рождества Христа Бога нашего, во время государствования Цесаря Августа. И в то же время учинилося еще между Римлян и Цесарями великие бои, и цесари троижды побили Римлян и взяли у них два знамя, сиречь два орла. И с того числа начали Цысаряне у себя иметь в знаме, в знаке и в печате двоеглавого орла».

И что же мы видим в источнике?

Мы видим, что "Цысаряне" и "Римляне" не одно и то же (ну, это и так всем понятно). Что "Цысаряне" стали иметь знак в виде двуглавого орла, а значит они царьгородцы, т.е. византийцы. Что т.наз. "Восточная римская империя" воевала с т.наз. "Западной". Что император Октавиан Август (он умер через 4 года после описываемых событий - опираюсь на год от р.х.) был "Цесарем" и, если исходить из логики изложения текста, воевал на стороне "Цысарцев", т.е. византийцев против "Римлян". Однако согласно канонической истории Византия начинает свой отсчет с 330 года, т.е. через 320 лет после описываемых событий, когда римский император Константин Великий (который, кстати носил титул "август") перенес столицу в Византий, переименовав его в Константинополь.

Не очень понятную трактовку появления двуглавого орла у Византии мы видим и в упомянутой "Книге о флагах" Алларда 1709 года: "Один орел бысть во время старых римских ЦЕСАРЕЙ; выображающ их силы, в котором последствии последние ЦЕСАРИ даже и доднесь (после покоренна и соединения двух цесарств сиречь которые от востока и от запада) двоеглавый орел в то место изабрали". Т.е. оба цесарства по версии Алларда существовали одновременно и независимо, а потом были соединены.

"Эх, простота," - подмигнув скажет тот же досужий читатель: "Нашел какие-то сомнительные источники и наводишь тень на плетень. Это небось авторы все поперепутали или навыдумавали".


Может быть и так. Но в XVII веке автору рукописи "О зачинании знак и знамен" было известно, что Гай Марий провел реформу в римской армии, значит Плутарха он почитывал. Но может быть Плутарх в XVII-XVIII веках немножко другой был? Переиздание "Зачинания" проводилось Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете, тоже не абы какая контора. Да и издатели собраний флагов в XVIII-XIX веках при, как мне представляется, относительно высокой стоимости изготовления документов врядли бы выпускали в свет заведомо недостоверные сборники.

Почему пришлось остановиться на этих двух казалось бы не связанных между собой фактах, вроде бы не имеющих никакого отношения к Империи Татарии. Давайте подумаем.

Петр I, лично редактировавший Изъявление в 1709 году (это факт из канонической истории), признаёт существование Татарии во главе с Цесарем. В русскоязычной версии "Книги о флагах" того же 1709 года есть только три "вида" цесарей: "старые римские цесари", цесари Священной Римской империи и Татарский Цесарь. В Изъявлении имперский флаг России - желтый с черным двуглавым орлом, "цесарский" флаг Священной Римской империи - желтый с черным двуглавым орлом, флаг Татарского Цесаря - желтый с черным драконом (?). На монетах Золотой Орды при правлении ханов Узбека, Джанибека и вроде бы Азиз-Шейха - двуглавый орел. Герб Византии - двуглавый орел. Появление двуглавого орла у Византии по одной версии - после побед(победы) над Римом, по другой - "после... соединения двух цесарств" (слово "покоренна" не очень понятно к чему относится). Наряду с рассмотрением двуглавого орла и триколора Петр I примеривается к флагу Иерусалима (Иерусалимского королевства) или может быть имеет на него право. Флаг Иерусалимского королевства имеет хождение в XVIII-XIX веках. Император Константин Великий столицей Римской империи сделал Константинополь. Он же почитается РПЦ как святой в лике равноапостольных, католическая церковь его таковым не считает. Он же - первый король Иерусалима.

Да, вопросов в нашем исследовании возникло больше, чем нашлось ответов. Каждый пусть решает сам, существовала ли Империя Татария как государство или нет. История, как религия, где есть канонические книги, там есть и апокрифы, которые подвергаются анафеме ревностными служителями культа. Но когда у паствы возникает много вопросов, а проповедник не дает на них исчерпывающих и понятных ответов, вера слабеет, и религия постепенно угасает, а потом умирает. И на ее обломках.... Но, как пишут в бульварных книжонках, не будем забегать вперед. Это уже совсем другая история.

Краткие выводы (исключительно для себя):

1. Помимо изображения на картах территории Империи Татарии в документах XVIII-XIX веков есть достаточно изображений ее флагов.

2. Флаг - символ государства, а не территории, значит Империя Татария существовала как государство.

3. Это государство существовало независимо от государства Великих Моголов и Чины (современного Китая).

4. Несмотря на наличие императорского флага, мы пока не можем с уверенностью сказать, были ли эти флаги символами всей Тартарии или какой-то ее части.

5. В ряде рассмотренных источников есть натяжки, нестыковки и противоречия (Иерусалимское королевство и Рим-Византия), которые порождают сомнение к канонической версии, требуют дополнительного исследования и даже заставляют сомневаться, дракон ли должен быть на флаге Империи Татарии или другой символ.

6-е и последнее. Флаг с совой мне просто нравится, потому что флагов с орлами много, а с совой один. Совы красивые и полезные птицы. У славянских и тюркских народов живущих на территории прежней Татарии, а также у греков совы почитаются. У многих других народов совы олицетворяют темные силы, что наводит на размышления. Мне бы хотелось, чтобы развеялись все сомнения, и флагом Великой Империи Татарии был бы признан желтый флаг с черной совой.

Уже ни для кого не секрет, что на картах былых времен, на просторах Евразии вольно раскинулась загадочная Тартария. На различных картах она изображается как страна - с границами и городами, а на некоторых из них можно увидеть гербы и флаги этой Империи.

Практически в этих же границах впоследствии появилась Российская империя, а затем и Советский Союз. Многие также знают, что постепенно подменялись такие понятия как Сибирь, татары, русские, монголы, которые раньше имели совсем не те значения, какими мы привыкли оперировать сегодня.

На различных картах Тартария изображается как страна - с границами и городами.

Но почему же в отечественных учебниках истории Тартария как государство не упоминается? Возможно из-за того, что Тартария не является самоназванием. Хотя есть русское название - Татария. Так почему бы не рассказать о Великой Татарии и бытовавших ранее в мире наименованиях этой страны. А не в том ли причина молчания, что не была вовсе Татария-Тартария страной, государством?

Символами государства являются герб, флаг и гимн.

Первым государственным гимном принято считать британский, первое издание которого датируется 15 октября 1745 года. Если предположить, что Татария-Тартария была государством и у нее-таки был свой гимн, то, думаю, мы уже никогда не узнаем, как он звучал.

В книге "Всемирная география", изданной в Париже в 1676 году, перед статьей о Тартарии приведено изображение совы на щите, которое многим известно. Можно предположить, что это герб. Аналогичное изображение мы находим на часто цитируемой иллюстрации к книге Марко Поло, который описал свое путешествие по Азии и пребывание у "монгольского" хана Хубилая. Империю, кстати, Марко Поло находил хорошо организованной и гостеприимной.

Итак, что мы имеем? Мы имеем два изображения совы на щите в двух разных книжках, которые только гипотетически можно рассматривать как герб Татарии-Тартарии.

Но может быть у Татарии-Тартарии был флаг? Давайте посмотрим.

Если заглянуть в собрание морских флагов мира, нарисованное в начале XVIII века по всей видимости во Франции, то мы увидим не один флаг Татарии-Тартарии, а целых два. При этом наряду с татарскими флагами есть и флаги России и флаги Великих Моголов. (Примечание: некоторые изображения склеенные, т.к. приходилось копировать по частям)

Только вот беда, изображения татарских флагов практически стерлись. Но следует обратить внимание, что первый татарский флаг - флаг императора Татарии, а второй просто Татарии. Правда толком и определить нельзя, что же там нарисовано. Но для нас важно то, что флаги Татарии приводятся на старинном рисунке наряду с флагами других стран, и один из них императорский.

Посмотрим теперь еще одну, теперь голландскую таблицу начала XVIII века, где собраны морские флаги мира. И опять мы находим два флага Татарии-Тартарии, но которые уже не вытершиеся, и изображение на них легко можно разобрать. И что же мы видим: на императорском флаге (здесь он фигурирует, как флаг Кайзера Тартарии) изображен дракон, а на другом флаге - сова! Да, та самая сова, что во "Всемирной географии" и на иллюстрации к книге Марко Поло.

Российские флаги тоже есть, но в таблице они приводятся как флаги Московии.

Теперь мы знаем, что флаги у Татарии-Тартарии были, значит она была государством, а не просто территорией на карте. Также нам стало известно, что один из флагов Татарии - императорский, следовательно речь идет об империи.

Осталось выяснить, какие же цвета использовались на татарских флагах.

Ответ на этот вопрос нашелся в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. К сожалению в интернете найдена только одна копия Изъявления со слабым разрешением. Теперь мы узнали, что на флагах Татарии-Тартарии использовались черный и желтый цвета.

Подтверждение этому мы находим в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг царя Татарии желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драконом с василисковым хвостом. Другой татарский флаг, желтый с черной совою, у которой перси желтоваты".

Можно предположить, что Аллард нарисовал флаг Татарии по ошибке, как он нарисовал якобы по ошибке и еще один флаг, о котором речь пойдет ниже. Но как быть с Петром? Или он тоже ошибся?

Кстати здесь среди российских флагов появляется желтый флаг с черным двуглавым орлом (третий ряд сверху, первый флаг от середины таблицы).

Низкое разрешение копии Изъявления делает подписи к флагам трудными для прочтения. Более крупные изображения флагов Татарии с русскими надписями взяты из русскоязычной "Книги о флагах" Аларда изданной в один год с Изъявлением. Текст из книги вроде бы соответствует Изъявлению. По крайней мере при максимальном увеличении копии Изъявления в подписях к татарским флагам угадывается текст, приведенный в на крупных изображениях. Да и фактически он повторяет подписи к татарским флагам на иностранных таблицах, только по-русски. Но здесь самодержец Татарии именуется Цесарем.

Нашлись и еще несколько таблиц с татарскими флагами - английская 1783 года и еще пара таблиц все того же XVIII века. Но что самое удивительное, обнаружилась таблица с императорским флагом Татарии, изданная аж в 1865 году в США.

Очень интересно, что в английской таблице 1783 года первые три российских флага указаны как флаги царя Московии, следом идет имперский флаг России (Russia Imperial), потом торговый триколор, следом адмиральский и другие морские флаги России.

А перед флагами царя Московии в этой таблице почему-то расположен флаг вице-короля Московии. Этот флаг присутствует все в той же книге К.Алларда, но он не идентифицирован и считается ошибкой. В 1972 году московский вексиллолог А.А. Усачев предположил, что один из деятелей армянского освободительного движения Исраэль Ори по поручению Петра I направился в Нидерланды, где производил набор офицеров, солдат и мастеров от имени царя, обладая большими полномочиями, что дало основания Алларду назвать его "вице-королем Московии". Однако нельзя забывать что Ори умер в 1711, а таблица издана в 1783 году. Флаг вице-короля располагается перед флагом царя, т.е. получается, что он главнее. Флаги же России, в том числе имперский (императорский), приведены после флагов царя Московии. Можно предположить, что кутерьма с флагами Московии и России объясняется политической необходимостью формирования Романовыми новой геральдики. Ведь нас учат, что до Петра I у нас толком флагов то и не было. Но даже в этом случае флаг какого-то непонятного вице-короля Московии, помещенный на первое место, вызывает вопросы. А может быть в 70-х, начале 80-х годов XVIII века происходило что-то такое, о чем не рассказывают нам на уроках по истории?

Но вернемся к Империи Татарии. Если у этой страны были флаги (это, как вы видите, подтверждается и отечественными, и зарубежными источниками того времени), значит можно уже с достаточной уверенностью полагать, что щит с изображением совы все-таки и есть герб (или один из гербов) этого государства. Поскольку в перечисленных выше источниках речь шла о морских флагах, следовательно в Татарии было развито мореходство. Но все же странно, что история не оставила нам ни одного имени Императора (Кайзера, Цесаря) Татарии. Или они нам известны, но под другими именами и титулами?

На флаге императора Татарии наверное надо остановиться подробнее. На последней имеющейся у нас таблице 1865 года флаг этот уже не называется императорским, да и другого флага с совой рядом нет. Наверное время империи уже в прошлом. Если приглядеться к дракону, то сразу можно обнаружить, что к драконам Чайны-Чины или к змею Зиланту на гербе Казани, императорский дракон Татарии непосредственного отношения видимо не имеет. К тому же Казанское царство перестало быть субъектом международных отношений еще в середине XVI века при Иване IV Грозном. Как ни странно дракона на императорском флаге Татарии отдаленно напоминает дракон на флаге Уэльса, хотя цвета совсем другие. Но это уже тема для специалистов по геральдике.

А давайте теперь вспомним герб Москвы. На его изображениях прошлых веков, Святой Георгий побеждает скорее змея. А на современном гербе ни дать, ни взять дракона Татарского. Может быть это случайность, но, по-моему, это хорошая тема для отдельного исследования. Ведь змей этот то желтый, то черный, лап у змея то две, то четыре, а Иван IV Грозный вообще какое-то время использовал двуглавого орла, у которого на груди не всадник с копьем, поражающий змея, а единорог. У Алларда же в описании флага царя Московии указывается, что на груди у орла Святой Георгий без змия.

Жаль, что в тех документах, где были найдены флаги Империи Татарии, отсутствуют хотя бы минимальные подробности о странах, которым принадлежал тот или иной флаг, за исключением "Книги флагов" Алларда. Но и там о Татарии ничего нет, только описание флагов и их цвета. Однако самое главное, что флаги Татарии нашлись в таблицах, изданных разными странами и в разное время. Досужий читатель может конечно сказать: "Разве можно только по нескольким рисункам флагов сделать вывод о существовании Империи".

Действительно, мы здесь рассмотрели только символику. Мы знаем, что на картах и в книгах тех далеких времен были упоминания Московской Татарии (со столицей в Тобольске), Вольной или Независимой Татарии (со столицей в Самарканде), Китайской Татарии (не путайте с Чайной-Чиной, которая на картах другое государство) и, собственно, Великой Империи Татарии. Теперь мы нашли документальное подтверждение существования государственной символики Империи. Мы не знаем, к какой Татарии эти флаги относились, ко всей Империи или какой-то ее части, однако флаги нашлись.

Но в поиске флагов Татарии обнаружилось еще два не укладывающихся в каноническую историю факта.

Факт 1. В XVIII-XIX веках среди современных на тот момент флагов изображается флаг Иерусалимского королевства.

Согласно канонической истории, это королевство прекратило свое существование еще в XIII веке. Но флаги подписанные "Jerusalem" и проиллюстрированные на странице, есть практически во всех расмотренных здесь сборниках морских флагов. Информации о возможном использовании этого флага после поражения крестоносцев, обнаружить не удалось. Да и врядли захватившие Иерусалим мусульмане оставили бы городу флаг с христианскими символами. К тому же если бы этот флаг использовался в XVIII-XIX веках каким-либо орденом типа Иезуитов, то скорее всего авторы так бы и написали в документах. Может быть есть каки-то факты на этот счет, которые известны только специалистам?

Но и это еще не все. В записке члена Особого совещания, капитан-лейтенанта П.И. Белавенец "Цвета русского государственного национального флага", изданного в 1911 году, вдруг обнаруживается нечто удивительное. И это "нечто" заставляет задуматься, не поместили ли Иерусалим в Палестину по недоразумению. Вдумайтесь, г-н Белавенец пишет, что по Высочайшему повелению привез в Санкт-Петербург флаг, пожалованный Царем Петром Алексеевичем Архангельскому Архиепископу Афанасию в 1693 году. На иллюстрации с подписью "Флаги, хранившиеся в соборе г. Архангельска" мы видим три флага, два из которых флаги Иерусалимского королевства, при этом к одному из них приторочен бело-сине-красный триколор. Не иначе Святой Град Иерусалим следует поискать где-нибудь на Восточно-Европейской равнине и скорее всего не в XII-XIII веках.

Факт 2. В переиздании 1904 года рукописи XVII века "О зачинании знак и знамен или прапоров" мы читаем:

«...Цесаряне свой знак двоеглавого орла стали иметь, от такого случая как здесь обявлено будет.
От создания мира в 3840-м году, тако же от зачала строения Рима града в 648 году, и от Рождества Христа Бога нашего за 102 года, был бой у Римлян с Цысарскими людьми, а в то время был у Римлян бурмистром и полковой воевода именем Каиюс Мариюс. И он Каиюс для особливого знаку, вместо головнаго знамя у всякаго легиона построил одноглавого орла, и Римляне держали тот знак до десятого года после Рождества Христа Бога нашего, во время государствования Цесаря Августа. И в то же время учинилося еще между Римлян и Цесарями великие бои, и цесари троижды побили Римлян и взяли у них два знамя, сиречь два орла. И с того числа начали Цысаряне у себя иметь в знаме, в знаке и в печате двоеглавого орла».

И что же мы видим в источнике?

Мы видим, что "Цысаряне" и "Римляне" не одно и то же (ну, это и так всем понятно). Что "Цысаряне" стали иметь знак в виде двуглавого орла, а значит они царьгородцы, т.е. византийцы. Что т.наз. "Восточная римская империя" воевала с т.наз. "Западной". Что император Октавиан Август (он умер через 4 года после описываемых событий - опираюсь на год от р.х.) был "Цесарем" и, если исходить из логики изложения текста, воевал на стороне "Цысарцев", т.е. византийцев против "Римлян". Однако согласно канонической истории Византия начинает свой отсчет с 330 года, т.е. через 320 лет после описываемых событий, когда римский император Константин Великий (который, кстати носил титул "август") перенес столицу в Византий, переименовав его в Константинополь.

Не очень понятную трактовку появления двуглавого орла у Византии мы видим и в упомянутой "Книге о флагах" Алларда 1709 года: "Один орел бысть во время старых римских ЦЕСАРЕЙ; выображающ их силы, в котором последствии последние ЦЕСАРИ даже и доднесь (после покоренна и соединения двух цесарств сиречь которые от востока и от запада) двоеглавый орел в то место изабрали". Т.е. оба цесарства по версии Алларда существовали одновременно и независимо, а потом были соединены.

"Эх, простота," - подмигнув скажет тот же досужий читатель: "Нашел какие-то сомнительные источники и наводишь тень на плетень. Это небось авторы все поперепутали или навыдумавали".

Может быть и так. Но в XVII веке автору рукописи "О зачинании знак и знамен" было известно, что Гай Марий провел реформу в римской армии, значит Плутарха он почитывал. Но может быть Плутарх в XVII-XVIII веках немножко другой был? Переиздание "Зачинания" проводилось Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете, тоже не абы какая контора. Да и издатели собраний флагов в XVIII-XIX веках при, как мне представляется, относительно высокой стоимости изготовления документов врядли бы выпускали в свет заведомо недостоверные сборники.

Почему пришлось остановиться на этих двух казалось бы не связанных между собой фактах, вроде бы не имеющих никакого отношения к Империи Татарии. Давайте подумаем.

Петр I, лично редактировавший Изъявление в 1709 году (это факт из канонической истории), признаёт существование Татарии во главе с Цесарем. В русскоязычной версии "Книги о флагах" того же 1709 года есть только три "вида" цесарей: "старые римские цесари", цесари Священной Римской империи и Татарский Цесарь. В Изъявлении имперский флаг России - желтый с черным двуглавым орлом, "цесарский" флаг Священной Римской империи - желтый с черным двуглавым орлом, флаг Татарского Цесаря - желтый с черным драконом (?). На монетах Золотой Орды при правлении ханов Узбека, Джанибека и вроде бы Азиз-Шейха - двуглавый орел. Герб Византии - двуглавый орел. Появление двуглавого орла у Византии по одной версии - после побед(победы) над Римом, по другой - "после... соединения двух цесарств" (слово "покоренна" не очень понятно к чему относится). Наряду с рассмотрением двуглавого орла и триколора Петр I примеривается к флагу Иерусалима (Иерусалимского королевства) или может быть имеет на него право. Флаг Иерусалимского королевства имеет хождение в XVIII-XIX веках. Император Константин Великий столицей Римской империи сделал Константинополь. Он же почитается РПЦ как святой в лике равноапостольных, католическая церковь его таковым не считает. Он же - первый король Иерусалима.

Да, вопросов в нашем исследовании возникло больше, чем нашлось ответов. Каждый пусть решает сам, существовала ли Империя Татария как государство или нет. История, как религия, где есть канонические книги, там есть и апокрифы, которые подвергаются анафеме ревностными служителями культа. Но когда у паствы возникает много вопросов, а проповедник не дает на них исчерпывающих и понятных ответов, вера слабеет, и религия постепенно угасает, а потом умирает. И на ее обломках.... Но, как пишут в бульварных книжонках, не будем забегать вперед. Это уже совсем другая история.

Краткие выводы (исключительно для себя):

1. Помимо изображения на картах территории Империи Татарии в документах XVIII-XIX веков есть достаточно изображений ее флагов.

2. Флаг - символ государства, а не территории, значит Империя Татария существовала как государство.

3. Это государство существовало независимо от государства Великих Моголов и Чины (современного Китая).

4. Несмотря на наличие императорского флага, мы пока не можем с уверенностью сказать, были ли эти флаги символами всей Тартарии или какой-то ее части.

5. В ряде рассмотренных источников есть натяжки, нестыковки и противоречия (Иерусалимское королевство и Рим-Византия), которые порождают сомнение к канонической версии, требуют дополнительного исследования и даже заставляют сомневаться, дракон ли должен быть на флаге Империи Татарии или другой символ.

6-е и последнее. Флаг с совой мне просто нравится, потому что флагов с орлами много, а с совой один. Совы красивые и полезные птицы. У славянских и тюркских народов живущих на территории прежней Татарии, а также у греков совы почитаются. У многих других народов совы олицетворяют темные силы, что наводит на размышления. Мне бы хотелось, чтобы развеялись все сомнения, и флагом Великой Империи Татарии был бы признан желтый флаг с черной совой.

начало-

Автор под ником yuri_ost продолжает разбираться, что же было изображено на флагах Тартарии, которые присутствуют во многих справочниках XVIII-XIX веков. Кто изображён на этих флагах: дракон или грифон, славянский семаргл?

Любое объединение людей, будь то организация или государство, создает свою символику, которая является своеобразной визитной карточкой и позволяет четко идентифицировать такое объединение. Оригинальная символика используется в самых различных сферах деятельности – торговле, производстве, оказании различных услуг, в спорте, у религиозных и общественных организаций. Государственные символы помимо протокольных и иных вопросов решают задачу сплочения народа страны, осознания им своего единства.

В статье "Известный флаг неизвестной страны" мы выяснили, что у Татарии-Тартарии были гербы и флаги. В этой работе мы рассмотрим императорский флаг Татарии или Татарского Цесаря флаг, как он назван в "Изъявлении морских флагов всех государств вселенныя", изданном в Киеве в 1709 году при личном участии Петра I. Также поразмышляем, мог ли этот флаг объединять под собой разные народы Великой Тартарии и затронем еще некоторые моменты нашего прошлого.

Для начала вспомним описание этого флага, приведенное в "Книге о флагах" голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году): "Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом». А теперь посмотрим на изображения этого флага из разных источников XVIII-XIX веков (в таблицу включены изображения флагов из источников, изданных: Киев 1709, Амстердам 1710, Нюрнберг 1750 (три флага), Париж 1750, Аугсбург 1760, Англия 1783, Париж 1787, Англия 1794, неизвестное издательство XVIII век, США 1865).

К сожалению, рисунки оставляют желать лучшего, т.к. выполнены в справочных, а не геральдических целях. Да и качество большинства найденных изображений весьма слабенькое, но все же, это лучше чем ничего.

На некоторых рисунках существо, изображенное на флаге, действительно смотрится как дракон. Но на других рисунках видно, что у существа есть клюв, а драконов с клювом вроде как не бывает. Особенно клюв заметен на рисунке из собрания флагов, изданного в США в 1865 году (последний рисунок в нижнем ряду). Более того, на этом рисунке видно, что голова у существа птичья, судя по всему, орлиная. А сказочных существ с птичьими головами, но не птичьим телом нам известно только два, это грифон (слева) и василиск (справа).

Однако василиск изображается как правило с двумя лапами и головой петуха, а на всех рисунках, кроме одного, лап четыре и голова ну никак не петушиная. К тому же различные информационные ресурсы утверждают, что василиск, выдумка исключительно европейская. По этим двум причинам василиска в качестве "кандидата" на тартарский флаг мы рассматривать не будем. Четыре лапы и орлиная голова говорят о том, что перед нами все-таки грифон.+

Давайте еще раз посмотрим на рисунок имперского флага Тартарии, изданный в США в XIX веке.

Но может быть американский издатель все напутал, ведь у Алларда в «Книге о флагах» ясно написано, что на флаге должен быть изображен дракон.

А не мог ли Аллард ошибаться или по чьему-нибудь заказу сознательно исказить информацию. Ведь демонизация врага в общественном мнении, которую в современности мы все видели на примерах Ливии, Ирака, Югославии, да и чего греха таить, СССР, практикуется с незапамятных времен.

Ответить на этот вопрос нам поможет иллюстрация, по всей видимости, из той же "Всемирной географии", изданной в Париже в 1676 году, в которой мы нашли герб с изображением совы для предыдущей статьи

На гербе Малой Тартарии (по канонической истории Крымского ханства) изображены три черных грифона на желтом (золотом) поле. Эта иллюстрация дает нам возможность с большой долей вероятности утверждать, что на императорском флаге Тартарии изображен не дракон, а именно грифон или грифъ (гривъ), как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков. Таким образом, прав был именно американский издатель XIX века, поместивший на флаг Татарского Цесаря грифа, а не дракона. А Карл Аллард, обозвав грифа драконом, ошибался, или по чьему-то заказу информация о флаге была искажена, по крайней мере, в русскоязычном издании «Книги о флагах».

Теперь давайте разберемся, мог ли гривъ быть символом, за которым могли последовать народы, населявшие многонациональную Империю, раскинувшуюся от Европы до Тихого океана.
На этот вопрос нам помогут ответить археологические находки и старые книги.
При раскопках скифских курганов на обширных просторах Евразии, не побоюсь этого слова, в массовом порядке попадаются различные предметы с изображением грифа. При этом такие находки датированы археологами начиная IV, а то и VI веком до нашей эры.
Это и Тамань, и Крым, и Кубань.

И район Аму-Дарьи, и Ханты-Мансийский автономный округ.

Истинным шедевром является пектораль IV века до.н.э. из "Толстой могилы" вблизи Днепропетровска.

Образ грифона использовался и в татуировках, что подтверждается археологическими раскопками могильников V-III веков до н.э. на Алтае.

В Великом Устюге в XVII веке на крышках сундуков рисовали это сказочное существо

В Новгороде в XI веке грифа вырезали на деревянных колоннах, примерно в это же время в районе Сургута изображали на медальонах. В Вологде его вырезали на бересте

В районе Тобольска и в Рязани грифа изображали на чашах и браслетах

На странице изборника 1076 года можно найти нарисованного грифона

Грифонов даже сегодня можно увидеть на стенах и воротах древних русских храмов. Самый яркий пример, это Дмитриевский собор XII века во Владимире

Стены Георгиевского собора в Юрьеве-Польском также содержат изображения грифонов

Есть грифоны и на церкви Покрова-на-Нерли, а также на воротах храма в Суздале

И в Грузии на храме XI века Самтависи примерно в 30 километрах от города Гори есть изображение грифона

Но гриф изображался не только на культовых сооружениях. Этот символ на Руси широко использовался великими князьями и царями в XIII-XVII веках (иллюстрации из многотомника "Древности Российского Государства", отпечатанном по определению высочайше учрежденного Комитета в середине XIX века). Мы можем найти грифов и на шлеме великого князя Ярослава Всеволодовича (XIII век)

Гифона мы находим и на царском сионе (ковчеге) 1486 года, и на входных дверях в верхнюю палату Теремного дворца Московского Кремля (1636)

Даже на знамени (великом стяге) Ивана IV Грозного 1560 года есть два грифона. Следует обратить внимание, что Лукиан Яковлев автор дополнения к III отделению «Древностей Российского Государства» (1865), где и приводится знамя с грифом, в предисловии (стр.18-19) пишет, что «…на знаменах делались всегда изображения священного содержания, иных же изображений, которые мы назовем житейскими, на знаменах не допускалось».

После Ивана IV на царских знаменах грифа найти не удается, но на других царских атрибутах он продолжает использоваться вплоть до конца XVII века. Например, на налучии царского саадака. К слову сказать, по налучию можно увидеть, что "ездец" на коне не противопоставляется грифону, колет он себе змия на одном конце налучия, а грифон стоит на другом конце и Державу Российского Царства держит.

Последнее изготовленное изображение грифона на царских вещах перед долгим перерывом до середины XIX века найдено на двойном троне, который был изготовлен для царей Ивана и Петра Алексеевичей.

Грифон присутствует и на одном из главных символов царской власти «Державе Российского Царства» или иначе «Державе Мономаха»

Теперь вдумайтесь, что на большей части территории Тартарии (Российской Империи, СССР – кому как больше нравится), изображения грифона использовались как минимум с IV века до н.э. по конец XVII века (в Московии), а в Перекопском царстве (так Сигизмунд Герберштейн в XVI веке называет известное нам Крымское ханство) – по всей видимости до взятия Крыма, т.е. до второй половины XVIII века. Таким образом, непрерывный период жизни этого символа на громадной территории Евразии, если руководствоваться канонической хронологией, составляет больше ДВУХ ТЫСЯЧ ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ лет!

По легенде грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от мифических великанов аримаспов. Возникновение образа грифона пытаются искать в ассирийской, египетской и скифской культурах. Может быть происхождение этого фантастического животного и зарубежное. Но приняв во внимание «ареал обитания» грифона и то, что за редкими исключениями образ скифского грифа остается не сильно изменяющимся с IV века до н.э., представляется, что грифон не чужеродный в Скифии.

При этом не надо пугаться того, что грифоны и по сей день используются в геральдике городов других государств Европы. Если говорить про север Германии, Прибалтику, да и вообще про южное побережье Балтики, то это земли древнего расселения славян. Поэтому грифоны на гербах Мекленбурга, Латвии, Поморского воеводства Польши и т.п. вопросов вызывать не должны.

Интересно, что согласно легенде, записанной в 15-ом веке Николаем Маршалком Турием в работе «Анналы герулов и вандалов»: «Антюрий поместил на носу корабля, на котором плыл, голову Буцефала, а на мачте - водрузил грифа». (A.Frencelii. Op. cit. P. 126-127,131). Упомянутый Антюрий - это легендарный предок ободритских князей, который был соратником Александра Македонского (это важный факт для нашего дальнейшего исследования). Прибыв на Балтику, он поселился на её южном берегу. Его спутники, в соответствии с этой же легендой, стали основателями многих ободритских знатных родов. Кстати на гербе Мекленбурга наряду с грифоном бычья голова, а Буцефал означает "бычьеголовый"(на информацию натолкнулся у Флаг и герб Тартарии. Часть 2swinow).

Если вспомнить изображение грифонов в соборе святого Марка в Венеции, то и там видится славянский след, т.к. есть вероятность, что Венеция могла быть Венедией, а уже потом олатиниться.

Как мы убедились, изображение грифона, как у славян, так и у других народов нашей страны было популярным, поэтому наличие грифона в символике тех поселений, где в древности могли жить эти народы, не должно вызывать удивления или недоумения.

Интересный факт. Если поискать древнерусское название грифона, то можно найти, что это не только див, но и ног, ногуй, иног, нагай, ногай. Сразу вспоминается Ногайская Орда. Если предположить, что ее название произошло не столько от имени военачальника Золотой Орды - Ногая, сколько от названия птицы ногай, т.е. грифона, под знаменами с изображением которого они воевали, как, например, авангард Татарского Цесаря, то вместо банды непонятных дикарей «монголов» видится весьма презентабельное воинское подразделение Тартарии.

Кстати на просторах Интернета гуляет новодельный ногайский флаг, историческая связь которого с прошлым, судя по некоторым отзывам, вызывает вопросы. Вместе с тем, на нем крылатый зверь, правда, не гриф, а волк. Да и миниатюру из «Вертограда историй стран Востока» Хетума Патмича (XV век), изображающую битву темника Ногая на Тереке, посмотреть будет не лишним, хотя изображения грифона там нет.

В полне вероятно, что пройдёт совсем немного времени, и идеи, которые приводятся в этой статье, станут не представляющими никаких сомнений фактами.

Совсем недавно, казалось бы, экскурсоводы рассказывали об уникальности зубцов стен московского кремля в виде буквы «M». Слышали про «уникальный ласточкин хвост»?

«Ласточкин хвост» - это просто элемент декора, зрительно облегчающий завершение крепостных стен.

Посмотрите старые гравюры Олеария, например, - никакой это не декор, и уникальности тут нет - в эти «хвосты», как в распорки, вставали брёвна, держащие деревянный навес.

Совсем недавно я выразил предположение, что стены московского кремля были белыми. Сегодня об этом смешно говорить, об этом все знают. Они всегда белились, как любые другие кирпичные стены любой другой крепости или здания, и лишь при Сталине их начали красить красной краской. Никто ничего не скрывает, информация есть в сети, но мало кто об этом знает. Сколько ещё такого, лежащего на поверхности, что никто не прячет, но люди об этом продолжают спорить? Много, очень много.

Татаро-монгольское иго? О нём писали в учебниках и книгах, снимали и снимают фильмы. Новообразованные страны пишут под него свою «древнюю историю». Сколько фактов ещё нужно предоставить, чтобы эта постыдная дичь об иге канула в лету? Ведь столько фактов, все на поверхности. И ничего не скрывается. Просто об этом не говорят, и этого оказывается достаточно.

А вот таРтарию высмеивают. Людей, которые о ней говорят, называют неучами, дураками, ссылаются на незнания иностранных картографов, на неправильное написание слова «татария», несут с умным видом любую несуразицу. Конечно, картографы такие были глупые, что русла рек, очертания береговых линий, населённые пункты указывали верно, а вот название страны почему-то попутали?!

Информации сейчас накопилось так много, что любой неискушённый обыватель, лишь даже слегка окунувшись в тему, видит, что тут не так всё просто, как нам пытаются навязать. Эта ложь уже еле-еле держится и вот-вот рухнет. Вот увидите. Признают и страну Тартарию. И сказки про азиатов с кривыми мечами выкинут на помойку истории. Но в то время, пока я пишу эти строки, этого ещё не произошло…

Многие карты вы уже не раз видели, я покажу вам флаги. В том числе, флаги Тартарии. Не стану приводить цитат. Сами можете с лёгкостью найти в интернете академические версии. Многие флаги вы уже видели, но смотрели ли вы на них так, как предлагаю посмотреть я?

Собственно, обращать ваше внимание я буду на явную преемственность флага русского и тартарского, и многих других: чёрный символ на золотом фоне как след прошлой общности теперь «независымых государств». Плюс, вы увидите, что триколор - это даже не торговый флаг, а флаг Русско-Американской компании.

Для начала взглянем на атлас «Национальные и коммерческие флаги всех наций» (издание 1874 года).

Итак, имперский флаг России - чёрный двуглавый орёл на золотом фоне.

Стилистически русский штандарт явно перекликается с австрийским и китайским флагами. Точнее, чинийскими. Но об этом далее.

Кстати, а почему в атласе русский штандарт на первом месте? Да, флаг США по центру (издан атлас в Америке), но в честь чего в 1874 году флаг России удостоился первого места? Мы же якобы были «третьесортной» морской державой со столицей, имеющей выход лишь к северным морям, где большую часть года корабли стояли скованные льдом?! (Де Кюстин)

Интересно, что Russian Jack - почти зеркальный флаг Британии.

И флаг Русско-Американской компании - знакомый триколор.

Читатель спросит: «А почему бы не принять, что это фальшивки? Ведь есть и другие атласы и карты».

Есть другие…

(Appleton, D. & Co. 1892)

Тут нет флага Тартарии, но флаг Чайны - всё тот же узнаваемый стиль. Да, мы знаем, что вся Европа и Китай, и территория современной России - это было единое государство. Во флагах XIX века вы ещё видите знаки былого единства.

Вот как нас и наших детей в школах сейчас дезинформируют про триколор. Так же и про иго татарско-монгольское, так и про Тартарию - обман. Да мало-ли примеров?

Триколор не был флагом России с незапамятных времён, как нам предлагают верить. Вот, хотя бы взять историю о том, что Пётр Первый ввёл этот триколор.

(Проекты военно-морских флагов, сделанные лично Петром I. via wiki)

(«Цвета русского государственного национального флага», с 1699-1700 г. по 1910 год)

(Черновой рескрипт. via runivers.ru «Карты, планы и снимки к четвёртому тому истории царствования Петра Великого». - 1863 год)

Посмотрите на три рисунка, выполненные якобы рукой самого Петра. Рисунки отличаются. Они похожи, но при наложении не совмещаются.

Может быть, это и есть фальшивки, а десятки сборников флагов мира всё же верны?

Самый, пожалуй, скучный для нашего разбора рисунок. Ничего вроде необычного. Русский Имперский флаг - естественно, чёрный орёл на золотом фоне, а никакой не триколор. Ну, пока держим в уме флаг Чайны и Австро-Венгерской Империи. Посмотрите и другие флаги. Осторожно предположу, что красный цвет означает независимость. Подробности далее.

На следующем сборнике флагов обман о Тартарии и истории особенно виден:

(Pavillons et bannières maritimes du XVIIIe siècle)

Файл большой, хорошего разрешения. На википедии выложен. И почему-то обрезан последний ряд.... Почему бы это? Халатность? Да ладно! Так что же там такого?

(Tableau des pavillons ou Bannières que les vaisseaux des tout les nations arborent sur le mers 1765)

Кажется, понятно, почему обрезан предыдущий рисунок. Там два флага Тартарии в нижнем ряду. Сова и Грифон (хотя некоторые считают, что это не Грифон, а Дракон). Смотрите, изучайте, ищите и находите общее, думайте сами. Не надо никому верить.

И оценивайте визуально схожесть стилей. Запоминайте страны. Все они когда-то были частью единого целого.

Ещё раз флаги России:

Обратите внимание: приведённые мной в статье примеры представлены прежде всего как морские флаги. О какой «территории Тартария» можно говорить и о каких кочевниках татаро-монголах, если есть флаг страны и морской флаг? Или история знает великие подвиги мореплавателей татар? Монголов?

(Bowles"s universal display of the naval flags of all nations in the world. Printed for the proprietor Carington Bowles, at his Map & Print Warehouse, No. 69 in St. Pauls Church Yard, London).

Тут пришло время процитировать Андрея Голубева:

«В общем, триколор - это эрзац-знамя, пришло оно, только когда власть взяли Романовы. Во все времена, когда Руссия была независимой, у нас было красное знамя. Конкретно у Руссии. А у империи, частью которой была Россия, знамя всегда было золотым. Только при Тартарии на золотом поле был грифон, а при РИ - двуглавый. Нынешний триколор - даже не знамя, а флаг Русско-Американской Торговой Компании. Так что на этом этапе мы не государство, а фирма. И символика, которую умеют читать далеко не все, прямо об этом говорит. Когда мы станем самостоятельными, знамя снова должно стать золотым у всей страны и красным у РСФСР. Надеюсь, что мы доживём до этого времени».


(Bowles"s Naval Flags)

В подтверждение слов Андрея - вот красные флаги. Посмотрите и другие флаги с преобладанием красного цвета. Флаг СССР был красный. Это было полностью независимое государство. Флаг Гамбурга - вольный город и т. д.


И крупно в хорошем разрешении флаги Тартарии. Территории, о которой ошибочно писали, видите ли, иностранные путешественники. Ведь о Тартарии написано в различных источниках, но Википедия называет это всё беллетристикой: путешествия Марко Поло, Макбет Шекспира, Турандот Пуччини, «Рассказы Кентербери Чосера», «Большие надежды» Диккенса и т. д.


(Tableau des Pavillons que la Plupart des Nations Arborent à La Mer". A coloured print, after the 1756 original)

Следующий рисунок качеством пониже, но, я думаю, вы без труда найдёте и Тартарию, и флаги России. И увидите всё то же общее в них. И другие флаги на золотом фоне дадут вам пищу для достойных размышлений.


(Pavillons des marines. 1750)

Да, примеров предостаточно. А сколько ещё не представлено в Сети?


Некоторые экземпляры находятся в частных коллекциях, и фотографии лотов иногда можно успеть сохранить, пока они не проданы.


(Tableau des Pavillons - Que les Vaisseaux Arborent en Mer" par Philippe Dauchez Rarissime, 1766)

Обращайте внимание на даты. Разброс в сотню лет и более.

Вот, опять флаги Тартарии.


(Johann Baptist HOMANN (1663ca - 1724) “Flaggen alle seefahrenden Potenzen und Nationen")

Ещё флаги:

(Tableau de tous les pavillons que l"on arbore sur les vaisseaux dans les quatre parties du monde).


Смотрим поближе:


Все на своих местах. И флаги Тартарии, и всё, что хотите.


Сколько ещё нужно представить примеров, чтбы обман о том, что Тартарию придумал Левашев, уже перестал звучать? Сколько ещё должно пройти времени, чтобы все очнулись, наконец? Требуется не только признание Тартарии, но и признание лживости всей современной истории Европы, Китая, России и т. д. Была единая система, однополярный мир. И хватит унижать исследователей, которые хотят докопаться до правды!


(Tableau de tous les pavillons que lon arbore sur les vaisseaux Dans les Quatre Parties du Monde, chez Mondhare rue St. Jacques 1781)




Ещё, пожалуйста:


(Tavola delle più esatte ed usitate Bandiere che si alberano a Bordo dei Bastimenti di Guerra, e Mercantili di tutte le Nazion Raccolte, e delineate da Vinco: Scotti de Livorno l"Anno 1796).





Чем интересна эта подборка: тут мы видим Могулов и Росток.


На других картах флаг Могулов подписан как Bantam. Это интересно. И вот, снова Росток. О нём писал Сергей Игнатенко в статье «Тартария или Росток?» Нет, Росток - это не Тартария, но это её часть. Поэтому Сергей и задался таким вопросом - не одно ли это то же.


(Lloyd, H.H. 1874 Flags and arms of the principal nations of the world)

Флаги Тартарии и флаг России, и флаг Росток - у всех один стиль. Чёрный знак на золотом фоне. Это части единого целого.



Все уже знают рисунки атласа «Флаги всех Наций. Религии и Рассы мира» (издание Сшонберг и Ко 1865 года). В сети флаги известны, но представлены были в весьма низком качестве. Исправим это.


(Schonberg & Co. Date: 1865 Short Title: The Flags of All Nations. Religions and Races of the World).

Самый известный флаг этого атласа - флаг ТаРтарии. Напоминаю, 1865 год. От Тартарии уже одни осколки, но флаг есть.

И снова имперский штандарт России - двуглавый орёл на золотом фоне. И триколор - лишь торговый флаг.


У этого документа есть ещё одна страница. Давайте посмотрим, какие представления о мире были у его составителей. Понимаю, скучные таблицы, какие-то графики, но надо.


Население

Население Асии (да, давайте уже читать, как написано, а не так, как нас заставили читать - Асии, а не Азии). В Сибири проживает больше народа, чем в Чинийской Империи. Вот вам и один человек на 100 километров, вот вам и тундра, и тайга. И что, по прежнему карты Ремезова - дичь и выдумки?

И в почти уже исчезнувшей Тартарии 8 000 000 человек. Конец девятнадцатого века!!!


Расы

Невероятно! Думаете, это шутка? Это сейчас каждый дома может на принтере что угодно распечатать. Всегда издавалось много глупостей и ерунды, мусора и лживой пропаганды. Но, вот это-то кому было выгодно?


В России проживают монголы и кавказцы! И в Гренландии монголы. И в Северо-Западной Канаде.

Мы сейчас так же понимаем слово «монгол»? Нет, неверно мы его понимаем.


И в Европе, оказывается, одни кавказцы проживают. Дико, если применить к слову Caucasian теперешный смысл.

Население мира по расам

Кавказцы - это раса, и их 270 миллионов в Европе. А больше всего монголов. Половина миллиарда во всём мире.


Американцы, оказывается, - тоже раса, в понимании 1865 года.

Религии





Вы знаете, что такое heathen? А какого года атлас, помните?

Атлас 1865 года. А heathen в переводе с английского означает ‘ЯЗЫЧНИК’!


Язычников - 200 000 000.

О флоте Тартарии информации пока особо найти не удалось. Вот, пока любопытный рисунок. А точнее, описание к нему. Имеет ли это хоть какое-то отношение к Тартарии?


(HMS Eagle with HMS Tartar and convoy in distance, off Sable Island, Nova Scotia, 13 June 1776 (Корабль Его Величества «Орёл» с кораблём Его Величества «Тартар» и конвоем, близь острова Соболь, Новая Шотландия, 13 июня 1776 г).

В заключение посоветую лишь попытаться поискать в приведённых мною примерах или других сборниках флагов своих «древних» государств. Уверен, придут времена, когда мы все поймем, что мы есть все единое целое, и история общая вывернута наизнанку, оболгана. Знаю, что и сегодня во всех странах большинство разумных, думающих, анализирующих, самостоятельных людей, кто прекрасно знает и понимает: сила в единстве и правде.

Уже давно между собою Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

«Клеветникам России» А. С. Пушкин