О сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (А.Блок). Краткий анализ: Блок, "Стихи о прекрасной даме"

10.10.2019

Прототип известного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) — возлюбленная и жена поэта — Любовь Дмитриевна Менделеева. Как божественная Беатриче для Данте, несравненная Лаура для Петрарки, Любовь Менделеева стала для Блока воплощением его неземной любви.

В дневнике поэта сохранились записи об обстоятельствах его личной жизни, которые и легли в основу первого сборника. В 1901-1902 годах во время прогулок по петербургским улицам Блока всё чаще и чаще посещают видения: ему являлась Она, и юноша узнаёт в Её чертах пленную Мировую Душу. А летом 1901 года предмет «мистической страсти» Александра Блока приобретает вполне реальные черты его невесты — Любови Менделеевой. В это же время поэт пишет одно из заглавных стихотворений цикла, в котором отразились настроения тревоги, ожидания, поиски «ответа» и «разгадки»:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя…

Она — Вечная Женственность, Душа мира, Вечная Тайна, открытие которой неизменно приведёт к Истине. Он — влюблённый рыцарь, готовый к служению и поклонению Красоте Прекрасной Дамы.

В стихах о Прекрасной Даме, в этом поэтическом дневнике Александра Блока, отразились и сложные отношения молодого поэта со своей возлюбленной, и мистическое восприятие Блоком действительности, и сила его поэтического дарования. Невидимыми нитями в сознании поэта переплелись почитание неземной Прекрасной Дамы и реальной женщины Л.Д. Менделеевой. Ключом к пониманию мистической символики в блоковских стихах является учение и поэзия Владимира Соловьёва. Главной темой поэтического цикла «Стихи о Прекрасной Даме» является любовь как романтическое соединение души поэта с «мировой душой». Материал с сайта

Прототип известного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) — возлюбленная и жена поэта — Любовь Дмитриевна Менделеева. Как божественная Беатриче для Данте, несравненная Лаура для Петрарки, Любовь Менделеева стала для Блока воплощением его неземной любви.В дневнике поэта сохранились записи об обстоятельствах его личной жизни, которые и легли в основу первого сборника. В 1901-1902 годах во время прогулок по петербургским улицам Блока всё чаще и чаще посещают видения: ему являлась Она, и юноша узнаёт в Её чертах пленную Мировую Душу. А летом 1901 года предмет «мистической страсти» Александра Блока приобретает вполне реальные черты его невесты — Любови Менделеевой. В это же время поэт пишет одно из заглавных стихотворений цикла, в котором отразились настроения тревоги, ожидания, поиски «ответа» и «разгадки»:Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —Всё в облике одном предчувствую Тебя.Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,И молча жду,— тоскуя и любя…Она — Вечная Женственность, Душа мира, Вечная Тайна, открытие которой неизменно приведёт к Истине. Он — влюблённый рыцарь, готовый к служению и поклонению Красоте Прекрасной Дамы.В стихах о Прекрасной Даме, в этом поэтическом дневнике Александра Блока, отразились и сложные отношения молодого поэта со своей возлюбленной, и мистическое восприятие Блоком действительности, и сила его поэтического дарования. Невидимыми нитями в сознании поэта переплелись почитание неземной Прекрасной Дамы и реальной женщины Л.Д. Менделеевой. Ключом к пониманию мистической символики в блоковских стихах является учение и поэзия Владимира Соловьёва. Главной темой поэтического цикла «Стихи о Прекрасной Даме» является любовь как романтическое соединение души поэта с «мировой душой».

Редко какой лирик не касается темы «Прекрасной Дамы». Вот и Александр Блок, первый поэтический сборник которого вышел в 1905 году, его так и назвал — «Стихи о Прекрасной Даме».

Идею дать такое имя циклу подсказал автору русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Цензура не приложила руку к сборнику поэта; это произошло благодаря протекции Э.К.Метнера, будущего известного руководителя издательства «Мусагет», с которым автор в дальнейшем поддерживал дружеские отношения.

«Стихи о Прекрасной Даме» состоят из трёх разделов, связанных между собой: «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб».

В первом разделе, «Неподвижность», собраны стихи, непосредственно обращённые к Прекрасной Даме. «В само понятие «Неподвижность» Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выражает идею постоянства, верности, рыцарского служения Прекрасной Даме». В этот раздел сборника «отобраны наиболее лирически сильные, ответственные, резко звучащие стихи».

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной — в улетающий день.

Раздышались цветы — и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

Второй раздел сборника, именуемый «Перекрёстки», другого плана. Существенно меняется палитра, ритм, появляется Петербург в видении Блока. Пред нами – его Город. Если «Неподвижность» — всё о деревенском, о чудном мире Природы, то «Перекрестки» — это о некоем повороте, который совершил автор. Уже стартовое стихотворение «Обман», его название, скажет нам о многом. Лучезарность строк позади, многозначительность и откровенная дерзость – впереди. Вместо розовых зорь – фабричная гарь, в глаза мечется красный свет.

Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки.
В светлых струйках весело пляшет синева.
По улицам ставят красные рогатки.
Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!

Раздел «Ущерб», третий по счёту — переходного плана. Впереди новый сборник стихов — «Нечаянная радость».

«В одном из поздних писем (весна 1914 года) Блок изрёк вещие для него слова, относящиеся в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни, по которой он шёл «стезёю правды: «…искусство там, где ущерб , потеря, страдание, холод. Эта мысль стережёт всегда…». Название заключительного раздела книги «Стихов о Прекрасной Даме» — «Ущерб» — содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в блоковском письме.

«Настоящее вокруг Тебя, живой и прекрасной русской девушки » — так писал Блок своей невесте, делая комментарии к сборнику о «Прекрасной Даме». Выход этого поэтического труда Блока не прошёл незамеченным. Одним из первых критиков поэта явился его друг Андрей Белый (конфликтных ситуаций на тот момент между ними ещё не было). «Здесь в Москве есть люди, которые ставят Вас во главе русской поэзии. Вы и Брюсов нужнейшие поэты для России ».

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии - - «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. «Высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу. «Стихи о Прекрасной Даме» многоплановы. Там, где в них говорится о реальных чувствах и передается история «земной» любви, - это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе - они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном».

Сюжет блоковского цикла «Стихи о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом. Участники этого сюжета - «он» и «она». Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина, каждое свидание с которой открывает в ней лирическому герою какую-либо новую черту. «Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека» или встречается с ней «на закате». В разные встречи на ней может быть «сребристо-черный мех» или «белое платье». Она скрывается «в темные ворота» и т. п. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой

Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой»… То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблен» - вполне «земная» самохарактеристика. А далее он уже «безрадостный и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Драматизм ситуации ожидания - в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, его поведение определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» - влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» - безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя

21. Блок. «Стихи о России»

Отечество для Блока - маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок показывает нам и старую Русь, и революционную Россию, охватывая большой период истории. Он не оставил вниманием даже такое отделенное от нас веками событие, как Куликовская битва.

У Блока существует цикл стихотворений «На поле Куликовом», где в каждом слове чувствуется неизбывная любовь к Родине: «О, Русь моя! Жена моя!» - так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. «Наполе Куликовом» - произведение, где Русь предстает в дыму и крови, истерзанной, (!) но гордой.

Совсем другой представляется нам страна в стихотворении «Русь». Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы. Это загадочно, дико, страшно, но в то же время прекрасно. Однако за сказочными картинами скрывается печаль ный образ нищей, убогой жизни. Он проглядывает лишь за отдельными словами: «под заревом горящих сел», «утлое жилье». А разгадка той тайны, о которой стихотворение, в У том, что:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот -она не запятнала,

Первоначальной чистоты.

Для того чтобы постичь «живую душу», нужно не просто наблюдать за нею, нужно разделить, с русским народом его жизнь, его судьбу. В стихотворении «Россия» страна открывается еще с одной стороны. Этот образ будет близок каждому, кто хоть раз был в деревне, ехал по разбитой проселочной дороге. Поэт всего в нескольких строфах, но так живо передал облик русской деревни с ее «расхлябанными колеями» и «серыми избами». Такие картины остаются правдивыми и по сегодняшний день. Помимо любви к Родине здесь видна вера в ее силу и несокрушимость («… не пропадешь, не сгинешь ты»).

Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина - женщина; она подобна «прекрасной незнакомке», к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока - понятия неразделимые и одинаково значимые.

А. А. Блок жил в революционное время. Он чувствовал грозу, носившуюся в воздухе,.наступление Октября. И он пишет:

Я верю: новый век взойдет

Средь всех несчастных поколений.

Поэма «12» КАК НИ СТРАННО ТОЖЕ О РОДИНЕ (ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ)

Возникновение поэмы «Двенадцать» было закономерно. Блок размышлял о дальнейшей судьбе России. Это произведение до сих пор трактуется неоднозначно. Даже сам автор, как известно, сомневался в правильности выбора образов.

Блок - символист, его поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: «Черный вечер. Белый снег». Черный цвет - зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый - чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это - кровь.

Старый мир уподобляется шелудивому псу. Его пытаются прогнать - он бредет следом, не отстает.

Рваный ритм стихов призван отразить поступь революции. Строки то рвутся вперед, то замедляют ритм. Это - «музыка» тех дней, сама атмосфера революции.

Кульминация поэмы - появление двенадцати апостолов в образе двенадцати солдат (или наоборот?). Во главе их - Иисус Христос. Блока осуждали за это, он и сам колебался, но понял - этот образ единственно верный. Тут Христос выступает не как некая религиозная фигура, сверхчеловек, сын Божий. Этот образ лишь позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.

«Двенадцать» - неоднозначное произведение. Кто-то видел в нем «поэму революции», кто-то - нет. Одни осуждали без всяких оговорок, другие же, наоборот, безапелляционно признавали поэму лучшим творением автора. Бесспорно одно - Блок показал Россию в совершенно новой ипостаси.

Постепенно Родина у Блока из простушки, у которой «плат узорный до бровей», превращается в страну фабричных труб и заводских стен. Поэт много размышлял о национальной промышленности и видел в ней путь к обновлению.

Блок воспевал Россию как прекрасную женщину с множеством ликов. Он видел в этом свое призвание.

«Стихи о Прекрасной Даме» - лирический цикл А.А. Блока. Цикл составил сердцевину первого тома собрания стихотворений Блока и стал важнейшим событием в духовной биографии поэта, а также в истории русской поэзии начала XX в. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах. Он разделил свою поэзию на три тома, каждый из которых знаменовал определенный этап пройденного им жизненного и творческого пути. Три тома вместе составили целостную «трилогию», «посвященную одному кругу чувств и мыслей». В этой картине целого первый том воплотил блоковское переживание мистического идеала, а центральное место в нем отведено самому обширному по объему циклу — «Стихам о Прекрасной Даме». В последнем прижизненном издании блоковской лирики 1922 г. цикл включает 164 стихотворения, написанных в период с весны 1901 по осень 1902 г. Однако этот состав, воспринимаемый сегодня в качестве канона, сложился не сразу. История его формирования отражает движение во времени заветных поэтических идей Блока, который в одном из писем А. Белому признавался: «...Вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Название будущего цикла впервые появилось в печати в 1903 г. в связи с публикацией в московском альманахе «Северные цвета» десяти лирических стихотворений Блока и было предложено составителем и редактором альманаха В.Я. Брюсовым. В дальнейшем это название традиционно использовалось Блоком для обозначения своей ранней мистической лирики, издававшейся в разные годы в разных тематических и композиционных составах. Так, в конце октября 1904 г. в московском издательстве «Гриф» вышла первая отдельная книга поэта с тем же названием «Стихи о Прекрасной Даме». В позднейший окончательный текст цикла вошло вдвое больше стихотворений, а также существенно изменилась его композиция.

Первая поэтическая книга, написанная эзотерическим языком, адресована немногим «посвященным». Необходимость последующих переизданий была вызвана в том числе стремлением Блока «прояснить» содержание «Стихов о Прекрасной Даме». Второе издание этого корпуса стихов Блок начал готовить по предложению издательства «Мусагет» осенью 1910 г. Это издание, предназначенное уже для собрания стихотворений, Блок предварил предисловием, в котором называл всю лирику «трилогией». Первый том собрания, вышедший в мае 1911 г., включал «Стихи о Прекрасной Даме» в новом качестве. 300 стихотворений были разделены на семь частей, помеченных годами с 1891 по 1904. А.А. Блок использовал здесь хронологический принцип построения тома. В 1916 г. издательство «Мусагет» осуществило новое издание произведений Блока в четырех книгах. Это вызвало повторную переработку состава «Стихов о Прекрасной Даме»: исключение 89 стихотворений и введение других 27, не входивших в предыдущее издание. Впервые в этом издании стихи первого тома разделены на три лирических цикла: « Ante Lucem » (1898—1900 гг.), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901—1902 гг.) и «Распутья» (1902—1904 гг.). В пятом издании Собрания сочинений (Пг., 1922) Блок хотел написать прозаический комментарий к «Стихам о Прекрасной Даме», но замысел не был осуществлен. Именно в этом издании цикл включал 164 стихотворения и был разделен на шесть рубрик, отмеченных местом и временем написания стихотворений. Теперь можно сказать, что первое издание «Стихов о Прекрасной Даме» (книга 1904 г.) явилась основой не столько для последующего одноименного цикла, сколько для последнего раздела первого тома — цикла «Распутья».

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» произошло открытие новой для всей литературы 1900-х гг. темы мистического женского начала мира. Родословная образа Прекрасной Дамы достаточно широка. Блоку близки характерный мотив средневековой культуры — рыцарского поклонения Даме; традиции мистической лирики Ренессанса, в особенности Данте и Петрарки, в творчестве которых освоение бытия происходит через любовное чувство, а женский образ (Беатриче, Лаура) отождествляется с образом мира в его идеальном воплощении, в примирении всех противоречий. В русской поэзии А.А. Блок видит своих предшественников в Жуковском и особенно в Фете, достигшем необыкновенной изощренности в изображении человеческих чувств и их соотнесении с явлениями природной жизни. Блок находит близкие для себя мотивы и в поэме Я.П. Полонского «Царь-Девица» с ее древнерусским и сказочным колоритом. Но главным источником влияний в момент написания стихотворений будущего цикла явилась поэзия В.С. Соловьева, с которым он познакомился на рубеже веков и которая «овладела всем его существом». От Соловьева Блок воспринял культ Вечной Женственности — Души Мира, плененной мировой пошлостью и ждущей своего освобождения. Молодой Блок охвачен в это время тревогой и ожиданием мировых катастроф. Наступление нового века воспринимается им как начало всеобщего обновления и перерождения человека. В 1901—1902 гг. поэта посещают видения. Ему является она, и в ее чертах он узнает Мировую Душу, образ которой причудливо переплетается в его сознании с чертами реальной женщины, его будущей невесты — Л.Д. Менделеевой (в 1901—1902 гг. развиваются их любовные отношения). Почитание неземной Прекрасной Дамы и влюбленность в конкретную женщину слились в единое чувство и породили творческое напряжение невиданной силы.

«Стихи о Прекрасной Даме» — единый текст, продуманный в каждой частности и организованный по законам большой музыкальной формы. В основе цикла лежит простой мотив: лирический герой — «рыцарь» (инок, юноша, поэт) стремится к ней. За этим стремлением скрыто самое разнообразное содержание: поиски жизненного пути и цельного мировоззрения, порывы к идеальному и красоте, постижение Бога. Эти мистические переживания, которыми был охвачен поэт, потребовали создания особого эзотерического языка. В цикле разработана всеобъемлющая система символов. В предметах и явлениях эмпирической действительности Блок провидел намеки на иной, совершенный трансцендентальный мир. Подлинное содержание символов соотносится с запредельным, но базу для них Блок ищет и находит в окружающей жизни. Вслед за Соловьевым Блок считал, что только в экстатическом состоянии можно проникнуть в тайны бытия. В философской лирике цикла, оформленной почти как дневниковые «записи» внутренних состояний лирического героя, его главным «поступком» становится углубленное созерцание, предчувствие посланницы «миров иных».

Сочинение

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...

Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время
переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и
игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди
измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.

Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,
особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш
поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в
райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к "Прекрасной Даме", в красоте ее,
"Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он
отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой - слуга; порою - милый;

И вечно - раб.

Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание
потеряет часть своей первозданной красоты:

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович
сам начинает искать свою "Прекрасную Даму": мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих... Ищет бездушное, бессловесное творенье
свое - находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и
прозрачную... Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и
лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»:
грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому
лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки
«двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:

И полны заветной дрожью

Долгожданных лет,

Мы помчимся к бездорожью

В несказанный свет.

Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он
тогда ощущал:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

И твое золотое весло.

Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они
стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца
не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью,
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому
очень долго просто любовался совершенством её красоты:

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая
половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.

С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её
любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала
силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
несправедливости бытия:

…А там, наточив топоры,

Веселые красные люди,

Смеясь, разводили костры…

Со мною – весенняя дума,

Я знаю, что Ты не одна…

Скрипки стон неутомимый

Напевает мне: «Живи!»

Образ девушки любимой –

Повесть ласковой любви.

Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.

Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое
из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти
отдельные и слаженные фрагменты живы,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить
ритм биения сердца его:

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны!

Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным
созвучием в цикле «О прекрасной даме».