Как раньше называлось воскресенье. Почему воскресенье называется воскресеньем? Становление воскресного трудового законодательства

16.07.2020
dies Dominicus ).

У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта . В Древнем Риме название воскресенья - dies Solis - «день Солнца» было заимствовано от греков и является калькой греческого heméra helíou . Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам .

Английское наименование воскресенья Sunday возникло до 1250 года из слова sunedai , которое в свою очередь происходит от древнеанглийского (до 700 года) Sunnandæg (буквальное значение «день солнца»). Название родственно другим германским языкам , включая древнефризское sunnandei , древнесаксонское sunnundag , средневековое голландское sonnendach (на современном голландском - zondag ), древневерхненемецкое sunnun tag (на современном немецком Sonntag ), древнеисландское sunnudagr (в современных датском и норвежском - søndag , в шведском - söndag ).

Согласно иудейскому и христианскому календарю, основанному на Библии , воскресенье считается первым днём недели, следующим за «днём седьмым», субботой (Исх. ). В Римской империи первый христианский император Константин в г. назначил воскресенье первым днём недели и днём отдыха и поклонения.

В результате во многих языках отражён статус воскресенья как «дня первого». В греческом , названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга - Δευτέρα, Τρίτη, Τετάρτη и Πέμπτη соответственно, и означают «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Это предполагает, что день воскресный когда-то считался как Πρώτη, то есть, «начало». Современное греческое название воскресенья - Κυριακή (Кирьяки), означает «День Господень», от слова Κύριος (Кириос) - «Господь».

Сходно именуются дни недели во вьетнамском языке : «Th ứ Hai» (понедельник - «второй день»), «Th ứ Ba» (третий день), «Th ứ Tư» (четвертый день), «Th ứ Năm» (пятый день), «Th ứ Sáu» (шестой день), «Th ứ Bảy» (седьмой день). Воскресенье называют «Ch ủ Nhật», что является искажённой формой «Chúa Nhật» и означает «День Бога». В устной традиции на юге Вьетнама и в церкви используется старая, первоначальная, форма слова.

Та же схема для обозначения дней недели применяется в португальском (взятом из церковной латыни). Понедельник - «segunda-feira», что означает «второй день» (и т. д.), воскресенье («domingo») - «День Господень» отсчитывается в данной цепочке как первый день.

В некоторых консервативных христианских семьях в воскресенье считается грехом работать самому или делать что-либо, требующее чьей-то иной работы (например, покупать товары). Исключение составляет только деятельность служб, обеспечивающих поддержание постоянной жизнедеятельности - жилищно-коммунальных служб, больниц. Это, однако, больше характерно для стран Запада, но не России.

Христианский взгляд на воскресный отдых закрепился в слове для обозначения воскресенья в чешском , польском , словенском , хорватском , сербском , украинский и белорусском («neděle», «niedziela», «nedelja», «недеља», «неділя» и «нядзеля» соответственно) означает день покоя, «ничегонеделанья».

Согласно христианской традиции, берущей начало в особенностях еврейского календаря, «воскресный день» начинается с вечера субботы и оканчивается с закатом солнца в воскресенье.

Воскресенье считалось священным днём в митраизме .

История воскресной традиции в христианстве

«Воскресение Христово» - центральное событие Евангелия, давшее название дню на русском языке (Бернард Плокгорст)

В Новом Завете, в 1 послании Коринфянам (16:2) апостол Павел советует собирать в «первый день» недели пожертвования на общинные нужды.

Уже во II веке «κυριακὴ ἡμέρα» (день Господень) является обычным наименованием воскресенья

Древние римляне традиционно использовали восьмидневный недельный цикл , связанный с рынком, но во времена Октавиана Августа , в употребление также вошла семидневная неделя. Эти два цикла применялись параллельно, по меньшей мере ещё в середине IV века, когда жил составитель Хронографа 354 года . 7 марта 321 года Константин I , первый христианский император Рима по религиозным причинам издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи, правда земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и винограднике. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Церковные авторы IV-V вв. объясняли воскресный отдых святостью дня как такового . 31-е правило III Орлеанского Собора (538) и 1-е правило II Масонского Собора (581-583 гг.) подтвердило святость воскресного дня. Эти решение легли в основание официальной позиции Римско-католическом церкви , так что в католических катехизисах 4-я заповедь Декалога обыкновенно передаётся с заменой слова «суббота» на «воскресенье» . Лев III Исавр (717-749 гг.) также стремился перенести на христианское воскресенье весь ригоризм еврейской субботы.

Воскресенье считалось днём радости и поэтому церковные каноны запрещали в этот день строгий пост, глубокий траур и молитву на коленях. Вопрос о недопустимости совершения по воскресеньям заупокойных служб явился одной из главных причин для появления на Афоне движения колливадов в XVIII веке.

Становление воскресного трудового законодательства

Вавилоняне, по-видимому, первыми официально ввели семидневную неделю с одним днем покоя, который население должно было посвящать исполнению своих религиозных обязанностей и физическому покою. В Моисеевом законодательстве приводятся точные постановления о дне субботнего покоя. Сохранив деление недели на 7 дней, ортодоксальное христианство перенесло день покоя с субботы на воскресенье . С XX века и в настоящее время преобладающей является так называемая «английская неделя» с двумя нерабочими днями - субботой и воскресеньем.

Нечто аналогичное было и на Западе. Интересы городских рабочих охранялись в этом отношении средневековым цеховым устройством. Но, начиная с конца XVIII века, когда все больше и больше распространяется теория полного невмешательства государственной власти в отношения между работодателями и рабочими, рабочие приобрели личную независимость и попали в кабалу экономическую, что выразилось необыкновенным обременением их работой не только в непраздничные дни, но и по воскресеньям. Употребление рабочих сил зачастую стало совершаться в прямой ущерб физической и умственной силе, нравственности и семейному союзу. Законодательство снова вступилось за рабочих, и одной из задач его являлось стремление обеспечить рабочим воскресный отдых. Противники ограничения так называемой свободы труда пытались утверждать, что прекращение промышленной работы по воскресеньям должно уменьшить народное богатство. Этот аргумент был признан совершенно неосновательным, так как, во-первых, цель производительной деятельности не есть накопление богатства, а общее благосостояние населения, подрываемое воскресным трудом; во-вторых, вполне доказано, что с установлением отдыха возрастают энергия, внимание и интерес к труду. Еще Маколей сделал следующее замечание о воскресном отдыхе: «Этот день не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин, та машина, без которой ничтожны все изобретения Ватта и Аркрайта - человек». Целый ряд обществ в Западной Европе и в Америке, возник специально для того, чтобы отстоять рабочим классам воскресный отдых. Одно из таких обществ образовалось в 1861 году в Женеве и имело свои отделения во многих государствах Европы и Америки. 22 и 23 декабря 1886 года депутаты от различных стран съехались в Брюссель и обсуждали вопрос с трех точек зрения: с общей, церковной и промышленно-технической. Конференция пришла к выводу, что следует признать важное значение воскресного отдыха с социальной, санитарной и нравственно-религиозной точки зрения, как для отдельных лиц, так и для целого государства. Докладчик Серезоль из Веве доказывал, что воскресный отдых есть не только физическая и нравственная необходимость, но и право каждого. Конференция высказалась в том смысле, что воскресный день наиболее удобен как день для отдыха, и для рабочих, и для предпринимателей, и что в большинстве отраслей промышленности установление дня покоя вполне возможно; когда нет возможности устроить день отдыха в воскресенье, для этого нужно избрать другой день недели; необходимо также установить, чтобы расчеты с рабочими отнюдь не происходили в субботу и воскресенье. Относительно почтово-телеграфной службы были высказаны следующие пожелания:

Относительно железнодорожного движения пожелания сводились к следующему:

Вопрос о воскресном отдыхе к концу XIX века настолько назрел, что берлинская рабочая международная конференция 1890 года выбрала для обсуждения этого предмета особую комиссию, которая состояла из представителей Германии , Австрии , Венгрии , Бельгии , Дании , Франции , Великобритании , Италии , Люксембурга , Нидерландов , Португалии , Швейцарии и Швеции . Доклад комиссии рассматривался в пяти заседаниях, под председательством архиепископа доктора Коппа. Комиссия пришла к следующим результатам:

С наибольшей строгостью соблюдался воскресный день в викторианской Англии, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни получить его и где приезжий в конце XIX века рисковал остаться голодным, потому что, кроме кабаков, все рестораны и съестные лавки были закрыты. В Англии воскресный труд был совершенно воспрещен, за исключением случаев благотворения и не терпящих отлагательства. В основании всего фабричного законодательства лежит фабричный акт 1878 года, который несколько расширял понятие воскресного отдыха, распространяя его на некоторую часть субботнего дня. По отношению к подросткам и женщинам период занятий по субботам на фабриках, обрабатывающих волокнистые вещества, не должен был продолжаться долее 1,5 часов дня. Время работы детей по субботам на тех же фабриках должно быть то же, как и для подростков; но ребенок не мог быть употребляем на работы две субботы подряд и вообще в субботу той недели, когда он в какой-либо другой день был занят более пяти с половиной часов. Период занятий на фабриках, обрабатывающих не волокнистые вещества, был несколько больше: он оканчивается обыкновенно в четыре часа дня. Дети по субботам не должны быть заняты работой раньше первого часа пополудни, если в какой-нибудь другой день недели они были заняты раньше этого часа или позже первого часа, если в другой день той же недели они были заняты после этого часа. Чтобы занятие какой-либо работой по воскресеньям детей, подростков и женщин, принадлежащих к иудейскому вероисповеданию, не влекло за собой никакого штрафа, требовалось:

Русское законодательство в XIX веке не содержало в себе общего воспрещения воскресной работы, а потому в особенности на фабриках, в горном, рудокопном и торговом деле воскресная работа не была редкостью. Имелись, впрочем, некоторые разрозненные постановления по этому поводу в разных отделах российского Свода Законов. Так, Городское положение (статья 2050 тома II, часть I, издание 1887 года) давало думам право издавать обязательные постановления о времени открытия и закрытия торговых и промышленных заведений в воскресные и праздничные дни. В «Уставе о промышленности» имелись постановления о работе ремесленников и малолетних рабочих; статья 152 «Ремесленного устава» гласила: «ремесленных дней в неделе шесть; в день же воскресный и дни двунадесятых праздников ремесленники не должны работать без необходимой нужды» . Мастерам-евреям дозволялось работать и в эти дни, но с тем условием, чтобы отнюдь не употребляли для этого подмастерьев и учеников из христиан. Мастера же из христиан не должны принуждать к работам подмастерьев и учеников из евреев в те дни, когда последним, по их закону, работать не дозволяется, но они, вместо того, могли употреблять евреев в работы по христианским праздникам и воскресеньям. На основании того же Устава евреи-мастера, получившие от ремесленной управы разрешение держать малолетних учеников из христиан, должны были отправлять этих учеников по воскресеньям в церковь: наблюдение за этим возлагалось на особенную обязанность ремесленных голов (статья 112). Все эти постановления, однако, почти не исполнялись на практике. В 1882 году в губерниях постоянной оседлости евреев, им было воспрещено производить торговлю в воскресные дни и двунадесятые праздники . Законом 1 июня 1882 года работа по воскресным и высокоторжественным дням для малолетних до 15 лет воспрещалась; тем же законом учреждалась фабричная инспекция, долженствующая наблюдать за выполнением законов о работах на фабриках. По закону 24 февраля 1890 года абсолютное воспрещение получило условный характер. Главному фабричному инспектору предоставлялось разрешать, по представлениям местных чинов фабричной инспекции, работу малолетних, в возрасте от 12 и до 15 лет, в те воскресные и «высокоторжественные» дни, в которые на фабрике, заводе или мануфактуре производятся работы взрослыми рабочими. Тот же закон 1890 года временно, на три года, распространял правила о работе и обучении малолетних (а следовательно, и воскресной работе) также на те ремесленные заведения, к которым применение их будет признано полезным. Нарушители закона подлежали аресту не свыше месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей. Положение о найме на сельские работы 11 июня 1886 года не предусматривало вопроса о воскресном труде.

В связи с падением производства 1 сентября 1931 года установлена общая шестидневная неделя с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24, 30 числа каждого месяца. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта.

В большинстве стран мира воскресенье является официальным выходным днём. В частности это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В некоторых странах, где официальной религией является ислам, а также в Израиле , воскресенье является обычным рабочим днём.

Культурные традиции воскресенья

В странах с христианской исторической традицией и находящимся под культурным влиянием Запада, в воскресенье закрыты большинство правительственных учреждений. Частные фирмы и магазины в воскресенье также закрываются раньше, чем в другие дни недели.

В России парламентские и президентские выборы приурочены к воскресенью. Национальные и региональные выборы в Бельгии и Перу всегда проводятся в воскресенье.

Воскресный выпуск многих американских и британских ежедневных газет часто включает цветные комиксы , журнал -приложение, и секцию купонов ; или имеется «дочерняя газета», которая издаётся только по воскресеньям.

Чемпионат мира по автогонкам Формула-1 всегда проводятся по воскресеньям независимо от страны.

Воскресенье как мифический персонаж

Воскресенье (под именем Неделя) иногда олицетворяется в народных сказаниях; так украинцы описывали его в виде молодой красивой женщины. Встречается часто в славянских и немецких сказках. Здесь воскресение является под названием святой Недельки и святой Анастасии. Святая Неделька представляется обыкновенно под видом доброй женщины, которая своими советами и подарками помогает героям и героиням сказаний; поверье это было особенно популярно в Сербии , где думали, что «Неделя» есть святая жена, а «святая Петка (образ пятницы)» - её мать. В Болгарии ассоциировалась со святой Кириакией Никомедийской . Насколько поверье древнее, видно хотя бы из Паисиевского сборника в котором помещено слово, обличающее обожание Недели и советующее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о воскресении Иисуса Христа .

Неделя сурово наказывает тех, кто работает по воскресеньям, особенно ткущих женщин, так, по преданию, одной из них в наказание она отрезала пальцы. Впрочем, если обстоятельства вынуждают к работе, то, в случае если у Бога попросят прощения, Неделя может даже помочь в нужде .

События, связанные с воскресеньем

  • Согласно Евангелию, в этот день произошли важнейшие события в священной истории: Вход Господень в Иерусалим , Воскресение Христово , Схождение Святого Духа на Апостолов .
  • Сочетание Кровавое воскресенье относится к любому из нескольких исторических бедствий, которые происходили по воскресеньям.
  • Холодное воскресенье - метеорологическим случай, имевший место 17 января 1982 года, когда беспрецедентно морозный воздух, опустил температуру в Канаде и США до небывалых в истории наблюдений рекордно низких уровней.

Воскресенье в именах и названиях

См. также

Примечания

  1. Русский этимологический словарь - Воскресенье
  2. Русский этимологический словарь - Воскресать
  3. Русский этимологический словарь - Кресало
  4. Коношские ведомости, Неделя - "не делать"
  5. Barnhart (1995:778).
  6. Plin. Sen. Natur. hist. 2. 22; Censorin. De die natali. 13; Dio Cassius. Hist. Rom. 37. 18-19.
  7. Православная Онлайн Энциклопедия, «Воскресенье»
  8. Orig. Contr. Cels. 6. 22; ср.: Euseb. Praep. Evang. 5. 14
  9. Загадки про время
  10. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452 , Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  11. James Gibbons. The Faith of Our Fathers (англ.)
  12. Aquinas Thomas. Summa Theologicae. New York, 1947, II, 0, 122 Art. 4. P.1702. (англ.)
  13. Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 18; Трул. 90
  14. «Mithraism» in the Catholic Encyclopedia (англ.)
  15. Ign. Ep. ad. Magn. 9. 1; Acta Petri (Actus Vercellenses) 29-30 и др.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Названия дней недели произносятся, не задумываясь, откуда они пошли или почему расположены в такой последовательности.

Принято давно и до нас. Заглянем в исторические хроники и посмотрим, как и откуда появилось воскресенье.

Неделя и воскресенье

До появления христианства семь дней составляли седмицу. Первым в нем шло нынешнее воскресенье. В этот день положено было отдыхать, ничего не делать, поэтому вскоре, исходя из словосочетания переименовали в неделю.


Христианство привнесло в название изменения. Неделя седмицы стала воскресеньем. В основу названия положено слово «въскресити», к которому добавлен суффикс – ени. Именно на этот день недели согласно писаниям приходится воскрешение Иисуса Христа. Религия имела в обществе большой вес, поэтому факт такого переименования вполне логичен. Сама же последовательность из семи дней из седмицы превратилась позже в неделю.

Воскресенье в других языках

Интересно, что название воскресенье существует среди славянских языков лишь в русском. В Беларуси, Польше, Чехии седьмой день обозначается термином «неделя» (грамматика – разная, звучание – очень близкое). В Болгарии используют название седмица.

С религией связано наименование выходного дня во многих языках романской группы. Например, итальянское domenico взяло корень из латинского domenicus – «день Господний». В индийских языках воскресенье называют в честь солнечных божеств Адитьи и Сурьи.

Солнце также присутствует в английском Sunday, преобразованного временем из древнеанглийского sunnandag, что переводится как «день Солнца». Истоки происхождения этого названия заложены в Древнем Египте и Риме, после перекочевали в германские языки.
Воскресенье согласно христианским традициям – это промежуток времени с субботнего вечера до заката солнца дня следующего.

Первый официальный выходной

Римский император Константин: «Постановляю: отдыхать!». Указ правителя Римской Империи гласил несколько иначе, но суть заключалась именно в этом. Первым официальным выходным днем воскресенья стало 7 марта 321 года. История гласит, что сподвигнул на издание указа императора сон: увидел он солнце с крестом и надписью о победе в предстоящей битве. Так и случилось: войско Константина одержало победу. Вспомнил он видение после сражения и издал указ.

В День солнца запрещалось работать государственным учреждениям и рынкам. А вот труд земледельческий под вето не попадал. Феодосий Первый дополнил ограничения спустя полвека: нельзя по выходным требовать уплаты личного либо государственного долга. Феодосий второй запретил устраивать театральные, цирковые представления (425 год). Запрет на физический труд в сельской местности был провозглашен только в 538 году на третьем Синоде, проходившем в Орлеане.

Библейские заповеди и современные реалии

Заглянув в историю еще в более ранние периоды, то можно проследить, что еще до указа Константина о необходимости отдыхать на седьмой день указывала Библия. Сотворив мир за 6 дней, Господь на 7-й день отдыхал и всем велел это делать. Поэтому Библию можно назвать первым кодексом, где прописан выходной. Правда, это четвертая заповедь – о соблюдении дня субботнего, а не воскресного.

Запрет носил абсолютный характер. Евреи, которые были пригнаны в Римскую империю на строительство Колизея, отказывались работать. В итоге было разрешено всю работу делать за 6 дней, а на 7-й отдыхать.

Когда воскресенье стало выходным в России?

Выходным днем воскресенье стало в православной России нескоро. Официальные запреты впервые стали вводиться только в XVII веке. Окончательно закрепилось и того позже: первый всеобщий выходной в воскресенье в Российской империи 14 июля 1897 года .

Международный стандарт ISO 8601 установил: воскресенье – последний день недели. Исключение в США, Израиле и некоторых странах Африки, когда с него начинается неделя, чему есть логическое объяснение – исторические факты, приведенные выше. Документ в первой редакции был принят в 1988 году. При этом стандарт дает не обязательные к исполнению требования, а рекомендует для использования описанные в нем форматы дат и времени. Действующая (третья) редакция принята в 2004 году.

Религиозный след прослеживается как в названии воскресенья воскресеньем, так и в том, что является выходным днем. Воскрес Иисус на третий день после распятия, в честь этого события и день назвали. Господь велел на седьмой день отдыхать. Международным стандартом рекомендовано считать воскресенье последним днем недели.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В первую очередь стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Оказывается раньше, задолго до принятия христианства, неделей именовали воскресный день. И был он первым днем недели. Но позже воскресенье стали считать последним днем, завершающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Почему понедельник называется понедельником? Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Почему вторник называется вторником? Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Почему среда называется средой? Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Почему четверг называется четвергом? Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

Почему пятница называется пятницей? С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Почему суббота называется субботой? Слово пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Почему воскресенье называется воскресеньем? Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

В нашей повседневности есть много привычных вещей, о значении которых мы не задумываемся. Например, мало кто знает, почему дни недели так называют, или почему неделя длится 7 дней, а не, к примеру, 20 дней. Специально для любознательных читателей мы подготовили статью, в которой есть ответы на данную тематику.

План статьи:

Почему неделя длится 7 дней?

Семидневный цикл и первоначальное название дней недели пришло к нам от Месопотамии. Вавилонские астрологи считали, что человеческая жизнь испытывает на себе влияние семи небесных тел, которые, как они были уверены, перемещаются вокруг неподвижной Земли: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце и Луна (в древности – Уран, Нептун и Плутон). Эта вера позволила присвоить каждый день отдельной планете, в результате чего получился семидневный цикл. К тому же, число 7 в Месопотамии считалось символом процветания. Так как вавилоняне считали, что каждое небесное тело управляет своим днем недели, они присвоили каждому отдельному дню соответствующее имя на основе названий этих планет, либо вавилонских божеств.

В результате завоеваний Александра Македонского эти верования стали распространяться через Ближний Восток в Средиземноморье. Со временем идея ввести дни недели прижилась в Древней Греции и Риме. Первоначально она, вероятно, ограничивалась кругом астрологов, которые должны были как-то фиксировать временные промежутки. Но позже римляне заменили вавилонские имена соответствующими названиями божеств из своей мифологии. Система дней недели приобрела популярность, и в 321 г. н.э. была официально признана римским императором Константином Великим. Первым днем недели было воскресенье (лат. dies Solis) – день отдыха и поклонения Солнцу.

Кстати, ученые признают, что семидневный цикл наиболее соответствует жизненному ритму человека. Это значит, что, если бы неделя длилась дольше, человеческий организм не мог бы полноценно отдыхать или работать.

Названия дней недели в русском языке

Имена дней недели в нашем языке, как и в большинстве славянских языков, получены с момента начала христианизации славян миссионерами в седьмом веке нашей эры. Эти названия произошли не от планет (в отличие от романских языков), а были созданы численным образом. То есть, дни недели считались в порядке с воскресенья (первый, второй, третий день, и т.д.).

Воскресенье

Вначале воскресенье было первым днем недели, и на древнерусском языке оно называлось словом «ньделъ», и обозначало день, в который «ничего не делают», то есть, отдыхают. Поэтому весь семидневный цикл назывался словом «неделя» (по аналогии с названием первого дня этого цикла).

Позже в русском языке слово «ньдьлъ» заменили словом «воскресенье», так как в день после субботы, согласно христианской вере, воскрес Иисус Христос. Но в большинстве славянских языков этот день недели до сих пор сохранил старое название – например, в украинском языке «неділя», в белорусском – «нядзеля», в сербском – «недеља».

Понедельник

Понедельник буквально означает день, который наступает после воскресенья. Как мы писали выше, воскресенье у славян называлось словом «неделя», а это значит, что день после этого дня именовался фразой «после недели». Со временем для облегчения произношения два слова слились в одно, и стали именем существительным – так появился понедельник.

Вторник

Вторник является вторым днем после воскресенья (от праславянского слова «vtorŭ» – «вторый»). Так же, как и в случае с понедельником, это обозначение стало именем существительным мужского пола.

Среда

Название происходит от слова “середина”, и означает средний день недели. Для облегчения произношения произошла ассимиляция звуков: середина~средина~среда.

Однако, есть и другая версия этого названия. По мнению некоторых ученых-лигвистов, происхождение этого слова берет начало в старом немецком языке, где слово «środek» означало «центр» (в нашем случае – центр недели).

Четверг

Название этого дня недели происходит от числа «четыре» и означает четвертый день после воскресенья.

Пятница


Тут тоже все просто: слово «пятница» произошло от числа «пять» и означает пятый день после воскресенья. Но почему этот день недели женского рода? Этимологи утверждают, что корни нужно искать в языческих верованиях славян, когда пятница была днем прославления женского божества Макоши. Кстати, у древних греков пятница связана с Венерой – покровительницей женщин и семейного очага. Это говорит о том, что в разных культурах традиции и мировоззрения имеют тесную взаимосвязь.

Суббота

Название происходит от слова «шабат» – праздничного дня отдыха, который отмечается последователями иудаизма и некоторых христианских церквей. Этот праздник длится от заката пятницы до заката субботы.

Так почему было принято решение назвать дни недели в порядке их следования после воскресенья? Дело в том, что с приходом христианства языческие названия дней недели необходимо было заменить, ведь того требовала новая религия. Слова, которые использовались в западноевропейских языках, были трудно переводимыми, так как они тоже образованы от мифологических божеств. Поэтому святой Мефодий решил придумать простые названия дней недели, опираясь на порядковые числа. Эти слова легко запомнились славянами и прочно вошли в повседневный обиход.

С самого детства мы, сами не замечая того, автоматически запоминаем названия всех месяцев в году, количество дней в каждом месяце, а также названия всех дней недели, непосредственных составляющих каждого месяца. Однако в вопросе того, почему каждому из дней недели было присвоено соответствующее наименование, мы задумываемся нечасто.

И сегодня мы хотим уделить особое внимание вопросу о том, почему суббота называется субботой, а воскресенье – воскресеньем.

Почему суббота называется субботой

Сперва уделим внимание первому выходному в каждой неделе. Безусловно, многие дети, которые учатся в школе по «шестидневке», то есть – шесть дней в неделю, не очень любят субботу, ведь это просто очередной учебный день. Но что касается взрослых и остальных детей, то для них именно этот день недели становится самым любимым, ведь рабочая или учебная неделя уже позади, а завтра – лишь воскресенье. Суббота является тем днем, в который можно отдыхать так, как вы этого хотите, и столько, сколько вы хотите.

Но вот почему этот день недели получил именно такое название? А название, если верить этимологам, для этого дня происходит от еврейского слова «Шабат». Многим известен данный термин, ведь именно так называют субботу евреи. Это день, следующий за рабочей неделей, и именно в него жители Израиля воздерживаются от работы, отдыхают и душой, и телом.

Что касается перевода слова «Шабат» на русский язык, то здесь мы и получаем вполне очевидные «покоиться», «воздерживаться», «прекращать». Немного преобразовав «Шабат», мы получаем фонетически измененное слово «Суббота», такое родное и близкое носителям языков славянского происхождения.

Примечательно также и то, что во многих других языках суббота называется в честь планеты «Сатурн» (Saturn). Это стало следствием того, что древние римляне посвящали этот день недели планете «Сатурн». Так, например, в английском языке суббота называется «Saturday», где несложно уловить происхождение наименования от названия шестой от солнца планеты.

Почему воскресенье называется воскресеньем

В случае с последним днем недели, история происхождения его названия предельно очевидна, и известна большинству людей. Все дело в том, что именно в этот день, по прошествии двух дней с момента распятия, Иисус Христов воскрес. Именно эта легенда и стала причиной тому, что сегодня последний день недели, второй выходной день, мы называем совершенно привычным нам названием «Воскресенье».