Невозможно беречь долгое время он. Как научиться беречь свое время? Пословицы и поговорки

01.07.2020

Берегите свое время!

Не теряй времени – лови свой шанс!

Ричард Брэнсон

Отказ от лишней, бессмысленной работы ради возможности уделять время тому, что имеет для вас большее значение, – это НЕ лень.

Тимоти Феррис

Чем больше вы должны успеть за определенный срок, тем больше времени вам приходится уделять первоочередным задачам.

Брайан Трейси

Да, это действительно так!

Чем больше дел, тем выше эффективность!

Это закон вынужденной эффективности. Наверняка вы и сами замечали: чем больше вы загружены, тем больше действительно важных вещей успеваете сделать за день. Почему? Потому что максимально эффективно используете свои главные ресурсы – мозг и время!

Все знают расхожее выражение: «Время – деньги». Но я бы сформулировала его немного по-другому: «Время – это деньги плюс успех». Ведь успех тоже измеряется временем: тем временем, которое вы потратили на его достижение!

Достичь успеха можно, лишь научившись грамотно управлять своим временем!

Время – самый драгоценный и невосполнимый наш ресурс. И, как и деньги, время можно либо тратить, либо инвестировать. Когда вы впустую тратите время, минутки утекают как песок сквозь пальцы. Но если вы инвестируете время в достижение успеха, приобретение новых знаний, развитие личных взаимоотношений, самосовершенствование – вы получаете свои законные дивиденды!

Всегда помните о великой ценности своего времени!

Не позволяйте себе тратить его попусту, транжирить, тем более убивать. Для начала попробуйте отказаться – хотя бы на неделю, ради эксперимента! – от самых агрессивных «пожирателей времени»: телевидения, Интернета и кроссвордов. Нет, я не призываю вас выбросить на помойку телевизор и компьютер. Но попробуйте соблюдать своеобразную «информационную диету». Например, ограничьте просмотр телепередач до трех часов в неделю, а освободившееся время «инвестируйте» в здоровье (делайте зарядку) или саморазвитие (прочтите интересную развивающую книгу). Отдых тоже может быть интересным и полезным!

Попробуйте применить один из способов «инвестиции» времени , предложенных Аланом Лакейном, одним из лучших в мире специалистов по тайм-менеджменту. Выберите то, что подойдет именно вам, – и вы сами удивитесь, насколько полной, насыщенной и интересной может стать ваша жизнь, если грамотно использовать собственное время!

Чем бы вы в данный момент ни занимались, делайте это с удовольствием!

Постоянно напоминайте себе: «Для дел действительно важных время должно найтись всегда!»

Концентрируйте все усилия на том, что принесет максимальную пользу в долгосрочной перспективе!

Не тратьте свое время, досадуя на неудачи!

Стремитесь к успеху: работайте ради его достижения!

Даже занимаясь мелкими делами, постоянно держите в голове долгосрочные планы!

Заранее разрабатывайте план деятельности на предстоящий месяц таким образом, чтобы он был разнообразным, сбалансированным и предусматривал свободное время для отдыха и «горящих» дел!

Когда завершаете важные дела, позвольте себе расслабиться, наградите себя!

Ежедневно просматривайте список своих стратегических задач, чтобы с их учетом планировать распорядок следующего дня.

Утром определите то, что необходимо сделать в первую очередь, а также составьте распорядок на весь день.

Старайтесь выполнить приоритетные задачи как можно быстрее. Самое важное – прежде всего!

Когда ловите себя на том, что оттягиваете время, вместо того чтобы заняться каким-то важным делом, спросите себя: «Чего именно я пытаюсь избежать?» Получив ответ, постарайтесь завершить неприятное дело как можно скорее.

Доверяйте собственной шкале приоритетов и придерживайтесь ее!

Старайтесь сделать именно то, что наметили, не подменяя одно дело другим.

Выполняйте все, что занесено в список неотложных дел, не пропуская даже самых трудных пунктов.

Все, что можно доверить сделать другим, переложите на их плечи.

Бумажную работу постарайтесь свести к минимуму, а все ненужные бумаги немедленно выбрасывайте.

Цените чужое время и старайтесь не злоупотреблять им.

Почаще спрашивайте себя: «Как в данный момент использовать свое время с максимальной пользой?»

Не пытайтесь сосредоточиться одновременно на нескольких делах.

В работе старайтесь быть скорее находчивым, нежели трудоголиком.

Периодически задавайте себе вопрос: «Произойдет ли что-то страшное, если я не сделаю этого сейчас?» Если ответ отрицательный – не делайте лишней работы!

Начиная новый проект, в первую очередь беритесь за ту его часть, которая сулит наибольшую выгоду или прибыль. Нередко оказывается, что доделывать остальное нет никакой необходимости!

Свой рабочий стол держите в порядке. Для каждой вещи должно быть свое строго определенное место (чтобы не терять времени на поиски).

В рабочее время сводите к минимуму разговоры «ни о чем».

Пусть обед будет легким, чтобы днем не тянуло в сон.

Ищите работу рядом с домом, чтобы больше ходить пешком.

Уберите телевизор из дома (или хотя бы из своей комнаты).

По выходным старайтесь даже не думать о работе.

Используйте «время ожидания» как подарок судьбы: чтобы отдохнуть, составить какие-то планы или сделать то, для чего в других обстоятельствах вы бы времени не нашли.

Время от времени «отключайтесь» полностью и отдыхайте, ничего не делая.

На всякие мелочи и пустяки выделяйте три часа в месяц.

Устанавливайте крайние сроки, как для себя, так и для других!

Устанавливать крайние сроки – очень полезная привычка! Это позволяет сосредоточить внимание на нескольких важных делах и игнорировать несущественные мелочи. В водовороте мелких дел легко захлебнуться! Если в течение дня хвататься то за одно, то за другое – времени будет катастрофически не хватать. И в результате самое главное дело как раз и останется не сделанным! Чтобы избежать цейтнота, напоминайте себе, что нехватка времени – это на самом деле неумение расставлять приоритеты.

Будьте уверены: вам никогда не хватит времени, чтобы сделать все, что вы «должны» сделать! Ответить на все письма, переделать все дела, перечитать все книги, заработать все деньги, сдуть все пылинки… Поэтому всегда помните: нельзя объять необъятное, но можно заняться насущным.

Чтобы определить приоритетные на данный момент сферы, воспользуйтесь ручкой и бумагой. Затем:

1. Напишите на бумаге все пожелания, которые приходят в голову.

2. Теперь начните поэтапно вычеркивать те из них, которые на данный момент не настолько важны или которые вам навязаны.

3. Посмотрите на оставшийся список, выберите из него те пункты, которые позволят вам сейчас почувствовать себя по-настоящему счастливым.

Вы свободны в выборе, что делать в первую очередь, что потом, а что совсем не делать. Пусть главным вашим вопросом станет: «Куда с максимальной пользой я могу инвестировать свое время прямо сейчас?»

Когда вы научитесь вдумчиво планировать свой день, вы будете успевать в несколько раз больше! Если в первую очередь вы будете решать первоочередные задачи, вам чаще будет хватать времени и на то, чтобы разобраться со второстепенными. Парадокс? Но это работает!

Прежде всего отсеките все маловажные задачи, чтобы сэкономить полезное время. Можно действовать и наоборот: выявить несколько наиболее важных задач, от которых максимально зависит успех всего предприятия.

Затем установите себе жесткие сроки: ограничьте рабочее время, запланируйте выполнение важнейших задач за самое короткое время.

Когда времени мало, а сроки поджимают, решению необходимых задач уделяется больше внимания. Это закон: когда чего-то мало, мы больше ценим его!

Итак, учимся правильно инвестировать время: расставляем приоритеты и оперативно решаем самые важные задачи. Это самые необходимые навыки в сегодняшнем высокоскоростном информационном мире! Именно они позволяют в любой момент остановить часы и изменить ход событий собственной жизни.

Время – валюта нового тысячелетия!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Луна – спутник вашей жизни автора Семенова Анастасия Николаевна

Всякому делу – свое время

Из книги Письма Живого Усопшего автора Баркер Эльза

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Недавно утром во время дискурса в течение нескольких мгновений я чувствовал, будто мое лицо исчезает. Это было очень приятное ощущение, и в то же время возникло чувство изумления и удивления. Мог бы ты сказать что-нибудь об этом? Исчезало не твое настоящее лицо - то, что

Из книги Путешествие души автора Шереметева Галина Борисовна

Всему свое время После ряда таких воспоминаний я думала о том, как мне надоела западная цивилизация со своими догматами, – хочу на Восток.Буддийский монах хохотал, передразнивая меня, мои привычки и манеру двигаться. Все, что подчеркивало мое западное происхождение,

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

310. Берегите одежду Потерять часы – к неудаче, потерять предмет одежды – оказаться в центре скандала, потерять что-то съедобное – кто-то устраивает свои дела за ваш счет. Впрочем, ситуацию можно исправить, сказав: «Батюшка-хозяин, забери свое добро, да и злыдней в

Из книги Я выбираю счастливую жизнь! Формулы исполнения сокровенных желаний автора Тихонова – Айыына Снежана

Дети похожи на свое время, а не на своих родителей Очень часто приходится слышать, как на попытки дочери купить себе очередной наряд мама авторитетно заявляет: «Я в твои годы даже и не думала о шубе, я ходила в простеньком, но чистеньком пальто. Самое главное в одежде не то,

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Время как субъективная реальность. Время и многомерность Людей всегда интересовало, что, собственно говоря, является временем: просто ли это абстрактная единица измерения, координата или же энергетическая составляющая. Каждый из вас, наверное, сталкивался с

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Берегите ноги Ноги – это наше второе сердце. Они держат вес нашего тела, проводят ци и кровь, имеют связи с нашими внутренними органами и играют важную роль в человеческой деятельности. Древняя пословица говорит: «Холод исходит от ног», потому что ноги «далеко» от сердца и

Из книги Письма живого усопшего автора Баркер Эльза

Письмо 3 Берегите дверь Вы должны принять некоторые предосторожности, чтобы оградить себя от тех, что теснятся вокруг меня.Вы должны ограждать себя днём и ночью зароком. Ничто не может проникнуть через эту преграду - ничто, чему вы запретите своей душой приближаться к

Из книги Русская книга мёртвых автора Гофман Оксана Робертовна

Часть 3 Время печали Личный миф на тему "Смерть" Экскурс II: Погребальная песня богов - время жить и время умирать Ничто не умирает. Не умирают души людей и явлений. Не думайте, что умерли древние боги. Они живут гораздо ближе к нам, чем мы думаем, они живут в нас самих. Это наши

Из книги Письма живого усопшего, или Послания с того света автора Баркер Элен

Письмо 3. Берегите вход Опасайтесь тех, кто суетится вокруг меня.Вам нужно беречь себя, оградить зароком и не пускать их в свою душу.Не позволяйте теням умерших людей высасывать из вас силы. Защитите себя и не бойтесь их, меня они уже не

Из книги Способ жизни в Эру Водолея автора Васильев Э В

БЕРЕГИТЕ ПОЗВОНОЧНИК Природа удивительно целесообразно приспособила наше тело для движения. Опорно-двигательный аппарат человека - это хорошо сбалансированная система, с одной стороны с громадным запасом прочности, а с другой - с не менее значительным запасом

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

автора Тихонов Евгений

Из книги Слова-лекари. Большая секретная книга славянских знахарей автора Тихонов Евгений

Почему каждому слову-лекарю свое время Еще одна особенность ритуала – время. В некоторых ситуациях вам нужно произносить слова-лекари утром, в других – вечером или в полдень. Это связано с биоритмами человека.Биоритмы свойственны живой материи на всех уровнях – от

Из книги Крайон. Энергии Нового времени. 10 принципов управления судьбой автора Шмидт Тамара

Трудное время – время прозрения Здравствуйте, дорогие! С вами вновь Крайон со своей командой! Мы применяем понятное вам слово «команда», чтобы вы не воспринимали Крайона как единичную личность. Но на самом деле слово «команда» не вполне уместно. Да, Крайон – не личность,

Главное преимущество планирования работы состоит в том, что планирование приносит выигрыш во времени.

При планировании дня следует учитывать правило 60:40, которое гласит, что планом должно быть охвачено не более 60% вашего времени; около 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для незапланированных дел.

А как лучше планировать затраты времени на выполнение стоящих перед вами задач? Здесь очень важно учесть то обстоятельство, что регулярность повторения у разных дел различна. Следовательно, нужно разделить эти дела на жестко фиксированные и на имеющие интервал времени, допускающий те или иные варианты. Чтобы облегчить себе работу по составлению списка дел и дальнейшей обработке этого списка, можно прибегнуть к табличной форме.

Итак, список классифицированных дел вы уже составили, фонд времени на день и на неделю - тоже. Как перейти к закреплению дел за конкретными днями и часами? И здесь необходим учет - получение точных данных о затратах времени на то или иное дело. Учет - противодействие неверной информации.

Учет организуется в двух видах: выборочный учет затрат времени на отдельные дела и сплошной учет всех затрат времени на день, неделю, месяц.

Если научиться вести учет времени по отдельным делам, можно перейти к более сложному учету. В этом случае на каждый день можно завести специальную карточку учета. Дела в ней записывают в первый столбец. Часы отмечаются по горизонтали. Продолжительность отмечают горизонтальной чертой, соединяющей время начала и конца дела. Надо стремиться к тому, чтобы ни один час не выпал из учета. Поэтому там, где кончается линия одного дела, должна начинаться линия другого. Так как в карточке учета надо было отмечать все затраты времени, то списка дел, который был составлен, уже не хватит. Ведь надо учесть и другие виды затрат времени: на отдых, общение и т.д.

Существенное значение для планирования личного времени имеет выполнение изложенных ниже правил.

  • 1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело, в общем-то, из-за того, что отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу. Определив с самого начала «пункт назначения», вы достигнете его гораздо быстрее. Это - решающее условие.
  • 2. СОСТАВЬТЕ ПЛАН ОПЕРАЦИИ. Подкрепим этот тезис словами Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». План заставляет нас добиваться тех или иных событий, а не ожидать, пока они произойдут и мы начнем на них реагировать. В конце рабочего дня составьте список ваших дел на следующий день. Сделайте то же самое и для дома. Список не только гарантирует избавление от забывчивости, но и освобождает от необходимости запоминать мелочи, позволяет заниматься наиболее важными делами - ведь самые бледные чернила лучше самой яркой памяти.
  • 3. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Запишите на листке в порядке важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем также поступите с делом № 2, затем - с делом № 3 и т.д. Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, возьмите на вооружение правило «чистой страницы». Оно требует обязательного перенесения на другие дни всего, что не удалось сделать за истекший день.
  • 4. ПРИДУМЫВАЙТЕ СЕБЕ СТИМУЛЫ. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Отсюда следует, что нужно как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность повысится почти автоматически.
  • 5. УСТАНОВИТЕ ТВЕРДЫЕ СРОКИ. Один из способов связать себя обязательством - назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Но следует помнить, что сроки должны быть реальными и вы обязаны твердо держаться срока.
  • 6. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ», СОИЗМЕРЯТЬ СВОИ ДЕЛА И ЦЕЛИ. Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле.
  • 7. НЕ УВЯЗАЙТЕ В ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ. Телефон во многом экономит время, когда следует получить какие-то данные, сделать заказ, условиться о встрече. Но всегда есть искушение просто поболтать с кем-то по телефону. Прежде чем снять трубку, определите, ради чего вы это делаете и чего конкретно хотите добиться. А затем ведите разговор на деловом уровне.
  • 8. ПРИОБРЕТИТЕ ПРИВЫЧКУ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ (ИЛИ ДНЕВНИКУ). Записывайте все предстоящие дела, возникшие мысли, номера телефонов - и вам не придется мучиться, вспоминая какие-то данные. Сберегите время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке списки требующихся адресов и телефонов. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.
  • 9. ЛИКВИДИРУЙТЕ ДОСАДНЫЕ ПОМЕХИ. «Добрые друзья», товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график), тактично дав понять, что вы в цейтноте. Еще одной досадной помехой является многочасовое «зависание» в Интернете: в соцсетях, на всевозможных сайтах и форумах. Выход из положения: включайте Интернет только тогда, когда вы знаете, что конкретно вам надо узнать из обилия сведений, в нем содержащихся.
  • 10. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие сведения и указания. Если что-нибудь остается неясным, сразу же попросите уточнить.
  • 11. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ШАБЛОНА. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления. Попробуйте изменить что-то в своей работе, усовершенствовать ее, воспользуйтесь новинками техники, поинтересуйтесь, как другие экономят время.
  • 12. НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ МЕЛОЧЕЙ. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.
  • 13. ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ СРАЗУ ЖЕ. Прежде чем приступить к работе, многие люди приводят в порядок свои столы, точат все карандаши, имеющиеся под рукой, выпивают чашечку кофе, а потом удивляются, куда девалось время. Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же.
  • 14. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего рабочего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок.
  • 15. СЛЕДИТЕ ЗАТЕМ, НА ЧТО ТРАТИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе телепередач, книг, журналов.
  • 16. МЕНЯЙТЕ РОД ЗАНЯТИЙ. Почти никогда тело не устает все сразу - как правило, устают лишь отдельные группы мышц. Меняя род занятий, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше.
  • 17. НАЧИНАЙТЕ РАНЬШЕ. Начиная день всего на 15-20 минут раньше того времени, к которому привыкли, вы зададите тон работе на весь день.
  • 18. ЕЖЕДНЕВНО КОНТРОЛИРУЙТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НАМЕЧЕННЫХ ДЕЛ. Сначала подведите итоги того, что сделано за день, а уж потом составьте список дел на очередной день.
  • 19. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕНЕСИТЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ТО, ЧТО НЕ УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ.
  • 20. ВОСПИТЫВАЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ. Приобретите привычку мысленно давать использованию времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам также судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые, может быть, «пробиваются» в ваше рабочее время.

Самые дорогие вещи в жизни - это те, которые не имеют цены. За которые, сколько бы ни заплатил, а не приобретешь, и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная - это время. Мы богачи, пока у нас есть время.

…Разбойник на кресте за пару часов купил себе вечность. Терпеливым страданием и открывшимися глазами на Христа, распятого рядом. Но мы с вами транжиры и моты. Транжиры и моты не бесценных слов, как говорил Маяковский: «Я бесценных слов транжир и мот». Мы транжиры и моты нашего времени, которое утекает сквозь пальцы. И вот ты уже превращаешься из мальчика в подростка, из подростка в юношу, из юноши в молодого человека, потом в дядьку, потом в деда. И там, глядишь, уже раскрыла пасть могила… Ее уже видно, она не за горизонтом, она уже ближе. А ты всё тратишь время свое и тратишь, бесценные часы, дни, годы, на всякую чепуху.

Когда калькуляция будет подведена, нам будет жутко стыдно. От того, что мы сказали много ненужных слов. Прожили много бесполезных, пустых, вообще, никудышних дней. Думали кучу разных мусорных мыслей. Как будто мы подрядились на помойке лазить. И всякая помойная мысль залезала в нас, и жила в нас, и мы жили с нею, и хорошо нам было с этой помойной мыслью. Стыдно будет ужасно. Потому что хорошего в нашей жизни чрезвычайно мало. Чрезвычайно. По нашей собственной вине.

Лучше всего это, пожалуй, изображает литературно и кинематографически известная сказка Евгения Шварца. «Сказка о потерянном времени». Где она выходит за рамки соцреализма, какой-нибудь там детской литературы, а уже прикасается к Евангелию и к таким смысловым вещам. И так бывает. Например, Николай Островский сказал, что жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. В этом куске текста, который мы все когда-то учили наизусть, Островский вышел за рамки соцреализма и рамки собственного романа «Как закалялась сталь», и прикоснулся к чему-то большему. Потому что действительно мучительно стыдно. Так вот смотришь назад… «И прожили мы больше половины, как сказал мне старый раб перед таверной, мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный. Руины сзади, а что впереди? Впереди Суд Божий. А позади руины. Позади бесцельно, пусто прожитые годы. Мы теряем их.

И как в киносказке, бесы с вениками ходят и подметают наши потерянные секунды. Эти старички, молодеющие на чужом потерянном времени, и маленькие дети, стареющие на глазах оттого, что они дурно живут. Это правда. Это евангельская правда. Бесы сильнеют от нашей бездумной жизни. И мы стареем раньше времени от нашей бездумной жизни. У вас было много времени, но вы его … профукали. Но у вас еще есть время.

Умоляю вас, именем Господа Иисуса Христа, не профукайте и его. Проживите остаток жизни правильно, красиво и полноценно. Словно Волга вольная течет. А не как ручей, который курица переступит.

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.

    Не задерживаетесь ли вы в постели перед тем, как встать, не тратите ли на завтрак лишнее время, не прекращаете ли работу чуть раньше, не ловите ли себя на том, что смотрите телепередачу, даже когда она не доставляет вам никакой радости, не удручает ли вас перед выходным днем то, как мало было сделано за неделю, не удивляет ли, что вам никогда не хватает времени? Если хотя бы один из этих вопросов попадает в точку, значит, вы транжирите свое время.

    Но если вас угнетает сознание того, как порой бездарно проходит время, если вам хочется перестать постоянно чувствовать себя в долгу перед прошедшими днями, если вы искренне стремитесь делать больше, значит, вы СМОЖЕТЕ подчинить себе время.

    Чтобы успевать делать больше в меньшее время, требуются всего две вещи: организованность и самодисциплина.

    Вот восемнадцать правил, которые помогут вам этого добиться...

    1. ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ. Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело, в общем-то, из-за того, что отчетливо не представляют себе, что, собственно, они собираются сделать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом и сворачивают на тропинки. Определите с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому вы достигнете его гораздо быстрее. Это — решающее условие.

    2. СОСРЕДОТОЧЬТЕСЬ НА ГЛАВНОМ. Запишите на листке в порядке их важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайтесь от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом № 2, потом с № 3 и т. д. (естественно, речь идет о делах, которые зависят целиком лишь от вас). Не тревожьтесь, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или с двумя номерами, назавтра вы снова сосредоточитесь на самом главном.

    3. ПРИДУМЫВАЙТЕ СЕБЕ СТИМУЛЫ. Мы лучше делаем то, что нам ХОЧЕТСЯ делать. Такие дела мы, как правило, выдвигаем вперед тех, которые нам НУЖНО сделать. Отсюда задача — как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность вашей деятельности повысится почти автоматически.

    4. УСТАНОВИТЕ ТВЕРДЫЕ СРОКИ. Один из способов связать себя обязательством (да и не только себя!) — назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Одно дело сказать себе: «Я отвечу на письмо при первой же возможности» — и совсем другое — решить: «Я отвечу на письмо, а потом пойду обедать». В первом случае вы даете себе всевозможные оправдания, во втором — ставите себя в определенные рамки. Но здесь есть два момента.

    Первый: сроки должны быть реальными. Иначе вам не удастся выполнить свои обязательства, вы остынете и откажетесь от самого дела.

    Второй: твердо держитесь срока. Не расслабляйте себя и не балуйте рассуждениями о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что срок можно перенести. Наоборот, будьте непреклонны к себе, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню.

    5. НАУЧИТЕСЬ БЫТЬ РЕШИТЕЛЬНЫМ. Не откладывайте дело со дня на день. Говорят, что успех состоит в том, чтобы поступать правильно в 51% случаев. Поэтому, располагая определенными фактами, решайте и действуйте. И уж если вы что-то сделали, то не теряйте времени на бесплодные размышления о мудрости принятого решения. Двигайтесь дальше.

    6. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени именно и должна состоять из того, чтобы отделять плевелы от пшеницы, второстепенное от главного.

    Конечно, если вам захочется размяться, отвлечься от дел, сходите поиграть в теннис или волейбол, сходите в бассейн или посидите над шахматной партией — это зависит от ваших интересов,— но избегайте бесцельных обязательств, если в другом месте время можно провести полезней.

    7. НЕ УВЯЗАЙТЕ В ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРАХ. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, сделать заказ, выяснить недоразумение, отдать указание или условиться о свидании. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить.. А затем ведите разговор на деловом уровне.

    8. ПРИОБРЕТИТЕ ПРИВЫЧКУ К ЗАПИСНОЙ КНИЖКЕ. Всякий, кто хотя бы раз испытал муки, вспоминая, что ему еще надо сделать, поручится за справедливость правила — записывать все предстоящие дела, записывать яркие, мимолетные мысли, номера телефонов и т. д. Целесообразно размещенные пометки на письменном столе, у зеркала, за автомобильным козырьком от солнца и т. п. помогут вам всегда быть наготове относительно всех мелких дел, о которых иначе можно было бы совсем забыть. Карандаш с бумагой может сберечь даже время, затрачиваемое на обдумывание проблем. Надо что-то решить? Набросайте относящиеся к этому данные, и перед вами раскроются разнообразные возможные решения. Выбирайте!

    Сберегайте время, затрачиваемое на справки, а потому держите в порядке списки часто требующихся адресов и телефонов. Одним словом, не загружайте память там, где это не нужно.

    9. ДОСАДНЫЕ ПОМЕХИ. Добрые друзья и товарищи по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график!), тактично дав понять, что вы в цейтноте.

    Если в вашу комнату ходит много народу, попробуйте расположить свое рабочее место так, чтобы сидеть лицом к стене. Другие переносят время обеденного перерыва и остаются работать, когда товарищи уходят обедать.

    10. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явитесь на совещание к 2.30, когда на самом деле оно назначено на три часа, и вы потеряете ценное время. Поэтому прежде чем что-то делать, уточните, где, когда, как, что, почему? Если что-нибудь остается неясным, сразу же спросите.

    11. О ШАБЛОНЕ. Многие из нас становятся жертвами шаблонного мышления. Только потому, что мы всегда выполняли что-то одним определенным образом, мы подчас считаем, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Между тем почти всякую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Если сейчас вы делаете что-то в последовательности АБВГ, попробуйте порядок АВБГ. Может быть, получится быстрее. Не передать ли другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации? Нельзя ли воспользоваться какими-нибудь канцелярскими машинами, чтобы сберечь время? Не следует ли поинтересоваться, как другие экономят время?

    12. НЕ УПУСКАЙТЕ ИЗ ВИДУ МЕЛОЧИ. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время задержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов. Это означает, что надо всегда иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в вашем быту,— будь это какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности, мелкие предметы туалета или даже денежная мелочь. Если надо, приобретите вторые ключи, очки, зонт, бритвенные лезвия. Решайте с вечера, что наденете утром.

    13. ПРИСТУПАЙТЕ К ДЕЛУ СРАЗУ ЖЕ. Прежде чем приняться за работу, множество людей приводят в порядок свои столы, чинят все карандаши, какие только попадаются на глаза, глядят в окна, погружаются в газетный кроссворд, выпивают чашечку кофе, пробегают спортивный отчет, а потом удивляются, куда девалось время! Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас самого, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами. Принимайтесь за них! Принимайтесь сразу же!

    14. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВРЕМЯ ПОЛНОСТЬЮ. Всегда есть возможность намного увеличить свое производительное время, полнее используя его. Это значит, что время поездок, ожидания, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.

    15. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, НА ЧТО ТРАТИТЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Если игра в мяч вместе с друзьями или ужение рыбы помогают вам отдохнуть и освежиться — прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают другие. Мы могли бы сберечь многие часы, если бы были чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг и журналов, которые читаем.

    16. МЕНЯЙТЕ ЗАНЯТИЯ. Почти никогда тело не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. Так, если несколько часов вы работали сидя и стали утомляться, переключитесь на работу, которую надо делать стоя или при которой надо двигаться. Вы весь день на ногах? Займитесь сидячей работой. Вы не только увидите, что ваш организм способен на большее, но такая перемена сделает вас бодрее, более заинтересованным в работе.

    17. НАЧИНАЙТЕ РАНЬШЕ. Начиная день всего на 15—20 минут раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.

    18. ВОСПИТЫВАЙТЕ УВАЖЕНИЕ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам также судить о том, стоит ли именно вам заниматься теми небольшими делами, которые, может быть, пробиваются в ваше рабочее время. Ведь не станете же вы покупать теннисные мячи только для того, чтобы сразу же выбрасывать их? Почему же с меньшим уважением относиться к невосполнимому времени?

    Итак, есть 18 способов делать больше в имеющееся у вас время. Отнеситесь к ним со вниманием. Испытайте, чего они стоят, и вы окажетесь совсем в ином мире, в таком, в котором время перестанет быть вашим постоянным противником.

    Перевод с английского А. Максимова