Конспект урока усвоения новых знаний по фгос. Методические рекомендации"структура различных типов уроков в условиях реализации фгос". Примерная структура каждого типа урока по фгос

04.07.2020

Урок является главной составной частью любого учебного процесса. Именно на нем сосредотачивается основное внимание не только учащегося, но и педагога. Поэтому качество подготовки учеников по тому или иному предмету во многом зависит от уровня проведения урока, его методологической и содержательной наполненности, а также от царящей в классе атмосферы.

Как же добиться высоких показателей учебного процесса? Для этого преподаватель должен тщательно подготовить все этапы современного урока по ФГОС. Эти стандарты содержат в себе рекомендации, позволяющие не только вооружить учащихся умениями и знаниями, но и подсказать педагогу, что сделать для того, чтобы все происходящее в классе вызывало у воспитанников подлинную увлеченность и искренний интерес.

Структура современного урока

Для обеспечения целенаправленной деятельности процесса обучения все его звенья разбиваются на отдельные элементы. Это и есть этапы урока. Они включают в себя не только изучение нового материала, сопровождающееся высокой мыслительной активностью учащихся, но и выполнение задачи по запоминанию и длительному сохранению в памяти всех полученных знаний.

Этапы урока по ФГОС в основной школе зависят от его целей и задач. Так, если учащимся предлагается закрепить и развить уже полученные знания, то в этапы урока включается:

  • сообщение школьникам цели занятия;
  • воспроизведение знаний, умений и навыков учащимися;
  • выполнение учениками предложенных учителем заданий, упражнений;
  • проверка уже выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их корректировка;
  • запись домашнего задания (при необходимости).

Этапы урока по ФГОС, образец которых приведен ниже, преследуют своей целью сформировать умения и навыки у учащихся. Подобная структура учебного процесса состоит:

  • повторения уже сформированных знаний и навыков;
  • решения проверочных задач;
  • знакомства с новыми умениями;
  • показа образца упражнения по полученным знаниям и выполнения задания по указанному алгоритму;
  • подведения итогов урока;
  • записи домашних заданий.

Этапы урока закрепления по ФГОС состоят:

  • в организации начала урока;
  • постановке воспитательных и образовательных задач;
  • проверке домашнего задания.

На уроке по закреплению полученных знаний учитель должен создать спокойную и деловую обстановку. Детей не должны пугать контрольные и проверочные работы. Это вызовет их чрезмерное волнение и исказит результаты.

Этапы урока в начальной школе

Современное российское образование считает своей основной целью не обычную передачу навыков и умений от педагога к учащемуся, а формирование и дальнейшее развитие способностей детей к самостоятельной постановке учебной проблемы, к формулированию алгоритма ее решения, а также в последующем - контроль оценки полученного результата.

Современный урок по ФГОС - это действенный учебный процесс. Он имеет непосредственное отношение к интересам ребенка и его родителей, а также государства и общества в целом.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют свои особенности и состоят из следующих элементов:

  • организации класса;
  • актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний;
  • постановки задачи;
  • открытия новых знаний;
  • физкультминутки;
  • первичного закрепления материала;
  • выполнения самостоятельной работы с самопроверкой согласно предложенного эталона;
  • физкультминутки;
  • включения нового материала в систему знаний;
  • подведения итога урока.

Все этапы урока по ФГОС в начальной школе имеют своей целью подготовить учащегося к саморазвитию. При этом предполагается, что младший школьник получит умение:

  • самостоятельно выбирать цели, адекватные имеющимся у него способностям;
  • ставить перед собой задачи и принимать решения;
  • самостоятельно находить пути решения нестандартных ситуаций;
  • осуществлять контроль над собственными действиями;
  • согласовывать свою точку зрения с другими людьми и общаться с ними.

Другими словами, этапы современного урока в условиях ФГОС ставят своей целью превратить ребенка из пассивного слушателя в исследователя, добывающего знания и работающего с другими детьми самостоятельно. При этом возрастает роль учителя. Он должен быть настоящим профессионалом и иметь желание раскрывать способности каждого ученика. Это главный ресурс учебного процесса, без которого становятся невозможными современные требования ФГОС, предполагающие организацию учебно-воспитательной деятельности в школе.

Основные этапы школьного урока

Важнейшая задача, которую ставит перед собой современная система образования, состоит не только в освоении детьми знаний по тому или иному предмету. Ее целью является и формирование учебных действий, предполагающих «научить учиться».

От современного школьника требуется умение управлять собственной образовательной деятельностью и владеть навыками самооценки и самоконтроля. При этом основные этапы урока по ФГОС - это:

  • целеполагание;
  • продуктивная самостоятельная деятельность;
  • рефлексия.

Рассмотрим их подробнее.

Целеполагание

В структуре традиционных уроков данный этап занимал ведущее место. Однако на сегодняшний день система образования рассматривает его с новой позиции. Все этапы урока по ФГОС претерпели определенные качественные изменения. Коснулись они и целеполагания. На данном этапе задача учителя состоит вовсе не в доведении до учеников своей цели. Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок сам осознал смысл учебной задачи и принял ее как особо для него значимую. Только в таком случае деятельность школьника станет целенаправленной и мотивированной. Ребенок будет стремиться найти, узнать и доказать.

Рассматривая цели этапов урока по ФГОС, можно сказать о том, что целеполагание особым образом проектирует образовательные действия школьников. При этом оно связано с уровнем развития детей, особенностями изучаемой темы, профессионализмом педагога и с внешним социальным заказом.

Организация первого этапа школьного урока

Нередко у учителей вызывает затруднение вопрос формулировки цели. Это может быть связано с тем, что первый этап урока, как полагают многие, необходимо просто преодолеть, а затем и забыть про него. Однако это не так. Целеполагание проходит через все этапы урока в соответствии ФГОС. При этом на него возлагаются функции мотивации обучающихся, а также стабилизации процесса получения знаний и диагностики выполненной работы. Иными словами, можно сказать так: «Как цель поставили, таким и будет полученный результат».

Организовать этап целеполагания не просто. Этот процесс потребует продумывания приемов и средств, которые бы мотивировали школьников на предстоящую деятельность.

Одним из вариантов решения данной технологической задачи может быть выбран следующий перечень действий:

  • проведение диагностики целей учащихся;
  • систематизация и поледующий анализ выявленных данных;
  • конструирование технологических линий получения знаний школьников и технологической линии подачи материала учителем.

Приемы целеполагания

Проходя последовательно этапы урока по ФГОС, преподаватель на самом первом из них должен назвать тему занятия и предложить классу сформулировать цель. Это можно сделать с использованием опорных глаголов. Среди них следующие: проанализировать, изучить и уметь, выяснить, доказать и обобщить, сравнить, закрепить и т. д.

Еще один прием целеполагания включает в себя работу над понятием. В этом случае преподаватель должен объяснить значения всех слов темы, отыскав ответы в толковом словаре.

Третий прием целеполагания предлагает учителю проводить беседы с детьми, направленные на конкретизацию и обобщение нового учебного материала. Такой диалог подводит детей к тому, о чем они не могут пока рассказать в силу своей некомпетентности. В возникшей ситуации от школьников потребуются дополнительные действия или исследования. Это и есть постановка цели урока.

Учитель также может предложить детям ту или иную проблемную ситуацию. Этот прием приводит к тому, что ребенок обнаруживает дефицит своих способностей и знаний. В таком случае цель воспримется им в качестве субъективной проблемы.

Самостоятельная работа

Каким образом можно повысить эффективность проводимого урока? Для этого педагог должен пойти по самому доступному пути, проверенному длительной практикой. При этом урок вступает в свой второй этап, который предполагает самостоятельную работу учащихся. В этом временном промежутке, занимающем особое место в любом школьном занятии, дети приобретают знания в процессе личной деятельности.

При этом педагогу необходимо только управлять самостоятельной работой своих подопечных. Данный этап урока становится весьма действенным средством обучения, которое:

  • в каждом конкретном случае соответствует поставленной дидактической цели и решаемым задачам;
  • ведет учащихся от незнания к знанию, формируя у них определенный объем и уровень умений и навыков;
  • вырабатывает у детей психологическую готовность к систематическому самостоятельному пополнению полученных знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке общественной и научной информации;
  • служит серьезным орудием педагогического управления и руководства над самостоятельной учебной деятельностью школьника.

Организация второго этапа урока

ФГОС выдвигают определенные требования к содержанию самостоятельной работы, форме ее выполнения и назначению. Все эти указания позволяют правильно организовать данный этап урока, основной целью которого является не только получение новых знаний, но и выработка привычек и навыков к труду.

Самостоятельная работа может быть:

  • индивидуальной;
  • фронтальной;
  • групповой.

При этом подобные задания могут быть:

  1. Воспроизведены по образцу. Это позволит ученику запомнить определенный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации и достаточно прочно усвоить их.
  2. Выполнены по реконструктивно-вариантному типу. Такая самостоятельная работа проводится на основе уже полученных знаний, предлагая поиск конкретного способа решения новых задач.
  3. Эвристическими. Подобные самостоятельные работы формируют у учащихся навыки и умения поиска решения вне известного им образца.
  4. Творческими. Такие работы позволяют школьникам получать новые знания, а также постоянно укреплять навыки их самостоятельного поиска.

На данном этапе урока детям могут быть предложены разнообразные виды работ с книгой, а также решение упражнений и задач.

Рефлексия

После того как будут пройдены первый и второй этапы урока (по ФГОС), новые государственные стандарты общего образования предлагают следующую ступеньку универсальных учебных действий. Она состоит в получении детьми рефлексивных умений. При этом ученики должны понять причины успеха или неуспеха своей учебной деятельности.

В школе не должно быть неудачливых детей. Педагог обязан заметить даже самое незначительное продвижение ребенка вперед и вовремя поддержать его.

Рефлексия как этап современного урока (ФГОС) позволяет поддержать детскую активность и творчество. Она также оказывает непосредственное влияние на сознательность школьника.

Рефлексия - это обязательное условие для создания на уроке развивающей среды. Причем для учителя она вовсе не является самоцелью. Это процесс, готовящий детей к внутренней сознательной рефлексии. Что же включает в себя данное понятие? В переводе с латинского слово «рефлексия» означает не что иное, как «обращение назад».

Согласно словарю иностранных слов, это понятие обозначает «самопознание и размышление о внутреннем состоянии». Ударение в этом слове ставится на слог «ле».

Рассматривая этапы урока по ФГОС, невозможно обойти вниманием рефлексию. В современной педагогике это понятие означает самоанализ учебной деятельности, а также ее результатов. Рефлексия приучает ребенка к самооценке, самоконтролю и саморегулированию. Она формирует у него привычку к осмыслению событий и различных проблем. Психологи связывают рефлексию с развитием и становлением духовной жизни человека. Однако ребенку сложно научиться управлять собой без помощи учителя. Именно совместная работа педагога и ученика позволяет получить конкретные результаты, помогающие школьнику оценить свою деятельность на уроке.

Виды рефлексии

В начале и в конце урока огромное значение для педагога имеет установка эмоционального контакта с учениками. Для этого он может воспользоваться приемом рефлексии настроения. Самым простым вариантом при этом явится показ карточек с изображением смайликов. Причем изображенные на картинке лица должны быть веселыми, грустными и нейтральными. Кроме того, учитель может предложить ребятам остановить свой выбор на солнышке или на тучке. Первый рисунок будет означать хорошее настроение, а второй - плохое.

Еще одним приемом рефлексии настроения является выбор одной из двух картин. На одной из них изображен пейзаж, проникнутый печалью, а на второй - весельем и радостью. Ученики должны выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Следующий вид рефлексии - рефлексия деятельности. Она представляет собой осмысление приемов и способов работы, выполняемой над учебным материалом. Такой вид применяется, как правило, при проверке заданий в конце урока. В этом случае учащимся предлагается оценить результаты урока в виде окончания таких фраз, как:

  • Я разобрался...
  • Я узнал...
  • Я сумел… и т. д.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

План самоанализа урока

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

- анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

- влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I. Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

- умение детей работать в парах;

- умение детей работать в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Технологическая карта.

Тема урока

Тип урока

Дата урока

Образовательные ресурсы

План урока

Цели урока

Формы и методы обучения

Основные термины и понятия

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

Получат возможность научиться:

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Первичное осмысление и закрепление

Итоги урока.

Рефлексия

Домашнее задание


Рассмотрим, какие цели и задачи решает новая структура урока по ФГОС в основной школе в зависимости от типа урока. В статье приводим структуру занятия в начальных классах и пример структуры уроков по английскому и русскому языкам.

После принятия ФГОС, который в своей основе ставит развитие личности ребенка, традиционные педагогические техники и подходы к урокам были пересмотрены. Федеральным государственным образовательным стандартом была предложена новая структура урока по ФГОС - план-схема урочного занятия, реализация которой способствует достижению ключевых задач образовательного процесса:

  • повышению интереса учащихся к учебно-познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
  • развитию способностей школьников к самостоятельному поиску знаний, формированию у них универсальных учебных действий;
  • разработке качественно новой образовательной среды, которая способствует непрерывному саморазвитию подростков.

Структура урока по ФГОС в основной школе

Ранее было принято, чтобы урок состоял из стандартных содержательных блоков, количество и последовательность которых могла меняться в зависимости от типа занятия. После организационного момента, на который отводилась пара минут, учитель проверял и оценивал выполнение домашнего задания, излагал и закреплял новую тему урока. В конце занятия оглашались оценки. Педагог, по сути, передавал свои знания, выступал в роли “оценщика”, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов. Безусловно, такая структура урока не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения по ФГОС в основной и начальной школе. Назрела необходимость создания новых условий, при которых сами учащиеся ответственны за поиск и качество усвоения знаний. Новые подходы к учебному процессу призваны повысить уровень детского самосознания, научить школьников быть уверенными, мыслить творчески, экспериментировать, искать новые решения.

Структура современного урока по ФГОС

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  • воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на личность;
  • приоритет самостоятельной работы учащихся над деятельностью педагога;
  • преобладание практики над теорией, утверждение деятельностного характера обучения;
  • развитие и совершенствование универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самооцениванию;
  • выстраивание доверительного общения между учителем и коллективом детей, педагог становится наставником.

Типы уроков по ФГОС и их структура

На данный момент для основной школы выделены семь типов уроков. Типология учебных занятий остается на стадии разработки, поскольку педагогические поиски по этому направлению продолжаются. Однако хорошо известны общие показатели, отличающие структуру современного урока по ФГОС:

  • четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, учитель может выступать в роли наставника и сотрудника;
  • обеспечение развивающего, проблемного характера образования, что содействует поиску и новым открытиям, склонности к экспериментированию;
  • позитивное начало и окончание занятия, благодаря которым формируется положительная мотивация, обретение у детей уверенности в собственных силах, готовности преодолевать сложности для достижения успешного учебного опыта;
  • учет возможностей, способностей учеников, их эмоционального настроя, который гарантирует обратную связь и возможность оперативного реагирования на проблему.

Разберем подробнее каждый из типов уроков по ФГОС в основной школе и их структуру.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель урока заключается в формировании умений реализации полученных знаний на практике. Содержательная цель сводится к расширению понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов.

Урок открытия нового знания по ФГОС имеет следующую структуру:

  • Мотивационный этап (этап самоопределения) к учебной деятельности (“надо”-“хочу”-“могу”). Длительность - 1-2 минуты.
  • Актуализация пройденного материала, самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксирование затруднений. Длительность - 5-6 минут.
  • Проработка проблемных моментов: мест и причин; подготовка к преодолению затруднений. Выделяется 2-3 минуты.
  • Конструирование проекта выхода из затруднения (решения проблемы). Длительность - 5-6 минут.
  • Реализация проекта (5-6 минут)
  • Первичное закрепление учебного опыта, действия проговариваются вслух. Длительность - 4-5 минут
  • Самостоятельная работа с последующей самопроверкой - 4-5 минут
  • Рефлексия учебной деятельности - 2-3 минуты.

2.Урок комплексного применения знаний и умений по ФГОС (урок закрепления информации).

Деятельностная цель урока: научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления. Содержательная цель: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий и т.д.

  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.
  • Постановка главной цели и задач урока; на этом этапе учащихся нужно мотивировать к учебной деятельности.
  • Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
  • Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
  • Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению.
  • Подведение итогов урока (рефлексия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений по ФГОС (урок повторения)

  • Организационный этап
  • Проверка домашнего задания, навыки и умения учащихся, нужные для творческого решения учебных задач, повторяются и корректируются.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.
  • Актуализация имеющихся знаний с целью подготовки к контрольному уроку (или изучению новой темы).
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Школьников проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельных способностей и навыков структурирования и систематизации предметного содержания. Содержательная цель: построение распространенных деятельностных норм и выявление теоретических аспектов развития содержательно-методических линий курсов.

Структура данного типа урока по ФГОС:

  • Организационный этап
  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний для подготовки учеников к обобщенной деятельности/воспроизведению на новом уровне (вопросы формулируют по другому).
  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
  • Учащихся проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия). Формируются выводы по изученному материалу.

5. Структура урока по ФГОС коррекции знаний, умений и навыков

  • Организационный этап
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Подведение итогов диагностики навыков, знаний и умений. Определяются типичные ошибки и пробелы в знаниях, задаются пути их устранения и совершенствования. По результатам диагностики педагог планирует индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения.
  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

6. Структура урока развивающего контроля по ФГОС:

  • Организационный этап.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Выявляются навыки, знания и умения, оценивается уровень владения общеучебными знаниями. Задания должны соответствовать школьной программе. Быть посильными для каждого ребенка.
  • Контроль может быть в письменной форме, а может сочетать устную форму с письменной. Исходя из типа контроля, формируется его структура.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия).

Урок контроля знаний имеет деятельностную цель: формирование у школьников способностей к контролю. Содержательная цель сводится к контролю и самоконтролю освоенных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля длятся два часа, проводятся после изучения внушительного блока материалов, поэтому чаще используются для преподавания русского языка, физики, математики.

7. Комбинированный урок

Совмещает различные методы обучения: повторение изученного материала, освоение новых знаний с последующим закреплением, промежуточный контроль.

Структура комбинированного урока по ФГОС:

  • Мотивационный этап (организационный момент).
  • Проверка домашнего задания, актуализация пройденного материала.
  • Создание проблемной ситуации, первичное усвоение знаний.
  • Проверка понимания (учащиеся выполняют стандартные задания по алгоритму, уровень сложности постепенно повышается).
  • Первичное закрепление, самостоятельная работа в парах или группах.
  • Выявление допущенных ошибок и их коррекция.
  • Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Структура урока по ФГОС в начальной школе

Уроки нового образца для младших школьников должны в полной мере отражать принципы ФГОС и соответствовать новым тенденциям образовательной практики. Структура урока по ФГОС в начальной школе должна быть реализована в пяти последовательных этапах, которые отражают процесс усвоения детьми учебного материала.

    Восприятие - отражение в сознании ребенка свойств отдельных предметов, процессов и явлений. Новая информация лучше воспринимается детьми, если выделять главные тезисы, предоставлять данные в рамках смысловых блоков.

    Осмысление - понимание учебного материала. На данном этапе школьники анализируют отдельные смысловые блоки, строят логические цепочки и алгоритмы, формулируют признаки или характеристики изучаемого объекта (явления), тренируются сравнивать, обдумывать, выделять ключевую информацию.

    Запоминание - сохранение знаний в памяти, выделение наиболее значимых элементов, запечатление нужного материала различными способами.

    Применение - использование усвоенных знаний на практике. Выполнение практикумов, тренировочных упражнений с возрастающим уровнем сложности, выявление ошибок и их коррекция.

    Обобщение и систематизация - сведение информации в единую систему.

Важно, чтобы педагог проводил самоанализ урока по ФГОС в зависимости от его типа и структуры. Это позволит скорректировать недочеты и сделать учебный процесс более эффективными. Предлагаем скачать карту самоанализа занятий и образец вопросов, которые следует задать для оценки каждого из этапов урока по ФГОС.

(слайд 1)

Школу делает школой учитель!

При всём разнообразии предметов в школе, учителей, их творческих подходов и др. одна и та же структура урока при её постоянном повторении надоест любому, даже самому сознательному, самому любящему учиться школьнику.

(слайд 2)

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников

(слайд 3)

  1. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.
  2. Музыкант учится этюдам.
  3. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи.

Настоящий учитель смешивает и краски, и этюды, и приемы.

(слайд 4)

Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.

И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов – это и есть мастерство.

(слайд 5)

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.

Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.

Сильных педагогических приемов тоже не так много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами». Об одном из таких секретов мы и поговорим.

(слайд 6)

Структура современного урока

(слайд 7)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.

Причиной структурного однообразия уроков в школе является слабое знание (или незнание) учителями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока.

(слайд 8)

Поэтому, рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».

(слайд 9)

Структура урока– это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

(слайд 10)

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы.

Остальные этапы:изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

(слайд 11)

В настоящее время существует множество классификаций урока, но ряд теоретиков – дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым,который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствие с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок совершенствования ЗУН
  3. Урок обобщения и систематизации
  4. Комбинированный урок
  5. Урок контроля и коррекции ЗУН
  6. Нетрадиционный урок

Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

(слайд 12)

Структура урока изучения нового материала

(слайд 13)

Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков

1. Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока 2 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин.
5. Определение границ возможностей применения этих знаний. 3 мин.
6. Пробное применение знаний. 15 мин.
7. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5 мин.
8. Упражнения с переносом знаний в новые условия. 7 мин.
9. Сообщение домашнего задания и инструктаж 4 мин.

(слайд 14)

Структура урока обобщения и систематизации знаний

1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Сообщение темы, цели урока 1 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Выполнение учащимися различного рода заданийобобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
6. Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
7. Оценка результатов урока 3 мин.
8. Подведение итогов урока 3 мин.
9. Сообщение домашнего задания 4 мин.

(слайд 15)

Структура комбинированного урок

1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 2 мин.
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1 мин.
4. Всесторонняя проверка знаний. 5 мин.
5. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 5 мин.
6. Усвоение новых знаний. 10 мин.
7. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 15 мин.
8. Подведение итогов урока 2 мин.
9. Сообщение домашнего задания и инструктаж. 4 мин.

(слайд 16)

Структура урока контроля ЗУН

(слайд 17)

Структура урока коррекции ЗУН

(слайд 18)

Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.

Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

(слайд 19)

Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

10 шагов к успеху

Шаг 1 . Любить и уважать себя.

Шаг 2. Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.

Шаг 3 . Быть мотивированным на положительный результат.

Шаг 4. Эмпатия к учению.

Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.

Шаг 6. Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.

Шаг 7 . Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.

Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.

Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.

Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие.

Список литературы:

  1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.
  2. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики», – М.: Просвещение, 2005.
  3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982.
  4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002.
  5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.
  6. Е.С. Полат, «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», – М.: издат. центр «Академия», 2009.
СТРУКТУРА УРОКА ПО ФГОС

1.Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

4) Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений

(урок повторения)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4)Актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)

Каково место данного урока в теме?

Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?

Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)?

Какой результат хотелось получить к концу урока?

Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?

Рационально ли было распределено время на этапы урока?

Логичны ли были "связки" между этапами урока?

Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?

Психологическая атмосфера урока.

Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

Удалось ли реализо вать все поставленные задачи урока?

Если не удалось, то почему?

По лучили ли удовлетворение от урока?

Что стоит исправить?

Над чем нужно еще поработать?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ВАРИАНТ 2)

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методсовет (методический портал учителя)
Завуч.инфо
Сайты учителей начальных классов

Сеть творческих учителей

Начальная школа. /

Управление начальной школой.

Раннее развитие детей

1 сентября (советы родителям и ученикам).

Сценарии празников.

Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др.
http :// www . uroki . net ./
Солнышко.
http :// www . solnet . ee / index . html
LenaGold
. Коллекция фонов и клипартов.