Потешка пример произведениях. Что такое потешки. Потешки для развития речи и мелкой моторики

01.07.2020

Департамент города Москвы

ГОУ Педагогический колледж №5

Реферат по предмету детская литература

«Потешки»

Выполнила студентка 1 курса экстерната: Картавцева Н.Л.

группа: 1«а»

Преподаватель: Щепоткина С.В.

Москва, 2009

Введение 4

Определение потешки 5

История потешки 6

Значение потешки 7

Список литературы 14

Введение

Существует давняя традиция - сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Определение потешки

ПОТЕ́ШКИ - короткие стишки (реже песенки), предназнач. для развлечения детей младенч. возраста и сопровождающ. элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешки - позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоц. состояние. Наиболее. популярные сюжеты потешки "Ладушки" (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключит. словах ручки разводят и кладут на голову: "Полетели, на головку сели!" ); "Сорока" (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); "Идет коза рогатая" (жесты взрослого изображают встречу с козой). потешки - замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства.

История потешки

Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает свое творчество найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Художественное народное искусство создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство называют фольклором. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Значение потешки

Поэзия пестования, согласно - объединяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, докучные сказки. Эта группа многообразна по поэтике, по характеру исполнения, по своему бытовому назначению. Именно эти жанры отражают взгляды народа на воспитание, в них озабоченность физическим, психическим и нравственным здоровьем ребенка. Совокупность и взаимосвязь их дают то, что следует называть "народной педагогикой", вернее педагогикой раннего детства, так как использование этих жанров особенно важно в первые годы жизни ребенка, отсюда и второе название раздела - "материнская поэзия". Ценность фольклорных произведений этой группы обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания, эмоциональные обращения заставляют ребенка вслушиваться в звучащую речь. Это особенно важно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слово. В процессе вслушивания возникают слуховые ориентировочные реакции (слуховая аутостимуляция), позволяющие установить двусторонний контакт с ребенком на звукопой основе. Ребенок выделяет речь из всех других звуковых сигналов, отличает от шумов и музыкальных звуков. Активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммировано в самом тексте малых фольклорных форм:
Люли-люли-люлюшки,
Прилетали гулюшки
Прямо к Маше в люлюшку
Да спотешали любушку.
Повторяющиеся звукосочетания рассчитаны и на развивающуюся подражательную способность ребенка.
Потешки, частушки, прибаутки содержат разнообразный звуковой материал для овладения первыми звуковыми навыками. Поэзия пестования готовит ребенка к игре, раскрывает эстетическую суть игры на уровне слова, открывает разнообразный окружающий мир.
II. Бытовой фольклор объединяет жанры, отразившие различные стороны детского быта. Это круг произведений "сельскохозяйственной детской словесности", прикрепленный к разным моментам участия детей в заботах повседневной жизни взрослых:
Ти-та-та, ти-та-та. Пожалуйте решета. Мучки насейте, Пирожки затейте.
Эта песня-перегудка сопровождала процесс замеса теста. При возвращении из леса с удачной добычей приговаривали так:
Уж ты, гриб Грибовой, Доведи меня домой.Либо сам, либо сын, Либо пасыночек.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детской саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка. или:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
На деточка пойдет,
Через киску упадет! или:
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ,топ!
-
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Травка - муравка, сосна поднялась,
Птица - синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку, мышка - за корку,
Детки - за молоко.
или:
Умница Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.
При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Воспитатели могут вводить в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...».
В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.
В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Необходимо подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с
радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному искусству, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, мама приговаривает:
Валенки - валенки,
Невелички маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу
При укладывании спать:
Спи, усни, дитя, Сереженька, Все ласточки спят,
Все касаточки спят, Нашему Сереженьке Спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. Я считаю, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.потешке : «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик» ...

  • Специфика активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста

    Курсовая работа >> Психология

    По правилу, сформулированному в тексте потешки . Таким образом, развивается понимание... , происходит развитие непроизвольной памяти. Многие потешки и приговорки, необходимые в игре, ... речи. Предлагаем вам русские народные потешки , считалки, прибаутки, которые...

  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического

    Самостоятельная работа >> Педагогика

    Упражнений и одной потешки . Сначала делаются упражнения, потом потешка с движением обеих рук... мизинец слегка согнуть, поднять вверх). ПОТЕШКА «АПЕЛЬСИН» (начинать с мизинца, загибать... и соединить в форме чашки). ПОТЕШКА «СОРОКА» (При произнесении текста...

  • Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника

    Сочинение >> Психология

    Во всём его жанровом многообразии: потешки , пестушки, загадки, считалки, ... действиям, движениям. Во многих потешках , прибаутках наличествует игровое начало; ... по дороженьке. Детскую активность вызывает потешки , составленные в диалогической форме. Например...

  • что такое потешка и получил лучший ответ

    Ответ от Мираж[гуру]
    Потешка - жанр устного народного творчества.
    Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям.
    Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова) . Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.
    Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке "ладушки", как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.
    Потешки:
    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая -
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ.
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодает,
    Забодает, забодает!
    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    Деток кормила,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    "Мал, мал, не хорош!
    Ты водички не принес.
    Кыш, пошел! "
    Источник:

    Ответ от Никита Манфановский [новичек]
    о


    Ответ от Илья Ликанэ [новичек]
    00


    Ответ от Александр Кунгуров [новичек]
    Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка


    Ответ от Ирина Неклюдова [активный]
    Потешка-это элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.


    Ответ от 3 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое потешка

    Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

    Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

    Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

    Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

    За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

    Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

    Потягунушки,
    Порастунушки,
    Поперек толстунушки,
    А в ножки ходунушки,
    А в ручки хватунушки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Пестушки и потешки - тексты, примеры.

    Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

    Ах, поёт, поёт
    Соловушка!
    Ах, поёт, поёт
    Молоденький;
    Молоденький,
    Хорошенький,
    Пригоженькой!

    Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

    Потягунюшки, поростунюшки!
    Роток-говорунюшки,
    Руки-хватунюшки,
    Ноги-ходунюшки.

    Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

    Дыб, дыб, дыбочек,
    На первый годочек!

    Когда ребёнок учится ходить:

    Ножки, ножки,Куда вы бежите?
    - В лесок по мотом
    Избушку мшить,
    Чтобы не холодно жить.

    Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

    Тяни холсты,
    Тяни холсты,
    На рубашечку,
    На столешничек.

    Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

    Тоню тяну,
    Рыбу ловлю,
    В кошель кладу,
    Домой несу:
    Щýрки в кýчки,
    Плотички в полички»
    Один ершок
    -Да и тот в горшок.
    Щей наварю,
    Николая накормлю,
    Спите-тко, ребята,
    Не чухкайте.

    Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

    А тпру, тпру, тпру!
    А тпру, тпру, тпру!
    Не вари кашу круту,
    Вари жиденькую,
    Вари мяконькую,
    Да молошненькую.

    Тюшки, тютюшки,
    На горе пичужки.
    Там Ванюшка был,
    Пичужку, поймал.

    А тари, тари, тари!
    Куплю Маше янтари,
    Останутся деньги,
    Куплю Маше серьги,
    Останутся пятаки,
    Куплю Маше башмаки,
    Останутся грошики,
    Куплю Маше ложки,
    Останутся полушки,
    Куплю Маше подушки,

    Ехала барыня

    По ровненькой дорожке,
    По кочкам,по кочкам
    -Да бух!

    Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

    Три-та, та, три-та, та!
    Вышла кошка за кота.
    Ходит кот по лавочке,
    А кошечка по подлавочке,
    Ловит кота за лапочки:
    - Ох ты, котик, коток,
    Крутолобенький!
    Поиграй ты, кот, со мной,
    С Машкой, кошкой молодой!

    Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

    Скок-поскок!
    Молодой дроздок
    По водичку пошёл,
    Молодичку нашёл,
    Молодиченька,
    Невеличенька:
    Сама с вершок,
    Голова с горшок.
    Шу-вы! полетели,
    -На головушки и сели.

    Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

    Идёт коза рогатая,
    Идёт коза бодатая:
    Ножками: топ! топ!
    Глазками: хлоп, хлоп!
    Кто кашки не ест,
    Кто молока не пьёт,
    Того забодает, забодает.

    Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

    Ладушки, ладушки!
    - Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашка сладенька,
    Бражка пьяненька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    -Шу-у-у - полетели,
    На головушку сели.

    Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

    Сорока, сорока,
    Сорока-белобока
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,К
    ашки не едали.
    Всё своим деткам отдала.

    Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

    Этому дала на блюдечке,
    Этому на тарелочке,
    Этому на ложечке,
    Этому поскрёбышки.

    Останавливаясь на мизинце, добавляют:

    А этому нет ничего.
    А ты мал малéнек:
    За водицей не ходил,
    Дров не носил,
    Кашки не варил.

    Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

    Шу-у-у, полетели
    -На головушку сели.

    Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

    Большаку дрова рубить (большой палец),
    А тебе воды носить (указательный),
    А тебе пéча топить (безымянный),
    А малышке песни петь (мизинец),
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.

    Перебирают пальцы и при этом говорят:

    Идут четыре братаНавстречу старшему.
    - Здравствуй, большак! - говорят,
    - Здорово, Васька-указка,
    Мишка-серёдка,
    Гришка-сиротка
    Да крошка Тимошка.

    Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

    Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

    Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

    На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

    Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

    По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

    На этом уроке вы познакомитесь с пестушками, потешками и прибаутками, узнаете, с какой целью они используются, и научитесь их правильно читать.

    Это шуточное четверостишие, в котором есть смешные словечки. А чтобы узнать, как в народе называют такие стишки, нужно расшифровать следующее слово:

    Акшетоп

    Прочитайте его справа налево:

    Потешка

    Потешка - это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

    Прочитайте некоторые из них:

    Стучит, бренчит по улице:

    Фома едет на курице,

    Тимошка на кошке

    По кривой дорожке (рис. 2).

    Рис. 2. «Стучит, бренчит по улице» ()

    На стене часы висели,

    Тараканы стрелку съели,

    Мыши гири оторвали,

    И часы ходить не стали.

    А коток, коток, коток,

    Кучерявенький лобок,

    Украл у бабушки клубок,

    И запрятал в уголок,

    А бабушка догнала

    За чубочек подрала (рис. 3).

    Рис. 3. «А коток, коток, коток…» ()

    Прочитайте несколько стишков:

    - Федул, что губы надул?

    - Кафтан прожёг.

    - Можно зашить?

    - Да иглы нет.

    - А велика дыра?

    - Один ворот остался (рис. 4).

    - Я медведя поймал!

    - Так веди сюда!

    - Так не идёт.

    - Так сам веди!

    - Да он меня не пускает! (рис. 5)

    Собака

    - Собака, что лаешь?

    - Волков пугаю.

    - Собака, что хвост поджала?

    - Волков боюсь.

    Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это - прибаутки.

    В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками .

    Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-то сказочный сюжет. Например:

    Непоседа-малышок,

    Светлая головушка,

    Заливается, поёт,

    Прямо как соловушка!

    Не беда, что нет уменья,

    Много радости от пенья (рис. 6).

    Уходи с дороги кот!

    Кукла Танечка идёт,

    Кукла Танечка идёт,

    Ни за что не упадёт!

    У русского народа, как и у любого другого, есть своё бесценное богатство - фольклор. Мамы, бабушки, няни сочиняли для своих маленьких деток прибаутки, песенки, пестушки.

    Пестушки - это маленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками.

    Слово пестушки происходит от слова пестовать - холить, лелеять, нянчить.

    Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

    Потягунюшки,

    подрастунюшки,

    роток говорюнюшки,

    руки хватунюшки,

    Познания малыша об окружающих предметах формируется в зависимости от того, что ему рассказывают, поэтому зверушки наделены человеческими качествами.

    Потешки, прибаутки, пестушки нужно рассказывать особым голосом: ласково, нежно, чтобы ребёнок понял, что они обращены именно к нему, и чтобы ребёнок понял, что именно этими потешками или пестушками мама, няня или бабушка хочет ребёнку сказать. Читайте их медленно, нараспев, нежно. Например:

    Собака на кухне

    Пироги печёт.

    Кот в углу

    Сухари толчёт.

    Кошка в окошке

    Платье шьёт.

    Курочка в сапожках

    Избушку метёт (рис. 8).

    Рис. 8. «Собака на кухне…» ()

    Так растёт малыш:

    • пестушки - качаем на руках, убаюкиваем;
    • потешки - играем ручками и ножками;
    • прибаутки - учим познавать окружающий мир.

    Список литературы

    1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
    1. Detyam-knigi.ru ().
    2. Nsportal.ru ().
    3. Doc4web.ru ().

    Домашнее задание

    1. Дать определение пестушкам.
    2. Объяснить различие между потешками и прибаутками.
    3. Выучить понравившуюся потешку наизусть.

    Создало немало литературных жанров, которые выполняют обучающую и развлекательную функцию. Наряду с пословицами, поговорками и загадками в народном творчестве появляются потешки. Эти произведения народного фольклора, в отличие от других жанров, предназначены для детей, в них объединяются действия и стихи. Для начала мы с вами узнаем, что такое потешка, определение для которой старались дать многие ученые. Нельзя забывать, что она является частью наследия духовной культуры, и наследие это формировалось годами.

    Что это за жанр?

    Если пытаться разобраться, что такое потешка, определение для нее можно найти в литературе, посвященной разбору фольклора и его жанров. Это небольшой веселый стишок, который комментирует действия ребенка и развивает его память и воображение. Их произносят спокойным тоном, можно и спеть.

    В этих произведениях отразился многовековой опыт, передаваемый от поколения к поколению. Такие стихи, написанные разными народами, выявляют огромное сходство друг с другом. Эстетическая ценность потешки огромна, и она влияет на формирование художественного вкуса у детей. Все эти жанры дают возможность развития речи для ребенка, он запоминает лексику, правильное употребление словоформ, у ребенка обогащается личный словарь. Слушая их, ребенок готовится к восприятию народной сказки. Зная, что такое потешка, определение для детей вы сможете дать сами. А затем уже можно приступать к изучению других жанров народного фольклора.

    Смысл потешки в древности

    Многие спрашивают, что такое потешка, определение и фото которой мы постарались привести в статье. В древности она представляла собой часть процесса пестования. А этот процесс включал в себя взаимодействие родителей с биополем Земли с целью передать ребенку жизненную энергию.

    Потешки выполняли функцию включения человека в общество и процесс общения. То есть сопровождение разных действий с помощью таких стишков помогало включить ребенка в общий энергетический поток земли. Таким образом, древние славяне могли наладить безболезненную адаптацию ребенка к окружающему миру. Праславянская культура была органично приспособлена к окружающему миру, люди умели взаимодействовать с природой и растили детей на поклонении природе.

    Какие функции выполняют потешки

    Многие лишь поверхностно представляют, что такое потешка. Определение для нее не будет полным, если не учитывать такой фактор: она учат маленьких детей пониманию речи, помогает формировать фонематический слух. Дети учатся различию разных типов интонации, учатся делать свою речь выразительной.

    Другая важная функция этих стихов - это помощь физическому развитию ребенка. Ребенок изучает жесты, движения, развивает мелкую моторику пальцев.

    Задача взрослого человека - помочь ребенку овладеть родной речью с помощью потешек. Особенно важно это для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Изучение потешек является на этом пути важным способом помочь ребенку овладеть его родной речью, освоить духовное богатство, которое народ накопил годами. Устное народное творчество становится основой для развития интеллекта, подготавливает ребенка к освоению богатств художественной литературы и художественной культуры вообще.

    Соответствие потешек разным периодам развития ребенка

    Если вы хотите, чтобы ваш малыш адекватно с вами общался, то вам надо знать как минимум 2 потешки (или хотя бы 2-3 стишка). Они помогут вам наладить эмоциональное общение. Это очень важно для ребенка в первые месяцы и годы его жизни. Ласковый голос его мамы, ее прикосновения и нежные слова - все это оказывает большое влияние на ребенка, помогает ему привыкнуть к окружающей среде.

    Потешки по содержанию не сложные, и по форме они простые, но значение их для ребенка огромно. Они имеют простую рифму, в них много восклицаний, слов, которые часто повторяются. Все это заставляет малыша прислушаться, посмотреть на лицо говорящего, обратить внимание на его мимику.

    Для каждого периода развития существует свой набор потешек. Если вы ищете, что такое потешка, определение (5 класс содержит этот вид фольклора в своей программе), оказывается, что это, несмотря на простоту, выдающееся произведение, часть устного народного творчества.

    Развитие ребенка до трех лет

    Известно, что раннее детство делится на микропериоды, приблизительно по три месяца. Это, например, время от рождения до трех месяцев, от трех месяцев до шести, от шести до девяти, от девяти до года. В это время ребенок интенсивно осваивает окружающий мир, узнает те азы, которые в дальнейшем помогут ему стать полноправным членом общества. Если вы хотите узнать, что такое потешка, определение которой может быть разным, вам надо обратить внимание на произведения, придуманные для детей в возрасте от рождения до трех лет. Это огромный пласт литературы.

    В это время дети внимательно слушают не только потешки, но и прибаутки, пестушки, скороговорки, другие виды фольклора. Вот один пример.

    По синю морю корабль бежит,

    Сервый волк на носу стоит,

    А медведь паруса крепит,

    Заюшка кораблик за веревку ведет,

    Лисичка из-за кустика хитро глядит:

    Хочет зайку украсть

    И веревку забрать.

    Пестушки

    Эти произведения предназначены для детей в возрасте от рождения до года или двух. Если вы еще не знаете, что такое потешка, определение которой вызывает у вас затруднение, но хотите ее использовать, то вам лучше начать с пестушек.

    Они характеризуются тем, что взрослый помогает ребенку выполнять движения, помогает ему двигать ручками и ножками. Мама обнимает ребенка, массирует, говоря ему такие слова, как «потягунючки» и «потягушечки».

    С помощью пестушек ребенка учат хлопать в ладошки. Ему говорят: «Ладушки, ладушки, где были - у Аннушки». Потом оказывается, что ладушки были у Микешки и ходили к Трошке есть картошку. И далее в том же роде.

    Когда и как использовать потешки

    Если вас интересует, что такое потешка, определение для детей, то надо сначала выяснить, в каких жизненных ситуациях они применялись. Эти стихи помогали организовывать жизнь ребенка. И сейчас потешки действенны в тех случаях, когда ребенка надо одеть на прогулку, когда его надо успокоить (например, в случае, если он не хочет идти купаться). Такие произведения народной культуры выполняют важную обучающую функцию, знакомят ребенка с понятиями окружающего мира. Но главная их функция - развлекательная.

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая,

    Ножками - топ-топ,

    Глазками - хлоп-хлоп.

    Потешки-небылицы

    Для ребенка в возрасте от 3 до 6 лет можно рассказывать потешки-небылицы, объясняя по ходу, что такое потешка. Определение для школьников и детей дошкольного возраста уже должно быть более точным. Такая небылица имеет сказочный или фантастический сюжет. Она подходит для детей, которые могут отличить реальность от выдумки. При чтении этих произведений взрослый должен изображать в голосе удивление, чтобы ребенок понял, что события, которые описываются, явно нереальные.

    Между небом и землей

    Поросенок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.

    И еще интересная небылица:

    На березе сидит заяц,

    Книжку вслух читает,

    Прилетел и сел медведь,

    Слушает, вздыхает.

    Как считает Валерий Яковлевич Пропп, русский лингвист, в небылицах действительность выворачивается наизнанку. Это алогичные ситуации, рассказ о которых производит комический эффект. Для достижения такого эффекта в небылицах знакомые слова могут поменяться местами, например, не «баба доит корову», а «корова доит бабу». Такие небылицы помогают подготовить ребенка к восприятию фантастических сюжетов в художественной литературе, например к чтению приключений барона Мюнхгаузена, романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Самым выдающимся произведением такого жанра в русской литературе является стихотворение Корнея Чуковского «Путаница».

    Прибаутки

    Для детей в возрасте от двух до трех лет подходят не только потешки, но и прибаутки, в которых есть интересный сказочный сюжет. Главные действующие лица в прибаутках - это животные, которые обладают умениями производить осмысленные действия.

    Собака в избе

    Пироги печет,

    Кот на кухне

    Сухари толчет,

    Кошка в окошке

    Платье шьет,

    Курица веником

    Избушку метет.

    Такие прибаутки обычно рассказывают о жизни животных, но при этом они отражают человеческие отношения, которые сложились в обществе. Прибаутки похожи на матрешек - они стараются дать яркие признаки происходящего, все персонажи у них имеют ярко выраженные признаки. Прибаутки ярко отражают жизнь народа и рассказывают о ней на примерах, понятных ребенку. Если вы хотите знать, что такое потешка, определение в литературе вы можете найти в учебнике. Все эти фольклорные произведения имеют много общего друг с другом.